Что такое хоровод? Как нарисовать новогодний хоровод карандашом поэтапно.

Особенности взаимосвязи движений и рисунка

на примере хороводной формы танца

Древнейшим видом русских народных плясок являются -

пляски – игры, отображающие трудовые процессы. Чаще всего это были хороводы. Главный предмет содержания хороводов – люди.

Хоровод – это круг, это массовый танец исполнения, которого сопровождалось песней. По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние. Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т.д.).

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то свое, создает разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях большинство хороводов являются круговыми.

Часто можно встретить двойной круг-круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка». Большие круги и маленькие кружочки – очень распространённая форма построения русского хоровода. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д.

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название например: «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т.д.

Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью.

Рисунок танца – это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Рисунок танца тесно связан с хореографическим текстом.

Виды рисунков. Основные фигуры хороводов.

Виды рисунков. Основные фигуры хороводов.

Рисунок танца состоит из композиционного рисунка и композиционного перехода.

Композиционный переход – это логическое продвижение исполнителей, в результате которого возникает новый композиционный рисунок.

Композиционный рисунок – это устойчивое, стабильное положение исполнителей на сцене. Композиционный переход не имеет ярко выраженной композиции. Сочетание композиционного рисунка и перехода должно быть логическим, рисунок должен выливаться органически из перехода.

Рисунок может быть простой одно-плановый, двух плановый или многоплановый. Рисунок танца должен развиваться от простого к сложному, чтобы кульминационному моменту развития действия соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца. Там же, где танец насыщен танцевальной лексикой, кульминация номера может быть решена через интересный танцевальный текст (рисунок здесь может быть не столь сложен).

Рисунок танца зависит прежде всего от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам, данного народа, его характеру).

Рисунок танца организует движение танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определённое психологическое воздействие, и задача балетмейстера – добиваться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебедушки. Рисунок танца в данном случае играет ведущую роль, но для создания образа имеют значение и танцевальный текст, и костюм – словом, все выразительные средства.

В хороводе «Березка» балетмейстера Н. Надеждиной (ансамбль «Березка»), основным выразительным средством является рисунок танца, используя рисунок, балетмейстер раскрывает образ стройной, как березка, русской девушки, её характер, образ русской природы. И номер этот, идущий уже много лет на сценах нашей страны и за рубежом, давший название ансамблю, оказывает огромное воздействие на зрителя.

К то и когда первым на Руси завел хоровод - за давностью лет доподлинно неизвестно. Самый древний танец изначально был частью языческого обряда - поклонения Яриле, могущественному богу солнца. И «хождение за солнцем» прочно утвердилось в славянской культуре на многие века. В хороводные традиции на Руси углубилась Наталья Летникова.

Посолонь

Алексей Саврасов. Хоровод в селе. 1874. ГТГ

А также карагод, танок, круг, улица. Множество названий любимого народом танца. По Далю - собрания сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. По сложившейся традиции молодые девушки, выйдя на улицу, начинали «играть песни» или заводили «прибаутки», встретившись на ярмарочной площади. В центре событий, как правило, оказывалась хороводница. Женщина, самая заводная в округе. Балетмейстер и хоровик по призванию - песни заводила и придумывала новые танцевальные картины.

Хоровод для крестьянской девушки, что для барышни из высшего света - один из способов приглядеть мужа. Где-то хороводный возраст - с 12 лет, а где-то и позже. Главное - количество дочек в хозяйстве. Так что семья отправляла, как на бал, сначала девиц постарше. Младших до поры держали в тени. В хороводе парни приглядывали себе невест: хороша ли, плывет ли павой, поет ли голосисто.

Хоровод с юга на север

За руку, за мизинец или платок, пояс, венок. Связующее звено в хороводе может быть разным. А традиции в каждом крае - свои. На Севере в чести сдержанность. Плывут по кругу девушки чинно и спокойно. И песни заводят все больше протяжные и напевные.

