Цыплят по осени считают значение фразеологизма. Что значит "цыплят по осени считают"? Толкование пословицы

2 ответа

Основу романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» составляют взаимоотношения двух основных героев - Евгения и Татьяны. Если проследить эту сюжетную линию на протяжении всего произведения, можно условно выделить две части: Татьяна и Онегин; Онегин и Татьяна.

Определяющим в этом разделении является главенствующая роль персонажей в возникновении и развитии любовного чувства. В начале романа мы становимся свидетелями знакомства Евгения и Татьяны. Он - умудренный жизнью, порядком уставший от столичной суеты, вполне уверенный в своей правоте молодой человек. Однако его уверенность, как оказалось, имеет под собой довольно скользкую почву:
… рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели…

Все это признаки болезни, которая по-английски называется сплином, а по-русски - хандрой. По словам автора, Онегин спокойно относился к этому состоянию, в том смысле, что
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел.
Но к жизни вовсе охладел.

В это время Онегину представился случай изменить сложившееся положение вещей: отец его умер, оставив после себя огромные долги, а дядя оказался при смерти. Решение Евгения созрело мгновенно: он оставил кредиторам имение отца, а сам переехал в имение дядюшки, находившееся в деревенской глуши, вдали от столичной суеты. Татьяна не была знакома с городской суетой. В ее жизни было два учителя: сладостные романы и народные предания. Увидев загадочного, неприступного Онегина, Татьяна тотчас влюбилась. Еще бы, ведь в ее избраннике « счастливой силою мечтанья » воплотились наиболее романтичные и мужественные герои ее любимых книг:
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.

Томимая любовной тоской, Татьяна решается на отчаянный шаг - признаться во всем объекту своего поклонения. Обратимся к письму Татьяны, которое нам нравится уже с первых строчек: у него такое удивительно простое начало. Во второй части письма Татьяна говорит о своих душевных переживаниях, связанных с потребностью в необычном, большом чувстве, с романтической мечтой об идеальном и необыкновенном герое:
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас.
Не знала б горького мученья.

Девушка, с одной стороны, жалуется, что судьба послала ей возмутителя ее душевного спокойствия, но, с другой стороны, поразмыслив о своей возможной судьбе («По сердцу я нашла бы друга, была бы верная супруга и добродетельная мать»), Татьяна решительно отбрасывает возможность брака с одним из провинциальных женихов, потому что полюбить Петушкова или Буянова она не смогла бы. И Татьяна с неожиданной, быть может, для нее самой откровенностью и смелостью говорит о том, кем является для нее Онегин: он послан Богом, он до гроба ее ангел-хранитель, о котором она уже знала давно:
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался.

Но все это происходило отнюдь не во сне, все это было реальностью, ибо когда Онегин первый раз прибыл в гости к Лариным, Татьяна его узнала. Тон письма становится более задушевным и доверительным. Все, что есть лучшего в ней, Татьяна переносит на своего избранника. И еще одна немаловажная деталь: Татьяна воспринимает Онегина как защитника. Здесь, в родной семье она себя чувствует одиноко, ее никто не понимает:
Но так и быть!
Судьбу мою Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю.

Получив послание Татьяны, Онегин был тронут ее искренностью, нежностью, но в глубине души он боялся, что не оправдает этих трепетных надежд. Заметим: на мгновение в нем вспыхнуло чувство, отдаленно напоминающее любовь, но оно тут же угасло. Эгоизм и индивидуализм Онегина, так ясно проступившие в первом объяснении героев, упоминаются поэтом еще в эпиграфе к роману: «Проникнутый тщеславием, он обладал»сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием

У Евгения - иностранцы-гувернеры; у Татьяны - простая русская крестьянка. Татьяна - идеальный образ русской женщины. Она мечтает о настоящей большой любви, о единственном избраннике, а у Онегина «наука страсти нежной», цепь легких и скоро надоевших побед. Татьяна повзрослела в атмосфере провинциального дворянства, не умеет лгать и притворяться. Ее любовь, естественная и живая, именно поэтому прекрасна.

