Как выглядел леонардо. Леонардо все знал! Последние дни Леонардо

Чем вам запомнился Леонардо да Винчи? Большинство отвечает на этот вопрос так: «Картиной, где девушка загадочно улыбается». Некоторые вспоминают «Тайную вечерю». Часто мы не берем во внимание то, что Леонардо имел отношение практически ко всем областям деятельности, которые только существовали!

Выражения «у меня не 100 рук», «я тебе не электровеник» – совсем не про да Винчи. Мы собрали для вас доказывающие это интересные факты, которые говорят не только о многогранности этого гения, но и о его уникальности как личности в принципе.

1. Леонардо да Винчи – неисправимый лентяй

Мы ни в коем случае не приуменьшаем заслуг признанного гениального художника, нет! Леонардо, как и все мы, имел привычку лениться. Но да Винчи в этом смысле был самым настоящим рекордсменом!

Автор «Джоконды» очень часто не выполнял принятые заказы от светских дам и господ. И даже свою самую знаменитую картину Леонардо не передал заказчику. Была ли причина? Или он просто в очередной раз поленился/переключился на другое дело и забыл?

Да Винчи настолько часто ленился, что его, хоть и считали гениальным творцом, но все же прозвали человеком, который "никогда ничего не доводит до конца".

2. Куда ни глянь – везде Леонардо

Да Винчи увлекался астрономией и даже хотел написать трактат о солнечной системе. Но, как вы понимаете, это было всего лишь идеей, до реализации которой у Леонардо не хватило энтузиазма. Помимо астрономии творец увлекался математикой, физикой, химией, гидромеханикой, геологией, ботаникой… (словом, много чем).

Великий художник имел место быть в военном деле: Леонардо создал колесцовый замок для мушкета, это изобретение – единственное, что воплотилось в жизнь из задумок да Винчи. А его легендарный чертеж «танка», который напоминал черепаху на летающей тарелке было невозможно сконструировать из-за того, что художник нарисовал передние и задние колеса таким образом, что они могли вращаться только в разные стороны. Но все же – Леонардо можно называть создателем концепции танка.

Леонардо был филологом, певцом, создавал музыкальные инструменты, фехтовал, придумывал наряды и скакал на лошади!

[А еще]: художник распределил свое время сна следующим образом: да Винчи спал по 15 минут каждые 4 часа. В общей сложности в день вместо 7-8 часов он уделял сну 1,5 часа, чем сильно экономил свое время для получения знаний и работы. И никаких проблем с психикой и организмом у этого гения не было: такого количества часов сна прекрасно хватало, а сам Леонардо умудрился прожить до 68 лет.

3. Неожиданно для себя он создал вертолет

Удивительный факт из жизни да Винчи – создание им идеи вертолета. Самое забавное кроется в том, что Леонардо просто рисовал на листе бумаги чертеж игрушки или «механической птицы», а набросок приняли за винт, после чего придумали вертолет.

На самом деле художник просто изобретал яркую декорацию для украшения очередного праздника, который Леонардо украшал.

4. Как да Винчи уделал Стива Джобса

Писатель Айзексон как-то раз вместе со Стивом Джобсом решили собрать все сохранившиеся записи Леонардо да Винчи.

На удивление главы Apple получившееся количество бумаг художника превысило архивы одной из самых больших корпораций мира!

5. Да Винчи разрезал человеческие глазные белки

Да, это действительно так. Художник специально ходил в морги для того, чтобы изучить анатомию человеческого лица и потом в точности передать ее на картинах. Чтобы понять, как происходит преломление изображения в зрачках – Леонардо брал глаз и разрезал его. А чтобы белок, извините, не растекся – да Винчи его кипятил.

Творец изучал не только лица, но и тела. Ночами он просиживал в госпитале, проводил вскрытия и смотрел, как располагаются в теле мышцы.

По такой же технологии Да Винчи набирал «материал» о том, как происходит улыбка для написания «Джоконды».

[А еще]: одно из объяснений загадки улыбки «Мона Лизы» заключается в том, что художник использовал эффект размытия или принцип сфумато. Небольшое размытие границ деталей на полотне придавало изображению живости. Этот эффект, кстати, придумал сам Леонардо.

