Интегрированное занятие по ИЗО и музыке Тема: « Богатыри земли русской. Презентация на тему "богатыри земли русской"

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри") из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ИЗО-деятельности «Богатыри земли русской» в подготовительной группе.

Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри") из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной группе.

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Программные задачи:

Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова.

Продолжать воспитывать гордость за свой народ через ознакомление с творчеством В. М. Васнецова, формировать патриотические качества на материале легенд, сказок, стихов, исторических событий нашей Родины.

Удовлетворять потребность детей искренне сопереживать сказочным героям.

Вызвать желание украсить силуэты воинских доспехов, используя графические элементы, выдерживая симметрию, ритм, сохраняя композицию.

Предварительная работа:

Ознакомление с репродукциями В. М. Васнецова, организация выставки.

Чтение сказок «Снегурочка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Илья Муромец», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Прорисовывание графических элементов и украшение ими силуэтов одежды, посуды.

Оборудование:

Выставка репродукций.

Изо-материалы: гуашь, кисти №2, 4, бумажные силуэты доспехов.

Ход занятия:

В кресле сидит «бабушка». Она обнимает ребенка, сидящего рядом.

Ребенок: … Заберусь я на колени к бабушке седой

И начну у бабки сказки я просить.

И начнет мне бабка сказки говорить,

Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,

Как ему невесту Серый волк достал.

Слушаю я сказку, сердце так и мрет,

А в трубе сердито ветер злой поет.

(из стих. И. З. Сурикова «Детство»)

«Бабушка» (воспитатель) встает, подходит ко всем детям и обращается к ним.

Воспитатель: А вы любите сказки? История нашего народа, воплощенная в его сказках, песнях, былинах оживает на картинах В. М. Васнецова.

Дети подходят к зрительному ряду репродукций картин В. М. Васнецова.

Воспитатель: О какой картине говорят слова из этого стихотворения:

… Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,

Как ему невесту Серый волк достал…

(Иван-царевич на Сером волке)

Полюбуйтесь на эту репродукцию. Мчится Царевич в глухом лесу на Сером волке и крепко обнимает Елену Прекрасную. А кругом страшный лес. Волк мчится быстро. Как я это узнала? (ответы детей)

Воспитатель обращается к детям:

Что вы чувствуете? Как художник передал настроение? (ответы детей)

Посмотрите на лица, их глаза. Им страшно? Но они знают, что выдержат это испытание. Вот как передал художник настроение героев, их переживания.

Воспитатель: А сейчас послушайте эту русскую народную песню и посмотрите, какую из героинь она вам напоминает. (Аленушка)

Включается аудиозапись отрывка из русской народной песни

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит.

То мое сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит…

Почему слова этой песни вам подсказали название этой картины? Как художник показал грусть? (Аленушка грустит, она прибежала к пруду, чтобы выплакать свою печаль. Вода все заберет, и тоску, и все обиды) .

Воспитатель: А сейчас прозвучит другая мелодия. Скажите, на какую картину хочется посмотреть, слушая ее.

Звучит отрывок из произведения Римского-Корсакова «Снегурочка»

О какой героине идет речь? (Снегурочка). Это нежная, задушевная, добрая Снегурочка, которой хорошо зимой на морозе, а от тепла она тает.

Воспитатель: Живут на земле Красота, Добро, Радость, но есть на земле и злые силы, одолеть которые могут только смелые, сильные, бесстрашные Богатыри.

Посмотрите на эту репродукцию. В Третьяковской галерее она занимает целую стену.

Дети рассматривают репродукцию «Богатыри»

Полюбуйтесь на эту картину. Как вы думаете, о чем, о ком эта картина? (Ответы)

Какое настроение она создает? (Гордости, надежности, защиты)

Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей)

Вот и В. М. Васнецов назвал ее просто и коротко – «Богатыри». Богатырь – значит смелый и храбрый воин, удачный в бою.

1 ребенок: Если богатырь на страже,

Может быть уверен каждый –

От врагов защищены

Рубежи родной земли.

Воспитатель: Остановились в поле три всадника. Это русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, вглядываются 0 не враг ли там вдали. Они вооружены.

Вопрос к детям: Чем вооружены богатыри? (Ответы детей) .

Шлем фигурный на голове с высоким шишаком. Щит и ножны меча тоже украшены.

2 ребенок: Навстречу ворогу чужому,

Чтоб защитить родимый кров,

Стеной стоит наш богатырь огромный

И не уступит наш заставы ров.

