Известные ингуши. ● Древние ингуши

  • Чечня Чечня : 1 296 (2010)
  • Тюменская область Тюменская область : 2994 (2010)
  • Ставропольский край Ставропольский край 2227 (2010)
  • Ростовская область Ростовская область 1520 (2010)
  • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария 1271 (2010)
  • Московская область Московская область 1085 (2010)
  • Турция Турция : 85 тыс. (2012 г.)
    Сирия Сирия : 35 тыс. (2012 г.)
    Иордания Иордания : 25 тыс.(2012 г.)
    Ливан Ливан : 20 тыс.(2012г.)
    Казахстан Казахстан : 15 120 (2009 г.)
    Киргизия Киргизия : 568 (1999 г.)
    Украина Украина : 455 (2001 г.)
    Белоруссия Белоруссия : 88 (2009 г.)
    Латвия Латвия 36 (2010 г.)

    Узбекистан Узбекистан : 700 (оценкa 2016) Археологическая культура Кобанская Язык Ингушский Религия мусульмане-сунниты Родственные народы чеченцы , бацбийцы
    История Ингушетии
    Майкопская и Куро-араксская
    культуры
    Кобанская культура
    Мифология
    Средние века
    Дзурдзукетия
    Алания (Магас)
    Ингушетия в составе
    Российской империи
    Ингушский округ в составе Терской области (1860-1918)
    Ингушетия в годы
    Гражданской войны
    Терская советская республика (1918-1919)
    Северо-Кавказская
    Советская Республика (1918)
    Ингушетия в составе СССР
    Горская АССР (1921-1924)
    Ингушская автономная область

    (столица Ингушской области)

    Чечено-Ингушская АО (1934-1936)
    Чечено-Ингушская АССР (1936-1944)
    Депортация чеченцев и ингушей (1944-1957)
    Восстановление Чечено-Ингушской АССР (1957-1991)
    Чечено-Ингушская ССР (1991)
    Ингушетия в составе России
    Республика Ингушетия (с 1992)
    Магас
    Портал «Ингушетия»

    Этимология

    Этноним «галгай», как правило, связывается с термином «гала» - башня, крепость, и соответственно переводится как житель башни, крепости. В то же время по мнению некоторых исследователей самоназвание «галгай» утвердилось среди всех юго-западных вайнахов только в 1920-х годах .

    Видео по теме

    Антропологический тип

    Последние данные по гаплогруппам ингушей :

    • J2 - 87,4 %
    • L1с - 2,8-8,5 %
    • J1 - 2,8 %
    • G2a1 - 1,5 %
    • J2a - 1,5 %

    Этническое самосознание

    По данным середины XIX века у ингушей отсутствовало единое этническое самосознание. В начале 1920-х годов лингвист Н. Яковлев отмечал, что в ингушском языке ещё нет понятия «народность». Ингуши идентифицировали себя по аулам проживания или родовым фамилиям. Хотя самоназвание «галгай» тогда уже существовало, но у ингушей не было названия для своего языка, который они именовали просто «наш язык». Крупный кавказовед А. Генко в 1930-е годы констатировал отсутствие у ингушей сознания этнического единства .

    История

    Древнейшая история

    На основе культур северо-кавказской культурно-исторической общности сложилась древняя культура северокавказских автохтонов - кобанская, хронологические рамки которой принято определять XII-IV вв. до н. э.; между тем отдельные памятники датированы и более ранним периодом. В то же время развитие кобанской культуры на Центральном Кавказе продолжалось вплоть до раннего Средневековья . Именно с племенами кобанской культуры принято увязывать этногенез протоингушских этнических групп. В письменных грузинских источниках, описывающих события этого периода предки ингушей (племена кобанской культуры) известны под этнонимом «кавкасионы» и «дзурдзуки» (дурдзуки ), в античных - под именем «махли» .

    Возможно, с племенами кобанской культуры связан этноним «гаргареи » , о котором упоминает древнегреческий географ Страбон в своей «Географии» (I век н. э.) как о северокавказском народе, живущем рядом с амазонками .

    Средние века

    В средневековье племена предки современных ингушей, чеченцев, карачаевцев и балкарцев входили в племенной союз алан . На территории Ингушетии в районе Экажевско-Яндырского городища находилась столица Алании - город Магас .

