Как звали собаку из собачьего сердца. Описание героев «Собачье сердце

Инструкция

Главный герой повести «Собачье сердце» профессор Преображенский является автором чудовищного эксперимента. Он представитель русской интеллигенции: проживает в прекрасной семикомнатной квартире, имеет прислугу, интеллигентно говорит и одевается. Филипп Филиппович воплощает уходящую из жизни русскую аристократическую культуру: об этом говорят интерьер , обеды, представляющие настоящий ритуал. Профессор Преображенский талантлив, остроумен, уверенно чувствует себя в компании представителей нового класса общества, не скрывает своего негативного отношения к пролетарским порядкам. Преображенский пользуется огромным авторитетом у новой власти, как редкое светило медицины, умеющий проводить сложные операции по омоложению. Профессор Преображенский считает недопустимым насилие над живыми существами. Но сам решается на страшный эксперимент улучшения несовершенной природы человека: проводит операцию по пересадке собаке части человеческих органов. Неудача проведенного эксперимента возвращает профессора к пониманию безнравственности подобного экспериментального насилия над природой человеческой жизни. В итоге профессор Преображенский приходит к выводу, что «украшающие земной шар» выдающиеся гении выделяются согласно законам эволюции, а не экспериментов. Автор неоднозначно относится к своему герою: уважает за истинную интеллигентность и осуждает за сомнительные и опасные насильственные методы проводимых опытов.

Доктор Борменталь также занимает важное место в системе образов повести «Собачье сердце». Иван Арнольдович молод, благодаря Преображенскому превратился из бедного в ассистента профессора, обучался мастерству у светила медицины и неплохо зарабатывал. Эксперимент с собакой Шариком, превратившимся в гражданина Шарикова, тесно сблизил Борменталя с учителем. Он был помощником в проводимой операции, затем проживал в квартире профессора Преображенского, записывая результаты опыта в дневник и воспитывая Шарикова. Доктор Борменталь интеллигентен, но, осознав невозможность перевоспитания такого «человека», готов задушить Шарикова, чтобы облегчить жизнь своему и благодетелю.

Полиграф Полиграфович Шариков появляется в повести после проведенной профессором Преображенским операции. А сначала это доверчивый пес Шарик, превращенный в результате опыта в безнравственную, не поддающуюся воспитанию и образованию личность. Шариков является воплощением общества, в котором отсутствуют стойкие моральные установки: «незаконнорожденный сын» профессора ложится спать в кухне на полатях, играет на балалайке, ругается, бросает на пол окурки и т.д. Гражданин Шариков строчит доносы на «папашу» и даже грозится убить. За два месяца существования Полиграф Полиграфович получил , устроился на должность заведующего подотделом. Новая власть поддерживает его, считает полезным членом существующего общества. Антигерой Шариков в конце произведения снова становится ласковым псом Шариком, потому что аморальные, противоречащие законам человеческой жизни поступки нового «гражданина» заставили интеллигента Преображенского признать чудовищность своего эксперимента и уничтожить результаты.

Активным участником в сюжете повести «Собачье сердце» является недавно избранный председатель Швондер. Автор сознательно изобразил этого героя схематически: Швондер представляет одного из «товарищей», «общественное лицо» нового устройства жизни. Швондер с ненавистью относится к классовым врагам, его заключается в нерассуждающем преклонении перед властью новых законов и . Швондер безразлично смотрит на чудо создания человека, перед ним – общества Шариков, которому обязательно нужно иметь документ и устроиться на работу. Главный конфликт повести «Собачье сердце», в первую очередь, отражается в противостоянии Швондера и Преображенского, представляющих два противоположных социально-этических класса.