К примеру, в Коми на Красную горку использовалось семнадцать фольклорных песенных сюжетов, сложившихся за столетия. Каждая из фигур должна исполняться под определенную песню и в своем ритме: от неспешного поначалу до стремительного. Действо наполнено образами: мужчины и женщины разделяются сторона на сторону, девушки роняют платки, которые поднимают парни. Хороводная игра - символ сватовства.

В центральных губерниях народ был побойчее. Хороводы заводили весело и беззаботно, с притопами, да прихлопами, с задорными песнями. Чем южнее, тем горячее. И на гуляньях, и в хороводе, который вот-вот грозил обернуться плясовой. Теплыми вечерами и на улицах многолюднее, и в хоровод участников больше собиралось.

Хоровод круглый год

Алексей Степанов. Хоровод

Танцы - занятие праздное. А посему и хороводы водили в установленные сроки - и по поводу.

Весной заводили игру «Ручеек» - символ таяния снега. В язычестве первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия. В день Лады цепочкой, взявшись за руки, поднимались на холмы, посвящая хоровод Матушке-земле, закликая весну. В июле славили Купалу и просили созревания плодов - вокруг огня да с венками. В честь Берегини хоровод водили вокруг березки - символа чистоты и покровительницы семьи и домашнего очага.

С принятием христианства хороводы заводили вне поста и полевых работ. Начинали со Святой недели сразу за Пасхой и до Красной горки , посевной - с перерывом на страду. Летом - по праздникам, как на Троицу . Вновь о танцах можно было подумать и во второй половине августа - осенние от Успения до Покрова, где уже начинаются заседки, работа при огне и посиделки.

Хороводная наука

Игровые и орнаментальные. На Руси водили два вида хоровода. Орнаменты - ни сюжета, ни ролей. Знай ходи кругом, заплетай рядами из хороводной цепи фигуры. Хореографические хитросплетения связывали с образами русской природы. «Во поле березка стояла» с веточками едва распустившегося весной белоствольного дерева.

Виделись в хороводах узоры кружевниц и резчиков по дереву. Народное творчество, в свою очередь, напоминало змейку хоровода на кружевах или резной доске. Увлечь новыми фигурами, сложными и витиеватыми, - целое искусство и задача хитроумной хороводницы.

Театрализованное действо с главными героями и сюжетом вкупе с хождением кругом. Особенность хороводов игровых. Сюжетная песня, действующие лица, что выражают свой характер мимикой и танцевальными фигурами. Изображали не только людей, но и зверей и птиц. Водили хороводы и на актуальные темы: выбор жениха или невесты, дела семейные и даже с социальным подтекстом - высмеивая помещиков.

Что рисует хоровод

Борис Кустодиев. Хоровод

Хоровод водили сомкнутый, двигаясь по кругу, и линия на линию или змейкой. На основе традиционного танца каждая губерния и даже село создавали свои танцевальные картины. Круг в круге, два круга рядом или переливаясь друг в друга «восьмеркой».

Каждый рисунок хоровода получал свое название: «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель», столбы», «вожжа», «плетень», «сторона на сторону», «плясовая» и непосредственно «круг». Главное - не забывать, что хоровод - творчество в чистом виде со своими знаками и символами: венок - брак, платок - подушка, шелковая плеть - символ покорности и силы. Движутся танцующие в хороводе «по солнцу» или «против солнца» - по старой памяти.

Хоровод – это круг, это массовый танец исполнения, которого сопровождалось песней. По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние. Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т.д.).

Часто можно встретить двойной круг-круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка». Большие круги и маленькие кружочки – очень распространённая форма построения русского хоровода. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д.

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название например: «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т.д.

Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью.

Рисунок танца – это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Рисунок танца тесно связан с хореографическим текстом.

Виды рисунков:

Основные фигуры хороводов:


ЗВЕЗДОЧКА


ЗВЕЗДОЧКИ

ПОЛУ - КРУГ


КОЛОНА

УЛИЦА

КЛИН

КОЛО

ДВОЙНОЙ КРУГ

Рисунок танца состоит из композиционного рисунка и композиционного перехода.