    В 1238-1240 г.г. Весь Северный Кавказ был завоеван монголо-татарами, и включены в состав улуса Джучи . А в 1395 году объединение алан было окончательно уничтожено в ходе похода на Северный Кавказ Тамерлана , а оставшееся население переселилось в горы. Там одна из групп аланов, при участии местных племён, дала начало современным осетинам . Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и складывании культуры и других народов Северного Кавказа , в частности, в горах происходило формирование ингушского народа на основе пяти обществ - шахаров . Периодом формирования ингушского народа можно считать XIV-XV века.

    В XV веке ингуши предпринимают попытку спуститься на равнины . Однако во второй половине XVI века, в результате похода кабардинского князя Темрюка в декабре 1562 года , поддержанного ногайцами и русским царём Иваном Грозным , ингуши были вынуждены вновь бежать в горы .

    В XVI веке началось проникновение ислама - через Чечню и Дагестан , однако окончательно он утвердился лишь в середине XIX века; вплоть до этого времени продолжали существовать языческие обычаи и обряды. Ингушские общества - Хамхинское , Цоринское , Джейраховское , Фяппинское(Кистинское) , проживавшие в горах, и Орстхоевское занимавшее предгорья, начали возвращаться на равнины в XVI-XVII веках, главным образом, на Тарскую долину , где в конце XVII века было основано селение Ангушт и на долину Сунжи. Переселение на равнины, в основном, завершилось к первой половине XIX века.

    Русские поселенцы и казаки близко познакомились с вайнахскими народами только в XVI столетии.

    В составе Российской империи

    Ингуши одними из первых среди народов Кавказа вошли в состав России в 1770 году, когда в местечке Барта-Бос был подписан известными старейшинами от самых влиятельных тайпов «Договор о единении основной части Ингушетии с Российским государством». В дальнейшем этот договор был перезакреплен новым «Актом о единении Ингушетии с Россией» в 1810 году. Материалы для новой истории кавказа с 1722 по 1803 гг.ч. I,СПб., 1869, С.122-123. В XIX веке у ингушей на смену тайповым союзам, шахарам , приходят территориальные объединения - Лоамарой , Галашевцы и Назрановцы . В 1848 году ингуши большей частью исповедовавшие язычество, подавляющим большинством приняли ислам после посещения Ингушетии суфистским миссионером - богословом Кунта-Хаджи Кишиевым. В горной Ингушетии язычество было вытеснено исламом окончательно только во второй половине XIX века.

    В конце 1840-х годов началось строительство цепи казачьих станиц на равнинной части Ингушетии. Ингуши изгонялись из равнинных сел в горы и предгорья на этих территориях основывали казачьи станицы. В 1845 году на месте села Эбарг-Юрт была основана станица Троицкая . В 1847 году основана станица Вознесенская на месте села Махьмад-Хите, в 1850 году Слепцовская на месте села Курай-Юрт, в 1859 году Карабулакская на месте села Ильдархагала, в 1860 году Фельдмаршальская на месте села Алхасты , Тарская на месте села Ангушт , Сунженская на месте села Ахки-Юрт , в 1861 году Нестеровская на месте села Гажар-Юрт, Воронцово-Дашковская на месте села Тоузен-Юрт , в 1867 году хутор Тарский на месте села Шолхи , а также непереименованные станицы на месте ингушских сел - Галашевская , Даттыхская и Мужичий . Позднее казаки последних трех станиц выселились из-за непригодности земель для обработки, и сдавали их ингушам в аренду. В мае 1888 году решением царских властей были выселены ингуши проживавшие в селе Гвелети на военно-грузинской дороге. В 60 годы XIX века часть ингушей, в большей мере жители ликвидированных сел, переселилась в Османскую империю .

    В 1860 году территория Ингушетии образовала Ингушский округ в составе Терской области . В 1870 году Ингушский округ был объединен с Осетинским во Владикавказский округ. В 1888 году Владикавказский округ был расформирован, на месте Ингушского округа был образован Ингушско-Казачий Сунженский отдел . В 1909 году Сунженский отдел был разделен на два округа - Сунженский и Назрановский . По переписи 1897 года в Российской империи численность ингушей составляла 47 409 человек .