Новый 1925 год для Булгакова начался удачно. Альманах «Недра», в котором были напечатаны его «Дьяволиада» и «Роковые яйца», заказал ему повесть. Уже через два месяца (7 марта) на собрании литераторов «Никитинские субботники» он читает первую часть нового произведения, несколько позже - вторую. О повести заговорят, МХАТ предложит сделать инсценировку, поставить спектакль на своей сцене. Всё складывается просто замечательно, если бы не донос. Высокий партийный чин Лев Каменев накладывает роковую резолюцию и запрещает публикацию.

Булгаков, профессор Преображенский: долгий путь на родину

«Собачье сердце» впервые напечатают в 1968 году за рубежом, почти одновременно в двух странах: ФРГ и Англии. Домой она вернётся только в 1987 г., опубликуется в журнале «Знамя», а до этого разойдётся по стране в машинописных текстах самиздата. Уже через год зрители увидят одноимённый двухсерийный телевизионный сериал (премьера состоится 19 ноября) режиссёра Владимира Бортко. В фильме снимались замечательные актёры: Евгений Евстигнеев, Борис Плотников, Нина Русланова, Роман Карцев.

С тех пор для большинства людей, населяющих постсоветское пространство, профессор Преображенский («Собачье сердце»), книга, фильм и образ - слились в Евгении Евстигнееве. Иным Филиппа Филипповича представить невозможно, не хватит фантазии. Две личности: литературный герой и актёр - единое органичное явление, сплав литературы и кино.

Первая экранизация: иная точка зрения из Италии

Итальянское кино открыло Булгакова в 70-е годы прошлого века. Итальянцы сняли фильмы по произведениям Булгакова «Мастер и Маргарита», «Роковые яйца». Режиссер Альберто Латтуада, классик итальянского неореализма, с воодушевлением взялся за экранизацию повести. Снимали в Белграде. Главную роль сыграл шведский популярный артист Макс фон Сюдов. Булгаков (профессор Преображенский в прочтении мастера кино - интеллигент, причастный к приходу к власти безумцев шариковых, опьяненных идеями коммунизма и фашизма, возможно, не одобрил бы такую трактовку образа. Интеллигенция здесь не жертва системы - она её идеолог, создатель сверхидей, которые подхватило малообразованное большинство. Руки его замараны, режиссёр долго крупным планом показывает окровавленные медицинские перчатки учёного. Он алчный, помешан на роскоши, ест деликатесы при прислуге, тем самым подчёркивая социальную пропасть между ними. В фильме акцентируется внимание на эпизоде сожжения в печи переписки Энгельса с Каутским. Впоследствии также поступят с неугодными книгами фашисты. Словом, в итальянской интерпретации образ профессора Преображенского - крайне несимпатичный. Нам ближе и роднее другой.

«Есть нужно уметь…»

Преображенский (профессор) - человек 60-ти лет, он носит острую бородку и пушистые усы, которые делают его похожим на французских рыцарей. На лице блестят очки в дорогой оправе, во рту «золотой частокол». Дома он носит лазоревый халат и красные туфли. На улице - шубу на лисе, сверкающую искрой. Под верхней одеждой - чёрный костюм из английского сукна, на животе - золотая цепь. Голос у него разливается по квартире, как командная труба. Он властный, полный величественного достоинства, вальяжен, нетороплив, задумчив.

Тут же вступает деталь, мелкая и подробная, которая превращает Филиппа Филипповича из тяжёлой, живой статуи академического учёного, в немолодого человека с устоявшимися милыми, чуть смешными привычками. Он без конца напевает, любит оперу, курит сигары, знает толк в хорошем алкоголе и с наслаждением ест только полезную пищу. Это умудрённый богатым жизненным опытом человек, любит степенную беседу и считает, что «разруха не в клозетах, а в головах». Его чёткие, ясные, полные иронии мысли, поражают объективностью и последовательностью. Профессор Преображенский, цитаты, которыми он практически говорит, давно стали крылатыми.

