Драма к которой был написан вальс хачатуряна. Арам Ильич Хачатурян

Основные театральные работы Арама Ильича Хачатуряна приходятся на 40 – 50-е годы. Для спектакля театра имени Ленинского комсомола «Валенсианская вдова» (1940 г., режиссеры И. Берсенев и С. Гиацинтова) композитор сочинил шесть музыкальных номеров. Демократизм комедии великого испанца, бьющая через край веселость, огненный темперамент – все это оказалось близко творчеству Хачатуряна.

Леонарду – вдову, давшую обет безбрачия, который ей суждено было, впрочем, нарушить, играла С. Гиацинтова, в ролях ее женихов Отона и Валерьо соревновались Р. Плятт и А. Вовси, соревновались за право назвать своею Леонарду, за первенство в блистательной комедии «чехарде» реплик, ситуаций и положений, которыми щедро снабдил их Лопе де Вега. И если в первой, главной части своего «турнира» оба они потерпели поражение (Леонарда предпочла сделать своим женихом кавалера Камило), то во второй – главной для зрителей спектакля – оба были победителями. Премьера «Валенсианской вдовы» состоялась 14 ноября 1940 года. Большую популярность приобрела часто исполнявшаяся в концертах симфоническая сюита из музыки к спектаклю (1940 г.).

Лучшей театральной работой Хачатуряна по праву считается музыка к драме Лермонтова «Маскарад», сочиненная для спектакля Театра имени Вахтангова (1941 г., руководитель постановки Р. Симонов).

«Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма «Маскарад», написанная Лермонтовым, когда ему было 21 год, – рассказывал Арам Ильич. – К работе над музыкой к спектаклю я отнесся очень серьезно. Было тому несколько причин. Во-первых, я любил Театр имени Вахтангова, заказавший мне эту музыку, часто бывал в нем. Во-вторых, я знал, что много лет назад к постановке «Маскарада», которую осуществил в Петербурге Всеволод Мейерхольд, музыку писал Глазунов. Когда спектакль этот был в 1938 году восстановлен и я увидел его, то был удивлен: в музыке Глазунова не оказалось вальса, «заданного», как мне представляется, самим Лермонтовым… В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно «услышал» тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса… Найденная тема оказалась «волшебным» звеном, которое позволило мне вытянуть всю цепь. Дальше Вальс сочинялся уже быстро, как-то сам собою…».

Вальс сделался, в свою очередь, «волшебным» звеном всей музыки Хачатуряна к спектаклю «Маскарад». Это была редкая творческая удача. В партитуре немало превосходных страниц: Романс Нины и Ноктюрн – тонкие лирические зарисовки, Мазурка и Галоп – как бы «общие планы» бала и маскарада. Основной причиной успеха музыки стал, несомненно, пронизывающий ее симфонизм. В специально выделенной, словно курсивом, набранной теме потерянного браслета содержатся «зерна» основных тем всей партитуры. Что же касается Вальса, то он, по совету Р. Симонова, многократно звучал в спектакле, сделавшись как бы его лейтмотивом.

Предгрозовая атмосфера, ощущавшаяся в хачатуряновском «Маскараде», соответствовала настроениям, поглощавшим и участников спектакля и его зрителей. Генеральная репетиция «Маскарада» состоялась 16 июня 1941 года, премьера – 21 июня, а сообщения о премьере соседствовали на следующий день с опубликованными газетными сообщениями о нападении на Советский Союз фашистской Германии. Музыка «Маскарада» часто звучала в виде отдельных фрагментов, а с 1944 года – симфонической сюиты.
- В. Юзефович .

- (1903 78), сов. композитор и обществ. деятель. Творчество Л. особенно близко композитору. Отмечая большой интерес композиторов всех эпох и народов к личности поэта, его произведениям, Х. писал: «Лермонтов один из тех великих русских гениев, чье… … Лермонтовская энциклопедия

- [р.24.5(6.6).1903, Тбилиси], советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально общественный деятель, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973), академик АН Армянской ССР (1963). Член КПСС с 1943. Обучаться музыке начал в… … Большая советская энциклопедия

- (1903 78) российский композитор, народный артист СССР (1954), академик АН Армении (1963), Герой Социалистического Труда (1973), доктор искусствоведения. В мелодически щедрых, ритмически импульсивных произведениях Хачатуряна тональная система… … Большой Энциклопедический словарь

