Илья репин работы художника. Илья ефимович репин - биография и картины

И лья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III.

Топограф, иконописец, студент Академии художеств

Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Репин, вместе со старшим сыном перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна Бочарова, занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий.

Рисовать будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью.

«Красок я еще никогда не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками. Первая картинка - арбуз - вдруг на наших глазах превратилась в живую. Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил красной краской живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз; и когда красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где черные семечки, - чудо! чудо!»

Илья Репин

Когда Илье Репину было 11 лет, его отправили в школу топографов - в Чугуеве была востребована эта специальность. Но мальчик проучился там только два года, потом школу закрыли. Он устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к представителю художественной династии, мастеру Ивану Бунакову. Репин вспоминал о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец» .

Талант юного ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью иконописцев. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в Санкт-Петербург - учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств .

Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город он не вернулся. Начинающий художник стал слушателем подготовительной вечерней школы, а позже вновь пришел на испытания в Академию. И поступил. За восемь лет учебы он познакомился со многими представителями творческой элиты Северной столицы: Репин близко общался с художниками Иваном Крамским , которого он в мемуарах называл своим учителем, и Василием Поленовым , а также критиком Василием Стасовым.

Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Однако молодой живописец жил в бедности. Он подрабатывал, продавая свои картины. Одно из жанровых полотен - на нем Репин изобразил студента, наблюдающего в окно за девушкой, - купили за довольно крупную сумму. Художник вспоминал: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!» Кроме жанровых картин Репин создавал и портреты. В 1869 году он написал Веру Шевцову, которая через три года стала его женой.

Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Государственный Русский музей

Илья Репин. Славянские композиторы. 1872. Московская государственная консерватория

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1872-1873. Государственный Русский музей

За свою дипломную работу - картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» - Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.

К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Сумма гонорара - 1500 рублей - на тот момент показалась Репину огромной. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Публике картина понравилась. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

Вскоре художник отправился в пенсионерскую поездку от Академии. В письме Стасову он жаловался: «Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей» .

Вернувшись в Россию, Репин собрал свой «большой запас художественного добра», переехал из Чугуева в Москву и вступил в Товарищество передвижников. В Москве Репин познакомился со Львом Толстым , закончил картину «Крестный ход в Курской губернии», написал (со второй попытки) портрет Тургенева и подготовил к поступлению в Академию художеств никому не известного юношу по имени Валентин Серов . Однако Москва вскоре надоела художнику, и он решил вновь переехать в Петербург.

За это время художник написал несколько работ, которые стали классикой русского искусства. Однажды он посетил концерт Римского-Корсакова и загорелся желанием «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке». В 1885 году на выставке передвижников художник представил хрестоматийное полотно «Иван Грозный убивает своего сына». В тот же период он написал полотно «Не ждали», портреты Льва Толстого и Павла Третьякова.

Илья Репин. Не ждали. 1884-1887. Государственная Третьяковская галерея

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891. Государственный Русский музей

Илья Репин. Иван Грозный убивает своего сына. 1885. Государственная Третьяковская галерея

В 1892 году в Академии художеств прошла выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина . Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - над ней Репин работал 11 лет. Полотно приобрел император Александр III - цена в 35 тысяч рублей оказалась велика даже для Павла Третьякова.

В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств - на этот раз в роли преподавателя. Он преподавал там 13 лет - до 1907 года.

Куоккалла - родные «Пенаты»

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться - на писательнице Наталье Нордман. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года, и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Вегетарианцем стал и сам Репин. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги - ее нет» , «Прислуга - позор человечества» . Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Репин встречал их по средам. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

24.07.2016

Описание картины Ильи Репина «Автопортрет»

Зрителя в творчестве каждого знаменитого художника, в первую очередь, интересуют созданные им автопортреты. Всегда любопытно увидеть каким себя представляет живописец, на что в своем образе обращает внимание, а что пытается утаить.

За свою творческую жизнь Илья Ефимович Репин создал ряд автопортретов. Наиболее известным является полотно, созданное в 1878 году. На тот момент живописцу исполнилось 34 года. Однако с портрета на нас смотрит усталый мужчина, взгляд задумчивый и полон беспокойства. Искусствоведы обычно объясняют это переживанием художника за судьбу страны, в тот момент раздираемую различными революционными группировками, ведением русско-турецкой войны и неоднократными покушениями народников на жизнь императора Александра Второго. Несмотря на то, что Репин был одним из самых ярых сторонников реализма и отхода от академического стиля, навязываемого Академией художеств, автопортрет выполнен по всем канонам. Поясное полуразвернутое изображение, задний план исполнен в темных тонах, чтобы не отвлекать внимание зрителя от самого портретируемого.

В первую очередь, взгляд останавливается на выразительных глазах живописца. Они устремлены как будто на каждого, кто смотрит на данное полотно. Одет Илья Ефимович в строгий темный костюм, который практически сливается с задним фоном. Во всем образе художника читается сильная страсть к творчеству, желание творить и создавать. Обычно данный автопортрет сравнивают с автопортретом, созданным Репиным через девять лет. Искусствоведы замечают, что в более поздней работе художник изобразил себя моложе, с веселым взглядом и умиротворенным выражением лица. Объясняя такие перемены в настроении живописца периодом спокойствия в России, наступившего с царствованием Александра Третьего.

  • РЕПИН ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ Чугуев Харьковской губ., 1844 - Куоккала, Финляндия, ныне Репино Ленинградской обл., 1930, Выдающийся русский художник, представитель реализма. Родился в семье военного поселенца. С 13 лет учился живописи в Чугуеве у художника Н. Бунакова. Работал в иконописных артелях. В 1863 приехал в Петербург и поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников. Встретился с И. Крамским, который стал наставником молодого художника на долгие годы. В 1864 поступил в Академию художеств. В 1872 за картину «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль. Еще в годы учебы много ездил по России. В частности, в 1870 на Волге написал этюды и эскизы, которые впоследствии легли в основу картины «Бурлаки на Волге» 1870-1873, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Картина выдвинула автора в ряды лучших русских живописцев. Экспонированная в Петербурге, Москве и на Всемирной выставке в Вене, картина стала центром внимания всего русского общества. Прогрессивными кругами она была воспринята как большая победа демократического искусства. Однако ректор Академии художеств Ф. Бруни отозвался о ней как о «величайшей профанации искусства». В 1873 Репин как пансионер Академии отправился за границу и поселился в Париже, где изучал современное и классическое искусство. Во Франции им была написана картина «Садко в подводном царстве» 1876, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Побывал также в Италии и Австрии. В 1877 возвратился в Чугуев, а затем жил в Москве и Петербурге с 1882. Примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок в 1878. В 1878 впервые услышал у Мамонтовых в Абрамцеве текст послания казаков турецкому султану. Сюжет захватил Репина. Эскиз он набросал в тот же день. Но к замыслу смог вернуться только через два года. Работе отдался с увлечением, изучая книги, путешествуя по местам Запорожской Сечи. В 1891 картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» была закончена. Из его картин, выставлявшихся на передвижных выставках, привлекли к себе внимание «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» 1879 и «Крестный ход в Курской губернии» 1880-1883. Последнюю картину называли энциклопедией пореформенной русской жизни, рассказываю щей о бедности и забитости народа, о чванливых, наглых и жестоких хозяевах. Социальная направленность творчества привела Репина к созданию картин, посвященных судьбам русских революционеров «Арест пропагандиста» 1880-1892, «Сходка» 1883, «Отказ от исповеди» 1879-1885, «Не ждали» 1884-1888. Последняя картина была своего рода кульминационным пунктом творческого развития Репина. «Иван Грозный и сын его Иван» 1885, казалось бы, далекое от современности полотно, после первого же показа было снято с экспонирования по распоряжению обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева. Она привлекала особое внимание публики кровавым реализмом. Наряду с историческими и бытовыми картинами по заказу П. Третьякова создал множество прекрасных портретов Ф. Листа, М. Глинки, актрисы Стрепетовой, Н. Пирогова и многие другие. С1894 по 1907 руководил мастерской в Академии художеств. В 1901 получил правительственный заказ - написать торжественное заседание Государственного совета в день столетнего юбилея. Художнику было дано разрешение посещать все заседания Совета с правом писать, рисовать с натуры, а также фотографировать. Грандиозное многофигурное полотно 35 квадратных метров, в исполнении которого принимали участие Б. Кустодиев и С Куликов, было завершено через два года. Последние годы жизни прожил на даче «Пенаты» в Финляндии. Когда в старости у него отнялась правая рука, научился писать левой. Творчество Репина стало вершиной реалистического искусства в России.

    Мировая энциклопедии биографий т 9 М. «Мир книги» 2003

    Тема «Культура России вторая половина XIX века. Репин. Вершина реализма в России».

  • Добавлено: 26.11.2010
  • Автор:
  • Автопортрет

    Сын отставного солдата, иконописец, талантливый студент, всемирно известный художник, педагог и большой труженик. Всё это – Илья Репин.

    О художнике написаны большие и очень интересные книги, и у меня нет желания состязаться с действительно знающими талантливыми авторами. Я расскажу вам о художнике очень мало. Практически ничего не расскажу. Репин – это целая вселенная, которая требует глубокого изучения и осмысления. И его биография, и его работы – всё это, даже в самом кратком изложении, невозможно втиснуть в один пост.

    Поэтому я предлагаю вашему вниманию только эскиз, только робкий намек на тему «Илья Репин. Жизнь и творчество».

    Биография художника Ильи Репина

    Художник Илья Ефимович Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в городе Чугуеве, в семье отставного солдата, который перегонял лошадей на продажу, скопил небольшую сумму денег и построил дом на берегу Северного Донца.

    Мать художника, Татьяна Степановна, была женщиной грамотной и деятельной – она не только занималась образованием своих детей, но и организовала небольшую школу, в которой учились и взрослые, и дети. Однако, просветительская деятельность отнимала много времени, но совсем не давала доходов. И Татьяна Степановна шила шубы из заячьего меха на продажу.

    Однажды двоюродный брат Ильи – Трофим, принёс в дом акварельные краски. И в этот момент жизнь маленького Ильи изменилась навсегда – он увидел, как черно-белый арбуз из детской азбуки вдруг ожил, обрел сочность и яркость. Вот как это событие описывал впоследствии сам художника:

    Чтобы меня утешить, Трофим оставил мне свои краски, и с этих пор я так впился в красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками за эти дни.

    Когда Илье исполнилось 11 лет, его отдали в школу топографов – в те времена профессия топографа считалась очень престижной и выгодной. Илья проучился в школе два года и учебное заведение было упразднено. Репин нашел себе место в иконописной мастерской художника Бунакова. Прошло совсем немного времени, и весть о талантливом художнике-иконописце распространилась далеко за пределы маленького городка. В Чугуев начали приезжать подрядчики и заказчики со всей губернии.

    В 1860 году Репин оставил иконописную мастерскую и родительский дом – молодого художника пригласили в передвижную (кочевую) иконописную мастерскую с окладом 25 рублей в месяц. Мастерская кочевала из города в город и в 1863 году оказалась в Воронежской губернии, неподалеку от городка Острогожска, в котором родился Иван Крамской. Кто-то из местных жителей рассказал Илье о талантливом земляке, который покинул малую родину, уехал в Петербург, поступил в Академию и даже получил золотую медаль за одну из своих картин.

    Эта история настолько поразила Репина, что он начал копить деньги и через три месяца уже был в Петербурге.

    Первый визит в Академию огорчил Илью Ефимовича – его работы раскритиковали, таланта у молодого художника не выявили. Неудача не охладила желания Репина – он снял комнату и устроился в вечернюю школу, где очень скоро был назван лучшим учеником школы.

    Молодой художник успешно сдал вступительные экзамены в Академию и получил право присутствовать на занятиях в качестве вольнослушателя с обязанностью оплатить за обучение 25 рублей. Таких денег у Репина не было и он обратился за помощью к Фёдору Прянишникову (руководителю почтового департамента). И Прянишников помог.

    Годы учёбы в Академии принесли молодому художнику несколько наград, звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу за государственный счет.

    Воскрешение дочери Иаира

    К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1 500 рублей. Нужно сказать, что выбор Пороховщикова был продиктован скорее меркантильными соображениями – художник Маковский за эту картину запросил 25 000. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной.

    В июне 1872 года «Славянский базар» открылся для публики. Центральная картина экспозиции «Собрание русских, чешских и польских композиторов» принесла автору не только деньги, но и массу поздравлений и комплиментов.

    Но, были и недовольные. Вот что о картине написал Иван Тургенев:

    холодным винегретом живых и мёртвых - натянутою чушью, которая могла родиться в голове какого-нибудь Хлестакова-Пороховщикова.

    В 1872 году Репин женился на Вере Шевцовой, сестре товарища по рисовальному классу. Молодые супруги уехали в свадебное путешествие на этюды в Нижний Новгород. Вскоре у молодоженов родилась дочь.

