Где родился леонид андреев. Биография леонида андреева

(1882-1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана .

Юность

Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом , но остался невредим.

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета ; после смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем . Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на юридический факультет Московского университета . В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет» .

В 1894 году, после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца , который и вызвал впоследствии смерть писателя . После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.

В 1897 году успешно сдал выпускные экзамены в университете , что открыло ему дорогу в адвокатуру , которой он занимался вплоть до 1902 года. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газетах «Московский вестник» и «Курьер ». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом James Lynch . В 1898 году в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу , однако молодого автора заметил Максим Горький , который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание» , объединяющее многих молодых писателей.

Первая русская революция и довоенные годы

Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 году его рассказа «Жили-были» в журнале «Жизнь» .

В 1902 году Андреев женится на А. М. Велигорской - внучатой племяннице Тараса Шевченко . За несколько дней до свадьбы Андреев подарил невесте первый сборник своих рассказов, написав в нём:

«Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел я друга. Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник, и были ночи, темные, жуткие, и по ночам я думал о жизни и смерти, и боялся жизни и смерти, и не знал, чего больше хотел - жизни или смерти. Безгранично велик был мир, и я был один - больное тоскующее сердце, мутящийся ум и злая, бессильная воля. <…> И я сжимался от ужаса жизни, одинокий среди ночи и людей, и в самом себе не имея друга. Печальна была моя жизнь, и страшно мне было жить. Я всегда любил солнце, но свет его страшен для одиноких, как свет фонаря над бездною. Чем ярче фонарь, тем глубже пропасть, и ужасно было мое одиночество перед ярким солнцем. <…> Уже близка была моя смерть. И я знаю, знаю всем дрожащим от воспоминаний телом, что та рука, которая водит сейчас пером, была бы в могиле - если бы не пришла твоя любовь, которой я так долго ждал, о которой так много, много мечтал и так горько плакал в своем безысходном одиночестве…».

Андреев Вадим. Детство, с. 156-159

В том же году становится редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.

В 1906 году писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил , который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «Роза Мира »). В декабре того же года от послеродовой горячки умирает его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря).

Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького (с декабря 1906 - до весны 1907 года). После начала реакции в 1907 году - Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.

В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой) и переезжает в собственный дом в Ваммельсу . На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.

С 1909 года активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник». Из заметки в «Московской газете», 1912 год: «Леонид Андреев отправляется на днях в путешествие по Африке. Путешествие продолжится около двух месяцев. Талантливый писатель чувствует себя здоровым и бодрым и занят теперь изучением разных путеводителей и книг об Африке».

Леонид Николаевич Андреев – русский прозаик, драматург, публицист – родился 9(21) августа 1871 года в Орле. Сын частного землемера. Его семья всегда была достаточно обеспечена. Но когда отец скончался, в биографии Леонида Николаевича Андреева наступил сложный период. Не хватало средств, так что иногда Леонид вынужден был даже голодать. Чтобы содержать семью ему приходилось много работать, сменить несколько мест.

В 1897 году Л. Андреев окончил юридический факультет Московского университета. С этого же года служил помощником присяжного поверенного Московского судебного округа, одновременно работал судебным репортером в газете «Курьер», где с 1900 года вёл два цикла фельетонов – ежедневный «Впечатления» и воскресный «Москва. Мелочи жизни», а с декабря 1901 года заведовал беллетристическим отделом.

Первое выступление в печати – рассказ «В холоде и золоте» (1892 ), но сам Андреев литературным дебютом считал пасхальный рассказ «Баргамот и Гараська» («Курьер», 1898, 5 апреля ). Известность получил после первой книги «Рассказы» (1901 ), выпущенной на средства М. Горького; публиковался в редактировавшихся им сборниках реалистичной направленности. Вместе с тем явственные переклички с классической традицией, с темами и мотивами Ф.М. Достоевского, В.М. Гаршина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова уже в ранних рассказах Андреева («Большой шлем», 1899 ; «Молчание», 1900 ; «Стена», 1901 ; «Бездна», «В тумане», «Мысль», 1902 и др.) соединились с модернистской интерпретацией бытия и человека, вниманием к иррациональным и подсознательным пластам существования (обусловленным влиянием философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше). Точность в выборе общественно значимой проблематики, возведение социальной конкретики к метафизическим универсалиям, напряженный психологизм повествования (нередко передающие крайние, «пограничные» состояния персонажей), своеобразие стилевой манеры Андреева-прозаика («Жизнь Василия Фивейского», 1904 ; «Красный смех», «Вор», 1905 ; «Губернатор», 1906 ; «Иуда Искариот и другие», 1907 ; «Рассказ о семи повешенных», «Мои записки», 1908 и др.), во многом предвещающих поэтику экспрессионизма, делали его новаторское творчество в 1900-х – начале 1910-х гг . барометром социокультурных и интеллектуально-эстетических настроений России.