- (06.06.1903 01.05.1978), композитор. Лауреат Сталинских премий (1950 за участие в фильме «Сталинградская битва»; 1941, 1943, 1946);Народный артист СССР (1954);Лауреат Государственной премии СССР (1971 за музыкальное творчество);Герой Соц. труда… … Энциклопедия кино

Арам Ильич (24 V (6 VI) 1903, Коджори, близ Тбилиси IV 1978, Москва, похоронен в пантеоне Еревана) сов. композитор, дирижёр, педагог, муз. обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1954). Герой Социалистич. Труда (1973). Акад. АН Арм. ССР (1963) … Музыкальная энциклопедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хачатурян. Арам Хачатурян Արամ Խաչատրյան Основная информация Дата рождения 24 … Википедия

- (6 VI 1903, с. Коджори, близ Тбилиси 1 V 1978, Москва) ...Велик вклад Арама Хачатуряна в музыку наших дней. Трудно переоценить значение его искусства для советской и мировой музыкальной культуры. Его имя завоевало широчайшее признание как у нас… … Музыкальный словарь

- (1903 1978), композитор, народный артист СССР (1954), академик АН Армянской ССР (1963), Герой Социалистического Труда (1973), доктор искусствоведения. Ученик М. Ф. Гнесина, Н. Я. Мясковского. В мелодически щедрых, ритмически импульсивных… … Энциклопедический словарь

Арам Ильич Хачатурян Արամ Եղիայի Խաչատրյան Дата рождения 24 мая (6 июня) 1903 года Место рождения Тифлис Дата смерти 1 мая 1978 года … Википедия

Книги

  • Сюита из музыки к драме М. Лермонтова "Маскарад" . Для большого симфонического оркестра. Партитура , Арам Хачатурян. Вашему вниманию предлагается нотное издание Арама Хачатуряна "Сюита из музыки к драме М. Лермонтова "Маскарад" . Для большого симфонического оркестра.…
  • Хачатурян. Концертные произведения. Обработки для фортепиано , А. И. Хачатурян. В сборник включены фортепианные обработки известных сочинений Хачатуряна - это "Вальс" из музыки к драме Лермонтова "Маскарад", танцы из балетов "Спартак" и "Гаянэ" (втом числе "Танец с…

Предлагаем вашему вниманию либретто балета Маскарад. Балет в четырех действиях с прологом и эпилогом.

Либретто О. Дадишкилиани по мотивам одноименной драмы М. Лермонтова. Композитор Л. А. Лапутин. Балетмейстер О. Дадишкилиани. Художник А. Морозов.

Действующие лица: Арбенин. Нина. Баронесса Штраль. Князь Звездич. Неизвестный. Хозяин дома. Хозяйка дома. Парень на народном гулянье. Четыре офицера. Гости. Девушки и парни.

Великосветский прием в одном из богатых петербургских домов. Хозяева встречают гостей. В сопровождении баронессы Штраль, волнуясь и робея, в зал входит Нина. Это ее первый выезд в свет.

Светлая, чистая Нина резко отличается от жеманных светских дам. Хозяева приветливо встречают гостью.

Появляется Арбенин. Принадлежа к людям высшего света, он, однако, отвергает их лицемерие. Тоска и скука наполняют его сердце. Хозяин дома приглашает его в игорную комнату, где за большим столом идет ожесточенная карточная игра. Банк мечет Неизвестный. Князь Звездич уже проиграл большую сумму. В другой стороне комнаты группа офицеров слушает рассказ кутилы и весельчака.

Внезапно все смолкают. Перед Неизвестным груда денег. Князь Звездич проиграл все. Неизвестный с усмешкой показывает на эполеты князя и приценивается к ним. Звездич в отчаянии. Он готов покончить с собой. Арбенин успокаивает его и садится за стол вместо него.

Все следят за напряженной игрой Арбенина и Неизвестного. Арбенин выигрывает. Игроки отворачиваются от Неизвестного. Он умоляет Арбенина вернуть ему деньги, но Арбенина не трогает его мольба.

Князь взволнованно и горячо благодарит своего спасителя. Оба проходят в зал. Хозяева вводят Нину. Ее нежная, юная красота привлекает всеобщее внимание. Баронесса Штраль знакомит Нину и Арбенина. Не замечая окружающих, они танцуют, отдаваясь первому порыву рождающегося чувства.

Гости переходят в другие залы. Арбенин ищет Нину. Он смотрит на нее взглядом, полным любви. С его уст готово сорваться признание, но Нина останавливает его. В зал входит Неизвестный. Увидев счастливое лицо Арбенина, он решает жестоко мстить.

Арбенин чувствует, что "вновь воскрес для жизни и добра".

Ясный зимний день. Вдоль решетки Летнего сада прогуливается петербургская аристократия. За решеткой - народное гулянье. Катание с гор, игра в снежки, карусель, крики разносчиков. Смех и шутки сменяются плавным девичьим танцем, в который врывается вихревая пляска мужчин. Зовя за собой парней, девушки убегают.

На опустевшей площади баронесса Штраль встречает Звездича. Она тайно влюблена в него и рада его видеть. Площадь пустеет. Происходит радостная встреча Нины и Арбенина. Счастливые, они забывают обо всем на свете. Арбенин дарит Нине браслет. Площадь снова заполняется народом. Нина и Арбенин смотрят на народное веселье.

Прошел год со дня свадьбы Арбенина.

Маскарад в одном из петербургских домов. Встретив Нину, баронесса просит ее поменяться с ней масками. В этой маске Звездич не сможет ее узнать. Появляется Неизвестный. Он следит за каждым шагом Арбенина.

Из соседнего зала Арбенин выталкивает Неизвестного, весь вечер преследующего его грязными намеками, и требует, чтобы тот снял маску. Тот отказывается и скрывается.

Мелькают танцующие пары. С руки Нины падает браслет. Баронесса Штраль незаметно поднимает его и, когда ее настигает Звездич и пылко признается в любви, просит оставить ему что-нибудь на память, дарит браслет и исчезает в толпе.

Входит Арбенин. Звездич показывает ему подарок. Арбенин поражен.

Подойдя к Звездичу, Неизвестный говорит ему, что браслет принадлежит жене Арбенина. Звездич пишет Нине любовную записку. Неизвестный берется передать ее.

Гостиная Арбенина. Терзаемый сомнениями, Арбенин хочет поскорее увидеть Нину. Вбегает возбужденная Нина. Веселая, счастливая, она кружится вокруг него.

Мрачные мысли не дают Арбенину покоя. Глядя в любящие и чистые глаза жены, Арбенин хочет забыть все, но вдруг замечает, что нет браслета. Ослепленный гневом и ревностью, он не слушает объяснений Нины. Слуги подняты на ноги. Все ищут браслет. Входит слуга с письмом Звездича к Нине. Арбенин читает его и решает отомстить Звездичу.

Снова бал. В торжественном полонезе проходят гости. Среди них и Нина с Арбениным. Звездич неотступно следит за Ниной. Уловив мгновение, когда Нина осталась одна, Звездич показывает ей браслет и предлагает вернуть его ценой одного поцелуя. Возмущенная Нина оставляет князя.

Арбенин, издали наблюдавший за этой сценой, подходит к Звездичу и дает ему пощечину. Звездич требует удовлетворения, но Арбенин, презрительно повернувшись к нему спиной, уходит. К Звездичу подходит баронесса Штраль и открывает ему тайну браслета. В зал возвращаются гости. Уступая их просьбам, Нина танцует. Почувствовав на себе тяжелый взгляд Арбенина, она останавливается. Затем подходит к мужу и просит принести ей мороженое. Неизвестный заметил, как Арбенин всыпал в мороженое яд. Звучит вальс. Нина покидает бал.

Утомленная, она направляется в свою спальню. Входит Арбенин. Он пришел проститься с Ниной.

Долго всматривается он в дорогие ему черты, пытаясь найти ответ на мучительный вопрос. Нина умоляет мужа рассказать, что так тревожит его. Арбенин сурово обвиняет Нину в измене. Нина в ужасе. Она ни в чем не виновата! Арбенин требует, чтобы жена созналась перед иконой и говорит, что всыпал яд в мороженое.

Со словами: "...я все ж невинна перед богом" Нина умирает.

По лестнице медленно спускается Арбенин.

Перед ним появляется Неизвестный, закутанный в черный плащ, за ним - князь Звездич. Входит баронесса Штраль. Она принесла потерянный браслет и говорит, что Нина невиновна.

Арбенин сходит с ума. Ему кажется, что Неизвестный преследует его. Перед ним возникает пестрая толпа масок. И среди них то появляется, то исчезает Нина. Она зовет его. Просит спасти. Арбенин бросается к ней - все исчезает. Из слабеющих рук Арбенина падает браслет.

