Имеет ли человек право на бесчестие. Электронные учебники по русскому языку

Памятка:

Как нужно составлять тезисы для раскрытия темы сочинения?

1.Задайте вопрос по теме сочинения.

2. Дайте ответ на этот вопрос.

3.Этот ответ и будет тезисом к основной части сочинения.

4.Докажите тезисы, используя литературные аргументы. При этом текст пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения, используя аргументы из книг.

5 В заключении необходимо сделать вывод по написанному рассуждению.

«Честь и бесчестие»

В основе направления «Честь и бесчестие» лежат понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели изображали разные проявления человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.

Возможные темы сочинений:

    Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

    Может ли честь противостоять бесчестию?

    Береги честь смолоду… (пословица)

    Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?

    Откуда берутся бесчестные люди?

    Честь истинная и ложная.

    Есть ли в наши дни люди чести?

    Какие герои живут по чести?

    Смерть или бесчестие?

    Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

    Вода все смоет, только бесчестье не может смыть.

    Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем

    Есть ли право на бесчестье?

    Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному?

    Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

    «Честного человека можно преследовать, но не обесчестить».`(Вольтер)

    «Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности`(Цицерон)

    «Честь дороже жизни…» (Ф.Шиллер)

    «Ненавижу, люблю и мечтаю, И бесчестие знаю и честь…» (В.Морозов)

    «Пока сердца для чести живы» (А.С.Пушкин)

Произведения о чести и бесчестии:

(Можно приводить в аргументах, пополняйте этот список другими произведениями)

1. А. Пушкин «Капитанская дочка» ( Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта "невольником чести". Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя. Однако, Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.

В своей повести "Капитанская дочка" Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами является. Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринёв сохранил свою честь даже под страхом смерти).

2. М.Шолохов «Судьба человека» небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов - простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому оказалась война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека,является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным: "Да чтобы я, русский солдат пил за победу немецкого оружия?" Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: "Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников". Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь.))

3. М. Лермонотов. Роман "Герой нашего времени" (Печорин знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок, достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие).

4. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» . (Лермонтов повествует о вседозволенности людей, стоящих у власти. Таким является Кирибеевич, который покусился на замужнюю жену. Для него законы не писаны, он ничего не боится, его даже царь Иван Грозный поддерживает, поэтому он соглашается на бой с купцом Калашниковым. Купец Степан Парамонович Калашников человек правды, верный муж и любящий отец. И даже не смотря на риск проиграть Кирибеевичу, он за честь своей жены Алёны вызвал его на кулачный бой. Убив опричника, Купец Калашников вызвал гнев царя, который приказал его к повешению. Конечно, Степан Парамонович мог бы уступить царю, избежать своей смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. На примере этого героя Лермонтов показал настоящий русский характер простого человека чести - сильного духом, непоколебимого, честного и благородного.)

5. Н. Гоголь «Тарас Бульба». (Остап достойно принял смерть).

6. В.Распутин "Уроки французского". (Мальчик Вова с честью выдерживает все испытания ради того, чтобы получить образование, стать человеком)

6. А. Пушкин «Капитанская дочка». (Швабрин - яркий пример человека, потерявшего достоинство. Он полная противоположность Гриневу. Это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: "береги платье снову, а честь смолоду". Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя. )

7 Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание" (Раскольников - убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это: честь или бесчестие?)

8. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это: честь или бесчестие?)

9. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Дуню оклеветали. Но её честь была восстановлена. Честь легко потерять.)

10.Л.Н.Толстой "Война и мир" (Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает с в сети, расставленные князем Курагиным. Его попытки завладеть наследством провалились, тогда он решил получить деньги другим способом. Он женил юношу на своей дочке Элен, у которой не было никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене Элен с Долоховым, закипел гнев и он вызвал Фёдора на битву. Дуэль показала храбрость Пьера. Таким образом, на примере Пьера Безухова Толстой показал качества, которые вызывают уважение. А жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им только страдания. Враньё, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но зато могут запятнать честь и потерять достоинство человека.)

11.

12.

Эпиграфы: о чести

1. Честь нельзя отнять, ее можно потерять.
(А. П. Чехов)

2. Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь.
(Артур Шопенгауэр)

3. Честь и собственное достоинство - сильнее всего.
(Ф. М. Достоевский)

4. Честь дороже жизни.

Шиллер Ф.

5. Истинная честь не может терпеть неправду.

Филдинг

6. Сохранять честь - значит оставаться человеком.

10.