Прототипы Филиппа Филипповича

Филологи считают, что прототипов было несколько. Преображенский (профессор) - некий собирательный образ светил того времени. Возглавляет список - дядя писателя, врач-гинеколог Николай Покровский. Во-первых, описание квартир совпадают: такая же роскошная и большая, такая же тяжёлая, дорогая мебель. Во-вторых, внешнее сходство. Первая жена писателя вспоминала, что сразу узнала эту сердитость, раздувающиеся ноздри, вспыльчивость и распевание арий.

Француз и врач Шарль Броун-Секар, достигнув 70 лет, решил омолодиться и придумал лекарство из семенников кроликов. В 1889 году он сделал доклад в Парижском научном обществе, объявив себя молодым и бодрым. Исследования доктора стали сенсацией, но ненадолго. Подъём жизненных сил был больше психологического характера, поскольку врач скоро сник и умер.

Эксперимент продолжил тоже французский учёный, родом из России - Самуил Волков, прививавший ткани обезьяньих яичек, человеку. К нему выстроилась очередь желающих испытать радость второй молодости, но один из богатых пациентов умер, а Волкова прозвали шарлатаном. Исследователи творчества Булгакова склонны причислить к прототипам учёных Бехтерева, Павлова и других известных врачей и исследователей того времени.

Вспомним не фильм, а текст. Преображенский, профессор, принимает пациентов, а за ними наблюдает бездомный пёс Шарик. Ему противен запах духов и кремовые кальсоны, украшенные кошачьими ненавистными мордами, странного вида мужчины. Потом хиикающая женщина, не желающая признаться, сколько ей лет, лепечет о молодом любовнике, карточном шулере. Собачий «свежий глаз» вырывает этих людей из привычного медицинского контекста. Для доктора они всего лишь пациенты, для животного - что-то неприятное и отвратительное. В повести поднимается вечная тема моральной ответственности учёного за мир и его судьбы. Человечество не раз было свидетелем, как научное открытие обращалось против него, убивало, калечило, приносило страдания.

«Какая гадина, а ещё пролетарий!»

Книга начинается удивительным монологом бездомной дворняги. Ему повар столовой нормального питания служащих центрального совета народного хозяйства (название-то какое) облил кипятком левый бок. Улица холодная и пустынная, дует ветер. Он бы спрятался в подворотне, зализал рану, но враг дворник, «самая гнусная мразь» из всех пролетариев, обязательно пришибёт. По улице растекается сладкий запах жареного лука и каши. Это ужинают пожарные. Собака с благодарностью вспоминает барского повара графов Толстых Власа. Теперь таких уже нет. Пёс видит, как по улице бежит машинисточка. Ветер треплет юбчонку, под которой застиранное бельишко. На ней фильдеперсовые чулочки, подаренные любовником, за них развратник потребует изощрённой любви. Нет у несчастной радости: с мизерной зарплаты вычли, с лёгкими непорядок, на кинематограф не хватает, а для женщин он - единственное утешение в жизни. Девушка скрывается за дверью столовой, из которой пахнет щами с прогнившей солониной.

«Пёс встал на задние лапы и сотворил перед Филиппом Филипповичем какой-то намаз»

Своим спасителем пёс восхищён до буйной собачьей экзальтации. Он предан и готов терпеть даже ошейник. Учёный с мировым именем предстаёт в ореоле своего величия. Перед ним трепещут жилтоварищи, один звонок к влиятельному покровителю решает проблему грозящего «уплотнения». Он рассуждает пространно и мудро, как человек, глубоко знающий жизнь. Профессор Преображенский о разрухе скажет весомо и в самую точку. Мы запомним. Профессор Преображенский, цитаты, которые мы повторяем - это целый мир, он восхищает проницательностью.

"Учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту»

Всё закончится с превращением Шарика в Полиграфа Полиграфовича. Это уже не милый Шарик, а Клим Чугункин, беспробудный пьяница, играющий на балалайке в трактирах. Наглая, тёмная сила перевернёт налаженную жизнь дома: станет невозможен приём, потоп вынесет воду на лестничную площадку, друзья Шарикова стащат из прихожей калоши и именную дорогую хозяйскую трость. Плод рук человеческих страшнее Швондера: наступит день и Шариков сметёт его со своего пути и уничтожит. Опасность страшна тем, что разрастается изнутри, от неё никуда невозможно деться. На глазах меняется сам хозяин квартиры. Борменталь заметит, как он осунулся, сгорбился, стал меньше, ворчит, словно старик. Преображенский, профессор и учёный глубоко задумался, в нём зреет, ширится и угнетает чёрная мысль об убийстве. Вот расплата за чистоту научной идеи. И он произносит горькие знаменитые слова о бессмысленности искусственного фабрикования Спиноз, когда любая баба их может легко родить, как родила мадам Ломоносова своего знаменитого в Холмогорах. Блестящий эксперимент профессора Преображенского бессмыслен.

Тематика произведения

В свое время вызвала много толков сатирическая повесть М. Булгакова. В «Собачьем сердце» герои произведения яркие и запоминающиеся; сюжет - фантастика вперемешку с реальностью и подтекст, в котором открыто читается резкая критика Советской власти. Поэтому сочинение было очень популярным в 60-е годы среди диссидентов, а в 90-е, после официальной публикации его и вовсе признали пророческим.

Тема трагедии русского народа хорошо просматривается в этом произведении, в «Собачьем сердце» главные герои вступают в непримиримый конфликт между собой и никогда не поймут друг-друга. И, хотя в этом противостоянии победили пролетарии, Булгаков в романе раскрывает нам всю сущность революционеров и их тип нового человека в лице Шарикова, подводя к мысли, что ничего хорошего они не создадут и не сделают.

Главных персонажей «Собачьего сердца» всего три, а повествование в основном ведется из дневника Борменталя и через монолог пса.

Характеристика главных героев

Шариков

Персонаж, появившийся в результате операции из дворняги Шарика. Пересадка гипофиза и половых желез пьяницы и дебошира Клима Чугункина превратила милую и дружелюбную собаку в Полиграфа Полиграфыча, дармоеда и хулигана.
Шариков воплощает в себе все негативные черты нового общества: плюет на пол, бросает окурки, не умеет пользоваться уборной и постоянно матерится. Но даже не это самое страшное - Шариков быстро научился писать доносы и нашел призвание в убийстве своих извечных врагов, котов. И пока он расправляется только с котами, автор ясно дает понять, что точно также он поступит с людьми, которые станут на его пути.

Это низменная сила народа и угрозу всему обществу Булгаков увидел в грубости и недалекости, с которой решает вопросы новая революционная власть.

Профессор Преображенский

Экспериментатор, использующий новаторские разработки в решении проблемы омоложения путем пересадки органов. Он известный мировой ученый, уважаемый всеми хирург, «говорящая» фамилия которого дает ему право экспериментировать с природой.

Привык жить на широкую ногу - прислуга, дом из семи комнат, шикарные обеды. Его больные - бывшие дворяне и высшие революционные чины, покровительствующие ему.

Преображенский солидный, успешный и уверенный в себе человек. Профессор - противник любого террора и Советской власти, называет их «пустобрехами и бездельниками». Считает ласку единственным способом общения с живым существами и отрицает новую власть именно за радикальные методы и насилие. Его мнение: если людей приучить к культуре - тогда исчезнет разруха.

Операция по омоложению дала неожиданный результат - пес превратился в человека. Но человек вышел совершенно никудышный, не поддающийся воспитанию и впитывающий в себя самое плохое. Филипп Филиппович делает вывод, что природа - это не поле для экспериментов и он зря вмешался в ее законы.

Доктор Борменталь

Иван Арнольдович целиком и полностью предан своему учителю. В свое время Преображенский принял живое участие в судьбе полуголодного студента - зачислил на кафедру, а затем взял к себе ассистентом.

