Композитор Вангелис: биография. Вангелис (Vangelis) – Евангелос Одиссей Папатанассиу (Evangelos Odissey Papatanassiu)

Вангелис – греческий композитор, наиболее известный по работе в таких картинах, как «Александр», «Бегущий по лезвию», «Горькая луна».

Краткая биография

Эвангелос Одиссей Папатанассиу появился на свет 29 марта 1943 года в местечке Агрия, Греция. Вангелис начал писать музыку в возрасте четырех лет. Когда ему было шесть, родители отдали его в музыкальную школу, но даже там он так и не выучил нотную грамоту. Оставаясь и по сей день музыкантом-самоучкой, он играет произведения на слух. Также Вангелис изучал живопись, он все еще практикует рисование в Академии изящных искусств в Афинах.

В начале шестидесятых годов он был одним из основателей поп-группы «The Forminx», которая стала быстро популярна в Греции. Группа из пяти участников играла смесь из кавер-версий чужих хитов и собственных композиций, написанных в основном Вангелисом, но распалась на пике своей популярности в 1966 году. А Вангелис провел следующие два года, работая над песнями для других исполнителей.

Примерно во время студенческих беспорядков в 1968 году Вангелис основал рок-группу «Aphrodite"s Child» вместе с Демисом Руссосом. После неудачной попытки переехать в Великобританию, они нашли дом в Париже, где записали свой первый сингл «Rain and Tears», который стал хитом в большей части Европы. Но напряженность в отношениях между членами группы в конечном итоге привело к ее расколу в 1971 году.

В 1973 году, с записи альбома «Earth», началась сольная карьера Вангелиса. После переезда в Лондон Вангелис основал свою собственную звукозаписывающую студию под названием «Nemo Studios». На данный момент на счету музыканта более пятидесяти студийных альбома.

Вангелис стал автором музыкального сопровождения для таких картин, как «Лицо медузы», «Сила секса», «Дикий праздник», «Любовь», «Слышишь, как лают собаки?», «Преступление и страсть», «Нежно любящая мать», «Огненные колесницы», «Пропавший без вести», «Антарктическая повесть», «Баунти», «Вампир в Венеции», «Франциск», «1492: Завоевание рая», «Кавафис», «Скажи, что любишь!», «Я надеюсь…», «Эль Греко», «Свидетельство», «Мусор».

В мае 2000 года Вангелис сочинил музыку для церемонии закрытия Олимпийских игр в Сиднее.

О личной жизни Вангелиса малоизвестно, он также редко дает официальные интервью журналистам. Тем не менее, композитор был дважды женат, а сейчас находится в третьих в своей жизни серьезных отношениях. Не известно также, где Вангелис обычно проживает, поскольку сам он заявляет, что предпочитает всегда путешествовать, а не оставаться на одном месте. В качестве хобби Вангелис увлекается живописью, его первая выставка гастролировала в Южной Америке в 2005 году.

Vangelis , хорошо известный благодаря Оскару за саундтрек к фильму 1981 года "Chariots of Fire / Огненные колесницы", был одним из наиболее успешных и любимых композиторов электронной музыки этого тысячелетия. Родился Evangelos Odyssey Papathanassiou в городе Волос, Греция, 29 марта 1943 года. Проявление его музыкального таланта было очевидно уже в раннем возрасте, но он отказался брать уроки игры на фортепиано, вместо этого начал самостоятельное обучение. После окончания высшей школы он образовал в начале 60-х поп-группу Formynx, которая вскоре стала самым популярным проектом в Греции. В 1968 году после получения признания дома, Vangelis перебрался в Париж и находился во Франции во время студенческих мятежей. Не имея возможности вернуться домой, он организовывает прогрессивную рок-группу Aphrodite"s Child со своими друзьями-эмигрантами с Греции Demis Roussos и Loukas Sideras, которые вскоре покорили большую часть Европы своим хитом "Rain and Tears."

После развала Aphrodite"s Child в 1972 году, Vangelis присоединился к французскому кинорежиссеру Frederic Rossif и написал саундтреки к фильмам L"Apocalypse Des Animaux и La Fete Sauvage. В 1974 году последовала его дебютная соло запись Earth. В это же время поползли слухи о том, что он стал участником группы Yes. Действительно, несколько недель Vangelis ходил на репетиции Yes; официально он никогда не присоединялся к группе. Однако он близко сдружился с вокалистом группы Jon Anderson, совместная работа с которым продолжается до настоящего времени. Переехав в Лондон, Vangelis основал собственную современную звукозаписывающую студию и начал стабильно выпускать альбомы, такие как Heaven and Hell (1975 год), Albedo 0.39 (1976 год), Spiral (1977 год) и Beaubourg (1978 год). В паре с Anderson под именами Jon и Vangelis , он выпустил серию британских хитов, таких как "I Hear You Now" (1980 год) и в следующем году "I"ll Find My Way Home".

