Горе от ума любовь софьи и молчалина. Образ Софьи в комедии "Горе от ума" А

Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой.
А. Грибоедов

Комедия «Горе от ума» занимает исключительное место в русской литературе. Напряженный сюжет, стихотворная форма и сами стихи, которые мигом разлете-лись на крылатые фразы, — все это делает комедию Грибоедова интереснейшим произведением. Созданная почти 180 лет назад, она по-прежнему продолжает по-ражать нас своими «вечными» характерами — будь то яростный противник образо-вания Фамусов, ничтожный приспособленец Молчалин или пламенный обличи-тель нравов Чацкий.

В комедии «Горе от ума» — две сюжетные линии: конфликт главного героя с «веком минувшим» и личная история Чацкого, крушение его любви. Среди персо-нажей комедии Чацкий, конечно же, самый привлекательный. Он остроумен и красноречив, добр и мягок, горд и искренен, он «славно пишет, переводит», лю-бовь его к Софье глубока и постоянна. Но почему же Софья предпочла ему Мол-чалина, это, по словам Чацкого, «жалчайшее создание»?

Образ Софьи довольно противоречив. Она наделена и положительными черта-ми, которые привлекли такого незаурядного человека, как Чацкий, и отрицатель-ными, которые и толкнули ее к Молчалину. Что выделяло Софью в мире Фамусо-вых? Прежде всего независимость, самостоятельность. Полюбив Молчалина, то есть человека не своего круга, она поступила против правил. И не вина Софьи в том, что Молчалин вовсе не такой, каким он видится ей. Софья по-своему умна, она много читает. Но читает в основном сентиментальные романы, далекие от настоящей жизни. Под их влиянием у нее складывается впечатление о некоем идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. Таким идеальным героем ей видится Молчалин.

И в этом-то ее вина — ее душевная слепота. За время разлуки с Чацким Софья не выросла духовно. Более того — она настолько поддалась влиянию фамусовского окружения, что не способна критически осмыслить происходящее. Чацкий никак не может поверить в то, что такая умная, незаурядная девушка, как Софья, полюбила льстеца и низкопоклонника Молчалина. Он все еще думает, что Софья — та прежняя, какой она была в детстве, когда они вместе смеялись над людьми, подобными Молчалину. Но, к сожалению, Софья воспринимает Молчалина очень серьезно. Независимый, насмешливый и острый ум Чацкого пугает Софью: «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» — прямо заявляет она Чацкому. Не забудем, что Софья — Фамусова. Она отвергает Чацкого по тем же причинам, что и ее отец вместе с «княгиней Марьей Алексевной». Чацкий — чужой, «не свой», он непонятен, а следовательно — опасен. Именно Софья наносит самый сильный удар Чацкому — объявляет о его сумасшествии. Материал с сайта

Лицемерие, низкопоклонство и угодничество Молчалина Софья возводит чуть ли не в ранг его достоинств. Что же здесь странного? В том обществе, в котором она живет, каждый выживает как может. Прослывешь сумасшедшим, если будешь выделяться из общей массы. Софья достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращался вокруг нее, поэтому она и принимает подобострастие и притворство Молчалина, который готов стать «мужем-слугой», за любовь. В конце комедии к Софье приходит отрезвление, но Чацкий не зря говорит, что для нее это еще не катастрофа, что «по размышленьи зрелом» она помирится с Молчалиным, ведь он будет во всем ей угождать, он — «из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей».

Можно только удивляться прозорливости Грибоедова, его умению предвидеть поведение людей, связанных не искренней любовью, а эгоистическими стремлениями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • крылатые фразы софьи, чацкого и молчалина
  • почему софья полюбила молчалина
  • горе от ума почему софья предпочла молчалина чацкому
  • молчалин софья и чацкий
  • почему софья не принимает чацкогою