В 1907 писатель стал лауреатом литературной премии им. Грибоедова в Санкт-Петербурге.

В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием, тем не менее Бунин записывает в своем дневнике: «Все-таки это единственный из современных писателей, к которому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю».

В литературе Андреев занимал обособленную позицию, находясь как бы в промежутке между реализмом и модернизмом. В своих мировоззренческих исканиях он (как свидетельствуют биографические материалы – неосознанно) сближался с экзистенциалистской философией Л. Шестова и Н.А. Бердяева. Ярко выраженные в этот период мотивы тотального отчуждения человека от враждебного ему бытия сменяются в первой половине 1910-х гг. надеждами на возможность примирения с мирозданием (например, рассказ «Полёт», 1914 ), но в конце жизни вновь усиливаются настроением пессимизма (неоконченный роман «Дневник Сатаны», опубликованный посмертно в 1921 ).

В области драматургии новаторство Андреева выразилось в попытках создать пьесы, в которых традиционное жизнеподобие заменялось бы символически насыщенным условным сюжетом, сочетавшимся с экспрессионистическим стилем и способным вместить в себя все этапы существования индивида («Жизнь Человека», 1907 ), обобщенные образы социальных катаклизмов («Царь-Голод», 1908 ), фантомы подсознания («Чёрные маски», 1908 ). В своей концепции «театра панпсихизма» (1912-1914 ) Андреев утверждает приоритет интеллектуальных начал в грядущей эволюции театра. Отчасти эта концепция была реализована в его поздних пьесах («Тот, кто получает пощёчины», 1915 ; «Реквием», 1917 ; «Собачий вальс», 1922 ), в которых особенно остро звучит тема трагедийности индивидуального существования. Пьесы Андреева, как экспериментальные («Жизнь Человека», «Анатэма», 1908 ), так и более традиционные («Дни нашей жизни», 1908 ; «Анфиса», 1909 ; «Екатерина Ивановна», 1912 ), ставили крупнейшие режиссеры (К.С. Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд); они с успехом шли во многих российских и европейских театрах.

Когда началась Первая Русская революция, Андреев активно участвовал в общественной жизни. Попал в тюрьму, но вскоре был выпущен под залог. А в ноябре 1905 покинул страну. Вначале отправился в Германию, затем в Италию, Финляндию. Первая мировая война в биографии писателя Леонида Андреева наложила отпечаток на его жизнь и творчество. Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции.

Многие статьи о Леониде Андрееве начинаются сообщением о том, что он был основоположником русского экспрессионизма (в основе этого направления лежит не отображение действительности, а внутренний мир автора, порождаемый ею). Хотя очень часто наряду с этим определением его творчества современники относили его метод и к критическому реализму, и к неореализму, и к и реальному мистицизму.

Отсутствие принадлежности к определенному направлению

Леонид Андреев, на творчество которого навешивалось столько ярлыков, порой сам не мог определиться со своей принадлежностью к какому-либо конкретному течению.

Писатель в письме к А. М. Горькому сам спрашивал, кто он такой на самом деле, так как для декадентов он реалист, а для реалистов - символист. В своем творчестве талантливый и своеобразный писатель хотел достичь синтеза или хотя бы примирения двух направлений миропонимания, живущих и постоянно противоборствующих в его сознании - декадентского и реалистического.

Два в одном

С реализмом все понятно. А что такое декаденство? Прямой перевод означает упадок или культурный регресс. В искусстве же и литературе - это модернистское направление, которому присущи крайние формы эстетизма, индивидуализма и аморализма или имморализма. И эти две взаимоисключающие крайности хотел синтезировать в своем творчестве Леонид Андреев. Все это послужило огранкой его блестящему самобытному таланту, и проза его была узнаваема сразу, хотя он обладал даром мастерски писать под кого-то - то ли под Гаршина, то ли под Чехова и которых восхищался. Надо добавить, что с юношеских лет и потом на протяжении всей жизни он зачитывался Шопенгауэром и Ницше и считал их своими духовными наставниками.