Эпиграфы о бесчестии

1. Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

Пословица

2. Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

В. Синявский

3. Бесстыдство - терпеливость души к бесчестию во имя выгоды.
Платон

Возможные тезисы:

1. Сохранять честь - значит оставаться человеком в любой ситуации.

2. О чести человека можно судить не только по самоуважению, но и по отношению к другим людям.

3. Человеку, который дорожит своей честью, не страшна даже смерть.

4. Некоторые люди предпочитают смерть бесчестию.

5. Честь и отвага - неразделимые понятия.

6. Честь и достоинство - неразделимые понятия.

7.Только сильный духом человек способен сохранить свою честь в любой ситуации.

8 Человек, уважающий себя, может отдать жизнь за свою честь.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Пример сочинения №1:

Пишу Вступление:

Честь… Что же это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Для большинства из нас состояние утраченной чести (бесчестия) – это тяжёлая боль в душе, так как именно такое состояние нарушает нашу духовную связь другими людьми, с обществом. Без чести нет у человека настоящей жизни.

Пишу Основную часть сочинения

Классики мировой художественной литературы, в том числе и русской, создали немало произведений, где рассказывается о таких героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблеме чести уделяется самое серьёзное внимание. Автор показывает двух русских офицеров- Гринёва и Швабрина. Пётр Андреевич Гринёв-человек чести и долга, а вот Швабрина таким назвать нельзя. Почему же так происходит? Жизнь часто испытывает людей, ставит их перед выбором. Как быть, что делать в конкретных ситуациях? Поступить по чести и по совести или прийти к бесчестию?

В родительском доме Пётр получил здоровые начала в жизни, его моральные качества и жизненные принципы достойны уважения. Отец, провожая Петра на службу, дал ему наказ о том, чтобы служил честно и помнил, что для человека честь-это самое главное. Молодой офицер помнит отцовскую заповедь «Береги честь смолоду». Гринёву присущи благородство и верность. Честь и долг для русского офицера являются смыслом жизни. Он отказался служить Пугачёву, объяснил это тем, что давал присягу служить государыне-императрице. Пётр Андреевич держится смело, честно, ведёт себя достойно. Пугачёв оценил Гринёва как человека чести. И мы видим, что путь чести – очень трудный, но правильный в жизни.

А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но какой? У Швабрина отсутствуют чувства долга и человеческого достоинства. Нарушив воинскую присягу, перешёл на сторону Пугачёва, ползал в ногах у самозванца, вымаливал прощение. Он предал Родину, своего сослуживца Гринёва, принёс столько страданий Маше Мироновой, которая отвергла его любовь. А это и есть настоящее бесчестие. Перечитывая страницы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы начинаем отчётливо понимать, что «честь с мундиром не выдаётся. Честь- это нравственная начинка», что бесчестие ведёт к краху человеческой личности.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин показывает двух помещиков, старых друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Что значит честь для каждого из них? Долгое время единственным человеком, к которому Троекуров относился с почтением и уважением, был его сосед из Кистенёвки-Дубровский. Старые друзья поссорились Оба помещика имели вспыльчивый характер, оба гордые. Троекуров поддерживал это состояние в себе сознанием богатства и власти. А Дубровский-осознанием древности своего рода и дворянской чести. Случай на псарне показывает Дубровского как человека гордого, который обладает чувством собственного достоинства. Троекуров своими предпринятыми действиями довёл бывшего друга до умопомешательства и смерти. Такие поступки разрушают личность.

Перечитывая роман А. С. Пушкина «Дубровский», я задумываюсь над тем, что честь-это главный стержень человека, его нравственный хребет, когда судьёй поступков и действий человеческих становится совесть, которая является и лучшим нашим контролёром.

Пишу заключение.

Итак, рассуждая по проблеме чести и бесчестия, вспоминая страницы двух романов Александра Сергеевича Пушкина, я прихожу к выводу о том, что понятие чести никогда не устареет, так как именно честь помогает человеку жить, быть на высоте, помогает сделать правильный нравственный выбор, осуществлять духовную связь с людьми, с обществом. А это немало в человеческой жизни. И очень хочется надеяться на то, что и в наше время среди моих современников будет как можно больше людей, для которых понятие чести никогда не потеряет своей высокой значимости.