Онегин испугался подлинных чувств, потому что привык к светской фальши, игре, а искренность Татьяны испугала, даже оттолкнула Евгения. Поэтому главный герой роман и прошел мимо того, что предлагало ему открытое сердце Татьяны. И только в последней главе в охладевшем, давно «потерявшем чувствительность» сердце Евгения Онегина спонтанно вспыхивает светлое чувство. Но даже теперь он увлекается не той Татьяной, какой она была в деревне, «не этой девочкой несмелой, влюбленной, бедной и простой». такой Татьяной Онегин пренебрег бы и сейчас. Он стал «томиться жаждою любви» к Татьяне, блистательной великолепной обрамленной рамой столичных гостиных, - «непреступною богиней роскошной царственной Невы»,»равнодушною княгиней». Заметим, что эта пленительная Татьяна сама себе чужда. Ей самой «душно здесь», в этой новой среде, в которой она стала так интересна Онегину. Она презирает «волненье света», ненавидит окружающую ее «постылой жизни мишуру», «весь этот шум, и блеск, и чад». Всё ее истинное существо: искренность и глубина чувств, верность долгу, душевное благородство - связано с ее близостью к природному, народному… Показательно и то, что Татьяна, продолжая испытывать чувства к Онегину, называет его внезапную любовь к ней «мелким чувством». Здесь с ней можно и согласится и нет. С одной стороны, Евгений полюбил Татьяну искренне, нежная влюбленность в героиню произвела в нем переворот, вернула ту «чувствительность» его сердцу, порожденную разочарованием в любви, которая вдохнула новые силы в привычную жизнь Онегина и наполнила ее смыслом и содержанием. А с другой, чувства Онегины «мелки» уже потому, что они лишь капля в сравнении с тем морем чувств, которые испытывала Татьяна к Евгению. Финальный монолог Татьяны отбирает у центрального героя этот едва обретенный смысл, погасив всякую надежду на личное счастье. И абсолютизируя личную драму героя, Пушкин оставляет Онегина в состоянии сильнейшего нравственного потрясения в последней сцене.
Таким образом, несмотря на взаимность героев, автор разводит их жизненные пути, не оставляя шансов на счастье. В этом и заключается основная трагедия главных героев романа А.С. Пушкина Евгения Онегина и Татьяны Лариной.

Внешность, привычки героини

Татьяна Ларина – главный женский образ романа «Евгений Онегин» . Белинский называл роман «энциклопедией русской жизни». Образ Татьяны, как и образы других героев, был типичным для России 20-30 гг. 19 в. Но Татьяна – живая женщина, обладающая уникальным сильным характером. Её поступки, продиктованные внутренней логикой и обстоятельствами, оказываются неожиданными даже для автора: «Моя Татьяна учудила» .

Татьяна не похожа на младшую сестру Ольгу, весёлую красавицу. Старшая сестра не привлекает очей ни красотой, ни свежестью. К тому же она необщительна, неласкова: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива» .

Татьяна не напоминает традиционную фольклорную трудолюбивую девушку: она не занимается вышивкой, не играет в куклы, не интересуется модами и нарядами. Девочкой не любит «в толпе детей играть и прыгать» , бегать в горелки (подвижную игру), не шалит и не проказничает.

Татьяна любит страшные рассказы, задумчива, встречает на балконе рассвет. Она с детства склонна уходить от реальности в мир грёз, воображая себя героиней романов Ричардсона и Руссо: «Она влюблялася в обманы» .

Характер и его истоки, развитие характера

Татьяна выросла в деревне, была соседкой по имению Евгения Онегина . Её родители хранили старинный патриархальный уклад. Об отце сказано, что он запоздал в прошедшем веке. Вероятно, потому Татьяна и получила столь экзотическое имя, с которым неразлучно «воспоминанье старины иль девичьей» . Мать Татьяны в молодости увлекалась теми же романами, которые потом читала старшая дочь. В деревне мужа, за которого мать Татьяны была отдана не по любви она, в конце концов, «привыкла и довольна стала» , позабыв романные увлечения. Супруги жили, храня «привычки милой старины» .