    В СССР

    В 1923 году был введён ингушский алфавит на основе латиницы, разработанный Заурбеком Мальсаговым. 1 мая 1923 года вышла первая газета на ингушском языке - «Сердало». Появились новые школы в селах Гамурзиево , Базоркино , Яндаре . По прежнему функционировали мусульманские школы - медресе.

    В 1944 г. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ингуши принудительно выселены в Казахстан и Среднюю Азию по обвинению в сотрудничестве с нацистами. В ссылке в Казахстане погибло до 1/3 ингушей [ ] . Территория Ингушетии была разделена между вновь созданной Грозненской областью и Грузией.

    В 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была частично восстановлена. Пригородный район, часть которого впоследствии была включена в состав города Орджоникидзе (Владикавказа), был оставлен в составе Северной Осетии . Вместо утерянных таким образом земель, в качестве компенсации за Пригородный район, Чечено-Ингушетии были приданы три района Ставропольского края - Наурский , Шелковской и Каргалинский . Однако ингуши эти чуждые им казачьи районы не заселили, и при разделе ЧИАССР оставили их в составе Чечни полностью. По всесоюзной переписи 1959 года численность ингушей составила 105 980 человек .

    С момента возвращения ингуши выступали за возвращение отторгнутых территорий, за создание собственной государственности. Апогея эти выступления достигли в 1973 году - на митинге в Грозном организованном ингушами с требованием возвращения Пригородного района. По данным всесоюзных переписей численность ингушей продолжала расти: так общее число ингушей в СССР в 1979 году составило 186 198 человек ,а по переписи 1989 года - 237 438 человек .

    С 1988 года в Ингушетии создаются неформальные организации, появляются различные движения («Нийсхо», «Даькъасте», «Народный Совета»), ставившие своей целью создание ингушской государственности в составе Российской Федерации с возвращением всех отторгнутых во время депортации территорий. Формально ингуши были реабилитированы в правах 26 апреля 1991 года, когда на 1 съезде Верховного Совета РСФСР был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий» . Этот закон стал своего рода катализатором для восстановления исторической и социальной справедливости и для других миллионов граждан бывшего Советского Союза .

    Новейшее время

    В 1992 году принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» (см. ). В октябре-ноябре осетино-ингушский конфликт вокруг Пригородного района Северной Осетии перерос в вооружённые столкновения. По данным прокуратуры России за время боевых столкновений в результате конфликта погибло 583 человека (350 ингушей и 192 осетина), 939 человек были ранены (457 ингушей и 379 осетин), ещё 261 человек пропал без вести (208 ингушей и 37 осетин) , от 30 до 60 тысяч ингушей были вынуждены бежать из Владикавказа и Пригородного района в Ингушетию .

    В 1995 году была основана новая столица Ингушетии - город Магас .

    Язык

    Демография

    Ингуши традиционно являются одним из самых

    Перед вами статья, адаптированная для простого читателя, который где-то что-то слышал, но так и не понял, кто такие Ингуши, кто их предок, какое происхождение, откуда они. Мы разберем все максимально подробно, а если останутся вопросы — пишите в комментариях!

    Название «ингуши» произошло от ингушского селения Ангушт. В средневековье предки ингушей, наряду с предками чеченцев, карачаевцев, балкарцев и осетин, входили в племенной союз алан. Столица Алании — город Магас, город солнца: является столицей Ингушетии. Вождями Алан являлись ингуши: Респендиал и Гоар, которые участвовали в великом переселении народов.

    Аланы — предки Ингушей?!

    Знаменитый немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник XVIII-XIX веков П. С. Паллас, побывавший в конце XVIII века на Кавказе писал, что ингуши являются остатками собственно алан. Другой исследователь XIX века Эдмунд Спенсер в своем научном труде «Описание поездок по Западному Кавказу в 1836 году» отмечает, что по мнению многих ученых, ингуши являются самым настоящим, ныне существующим племенем алан.

    За границей при слове «ингуши» у людей на ум приходит Кавказ, аланы и чеченцы. Обычно еще про чеченцев спрашивают: «Вы же братский народ, да? А язык один и тот же, да?». Большинство мало знакомо с историей и народом Ингушетии. Это очень печально, ведь у них очень богатая культура! Надо просветить народ решил я и написал этот оооочень краткий, назовем это обзор, наших культурных памятников.