Выбор между честью и бесчестием рано или поздно возникает у каждого человека. Мы попадаем в ситуацию, когда перед нами возникает развилка: одна дорога прямая, другая дорожка кривая, зато напрямик. Мы понимаем, что второй вариант куда легче и быстрее доведет нас до цели, но первый позволит сохранить достоинство и доброе имя. Многие люди выбирают то, что наименее трудно, так как не имеют нравственной силы добиваться своего честно. Однако есть и те, кто ни за что не пожертвует добродетелью. Ситуация нелегкого выбора – хороший способ проверить, чего стоит человек. Когда она возникает и как ее узнать?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к художественной литературе. В романе Толстого «Анна Каренина» героиня влюбляется в красавца Вронского, хотя она – замужняя женщина и примерная мать. Своего мужа она никогда не любила, так как разница в возрасте и интересах не позволила им сблизиться, поэтому ее можно понять. Молодой офицер скоро добивается взаимности, он и Анна становятся любовниками. Очевидно, что герои должны были выбирать между честью и бесчестием, когда поняли, что влюблены. Честного пути для них изначально не существовало, ведь развод в те времена уже считался бесчестием. Как поступить? Предать любовь? Обмануть супруга? Вот и они не знали ответа. И никто точно не знает, как поведет себя в такой ситуации. Нельзя смириться с тем, что нужно прожить жизнь без любви, но и предательство – не выход из положения. В литературе это называется «коллизией» (неразрешимым конфликтом), вот тогда то и возникает сложный выбор, ведь прямой дороги нет, и стираются границы между честью и бесчестием.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» тоже была затронута. Соня Мармеладова вынуждена кормить семью, так как ее отец пропивает все деньги, а мачеха больна чахоткой. Ей пришлось получить «желтый билет». С этого момента девушка рассталась с честью, поправ свое человеческое достоинство. Но перед нами снова коллизия: у нее нет другого выхода. Либо вся семья погибает голодной смертью, либо Соня жертвует собой ради их жизни. Нельзя сказать, что она пошла этим путем ради денег или от природы была развратна. Порок ее не коснулся даже на панели. Но в ситуации крайней нужды героиня оценила свое доброе имя не слишком высоко, ведь другой чаше весов находилась жизнь семьи. Нищета порочна сама по себе, ведь обесценивает человеческое достоинство. Поэтому люди, сильно нуждающиеся в средствах, всегда находятся на распутье.

Когда же возникает выбор между честью и бесчестием? Когда в жизни ничего не происходит, и человек спокоен, он, скорее всего, будет жить честно, так как нет соблазна, но в любовной лихорадке и в крайней нужде все мы способны засомневаться в целесообразности добродетели.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Время - удивительная вещь. Все происходит со временем - меняется мир, меняется отношение людей к чему-либо. Если несколько десятков лет назад понятие «хорошо» и «плохо, «добро» и «зло» были одними, то на сегодняшний день они совершенно иные.

Тема чести и бесчестия волнует умы писателей и поэтов с древних времен до наших дней. Давайте постараемся разобраться, сохранился ли истинный смысл этого понятия сегодня, или же он значительно изменился.

Былые времена

Но прежде чем пытаться оценить современную ситуацию, необходимо четко определить, что же понимают под понятием чести и бесчестия. Важно отметить: на эти понятия время постоянно накладывало значительные отпечатки.

К примеру, во времена поэтов Серебряного века за оскорбление чести, будь то нелестный отзыв о человеке или, тем более, возлюбленной, вызывали на дуэль, которая нередко приводила к смерти одного из дуэлянтов.

Понятие «честного имени» еще с давних времен считалось одним из самых важных, и его отстаивали любыми способами. Проблема бесчестья (или бесчестия) решалась поединками.

Еще не так давно, в середине прошлого века, честь представляла собой наивысшую ценность - за нее воевали, боролись и отстаивали, а что самое главное - старались не потерять.

и бесчестие?

Честь - это совокупность то, что делает человека Человеком с большой буквы. поступки, за которые не стыдно не только перед самим собой, но и перед другими людьми.

Бесчестие - это обратное понятие. Оно олицетворяет самые низкие человеческие качества - эгоизм, бессовестность, циничность. Бесчестного человека призирали в любое время, стыдили и призывали измениться к лучшему.

Современная ситуация

Что происходит в наши дни? Надо сказать, что само понятие значительно утратило свою важность. В силу времени и постоянной гонки за лучшей жизнью многие люди стали иначе относиться к чести. Все больше людей готовы переступить через свое достоинство ради достижения любых целей. Бесчестие - это ложь, клевета, беспринципность. И все чаще человечество обращается к этим понятиям для того, чтобы получить какую-либо выгоду.

Но хуже всего то, что в подобном обществе воспитываются дети. То самое наше будущее, из которого и сложится общество в дальнейшем. И если взрослые люди идут на ужасные поступки, чаще всего осознанно, то маленькие дети уже видят этот мир, в котором бесчестие - это способ выжить.

Кто виноват?