Международный коммерческий прорыв Vangelis последовал в 1982 году, когда его саундтрек к фильму «Chariots of Fire / Огненные колесницы» принес ему несколько премий; трек даже попал в Топ-10 чартов США. В том же году он создал сильный саундтрек к культовому классическому фильму «Blade Runner / Бегущий по лезвию». Это стало началом партнерства с директором Ridley Scott, которое также привело к написанию саундтрека к фильму «Conquest of Paradise / Завоевания рая» (1942 год). Vangelis также написал музыку ко многим документальным фильмам Jacques Cousteau и в тоже время поддерживал свою успешную соло-карьеру, выпуская долгожданные альбомы The Mask (1985 год), Antarctica (1988 год) и The City (1990 год). В 1992 году его наградили медалью Chevalier Order of Arts and Letters, самой престижной наградой Франции. В 1998 году последовал новый альбом El Greco.

Настоящее имя композитора греческое, имеет несколько слов, но он взял сокращенное первое имя - Вангелис.

Можно ли сочинить музыку, не зная ни одной ноты? Оказывается, это возможно. Вангелис создает шедевры не только из-за использования современных технологий, но в первую очередь за счет своего таланта. Этот человек – один из знаменитых композиторов нашего времени.

В каких только жанрах не писал музыку Вангелис! Арт-рок, эстрадные баллады, рок-н-ролл, нью-эйдж и эмбиент, авангард и электроника – вряд ли можно найти композитора, у которого столь разнообразны жанры. В любом, даже самом простом сочинении этого автора, можно найти особый след его таланта: прозрачность звучания, чистоту мелодии и величественный симфонизм.

Уникальность Вангелиса проявляется во всем. Он очень придирчиво и внимательно подходит к своему творчеству, тщательно отбирая те мелодии, которые будут донесены до слушателя.

Композитор родился в марте 1943 года. Детство провел в Афинах, где его окружали море и пышный сад. Талант Вангелиса проявился в четыре года, а его музыка в первый раз прозвучала со сцены уже через два года! Но когда родные попытались заставить его учиться музыке, он отказался. Вангелис упорно не хотел следовать чьим-либо указаниям. Для него главное значение имел собственный опыт и развитие. Но потом он с теплотой вспоминал о том, как мать настойчиво хотела его научить играть на фортепиано.

Окончив школу, Вангелис увлекся «Битлз» и совместно с друзьями собрал группу Formynx. В итоге первая в Греции рок-группа стала собирать на стадионах толпы фанатов! Репертуар группы состоял не только из рок-н-ролла, слушателям нравились обработки греческих мелодий и произведений Фрэнка Синатры.

Путч «черных полковников» произошел в1968 году, когда Вангелис был в Париже. Там он учился в Сорбонне вместе с друзьями Л.Сидерасом и Д.Руссосом. Они решили не возвращаться на родину. Трио создало новую группу, которую назвали «Дети Афродиты», чтобы прославить Грецию. В ней Вангелис сочинял музыку и аккомпанировал на клавишных инструментах, его друг Руссос пел, а Лукас играл на гитаре.

«Дети Афродиты» со старта решили играть в стиле элитарного арт-рока, популярного в то время лишь среди эстетствующей молодежи. Тем не менее, баллады в исполнении Демиса Руссоса, наделенного непривычно высоким голосом, и экзотически выглядящая группа, нередко выступающая в хитонах, привели их к успеху. Первый выпущенный альбом «Дождь и слезы» принес молодым музыкантам мировую славу.

В 1971 году в увеличенном составе группы они сделали запись двойного альбома, включив в него ораторию в электронном стиле - «666 – Apocalypse of John». Этот альбом стал одним из первых пластинок жанра электронной музыки. Клавишные инструменты обеспечили полифоническое звучание, которое было дополнено самобытными вокальными эффектами. Этот альбом является главной пластинкой группы, хотя его появление тогда встретили холодно – слишком утяжеленное, экспериментальное и непривычное звучание озадачило поклонников группы. После этого альбома друзья неожиданно распускают группу.

Вскоре Вангелису, как подающему большие надежды композитору, предложили самостоятельно записать диск. Первой пластинкой была музыка к фильму Sex Power Генри Чапиера. В следующие два года Вангелис выпустил еще четыре экспериментальных альбома – разноплановые, но одинаково провальные в коммерческом отношении. Эти диски он подписывал именем Vangelis Papathanassiou.

Известность пришла годом позже, когда Вангелис написал музыку к фильму «Апокалипсис животных» и к трилогии, посвященной творчеству Жоржа Брейга, Пикассо и Жоржа Матье. Публике невероятно понравился «Апокалипсис животных». В нем появился стиль «нового» Вангелиса – тихая нежность, свет и гармония.

