Костёнки. Где человек стал человеком

Внешне ничем не отличается от других деревень, расположенных по берегу Дона. Но оно известно не только в Воронеже и России, но и во всем мире. Что же помогло ему прославиться? Еще во времена Петра Первого в окрестностях села находили множество костей мамонтов. Уже в то время в городе, а в 17 веке это был город-крепость, велись раскопки. Но только в конце 20 века стали активно исследовать территорию села и даже открыли музей.

Окрестности села Костенки Воронежской области

Эта местность примечательна не только раскопками. С вершин которые называют "Сниженными Альпами" открывается великолепная панорама. Причудливые
изгибы русла Дона, множество пойменных озер и белоснежные меловые горы создают красивейшую картину.

Люди селились тут с незапамятных времен. Территорию между холмами и руслом занимают красивейшие пойменные луга. Примечательны и сами меловые холмы. Они издавна служили для людей источником мела. Из-за этого на высоте около 200 метров в них образовалось множество пещер. Одна из них даже какое-то время использовалась отшельником для жилья. Сейчас же эти холмы служат для отдыха - здесь создан горнолыжный курорт, которым славится Воронежская область. Здесь есть все: пять подъемников, восемь склонов длиной до 400 метров, ночное освещение и инструкторы. При отсутствии снега даже создается искусственное оснежение.

Древность этих мест

Ученые доказали, что в окрестностях села Костенки Воронежской области жили люди уже сорок тысяч лет назад. А новейшие исследования позволяют опустить этот возраст еще на 10 тысяч. Найденные здесь стоянки древних людей произвели настоящий переворот в исторической науке.

Оказывается, на территории Восточной Европы издавна жили люди, имевшие высокоразвитую культуру. Это опровергает современные представления о том, что человек зародился в Африке. Группа зарубежных ученых подтвердила, что именно на территории села Костенки Воронежской области около сорока тысяч лет назад возник человек современного типа, а оттуда расселился по всей Европе.

Начало археологических раскопок

С незапамятных времен люди находили здесь кости огромных размеров. Поэтому родилась легенда о существовании легендарного зверя Индера, которого можно увидеть только после смерти. После создания города-крепости Костенск по велению Петра Первого здесь были начаты Самые удивительные находки были перевезены в Петербургскую Кунсткамеру. В то время считалось, что найденные громадные кости принадлежат слонам Александра Македонского. Но раскопки тогда велись нерегулярно. Первые серьезные исследования стали проводиться в конце 19 века великим ученым Иваном Поляковым. На первой раскопанной им стоянке древнего человека были обнаружены наконечники копий, кремниевые орудия труда и даже украшения. Но планомерные исследования этой территории начались только в начале 20 века. И к настоящему времени было открыто около 60 стоянок древних людей, возраст которых ученые определяют от 15 до 45 тысяч лет.

Что показали раскопки

Уже при исследованиях в 19 веке стало ясно, что древние люди были не теми примитивными дикарями, которыми их представляла историческая наука. К нашему времени на территории заповедника Костенки было найдено множество свидетельств того, что во времена палеолита здесь жили люди, умеющие строить жилые сооружения, изготовлявшие многофункциональные орудия из костей и камня. Они обладали развитым искусством - нигде раньше не находили такие украшения со сложным орнаментом, подвески и совершенные статуэтки из Найдены они были под слоем вулканического пепла, что позволяет предположить, что изготовлены они были сорок тысяч лет назад. Именно в то время произошло крупнейшее в результате которого слой пепла накрыл огромную территорию.

Одна из статуэток, представляющая собой беременную женщину, стала символом не только Костенок, но и всей эпохи палеолита.

Создание музея

Ученые определили, что на этой территории люди жили постоянно. Даже во времена последнего оледенения, которое было около 20 тысяч лет назад, эти места были заселены.

Люди научились строить дома из костей и шкур мамонта. Над одним таким домом, который был раскопан в конце 20 века, решено было создать музей Костенки. Воронежская область благодаря ему вскоре стала известна во всем мире. Открылся он в 1979 году и первоначально был филиалом Воронежского краеведческого музея. Множество находок с территории Костенковских стоянок находится в Эрмитаже и самом Воронеже, но это небольшое помещение, построенное над древнейшим домом из костей мамонта, привлекает тысячи туристов каждый год.