Родители

Родился Леонид Андреев в довольно обеспеченной семье. Дед по отцовской линии был предводителем дворянства, а бабка - крепостной. Статью этот красавец пошел в деда. Обостренным чувством справедливости и тягой к выпивке - в отца, землемера-таксатора (оценщика), который умер от пьянства в возрасте 42 лет. А любовью ко всему прекрасному писатель обязан матери - представительнице обедневшего польского дворянского рода, любящей его беззаветно. Итак, в городе Орле, в семье чиновника 21 августа 1871 года появился на свет будущий «сфинкс российской интеллигенции», как называли его современники.

Художник-дилетант

Азбуке он выучился в 6 лет и на всю жизнь сохранил привычку читать запоем. В местную Орловскую гимназию поступил в возрасте 11 лет, учился неважно, но сочинения - в обмен на решения задач - писал почти всему классу, причем все они были разными по стилю. Но ни о каком писательстве Леонид Андреев не помышлял, ибо полностью был занят рисованием. Он не стал профессиональным живописцем, так как в Орле не было художественного училища, но умение рисовать одно время неплохо кормило семью - ему платили до 11 рублей за портрет. Спустя годы после смерти писателя его работы стали выставлять на международных выставках наряду с шедеврами мастеров живописи, его современников.

Андреев Леонид Николаевич (1871- 1919), писатель.

Родился 21 августа 1871 г. в Орле. Сын землемера. Юношеское увлечение немецкими философами А. Шопенгауэром и Э. Гартманом определило качества переменчивой, тяготевшей к эмоциональным крайностям натуры Андреева: дисгармоничность и пессимизм мировосприятия, внимание, порой болезненное, к идее смерти и страшному в жизни.

По окончании юридического факультета Московского университета (1897 г.) Андреев несколько лет работал помощником присяжного поверенного, одновременно печатал в газете «Курьер» судебные репортажи, фельетоны и др. Началом собственно литературной деятельности он считал публикацию пасхального рассказа «Баргамот и Гараська» (1898 г.). Благосклонное внимание М. Горького, впоследствии близкого друга Андреева, позволило ему примкнуть к объединению писателей-реалистов «Среда».

Выход в 1901 г. сборника «Рассказы» принёс Андрееву широкую известность и признание критики. Продолжая традиции Ф. М. Достоевского, писатель уже в этих первых зрелых вещах («Большой шлем», «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче», «Жили-были») обратился к углублённому исследованию внутреннего мира человека, задался вопросом о первопричинах зла в человеческой душе.

Изображая предельные в этическом смысле коллизии (изнасилование, убийство в рассказах «Бездна», «В тумане»), нагнетая ощущение безысходности (притча «Стена»), ставя героев в ситуации непосредственного и мучительного переживания вечных вопросов, Андреев ищет новые средства выразительности, усиливающие воздействие на читателя. Эмоционально воспринятые вести о Русско-японской войне послужили импульсом к созданию рассказа «Красный смех» (1905 г.). Здесь безумие происходящего передаётся экстремальными, кричащими средствами (иррациональный образ красного смеха; описание Земли, сошедшей с ума, похожей на голову с содранной кожей и красным, как кровавая каша, мозгом, и т. п.).

Усилившиеся пессимистические настроения Андреева ощутимы в драме «Савва» (1906 г.) и повести «Иуда Искариот и другие» (1907 г.), в которой переосмысливаются евангельские события.

Образ человека - песчинки в бесконечности космоса, с рождения обречённого на одиночество и, тем не менее, бунтующего, вновь и вновь бросающего вызов судьбе, стал центральным в пьесах Андреева («К звёздам», 1906 г.; «Жизнь человека», 1907 г.; «Царь-Голод», 1908 г.). В дальнейшем его драматургические поиски шли в направлении полного отказа от действия и зрелищности («Реквием», 1913-1915 гг.; «Собачий вальс», 1916 г.).