В 1974 году композитор, уже как звезда мирового масштаба, переезжает из Парижа в Лондон. Там ему предлагают стать заменой клавишнику группы Yes - Рику Уэйкману. Но после двухнедельной совместной работы он ушел от них. Его концепция музыки слишком отличалась от стиля группы. За эти две недели он подружился с солистом Yes - Джоном Андерсоном. Это определило их дальнейшее совместное творчество.

В 1975 году Вангелис на основе контракта сотрудничает с компанией RCA и создает студию Nemo Studios. Ее он превращает в свою исследовательскую лабораторию. Выпущенный совместно с RCA альбом называется «Рай и ад». Берущий свои идеи из классической музыки, технорок Вангелиса был с блеском представлен в этом альбоме. Музыкант сам играл на всех инструментах – от ударных до большого фортепиано.

Это была фантастическая, необычная, выдающаяся музыка, которая моментально принесла Вангелису популярность в Европе и США. С этого момента каждый альбом сразу становился хитом. Их продают немыслимыми тиражами. И непременно самый последний альбом Вангелиса всегда отличался совершенно новым, несвойственным ему стилем! Его музыку можно описать как не имеющую границ, она дает почувствовать пространство. Не покидает ощущение, что звучащая стихия имеет в основе определенные образы, смутные тени которых вот-вот материализуются рядом.

Несколько лет назад Одиссей-Вангелис вернулся на родину. И Греция воздала композитору должное – именно Вангелису поручили написать музыку для открытия Олимпиады в Афинах. На родине пользуются успехом его балеты, которые, увы, недоступны его почитателям за пределами Греции.

Вангелис был и остается загадочным человеком, которого публика видит чрезвычайно редко, но по-прежнему любит.

Вангелис (Vangelis) - композитор и исполнитель электронной музыки с мировым именем. Его настоящее имя - Евангелос Одиссеас Папатанассиу (Evangelos Odysseas Papathanassiou). Он родился 29 марта 1943 года в греческом городе Волос (Volos).

Самые его известные композиции - тема из фильма "Колесницы огня" (Chariots of Fire), получившая в 1981 году премию Американской киноакадемии "Оскар"; саундтрек к фильму "Бегущий по лезвию" (Blade Runner); мелодии, использованные в "Космосе" (Cosmos) Карла Сагана.

Он начал писать музыку в конце 60-х, в своей родной стране, вместе с группой "Formynx". Вскоре он переехал в Париж и стал играть в составе более известной группы, Aphrodite"s Child с Демисом Руссосом (Demis Roussos) и Лукасом Сидерасом (Lucas Sideras). Некоторые их песни стали хитами, прежде всего "Rain and Tears".

Когда группа распалась, ходили слухи, что Вангелис будет играть в составе группы Yes, потому что он сильно подружился с их вокалистом, Джоном Андерсоном (Jon Anderson). Но Вангелис начал писать саундтреки к фильмам - и это стало его основным занятием.

В середине 70-х Вангелис стал писать гораздо больше и выпустил несколько сольных альбомов, в том числе "Heaven and Hell", "Albedo 0.39", "Spiral" и новаторский "Beaubourg". Тогда же он все-таки начал работать с Джоном Андерсоном, и под именем "Jon & Vangelis" вышли альбомы "Short Stories", "The Friends of Mr. Cairo" и "Private Collection".

Затем в 1982 году вышли самые известные его работы - саундтреки к фильмам "Колесницы огня" и "Бегущий по лезвию".

С тех пор он выпустил немало сольных альбомов и саундтреков, в том числе музыку к фильмам "1992 - Завоевание Рая" (1992 Conquest of Paradise) и "Александр" (Alexander).

В 1992 году во Франции Вангелис был произведен в Кавалеры Ордена Литературы и Искусства. В 2001 году его симфонический альбом "Mythodea" выбрали в качестве музыки к миссии NASA "Одиссея на Марс". В его честь названа малая планета Вангелис.

На протяжении всей карьеры творчество Вангелиса описывалось разными терминами – "синтезаторная музыка", "электронная музыка", "нью-эйдж", "прогрессив", "симфо-рок", "спэйс-мьюзик", а еще он прославился как мастер саундтреков. Настоящее имя артиста – Евангелос Одиссей Папатанассиу, под которым он родился в Волосе 29 марта 1943 года. Талант у мальчика проявился очень рано – в четыре он самостоятельно начал осваивать пианино, а в шесть уже впервые выступил на публике. В начале 60-х молодой человек стал одним из основателей группы "The Forminx". Ансамбль исполнял песни в духе "Beatles " и пользовался большой популярностью у себя на родине. Многие композиции "The Forminx" принадлежали перу Вангелиса, но он сочинял музыку и для других исполнителей. Позже клавишник создал проект "The Papathanassiou Set", который после выхода нескольких синглов и передислокации в Париж эволюционировал в арт-рок-трио "Aphrodite"s Child ". Еще в бытность группы Вангелис, предпочитавший студийную работу гастролям, успел сочинить саундтрек "Sex Power", а когда ансамбль распался, по настоящему ушел в сольную карьеру.