Музей "Костенки" (Воронежская область)

В 90-е годы филиал отделился от Краеведческого музея и приобрел статус Государственного музея-заповедника. Кроме самого здания он включает в себя территорию почти 10 гектар, на которой расположены около 60 стоянок древних людей, а также Борщевское славянское городище. Сейчас это очень популярное место не только среди воронежцев, сюда едут со всей России и даже из-за рубежа. Кроме древнего жилища посетители могут увидеть множество украшений, найденных на раскопках, а также чучело мамонтенка в настоящую величину, воссозданное на основе найденных костей.

Многие знают о том, что село Костенки (Воронежская область) - интересное место. Каждый местный школьник знает, что такое "пойти в гости к мамонту", да и из самого Воронежа часто приезжают школьные экскурсии. В очень живописном месте расположено село Костенки (Воронежская область). Карта этой территории не показывает ничего примечательного, но люди все равно знают о достопримечательностях села.

Панко — производная форма канонических имен Павел, Панкратий, Пафнутий (Унбегаун. С.83; Грушко, Медведев. С.324), а также некоторых других (см.ПАНКИН).

В некоторых случаях фамилия могла быть образована и от прозвища; ср.: панок — сиб.«почти исчезнувшие лубочные картинки, богатырские, балагурные и все вообще, кроме духовных» (Даль); «бита для игры в бабки, налитая свинцом»; «большой нос»; «укладка из 3-4 снопов» (СРГСУ); смол.«о том, кто живет в довольстве» (СРНГ); «о молодом поляке или белорусе» (СРЯ); панки — «поляки»: «В Чухломском уезде есть поляна под названием Панщина, где жили какие-то панки (поляки)» (записано в Костромской губ.); «По губернии рассеяны курганы, холмы, могилы, которые народ зовет панками, панскими могилами» (записано в Олонецкой губ.) (СРНГ). См. также: ПАНОВ.

Ю.А.Федосюк полагает, что фамилию могли носить «потомки поляков, переселенных в глубь дореволюционной России во время войн с Польшей»; при этом фамилию Паньков тот же автор выводит из «производных форм имен Павел, Панфил, Панкрат, Пантелей и др.» (Федосюк. С.170-171). Е.Н.Полякова производит фамилию от неканони-
ческого имени или прозвища Панко из Пан (Полякова. С.168).

Исторические примеры: «Панков Иван Афанасьевич, 1596 г., Орел» (Веселовский I); «Федотко Панок, астраханец (в войске Разина), 1672» (Тупиков).

Приуральские примеры: «Крестьянин д.Пономарихина Панко Михайлов, 1579; крестьянин д.Лимеж на р.Лимеже Давыдко Юрьев сын Панков, 1623» (Полякова). В 1684 г. Иван Панков (возможно, именование по отцу) сделал вклад в Далматовский монастырь (Манькова. С.48).

В пределах будущего Камышловского у. фамилия известна с конца XVII в. В д.Горбуновой (4:8) в 1691/92 г. поселились уроженцы Чердынского у., жившие в Лимешском стане («на Исадах Лимешских») крестьяне — братья Исак, Григорий и Леонтий (Левка) Григорьевичи Панковы (перепись 1695 г.; возможно, потомки Д.Ю.Панкова - см. выше). Крестьянином Угецкой сл. (25:1) был Василий Дмитриевич Панков (перепись 1710 г.). Живший в д.Шаблишской (10:1) крестьянин Иван Артемьевич Панков бежал с сыном Прокопием в 1733 г. (II ревизия, 1745 г.).

В д.Чикуновой фамилию носили крестьяне; встречается в Камышловском, Пышминском, Талицком, Далматовском р-нах, в Екатеринбурге (Память; Т 1974). В Далматовском р-не зафиксирована также фамилия Паньков (Память — 5 чел.).

17.2. Чикунова деревня, приход Николаевской церкви , она же Чекунова (1869), село Чикуново (1956)

Текст приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство "Екатеринбург", 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.

Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!

КОСТЁНКИ (первоначальное название - город Костёнск, Константинов Яр), село Хохольского района.

Основано в 1642 году как город-крепость на Белгородской черте, который с 1779 года стал селом. Село Костёнки входило в состав Воронежского уезда, Гремяченского района (1928-1963). В 1791 году в Костёнках была построена каменная Покровская церковь. Центр волости. В 1867 году открыта земская школа.