6. Иуду в «Тайной вечере» художник писал с бомжа

Фреска да Винчи "Тайная вечеря"

Над этой легендарной картиной Леонардо очень долго работал. Все потому что он искал натурщиков, похожих на Иисуса и Иуду. Если с первым все обстояло просто: Леонардо пригласил для позирования похожего молодого человека, которого увидел на прослушивании в хоре.

То с претендентом на «место» Иуды в картине да Винчи мучился целых 3 года! И вот, как-то раз он шел по улице и увидел в сточной канаве пьяного мужчину, в котором разглядел черты Иуды. Проходимец был настолько пьян, что сначала и не понял, что будет натурщиком.

Курьез данной ситуации заключался даже не в том, что Иуда писался с бомжа, а в том, что натурщик для написания его образа оказался тем самым парнем из хора, с которого Леонардо писал Христа! То есть Иисус и Иуда с картины – один и тот же человек. Оказалось, что успешный певец просто впал в депрессию, потерял все и стал проводить свои дни на улице.

7. Леонардо все знал!

Помимо большого количества талантов, да Винчи имел и дар предсказания! (так по крайней мере считали). Художник говорил, что в будущем люди смогут видеть себя падающими с высоты и при этом не получать увечий. И человечество изобрело парашют.

Также Леонардо говорил, что люди будут разговаривать друг с другом из любых точек мира – телефон. А еще человек сможет разговаривать с большой аудиторией, но при этом находиться не с ней. Очевидно, что это телевидение.

Эти и многие другие факты биографии величайшего гения всех времен вы найдете в книге Уолтера Айзексона

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – человек искусства эпохи Возрождения, скульптор, изобретатель, живописец, философ, писатель, ученый, полимат (универсальный человек).

Будущий гений родился в результате любовной связи благородного Пьеро да Винчи и девушки Катерины (Катарины). По социальным нормам того времени брачный союз этих людей был невозможен из-за низкого происхождения матери Леонардо. После рождения первенца ее выдали замуж за гончара, с которым Катерина прожила остаток жизни. Известно, что от мужа она родила четырех дочерей и сына.

Портрет Леонардо да Винчи

Первенец Пьеро да Винчи три года жил вместе с матерью. Отец Леонардо сразу после его рождения женился на богатой представительнице знатного рода, но законная супруга так и не смогла родить ему наследника. Через три года после заключения брака Пьеро забрал сына к себе и занялся его воспитанием. Мачеха Леонардо умерла через 10 лет, пытаясь родить наследника. Пьеро женился вторично, но снова быстро овдовел. Всего у Леонардо было четыре мачехи, а также 12 сводных братьев и сестер по отцовской линии.

Творчество и изобретения да Винчи

Родитель отдал Леонардо в ученики тосканскому мастеру Андреа Верроккьо. За время обучения у наставника сын Пьеро постиг не только искусство живописи и скульптуры. Молодой Леонардо изучил гуманитарные и технические науки, мастерство выделки кожи, основы работы с металлом и химическими реактивами. Все эти знания пригодились да Винчи в жизни.

Леонардо получил подтверждение квалификации мастера в возрасте двадцати лет, после чего продолжил работу под началом Верроккьо. Молодой художник привлекался к мелкой работе над картинами своего учителя, например, прописывал фоновые пейзажи и одежду второстепенных персонажей. Собственная мастерская появилась у Леонардо только в 1476 году.


Рисунок «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Высокопоставленную особу интересовали приспособления оборонительного характера и устройства для увеселения двора. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники.

Инженер пробыл в Милане при герцоге Сфорца около семнадцати лет. За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», создал свой самый знаменитый рисунок «Витрувианский человек», изготовил глиняную модель конного памятника Франческо Сфорца, расписал стену трапезной доминиканского монастыря композицией «Тайная вечеря», сделал ряд анатомических набросков и чертежей аппаратов.