На заре 70-х он сблизился с французским кинематографистом Фредериком Россифом, а начало их долговременного сотрудничества было ознаменовано появлением звуковой дорожки к документалке "L"Apocalypse Des Animaux". Первый же студийный альбом вышел в 1972-м: он назывался "Fais Que Ton Reve Soit Plus Long Que La Nuit" и был пропитан духом недавних студенческих забастовок, происходивших во Франции. Но если эта работа отражала современные события, то на сольнике "Earth" Вангелис бросил взгляд в глубь веков и сделал прогрессив-программу, в которой использовал элементы древнегреческой (дорийской) музыки.

В 1974 году его пробовали завербовать в "Yes ", но после двух недель репетиций артист вновь был отпущен на волю. Во время тех сессий Вангелис успел сдружиться с вокалистом Джоном Андерсоном , и впоследствии они выпустили несколько совместных пластинок под маркой "Jon And Vangelis". В середине 70-х Папатанассиу переехал в Лондон, заключил сделку с "RCA" и обзавелся собственной студией "Nemo". Его первым альбомом, записанным в новых условиях, стал "Heaven And Hell" , где синтезаторные манипуляции звучали в смешении с камерным хором. После небольшого отступления в мир саундтреков с проафриканским "La Fete Sauvage" Вангелис возобновил производство сольников. Космическая "Albedo 0.39" с ее скрещением джаз-рока и нью-эйджа, наиболее слушабельная "Spiral" и в противовес ей чересчур экспериментальная "Beaubourg", а также попытка представить свое видение Востока в "China" – все эти работы увидели свет во второй половине 70-х. Следующая декада открылась переходом к номерам с вокалом в альбоме "See You Later" и серией дисков от "Jon And Vangelis", а кроме того, Вангелис познал настоящий коммерческий успех с саундтреком "Chariots Of Fire".

Картина получила кучу наград, и одна из них, "Academy Award For Original Music Score", досталась автору звуковой дорожки. Главная тема фильма была выпущена на сингле "Titles", которому (хоть и на короткое время) удалось возглавить чарты "Billboard". В дальнейшем Вангелис продолжил заниматься звуковыми дорожками, наибольшую известность из которых получили "Blade Runner" и "The Bounty". Однако работа в кинематографе приносила музыканту не только почести, но и некоторые проблемы. Так, в 1987 году ему пришлось пройти через судебные разборки по обвинению в плагиате.

Иск, предъявленный Вангелису его земляком Ставросом Логаридесом, состоял в том, что заглавная тема из "Колесниц" являлась копией композиции Ставроса "City Of Violets". Папатанассиу пришлось тащить свои синтезаторы в зал суда и с помощью их отстаивать право на собственное творчество. Следующий номерной альбом, который вышел в 1984-м, был посвящен природе, а в 1985-м Папатанассиу выдал две совершенно разные программы, стилизованную под классику "Mask" и неожиданно минималистичную "Invisible Connections". Оба диска завершили лондонский период Вангелиса, а также при этом закончилось его восьмидесятническое сотрудничество с "Polydor". Последним приветом из 80-х стал изданный на "Arista" относительно легкий альбом "Direct". В то время Папатанассиу закрыл студию "Nemo" и вернулся в Афины. При подготовке очередного саундтрека его занесло в Рим, где между делом он написал материал для альбома "The City". Все композиции создавались в стенах гостиничного номера, и потому звучание полнометражки имело урбанистический окрас.

Диск вышел под флагом "East-West", и эта же фирма издавала пластинки "Voices", "Oceanic" и "El Greco". Первая из вышеупомянутых работ являлась одой человеческому голосу (хотя, несмотря на использованные в ней хоры, основные партии принадлежали электронным инструментам), вторая посвящалась океану, а третья была коммерческим переизданием эксклюзивного выпуска трехлетней давности с трибьютом Эль Греко "Foros Timis Ston Greco". В 2001-м Вангелис при поддержке НАСА и министерства культуры Греции в афинском храме Зевса организовал концерт (впервые за долгое время), на котором представил свою хоровую симфонию "Mythodea". Впоследствии он вернулся в кино и большую часть нулевых и начало десятых провел в работе над звуковыми дорожками. Его новый полноценный альбом, посвященный космическому проекту "Rosetta", был заявлен только на осень 2016-го.

Last update 10.08.16