    Что характеризует Ингушей?

    • Обычаи.

    «Там девушек крадут и женятся без любви!» — так обычно говорят, когда вспоминают обычаи, какие-нибудь иностранные граждане. С одной стороны — это явление у ингушей распространено, что есть, то есть, но не все так мрачно выглядит на первый взгляд. Обычно такое происходит по договоренности.

    О обычаях мы поговорим в отдельном материале более подробно.

    • Свадьба.

    Современная свадьба, даже та, что проводится в Ингушетии — сильно отличается от старых обычаев, не говоря уже о свадьбах за границей.

    Любимое место на ингушской свадьбе – около нескольких здоровых кастрюль, в которых варится мясо. Там такой запах обалденный! В это время, если смотреть на место, в котором проходит это событие с птичьего полета, оно чем-то напоминает муравейник. Все суетятся, бегают, обслуживают, разговаривают, смеются, танцуют, шутят…

    Если вы находитесь в доме невесты, то примерно в полдень должны приехать представители мужа (без него самого) за невестой. Обычно картеж состоит из не менее 10 автомобилей, которые сигналят на всю округу, извещая о столь знаменательном событии. Хотя, конечно, в округе и так все уже всё знают.

    Когда невесту благополучно выведут и посадят в авто, местная детвора перетягивает трос, преграждая тем самым дорогу. Кто-то через окно авто будет с серьезным видом «угрожать», чтобы убрали трос. Но в итоге, детям кинут пачку денег и пока они будут их собирать, кортеж поедет в новый для невесты дом. Еще один частый вопрос: почему в ингушетии невеста должна стоять в углу весь день на свадьбе?

    По прибытию невесту заводят в дом. Она должна взять веник и подмести перед входом. Далее ей дают ребенка. Немного постояв с ним, она заходит внутрь. Есть мнение, что быть невестой на ингушской свадьбе очень тяжелое занятие, так как «она всё время стоит в углу». Это не совсем правда. Она может сесть в любое время, мы все – люди, сделаны не из железа. А если серьезно, то невесту на свадьбе всегда окружает толпа девушек, девочек, скромных парней, которые бросают осторожные взгляды, и других людей, так что там всегда весело. Если учесть, что она в новом доме среди пока что не знакомых людей, то понятно, почему она так скромно стоит в углу. Странный феномен с невестой я думаю для всех развеян.

    • Лезгинка.

    Про нее рассказывать не надо, этот танец, свойственный только кавказским народам, знаком всем! Прибавлю только то, что ингушская лезгинка отличается особой резкостью в движениях.

    • Ингушские башни.

    Не обязательно ездить в Египет, чтобы посмотреть на сооружения, выдержанные временем. Пирамиды не сравнятся с ингушскими башнями! Почему?

    Боевые башни всегда строились в таком месте, чтобы был большой угол обзора как по горизонтали, так и по вертикали. А значит — нужно строить на высоком утесе. С другой стороны, обязательным условием являлось неприступность, противник не должен был и близко подойти к ней. Поэтому почти со всех сторон были очень крутые обрывы.

    Башня строилась из огромных каменных глыб — это очень тяжелое сооружение, которое при неправильном строительстве могло обвалиться. Отсюда следует, что при таком малом основании по сравнению с теми же пирамидами, боевые и жилые башни мог сделать только настоящий мастер своего дела! А таких людей было немного: Дуго Ахриев, Хазби Цуров и некоторые другие мастера.

    У каждого рода в Ингушетии есть своя башня. В древности, род не имевший своей башни считался не равным роду, у которого она была. Род – тейп. По некоторым летописям и сказаниям, если мастер не успевал построить башню в срок, он должен был строить ее заново, убрав все, что сделал до этого. Есть легенда о том, как находили подходящее для строительства башни место. Сначала выбирали наиболее стратегически выгодное положение. Затем на землю наливали молоко, если оно легко просачивалось в землю, подбирали другое место, так как это место плохое.

    • Туризм.