МОЛЧАЛИН И СОФЬЯ. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Вы помиритесь с ним, по размышленъи зрелом. А. С. Грибоедов Александр Сергеевич Грибоедов - талантливый автор комедии «Горе от ума». Вот уже 180 лет она не перестает удивлять и восхищать все новые и новые поколения читателей правдивостью образов, созданных автором, и ярким, сочным, не имеющим себе равных языком. Большое значение в понимании замысла автора, критической оценке современной ему действительности сыграли два героя комедии - Софья и Молчалин. Вообще в пьесе представлен классический «любовный треугольник». Грибоедов мастерски сумел нарисовать трагикомедию этой ситуации, выведя на сцену «вечные характеры» и показав их переживания, интриги, крах мечтаний. Софья - дочь богатого московского барина, скучая в доме отца, она обратила внимание на ничтожного человека, Молча-лина Алексея Степановича, вообразив его «героем своего романа». Отъезд Чацкого толкнул Софью к Молчалину. Из-за молодости и неопытности она выбрала «объектом страсти» именно Алексея Степановича, а кто другой еще мог привлечь ее внимание, не Скалозуб же. Об уехавшем Чацком она с оби-Дой говорит: Вот об себе задумал он высоко... Охота странствовать напала на него, Ах! если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко? Софья достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращал-Ся вокруг нее. Подобострастие, притворство и лесть Молчалина °н& принимает за любовь и безрассудно отдает душу и сердце этому холодному и расчетливому «лакею». Молчалин за других себя забыть готов, дерзости,- всегда застенчиво, несмело целую с кем можно так провесть! Ей невдомек, что сдержанность Молчалина объясняется ц любовью и почтением, а равнодушием и расчетливостью бесце ремонно идущего к своей цели эгоиста. Он прекрасно усвоил за коны общества, в «высшие сферы» которого проберется любым.й способами, поэтому знает: Ах! Злые языки страшнее пистолета. Здесь не нужны искренность, пылкость души, патриотизм и доб. росовестная служба во имя отечества и дела, а совершенно иное в цене: погоня за деньгами, чинами, выгодными партиями, доходны. ми местами. Молчалин прекрасно знает правила этой жизни. Оц приспособился к «сильным мира сего» и уверенно идет к намеченной цели. И при этом не может отказать себе в «маленьких слабостях». Ему симпатична служанка Софьи - Лиза. Алексей Степанович при всяком удобном случае выражает ей свою благосклонность. Ему невдомек, что его низость очевидна даже горничной. Он настолько самоуверен, что ухаживает за Лизой без всякой опаски. Какое личико твое! Как я тебя люблю!.. Приди в обед, побудь со мною; Я правду всю тебе открою... Мой ангелъчик, желал бы вполовину К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе... Ослепленная «надуманной любовью», Софья не хочет замечать глупость, ничтожество и низкопоклонство Молчалина. Она возводит его пороки в добродетели, ей так удобно. Она не хочет видеть реальную жизнь, а, начитавшись романов, наделяет необходимыми чертами первого встречного, попавшегося «под руку». Софья достаточно умна, но она плоть от плоти этого общества и живет по его законам. Лгать, изворачиваться, клеветать она умеет блестяще, поэтому обводит вокруг пальца даже многоопытного отца. Как всякая избалованная барышня, она делает, как хочет. Скуки ради она обратила внимание на Молчалина, но потом искренне полюбила, не догадываясь, что он лжец и лицемер, а не влюбленный в нее. При первой же встрече Софья признается Чацкому, что любит Молчалина, только тот не хочет верить, понять очевидного. Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел. При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит, От доброты души простит, я между прочим тселостей искать бы мог; Ничуть. от старичков не ступит за порог.. Теперь уже влюбленной Софье не страшны ни гнев отца, ни ение окружающих, ее пылкая натура жаждет счастья, и ° страшнее ее «отрезвление», чем больше она обманывалась, видя в Молчалине идеал. fie помню ничего, не докучайте мне. Воспоминания! как острый нож оне. Не подличайте, встаньте. Ответа не хочу, я знаю ваш ответ, Солжете... Но так же мог сказать о Софье и Чацкий, в них больше разницы, чем в Софье и Молчалине. Александр Андреевич не зря говорит, что для Софьи это еще не катастрофа. Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей - Высокий идеал московских всех мужей. Остается только удивляться прозорливости и гениальному предвидению А. С. Грибоедова, который намного лет вперед предсказал поведение людей. Образы Софьи и Молчалина - ключевые в комедии «Горе от ума». Они иллюстрируют взаимоотношения людей, связанных не искренней любовью и уважением, а корыстью и эгоистическими стремлениями к поставленным целям.