Арам Ильич Хачатурян / Aram Khachaturian
Вальс из музыки к драме М. Лермонтова "Маскарад"

В 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова (1814—1841), Московский театр имени Вахтангова ставил его драму «Маскарад». Это одно из самых значительных произведений безвременно погибшего поэта. В драме, написанной в 1835 году, сразу после окончания юнкерского училища, но уже далеко не первой, Лермонтов создал образ, в дальнейшем развитый в «Герое нашего времени» (Печорин), а также картину светского Петербурга. Ее герой Арбенин — фигура зловещая и трагическая. Проведший бурно юность, живущий в мире «самолюбивых дум и ледяных страстей», он разочаровался во всем, но нашел счастье в любви молодой, прекрасной и чистой женщины. Однако Нина совершает неосторожный поступок: она приезжает на маскарад, один из тех — в доме Энгельгардта, — в которых бывает весь высший свет, и там теряет браслет, подаренный мужем. Этот браслет случайно находит баронесса Штраль и дарит его как доказательство любви князю Звездичу. Князь хвалится им Арбенину. Тот узнает браслет жены, и, не веря ее объяснениям, охваченный бешеной ревностью, отравляет ее.

Пьеса была запрещена цензурой, и Лермонтов в течение 1835—1836 годов трижды переделывал ее, но на сцене или в печати ему драму так и не удалось увидеть. Цензура считала непозволительным резкий выпад против костюмированных балов в доме Энгельгардта, на которых бывали члены царской семьи, и недопустимыми «дерзости против дам высшей знати». К тому же было высказано мнение, что пьеса основана на подлинном эпизоде. Уже после смерти поэта, в 1843 году великий русский актер П. Мочалов пытался добиться разрешения на постановку «Маскарада» в свой бенефис, но ему это не удалось. Почти в полном виде (с небольшими цензурными купюрами) драма впервые увидела свет рампы лишь в 1862 году.
Музыка Театром имени Вахтангова была заказана Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену. «Моя страсть к театру такова, что если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером», — говорил Хачатурян. Он с радостью принял заказ. «Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма "Маскарад", написанная Лермонтовым, когда ему был 21 год, — рассказывал позднее композитор. — К работе над музыкой я отнесся очень серьезно. Было тому несколько причин. Во-первых я любил Театр имени Вахтангова, заказавший мне эту музыку, часто бывал в нем. Во-вторых, я знал, что много лет назад к постановке "Маскарада", которую осуществил в Петербурге Всеволод Мейерхольд, музыку писал Александр Константинович Глазунов. Когда спектакль этот был в 1938 году восстановлен и я увидел его, то был удивлен: в музыке Глазунова не оказалось вальса, "заданного", как мне представляется, самим Лермонтовым. Мне глубоко запали в душу слова Лермонтова, вложенные им в уста Нины, когда, вернувшись с рокового бала, она вспоминает:

Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи
Кружилася быстрей — и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость...


По указанию Глазунова Мейерхольд использовал знаменитый Вальс-фантазию Глинки. Признаться, именно Вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к "Маскараду". Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и "новой", и "хорошей", иными словами, достойной... Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом.

В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно "услышал" тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса. Могу ли я объяснить, как она родилась во мне? Вряд ли...»

Музыка создавалась быстро и увлеченно. Спектакль состоялся 21 июня 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны. Это и определило его участь: очень быстро спектакль сошел со сцены. Музыка Хачатуряна осталась жить на симфонической эстраде в виде сюиты, скомпонованной композитором в 1943 году (по другим источниками — в 1944-м).

В сюиту вошли пять номеров: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп.
Вальс, открывающий сюиту, — одно из самых ярких произведений Хачатуряна. По определению известного литературоведа, знатока лермонтовского творчества, прекрасно знавшего музыку, И. Андроникова, это «обобщение романтической вальсовости, ее квинтэссенция». Гибкая мелодия вальса покоряет своим грустным, чуть меланхолическим оттенком, еле уловимой окрашенностью в восточные тона (этому способствует восходящий ход с увеличенной секундой, мягкая переменность натуральных и альтерированных ступеней). Она звучит у скрипок, сопровождаемая скупым аккомпанементом, постепенно разрастается, один мотив непосредственно выливается из другого: колена вальса сменяются естественно, в едином движении, сохраняя общее настроение поэтической грусти, хотя порою возникают и блеск, и нарядность, даже эффектность. Средний эпизод словно сменяет объект внимания: если начало было как бы портретом Нины, передавало ее настроение, то теперь в полных аккордах аккомпанемента, размашистой мелодии перед слушателем разворачивается картина бала; и танец меняет не только характер, но даже жанр — в нем появляется ритм полонеза или мазурки (наблюдение исследователя творчества Хачатуряна Э. Барутчевой). Но это ненадолго: через сорок тактов возвращается прежний затаенно-грустный вальс.