Татьяна оторвана от своей среды. С одной стороны, она – «русская душою, сама не зная почему» . Пушкин по законам реализма открывает, почему Татьяна такова. Она жила в «глуши забытого селенья» , воспитанная няней, «сердечным другом» , в атмосфере «преданий простонародной старины» . Но и няня, прототипом которой стала няня Пушкина, не понимает чувств Татьяны.

С другой стороны, Татьяна воспитана на иностранных романах, «по-русски плохо знала» . Она пишет письмо Онегину по-французски, потому что «изъяснялася с трудом на языке своём родном» .

В романе прослеживается изменение жизни Тани, привезённой матерью в столицу и понравившейся «важному генералу» . Ей чуждо всё, что происходит в Петербурге: «Волненье света ненавидит; ей душно здесь... она мечтой стремится к жизни полевой» .

Онегин полюбил совершенно другую Татьяну, не несмелую девочку, влюблённую, бедную и простую, а равнодушную княгиню, неприступную богиню роскошной, царственной Невы, «законодательницу зал» . Но внутренне Татьяна остаётся всё той же: «Всё тихо, просто было в ней» . К простоте добавилось достоинство и благородство. Меняется и внешность героини. Её никто не назвал бы прекрасной, но её изысканности не могла затмить первая красавица Петербурга.

Онегин не узнаёт прежней Татьяны. Она равнодушна, смела, покойна, вольна, сурова. В Татьяне нет кокетства, которого «не терпит высший свет» , смятения и сострадания. Она непохожа на девушку, написавшую «письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле» .

Отношения между Татьяной и Онегиным – основная сюжетная линия романа

После того как Онегин, приехавший в свою деревню, побывал у Лариных, его стали прочить Татьяне в женихи. Она влюбилась в Онегина просто потому, что «пора пришла» . Но, воспитанная в здоровой народной атмосфере, Татьяна ждёт большой любви, единственного суженого.

Онегин преподал Татьяне самый важный в жизни урок, который она усвоила хорошо: «Учитесь властвовать собою» . Он поступил благородно, но Пушкин сочувствует Татьяне: «С тобой теперь я слёзы лью» , - и предвидит её гибель от рук «модного тирана» (Онегина).

Урок, который Татьяна даёт Онегину, став светской дамой, в свою очередь, состоит в той же премудрости: нельзя быть «чувства мелкого рабом» . Этому надо предпочесть «холодный, строгий разговор» . Но мотивы у Онегина и у Татьяны разные. Он так и не смог стать «естественным человеком» , какой всегда была Татьяна. Для неё жизнь в свете постылая, это «ветошь маскарада» . Татьяна сознательно обрекла себя на такую жизнь, потому что, когда она выходила замуж, для неё «все были жребии равны» . И хотя в героине ещё живёт первая любовь, она искренне и убеждённо хранит верность своему мужу. Онегин же не осознаёт до конца, что его любовь возбуждена желанием быть замеченным в обществе, иметь «соблазнительную честь» .

  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Евгений Онегин», анализ романа Александра Пушкина

В разделе на вопрос Что означает поговорка "Цыплят по осени считают"? заданный автором старосветский лучший ответ это Подчеркивая ненужность чего-либо, японцы, в отличие от нашего «как рыбе зонтик» , заявляют: «как веер осенью» . Про то, что «цыплят по осени считают» , наверняка слышали все, - больно уж распространено выражение. Кстати, германский аналог той же мысли к осени «не привязан» .
- Man soll den Tag nicht vor dem Abend loben, - говорят немцы, что в дословном переводе означает: не следует хвалить день до вечера.
Цыплят по осени считают - исход дела ясен по его окончании;
Но на Руси у цыплячьей пословицы были родственницы. Например та, что выделяет роли хозяев: считай, баба, цыплят по осени, а, мужик, меряй хлеб по весне. Или другая, более прозрачного содержания: осенью и цыплята курами будут.

Ответ от Невропатолог [гуру]
означает что в другие месяцы они то увеличиваются исчезают уменьшаются улетают и т. д


Ответ от Наталья Рышкова [гуру]
Цыплят по осени считают - исход дела ясен по его окончании.


Ответ от сложносокращенный [новичек]
То что не каждый цыпленок доживет до осени, может погибнуть и т. д и т. п!



Ответ от Анна Ивнева [гуру]
Значит нужно подождать перед тем как выводы делать.
Цыплята лупятся весной. К осени половина может сдохнуть, потеряется, кошка съест.
Следовательно, если весной посчитаете будете не правы, а вот если до осени дотерпеть то 100% правота.


Ответ от Виталик Белогородцев [новичек]
Результат какого-то действия можно точно оценить только по окончанию этого самого действия.
Что касается циплят: при грамотном подходе к делу, циплят выводят по весне, всё лето они растут, откармливаются, некоторые отправляются в лучший мир по разным причинам, а вот по осени смотрят, сколько же мы имеем "на выходе" полноценных здоровых курочек. 🙂


Ответ от Elegia [гуру]
Раньше времени не делай выводов и итогов. Сделано - тогда и подводи черту.


Ответ от Secret [гуру]
весной цыплят много, но летом их может и ястреб утащить, и сокол заклевать, и болезни бывают...
вылупится их много, но трудно всех сберечь, поэтому считать, сколько курочек и петушков, будем осенью.. .
в жизни так говорят, когда хотят сказать. что важен ИТОГ ДЕЛА, а не его начало.. .
можно посадить десять деревьев, а приживётся и сохранится только одно


Ответ от Aлёнк@ [гуру]
"Цыплят по осени считают" - это значит, что выводы надо делать только по результатам

02.11.2018 18.02.2019 Александр Фирцев


Вам не раз приходилось слышать о цыплятах, которых считают по осени? Иностранцу, пожалуй, будет непонятно, что это за птицы и кому понадобилось вести подобный подсчёт. А вот нам с вами неловко не знать значение родной пословицы. Правильно ли мы его понимаем – давайте разберёмся.

Пословица означает нежелание опережать события, делать скоропалительные выводы. Она предостерегает нас от необдуманных действий, напоминает, что в любой момент всё может измениться. Как птенцы, вылупившиеся из яиц, наши мысли, планы и начинания готовы громко заявить о себе, едва родившись на свет.

Радость наседки-матери так велика, что счастье кажется ей возможным и абсолютным. Но радоваться рано! Выводку цыплят предстоит вырасти, выкормиться, избежать когтей ястреба, пережить лето. Только когда настанет осень и детёныши подрастут, можно будет облегчённо вздохнуть и с гордостью их пересчитать. То есть насладиться плодами трудов своих.

Нередко пословицу о цыплятах вспоминают, когда кто-нибудь чересчур спешит праздновать победу. Например, предприниматель, успешно приступивший к делу, вкладывает крупную сумму денег в дальнейшее развитие бизнеса и при этом не просчитывает риски. На вопрос «Чем будешь расплачиваться?» он отвечает «В следующем месяце прибыль вырастет вдвое». И тут самое время сказать: «Погоди! Цыплят по осени считают».

Это выражение уместно, когда ученик задирает нос, получив итоговую «пятёрку» по алгебре в 1-й четверти. Он расслабляется и думает, что впредь можно относиться к предмету спокойнее. А приятель напоминает: «Ещё три четверти впереди, заработаешь «четвёртки», а то и «тройки» — испортишь годовую оценку. Цыплят-то по осени считают!».

Или бабушка, обсуждая с дедушкой внука, хвалит мальчика за скромность, трудолюбие, уважение к старшим. Дед в душе с ней согласен, но боится перехвалить: «Не торопись, старая, его превозносить. Мы поглядим, как оно дальше будет. Ведь цыплят, как говорится, по осени считают…»
Во всех трёх случаях один собеседник предостерегает другого, призывает не загадывать наперёд, не надеяться, что дело будет выполнено, как задумано. Пословица взывает к осторожности и предусмотрительности.

В русском языке у идиомы «Цыплят по осени считают» есть несколько синонимов:

  • Не стоит делить шкуру неубитого медведя;
  • Не говори «Гоп», пока не перепрыгнешь;
  • Не сел – не говори: «Поехали!»;
  • Ещё и не молочено, а он уж мелет;
  • Человек полагает, а Бог располагает.

Близкой по значению можно считать пословицу «Толкач муку покажет», означающую, что исход задуманного начинания будет виден в процессе, стоит только приступить к делу (но никак не раньше того). Более просто отношение к воле случая, промыслу выражено в устойчивых словосочетаниях «там видно будет» и «поживём – увидим».

У англичан есть пословицы-кальки о предусмотрительности, которые дословно звучит так:

  • Сначала убей медведя, а потом продавай его шкуру;
  • Кусочек может упасть, пока несёшь его от чашки к губам;
  • Не считай цыплят (утят), пока они не вылупились.

Наверное, цыплята не случайно стали символом хрупкости всего сущего. Порой люди беззащитны, как новорожденные, ещё не оперившиеся птенцы. Не стоит слишком полагаться на себя, ведь не всё в нашей воле. Судьба обязательно пошлёт испытания, чтобы лишний раз напомнить самым торопливым из нас: «Рано, рано вы успокоились. Цыплят по осени считают!»

Оглавление [Показать]

Происхождение

Пример использования фразы

Кто-то спросит: «И при чем здесь смысл пословицы “цыплят по осени считают”?» Русское речение здесь при том, что оно учит тому же самому. Человек не должен слишком далеко заглядывать в будущее. У последнего есть особенность никогда не наступать или быть совсем не таким, как его представляют. Когда человек в настоящем думает о будущем, он только лишь воображает. А в фантазии все хорошо и все прекрасно, если, конечно, мы не говорим о ночных кошмарах.

Цыплят по осени считают.

Пару слов к концу этой осени о куростатистике.

Почему цыплят считают именно по осени? А почему не раз в месяц? Или, скажем, каждую ночь? Хороший хозяин работает со своей бухгалтерией ежедневно!

Дело в том, что на селе, на воле, цыплята растут естественным образом, как то предусмотрела природа. И к осени они или становятся взрослыми курами (кому повезло), или погибают.

Поэтому, не следует мелочиться и делать пустую работу. Грамотный хозяин цыплят не считает вообще. О как!
Почему? Да нет в этом смысла. Цыплят считать - только время терять. Считай их хоть два раза в день - всё равно сдохнут. Они крайне не приспособлены к жизни. Эти маленькие птенчики моментально теряют тепло, также быстро и перегреваются. До смерти. Их давят братья/сёстры или взрослые особи, они съедают что-нибудь не то…
Упал в яму, поскользнулся на чьём-то дерьме - сломал ногу. А это смерть. Утонул в луже, на водопое или на него что-то нечаянно упало. Загрызла крыса, кот, собака, унёс коршун, застрял в кустах и не смог выбраться, наступил сапогом хозяин. Да мало ли чего… Жизнь цыплёнка опасна и полна неожиданностей! 😦

Однако, данное соображение примечательно не этим. Оно представляет собой пример словесных конструкций, в которых смысл заключён не в том, что слышится. Вернее, они имеют два смысла: очевидный и иносказательный. И построены таким образом, что очевидный, «внешний смысл», как бы подтверждает смысл иносказательный. И это мощный приём творения афоризмов и пословиц. Вот характерные примеры среди русских пословиц.

Мал клоп, да вонюч.
Звал волк козу на пир, да коза не идёт.
Не бойся собаки брехливой, a бойся молчаливой.
Не пеняй на зеркало, коли рожа кривая.
Баба с возу - кобыле легче.
Ворона за море летала, да вороной и вернулась.
Куда голова, туда и животы.
Пиявка насосётся - сама отвалится.
Бог шельму метит.
Рябой оспы не боится.
Собака лает - ветер носит.
Таскал волк - потащили и волка.
У семи нянек дитя без глазу.

Иносказательный смысл о цыплятах достаточно прост. Не спеши делить шкуру неубитого медведя, и не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

♠ Что касается птицефабрик, то их там тоже не считают. Вернее, считают, но тотально, тоннами, и затем дохлятину утилизируют.
♣ Парадокс, но цыплят считают по осени, а яйца круглый год.
Солдат по дембелю считают. (Русская народная мудрость)
♦ Люби курицу - твою кормилицу. Именно благодаря ей ты имеешь такую упитанную рожу и крепкие мускулы.


См. одноименный пост ➡ Собака лает, ветер носит.
2. Толкование других высказываний ищи через ссылки на странице
➡ Статьи об афоризмах.
3. Блогописец рекомендует также ознакомиться и со статьями в рубриках «Афоризмы» и «Родная речь». А о курах прочесть научную работу ➡ Что было первым, курица или яйцо?

Читатель, не ленись - комментируй живопись!

Хорошенького понемножку или хорошего понемногу

Смысл: то, что приятно, хорошо, надо использовать в малых количествах. Говорится, когда считают, что достаточно, хватит чего-то или пора прекратить что-то делать.
Примеры из литературы:
1) (Настя) Нет, уж завтра я не пойду. Хорошенького понемножку (А. Островский, “Не было ни гроша, да вдруг алтын”);
2) - Вам с Павликом довольно уже бить баклуши, пора перед новым учебным годом освежить в памяти целый ряд предметов.. Погуляли - хорошенького понемножку! (В. Катаев, “Хуторок в степи”).

Хрен редьки не слаще

“Хрен” - растение, корень которого, горький и едкий на вкус, употребляется в пищу как острая приправа.
“Редька” - употребляемый в пищу корнеплод с горьковатым, острым вкусом и запахом.
Смысл: один не лучше другого, оба одинаковы. Говорят, когда кто-то хочет одно заменить другим, ничем не лучше.
Пример из литературы:
- Хрен редьки не слаще! Вихров плох, а Митрошка Шеломин ещё хуже (К. Седых, “Даурия”).

Худой мир лучше доброй ссоры

“Худой” - плохой, ненадёжный.
“Добрый” - настоящий, полноценный.
Говорят, когда считают, что лучше не доводить напряжённые отношения до открытой ссоры.
Примеры из литературы:
1) (Серебряков) Когда я после того случая, на другой день, старался обдумать всё происшедшее и вспомнил о нашем разговоре, мне было очень неприятно. Будем друзьями. (Орловский) Вот так бы давно, душа моя. Худой мир лучше доброй ссоры (А. Чехов, “Леший”);
2) Зря, пожалуй, говорится, что “худой мир лучше доброй ссоры”. Хорошая ссора иногда просто освежает отношения, а главное, ясность вносит. (Ю. Лаптев, “Заря”);
3) Худой мир, говорят, лучше доброй ссоры. Тут же, надо полагать, достигнут мир подлинный, искренний (Газета “Правда”, 16 февраля, 1976).

Худую (дурную) траву из поля вон или худая (дурная) трава из поля вон

“Худой” - плохой, скверный. Худая трава - сорняки.
Смысл: от вредного, ненужного следует избавляться. Говорится в решимости избавиться от того, кого считают вредным или бесполезным для коллектива, общества.
Примеры из литературы:
1) - Помираешь, значит, - равнодушно сказал зять, ложась. - Худая трава из поля вон, - пошутил Аверкий. - А чую - конец (И. Бунин, “Худая трава”);
2) - Дурную траву из поля вон! Что ему делать у нас на заводе? - громко сказал кто-то (Е. Катерли, “Бронзовая прялка”).