С началом Первой мировой войны Андреев обратился к публицистике, выступал с антигерманскими статьями, призывая к войне до победного конца. Он восторженно встретил Февральскую революцию, события же октября 1917 г. воспринял как катастрофу, ввергающую страну в хаос и анархию. Одна из последних его статей, под названием «S. О. S.» (1919 г.), - призыв к правительствам европейских стран и США о помощи России, гибнущей под властью большевиков.

С целью мобилизации общественного мнения Андреев собирался предпринять поездку в Англию и Америку, однако планы не осуществились: 12 сентября 1919 г. писатель скоропостижно скончался от паралича сердца в деревне Нейвала в Финляндии.

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919гг.) - русский писатель, родоначальник русского экспрессионизма, один из представителей Серебряного века русской литературы.

Леонид Андреев родился 9 (21) августа 1871 года, в городе Орёл Российской империи. Его отец, Николай Иванович Андреев (1847-1889) был землемером-таксатором, а мать Анастасия Николаевна Пацковская - дочерью польского помещика.

Леонид с самого детства проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (1882-1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана.

Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом, но к счастью, остался невредим.

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. После смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет».

В 1894 году, после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя. После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.

В 1897 году успешно сдал выпускные экзамены в университете, что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он занимался вплоть до 1902 года. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газетах «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом James Lynch. В 1898 году в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу, однако молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.

Первая русская революция и довоенные годы

1901 год в биографии писателя Леонида Андреева стал переломным. К нему пришла настоящая слава после того, как в журнале «Жизнь» был издан его рассказ «Жили-были».

В 1902 году Андреев женится на А. М. Велигорской - внучатой племяннице Тараса Шевченко. За несколько дней до свадьбы Андреев подарил невесте первый сборник своих рассказов.

В том же году становится редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.

В 1905 году приветствовал Первую русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП, 10 февраля был посажен в Таганскую тюрьму за то, что накануне на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым). В этом же году он пишет рассказ «Губернатор», ставший откликом на убийство 17 февраля эсером И. Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

В 1906 году писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил, который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «Роза Мира»). В декабре того же года от послеродовой горячки умирает его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря).

Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького (с декабря 1906 - до весны 1907 года). После начала реакции в 1907 году - Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.

В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой) и переезжает в собственный дом в Ваммельсу. На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.

С 1909 года активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник». Из заметки в «Московской газете», 1912 год: «Леонид Андреев отправляется на днях в путешествие по Африке. Путешествие продолжится около двух месяцев. Талантливый писатель чувствует себя здоровым и бодрым и занят теперь изучением разных путеводителей и книг об Африке».

Первая мировая война и революция 1917 года

Начало Первой мировой войны Леонид Андреев встретил с воодушевлением. Из интервью газете «Нью-Йорк Таймс», сентябрь 1914 года: «Победить Германию необходимо - это вопрос жизни и смерти не только для России - величайшего славянского государства, все возможности которого впереди, но и для европейских государств. Разгром Германии будет разгромом Всеевропейской реакции и началом нового цикла европейских революций».

Во время войны Андреев публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). В 1914 году драма была экранизирована Акционерным обществом А. Ханжонкова. Впрочем, произведения писателя в то время посвящены, в основном, не войне, а мещанскому быту, теме «маленького человека».

После Февральской революции 1917 года был членом редакционного Совета реакционной газеты «Русская воля».

Октябрьскую революцию Леонид Андреев не приветствовал. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «SOS»).

12 сентября 1919 года Леонид Андреев скоропостижно скончался от порока сердца в местечке Мустамяки, (Нейвола, Финляндия) на даче у своего друга - врача и литератора Ф. Н. Фальковского. Был похоронен в Мариоках. В 1956 году был перезахоронен в Ленинграде на Литераторских мостках на Волковом кладбище.

С 1956 года его избранные произведения часто переиздавались в СССР. В 1991 году в Орле, на родине писателя, открылся Дом-Музей Леонида Андреева. С 2015 года функционирует веб-сайт дома-музея.

Творчество, основные идеи

Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил. В частности, в неоконченном романе «Дневник Сатаны» Андреев проводит идею, что современный человек стал злее и хитрее самого дьявола. Бедный Сатана у Андреева был облапошен людьми, которых он встретил в Риме, и оказался слабым неудачником.

Творческий стиль Леонида Андреева своеобразен и представляет собой сочетание различных литературных направлений.

Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличаются резкостью контрастов, неожиданными поворотами сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан выдающимся писателем Серебряного века русской литературы.