Но кто или что стали причиной такой резкой смены принципов? Ведь еще буквально 3-4 десятка лет назад общество жило другими установками.

Можно ли винить только самих людей в этом? Можно. Но не стоит забывать о том, что человек живет в обществе, и нередко именно оно оказывает влияние на каждого человека в отдельности.

Современное общество и общемировая ситуация вынуждает людей идти на бесчестные поступки. Причем порой человек борется с этим, противится принуждению. Но не каждый способен побороть это. Рост преступности, коррупция, терроризм - во всем этом лежит бесчестие, побужденное ситуацией в обществе.

Сегодня каждый человек вынужден в прямом смысле этого слова бороться за свою жизнь - за то, чтобы иметь достаток, жить комфортно, иметь возможность создать семью и воспитать детей. Порой именно эта борьба вынуждает человека поступать бесчестно.

Однако нельзя всех и каждого оправдать этим. В то время как одни борются за выживание, другие пользуются сложившейся ситуацией, чтобы поступить бесчестно.

Все ли так плохо?

Но все же нельзя лишь сетовать на окружающий мир и смотреть на него сквозь черные очки. На самом деле все не так плохо, как может показаться на первый взгляд.

Несмотря на неутешительную ситуацию в мире, в наше время множество людей борется с это проблемой. Бесчестие - это не неизлечимое заболевание общества. Все больше молодых парней и девушек начинают осознавать утерянную ценность. Создаются волонтерские движения, фонды помощи и многие другие организации, призванные помогать людям. А бескорыстная помощь - это важный шаг к моральной чести, которая заложена в каждом человеке.

А ведь для того, чтобы улучшить положение в обществе, достаточно начать с малого. Многие считают, что один человек не сможет ничего изменить. В этом есть своя доля правды. Но, объединяясь, люди могут изменить все. Достаточно лишь начать с себя.

Вспомните, а как давно вы совершали поступок, который делал вас чуточку лучше? Ведь, сделав одно благое дело, вы уже встаете на путь зарождения чести в обществе.

Берегите свою честь. Помните, как бы тяжело ни было в жизни, существуют бессмертные моральные ценности - любовь, добро, взаимопомощь, ответственность. И именно они в итоге помогут вам почувствовать себя самым счастливым человеком, для которого честь - одна из важнейших ценностей. Пусть для каждого остается важным вопрос, что такое честь и бесчестие. Сочинение, написанное выше, лишь дает толчок к осознанию этих понятий.

Понятие чести затрагивается во многих литературных произведениях. Чести учат смолоду и просят всегда ее беречь. Честь говорит о правдивости, ответственности, моральной нравственности. Честь делает человека достойным и мужественным.

Имеет ли человек право на бесчестие, таким вопросом задаются многие из нас. Ошибиться в выборе или поступке может каждый. Каждый может принять поспешное и необдуманное, а часто и корыстное решение. Не каждый человек готов отстаивать интересы своих родных или страны. Не каждый готов пожертвовать своим положением.

Мир становиться более жестоким. Но, это не является поводом для того, чтобы поступать бесчестно. Я всегда стараюсь поступать по совести, отстаивать свои собственные интересы, интересы своей школы и своих родных. Мне кажется такой выбор правильным и самым лучшим.

Прежде чем совершить какой – либо поступок я пытаюсь спросить у себя, а как это поступок в дальнейшем повлияет на меня. Что обо мне будут думать мои родные и друзья, как мои действия будут характеризовать меня. Только тогда я понимаю, что поступать всегда нужно честно, ответственно и мужественно.

Бесчестие разрушает наше общество. Люди, которые не отвечают за свои слова и поступки не думают о своем будущем и о том вреде, который они могут причинить другому человеку. Я хочу всегда быть человеком чести, я хочу, чтобы рядом со мной не было бесчестных людей, а общество хранило моральные принципы и приветствовало совесть и уважение.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Анализ Мещанин во дворянстве Мольера

    Главный герой произведения Журден, вышедший из низших слоев общества, хочет, во что бы то ни стало стать дворянином. Для этого он нанимает людей, которые его учат, как правильно одеваться, говорить, учат музыке и фехтованию.

  • Собачье сердце история создания и судьба повести Булгакова

    Собачье сердце – одно из самых известных произведений М.А. Булгакова. Эта повесть представляет собой остросоциальный сатирический взгляд на Советское государство.

  • Образ и характеристика Гришана в рассказе Плаха Айтматова сочинение

    Одним из второстепенных героев произведения является Гришан, руководящий группой по доставке и транспортировке наркотических средств, которого агенты по перевозке конопли еле слышно именуют Сам.