Задачи и тесты по теме "Молчалин и Софья. Значение образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»"

  • Лексическая норма

    Уроков: 1 Заданий: 6

  • Синтаксис и пунктуация - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей!

А.С. Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов - писатель, редкий далее для русской литературы, столь богатой удивительными и разнообразными талантами. Он был автором нескольких произведений, но именно комедия «Горе от ума» принесла ему известность. Прошло ужо более ста семидесяти лет, а это произведение продолжает волновать читателей и зрителей. Хотя его герои и очень далеки от нас, мы воспринимаем их как живых людей, смеемся над ними, негодуем, презираем, любим. Почему лее так происходит? Наверное, потому, что автор в этой пьесе поставил ряд важнейших проблем своего времени, а они и по сей день продолжают волновать людей.

Главная тема комедии - противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», то есть между прогрессивными силами общества и регрессивными элементами. Выразителем первых является главный герой комедии -Чацкий, а противостоят ему Фамусов, Скалозуб, Молчалин и другие. Между этими персонажами находится одна из центральных фигур комедии - Софья.

Образ Софьи объединяет несколько сюжетных линий и определяет одну из главных - «любовный треугольник» Софья - Чацкий Молчалин. Именно наличие подобной сюжетной линии являлось обязательным по канонам классицизма, который господствовал на сцене театра в начале XIX века. Однако в комедии Грибоедова образ Софьи достаточно сложен и противоречив. С одной стороны, она воспитана на сентиментальных романах, ее голова начинена любовными приключениями, и себя она вообраяжет их героиней. Софья мечтательница, фантазерка, приписывающая все добродетели героев французских романов далекому от идеала Молчалину. Она не обладает ни душевной простотой, ни благородством. Слова Фамусова о московских девицах: «Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой» - имеют прямое отношение и к его собственной дочери. Но все же есть в Софье нечто, привлекающее к ней того же Чацкого. В свои семнадцать лет она проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец.

Софья не лишена смелости, бескорыстия и способна пренебречь светскими предрассудками, может глубоко переживать и искренне любить.

Но эти положительные черты характера Софьи не смогли победить в душной атмосфере фамусовского общества. Зато капризность изнеженной барышни, избалованность, самолюбие и обидчивость прослеживаются автором по всему ходу комедии. В Софье смешались хорошие задатки с лживостью, живой ум с отсутствием всякого намека на убеждения. Вместе с тем очевидна и сила характера героини. Уж если она привязалась сердцем, то крепко. Ни отец, ни Чацкий не могут поколебать ее. Лишь подслушанный разговор Мол-чалина с Лизой открывает ей глаза на подлость и низость ее возлюбленного. Но, обманутая в своих чувствах, Софья не боится суда окружающих. Она говорит Чацкому: «Я виню себя кругом », а Молчалину велит убраться из дому.

Но жизнь в светском обществе имеет свои законы. Обидевшись на Чацкого за его нападки па Молчалина, Софья мстит ему традиционным способом - распускает сплетню о его сумасшествии. Она настолько поддалась влиянию «фа-мусовщины», что сама незаметно стала защитницей такого образа жизни. Так Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощается той средой, в которой она воспитывалась и жила. Образ Софьи важен для комедии еще и потому, что определяет сюжетную линию, связанную со стремлением Чацкого узнать, кого лее Софья предпочла ему.

Молчалин страшная фигура. Он был, есть и будет во все времена. Такие люди имеют единственную страсть - желание любой ценой сделать карьеру. Ухаживание за дочерью своего начальника - это лишь способ преуспеть. В то же время Молчалин вовсе не видит для себя предела благополучия в женитьбе на Софье, и это заметно не только по его поведению, но и в разных мелких фактах и намеках, разбросанных в пьесе.

