Как нарисовать карандашом поэтапно череп. Рисуем нос и зубы

Конструктивный рисунок - это раздел дисциплины академического рисунка - рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаёте «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.

Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть простейшие геометрические тела? Это куб, шар, цилиндр, конус, призма и т.д. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.

Для примера, возьмём обыкновенную бутылку. Она вмещает в себя цилиндр, может быть, конус (усечённый), также, может быть, усечённый шар или тор. Или, например, шкаф или стол, - состоит из четырехгранной призмы или, может быть, из кубов и параллелепипедов.

Поэтому первый шаг - учимся находить во всём, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объёмное мышление.

Второй шаг - изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.

То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба так, чтобы они сходились в одной точке или в двух точках на линии горизонта.

Второй момент - это осевая линия.

Она помогает создавать конструкцию правильно. Например, нам нужно нарисовать два цилиндра разных по толщине, то есть разного диаметра. И один цилиндр располагается над другим. Делаем, например, конструкцию бутылки. Для этого нам нужна осевая линия. Если бутылка стоит, то эта линия будет вертикальной.

Проведите вертикальную линию. Нарисуйте прямоугольник (основная часть бутылки) так, чтобы эта линия проходила посередине. Нарисуйте ещё один прямоугольник (горлышко) поменьше так, чтобы осевая линия проходила посередине. Теперь вам нужно нарисовать (построить) 4 эллипса - снизу и сверху каждого из прямоугольников.

Уже становится что-то более похожее на бутылку. Или вот вам другой вариант конструктивного рисунка. Если вы рисуете бутылку в перспективе, так, как бы смотрите на неё сбоку и немного сверху. Как в таком случае создаем конструктивный рисунок? Сначала рисуем уже не два прямоугольника, а две четырехгранные призмы, из которых потом получим два цилиндра.

Понятно, сначала одна призма - основная. Далее на нижней и верхней плоскостях этой призмы проводим диагонали, получаем две точки. Соединяем эти точки - получаем среднюю ось. Эта ось поможет нам построить правильно еще одну призму, из которой создадим цилиндр горлышка бутылки.

Поставив одну призму на другую, строим два цилиндра. После этого, округляем углы, придаём этой конструкции правдоподобность бутылки. Создавать можно не только конструкции таких простых объектов, как посуда, мебель, но и животных и даже человека.

Несмотря на сложность строения человека или животного, мы можем найти в них простые геометрические тела - цилиндры, призмы, кубы, шары и т. д. Просто, чтобы освоить конструктивный рисунок, нужно видеть, как бы насквозь, из чего состоит то, что мы рисуем.

Объёмное мышление начинайте развивать с обыкновенного куба. Нарисуйте его на листе бумаги, это, как ни крути, основа. Именно с этого начинается конструктивный рисунок. Куб представляет нам три измерения пространства - ширину, высоту и глубину.

Последняя, то есть глубина, - это иллюзия, так как глубины у нас не может быть на плоскости листа. Здесь приводится несколько примеров конструктивного построения.

Именно таким образом создаётся каркас или обёртывающая поверхность для будущего предмета. Это и есть конструктивное построение.

Теперь взглянем на примеры конструктивного поэтапного рисунка от простых геометрических форм до фигуры человека:

Методология поэтапного рисования...


Конструктивный анализ формы предметов быта.


Изучение перспективы на примере кубов различного размера.



Натюрморт из геометрических тел.


Предметный натюрморт на этапе придания формы.



Законченный предметный натюрморт.



Простой столовый натюрморт.


Рисунок сложного предмета.


Рисунок гипсовой палетки.



Рисунок капители колонны Ионического ордера.


Рисунок драпировки.


Перспективный рисунок интерьера.


Конструктивный анализ формы черепа со штриховкой.


Рисунок обрубовки человеческой головы.


Рисунок экорше человеческой головы.


Рисунок глаза Давида - упражнение на понимание формы частей человеческой головы.


Конструктивное построение человеческой головы (лицевая часть).


Конструктивный анализ головы человека со слабой штриховкой.


Рисунок гипсовой головы кондатьера Гаттамелата.



Анализ формы гипсовой головы Аполлона Бельведерского в нескольких ракурсах.



Рисунок головы Зевса в двух ракурсах.


Рисунок головы фаворита императора Адриана - Антиноя.

К заданию «Череп» мы подошли основательно и рассмотрели и изучили эту сложную форму как можно подробнее. Постановка была не одна. Изучение состояло и четырех этапов и четырех разных задач.

Задача №1

Постановка: гипсовый череп

Требования к листу: конструктивно-пространственный рисунок.

Формат и материалы: лист ватмана А2, графитный карандаш различной твердости, ластик.

К постановке прилагалась схема черепа, нарисованная преподавателем:

Предлагалось рассмотреть, изучить и передать на листе основную конструкцию черепа. Мы должны были разложить цельную форму на составляющие. Сначала рисовали главные (большие формы), затем рассматривали детали и узлы (малые формы).

Результаты:


Алексей



Марина


Оля


Наталья


Аня

Задача №2

Постановка: "живой" и пластиковый (качественный) череп.

Требование к листу: конструктивно-пространственный рисунок. Нужно закомпоновать три различных ракурса.

Формат и материалы: лист ватмана А2, графитный карандаш различной твердости/монолитный графитный карандаш, ластик.

Продолжаем изучать конструкцию черепа, для чего рассматриваем череп с трех различных ракурсов.

Результаты:


Георгий



Марина


Ирина


Аня (другая)


Оля


Наталья


Алексей

Задача №3

Постановка: "живой" череп, направленное контрастное освещение.

Требование к листу: светотеневой (тональный) рисунок.

Формат и материалы: лист ватмана (формат на выбор автора), графитный карандаш различной твердости, ластик.

Результат:


Алексей

Задача №4

Домашнее задание: слепить череп человека меньше натуральной величины, используя скульптурный пластилин и каркас. Для выполнения этой задачи участники группы могли пользоваться собственным, наработанным в процессе выполнения предыдущих задач опытом, а также дополнительным материалом.


What You"ll Be Creating

В этом уроке я покажу вам, как нарисовать человеческий череп с нуля, шаг за шагом. Я объясню каждую малейшую деталь рисунка, а перспектива будет действительно простой, так что вам не придётся использовать предыдущий опыт рисования, чтобы попробовать нарисовать этот череп.

Чтобы упростить процесс, попробуйте создать небольшой рисунок - это позволит вам использовать те же самые движения, которые вы используете, когда пишите ручкой, так что элементы рисунка будут достаточно точными.

1. Определяем Положение Мозга

Шаг 1

Нарисуйте линию. Длина линии - зависит от вас, тем длиннее линия, тем больше будет рисунок. Не стесняйтесь использовать линейку при необходимости.

Шаг 2

Определите центр линии, отметьте центр.

Шаг 3

Нарисуйте линию, перпендикулярную предыдущей. Нарисуйте её слегка длиннее, чем половина первой линии.

Шаг 4

Нарисуйте зеркальную копию линии, чтобы создать повёрнутый крест.

Шаг 5

Далее, мы нарисуем эллипс. Если у вас не получается нарисовать эллипс, то как вы можете это сделать: нарисуйте едва видимые слегка изогнутые штрихи между кончиками двух линий, как будто вы хотели нарисовать эллипс в воздухе и на бумаге одновременно.

Используйте тот же самый трюк, чтобы полностью нарисовать эллипс.

Шаг 6

Найдите середину четверти эллипса....

А затем, используя опорную точку, создайте 6 сегментов.

Шаг 7

Соедините две точки с помощью кривой.

Шаг 8

Пересеките эту кривую с помощью петли.

2. Рисуем Челюсть

Шаг 1

Удлините более короткую линию эллипса вниз.

Шаг 2

Отметьте половину длины этой короткой линии.

Шаг 3

Нарисуйте горизонтальную линию, пересекающую эту точку.

Шаг 4

Разделите другую четверть эллипса на четыре сегмента.

Шаг 5

Нарисуйте линию от первого из этих сегментов, создавая параллельную линию.

Шаг 6

Нарисуйте ещё одну параллельную линию, только на этот раз, начните рисовать из нижней части глазницы.

Шаг 7

Разделите эту линию на четыре сегмента.

Шаг 8

Нарисуйте перпендикулярную линию, пересекающую её. Длина линии должна составлять половину длины пересекаемой линии, при этом линия должна быть параллельна длинной линии эллипса.

Шаг 9

Нарисуйте круг вокруг данного симметричного креста. Используйте тот же самый трюк, который мы использовали, когда рисовали эллипс, чтобы круг был круглым.

Шаг 10

Закройте фигуру передней части челюсти с помощью двух линий.

3. Рисуем Нос и Зубы

Шаг 1

Нарисуйте маленький кружок в нижней задней части черепа.

Шаг 2

Разделите нижнюю часть круга челюсти на три сегмента.

Шаг 3

Нарисуйте кривую, проходящую через эти точки.

Шаг 4

Нарисуйте круг над глазницей, чтобы создать бровь.

Шаг 5

Нарисуйте направляющую линию между бровью и челюстью.

Шаг 6

Нарисуйте аккуратную кривую между бровью и глазницей.

Шаг 7

Нарисуйте линию под эллипсом, параллельно длиной линии эллипса.

Шаг 8

Нарисуйте линию ниже брови. Это будет носовая перегородка.

Шаг 9

Проведите линию между кончиком носовой перегородки и центром круга челюсти.

Шаг 10

Разделите четверть этого круга на три сегмента.

Шаг 11

Нарисуйте короткую линию, идущую от последней точки в правлении к нижней челюсти.

Шаг 12

Нарисуйте кривую линию, чтобы показать ряды зубов.

4. Рисуем Детали Черепа

Шаг 1

Разделите четверть круга челюсти на этот раз на половинки.

Шаг 2

Нарисуйте овал сквозь них, под глазницей.

Шаг 3

Отметьте половину овала.

Шаг 4

Нарисуйте линию между опорной точкой и конечной точкой нижней челюсти.

Шаг 5

Нарисуйте ещё одну линию между этими двумя участками, на этот раз опустившись ниже овала.

Шаг 6

Нарисуйте небольшой овал, прикрепив его к челюстному суставу.

Шаг 7

Нарисуйте круг рядом с большим овалом на щеке.

Шаг 8

Нарисуйте две кривые от этой точки. Таким образом, мы создадим форму нижней челюсти.

Шаг 9

Добавьте ещё кривых, чтобы закрыть выступы глазницы.

Шаг 10

Выделите форму мозга.

Шаг 11

Нарисуйте овал под формой мозга, прямо за нижней челюстью.

Шаг 12

Нарисуйте большой круг на нижней челюсти, чтобы добавить фигуре больше реалистичности. Он должен быть расположен слегка выше горизонтальной направляющей линии.

Шаг 13

Доработайте форму носа с помощью нескольких дополнительных направляющих линий.

Шаг 14

Нарисуйте направляющие линии.для зубов.

5. Завершаем Рисунок Черепа

Шаг 1

Наш эскиз готов! Теперь для создания заключительных линий, вы можете использовать более тёмный инструмент или поместите новый лист бумаги поверх вашего эскиза, чтобы видеть тонкие направляющие линии под ним.

Вначале, обведите внешний контур формы черепа.

Шаг 2

Обведите глазницу.

Шаг 3

Обведите выступы вокруг глазницы и скуловой кости.

Шаг 4

Обведите контур зубов, при этом, слегка округляя у корней.

Шаг 5

Обведите контур челюсти.

Шаг 6

Теперь не сильно нажимайте на инструмент, чтобы нарисовать некоторые детали на поверхности черепа. Ничего особенного, просто нарисуйте в некоторых местах швы.

Шаг 7

Давайте создадим затенение с помощью поперечной штриховки, чтобы придать нашему черепу причудливый вид рисунка из старой книги.

Отличная Работа!

Сегодня вы узнали, как нарисовать череп с нуля! Если вы хотите продолжить обучение, тогда просмотрите другие мои уроки.

Мастер-класс преподавателя МАОУДО «Детская художественная школа №19» Кальмаева Константина Александровича


«Методика построения и изучения конструкции черепа»

В основе академического рисунка головы человека лежит метод, основанный на конструктивном рисовании черепа. Череп - костная основа головы. Его особенности, строение и пропорции обуславливают общий характер головы, портретное сходство. Чтобы приступить к рисованию головы человека надо принять одно важное утверждение. В общих своих чертах голова – это ящик, то есть прямоугольная призма, имеющая шесть основных поверхностей: переднюю, две боковые, верхнюю, заднюю или затылочную, нижнюю. Конструктивно голова, так же как и любой другой предмет в трехмерном пространстве подчиняется правилам линейной перспективы. Параллельные прямые, связывающие парные симметричные точки по обе стороны лицевой оси симметрии, имеют одну точку схода на линии горизонта. Это правило также верно в отношении боковой плоскости. Она сокращается в глубину от вертикальной границы с лицевой (передней) плоскостью в направлении затылочной.


Несколько слов надо сказать о пропорциях головы. Середина расстояния от подбородка до макушки приходится на осевую линию глаз.