Инженерный талант Леонардо пригодился ему и после возвращения во Флоренцию в 1499 году. Он устроился на службу к герцогу Чезаре Борджия, который рассчитывал на способности да Винчи к созданию военных механизмов. Инженер проработал во Флоренции около семи лет, после чего снова вернулся в Милан. К тому времени он уже закончил работу над самой известной своей картиной, которая сейчас хранится в музее Лувра.

Второй миланский период мастера длился шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516 году Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. В путешествие мастер взял с собой Франческо Мельци, ученика и главного наследника художественного стиля да Винчи.


Портрет Франческо Мельци

Несмотря на то, что в Риме Леонардо провел всего четыре года, именно в этом городе находится музей его имени. В трех залах учреждения можно ознакомиться с аппаратами, построенными по чертежам Леонардо, рассмотреть копии картин, фото дневников и рукописей.

Большую часть своей жизни итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Его изобретения имели как военный, так и мирный характер. Леонардо известен, как разработчик прототипов танка, летательного аппарата, самодвижущейся повозки, прожектора, катапульты, велосипеда, парашюта, мобильного моста, пулемета. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей.


Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да Винчи

В 2009 году в эфире телеканала «Discovery» вышел цикл фильмов «Аппараты да Винчи». Каждый из десяти эпизодов документального сериала был посвящен строительству и испытанию механизмов по оригинальным чертежам Леонардо. Техники фильма старались воссоздать изобретения итальянского гения, используя материалы его эпохи.

Личная жизнь

Личная жизнь мастера держалась им самим в строжайшей тайне. Для записей в своих дневниках Леонардо использовал шифр, но даже после расшифровки исследователи получили мало достоверной информации. Существует версия, что причиной скрытности была нетрадиционная ориентация да Винчи.

Основой теории о том, что художник любил мужчин, стали догадки исследователей, основанные на косвенных фактах. В молодом возрасте художник фигурировал в деле о содомии, но достоверно неизвестно, в каком качестве. После этого случая мастер стал очень скрытен и скуп на комментарии о личной жизни.


К возможным возлюбленным Леонардо относят некоторых его учеников, самым известным из которых является Салаи. Юноша был наделен женоподобной внешностью и стал моделью для нескольких полотен кисти да Винчи. Картина «Иоанн Креститель» - это одна из сохранившихся работ Леонардо, для которой позировал Салаи.

Существует версия, что «Мона Лиза» также была написана с этого натурщика, одетого в женское платье. Следует отметить, что присутствует некоторое физическое сходство людей, изображенных на картинах «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Остается фактом и то, что да Винчи завещал свой художественный шедевр именно Салаи.


К возможным возлюбленным Леонардо историки причисляют также и Франческо Мельци.

Существует и другая версия тайны личной жизни итальянца. Есть мнение, что у Леонардо была романтическая связь с Чечилией Галлерани, которая, предположительно, изображена на портрете «Дама с Горностаем». Эта женщина была фавориткой миланского герцога, держательницей литературного салона, покровительницей искусств. Она ввела молодого художника в круг миланской богемы.


Фрагмент картины «Дама с Горностаем»

Среди записей да Винчи был найден черновик письма, адресованного Чечилии, который начинался словами: «Возлюбленная моя богиня…». Исследователи предполагают, что портрет «Дама с Горностаем» написан с явными признаками нерастраченных чувств к изображенной на нем женщине.

Некоторые исследователи считают, что великий итальянец вообще не знал плотской любви. Мужчины и женщины не привлекали его в физическом смысле. В контексте данной теории предполагается, что Леонардо вел жизнь монаха, который не породил потомков, но оставил великое наследие.

Смерть и могила

Современные исследователи сделали вывод, что вероятная причина смерти художника – инсульт. Да Винчи скончался в возрасте 67 лет, произошло это в 1519 году. Благодаря воспоминаниям современников известно, что к тому времени художник уже страдал от частичного паралича. Леонардо не мог двигать правой рукой, как полагают исследователи, из-за перенесенного в 1517 году инсульта.

Несмотря на паралич, мастер продолжал активную творческую жизнь, прибегая к помощи ученика Франческо Мельци. Самочувствие да Винчи ухудшалось, а к концу 1519 года ему уже было трудно ходить без посторонней помощи. Данные свидетельства соответствуют теоретическому диагнозу. Как полагают ученые, повторный приступ нарушения мозгового кровообращения в 1519 году завершил жизненный путь знаменитого итальянца.


Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия

На момент смерти мастер находился в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз, где прожил последние три года своей жизни. В соответствии с завещанием Леонардо, его тело захоронили в галерее церкви Сен-Флорантен.

К сожалению, могила мастера была разорена в ходе гугенотских войн. Церковь, в которой упокоился итальянец, была разграблена, после чего пришла в сильное запустение и была снесена новым владельцем замка Амбуаз Роже Дюко в 1807 году.


После разрушения часовни Сен-Флорантен останки из множества захоронений разных лет были перемешаны и закопаны на территории сада. Начиная с середины девятнадцатого столетия, исследователи предпринимали несколько попыток идентифицировать кости Леонардо да Винчи. Новаторы в этом вопросе ориентировались на прижизненное описание мастера и выбрали из найденных останков наиболее подходящие фрагменты. Их некоторое время изучали. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Он же нашел осколки надгробной плиты, предположительно, с могилы да Винчи, и скелет, в котором не хватало некоторых фрагментов. Эти кости были перезахоронены в реконструированной могиле художника в часовне Святого Губерта на территории замка Амбуаз.


В 2010 году команда исследователей под руководством Сильвано Винчети собиралась провести эксгумацию останков мастера эпохи Возрождения. Идентифицировать скелет планировалось с помощью генетического материала, взятого из захоронений родственников Леонардо по отцовской линии. Итальянским исследователям не удалось получить разрешение владельцев замка для проведения необходимых работ.

На том месте, где раньше находилась церковь Сен-Флорантен, в начале прошлого века был установлен гранитный памятник, ознаменовавший четырехсотлетний юбилей со дня смерти знаменитого итальянца. Реконструированная могила инженера и каменный монумент с его бюстом являются одними из самых популярных достопримечательностей Амбуаза.

Тайны картин да Винчи

Творчество Леонардо занимает умы искусствоведов, религиозных исследователей, историков и обывателей более четырех сотен лет. Работы итальянского художника стали вдохновением для людей науки и творчества. Существует множество теорий, раскрывающих тайны картин да Винчи. Наиболее известная из них гласит, что при написании своих шедевров Леонардо использовал особый графический код.


С помощью устройства из нескольких зеркал исследователям удалось выяснить, что тайна взглядов героев с картин «Джоконда» и «Иоанн Креститель» заключена в том, что они смотрят на существо в маске, напоминающее инопланетного пришельца. Секретный шифр в записях Леонардо тоже был расшифрован при помощи обычного зеркала.

Мистификации вокруг творчества итальянского гения привели к возникновению целого ряда художественных произведений, автором которых стал писатель . Его романы приобрели славу бестселлеров. В 2006 году на экраны вышел фильм «Код да Винчи», снятый по мотивам одноименного произведения Брауна. Кинолента была встречена волной критики со стороны религиозных организаций, но установила рекорды по кассовым сборам в первый месяц проката.

Утраченные и незаконченные работы

Не все работы мастера дошли до нашего времени. К не сохранившимся произведениям относятся: щит с росписью в виде головы Медузы, скульптура коня для миланского герцога, портрет Мадонны с веретеном, картина «Леда и лебедь» и фреска «Битва при Ангиари».

О некоторых картинах мастера современные исследователи знают благодаря сохранившимся копиям и мемуарам современников да Винчи. Например, судьба оригинала работы «Леда и лебедь» до сих пор неизвестна. Историки считают, что картина, возможно, была уничтожена в середине семнадцатого века по приказу маркизы де Ментенон, жены Людовика XIV. До нашего времени дошли наброски, сделанные рукой Леонардо, и несколько копий полотна, выполненных разными художниками.


На картине была изображена молодая обнаженная женщина в объятиях лебедя, у ног которой играют младенцы, вылупившиеся из огромных яиц. При создании этого шедевра художник был вдохновлен известным мифическим сюжетом. Интересно, что полотно по мотивам истории о совокуплении Леды с Зевсом, принявшим облик лебедя, было написано не только да Винчи.

Прижизненный соперник Леонардо тоже написал картину, посвященную этому античному мифу. Полотно Буонаротти постигла та же судьба, что и работу да Винчи. Картины Леонардо и Микеланджело одновременно пропали из коллекции французского монаршего дома.


Среди незаконченных работ гениального итальянца выделяется картина «Поклонение волхвов». Полотно было заказано монахами-августинцами в 1841 году, но осталось неоконченным по причине отъезда мастера в Милан. Заказчики нашли другого исполнителя, и Леонардо не видел смысла продолжать работу над картиной.


Фрагмент картины “Поклонение волхвов”

Исследователи считают, что композиция полотна не имеет аналогов в итальянской живописи. На картине изображены Мария с новорожденным Иисусом и волхвы, а за спинами паломников - всадники на конях и развалины языческого храма. Есть предположение, что Леонардо изобразил на картине среди мужчин, пришедших к сыну Божьему, и самого себя в возрасте 29 лет.

  • Исследовательница религиозных тайн Линн Пикнетт в 2009 году опубликовала книгу «Леонардо да Винчи и братство Сиона», назвав знаменитого итальянца одним из магистров тайного религиозного ордена.
  • Считается, что да Винчи был вегетарианцем. Он носил одежду изо льна, пренебрегая нарядами из кожи и натурального шелка.
  • Группа исследователей планирует выделить ДНК Леонардо из сохранившихся личных вещей мастера. Историки также утверждают, что близки к тому, чтобы найти родственников да Винчи по материнской линии.
  • Эпоха Ренессанса была тем временем, когда к благородным женщинам в Италии обращались словами «моя госпожа», по-итальянски - «мадонна» (ma donna). В разговорной речи выражение сократилось до «монна» (monna). Это означает, что название картины «Мона Лиза» дословно можно перевести как «Госпожа Лиза».

  • Рафаэль Санти называл да Винчи своим учителем. Он бывал в мастерской Леонардо во Флоренции, старался перенять некоторые черты его художественного стиля. Рафаэль Санти называл также своим учителем Микеланджело Буонарроти. Три упомянутых художника считаются главными гениями эпохи Ренессанса.
  • Австралийские энтузиасты создали крупнейшую передвижную выставку изобретений великого архитектора. Экспозиции была разработана при участии Музея Леонардо да Винчи в Италии. Выставка уже побывала на шести континентах. За время ее работы пять миллионов посетителей смогли увидеть и потрогать руками произведения самого знаменитого инженера эпохи Возрождения.

Его списки дел были совершенно не скучными. Для нас, людей, читающих их спустя более 500 лет, они и вовсе покажутся сюрреалистичными. Будто это планы свободолюбивого, чрезмерно любознательного и слегка экстравагантного персонажа из фильма.

Да Винчи всюду носил с собой блокнот. В нем он писал и рисовал все, что приходило ему на ум. «Это полезно, – писал однажды Леонардо, – постоянно наблюдать, замечать и обдумывать». В одном таком блокноте, примерно 1490 года, был обнаружен список дел. Да еще и какой!

Роберт Крульвич из NPR напрямую перевел список дел Леонардо. Далеко не все из него нам понятно – все таки великий гений составлял этот список для себя, а не для любопытных пришельцев из будущего.

Вот – причудливые и удивительные дела легендарного итальянца:

  1. [Рассчитать] измерение Милана и пригородов.
  2. [Найти] книгу, в которой говорится о Милане и его церквях, которая должна быть у книготорговцев на пути к Кордузио.
  3. [Исследовать] размеры Корте Веккьо (двор во дворце герцога).
  4. [Исследовать] размеры кастельо (самого герцогского дворца).
  5. Связаться с мастером арифметики, чтобы тот показал, как вычислять площадь треугольника.
  6. Связаться с Мессеа Фацио (профессор медицины и права в г.Павии), чтобы прояснить вопросы, касаемые пропорций.
  7. Связаться с монахом Брера (в Монастыре Св. Бенедикта), чтобы посмотреть De ponderibus (средневековый текст трактата «О тяжестях»).
  8. Связаться с бомбардиром Джианнино, чтобы выяснить, каким образом была построена башня Феррары, стены которой не имеют бойниц.
  9. [Спросить] Бенедикта Портинари (флорентийский торговец), как он катается на льду во Фландрии.
  10. *НАРИСОВАТЬ МИЛАН*
  11. Спросить у маэстро Антонио, как устанавливать мортиры на бастионы: днем или ночью.
  12. Осмотреть арбалет маэстро Джианетто.
  13. Найти специалиста по гидравлике и попросить его рассказать, как починить шлюз, желоб и мельницу в Ломбардии.
  14. [Спросить об] величине солнца, которую обещал мне открыть маэстро Джованни Франчезе.
  15. Попытаться связаться с Витолоне (средневековый автор текста об оптике), который находится в Библиотеке в Павии, которая занимается математикой.

Удивительно, что значительную часть списка составляют консультации с опытными специалистами. На момент составления списка Леонарду да Винчи было, предположительно, 38 лет и человек все еще не утратил страсти к обучению. Чем не пример того, что обучение возможно уже в достаточно зрелом возрасте? Главное – любознательность.

Известны и другие записи Леонардо, примерно 1510 года. Там уже более отчетливо прослеживается любовь Да Винчи к анатомии. В записной книжке, наполненной красивыми рисунками костей и внутренних органов, он делает списки дел посерьезнее. Среди планов Леонардо числится получение черепа, описание челюсти крокодила, языка дятла и оценка трупа с использованием пальцев в качестве единицы измерения.

Кроме того, он перечисляет качества, которые считает важными для анатомического художника. Главные из них – это твердое использование перспективы, знания внутренней работы тела и крепкий желудок.

Исследуя записи Леонардо да Винчи необходимо помнить важный факт: творец делал записи в зеркальном отображении.

В нашей статье «Леонардо да Винчи: биография, фото» вы узнаете о важнейших этапах жизни этого великого деятеля, а также сможете увидеть его работы.

Наверняка вы знаете, что Леонардо да Винчи, в первую очередь, прославился портретом «Мона Лиза», но не только это заставило человечество пронести сквозь века имя гения. Да Винчи – изобретатель, писатель, ученый и художник. Это был один из самых ярких персонажей своего времени – эпохи Возрождения. Очень многие считают именно Леонардо да Винчи самым великим из ученых умов.

Родился гений в 1452 году 15 апреля. Это было небольшое село под названием Анкиано (рядом с Флоренцией). Отец Леонардо звался Пьеро и был нотариусом, а мать по имени Катерина являлась самой простой крестьянкой. Когда Леонардо родился, отец бросил свою семью, выбрав богатую женщину, поэтому маленький Лео оставался на попечении разбитой горем матери.

Отец, не смотря на уход из семьи, не исчез из жизни сына, скорее наоборот. Поскольку в новой семье Пьеро не завел новых детей, то он охотно забрал Леонардо к себе, чтобы воспитывать по своим меркам.


Когда мальчик подрос (тогда ему было 13 лет), его мачеха умерла, а отец обзавелся новой женой, хотя опять, через какое-то время, остался вдовцом. Между делом, Пьеро обучал мальчика своему ремеслу, но последний не проявлял особого интереса к нотариальному делу, его постоянно влекло к искусству, и он сразу стал показывать свой великий талант художника.

Отец решил отправить сына во Флоренцию, на попечение Андрес Верроккьо, который держал мастерскую. Именно здесь Леонардо да Винчи узнал о черчении, химии, свойствах металлов и изучал гуманитарные науки. Из практических занятий юноша особенно увлекся скульптурой, моделированием и рисованием.

В 1473 году у Леонардо да Винчи появилась квалификация мастера, которую ему присвоила Гильдия Святого Луки. Это произошло, когда юноше было 20 лет. Кстати, именно тогда он поучаствовал в создании полотна «Крещение Христа», над которым работал Верроккьо. Новаторство да Винчи проявилось сразу – он использовал масляные краски, которые в Италии считали новинкой.

Свою первую самостоятельную работу художник назвал «Просвещение».

Следующий период жизни он рьяно изучает образ Мадонны. Появляются его знаменитые «Мадонна с гвоздикой», «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта». Известно, что сохранился ряд эскизов с изображением мадонны этого периода.

Со временем характер художника проявляется особенно ярко. За ним водилась привычка бросать работу неоконченной. В частности, в 1481 году ему заказали «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато а Скопето. Леонардо да Винчи взялся, но потом бросил. Такое поведение далеко не всем было по нраву, а правящие в то время Медичи и вовсе отказывали художнику в благоволении. Потому мастер решил покинуть Флоренцию и искать реализации в других местах.

В 1482 году да Винчи приезжает в Милан в надежде получить место изобретателя оружия для Лодовико Сфорца, но свой первый крупный заказ да Винчи получает только через год – его просят расписать алтарь во францисканском братстве Непорочного зачатия. 3 года шла работа, но когда она была окончена, возникли проблемы с оплатой, и судебные разбирательства длились еще 25 лет.

Именно в Милане художник начинает заниматься «Трактатом о живописи» и эта его работа продлилась до самой смерти.

Мастер трудится над созданием прокатного стана, станков для выделки сукна, машины для производства напильников. К сожалению, Сфорца не был заинтересован в подобных изобретениях. Казалось, Леонардо да Винчи может заниматься буквально всем – он принимает участие в строительстве Миланского собора, разрабатывает городскую канализацию, изобретает новые машины.

В 1495 году он приступает к созданию «Тайной вечери». Картина была готова через 3 года.


В 1499 году Леонардо да Винчи покидает Милан. Власть меняется, Сфорца больше не на троне и гению приходится вернуться во Флоренцию, где он пишет ряд картин, среди которых «Мадонна с веретеном».

В 1502 году да Винчи стал архитектором при дворе Чезаре Борджиа. Он занимается проектом каналов для осушения болот, трудится над созданием военных карт.

Мона Лиза появилась у мастера в 1503 году, а следующие 10 лет да Винчи погружается в анатомию (), механику и математику.

В 1513 году, найдя покровительство у Джулиана Медичи, Леонардо да Винчи отправляется в Рим, где 3 года изучает создание зеркал, создает новые краски, занимается исследованием человеческого голоса.

Да Винчи умер в 1519 году, 2 мая. Ему было 67 лет. Известно, что мастера похоронили в церкви Сен Флоран-тен, но многолетние войны не позволили сохранить погребение, и могила была утрачена.

В селении Акиано, что близ городка Винчи в Италии, 15 апреля 1452 г. родился мальчик, запись об имени которого в русском переводе звучит так: Леонардо - сын Пьеро из Винчи. Уже это говорит о том, что его отец, 25-летний нотариус, нисколько не стыдился сына, рождённого вне брака, что, впрочем, было типично для Италии. Впоследствии имя, данное при рождении, стало звучать короче и величественнее: Леонардо да Винчи, а часто произносилось одно только имя Леонардо.

Даже в наши дни, услышав это имя, все сразу понимают, о ком идёт речь: человек такого инженерного гения, такой изобретательской плодовитости, таких художественных дарований был и остаётся во всем мире только один. Одно время среди учёных даже бытовало мнение, что Леонардо да Винчи есть не кто иной, как пришелец с другой планеты, подаренный человечеству богами.

Социальное положение матери Леонардо, Екатерины, осталось точно не установленным, хотя есть версия, что она была крестьянкой и впоследствии вышла замуж. С матерью ребёнок оставался до трёх лет, а затем заботы о нём взял на себя отец, наезжавший в Винчи из Флоренции, расположенной неподалёку. Некоторое время мальчик жил у деда по отцовской линии - Антонио, а затем отец увёз его в славный город Флоренцию.

В ту пору здесь бурно развивалась промышленность, торговля, банковское дело, флорентийская община богатела, строила жилые дома и храмы, давала художникам большие заказы по их украшению. В 1466 году отец отдал Леонардо в школу известного художника Веррокьо, поскольку мальчик с ранних лет проявлял тягу к рисованию.