В 1900 году в селе Костёнки имелось 5 общественных зданий, церковно-приходская школа, 2 кирпичных завода, 10 ветряных, 13 водяных мельниц, рушка, 6 мелочных лавок, 3 винные лавки, 5 чайных лавок.

С июля 1942 года по январь 1943 года Костёнки были оккупированы немецко-фашистскими войсками.

В Костёнках обнаружены стоянки человека периода позднего палеолита (остатки жилищ родовых общин из костей и бивней мамонтов), имеется археологический музей-заповедник.

В настоящее время в селе Костёнки имеются сельскохозяйственное предприятие «Хлебороб» и «Петродомус», 2 крестьянских фермерских хозяйства, ООО «Агрополк» по обработке древесины, средняя школа, детский сад, амбулатория, почтовое отделение.

Население: 3 012 (1859), 5 150 (1900), 6 108 (1926), 1 604 (2007), 1 137 (2011).

Уроженцами села Костёнки являются мемуарист А.А. Бартенев, Н.Д. Праслов, Д.З. Протопопов, И.Ф. Раздымалин.

КОСТЁНКИ, село Хохольского района, на правой стороне Дона.

Приобрело мировую известность в связи с обнаруженными стоянками человека периода позднего палеолита (40 тысяч лет назад). Здесь были найдены остатки жилищ родовых общин из костей и бивней мамонта. Жилища круглые или овальные с очагом в центре. Встречались и остатки наземных построек с множеством очагов. Обнаружено значительное количество находок, дающих представление об образе жизни и быте первобытных людей, их хозяйственной деятельности, свидетельствующих о зарождении искусства. В этом же месте люди жили и в более поздние времена. На левом берегу Дона напротив села обнаружены остатки жилища эпохи бронзового века (2-е тысячелетие до новой эры).

В селе Костёнки и окрестностях издавна попадалось множество диковинных костей. Местные жители рассказывали: легенду о чудовищном звере индре, который якобы хотел выпить Дон, но лопнул и разбросал свои кости по всей округе. На эти кости в своё время обратил внимание Пётр I. Тогда же, при Петре, сложилось такое представление, что до этих мест доходил полководец Александр Македонский, у которого были вооруженные слоны. Ныне известно, что кости принадлежат вымершему животному мамонту, на которого охотились люди позднего палеолита. Эти кости и дали название селу, хотя оно сначала именовалось иначе. В «Дозорной книге» 1615 года записано: «Пустошь на диком: поле на Констянтиновском яру Федора Оладьина на колодезе дикого поля на пашне пятьдесят четвертей в поле». В «Писцовой книге» 1629 года говорится: «Селцо, что был починок на Костентиновском яру, Костенки тож, на колодезе, за рекою за Доном что было в поместье за Федором Оладьиным, а ныне владеют помесные казаки». Сопоставляя эти данные, можно изложить события, связанные с возникновением села, следующим образом. Видимо, ещё в XVI веке около одного придонского яра жил человек по имени Константин. Потом это место запустело, но за ним сохранилось название Константинов яр, упоминаемый в документе 1615 года. Между 1615 и 1629 годом появилось сельцо, получившее название Костёнки.

В 1642 году в сельце была построена небольшая крепость (острожек). Поселение стало называться - город Костёнск. По данным 1676 года, здесь 164 двора драгун, пушкарей и других служилых людей. В XVIII веке в связи с утратой военного значения Костёнская крепость приходит в упадок. Посетивший её в 1769 году путешественник С.Г. Гмелин писал: «Город Костенской худ и мал, и хотя он укреплен валом и палисадником, но оные за недостатком поправления совсем развалились. Прежде построен был на сем месте острог для защищения жителей от татарских набегов, но в прошедшем столетии принуждены были сделать его крепостью, дабы с тем большею силою противиться нападению сего хищного народа; а как в нынешнее время не должно ожидать равной опасности, то крепостное строение оставлено в небрежении. Здесь живут только одни однодворцы, питающиеся земледелием».

Гмелин между прочим сообщал: «Жители заражены ложным мнением о великом подземельном четвероногом звере, которого бытие открывается после его смерти».

В 1779 году город Костёнск преобразован в село Костёнки.

Вся Воронежская земля (В.А. Прохоров, 1973 год).