Воспитатель: Мы рассмотрели с вами несколько репродукций В. М. Васнецова. Не появилось ли у вас желания самим украсить воинские доспехи богатырей?

Вот посмотрите, у меня есть силуэт меча, шлема и щита. (Показ). Давайте с вами украсим их теми графическими элементами и линиями, которые мы умеем рисовать.

Какие это элементы? (Дети перечисляют: завитки, дуги, линии – волнистые, изогнутые, прямые, прерывистые, петельки)

Вы будете украшать доспехи, и подумайте, какому герою из сказок можно будет подарить ваш рисунок?

А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем пальчиковую гимнастику:

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

А теперь садитесь за столы и украшайте доспехи богатырей.

Самостоятельная работа детей, оказание детям необходимой помощи. По окончании организуется выставка детских работ.

Воспитатель: Каким сказочным героям можно подарить ваши рисунки?

(33 богатыря, Царь Гвидон, Иван-царевич, Елисей)

3 ребенок: Богатыри в твореньях Васнецова

Раскрыли русские черты:

И меч, и шлем – все образцово

Рождают гордости мечты.

4 ребенок: Весь мир богатырей тех знает.

И в мирный час любой готов

Придти на помощь, на защиту

Твоих, Лопасня, берегов.

Воспитатель: Мы гордимся нашими героями. И будем больше узнавать историю нашей России. Этому будут помогать нам сказки, былины, картины, книги.


Дата публикации: 18.04.17

Цель: формирование гражданско-патриотических качеств личности школьников на основе социокультурного наполнения категории "Богатыри".

Задачи:

  • Создать условия для понимания исторических событий, изображающих богатырей земли русской.
  • Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей детей на основе произведений живописи, музыки и литературы.
  • Создать условия для формирования патриотических качеств личности школьника на основе знаний истории государства.
  • Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • репродукция В. Васнецова "Богатыри"
  • фоторепродукция вятского богатыря Василия Бабушкина
  • песня "Богатырская сила"
  • карточки со словами: разумный, глупый, смелый, добрый, трусливый, злой, слабый, сильный, жестокий
  • мультимедийная установка

Предварительная подготовка: дети знакомятся с народными сказаниями о русских богатырях.

Слайд - фото класса.

  • Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать!

Мы начинаем сегодня занятие с того, что пошлём друг другу добрые мысли и добрые чувства. Нужно молча, только глазами выразить всем присутствующим здесь о своих пожеланиях. А что вы хотите мысленно пожелать?(Здоровья, добра, послать привет, пожелать не болеть, не получать двоек, чтобы друзей было много:)

2. Введение в тему.

Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Изобразительному искусству

Научишься и ты.

Какое это счастье-

Дарить людям прекрасное!

Только проявите старание,

Внимание и прилежание.

Для того чтобы попасть в королевство красок, нужно приготовить к уроку необходимые принадлежности. Отгадайте какие:

1.Я в руке своей держу радуги кусочек.

Он поможет серый мир превратить в цветочек. (краски)

2.Как только в акварель уткнусь я хвостиком

Тот час буду рисовать то, что вы попросите. (кисть)

3.Имею я большой запас бумаги для каждого из вас. (альбом)

4.Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом проведет,

Там заметку кладет. (карандаш)

Молодцы, всё отгадали. Постарайтесь их не забывать.

Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством.

3.Подготовка к выполнению практической работы.

Давайте послушаем песню. Кто внимательно послушает, тот догадается, о ком мы сегодня поговорим.

Звучит музыкальная заставка - песня "Богатырская наша сила".

Ребята, вы прослушали отрывок из песни. О ком эта песня?

Как вы думаете, о ком мы будем говорить на занятии? (слайд)

Ребята, мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Сильна и могуча Россия. Россия всегда славилась своими защитниками от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, солдат лучше русского нет нигде в мире. Он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет.

Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?

Богатыри.

Кто такие богатыри?

Силачи, воины, борцы.

А какие они были?

Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, добрые, храбрые, мужественные.

Откуда вы знаете о богатырях?

Из былин, сказок, мультфильмов.

А что такое былина?

Быль, правда – то, что происходило на самом деле.

Слайд картины Васнецова «Богатыри»

Учитель: Посмотрите на картину. Кто здесь изображён?

Кто назовет их имена?

Знаете ли вы их имена? (богатырь Вольга, Микула, Селянинович, Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Имена этих славных богатырей каждый из нас знает с самого детства. Портреты самых известных богатырей изобразил на своей знаменитой картине один из крупнейших русских художников. Кто это? (Виктор Михайлович Васнецов).

Как вы думаете, как называется эта картина? Картина так и называется "Богатыри".

Что вам помогло догадаться, что название картины "Богатыри"?

Над картиной "Богатыри" Васнецов работал около 25 лет; художник создал собирательный образ богатырей-витязей.

На фоне безбрежной степи художник изобразил трех богатырей, стоящих на страже границ.

Назовите, какие богатыри на ней изображены? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Чем заняты богатыри? (Все трое зорко всматриваются вдаль; не грозит ли русской земле беда.)

Они готовы встать на защиту Родины. За ними вся русская земля - ее поля, леса, реки. Фигуры богатырей расположены на первом плане, словно вырастают из этой земли и свидетельствуют о неразрывной связи героев со своей родиной. Васнецов сознательно несколько поднимает линию горизонта, и мы как бы снизу смотрим на богатырей, выделяющихся на фоне светлого неба. Этот прием художника также усиливает впечатление о несокрушимой мощи и величии русских витязей.

Как изобразил богатырей Васнецов? (Богатырей Васнецов изобразил по- разному.)

Что вы можете сказать о лицах этих богатырей? Илью Муромца - со спокойным выражением лица, прямым и твердым взглядом. Это говорит о его уверенности в своих силах, готовности встретить врага. Добрыню Никитича - благородным и добрым. Алешу Поповича - с тонкими чертами лица, хитрой и лукавой усмешкой..

Картина убеждает нас в том, что русская земля сильна и могущественна. И никакой враг ей не страшен. На высоких холмах стоит Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы.

За лесами тянулись степи без конца и без края. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в плен.

И чтобы сберечь от врагов землю русскую, начали ставить в степи маленькие крепости - заставы богатырские. Они оберегали путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степи стали разъезжать богатыри на богатырских конях. Зорко они всматривались в даль - не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?

Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегали родную землю Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - все они в степи да в чистом поле несли службу воинскую. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть - гусляров послушать, друг с другом потолковать.

Кто из богатырей вам больше нравится?

Лера. Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех.

Алёша. А мне нравится Алёша Попович.

Саша. А мне нравится Добрыня Никитич

А ведь Илья Муромец не сразу богатырем стал. Расскажите, что за беда с ним приключилась и кто его от этой беды избавил?

Ученик из 1 микрогруппы:

Сидел сиднем тридцать лет, а вылечили его люди прохожие - дали испить водицы. Больше всего люди любили да и теперь уважают этого богатыря Илью Муромца. его даже причислили к одному российских Святых, и у него остался в истории день рождения - 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните также, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли русской.

Учитель: А кто из богатырей носил прозвище "Тихий"?

Ученик из 2 микрогруппы : Добрыня Никитич. Он был хорошим дипломатом, умел к каждому человеку подойти по- особенному, недаром князь Владимир назначил его послом. А какие увлечения были у Добрыни Никитича.С 12 годов на гуслях играл, сам песни складывал и в шахматы играл.

Учитель: А кто из богатырей расправился с Тугариным, Змея Горынычем сыном?

Ученик из 3 микрогруппы:

Алеша Попович с раннего детства был очень сильным. Из-за неимоверной силы Алеши в детских играх у его сверстников руки-ноги отрывались: "Кого он не возьмет за ручку - ручка прочь, кого возьмет за ножку - ножка прочь".

Нарядился Алеша стражником, прикинулся глухим и подманил Тугарина, а затем хватил его дубинкой так, что тот пал бездыханным.

Вспомнили мы сейчас былинных героев, от которых, по преданию, и пошла сила русских воинов.

4. Работа в микрогруппах.

Задание: выбрать карточки с теми словами, которые подходят к описанию образа богатыря. Отвечают лидеры микрогрупп.

5. Практическая часть.

Вы должны изобразить богатырей.

6. Рефлексия.

О ком мы говорили на занятии?

Каким должен быть человек, защищающий свое Отечество, свою Родину?

Что бы вы сказали богатырям земли русской?

Помните: всегда есть место подвигу. Всегда есть те, кто нуждается в вашей защите, поддержке, одобрении, дружеской улыбке. Желаю вам мира, удачи, добра, счастья. До свидания.

7.Выставка работ.

Конспект

образовательной деятельности

с детьми старшей группы

по формированию целостной картины мира

Тема: «Богатыри земли русской»

Цель: Формированее представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Задачи: 1.Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
2.Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
3.Познакомить детей с оружием богатырей.
4. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.Развитие понятийного словаря :
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Составление родового дерева (нарисованного).
Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».
Оборудование:
Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья - разбойника, Змея - Горыныча.

Ход занятия:

Воспитатель:
Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы -татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).
Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?
Дети:
Илья Муромец,
Добрыня Никитич,
Алёша Попович.
Воспитатель:
Правильно, а кем они были?
Дети:
Богатырями. Воспитатель:
Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети:
Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель:
Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Ребята,
мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?
Дети:
«Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка»,
«Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д..
Воспитатель:
Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети:
С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель:
Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети:
Дорогу.
Воспитатель:
Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
«Пойдёшь на право
Деньги и слава,
Пойдёшь на лево
Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо
Ждет опасность и богатырская застава.»
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети:
Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Вкючается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).
Голос:
(Задание 1)
Для начала разомнитесь,
По верёвочке пройдитесь,
Со ступать с неё нельзя
Пропасть вас там ждёт друзья.
(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).
Голос:
(задание 2)
Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Голос:
(задание 3)
Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей - разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).
Голос:
(задание 4)
Здесь преграда, здесь Кащей
Ест он много-много детей (щей)
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.

Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков:
(Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!

Голос:
(задание 5)
Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились
Но, увы, не тут - то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай
И оружие скорее выбирай!
(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов).

Дети с воспитателем идут дальше по дороге, и навстречу им выходит мальчик - гусляр.(под музыку, в роли мальчика выступает сотрудник сада)
Воспитатель:
Кто ты?
Гусляр:
Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.
Воспитатель:
А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!
Один ребёнок прочитает стихотворение о богатыре.
«Богатырь, силён как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Воспитатель:
Вот кто такие богатыри.»
Гусляр:
Аи, под славным городом под Киевом,
Стояла -то застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаул - Алёша - поповский сын.
Выходят три мальчика, одетых богатырями.
Илья Муромец:
Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди - все мертво лежат.
Но срубил я ему буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек!»
Звучит музыка.
Добрыня Никитич:
Поехал я к славной речке -
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
Аи Змеинищо да то Горынищо,
Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.
Говорит-то Змеинищо таковы слова:
«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
Я тебя в полон возьму, захочу - сожгу,
Захочу - сожру».
Изловчился я, ударил Горынище,
Ан упал-то Змей на сыру землю,
На сыру землю, на ковыль-траву.
Запросил пощады, душегубище.
Звучит музыка.
Алеша Попович:
Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
И что сам он трех саженей росту,
Конь под ним, как лютый зверь,
Изо рта пламень пышет,
Из ушей - дым столбом - все боятся лютого,
Как хлестнул я его по голове,
А как упал он на сыру землю,
То вскочил я ему на черну грудь,
И отрезал ему голову прочь,
И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».

Звучит гусельная музыка.
Гусляр:
Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.
Кланяются друг другу и зрителям и уходят.
Воспитатель:
Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.

Слайд 2

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой.

  • Виктор Васнецов «Богатыри на конях.» 1896.
  • Слайд 3

    За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом.

    Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

    • Константин Васильев «Русский витязь»
  • Слайд 4

    Сказитель так и говорил:

    Расскажу я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские!

    Слайд 5

    Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

    В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.

    Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

    Слайд 6

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    Он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.

    Былина о нём так говорит:

    Он одной рукой камень вывернет,
    А двумя – то руками быка свалит,
    Зовут его Микула Селянинович.

    Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

    Встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

    Слайд 7

    • Георгий Юдин Микула Селянинович и Святогор.
    • Константин Васильев «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича»
  • Слайд 8

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Основные былины о Вольге рассказывают о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противоборстве с Микулой Селяниновичем.

    Вольга Святославович, оборотень и охотник, относится к числу самых древнейших богатырей.

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Слайд 9

    Константин Васильев «Вольга Святославович»

    Слайд 10

    Самые известные былинные богатыри:

    • Илья Муромец, Алеша Попович,
    • Добрыня Никитич.
    • В.М.Васнецова «Богатыри».
  • Слайд 11

    ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

    Представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия.

    Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.

    Слайд 12

    • Памятник Илье Муромцу в Муроме.
  • Слайд 13

    АЛЁША ПОПОВИЧ

    Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.
    !Не топтать их коням Землю Русскую
    Не затмить им солнце наше красное!
    Век стоит Русь – не шатается!
    И века простоит – не шелохнётся!
    А преданья старины
    Забывать мы не должны.
    Слава русской старине!
    Слава русской стороне!

    Посмотреть все слайды