Молодой доктор всячески пытался культурно развивать Шарикова, а затем и вовсе переехал к профессору, так как справляться с новым человеком становилось все сложнее.

Апофеозом стал донос, который Шариков написал на профессора. В кульминационный момент, когда Шариков достал револьвер и готов был пустить его в ход, именно Броменталь проявил твердость и жесткость, в то время как Преображенский колебался, не решаясь убить свое творение.

Положительная характеристика героев «Собачьего сердца» подчеркивает, насколько для автора важны честь и собственное достоинство. Булгаков во многих чертах обоих докторов описал себя и врачей-родственников и во многом поступил бы так же, как они.

Швондер

Новоизбранный председатель домкома, ненавидящий профессора, как классового врага. Это схематический герой, без глубоких рассуждений.

Швондер полностью преклоняется перед новой революционной властью и ее законами, а в Шарикове видит не человека, а новую полезную единицу общества - он может покупать учебники и журналы, участвовать в собраниях.

Ш. можно назвать идейным наставником Шарикова, он рассказывает ему о правах в квартире Преображенского и учит писать доносы. Председатель домкома из-за своей недалекости и необразованности всегда тушуется и пасует в разговорах с профессором, но от этого ненавидит его еще больше.

Другие герои

Список персонажей повести был бы не полон без двух помощниц по хозяйству - Зины и Дарьи Петровны. Они признают превосходство профессора, и, как и Борменталь, всецело преданы ему и согласны пойти на преступление ради любимого хозяина. Они доказали это в момент повторной операции по превращению Шарикова в собаку, когда были на стороне докторов и точно выполняли все их указания.

Вы познакомились с характеристикой героев «Собачьего сердца» Булгакова, фантастической сатиры, предвосхитившей крах Советской власти сразу после ее появления - автор еще в 1925 году показал всю сущность тех революционеров и на что они способны.

Тест по произведению

Профессор Преображенский - выдающийся хирург экспериментор, работающий над проблемой омоложения путем пересадки половых желез, солидный, успешный человек пожилых лет. Жил в послереволюционной Москве, по адресу: Калабуховский дом, Пречистенка 24, в большой семикомнатной квартире. Имеет прислугу - Зину и Дарью. Так как, профессор является европейским светилом, то и гонорары, и клиенты у него соответствующие - бывшие дворяне и высокопоставленные лица из руководства. Профессор уверен в себе, имеет четкие жизненные принципы, не любит пролетариат и советсткую власть вообще. Он считает, что они бездельники и пустобрехи. Противник террора и заявляет, что ласка - единственные способ общения с живыми существами. Опасная для того времени позиция, но профессор имеет высокопоставленных пациентов, которые защищают его. Так попытка Швондера начать атаку на комнаты хирурга была в корне прервана Петром Алексеевичем. Надо отметить, что профессор любит вкусно и изысканно поесть, понимает толк в спиртных напитках. Он сторонник разделения труда. Когда работает - не думает об удовольствиях. Когда отдыхает - не думает о работе. Опыты с омоложением, привели профессора к мысли, провести смелый эксперимент - пересадить гипофиз и семенные железы собаке. Эксперимент удался. Правда личность покойника, использованного при опыте, оставляла желать лучшего. В результате собака превратилась в человека - пьяницу и дебошира Полиграфа Полиграфовича Шарикова. После долгих мучений, мытарств, потере нервов и дохода, профессор решает путем операции снова превратить человека в собаку. Он осознает свою ошибку и понимает, что природа - это храм, а не поле для экспериментов и что он зря вмешался в ее законы.