В отличие от Чацкого, Молчалину прислуживаться совсем не тошно, наоборот, он жизни не мыслит без этого. Для него идеал это высокое положение в дворянском обществе, и неважно, каким путем его достичь. Молчалин - большой мастер преподносить себя в выгодном свете. Он вроде домашнего кота, мягкого и ласкового, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично.

Этот образ очень непрост и опасен. Если Скалозуб солдафон, то Молчалина и раскусить трудно, а некоторые свойства его характера могут быть представлены даже как достоинства, особенно в устах влюбленной в него Софьи. В этом, кстати, заключено и еще одно значение образов Софьи и Молчалина в комедии. Это значение связано со взаимодействием этих героев в пьесе: Софья как бы противостоит Чацкому в его наскоках на Молчалина. При этом ее аргументы достаточно обоснованны. Таким образом, как мне кажется, Грибоедов хотел показать трудность распознавания истинных целей таких людей, как Молчалин, их хорошо скрываемое лицемерие. Живучесть подобных типов основана на том, что Молчалин защитник чинопочитания, подхалимства, но защитник умный, тонкий и обходительный. Он чуток к любым переменам, прекрасно ориентирован в социальной среде. Если бы не приезд Чацкого в дом Фамусова, он «достиг бы степеней известных». И не пропадет, и достигнет. Не в доме Фамусова, так в другом. Знает свое место и держится его строго и определенно.

Молчалин все делает вовремя. Когда в доме Фамусова был скандал, он выслушал Софью и за секунду до появления отца незаметно ретировался в свой чуланчик, ушел в тень.

Таким образом, два персонажа комедии, Софья и Молчалин, - типичные представители русского общества начала XIX века. Значение этих образов для построения сюжета комедии является определяющим.

Крах терпит Софья: «Ферзь... разочарована на счет своего сахара медовича». Может быть, она и не примирится с Мол-чалипым, как предсказывает Чацкий, но «другой найдется, благонравный, низкопоклонник и делец». Однако во всех случаях высокое положение в фамусовском мире будет куплено ею ценой утраты тех человеческих качеств, которые ей давали право на любовь Чацкого. А это нравственная гибель, это трагедия. Нам жаль Софью, потому что лично она не безнравственна, как писал И.А. Гончаров, она - жертва той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего ее.

Бесспорна и нравственная гибель Молчалина, героя с темной душой и низменными целями; героя, так блестяще развенчанного Грибоедовым в комедии, но такого неистребимого в жизни, ибо «Молчалины блажентствуют на свете!».

Почему Софья выбрала Молчалина? Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». В комедии ав­тор поставил ряд важнейших проблем своего времени, которые и по сей день продолжают волновать человечество.

Главный герой комедии Чацкий рассматривается во взаимо­отношениях как с представителями фамусовского общества, так и с Софьей, которую он любит. Вот почему немаловажную роль в комедии играют Софья и ее отношение не только к Чацкому, но и к Молчалину.

Образ Софьи Павловны сложен. От природы она наделена хо­рошими качествами: умом сильным и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для де­вушки дворянского круга она получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литера­туры. Фамусов, отец Софьи, говорит:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

По, к сожалению, все эти положительные черты характера не могли получить развития в фамусовском обществе. Вот так об этом писал в своем критическом этюде «Мильон терза­нии» И. А. Гончаров: «К Софье Павловне трудно отнестись не і пмиатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, ума, страстности и женской мягкости. Она загублена и духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя сиежего воздуха». В то же время Софья - дитя своего общества. Представления о людях и о жизни она черпала из французских из сентиментальных романов, и именно эта сентиментальная лите­ратура развила в Софье мечтательность и чувствительность. Она говорит о Молчалине:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Поэтому она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, который своими чертами и своим поведением на­поминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что героиня ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически:

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит…

Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, который, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он бе­ден. Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего:

…уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит, -

Вот я за что его люблю.

Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять. «Влечение покровительствовать любимому чело­веку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права» - вот ее цель, по мнению И. А. Гончарова.

Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидя, как изме­нилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. Ему было больно увидеть ее такой после его трехлетнего отсутствия, было тяжело осознать, что любимая избрала Молчалина. Софья также очень переживает, но из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин прини­мал вид любовника лишь «в угодность дочери такого человека». Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием. Его целью было также получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца, угождал «всем людям без изъятья». Возможно, когда-нибудь Софья узна­ла бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно. Но сейчас она потеряла человека, который очень подхо­дил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги. Думается, что она су­меет найти подобного человека и повторит судьбу Натальи Дмит­риевны Горич и княгини Тугоуховской. Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все про­исходящее. И если бы Софья выросла в другой среде, она, воз­можно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного ге­роя. И в конце концов, по замечанию Гончарова, «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софье.

Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драма­тическое. Это единственный персонаж, который задуман и вы­полнен как близкий Чацкому. Но в финале, когда Софья стано­вится невольной свидетельницей «ухаживаний» Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена. И это один из самых драматических моментов всей пьесы.

Итак, в своей комедии А. С. Грибоедов не только сумел пока­зать время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю и зрителю. Поэтому, как говорит Гончаров, «Горе от ума» держится особняком в литера­туре и отличается от других произведений слова моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью.

1. Подходящий человек.

2. Показная любовь.

3. Истинная любовь.

Любовь и расчет - таковы две опорные точки нашего сочинения. Они ставятся на одну плоскость, что быть в принципе не может. Любовь не математическая формула, которую можно рассчитать по удобной схеме. Это безграничное чувство, которое просто не имеет предела и не может его иметь. Расчетливых людей никогда не сможет охватить прекрасное чувство, оно для них просто не доступно. Да и в современном мире, говоря «расчет», мы подразумеваем деньги, карьеру, выгоду. Каждый из этих компонентов становится предлогом любви, его основой. Но все это слишком эфемерно, чтобы стать реальностью.

Совершенно другое соотношение расчета и любви представлено А. С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума». Какой расчет может быть у таких героев, как Софья и Молчалин? Посмотрим на каждый образ в отдельности.

Наибольшая расчетливость характерна для Молчалина. В списке действующих лиц он предстает как Алексей Степанович Молчалин, секретарь, живущий в доме Фамусова. А кто такой Фамусов - начальник Молчалина. Сразу возникает вопрос, а почему Молчалин живет в доме своего начальника. На этот вопрос можно ответить одной фразой героя, ставшей крылатым выражением: «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь». Такой человек вполне подходит Павлу Афанасьевичу. Ведь он просто на дух не переносит, чтобы ему противоречили. Это хорошо видно в его диалогах с Чацким, который, не в пример Мол- чалину, не промолчит. Фамусов называет Ачександра Андреевича Чацкого карбонари, опасным человеком. «Я знать вас не хочу, разврата не терплю». Какие-либо свободные высказывания человека соотносятся лишь с развратом, то есть человеку не следует высказывать своего мнения. А если таких мыслей не будет, то для Фамусова это просто идеальный человек. Недаром у Алексея Степановича такая фамилия - Молчалив. Молчать - вот главный завет героя.

Однако не словами, а действиями герой привлекает внимание. Эту картинность отмечает Лиза при его падении с лошади. «Ударюсь об заклад, что вздор; / И если б не к лицу, не нужно перевязки...» И вот именно в отношении к Лизе открывается двойственность его любовного чувства.

«Молчалин. Какое личико твое! / как я тебя люблю!

Лиза. А барышню?

Молчалин. Ее / По должности, тебя... (Хочет обнять)».

Сразу видно, что в любовном стремлении Молчалина к Софье явно перевешивает расчет. Ему удобно, выгодно жить у Фамусовых, которые оценивают его молчание, ухаживать для виду за Софьей. Да и в разговоре с Чацким Молчалин говорит только о выгоде, упоминая известнейших и влиятельных людей - таких, как Татьяна Юрьевна, Фома Фомич.