По вертикали голова делится на семь отрезков. Два приходится на нижнюю часть, то есть на расстояние от подбородка до основания носа, два на среднюю: от основания носа до бровей, и два на высоту лба до границы волос. Один отрезок- от границы волос до макушки.

Расстояние между глазами равно длине глаза. Разрез рта располагается на одной трети расстояния от основания носа до подбородка. Ширина рта в среднем равна расстоянию между зрачками. Ухо расположено в промежутке между линиями брови и основания носа. Длина шеи в среднем равна половине высоты головы.
В зависимости от положения линии горизонта пропорции головы могут сильно изменяться. При высокой линии горизонта раскрывается верхняя плоскость макушки головы, а лицевая плоскость начиная от лба сокращена в глубину. Ракурс при низкой линии горизонта наоборот раскрывает нижнюю плоскость подбородка, а верхняя часть лица максимально сокращена в глубину. Схематично на яйцеобразной форме головы легко передать ракурс с помощью двух сечений: вертикального по оси симметрии и горизонтального по осевой для глаз.

На практике конструктивный рисунок черепа ведется с натуры. Моделью служит муляж или гипсовый слепок черепа.
Череп делится на два отдела: мозговой и лицевой.
Мозговой отдел состоит из восьми костей:

  1. это лобная
  2. теменная
  3. затылочная
  4. височная
  5. клиновидная
  6. решетчатая

При линейном построении выделяют опорные точки, особенно выраженные анатомические точки на поверхности черепа. Эти точки:
14 - лобные бугры - наиболее выпуклые в лобной части, на форме черепа являются границей между лицевой и верхней плоскостями.
8 - надбровные дуги - образуют верхнюю границу глазниц, в средней своей части имеют две симметричные выпуклости, называемые надбровными бугорками.
10 - скуловые бугры - наиболее выпуклая часть щеки, в боковой плоскости скуловой бугор имеет продолжение в виде скуловой дуги.
13 - грушевидное носовое отверстие в верхней части ограничено выступающей вперед 7 носовой костью.
17 - височная бороздка - справа и слева ограничивают ширину лба.
3 - теменной бугор - задняя верхняя выпуклая поверхность черепа, линия, связывающая височную бороздку и теменной бугор, является границей верхней и боковой плоскостей.
19 - сосцевидный отросток - костный вытянутый вырост, помещается под ушным отверстием.
11 - нижняя челюсть - подковообразная в плане кость, имеющая в дальней границе изгиб, называемый углом нижней челюсти, в верхней части - 15 венечный и 16 - суставной отростки,
12 - подбородочные бугорки в передней нижней выступающей части,
6 (1)- глазницы - отверстия, место расположения глазного яблока.

Порядок ведения конструктивного рисунка черепа:
- Располагаем в листе будущий рисунок. Ограничиваем двумя горизонталями и вертикалями общие пропорции.

Рисуем вертикаль осевой линии симметрии примерно на глаз. Горизонталями отмечаем положение деталей передней плоскости. Линии имеют одну точку схода.
- Попарно на горизонталях строим лобные бугры, надбровные дуги, носовое отверстие, границу рта и подбородочные бугорки. Средняя ось симметрии слегка изменяется, повторяя изгибы лицевой части.

Строим попарно вертикальные границы лицевой плоскости: височные бороздки, скуловые бугры, ширину верхней- нижней челюсти по линии клыков и т.д. Линией обозначаем связь височной бороздки с теменным бугром.

Продолжаем построение боковой и задней частей черепа.
- Уточняем формы отдельных деталей.

Начало работы с тоном. Легко прокладываем светотень по ее передней границе.
-Уводим в тон всю теневую часть.

Усиливаем контрасты в теневой части, прорабатываем тоном детали.
- Доводим до окончания полутона в световой части передней плоскости. Завершаем работу.

Рисунок черепа - это анатомический рисунок, задача которого полнее представить себе характер объемной формы головы. Знакомство с анатомией дает возможность рисовать осмысленно, не копируя лишь то, что видит глаз.

При построении головы человека отображается ее внутренняя конструкция - структура костей черепа и располагающихся на нем мышц.

Как уже было сказано выше, череп состоит из двух частей: мозговой, имеющей форму слегка сплюснутого шара, и лицевой, в геометризованной форме, напоминающей призму. Форма свода черепа относительно проста и статична в отличие от более сложной динамичной формы лица.

Возрастные, типовые и индивидуальные особенности черепа очень велики. Череп новорожденного отличается от черепа взрослого человека не только своими размерами, но и всем своим строением и пропорциями. На черепе новорожденного еще нет швов, и его кости несколько подвижны относительно друг друга. У новорожденного соотношение между лицевой и мозговой частями иное, чем у взрослого: высота лицевого отдела меньше высоты мозгового. Голова новорожденного укладывается в высоте его роста только четыре раза, в то время как у взрослого - до восьми раз.

Характерной особенностью старческого черепа является то, что его швы зарощены, так что вся верхняя часть черепа представляет собой сплошную монолитную кость; кроме того, наблюдается атрофия зубных луночек верхней и нижней челюстей, происходящая после выпадения зубов, а это ведет к уменьшению высоты лицевого отдела.

Если через наружные слуховые отверстия черепа провести воображаемую вертикальную плоскость, то при изучении его формы можно будет сопоставить размеры его переднего и заднего отделов. Степень преимущественного развития переднего отдела по сравнению с задним не всегда одинакова. В одних случаях бросается в глаза значительно больший размер переднего отдела черепа по сравнению с задним, а в других обращают на себя внимание относительно большие размеры заднего отдела черепа (рис.3, а, б).

Для лучшего представления о костной основе головы следует сделать несколько рисунков черепа в различных поворотах и положениях. Прежде чем приступить к рисунку, необходимо рассмотреть череп со всех сторон, а именно спереди, сверху, сбоку, сзади и снизу. Рассмотрев череп, нужно выбрать наиболее интересную точку зрения и приступить к работе над рисунком. При длительном рисовании с натуры важным является последовательный ход работы над рисунком, который может включать в себя несколько этапов (рис. 3).

Рис. 3. Основные соотношения размеров переднего и заднего отделов черепа

Первый этап. Композиционное размещение рисунка на листе (рис.4, а).


Легкими линиями намечаем общую композицию. Следует учесть, что в учебном рисунке целесообразно брать размер черепа в натуральную величину или немного меньше.

Делаем общий набросок черепа яйцевидной формы без деталей. При этом необходимо передать положение черепа: вертикальное, когда лоб и нижняя челюсть - на одной линии, или запрокинутое, тогда нижняя челюсть будет впереди лба, и т. д.

Для лучшего композиционного размещения желательно, чтобы середина формы по горизонтали проходила чуть выше середины листа.

Второй этап. Линейно-конструктивное построение формы. Работа ведется от целого, общего, минуя мелкие детали.

Построение производится на основе условной осевой линии, которая начинается под затылком, проходит посередине свода черепа, лобной кости, переносице, носовым костям, середине верхней и нижней челюстей, до подбородочных возвышений. Эта линия называется серединной линией и помогает наметить расположение черепа в пространстве.

Рис.4. Этапы рисования черепа

Горизонтальной линией, проходящей через переносицу, делим форму черепа на две части: верхнюю (мозговую) и нижнюю (лицевую). Точка пересечения серединной линии с горизонтальной называется крестовиной и служит опорной точкой для построения черепа или головы, и дает возможность на начальной стадии рисунка определить пространственное положение всего объема черепа (рис.4, а).

среднюю - от носового отверстия до верхнего края глазниц;

Рис.5. Последовательность рисования черепа в прямом положении

верхнюю - от верхнего края глазниц до выступающей точки свода черепа.

Затем, ведя работу «от общего к частному», уточняем пропорции черепа по вертикали (рис.4, в). Намечаем линию разделения верхней и нижней челюстей в нижней трети черепа. В средней трети - линию нижнего края глазниц, сравнивая высоту глазниц с высотой скуловых костей. В верхней части черепа намечаем линию лобных бугров, которая определяет границу передней и верхней поверхностей черепа.

Корректируя общую форму черепа, наполняем ее более мелкими частями. Следует заметить, что рисунок нужно вести парными формами, что будет способствовать его целостности, так как это дает возможность сравнивать симметрично расположенные части черепа. Объем черепа на этой стадии намечают основными большими поверхностями (рис.4, г).

Рис.6. Последовательность рисования черепа в профильном положении

Третий этап. Обобщение рисунка (рис.4, д). Намеченное на предыдущих стадиях рисования конкретизируется и уточняется, затем обобщается посредством разработки формы тоном. Путем многократных проверок и сравнений рисунка с оригиналом надо привести его к гармоничному целому.

Мы рассмотрели последовательность рисования черепа на примере расположения его в трехчетвертном повороте. Рисование черепа в прямом положении и в профиль ведется в той же последовательности (рис.5 и 6).