Иван Арнольдович Борменталь - молодой доктор, ассистент профессора Преображенского. Доктор-человек честный, принципиальный, а когда нужно проявляет твердость и даже жесткость характера. Борментальбылвсецело преданным своему учителю профессору Преображенскому, которого чуть ли не боготворил. Будучи бедным студентом, он был принят им на кафедру. Закончив учебу, Борменталь стал работать у профессора ассистентом. Для него это было большой удачей. Работая бок о бок с ученым мирового уровня, он многому научился, и, кроме того, Борменталь неплохо зарабатывал. Профессор за один день зарабатывал больше чем рабочий в месяц, и часть дохода отходила его помощнику. После проведенной профессором операции они еще больше сблизились с Преображенским. Очень часто Борменталь оказывался поддержкой и защитой профессора переднепредсказуемыми поступками Шарикова.

Шарик - самец, приблизительно 2-х лет от роду бездомный пес (порода- дворняжка), шерсть жидкая, кустами, окрас буроватый, с подпалинами, хвост цвета топленого молока. Родился у Преображенской заставы в Москве. Кличку получает в начале повести, причем его внешний облик никак ей не соответствует. Шарик отличается весьма высокой степенью информированности в человеческих делах и здравом смысле. В течение нескольких дней он живет в квартире профессора Преображенского, готовящегося к эксперименту. В дальнейшем тело Шарика служит «основой» для пересадки человеческих органов. Во время операции: персонаж трансформируется в Шарикова. Через несколько недель, после «обратной» операции, Шарик возникает в первоначальном виде – собачьем. Он по-прежнему лежит в профессорском кабинете, наблюдая за Преображенским. О том, что с ним произошло, пес не помнит.

Чугункин - персонаж под этим именем в действии не участвует; половые железы и гипофиз Чугункина пересажены Преображенским Шарику, вследствие чего Чугункин фактически «воскрешается» в своем первоначальном облике - внешнем и внутреннем. Чугункин - тип, сочетающий признаки уголовника (три судимости за кражи) и артиста (профессия - игра на балалайке по трактирам). Причина смерти Чугункина - «удар ножом в сердце в пивной у Преображенской заставы»

Шариков - «экспериментальное» существо, возникшее в результате «прививки» органов Чугункина к живому организму Шарика. Шариков продолжает галерею образов «искусственных» людей, андроидов, возникающих вследствие «человекобожеских» усилий (Гомункул в
«Фаусте» Гёте, Демон в романе М. Шелли «Франкенштейн» и др.); отмечены параллели с образом Смердякова («Братья Карамазовы» Достоевского Шариков проходит этапы «социализации» (одежда, бытовые привычки, приобщение к благам цивилизации, наконец, получение документов, поступление на службу и попытка обзавестись семьей), которые комично сочетаются с рецидивами «животного» начала: ненависть к котам, необузданный половой инстинкт и т. п. Шариков декларирует идеи «казарменного» социализма («взять все да поделить»). Грядущий хаос предвосхищается «потопом», который устраивает Шариков в профессорской квартире. Имя персонажа - Полиграф Полиграфович - выбрано им самим в календаре; день его «именин» - 4 марта - выступает как бы пределом существования Шарикова. Конфликт персонажа с его «создателем» неуклонно обостряется; в конце концов Шариков угрожает Преображенскому и Борменталю револьвером. После короткой схватки и насильственной «обратной» операции Шариков, фактически повторяя судьбу Чугункина (смерть «от ножа»), исчезает: к жизни возвращается пес Шарик.

Швондер - председатель домового комитета, организованного в доме, где живет Преображенский. Швондер - человек небольшого ума, кляузник, доносчик и подстрекатель. В начале повести он во главе всего Устава домкома является к профессору, занимающему квартиру из семи комнат, с целью «уплотнить» его; однако у Преображенского находятся высокие покровители, и акция Швондера терпит неудачу. С появлением Шарикова Швондер вначале пишет в газету письмо-донос, утверждая, что тот - незаконнорожденный сын Преображенского, а затем становится «идейным наставником» Шарикова, внушая ему, что он - полноправный член общества и должен настаивать на своих правах. Шариков следует совету, и это приводит его к конфликтам не только с Преображенским, но и с самим Швондером. Затем Швондер инспирирует написание Шариковым доноса на профессора. В финале он заявляет в милицию о том, что Преображенский с Борменталем якобы убили Шарикова.