Но свою расчетливость Молчалин не мог долго скрывать от возлюбленной Софьи. Однажды он попадается при свидании с Лизой и при этом довольно-таки ясно выражается. «И вот любовника я принимаю вид / В угодность дочери такого человека...» При разоблачении Алексей Степанович «бросается на колена», а при появлении Чацкого скрывается. В итоге можно сказать, что Молчалин остается в выигрыше. Он выходит сухим из воды. Чацкий уезжает сам, Софью отец ссылает в глушь, в Саратов. А он остается на хорошей должности и при новой любви.

Неужели такого человека могла полюбить Софья? Ведь она тот человек, в которого так искренне влюблен Чацкий. И в его действиях совершенно нет того расчета, что у Молчалина. И вообще Александр Андреевич удивлен: как Софья смогла полюбить такого ничтожного человека как Молчалин. Умеренность и аккуратность не те свойства, что ценит Софья в человеке. Хотя Чацкий до разговора с Молчалиным немного сомневается в девушке. «Ах, Софья! Неужели Молчалин избран ей! / А чем не муж? Ума в нем только мало; / Но чтоб иметь детей, / Кому ума не доставало? / Услужлив, скромненький, в лице румянец есть». Но после разговора с Молчалиным Чацкий понимает, что она не могла бы полюбить человека «с такими чувствами, с такой душой».

Получается, что любовь Софьи к Алексею Степановичу имеет немного другую природу. И главное - это обида на исчезновение Чацкого. Она не может понять: зачем искать ума так далеко, когда любимый человек рядом. И поэтому Софья рисует Лизе совсем другой образ возлюбленного, списанного с Молчалина. «Кого люблю я не таков: / Молчалин за других себя забыть готов, / Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело...»

Софья один раз обожглась на импульсивной деятельности, дерзости. Поэтому она старается избежать этого и находит подходящего избранника в Молчалине. Однако вспомним обморок девушки. Она «теряет чувства», когда видит, что Алексей Степанович упал с лошади. Софья потом ему выговаривает за беспокойство. «Молчалин, / Как во мне рассудок цел остался! / Ведь знаете; как жизнь мне ваша дорога! / Зачем же ей играть, и так неосторожно?» Получается, что все-таки молодой человек не безразличен барышне. Но любви, огромного чувства, здесь все-таки нет, хотя Софья и дорожит Молчалиным. Просто для нее он вполне покорен, особенно по сравнению с Чацким.

Алексей Степанович - игрушка в ее руках. Это она подтверждает при Молчалине. «А кем из них я дорожу? / Хочу - люблю, хочу скажу... / При них не смела я дохнуть, / У вас спросить, на вас взглянуть». И потом она случайно оговаривается, что не сможет долго выдерживать притворства. И это притворство связано не только с падением Молчалина. Оно относится и к Чацкому, который внезапно вернулся. Софья всеми силами хочет показать «путешественнику»: она не тосковала, не печалилась и все так же окружена поклонниками.

Следующим шагом ее расчета становится то, что она объявляет его сумасшедшим. Она злится на поступки Чацкого и в отместку распускает этот слух.

Расчет в действиях и поступках Софьи занимает не меньше места, чем у Молчалина. Но все-таки ее расчет вредит не столько Молчалину, сколько окружающим и в какой-то мере ей самой. Да и так называемая ее любовь построена на каких-то доводах и размышлениях. И получается это чувство очень холодным, от него не веет никакой теплотой.

Но расчет все равно не оправдывается. В конце пьесы Софье выпадает шанс узнать истинное лицо «возлюбленного», вся любовь которого была построена на расчете.

Расчет занимает центральное место в чувствах героев. Они делают его основой такого светлого чувства. И оба они просчитываются. Следовательно, любви тоже нет. Удобство, комфорт нельзя ставить выше любви. И нельзя сочетать вместе такие далекие понятия. В пьесе есть и истинная любовь - Чацкого к Софье. Но она теперь не находит отклика в душе девушки. Та сильно обиделась на исчезновение героя и не смогла простить эту оплошность.

Драматург нам наглядно показал, что на расчете можно построить карьеру, добиться внимания, благосклонности. Но никогда не получится сконструировать любовное чувство. Оно ведь возникает внезапно, словно легкий ветерок, набегает волнами и оставляет самые светлые и нежные воспоминания в жизни каждого человека.