По обычаям того времени, ученики мастера жили в его доме, делали всякую подсобную работу, а затем им доверяли даже выполнение отдельных фрагментов общего полотна, заказанного мастеру. Леонардо с малых лет не расставался с записной книжкой. Дома, на улице, за городом он непрестанно делал мелкие наброски: зарисовывал цветы и жёлуди, лица людей, складки плаща, ноги коня и т. д.

Характерен такой эпизод. К Пьеро из Винчи как-то обратились с просьбой найти художника, который мог бы украсить деревянный щит - такой, какие часто вешали на дома местные обыватели. Тот передал заказ сыну. Леонардо решил изобразить на щите голову горгоны (змееголовой женщины) Медузы.

Об этом чудовище рассказывают древнегреческие мифы, интерес к которым, как и интерес ко всей культуре эллинизма, был характерен для того времени. Вместо волос у неё были змеи, а взгляд настолько злобен, что обращал человека в камень. Убил Медузу герой Персей, которому боги подарили щит, меч и сандалии с крыльями. Благодаря им, он подлетел к скале, где спала Медуза и, смотря в медный сверкающий щит, как в зеркало, чтобы уберечься от её взгляда, отсёк ей голову и поместил на щит... Именно этот финал легенды и изобразил молодой художник Леонардо.

Демонстрируя готовую работу отцу, он позаботился о наиболее выгодном её освещении, о том, чтобы она предстала перед зрителем внезапно. Увидев на щите страшилище, отец в первый момент пришёл в ужас. Ещё бы! Ведь «украшатель» так старался: он насобирал всяких змей, ящериц, гусениц и дома часами наблюдал за ними...

Время шло, животные умирали, их тела разлагались, в помещении стоял смрад, но увлёкшийся Леонардо ничего не замечал, стремясь сделать изображение как можно более реалистичным и... страшным. Так что реакцию отца молодой живописец воспринял как комплимент. А старший Винчи отдал заказчику не работу сына, а другой щит, с украшением вполне стандартным, но «голову Медузы» выгодно потом продал.

В мастерской Веррокьо Леонардо научился работать с металлом, гипсом, а также и кожей, рисовал, выполнял скульптуры и занимался моделированием. В годы ученичества он овладел и некоторыми техническими навыками, увлёкся изучением черчения, химии, металлургии, освоил ещё и гуманитарные науки. Писал он, как правило, справа налево. В этом одни усматривают склонность к скрытности, другие считают такое проявлением типичной для человека эпохи Возрождения любовью к тайнам и шифрам.

Вот это практически и всё, что точно известно об ученических годах жизни Леонардо. Не имея конкретных данных, многие авторы его биографии описывают общую атмосферу во Флоренции. А она была разнообразной и воодушевляющей! Так что пытливому и разносторонне одарённому юноше было где поучиться даже вне мастерской учителя.

В 1473 году Леонардо да Винчи получил квалификацию мастера в одной из гильдий художников. В 21 год он стал признанным мастером. По некоторым сведениям можно заключить, что у него в 1476 - 1481 гг. была даже собственная мастерская во Флоренции.

Красивый, высокий и стройный, физически очень сильный, остроумный и приятный в обращении Леонардо лидерствовал в любом обществе. Например, из дома редко выходил один: за ним следовала ватага его учеников и поклонников. Но образуя вокруг себя небольшую «академию», он не пускает в широкий оборот свои труды, делая много записей по разным поводам, считая их, видимо, планами будущих работ. Недоступные широкому читателю, они были почти забыты, а изложенные в них идеи впоследствии заново переоткрывались.

Только в двадцатом веке записи Леонардо были изданы и позволили оценить учёного в давно прославленном художнике. Выяснилось, например, что он занимался усовершенствованием как прялки, так и токарного станка и некоторых прочих механизмов. Кроме того, его увлекла идея создания подводной лодки, и был был близок к её реализации.

Его записи интересны ещё и тем, что отражают самые разные стороны восприятия окружающего мира. В них он, например, излагает «способ оставаться под водой
столько, сколько можно оставаться без пищи», и описывает впечатления от препарирования различных тел - от луковицы до... человеческой головы. В этом - весь Леонардо! С одной стороны, у него разные «приятности» вплоть до косметических рецептов и летающих бабочек, с другой - холодно-безжалостный техницизм анатомических описаний.