    Туризм начали развивать только недавно. Кроме нашей природы: гор, рек, равнин, лесов, туристы могли бы посмотреть на башни, танцы, свадьбы, обычаи… и были бы самой развитой Республикой…

    • Национальная кухня Ингушей.

    Многие считают, что шашлык – это и ингушское блюдо! Оказывается, что нет. Зато у ингушей есть Дулх–Халтым — это очень вкусное, полезное и сытное блюдо. Рецептов в сети много, так что приводить здесь их не будем. Халтым – это галушки (небольшие сваренные кусочки теста), Дулх – сваренное мясо.

    Ингуши очень любят горячий бульон с мясом. Обычно сюда также подают Бирх – это сваренная в бульоне картошка, мелко нарезанная морковь с зеленью.

    Второе по популярности идет – Чапильг. Этому блюду даже посвящена песня. Лепешки, очень вкусные лепешки: Чапильг(аш) – это очень тонкая, круглая лепешка. Начинка – творог с зеленью или картошка (пюре).

    Ну и третье блюдо, это кукурузная лепешка – сискал. Есть множество и других блюд. А еще у нас подают очень крепкий, горячий, до краев наполненный чай! Одно или все из перечисленных блюд обязательно будут стоять на столе, если вы будете гостить в Ингушетии.

    Частые вопросы о Ингушах?

    Пишите в комментариях свои вопросы и мы ответим Вам! В материал вынесены самые частые вопросы и ответы на них.

    • Почему ингуши такие красивые?

    Заслуженная артистка Ингушетии — Лема Нальгиева. Рядом мэр Магаса — Цечоев Беслан.

    Олимпийский чемпион — Хасан Халмурзаев и начинающий дзюдоист — Магомед-Башир Нальгиев!

    Ингушская звездочка Рагда Ханиева совместно с вайнахскими олимпийскими спортсменами.

    • ингуши какие они люди?

    Люди слова. Люди дела.

    • почему ингуши такие странные?

    Что для одних странно, для других совершенно нормально. Традиции и обычаи могут отличаться от других народов, которые они чтят и соблюдают. Например, зять (муж жены) не может видеть тещу (мать жены). Обратное считается неуважительным. Данная традиция сохранена и до сих пор, что для многих является странным и желанным.

    • чем отличается чеченец от ингуша?

    Чеченский народ является самым близким по традициям и обычаям к Ингушскому народу. Многое пересекается, как многое и расходится. Например, у чеченцев нет традиции не видеться с тещей. Небольшое отличие в языке, акценте, обычаях. Но это два братских народа, которые легко понимают друг друга и всегда помогут.

    • как выглядят ингуши?

    По наружному своему виду ингуши являются очень разными: сухощавыми, стройными, среднего или высокого роста, черты лица чаще всего резкие, лицо как смуглое, так и светлое; цвет волос по преимуществу черный, движения торопливы и порывисты; характер и поведение сдержанные, воспитанные. Бывают — взрывные.

    • кто такие ингуши кратко?

    Хороший народ с Северного Кавказа.

    • почему в Ингушетии богатые дома?

    Дом для Ингуша — это все! Семья может жить очень бедно, но каждую копейку вкладывать в дом.

    • почему Ингуши такие смелые, храбрые, трусы, рыжые, психи, красивые и т.д.

    Как видите, даже в перечне вопросов есть масса противоречий. Некоторые из них провокационные, но мы их оставили для наглядности глупости человека, которому в ум приходят такие вопросы. Исторически сложилось, что Ингуши прошли тяжелый путь, когда трусливые просто не выживали в обществе и приходилось быть сильным и смелым.

    На всякого рода исторических форумах, в которых приходилось принимать участие, меня часто спрашивают: почему ингуши приняли ислам 150 лет назад? В одночасье весь ингушский народ полностью как единый организм перешел из одной религии в другую. Что этому способствовало? Я задумался над этим вопросом, и, должен сказать, ответ пришел мне не сразу.

    Ингуши исповедовали христианство с элементами язычества по меньшей мере 1000 лет. Самый ранний христианский храм на территории современной России стоит в горах Ингушетии - это храм Тхаба-Ерды, один из вариантов перевода которого - "это есть наша вера", другой - "две тысячи святых". Датирован 830 годом. Помимо него еще несколько храмов, которые хорошо сохранились.
    Также, очень примечателен в этом контексте тот факт, что ингуши трижды разбили имама Шамиля на пике могущества его государства Имамат. Шамиль пытался силой навязать ингушам мусульманскую религию. Задолго до этого были разбиты арабы, которые пошли на Ингушетию войной, в том числе и с миссионерскими целями. Еще раньше были ожесточенные битвы с мусульманскими монголо-татарскими ордами, в результате которых предки ингушей потерпели сокрушительное поражение. Но в попытках заставить ингушей принять ислам сокрушительное поражение потерпели уже монголы - ингуши стояли насмерть. Города были разрушены, а остатки народа укрылись в горах.

    И вот, после такой бескомпромиссной, славной, воинственной многовековой истории, будучи 1000 лет в христианстве, имея такие традиции веры и отстаивания своей веры от захватчиков, ингуши в 1850-е гг массово принимают ислам добровольно . Со стороны выглядит как парадокс. Но только со стороны.

    Ингушский народ испокон веков был свободным, свободолюбивым народом, обществом свободных людей; единственный народ на Кавказе, у которого не было князей. Не было рабов. Хотя понятия князья (аьлий) и рабы (лэй) в ингушском языке есть. Но они обозначали скорее духовное состояние человека. Были известные семьи, но все они выделились из толпы гражданскими заслугами или военной доблестью. Не пользовались никакими иными правами, кроме уважения, приобретенного исключительно умом и личными достоинствами каждого члена.
    На Западе Ингушетию называют одной из самых древних демократий мира, точнее было бы сказать военная демократия. Эта форма общественно-политического устройства сохранялась вплоть до 20-х гг. XX-го столетия. Отдельные элементы этого устройства дошли до наших дней.

    И вот такой народ хотели заставить силой принять новую религию. Пусть даже с лучшими намерениями. Свободные люди органически не способны принять что-либо насильно. Любые попытки силой заставить ингушей принять ислам были обречены на фиаско. Это первый итог моих размышлений.

    Второй момент, и не менее важный, это миссионерская деятельность и личность проповедника Кунта-Хаджи Кишиева , который впоследствии станет духовным наставником ингушей (Устаз) и почитаемый ингушами как святой. В 1850-е гг. он и его мюриды развернули в Ингушетии миссионерскую деятельность. Начиналось это так. В народе распространились слухи, что после трех поражений подряд, имам Шамиль не успокоился и собирается в поход на Ингушетию в четвертый раз. На собрании Довтбий (все вооруженные силы народа) было принято решение послать на границу отборных воинов ("Черный полк"), чтобы те могли встретить незваных гостей достойно. Этот полк был известен тем, что особо свирепствовал против войск Шамиля в предыдущие кампании.
    Отправившись на пограничную территорию, там где сегодня село ГIажар-Юрт (Нестеровское), воины заняли позиции. Изумление их было огромно, когда на горизонте появился старик с посохом в руках в окружении нескольких человек. Это был Устаз Кунта-Хаджи. На людей он производил огромное впечатление. Его приняли и выслушали. Таким образом, силой слова установился ислам в Ингушетии.

    И третий, очень важный момент. Ислам - это религия, которая во многом основана на христианстве. Самая молодая религия из всех мировых. Ислам вобрав в себя все самое лучшее из христианства и добавив кое что новое, виделся людям как очищенное христианство. Это предопределило успех.

    Известно, что ингуши и чеченцы – один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

    Истоки

    В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.
    Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны. Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.
    Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.

    Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».
    Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».
    Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.
    В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты. В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане».
    Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».
    Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса - это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад. Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

    Размежевание

    Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.
    Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа. Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.
    В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».
    После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти. В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.
    После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

    Религия

    Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.
    В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь. Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.
    Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.
    В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.

    Традиции

    По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.
    Тоже самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях. Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских.
    Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки. Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны.
    Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями». Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские.
    Ингушский тейп обычно экзогамен. Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи.
    В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет. В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов.
    На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев. Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.
    Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.