Обладатель фамилии Панков, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека. В качестве источников могли использоваться: указание на профессию, особенности характера или внешности человека, название национальности или местности, выходцем из которой был человек.

Фамилия Панков произошла от прозвища Пан (Панок). Вероятно, предки Панковых были потомками поляков, переселенных в глубь дореволюционной России во время войн с Польшей. Ведь этих высланных с родины поляков окружающие русские называли панами или панками.

Уже в XV-XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -ов /-ев, -ин, изначально указывающие на прозвище отца. Основная же масса населения на протяжении долгого времени оставалась без фамилий.

После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и обозначение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

Таким образом, потомки человека, обладавшего прозвищем Пан (Панок), со временем получили фамилию Панковы.

Также не исключена версия образования фамилии от имени Панкратий (уменьшительное - Паня), в переводе с греческого означающего «всемогущий, всевластный». В православном именнике данное имя появилось в память о священномученике Панкратии, епископе Тавроменийский, родившимся в то время, когда Иисус Христос жил на земле. Святитель Панкратий всю свою жизнь усердно трудился над христианским просвещением народа. В течение одного месяца он построил храм, где совершал богослужения. Число верующих быстро росло, и вскоре почти все жители Тавромении приняли христианскую веру. Много лет святой Панкратий мирно управлял своей паствой. Но однажды язычники восстали на святителя и, выбрав подходящее время, напали на него и побили камнями. Так мученически окончил свою жизнь святитель Панкратий. Мощи святителя покоятся в храме его имени, в Риме.

Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Панков в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Панков представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.


Источники: Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения (Ведина Т.Ф.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.), Русские фамилии (Унбегаун Б.О.)

После долгого отсутствия в эфире и перерыва в съемках, которому в частности способствовала слякоть на улице, я в компании приятелей вырвался в однодневный фото трип. Целью нашей небольшой экспедиции было посетить три нигде неописанные пещеры в районе села Костёнки.

43 фотографии, общий вес 6,4 мегабайт

Уж не знаю, смогли бы мы без навигатора найти все три пещеры, о двух из которых, вобще нет никаких упоминаний где-либо.

2. По дороге в Костёнки заехали в Рудкино, посмотреть на заброшеный элеватор.

3. Увидев нас, элеватор обрадовался — тоскливо ему там:) Впрочем, как мы убедились потом, в гости к элеватору все же захаживают.

Подъем на элеватор затруднен, потому что отсутствует лестничный пролет на первом этаже. Мы воспользовались кустарной деревянной лесенкой. Лестничные пролеты настораживали трещинами в бетоне. И не дай бог там споткнуться — есть все шансы вылететь за борт в пустые оконные проемы. Вобще, при подъеме и при нахождении на этом сооружении, страху я натерпелся на год вперед.
Дело в том, что ваш покорный слуга несколько опасается высоты. А конкретнее — шаткой и ненадежной высоты, когда можно внезапно улететь к праотцам.

4. Мы на последнем этаже. Смотрим под ноги! Каждая дыра ведет к основанию элеватора. Брошенный камень летел вниз около трех секунд. Путем нехитрых вычислений было выяснено, что высота сооружения около 40 метров.
Никто в классики сыграть не желает? :)

Увеличить изображение

5. Зато из такого опасного места открывается великолепный вид на окрестности. Дестрой на ближнем плане вносит некоторое оживление в общую идилическую картину морозного утра.

Увеличить изображение

6. Рядом с пустой лифтовой шахтой обнаружилась коморка, в которой можно с относительным комфортом провести время на уютной кроватке. Защита от ветра опять же.

7. Наскальная живопись весьма оригинальна.

8. Мне кажется, что век этого элеватора будет недолгим. Панельные конструкции если и не развалятся в скором времени, то будут представлять опасность.

Увеличить изображение

9. Наконец-то под ногами земля!

10. buchkovdenis постигает устройство элеваторов времен развитого социализма.

11. Предостережение всем, кто не соблюдает технику безопасности на элеваторах.

12. Нам пора в дорогу к нашим главным целям. Окидываем взглядом окрестности и в путь.

13. Наш дальнейший путь пролегал через центр Костёнок и мимо музея, который законсервировал под своими сводами древнее палеолитическое жилище возрастом почти в 20 тысяч лет.