«…Успевает всюду тот, кто никуда не торопится. Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям, и распевать целый день, как соловей, вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел …»

Профессор Преображенский является одним из главных героев повести "Собачье сердце" Булгакова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика профессора Преображенского в повести "Собачье сердце", описание внешности и характера героя в цитатах.

Профессор Преображенский в повести "Собачье сердце": образ и характеристика

ПРОТОТИПЫ: В качестве прототипов литературного персонажа профессора Преображенского называются несколько реальных медиков. Это, в частности, дядя Булгакова - врач-гинеколог Николай Покровский, хирург Сергей Воронов, врач Алексей Замков, биолог Илья Иванов. Кроме того, в качестве прототипов называют ряд известных современников автора - учёного Бехтерева, физиолога Павлова и даже основателя Советского государства Ленина. Мнение о Бехтереве, Павлове и Ленине как прототипах главного героя оспаривает булгаковед А. Н. Варламов, возводя типологию профессора Преображенского к литературному типу доктора Дмитрия Старцева - чеховского Ионыча, персонажа одноимённого рассказа. Литературовед Сергей Боровиков считает, что Булгаков вложил в уста Преображенскому собственные идеи: Филиппики проф. Преображенского - это кредо самого Булгакова, с семью комнатами, с «Аидой», горячими закусками под водку, французским вином после обеда и проч. С ним соглашается Алексей Варламов в том смысле, что Булгаков сам страдал от отсутствия нормального жилья и это выразил в претензиях Преображенского жить и работать в соответствующих условиях.

Профессор Преображенский в ходе эксперимента превращает бездомную собаку Шарика в человека - гражданина Шарикова. События повести разворачиваются в Москве в 1924 году.
Полное имя героя - Филипп Филиппович Преображенский:
"...Здравия желаю, Филипп Филиппович..."
"...Вы издеваетесь, профессор Преображенский?.."

Возраст профессора Преображенского - 60 лет:
"...Мне 60 лет, я вам могу давать советы..."

Профессор Преображенский является хирургом с мировым именем:
"...Филипп Филиппович, вы – величина мирового значения..."
"...если бы вы не были европейским светилом..."
"..«Не имеет равных в Европе… Ей‑богу!», – смутно подумал Борменталь ..."
"...Проф. Преображенский, вы – творец..."

Филипп Преображенский - выдающаяся личность и великий ученый:
"..«но личность выдающаяся.».."

"...Вы великий учёный, вот что! – молвил Борменталь..."

"...Неужели вы думаете, что из‑за денег произвожу их? Ведь я же всё‑таки учёный..."

Внешность профессора Преображенского:
"...господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой..."
"...перед зеркальцем на стене расправил пушистые усы..."
"...Пинайте меня вашими фетровыми ботиками, я слова не вымолвлю..."
"...помогала снимать тяжёлую шубу на чёрно‑бурой лисе с синеватой искрой..."
"...По снятии шубы он оказался в чёрном костюме английского сукна, и на животе у него радостно и неярко сверкала золотая цепь..."
"...блестящими, как золотые обода его очков, глазами наблюдал за этой процедурой..."
"...Ноздри его ястребиного носа раздувались..."
"...Ястребиные ноздри его раздувались..."
"...Подстриженная его седина скрывалась под белым колпаком..."
"...Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы..."
"...лицо Филиппа Филипповича стало страшным. Он оскалил фарфоровые и золотые коронки..."
"...захохотал так, что во рту у него засверкал золотой частокол..."
"...тяжкая дума терзала его учёный с взлизами лоб..." (взлизы - залысины)
"...Филипп Филиппович был в своём лазоревом халате и красных туфлях..." (дома)
"...Он вышел в известном всем лазоревом халате..."
"...поцеловал в пушистые, сильно прокуренные усы..."
"...Преображенский похлопал себя по крутой и склонной к параличу шее..."