    1. Ингушетия - это географический центр Кавказа.
    2. Владикавказ - столица Ингушетии до 1933 года.
    3. Самый ранний христианский храм на территории России - храм Тхаба-Ерды.
    4. Ингуши единственный народ на Кавказе, у которого не было князей.
    5. Первый Герой России Сергей Сергеевич Осканов - ингуш.
    6. Самое большое сельское поселение в мире - станица Орджоникидзевская Республики Ингушетия. Население 70 тысяч человек.
    7. Ингуши являются последней нацией, принявшей ислам. До этого исповедовали христианство вперемешку с язычеством.
    8. Первый чемпион мира по боксу с Кавказа - уроженец Ингушетии Ахмет Котиев. Защитил свой титул 5 раз (1998-2000гг)
    9. Большинство ингушских свадеб происходит в результате организованых родителями сватовства и смотрин.
    10. Казбек (инг. Баш-лоам перевод "тающая гора") - священная гора у ингушей. Первым ее покорителем является ингуш Иосиф Бузуртанов.
    11. Бывший министр здравоохранения России Михаил Зурабов и губернатор Курганской области Олег Богомолов ингуши.
    12. В Ингушетии нет домов престарелых.
    13. Более 50 ингушей были представлены к званию Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, но готовившаяся задолго до того депортация 1944 года сделала невозможным их присуждение. Причем представление происходило в начале войны.
    14. С февраля 1919 по март 1920 Ингушетия была оккупирована армией генерала Деникина.
    15. Почти все ингуши двуязычны, говорят на смеси ингушского и русского языков.
    16. Главным праздником ингушей стал Мархаж (Ураза-Байрам). В этот праздник женщины дарят мужчинам носовые платки.
    17. По закону ингушей зять никогда не видит тещу.
    18. Как правило, ингуши не пунктуальны. Редкий ингушский рейс отправляется в назначенное время.
    19. В Ингушетии нельзя ходить в шортах по улице.
    20. Свадьбы в Ингушетии играют в воскресенье. Это единственный официальный выходной в неделю.
    21. В Ингушетии есть свой "мужской" день. 1 марта - официальный праздник День Джигита. 23 февраля 1944 года ингушский народ был подвергнут геноциду, ингушских мужчин поздравлять не рекомендуется.
    22. Ингуши в массе своей очень религиозны.
    23. 98,5% ингушей мусульмане. Ингуши-христиане (бацбийцы) живут в Грузии.
    24. Наличие храбрости и мужества не считается особой добродетелью. Замечается только ее отсутствие.
    25. Ингуши очень консервативный народ.
    26. Муж не может целовать, обнимать или же касаться своей жены на людях. Отец не может ласкать детей на людях, мать может.
    27. Самоназвание ингушей "гIалгIай" имеет несколько вариантов перевода, среди которых "жители башен" и "люди бога".
    28. Ингушкой была жена первого царя Грузии Фарнаваза.
    29. Изображенный на флаге и гербе Ингушетии солярный знак (свастика) изначально был гербом тейпа Евлой.
    30. В ингушском языке словосочетание "вей нах" значит "наши люди" и обозначает только ингушей.
    31. До 1938 года ингушская письменность была на латинской основе. Serdalo - так называлась газета Сердало (Свет).
    32. В ингушском языке двадцатеричная система счета. Например число 30 будет "двадцатьдесять".
    33. Лучший роман о Кавказе написал ингушский классик Идрис Базоркин.
    34. Ингуши - русское название народа, сами себя ингуши называют гIалгIай (халхай).
    35. Ингушетия - ГIалгIай Мохк "Страна галгаев"
    36. Ингушетия - самый маленький регион России.
    37. В Ингушетии вас подвезут и не возьмут за это деньги.
    38. Самое тяжелое ингушское оскорбление переводится как "дырка от задницы".
    39. Переходить дорогу в Ингушетии очень опасно. Даже по "зебре".
    40. На улицах ингушских городов нельзя встретить бомжа или пьяного в хлам человека.
    41. Ингушки не курят.
    42. За Руслана Аушева в 1993 году проголосовало 96% избирателей, это был поистине народный президент.
    43. Русский князь Михаил Ярославич (1271-1318) был убит в ставке хана Золотой Орды на территории современной Ингушетии.
    44. В Ингушетии, как и во многих регионах мира, распространено поверье, что убийство лягушек может вызвать дождь.
    45. Ингуши пьют очень горячий чай и очень горячий мясной бульон, который называется "дил".
    46. Статья 11 Конституции Ингушетии гласит: «Возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия - важнейшая задача государства».
    47. Улица генерала Осканова есть в каждом ингушском населенном пункте.
    48. В ингушском языке есть слово обозначающее море, хотя выхода к нему Ингушетия сегодня не имеет. Также есть названия таких рек, как Волга, Дон и Нил.
    49. Осетинские пироги это разновидность ингушских чапильгаш.
    50. В старину видя в небе падающую звезду, ингуши говорили что она убежала замуж.
    51. Замок Вовнушки, принадлежащий тейпу Оздой, считается одним из Чудес России.
    52. Древний ингушский парламент назывался Мехк-Кхел и заседал в кол-ве 12 человек.
    53. У ингушей не было князей, но есть слово означающее князь (аьл). Так называли достойных людей.
    54. Добываемая в Ингушетии нефть самая чистая в мире, из нее делают авиационные масла.
    55. В Ингушетии до сих пор похищают невест, хотя большинством старейшин это осуждается.
    56. Горную Ингушетию называют страной башен.
    57. Немногие знают, что знаменитые ингушские башни строились для защиты друг от друга, а не от внешних врагов.
    58. Самая высокая ингушская башня достигает в высоту 31 метра. Это высота 12-этажного жилого дома.
    59. Курорт "Армхи" считается одним из самых крупных горных курортов (1200м над уровнем моря).
    60. В среднем за год в курорте Армхи 140 солнечных дней (в Давосе - 97), количество осадков - 570 мм (в Давосе - 632 мм).
    61. На ингушской свадьбе в основных торжествах жених участия не принимает.
    62. О человеке, держащем пост ингуши говорят "Он кормит солнце".
    63. Вершиной ингушской этики является понятие "Эздел". "Эздий саг" - благородный человек.
    64. Последний защитник Брестской крепости в ВОВ - ингуш Уматгирей Барханоев.
    65. Первая пьеса Булгаковым поставлена в Ингушском драматическом театре, посвящена она жизни ингушей.
    66. В 1892 году в Назрани Максим Горький работал наемным рабочим на прокладке железной дороги. Тогда написан рассказ "В ущелье" - его первое произведение.
    67. Ингушетию называют одной из древнейших демократий на земле.
    68. ХIонк (черемша) - лакомство и деликатес, национальное сокровище Ингушетии.
    69. Все школы в Ингушетии - русские.
    70. Большинство населения Ингушетии никогда не были в горах, где стоят знаменитые на весь мир фамильные ингушские башни и замки.
    71. В Гражданской войне России в 1917-1922гг погиб каждый третий взрослый ингуш.
    72. Когда чеченский лидер Джохар Дудаев обращался к своим гражданам на чеченском языке, многие чеченцы думали что он говорит по-ингушски и не понимали его. Дудаев был из ингушского тейпа ЦIечой.
    73. Наличие большого кирпичного дома не говорит о богатстве. Ингушский дом может строиться десятилетиями.
    74. Особое отношение к хлебу. Наступить на него считается недопустимым.
    75. Дорога в Ассинском ущелье Ингушетии считается одной из самых живописных высокогорных дорог мира.
    76. Ингуши очень добрый народ, но депортация 1944 года не будет прощена никогда.
    77. Лифт - это редкое явление для жилого дома в Ингушетии. Да их практически и нет.
    78. В Ингушетии нет ресторанов Макдоналдс.
    79. В Ингушетии много одаренных людей. Например, ученый Магомет Сагов переехав в Норвегию благодаря своим открытиям стал одним из самых богатых людей этой страны.
    80. В Кавказской войне ингуши три раза разбили войско имама Шамиля.
    81. Федеральная автомобильная дорога "Кавказ" наиболее красива на ингушском участке.
    82. Территория современной Ингушетии всего в 3,7 раза больше площади Москвы, вместе с Пригородным районом - в 5.
    83. Ингуши большим преступлением считают мародёрство.
    84. Серафимович, Ставский, Булгаков начинали свою литературную деятельность в Ингушетии.
    85. Ингушетия жемчужина Кавказа и лучшее место на свете.