14.

15.

24. В окрестностях первой пещеры.

Увеличить изображение

25. Это главный вход в пещеру. Назовем его так, потому что пещера имеет сквозной проход и располагает еще одним входом/выходом.

26. Главный вход в пещеру достаточно велик, но тем не менее не позволяет войти в полный рост. От входа в обе стороны расположены такие же невысокие проходы.

27. Наибольший интерес представляет правый проход, ведущий в большой зал.

28. В зал ведет наклонный пол. Во многих местах я, при своих почти 2-х метрах, мог встать в полный рост.

29. Из зала открывается вид на второй вход в пещеру.

30. В пещере имеется несколько глухих карманов, в которых я решил поэкспериментировать с фонариком.

31. У второго выхода мы обнаружили останки нижней челюсти животного.

32. Мы в предбаннике второго выхода. Рядом со вторым выходом находится небольшой вход в еще одну маленькую пещерку. По своим размерам она сильно уступает основной пещере.

После спуска с горы, мы устроили небольшой привал. Нас ждало еще одно белое пятно на карте воронежской области.

33. Вид на вход во вторую пещеру в Костенках. Об этом подземном сооружении также нет никакой информации.
Чтобы достигнуть пещеры, нужно спуститься с горы, а потом подняться на еще более крутую гору.

34. Подъем для меня оказался очень тяжелым и я пока сосредоточил внимание на окружаещем ландшафте.
Маленький пупырышек на горизонте справа — тот самый элеватор.

Увеличить изображение

35. На «крыше» второй пещеры расположилась загадочная фигура. Бросается в глаза утоптанная вокруг нее площадка.

36. Издалека элеватор напоминает одинокую многоэтажку в поле.

37. Тут и там на снегу следы зверьков.

38. Единственный вход в пещеру. Вход достаточно обширный, но своды довольно низкие. Да и сама пещера небольшая: метров десять в глубину.

39. Портал как будто сложен вручную.

40. И в первой и в этой пещере есть следы пребывания людей в виде настенных надписей, но мусора почти нет. По своему строению пещера односводчатая с двумя колоннами: в центре зала и на входе.

41. Вид наружу примерно с середины пещеры.

Увеличить изображение

42. Правая часть зала. Стены посещенных нами пещер полностью или частично покрыты плесенью.

Как я уже говорил, о посещенных нами двух пещерах в Костенках нет никакой информации: ни о их примерном возрасте, ни о предназначении. Можно конечно предположить, что они являлись местом добычи породы для строительных работ, но это только предположения.

Третья в нашем списке пещера находится в лесу на очень крутом склоне. Вход в пещеру преграждает овраг. В общем в саму пещеру я не пошел: во-первых спуск по скользкой листве и траве давался очень трудно и был риск навернуться. Во-вторых, как выяснилось, пещера очень тесная и маленькая. Без штатива там толком ничего не снять. За время нашего путешествия и лазания по горам, с непривычки, я сильно устал, поэтому к нашей третьей пещере я шел налегке.
Зато об этой пещере есть хоть какая-то информация. Правда за ее достоверность я отвечать не могу.

Впервые материал об этой пещере был опубликован в 68 номере воронежских «Губернских Ведомостей» за 1869 год. Данный материал лег в дальнейшем в основу статей А.С. Пругавина в «Русской Мысли» за январь 1885 года, и А.А. Левенстима в «Журнале Министерства Юстиции» за сентябрь 1898 года, посвященных событиям, развернувшимся вокруг этой пещеры.

Пругавин и Левенстим место расположения описываемой пещеры определяют окрестностями села Костенки «верстах в 30 от Воронежа». Сегодня это село входит в состав Хохольского района, Воронежской области.

В статье Т. Рождественского «Самосожжение раскольников хутора Кастенки» приводится наиболее краткое повествование о событиях, развернувшихся в первой четверти XIX в. вокруг пещеры. Это повествование и будет взято за основу дальнейшего изложения.