Композиционный переход – это логическое продвижение исполнителей, в результате которого возникает новый композиционный рисунок.

Композиционный рисунок
– это устойчивое, стабильное положение исполнителей на сцене. Композиционный переход не имеет ярко выраженной композиции. Сочетание композиционного рисунка и перехода должно быть логическим, рисунок должен выливаться органически из перехода.

Рисунок может быть простой одно-плановый, двух плановый или многоплановый. Рисунок танца должен развиваться от простого к сложному, чтобы кульминационному моменту развития действия соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца. Там же, где танец насыщен танцевальной лексикой, кульминация номера может быть решена через интересный танцевальный текст (рисунок здесь может быть не столь сложен).


Рисунок танца зависит прежде всего от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам, данного народа, его характеру).

Рисунок танца организует движение танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определённое психологическое воздействие, и задача балетмейстера – добиваться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебедушки. Рисунок танца в данном случае играет ведущую роль, но для создания образа имеют значение и танцевальный текст, и костюм – словом, все выразительные средства.


    Хороводы крутят возле елки детки маленькие и взрослые.

    Нарисовать его не так и просто.

    Я предлагаю взять такую картинку и просто срисовать е. Вот например.

    А внутри можно нарисовать елочку.

    Или вот еще картинка.

    Тут все в порядке. И новогодний хоровод на лицо.

    Новогодний хоровод обычно водят дети вокруг елочки. Если это сказочный вариант, то в лесу, если настоящий Мир, то в большом зале при огромном скоплении народа. В хороводе вместе с детьми могут быть ряженые актеры (зайки, мишки, Дед Мороз со Снегурочкой, кощей и баба яга)

    В центре хоровода большая, пышная, наряженая игрушками ель.

    Также хоровод вокруг елочки могут водить животные из сказки.

    Как рисовать новогоднюю лку с ребнком, смотрим тут Как рисовать ребнка в новогоднем костюме смотрим здесь.

    Также можно пересмотреть старые советские новогодние мультики. Заскринить экран и перевески понравившийся хоровод с помощью карандаша на бумажный листок.

    Для того чтобы нарисовать хоровод вокруг елки, ведь речь о новогоднем хороводе, значит елка должна быть обязательно, сначала нарисуем новогоднюю елочку, вокруг которой потом будут ребятишки.

    Поэтапный рисунок елки, например, такой (его можно взять за основу новогодней елки):

    Вам останется украсить елку гирляндами и игрушками, например, нарисовать разноцветные шары и сверху украсить елку звездой, это совсем просто. Сложно будет рисовать непосредственно детей, которые будут в хороводе.


Новогодняя елка

В преддверии новогодних праздников вопрос, как нарисовать елку, становится особенно актуальным. Ведь именно она, зеленая красавица, центр праздника. Вокруг нее водят хороводы, ее украшают, под нижние раскидистые лапы прячут подарки. А какой может быть зимний пейзаж без ее густых и пушистых веток под снегом. Предлагаем несколько интересных уроков, как красиво и необычно изобразить популярное зимнее дерево.

Пошаговый пример

Прежде всего разберем, как нарисовать елку поэтапно. Для этого попробуем нарисовать праздничное дерево, с украшениями и гирляндами.

Этап 1
Подготовим основу для будущего рисунка. Для этого нарисуем равносторонний треугольник с основанием, немного меньше сторон. В центре основания обозначим ствол или место установки нашей ели.

Этап 2
Придадим соответствующую форму контуру, как показано на рисунке.

Этап 3
Наметим легкими линиями украшения: гирлянду, шары и звезду.

Этап 4
Вспомогательными линиями изобразим подарки, лежащие под нижними ветками. Эскиз готов.

Этап 5
Прорисовываем карандашом (или фломастером, или ручкой) более насыщенные линии: сначала контур, затем украшения и подарки. Для более объемного рисунка добавим детали: нитки шаров, дополнительные штрихи веточек и ленты на подарочных коробках.