  • Сочинение Как мечта влияет на человека?

    У каждого из нас есть мечты. У кого-то мечты большие, идущие далеко вперед, а у кого-то совсем малые, но не менее весомые. С самого раннего детства мы мечтаем сначала о какой-то игрушке, потом о пятерке за четверть

  • Анализ произведения Наука ненависти Шолохова

    Выход в свет рассказа «Наука ненависти» совпадает с годовщиной начала Великой Отечественной войны 22 июня 1942 года. Рассказ совершенно отличается по стилю написания от других произведений Шолохова.

Вопрос «Обладает ли человек правом на бесчестье?» представляется достаточно парадоксальным, и потому не раз оказывался темой литературных произведений. На первый взгляд, на него можно однозначно дать отрицательный ответ, потому что, казалось бы, бесчестный поступок в любом случае идет вразрез с моральными нормами, нарушает нашу духовную связь с другими людьми, с обществом. Но с другой стороны, не может ли следование велению долга все же иногда противоречить индивидуальным нравственным принципам и здравому смыслу? Стоит ли ставить честь выше таких вечных ценностей, как любовь, жизнь, мир, счастье человека? Порассуждать над этими вопросами я попытаюсь в своем сочинении.

Тема чести – одна из главных в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Недаром в качестве эпиграфа великий писатель выбрал пословицу «Береги честь смолоду». Петрушу Гринева, главного героя, с детства воспитывали в духе следования нормам дворянской и воинской чести. Когда молодой человек встречает свою возлюбленную Машу Миронову, он, помимо понимания чести как долга по отношению к императрице, Отечеству, осознает долг, который накладывает на него любовь.

Восстание Емельяна Пугачева становится причиной внутреннего конфликта в душе главного героя, противоречия между его нравственными установками. Гринев оказывается вынужден идти на компромисс с главарем бунтовщиков, чтобы спасти Машу из плена негодяя Швабрина. Когда Пугачев помогает ему, главный герой хоть и благодарен ему, но присягу Отечеству все равно не нарушает, сохраняя свою честь, он говорит: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». В последствии, представ перед судом, он спокоен и уверен в своей невиновности, но его оговаривает Швабрин. От позора главного героя спасает Маша, встретившаяся с императрицей, которая помиловала Гринева. Таким образом, Петруша Гринев следует принципу «Делай, что должен, и будь, что будет», но для него понятия долга и чести неразрывно связаны с милосердием, любовью к ближнему, совестью, поэтому он не отказывается от своих нравственных установок, несмотря на все перипетии судьбы.

Внутренний конфликт возникает и в душе одного из главных героев романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого Пьера Безухова. Вызвав на дуэль Долохова, соблазнившего его жену Элен, Пьер терзается сомнениями в том, не стала ли Элен настоящей виновницей случившегося и не поступил ли он бы на месте Долохова точно так же. Однако он отказывается примириться с обидчиком, отстаивая свою честь, и ранит Долохова, несмотря на то, что не умеет обращаться с оружием. Затем к Пьеру приходит осознание произошедшего, он полон раскаяния и сожаления, «Глупо... глупо! Смерть... ложь...» - твердит он. В последствии в разговоре с князем Андреем он говорит, что благодарит Бога, за то, что не убил своего противника, поскольку понимает, что Элен не стоит того, чтобы ради нее губить собственную душу. А Долохов после дуэли показывает себя с совершенно неожиданной стороны. Он, «этот буян, бретёр-Долохов», волнуется не за себя, а за мать, которую может «убить» известие о том, что сын ранен. Так писатель обращает внимание читателя на то, что наша жизнь сложнее, чем кажется на первый взгляд, не стоит судить о людях по первому впечатлению, нужно уметь прощать ошибки, быть снисходительным к порокам других. Как оказалось, светское, условное понимание чести, означающее скорее исполнение ритуалов, чем высокую духовную силу, может противоречить принципам гуманизма и христианской любви.

К какому же можно прийти выводу, размышляя над данной темой? Герои рассмотренных произведений шли путем чести, хотя и столкнулись на этом пути со сложным нравственным выбором. Но, на мой взгляд, понятие чести в каждом случае можно трактовать по-разному. Для Петруши Гринева честь неотделима от «христианской совести», а анализируя дуэль Пьера с Долоховым, честью приходится называть скорее сохранение репутации, следование светским условностям. Пьер справедливо полагает, что такая честь не стоит человеческой жизни. Поэтому, как мне кажется, человек действительно обладает правом на бесчестье, если обстоятельства сложились так, что принципы чести противоречат нравственным нормам или вовсе становятся пустой формальностью.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -