Характеристика Александра Невского: от битвы на Неве до гибели в Орде. К числу северорусских памятников, связанных с нашествием татар, принадлежит "Слово о погибели Рускые земли"

Введение

Александр Ярославович Невский - князь, который занимает в российской истории особое место. В древнерусской истории он самый популярный персонаж. Описание Александра Невского говорит о том, что он был защитником Отечества, бесстрашным рыцарем, который посвятил жизнь своей родине. невский литературный агиографический жанр

Актуальность данного исследования определяется тем, что вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов. Данное произведение примечательно тем, что написано современником событий, и следовательно, имеет огромное значения для понимания того, как оценивалась личность Александра Невского в те далекие времена, и каково было значение тех событий, участником которых он являлся.

Житие Александра - это не биография, а описание самых значительных событий, которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика. При этом в Житии много канонического, традиционного для этого жанра, поскольку проводится мысль о священности княжеской власти. Главная мысль Жития: «Не в силе Бог, но в правде».

Цель настоящей работы - рассмотреть житие Александра Невского как разновидность княжеских житий.

История написания Жития

«Житие» - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается агиография.

Повесть дошла до нас в различных редакциях XIII-XVIII вв. История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным. На протяжении нескольких веков первая редакция («жития») неоднократно перерабатывалась. В настоящее время известно 13 редакций произведения. До конца не выяснены взаимоотношения между старшими редакциями и редакцией Софийской первой летописи.

Автором повести был вероятно книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галицко-Волынской Руси в 1246 году, поэтому в повести отражены сложившиеся литературные традиции Юго-Запада и Северо-Востока Руси. Автор, сообщает, лично знал Александра Невского и был свидетелем его деяний Самовидець есмь возраста его

По предположению академика Д.С. Лихачёва, в создании произведения принимал участие митрополит Кирилл: Вне всякого сомнения, - Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но, вернее всего, он заказал житие кому-нибудь из проживавших на севере галицких книжников

По композиции, манере описания военных столкновений, отдельным стилистическим приёмам и некоторым фразеологизмам «Повесть о житии Александра Невского» близка к другому произведению «Летописцу Даниила Галицкого». То, что Кирилл имел отношение к составлению «Летописца Даниила Галицкого», аргументировал Л. В. Черепнин: Митрополит умер в 1280 году, и, следовательно, время возникновения «Повести о житии Александра Невского» нужно относить к периоду между 1263-1280 годами.

После сообщения о дне смерти Александра приводятся слова митрополита Кирилла и суздальцев, когда до них дошла горестная вестьМитрополит же Кирил глаголаше:

Чада моя, разумейте, яко уже зайде солнце земли Суздальской!

Уже бо не обрящется таковый князь ни един в земли Суздальстей!

Иереи и диакони, черноризци, нищий и богатии, и вси людие глаголааху:

Уже погыбаемь!

Завершается повесть рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда умершему Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», тосам, акы жив сущи, распростер руку свою и взят грамоту от рукы митрополита .

Вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.

Данное произведение примечательно тем, что написано современником событий, и следовательно, имеет огромное значения для понимания того, как оценивалась личность Александра Невского в те далекие времена, и каково было значение тех событий, участником которых он являлся.

Житие Александра Невского, вероятнее всего, создано в конце XIII в., и было написано человеком лично знавшим князя. Здесь мы не видим четкого хронологического построения, подробного описания важных исторических, но видим восхваление мужественного война, защитника Русской земли - Александра Невского. Выбрав для описания два победоносных сражения русского войска под началом Александра - картину сражений русских со шведами на реке Неве и с немецкими рыцарями на льду Чудского озера, автор постарался представить потомкам Великого князя и его войско, как наделенных героизмом, самоотверженностью и стойкостью во имя интересов русского народа мифических воинов - героев .

Не сколько не умоляя литературно-исторического значения Жития, написанного просто и лирично в традициях воинской повести Древней Руси, необходимо отметить некоторый односторонний подход к описанию современниками событий тех лет. Задачу, стоящую перед авторами, на соответствующем их современности историческом рубеже они выполнили. Возвеличивание русского народа, развитие чувства патриотизма и ненависти к врагам, поддержание авторитета военачальников отголоском эха пронесется по истории России вплоть до наших дней.

Житие Александра - это не биография, в которой полно, подробно, последовательно повествуется о всей жизни князя. Автор отбирает только самые значительные события (битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, поход в литовские земли, дипломатические отношения с Ордой и папой римским), которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика.

С исторической точки зрения в Житии много неточностей.

Например, шведский король не принимал участия в походе 1240 г. и битве на Неве, во время набега на Суздальскую землю в 1252 г. ханом Золотой Орды был Сартак, а не Батый. В Житии нет ни одной даты, события порой описываются без необходимой конкретизации: не сразу ясно, кто такой «король страны Римской из полуночной земли», о каком городе, построенном некими «от Западной стороны», идет речь и т. д. Но не эти подробности были важны для автора, а впечатление, производимое его героем.

В Житии много канонического, традиционного для этого жанра. Следуя канонам жития, автор начинает свое повествование с самоуничижения, называет себя худым и многогрешным, малосмыслящим. Приступая к описанию «святой, и честной, и славной» жизни князя, автор приводит слова пророка Исайи о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Восторгом и восхищением полна следующая затем характеристика князя. Александр красив, как Иосиф Прекрасный, силен, как Самсон, премудр, как Соломон, он непобедим, побеждая всегда. Мысль о священности княжеской власти и сравнения с библейскими героями определяют интонацию всего дальнейшего повествования, несколько патетическую, торжественно-величавую. «Услышав о доблести Александра, король страны Римской из северной земли...» - так начинается рассказ о Невской битве. Автор не упоминает, что в это время (1240 г.) Александру было всего 19 лет, а современники это хорошо знали. В Житии изображается зрелый муж, о котором послы других стран говорят: «Прошел я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей». Александр узнает о том, что шведы пришли в Неву, «пыхая духом ратным», «шатаясь от безумия», угрожая: «Если можешь, защищайся». Он разгорается сердцем, выступает в поход с малой дружиной, в бою «на лице самого короля оставляет след своего копья». Прекрасна речь князя, обращенная к дружине, лаконичная, суровая, мужественная: «Не в силе Бог, но в правде». Решителен, храбр Александр и в битве на Чудском озере. Князь не может снести похвальбы немцев: «Покорим себе славянский народ!» Он освобождает Псков, воюет немецкие земли, воплощая собою возмездие за гордость и самонадеянность врагов. Они пришли, хвастаясь: «Пойдем и победим Александра, и захватим его». Но гордые рыцари были обращены в бегство и взяты в плен, и «вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями».

Как и в описании сражения на Неве, автор не дает подробной картины битвы, только несколько образов, которые помогают представить, какой жестокой была сеча: «Казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Слава о победах Александра разнеслась повсюду. «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима».

Во всем подобны князю и его воины. Автор Жития включает в описание битвы на Неве рассказ о шести храбрецах, которые бились, «не имея страха в сердце своем». У каждого из шести свой ратный подвиг. Так, например, новгородец Миша потопил три шведских корабля, Сава обрушил шатер великий златоверхий, Сбыслав Якунович бился одним топором так, что все дивились силе его и храбрости. Ученые считают, что в этом рассказе о шести храбрецах отразилось устное предание о битве на Неве или дружинная героическая песня. Чтобы передать величие духа и красоту мужества, автор обращается не только к русским эпическим традициям, но и библейским. Воины Александра сравниваются в своей храбрости и стойкости с воинами царя Давида, сердца их как сердца львов, они исполнены духа ратного и готовы положить свои головы за князя. Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы Жития. Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания о Давиде, Езекии, Соломоне, Иисусе Навине и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгусию перед Невской битвой, чудесное избиение шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.

Как умный политик и дипломат предстает Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой римским. Достойно, учено и мудро звучит ответ мужей Александра послам папы. Перечислив основные этапы в истории человечества и христианства, они завершили его словами: «А от вас учения не примем». Описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли. Победы Александра внушают страх восточным народам, жены татарские пугают своих детей его именем. Даже Батый признает величие Александра: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». И это помогает Александру «отмолить» русские полки от участия в походах монголо-татар.

Взволнован и лиричен рассказ о смерти князя. Автор не в силах сдержать своих чувств: «О горе тебе, бедный человече!.. Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами, как не вырвется сердце твое вместе с корнем!» Смерть князя всеми воспринимается как величайшее горе. «Уже зашло солнце земли Суздальской!» - говорит митрополит Кирилл (Александр умер великим князем Владимирским), «Уже погибаем!» - вторит ему весь народ. Рассказ о чуде, когда Александр как живой простирает руку и принимает грамоту из рук митрополита, - кульминация в этом возвышенном, приподнятом повествовании «о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». Не точные исторические сведения хотел сообщить о князе автор, а воодушевить лицезрением мужественной красоты, праведности и милосердия.

Все исследователи отмечают литературную одаренность автора Жития, его ученость. Среди литературных источников, к которым обращался составитель Жития, «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Хронографическая Александрия», «Девгениево деяние». Предполагают, что непосредственное отношение к составлению жизнеописания Александра имел митрополит Кирилл, который в 1250 г. переехал с юга, от Даниила, к Александру Невскому.

Житие Александра Невского XIII в. явилось основой для всех последующих редакций памятника в XIV-XVI вв. (их более десяти). На долгое время Житие стало образцом для княжеских жизнеописаний и воинских произведениях древнерусской литературы.

  1. Назовите отличительные особенности жан-ра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра?
  2. Жанр жития возник и сложился в Ви-зантии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Жи-тиями (слово житие в церковнославян-ском языке означает «жизнь») назывались произведения, рассказывающие о свя-тых — государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Создатели жи-тийного жанра ориентировались на Свя-щенное Писание, образы которого, и преж-де всего образ Иисуса Христа, являлись идеальными. Автор жития создавал образ святого по определенным правилам — ка-нону, поэтому создателя жития волновали не столько реальные качества, сколько вечное, общее, образцовое для многих свя-тых. Не индивидуальность личности, а его святость, связь с Богом, избранность — вот что стремились показать в житии. По-вествуя о реальном историческом лице, автор жития изображал не жизнь конк-ретного человека во всех ее деталях и под-робностях, а некое обобщенное воплоще-ние святости. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали пред-ставлениям об идеальном герое. Рассказ о его жизни освобождался от всего бытово-го, конкретного, случайного. Все это было обусловлено тем, что житийная литерату-ра стремилась к поучительному воздейст-вию на читателя.

  3. Что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения?
  4. Жития имели следующую структуру: вступление, в котором объяснялись при-чины, побудившие автора начать повест-вование; далее следовала основная часть — рассказ о жизни святого, его смерти и по-смертных чудесах; завершалось житие по-хвалой святому.

  5. Найдите в тексте портретную характерис-тику Александра Невского. Какой прием использу-ет автор жития, давая характеристику герою? С ка-кими героями сравнивается Александр Невский? Что вы о них знаете? Почему эти персонажи вы-браны автором для сравнения?
  6. Автор так описывает князя: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поста-вил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».

    Характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с помощью многочис-ленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета — правителями, являвшимися воплощением лучших чело-веческих качеств — красоты, мудрости, силы, храбрости. Иосиф — любимый сын Иакова и Рахили, Самсон — богатырь, об-ладавший огромной физической силой, скрытой в его длинных волосах. Соло-мон — царь Израильско-иудейского го-сударства, правивший в 965-928 годах до н. э. Согласно библейскому преданию, когда Соломону явился Бог и пообещал выполнить его просьбу, Соломон попро-сил не богатства и славы, а мудрости. Бо-гу понравилась его просьба, и он наделил Соломона мудростью и даже умением по-нимать язык птиц и зверей, а сверх того — богатством. Соломон прославился спра-ведливым судом и мудрыми изречениями. Веспасиан Тит Флавий (9-79) — рим-ский полководец, подавлявший восста-ние в Иудее, император, известный воин-скими победами.

    Эти правители являлись образцовыми, и, сравнивая с ними князя, автор подчер-кивает его особенность, исключитель-ность, идеальность.

  7. Какие эпизоды жития вызывают эмоцио-нальный подъем у читателя? Почему? Какие худо-жественные приемы способствуют возникновению такого сильного впечатления?
  8. Эпизод о явлении святых Бориса и Гле-ба, без сомнения, оказывает сильное воз-действие на читателя так же, как и описа-ние посмертного чуда. Автор жития ре-ализует свою цель — донести до читателя или слушателя символы православной ве-ры и вызвать чувство восторга, эмоцио-нальный подъем. Материал с сайта

    В видении накануне сражения с римля-нами князю Александру являются святые великомученики Борис и Глеб, приплыв-шие в лодке. Борис обещает Александру помощь и поддержку. Согласно истории, они были вероломно убиты по приказу своего брата Святополка Окаянного, бо-ровшегося за киевский престол, а после смерти — канонизированы и признаны святыми. Видение может быть истолкова-но как Божие благословение князя на свя-тое дело — защиту отечества.

    В житии описано посмертное чудо: ког-да было положено тело Александра Нев-ского в гробницу, «Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную». Александр же поднял руку и принял гра-моту из рук митрополита, которого охва-тило смятение. Так прославил Бог угодни-ка своего.

    Описание доблести князя Александра и его дружины также не оставляет читате-лей равнодушными. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором.

    Эпитеты: шум сильный, красные одежды, бесчисленное множество, не-мцы безбожные, воины, храбрые, силь-ные, стойкие, сеча великая.

    Сравнения: гребцы же сидели, слов-но мглою одетые.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

В "Слове" перечисляются природные и материальные богатства, которыми до нашествия изобиловала "светло-светлая и украсно-украшена земля Руськая": озера многочисленные, реки и колодцы, горы крутые, птицы бесчисленные, города великие, села дивные, сады монастырские, дома церковные. Были тогда на Руси князья грозные, бояре честные, вельможи многие. Большие пространства и народы были покорены великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, Мономаху, именем которого половцы устрашали детей в колыбелях. Различные соседские племена платили дань Владимиру медом, а царь Византийский Мануил посылал ему великие дары. Так было раньше, а теперь же приключилась болезнь христианам.

Памятник проникнут чувством глубокого патриотизма, гордостью прошлым Русской земли и скорбью об ее бедствиях. В этом слове автор сопоставляет былое величие Руси с теперешним временем. Вслед за ним идет житие Невского, не отделенное даже от текста – эта повесть предшествовала житию Невского.

Соединяет черты агиографии и воинской повести. Написано после смерти князя. Данное произведение примечательно тем, что написано современником событий, и, следовательно, имеет огромное значения для понимания того, как оценивалась личность Александра Невского в те далекие времена, и каково было значение тех событий, участником которых он являлся. Автор вероятнее всего был житель Галицко-Волынской Руси.

“Житие Александра Невского”, вероятнее всего, создано в конце 13 в., и было написано человеком, лично знавшим князя, его походы. Видим восхваление мужественного воина, защитника Русской земли - Александра Невского. Выбрав для описания два победоносных сражения русского войска под началом Александра - картину сражений русских со шведами на реке Неве (1240) и с немецкими рыцарями на льду Чудского озера (1242), автор постарался представить потомкам Великого князя и его войско, как наделенных героизмом, самоотверженностью и стойкостью во имя интересов русского народа мифических воинов - героев. Повествование отличается лирической тональностью. Автор впервые прибегает к внешнему описанию князя. Неизвестный автор, прекрасно владевший разными литературными приемами, искусно соединил традиции воинской повести и жития. Светлый лик молодого героя Невской битвы 1240 г. и Ледового побоища 1242 г., победителя шведских и немецких рыцарей, защитника Руси от иноземных захватчиков и православия от римско-католической экспансии, благочестивого христианина стал образцом для последующих княжеских жизнеописаний и воинских повестей.

Портрет князя:

Ростом он был выше других людей, голос его был, как труба в народе, красота лица его подобна красоте Иосифа, сила его была частью силы Самсона, премудростью он равен был Соломону, храбростью - римскому царю Веспасиану. Этими краткими общими справками исчерпывается вся характеристика Александра).

Невский изображён в житии, прежде всего, как идеальный князь и воин, наделённый всеми положительными духовными и физическими качествами в наивысшей степени. Автор прославляет красоту, силу, мудрость и храбрость Невского.


Жизнь и творчество испанского писателя Сервантеса Сааведра
Сервантес Сааведра, Мигель (29.06.1547-26.04.1616г.г.) испанский писатель Отец, дон Родриго де Сервантес Сааведра, обедневший идальго, зарабатывающий на жизнь как вольнопрактикующий врач. Мать, донья Леонора из рода Кортинас, к тому времени разоренного. В семье было четверо детей: дочери Андреа и Мадалена, сыновья Мигель и Родриго. В п...

Семантика образов цветов и символика цвета в контексте литературного и живописного произведения
Я давно хочу с тобой Говорить пахучей рифмой. Каждый цвет уже намек… А.А. Фет "Язык цветов" В народе бытует множество самых разнообразных и выразительных по своей меткости и поэтичности названий цветов и трав. Вспомним хотя бы мать-и-мачеху, незабудку, иван-да-марья, подснежник… Многие из этих названий цветов, созданных на...

«Слово о полку Игореве». История открытия и опубликования. Идея, жанр, автор «Слова»
В “Слове” говорится об историческом событии, неудачном походе на половцев князя Новгород-Северской земли Игоря Святославовича в 1185 году, в котором он потерпел поражение и потерял войско. История открытия- К 80-90 гг 18 в открыто Мусиным-Пушкиным. Приобрел у архимандрита Иолия рукописный сборник, который был создан в 16 в. Работали н...

В эпоху начала монголо-татарского нашествия на Русь развивался такой древнейший литературный жанр, как житие. Изменения, которые наблюдались в нем в это время, были связаны в первую очередь с новыми явлениями действительности. Героями произведений житийного жанра становились не только равноапостолы, мученики, преподобные, но и люди, защищавшие Русь и веру христианскую от врагов-иноверцев. Признание значимости и духовного, и материального подвига во имя Родины достойным изображения привело в произведения житийного жанра приемы и средства, характерные для народного творчества и воинской повести.

Примером, обнаруживающим присутствие новых явлений в житийном жанре, может служить «Повесть о житии Александра Невского».

Данный памятник дошел до нас в большом числе списков, разделенных современными исследователями на 9 редакцией XIII—XVI вв.; выявлены и более поздние редакции. Многие вопросы истории текста остаются невыясненными. Большинство ученых признает, что первоначальная редакция произведения была написана в 80-е гг. XIII в. в монастыре Рождества Богородицы во Владимире по инициативе митрополита Кирилла и сына героя жития — Дмитрия Александровича, возможно, автором-галичанином. Эта редакция вошла в состав Лаврентьевской и Псковской II летописей как самостоятельное произведение.

Жанровые особенности «Повести о житии Александра Невского»

По своему художественному облику "Повесть о житии Александра Невского" отличается от предшествующих произведений жанра ярко выраженным соединением признаков воинской повести и жития. Это сказалось прежде всего в композиции памятника. Автор сохранил традиционное вступление, начал основную часть с упоминания о благочестивых родителях Александра, как это было принято. Но вместо рассказа о детстве героя, чьи поступки уже в этот период должны были выявить присущие ему добродетели, появляется своеобразный "портрет" Александра Невского, построенный на основе сравнения его качеств с чертами библейских героев: силой Самсона, премудростью Соломона, красотой Иосифа, храбростью римского царя Веспасиана. Эта характеристика служит экспозицией для развития дальнейшего действия в житии, состоящего, как определял канон, из эпизодов, отражающих наиболее значительные подвиги главного героя.

Первый и наиболее важный фрагмент — рассказ о битве Александра со шведами на Неве. Мотивировка событий носит легендарный характер и связана с упомянутой выше характеристикой героя. Автор повествует о некоем Андреяше-иноземце, который, увидев Александра Ярославича, похвалил его в своей стране. Тогда король этой страны решил помериться силой с ним и пошел на него войной. В дальнейшем же структура рассказа о Невской битве повторяет построение воинской повести: прежде всего, четко выделяются три основные части, свойственные этому жанру. Первая — подготовка битвы — содержит молитву Александра в храме Святой Софии, повествование о сборе войска и речь полководца, ободряющего воинов известными словами: «Не в силахъ Богъ, но въ правде» В рассказе о выступлении войска использована формула «в мале дружине», затем точно указана по церковному календарю дата прихода войск к месту битвы. В то же время в этой части присутствует элемент, свойственный в ту эпоху в большей мере не воинской повести, а житию — видение Бориса и Глеба воину Александра Пелгую, которое предвещает победу в будущем сражении.

Во второй части эпизода подробно описана битва. Вначале точно указывается время ее начала — «в 6 часъ дне», а затем автор останавливается на подвигах шести новгородцев-дружинников Александра, называя каждого по имени и рассказывая о его деяниях. Подчеркивается автором мужество русского полководца, который «самому королевы взложи печать на лице острымъ своимъ копьем». Наряду с конкретным описанием событий, свойственным воинской повести, в этой части также появляется элемент, свойственный житиям, — рассказ о чуде за рекой Ижорой, где стояли шведы, куда не могли пройти русские воины и где после битвы обнаружили множество врагов, «избьеныхъ отъ ангела Господня».

Третья часть эпизода кратко описывает результаты битвы.

Таким образом, этот фрагмент "Повести о житии Александра Невского" в целом представляет собой воинскую повесть событийно-повествовательного типа, внутрь которой вкраплены два «малых жанра», широко использовавшихся житиями: видение и чудо.

Последующие эпизоды центрального повествования в житии соединены хронологически и представляют наиболее важные, с точки зрения создателя произведения, деяния Александра: освобождение Копорья и Пскова от немцев; Ледовое побоище, рассказ о котором облечен в форму воинской повести информативного типа, причем описание битвы дается в воинских формулах; поездка князя к Батыю по его требованию, сведения о которой носят легендарный характер; возрождение земли после нашествия Неврюя; отказ от приема римских послов, желавших поучить князя своей вере. Последнюю часть повествования составляют рассказ о смерти Александра во время возвращения из второй поездки в Орду, сообщение о прощании с ним суздальцев, словах митрополита Кирилла, называющего князя «солнцем земли суздальской», и чудо с «душевной грамотой», произошедшее в момент погребения.

Система образов

Несомненно, соединение традиций двух жанров отразилось и на системе образов, и на характеристике главного персонажа. Центральный герой, как и в любом житии, один. Но наряду с ним появляется ряд персонажей, выполняющих служебные функции по отношению к нему: Андрейяш и Батый, признающие превосходство героя над другими властителями; шведский король, испытывающий его военное искусство и силу; враги-немцы, захватывающие русские земли, которых побеждает Александр; послы из Рима, искушающие его принятием иной веры и оказывающиеся посрамленными мудростью героя; митрополит Кирилл и суздальцы, оплакивающие гибель князя как личное горе. Особое место занимают шестеро воинов-новгородцев, отличившихся в Невской битве. Их подвиги служат подтверждением мысли о полководческом даре князя и могуществе русского войска, малыми силами побеждающего врага. Многие из упомянутых персонажей уместны более в воинской повести, чем в житии, поскольку они подчеркивают мирские, а не религиозные добродетели Александра: мужество, решительность, полководческий дар, силу и храбрость в бою, заботу о своих людях — и лишь затем упование на помощь высших сил, верность православию. Иначе говоря, главный герой жития приобретает черты, свойственные образу положительного героя-князя в воинских повестях, в то же время главным способом его изображения остается идеализация, характерная для жития.

Образ автора

Особое место занимает в произведении образ повествователя. Как и во многих житиях, рассказчик начинает произведение с самоуничижения и заверения в своей искренности, ибо «во злохитру душу не внидет премудрость», сообщает об источниках повествования, которыми послужили для него рассказы "своих отецъ" и собственные воспоминания, поскольку автор "самовидець есмь возраста" Александра, т. е. знал его взрослым человеком. В произведении постоянно ощущается восхищение повествователя личностью и деяниями героя, проявляющееся через оценочные эпитеты, сопоставления с библейскими персонажами, эмоциональные отступления (например, обращение к псковичам с призывом помнить подвиги Александра и плач автора, сожалеющего о смерти князя). Таким образом, повествователь в произведении сходен с житийным образом рассказчика.

Стилистика произведения

Своеобразна стилистика памятника, тесно связанная с традициями, легшими в его основу. Бесспорно, ведущим оказывается житийное начало, проявлявшееся в широком использовании церковнославянизмов, цитат из Библии, ретроспективной исторической аналогии. В то же время, несомненно и влияние воинской стилистики, обнаруживающееся в воинских формулах, использованных в картинах битв. Наибольшее сходство было обнаружено Д.С. Лихачевым с описанием военных действий в Галицкой летописи, что дало повод говорить о западнорусском происхождении автора "Повести о житии Александра Невского", который был весьма образованным книжником и хорошо знал, кроме воинской и агиографической традиций, переводные произведения ("Девгениево деяние", "Александрию", "Историю иудейской войны" И. Флавия и др.).

Создавая биографию своего современника задолго до его канонизации, автор "Повести о житии Александра Невского" воспользовался как образцом традицией житий — единственного древнерусского жанра, дававшего жизнеописание героя. Но реальная жизнь, которую он описывал, требовала привлечения литературных форм и средств, свойственных распространенному и хорошо известному автору жанру — воинской повести. Соединение двух жанровых традиций при сохранении ведущей роли признаков жития привело к созданию новой агиографической разновидности — жития князя-воина, в дальнейшем воплощенной также в "Слове о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского" и «Житии Довмонта Псковского».

Образ Александра Невского в русской литературе можно найти во многих известных произведениях. Это известный отечественный правитель и военачальник, канонизированный православной церковью.

Самое первое знаковое произведение, в котором раскрывается образ Александра Невского в русской литературе, - его житие. Предположительно оно было написано в конце XIII столетия, вскоре после смерти князя, годы жизни которого - с 1221-го по 1263-й.

Написал "Повесть о житии Александра Невского" его современник, который, скорее всего, был знаком с ним лично. В этом произведении рассказывается о двух важных победах, которые одержала армия Невского. Одна - на Неве, в сражении против шведов, вторая - над немцами на Чудском озере. По большому счету, "Повесть о житии Александра Невского" - это лирическая баллада, рассказывающая о военных подвигах главного героя.

Первая биография Александра Невского

Первая светская биография великого русского князя появилась в XVIII веке. В 1732 ее создал историк Миллер. Его книга называлась "Жизнь святого Александра Невского".

Биография Миллера вышла в Петербурге на немецком языке. В своем труде историк, в первую очередь, опирался на "Степенную книгу", памятник русского исторической литературы XVII века. А также впервые использовал ливонские и шведские хроники, сборники папских документов. Причем эта биография была написана с научными претензиями.

Во времена СССР интерес к этой фигуре не пропал. Например, в 1952 году он стал персонажем повести Василия Яна "Юность полководца". В ней писатель рассказывал о роли великого русского князя в обороне Руси против шведов и Тевтонского ордена. Подробно описаны события, которые происходили в 40-х годах XIII столетия.

Кстати, этой повестью Ян завершил цикл исторических произведений, посвященных ключевым событиям, происходившим в Азии и Европе. Напомним, к этому же циклу относятся романы "Чингисхан", "Батый" и "К последнему морю".

Ян наглядно демонстрировал хронологию жестоких и беспощадных походов татаро-монголов на Русь, а также героическое сопротивление, которое оказывали захватчикам жители приграничных районов. Своей популярности эти повести Яна обязаны действенному приему - показать все события через верховных правителей и простых людей. Эта героико-патриотическая тематика была особенно востребована в годы Великой Отечественной войны

"Юность полководца"

В повести "Юность полководца" рассказывается о жизни в Великом Новгороде, который в то время оставался формально независимым от захватчиков, но при этом подвергался серьезной экспансии с запада.

В планах Василия Яна был большой роман о событиях XIII века, в котором личность Александра Невского должна была быть ключевой. Но реализовать замысел не удалось из-за смерти писателя.

"Ратоборцы"

Еще одной важной книгой об Александре Невском является эпопея "Ратоборцы", автором которой стал Алексей Югов. Он ее писал с 1944 по 1948 годы. В ней великий князь Александр Невский показан одним из главных защитников Руси вместе с князем Галицким.

У Югова Невский предстает перед читателем расчетливым дипломатом, а также дальновидным и опытным политиком, а не только отважным военачальником. В этом романе Невский близок к народу. Это стало следствием идеализации его образа, а также всей эпохи.

Стоит отметить, что сам Югов был сторонником исторических концепций, который ратовали за все исконно русское, боролся с космополитизмом. Такие теории многими и тогда рассматривались как псевдонаучные.

Характеристика Невского в литературе

Подробную характеристику Александру Невскому в отечественной литературе дал академик Михаил Тихомиров. По его словам, князь часто изображался удалым молодцем, который решает все проблемы и трудности внезапной атакой и одерживает славные победы. В действительности битвы Александра Невского проходили не так легко и просто. А такое изображение князя слишком далеко от исторической правды.

Давая истинную характеристику Александра Невского, сохранившуюся по историческим документам, стоит отметить, что это был человек, умевший сочетать смелость полководца с расчетом осторожного политика. Только симбиоз двух этих качеств позволял ему брать верх над неприятелем.

Роман Бориса Васильева

Свой вклад в создание образа Александра Невского в русской литературе внес и Борис Васильев. Известный писатель-фронтовик, автор произведений "А зори здесь тихие...", "В списках не значился" и "Не стреляйте в белых лебедей" написал роман "Александр Невский" в 1997 году. В тот период автор всерьез увлекся исторической литературой, посвятив отдельные романы также вещему Олегу, княгине Ольге, князю Святославу, Владимиру Красное Солнышко, Владимиру Мономаху.

Позже роман об Александре Невском был переиздан под другим названием и сейчас больше известен как "Князь Ярослав и его сыновья".

В этой книге Борис Васильев переносит нас на Русь первой половины XIII века. В то время ни о каком единстве между княжествами речи не шло, правители вели ожесточенную борьбу между собой за первенство, воевали с немецкими рыцарями, пытались ужиться с татаро-монголами, которые огромным войском пришли на русскую землю.

Главные герои этого романа - князь Ярослав Всеволодович и его сын Александр, позже прозванный Невским, а также его младший брат Андрей, который после ссоры с героем нашей статьи был вынужден бежать в Швецию. В повествовании встречаются как реально существовавшие исторические персонажи, так и полностью вымышленные герои.

Борис Васильев с присущим ему мастерством берется за создание образа Александра Невского в русской литературе. У него получается увлекательное повествование, которое держит читателей в напряжении до самых последних страниц.

"Лазутчик Александра Невского"

Еще один яркий пример использования образа князя в русской литературе - роман Сергея Юхнова "Лазутчик Александра Невского". Книга вышла в издательства "ЭКСМО" в 2008 году.

Читатель узнает из нее про тяжелые времена, которые наступили на Руси в XIII веке. Страна оказалась фактически окружена захватчиками, которые угрожали ей со всех сторон.

В центре повествования - как раз князь Александр Невский, который собирает дружину, чтобы противостоять захватчикам и защитить родную землю. События, как и у Васильева, описываются со стороны не только правителей, но и рядовых граждан. Одним из центральных персонажей становится юный лазутчик по прозвищу Сурок. Вместе с друзьями по повелению князя он отправляется на рубежи Руси, чтобы постараться любой ценой добыть сведения о готовящемся крестовом походе. Они крайне важны и необходимы Невскому.

Это приключенческий и авантюрный роман, основанный на преимущественно вымышленных событиях. Например, Сурку предстоит стать рыцарем, чтобы выполнить эту миссию, и войти в доверие к Папе Римскому.

Самое главное испытание и для Сурка и для великого князя еще впереди. Это Ледовое побоище. В этой битве Александра Невского на кону фактически стояла вся русская земля.

В романе много внимания уделено вражеским козням, тайным и загадочным миссиям, а также грандиозным сражениям и рыцарским поединкам. Это произведение наглядно демонстрирует большой интерес писателей и читателей к этой исторической фигуре. Ведь когда личность начинает интересовать даже авторов-беллетристов, это говорит о ее большой популярности.

Первый национальный герой

Определение, вынесенное в этот подзаголовок, используют многие современные отечественные писатели. Они подчеркивают роль Александра Невского в объединении русских княжеств, которые до этого были абсолютно разрознены и только воевали между собой. Все это негативно отражалось на целостности границ всего государства. Конечно, до настоящего объединения еще было далеко. Но Невский сделал первые шаги в этом направлении.

В частности, этому посвящен роман Лидии Обуховой "Набатное утро". В этом историческом произведении автор отмечает, что хоть в то время и не существовало понятия единой страны, но Невскому удалось сделать борьбу с немецкими и шведскими захватчиками общенациональным делом.

При этом нужно признать, что в последние годы появилось большое количество романов, в которых рассматриваются различные альтернативные версии истории Древней Руси. Например, значимость личности нашего героя некоторыми авторами ставится под сомнение. Знатоки альтернативной истории допускают, что Невский мог быть малозначительным правителем, который на самом деле не играл решающей роли в отечественной истории XIII века.