Этап 6
Удаляем вспомогательные линии.

Этап 7
Готовый рисунок можно раскрасить, а можно оставить черно-белым. Во втором случае имеет смысл добавить тени под шариками, на подарках, изобразить свечение гирлянды и звезды.

Карандашом


Предлагаемый ниже способ как нарисовать елку карандашом достаточно прост. Для его исполнения нужен лишь хороший карандаш средней мягкости и немного терпения для прорисовывания иголочек: в этом случае ель получится наиболее реалистичная.

Первым делом нарисуем ствол и кусочек земли, откуда растет деревце.

Затем начнем заполнять его веточками с иголками, начиная с макушки.

Не стоит стараться сделать очень ровно, так как в природе деревья не имеют идеальной симметрии. Пусть какие-то ветки будут чуть короче, какие-то длиннее. Важнее аккуратно и плотно заполнить их иголочками.

Нарисуйте ветки с иголками до самого основания.

Теперь нужно придать рисунку объем, добавив тени на стволе, снизу веток и у травы на земле. Рисунок готов.

Красивая елка

Предлагаемый способ как красиво нарисовать елку под снегом очень необычный, но при этом несложный.

Изображаем треугольный контур елочки.

Этот контур, начиная сверху, заполняем необычными формами, как показано на рисунке. Это – снег, лежащий на ветках. Наполняйте его не симметрично, но по возможности равномерно.

После этого для атмосферы можно добавить снег на земле и снежинки.

Теперь нужно нарисовать сами ветки. Для этого под белыми пятнышками снега плотно заштриховываем небольшие области, как показано на рисунке.

Оставшиеся незаполненные области прорабатываем более светлой штриховкой для обозначение мягких теней.

Результат очень хорош и необычен.

Простой пример елки

Этот способ как легко нарисовать елку подойдет даже юным и не очень опытным художникам. Полученное в результате дерево можно и раскрасить, и украсить елочными игрушками, и «запорошить» снегов в зимнем лесу.

Разберем, как красиво нарисовать елку поэтапно.

Шаг 1
Рисуем видимую часть ствола с корневой системой.

Этап 2
Начинаем снизу наполнять дерево веточками с иголками. Чем мельче и детальнее изображенные иголочки – тем пушистее получится ель.

Этап 3
Постепенно сужаем контур дерева к макушке. Елочка готова.

Новогодняя елка

Это – еще один простой вариант как нарисовать новогоднюю елку.

Первым делом рисуем вспомогательный контур – треугольник на ножке.

По этому контуру закругленными линиями наносим разметку елочных веток, как показано на рисунке.

Соединяем их в общую фигуру и добавляем видимый ствол.

Удаляем вспомогательные линии и украшаем звездой на макушке, елочными шарами, гирляндой и леденцами.

Новогодняя елочка готова!

Пример новогодней елки карандашом

Предлагаемая ниже последовательность как красиво нарисовать елку карандашом будет полезна и для новогоднего варианта, и для обычной елки. Сложный и красивый результат достигается не столько особыми навыками, сколько аккуратностью и терпением. Обязательно попробуйте изобразить такое деревце!

Начинать следует с вспомогательных линий контура самого дерева, ствола и подставки.

По треугольнику ели отметим положение веточек, сначала основных, затем, заполняющих мелких.

Эскиз готов. Теперь более темным карандашом или фломастером уточняем рисунок. Начнем с украшений. На елочных шариках светлыми пятнышками имитируем глянцевый блеск.

Пора приниматься за веточки. По вспомогательным линиям начинаем наносить иголки. Сначала по контуру, после – внутри.

Выделим проглядывающий сквозь иголки и украшения ствол, ветки и прорисуем подставку.

Наполним все деревце иголочками, чтобы оно выглядело пушистым.

Готовую елочку можно дополнить яркими цветами.

Полезный видео урок

Обязательно взгляните на данный видео урок. В нем изображены 10 различных способов рисования елки.