    Как только дочь немного подросла, Репин воспользовался своим правом на заграничную поездку и отправился, вместе с семьей, В Европу. Семейство совершило вояж по европейским городам (Рим и Неаполь, Вена, Флоренция и Венеция) и остановилось в Париже.

    Парижское кафе

    В письме Стасову он жаловался, что Рим его совсем разочаровал, а Рафаэль показался скучным и устаревшим.

    Это письмо непонятным образом попало в руки журналистов и журнал «Развлечение» опубликовал ужасную карикатуру, которую сопровождали стихи:

    Не правда ли, читатель мой

    Что для судей таких, как Стасов

    И репа лучше ананасов

    Художник тяжело привыкал к французской столице, с трудом признал импрессионистов и даже увлекся творчеством Мане (поговаривают, что «Парижское кафе» написано именно под влиянием Мане).

    Тем не менее, современники упрекали художника в том, что он не понимает красоты импрессионизма. Желая доказать обратное Репин написал картину «Садко». Однако, поиски денег на написание этого полотна заняли очень много времени и художник несколько «остыл». Однако, деньги случайным образом нашлись вместе с заказчиком. Картину пришлось писать. И художник, впоследствии сильно сожалел о содеянном.

    Бурлаки на Волге

    В 1876 за картину «Садко» Репину присвоили звание академика. Однако, всеобщее признание не закрывает рта критикам. Вот что написал о работе художника критик Андрей Прахов

    Позвольте, да это не тот ли самый Репин, который написал «Бурлаков»? Что же он должен делать теперь, если ещё учеником он уже производил совершенства? Проникаюсь трепетом и иду… «Ах, смотрите, maman, человек в аквариуме!»… Желаю ему счастливо проснуться…

    По возвращению в Россию семейство Репиных поселилось в Чугуеве. Долгие месяцы Поленов звал художника в Москву и, наконец, Репин решился на переезд. А переезд был очень сложным – художник вёз с собой огромное количество художественного добра. Сразу после переезда Илья Ефимович заболел малярией. Болезнь была тяжелой и продолжительной, а после выздоровления, подавшись уговорам Крамского, Репин решил вступить Товарищество передвижников.

    В 1882 году семейство Репиных переезжает в Петербург – Москва утомила художника. Он везет в столицу наброски «Запорожцев», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Иван Грозный», а ещё сотни рисунков и эскизов.

    Супруги прожили вместе 15 лет, родили ещё троих детей. Их брак был счастливым, но Веру Ивановну постоянно тяготила «салонная жизнь» жены известного художника. И произошёл разрыв, который стал потрясением для Ильи Ефимовича. Стасов (друг Репина) писал:

    Репин что-то замолчал со своей выставкой, а летом и осенью он много о ней поговаривал… Какой тут покой, какая радость, какая возможность писать свои картины? Как тут готовить выставку, когда… все неприятности, истории, сущее несчастье?

    Как во времена счастливого супружества, так и после развода, Репин много писал членов своей семьи, близких и друзей.

    В 1894 году Илья Ефимович Репин поступает в Академию живописи в качестве руководителя живописной мастерской. Это был очень сложный период в жизни художника – его нещадно критиковали, как педагога и как руководителя. Кроме того, среди преподавателей и студентов началось «революционное брожение». От автора полотен о революционерах ожидали поддержки, но Репин встал на защиту власти. Дважды он писал прошение об отставке, и в 1907 году покинул Академию окончательно и бесповоротно.

    Вскоре скончалась его вторая супруга.

    Крестный ход в Курской губернии

    Художник поселился в Финляндии и после Октябрьской революции не по своей воле оказался в иммиграции. Много раз хотел вернуться в Россию, но всё как-то не получалось. Художник медленно угасал и в сентябре 1930 года Ильи Ефимовича Репина не стало. Перед смертью он написал прощальное письмо:

    Прощайте, прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростёртый в прахе, благодарю, благодарю, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим.

    Картины художника Ильи Репина

    Запорожцы пишут письмо турецкому султану

    Летний пейзаж

    Вечорницi

    Иван Грозный и его сын Иван

    Возвращение с войны

    Царевна Софья в Новодевичьем монастыре

    М.И. Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила

    Портрет поэта С. М. Городецкого с женой

    Портрет поэта А.А. Фета

    Купец Калашников

    Абрамцево

    Обнажённая натурщица

    Осенний букет