Профессор является состоятельным человеком:
"...Впрочем, у него и так, по‑видимому, денег куры не клюют..."

Профессор Преображенский - трудолюбивый человек:
"...Двери открывались, сменялись лица, гремели инструменты в шкафе, и Филипп Филиппович работал, не покладая рук..."
"...Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… Вы знаете, какую я работу проделал – уму непостижимо..."

Профессор Преображенский - умный и уверенный в себе человек:
"...После этого мы имели совещание с Филиппом Филипповичем. Впервые, я должен сознаться, видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным..."

Профессор Преображенский - одинокий человек:
"...В сущности ведь я так одинок…"

Профессор Преображенский - властный и энергичный человек:
"...Прежний властный и энергичный Филипп Филиппович, полный достоинства, предстал перед ночными гостями..." Профессор Преображенский - человек с характером:
"..«Вот это парень, – в восторге подумал пёс, – весь в меня. Ох, тяпнет он их сейчас, ох, тяпнет. Не знаю ещё – каким способом, но так тяпнет…"

Профессор Преображенский - вспыльчивый человек:
"...говорил Филипп Филиппович, – голубчик, я иногда на вас ору на операциях. Уж простите стариковскую вспыльчивость..."

Профессор Преображенский - человек слова:
"...Я же никогда не говорю на ветер, вы это отлично знаете..."

Профессор - честный человек. Он не бросает коллег в беде:
"...бросать коллегу в случае катастрофы, самому же выскочить на мировом значении, простите…"

Филипп Преображенский - законопослушный гражданин:
"...На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками..."

Преображенский знаком с важными чиновниками:
"...если бы вы не были европейским светилом, и за вас не заступались бы самым возмутительным образом <...> лица, которых, я уверена, мы ещё разъясним, вас следовало бы арестовать..."

Профессор является человеком фактов и наблюдения:
"...Голубчик, вы меня знаете? Не правда ли? Я – человек фактов, человек наблюдения. Я – враг необоснованных гипотез. И это очень хорошо известно не только в России, но и в Европе. Если я что‑нибудь говорю, значит, в основе лежит некий факт, из которого я делаю вывод..."


Филипп Преображенский - здравомыслящий и опытный человек:
"...никакой этой самой контрреволюции в моих словах нет. В них здравый смысл и жизненная опытность..."

Профессор не любит суетиться и спешить:
"...Успевает всюду тот, кто никуда не торопится, – назидательно объяснил хозяин. – Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям, и распевать целый день, как соловей, вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел..."

По словам самого профессора, он не любит насилия по отношению к людям и животным:
"...Никого драть нельзя, – волновался Филипп Филиппович, – запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением..."

Профессор Преображенский не любит пролетариат (работников по найму):

"..– Вы ненавистник пролетариата! – гордо сказала женщина.

– Да, я не люблю пролетариата, – печально согласился Филипп Филиппович..."

Известно, что профессор любит оперу "Аида" Верди:
"...сегодня в большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю… Помните? Дуэт… тари‑ра‑рим..."

Филипп Филиппович Преображенский любит напевать песни:

(например, "От Севильи до Гренады" и "К берегам священным Нила")
"...рассматривал, щурился и пел: «К берегам священным Нила…"
"...Напевая по своему обыкновению, он спросил: «Что же мы теперь будем делать?» И сам же ответил буквально так: «Москвошвея, да… От Севильи до Гренады...».."

Профессор является упорным ученым. Он все время что-то исследует:
"...Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги, – упорный человек, настойчивый, всё чего‑то добивался, резал, рассматривал, щурился и пел..."