Цыплят по осени считают

Не все цыплята, появившиеся на свет летом, доживают в крестьянских хозяйствах до осени. Кого-то унесут хищные птицы, слабые просто не выживут, поэтому и говорят, что считать кур надо осенью, когда цыплята окрепнут и никакая опасность им не будет угрожать.
Смысл: судить о чём-либо надо по конечным результатам. Говорится, когда кто-то преждевременно выражает радость от возможного успеха, хотя до окончательных результатов ещё далеко и многое может измениться.
Примеры из литературы:
1) Есть мудрая русская пословица: “цыплят по осени считают”. Что ж, придёт осень, наступит конец четвёртого года пятилетки и - уверен! - журнал получит от горняков, копию телеграммы: “Слово, данное партии и народу, сдержали!” (Журнал “Знамя”, 1974, № 7);
2) - Сорок миллионов экономии! Каково, а? - Это заманчиво, но цыплят по осени считают (П. Воронин, “Две жизни”);
3) Рагулин не стал возражать Артамашову, а только сказал: “Кто из нас больше сделает в эту пятилетку - будет видно… По осени, Алексей Степанович, цыплят считают, так-то!” (С. Бабаевский, “Кавалер Золотой Звезды”).

Похожие страницы:

1. С миру по нитке - голому рубаха
2. Рыбак рыбака видит издалека
3. Недосол на столе, а пересол на спине
4. Первый блин - комом
5. Не пойман - не вор

На Главную

Хорошо известно, что человек живет скорее в будущем, чем в настоящем. Поэтому неудивительно, что народная мудрость хранит в своих запасах много изречений, которые предостерегают человека от излишнего очарования иллюзиями. Одно из них рассматриваем сегодня: выражение «цыплят по осени считают» в центре внимания.

Происхождение

В городских условиях трудно разводить и содержать живность, которая традиционно ассоциируется с деревенским бытом: куры, утки, гуси и т.д. Поэтому речение про цыплят появилось, естественно, в сельской местности. Не все птенчики, которые появились на свет летом, доживали до осени. Поэтому знающие люди призывали не радоваться молодого крестьянина «богатому урожаю» цыплят, ибо неизвестно, сколько их останется осенью. Отсюда и пошло: цыплят по осени считают, то есть не стоит спешить с выводами, надо дождаться времени, когда все окончательно определится. Разобраться поможет пример.

Пример использования фразы


Люди любят фантазировать о своих успехах, особенно студенты. От них всегда можно услышать, как они лихо и без проблем сдадут сессию, но когда подходит срок, оценки достаются тяжелым трудом вкупе с бессонными ночами. А даже если бы кто-то сказал студенту задолго до сессии: «Успокойся, не все так просто, цыплят по осени считают», — он бы просто отмахнулся.

То же самое и с безработным или тем, кто переходит на новое место службы. И он рассказывает всем друзьям и родственникам, какой у него оклад и что он на эти деньги купит. Окончательно устав от его воздушных замков, люди вокруг скажут: «Угомонись, проработай там хотя бы месяц, а цыплят по осени считают».

Чему учит пословица? Буддизм, загадка сфинкса и русская народная мудрость

В буддистском наследии можно найти мысль о том, что один день – это целая жизнь, уменьшенная копия целого пути.


Есть даже известная загадка сфинкса: «Кто утром ходит на четырех ногах, утром – на двух, а вечером – на трех?» Отгадка – человек. В младенчестве он ползает, в зрелом возрасте он ходит без опоры, а в старости с тростью. Греческая и буддистская традиции смыкаются в понимании жизни человека как одного дня.

Кто-то спросит: «И при чем здесь смысл пословицы &ldquo-цыплят по осени считают&rdquo-?» Русское речение здесь при том, что оно учит тому же самому. Человек не должен слишком далеко заглядывать в будущее. У последнего есть особенность никогда не наступать или быть совсем не таким, как его представляют. Когда человек в настоящем думает о будущем, он только лишь воображает. А в фантазии все хорошо и все прекрасно, если, конечно, мы не говорим о ночных кошмарах.

Пословица, наоборот, призывает человека не слишком отрываться от земли и не забывать о насущных проблемах, которые требуют решения. Не только русский человек, а и всякий любит помечтать, но мечты не должны заслонять собой суровую реальность. Этому и учит нас пословица.

Чтобы постичь жизненную мудрость, необязательно читать тысячи страниц, написанных мудрыми людьми. Можно и спросить себя о том, что означает поговорка «цыплят по осени считают», и поразмышлять над вариантами ответа. Правда, для таких упражнений необходим живой и цепкий ум. Большинству же, чтобы сделать какие-то выводы о жизни, нужна поддержка книг.