«В самых первых годах XIX столетия в окрестностях хутора Кастенки появился какой-то отшельник — «чернец». В глухом лесу поселился он и стал копать себе пещеру в высокой, заросшей лесом горе Шахан, на берегу реки Крынки. Уединенная жизнь, пещерокопательство, издавна считающееся душеполезным подвигом в глазах народа, привлекли к нему внимание населения Кастенок. Пошла молва о появившемся «Божьем человеке». Любопытные стали ходить посмотреть на отшельника, послушать его беседы. Завязалось знакомство, потекли приношения «Божьему человеку». Нашлись благочестивые люди, которые начали помогать чернецу, назвавшему себя Филатием, копать пещеру. Спустя некоторое время, откуда-то явился к горе Шахан другой чернец, и близ пещеры вскоре выстроилось несколько келий, а в самой пещере, обращенной в молельню, началось богослужение. Чернец Филатий стал частенько посещать своих почитателей и на хуторе Кастенках, вел с ними душеспасительные беседы, читал какие-то книги. Вскоре обнаружился и результат этих бесед и чтений.

Замечаем мы с матушкой, рассказывает один из уроженцев Кастенок, очевидец описываемых событий, что отец, с тех пор, как познакомился с чернецом, перестал бороду брить, а прежде он бороду бривал постоянно, франт был. Что бы это значило? Никак ума не приложим. Вот, однажды, матушка и говорит ему: «ты бы, касатик, бороду побрил! Смотри как зарос!» А он как закричал на нее: «не говори мне с этих пор о бороде! В святых книгах про это сказано, что брить бороду — значит оскорблять самую святыню, самый образ Божий. Этим можно принять печать антихристову. Я и бритвы выкинул, и самый дух дьявольского наваждения ладаном выкурил». Матушка немного помолчала, а потом и скажи: «отчего же попы то ничего не говорят об этом?» Верите ли, как он рассердился, попов начал ругать на чем свет стоит. «Они, говорит, наши губители, а ты им веришь», ... «они только по новому нас морочат, а новая то вера совсем не та, что старая была: в новой одно осквернение, а в старой — спасение и живот вечный» ... пойдем-ка, вот, к отцу Филатию; он научит тебя как крестится, как персты слагать во имя Св. Троицы и многому там он все знает, такой ученый, чисто-святой!»

Легко видеть уже из этого, что проповедь Филатия подвергавшая резкой критике современный ему строй церковной жизни и прославлявшая «старую» веру, была ни чем иным, как типичною проповедью раскола, и последствием ее было то, что весь хутор Кастенки перешел в раскол.

Прошло несколько лет после появления Филатия в той местности. Наступил 1812 год. Тот же рассказчик, гостивший где-то у родственников, возвращался с одним из них в Кастенки, призываемый к исполнению воинской повинности. Не доезжая верст 20 до Кастенок, он услыхал, что весь хутор выгорел. Оставшаяся в живых Анюта Виляева рассказала следующее: «Чернец вздумал делать какое-то освящение домов в хуторе. Только, однажды, он ночью приезжает с ризами и начали служение; наши хуторяне, почесть, все были. Глядим, отворяется дверь и входит заседатель, а он строгий был. Вошел, он, услышал их пение, да как крикнет на них: «Что это значит? Что это у вас за люди скрываются?» т. е. эти чернецы-то. Потом как крикнет на Филатия: «Ты что за человек? Должно быть беглец какой? Есть, говорит, документы у вас? Показывай, а то иначе свяжу, да в начальство представлю!» А Филатий был в ризах и с кадилом; видит, что дело плохо, все к двери ближе, да ближе, да в чем был так и убежал. А заседатель разгорячился и говорит: »Если вы не представите мне этих людей, то вам худо будет, а я наберу казаков из другой станицы и поеду сам, а их разыщу! «Потом, когда заседатель уехал, Филатий начал убеждать их сжечься; все согласились и сожглись, кроме вот этой Виляевой. Из наших хуторян тогда в живых осталось человек 30; иных дома не было, а иначе перешли из нашего хутора в другой; те только и остались. На другой день после того, как девка-то нам все подробно рассказала, пошел я с родичем к пещере. Приходим туда, я взглянул и, Боже мой, сердце так и замерло, так и захолонуло; ко входу подступиться нельзя: двери обгорели, а оттуда, изнутри то чем то смрадным несет! Такая вонь! На полу навалены огромные кучи земли и все черные, должно быть своды обвалились; стены черные, все-то черное! И тут я так плакал, что просто беда».

43. Портал пещеры. К слову сказать, никаких следов сожжения внутри обнаружено не было. Хотя два века прошло, поди там уцелей что-нибудь.