Что такое флэшмоб и для чего. Что такое флэш-моб

Флэшмоб – слово, которое относительно недавно стало очень популярным, особенно в кругах молодежи и других активных людей, интересующихся мировыми тенденциями.

Данное слово пошло с английского языка и представляет собой сочетание двух слов: flash и mob. В переводе с английского, слово flash обозначает вспышку, молнию или мгновение, а mob переводится как группа людей или компания. То есть, в дословном переводе flashmob – это мгновение толпы.

Впервые соединение этих двух слов было использовано в фантастическом рассказе Лари Нивена, который был написан еще 40 лет назад. Спустя 30 лет после этого американский социолог Гарольд Рейнольдс написал целую книгу о том, что в 21 веке благодаря развитию информационных технологий и большой доступности связи, люди будут часто собираться на различных массовых акциях. В его научном писании был указан немного другой термин: «smart mob» , в переводе с английского – умная толпа.

Значение слова в современном понимании

Флэшмоб – это различный массовые действия различных людей: знакомых и незнакомых. Чаще всего, флэшмобы планируются заранее, благодаря такому средству связи, как Интернет. Обычно, случайные прохожие по-разному реагируют на такие массовые акции, у некоторых они вызывают улыбку на лице, а кому-то это не по душе, что зависит от темперамента людей. В таких акциях может принимать участие различное количество людей, бывают крупномасштабные флэшмобы, на которые собираются тысячи, а то даже сотни тысяч людей, а бывают флэшмобы для маленькой аудитории, например, для 10-20 человек.

Существуют различные группы молодых людей, которые устраивают флэшмобы, такие как скейтеры, руферы, геймеры и другие.

Первый в Мире флэшмоб

Самый первый во всем Мире эта акция была зарегистрирована в Нью-Йорке. Это произошло 17 июня 2003 года, когда сравнительно небольшое количество людей, около двухсот, собрались возле универмага Macy’s и рассказали продавцам, о том, что все они – это коммуна, проживающая на окраине Нью-Йорка. Они хотели купить так называемый «Ковер любви». После этого волна флэшмобов прокатилась по всей планете. Для начала, остальные города Америки поддержали это движение, потом оно перешло и на Европейский континент, Австралию и другие.

Немного более чем через месяц первый флэшмоб в Европе прошел в столице Италии – Риме, а люди, принимающие участие в подобных акциях тоже получили название – мобберы. До России и Украины данное движение добралось в середине августа того же года

Основными отличающими чертами флэшмоба являются:

  • Скопление людей в одном месте.
  • Отсутствие руководства.
  • В флэшмобе могут принимать участие незнакомые люди.

Цель флэшмоба

Цель каждого такого собрания зависит, в первую очередь, от вида. Обычно флэшмобы не несут какой-то особой цели, а являются средством развлечения участников, а так же, различных прохожих, которые оказались в месте проведения акции. Люди могут делать все что угодно для достижения этих целей: падать на пол прямо во время прогулки, делать различные костюмы и одевать их, делать одинаковые прически, петь танцевать и прочее.

Но существуют акции, которые наполнены определенным смыслом. Например, выступать в качестве протеста против политических или коммерческих деятелей, против загрязнения морей или воздуха, а так же с другими не менее благими целями.

Тенденции развития

Флэшмоб в современном мире – это одно из многих средств самовыражения людей. Никто из окружающих людей не может ожидать того, что сотни людей синхронно упадут на пол или начнуть танцевать или петь. Всё это поднимает настроение как участникам, так и прохожим, конечно, не всем, некоторые могут с непониманием покрутить пальцем у виска, но как показывает практика, подавляющее большинство населения поддерживает такие акции, что ведет к их развитию. Особенностью являются попытки втянуть в флэшмоб этих же прохожих, что чаще всего получается.

С каждым годом люди находят все более оригинальные и нестандартные методы проведения флэшмобов. Также, маркетинговые компании подхватили такую волну самовыражения и активно используют ее в целях рекламы того или иного продукта. Самыми популярными сейчас есть танцевальные флэшмобы.

Такие танцы становятся все интереснее и интереснее, люди придумывают новые способы удивлять, могут разбить общую группу людей на 2 или 3, у каждой из которых будет собственный танец, в совокупности с другими, представляющий собой цельную картину – это выглядит очень интересно и эстетично, особенно со стороны или сверху.

Подключайтесь и Вы к этой волне, это может быть хорошим способом отвлечься от повседневной работы, учебы или других дел, своеобразная перезарядка и физическая и психологическая.

Что такое флэшмоб?

Недавно появившееся направление приложения сил молодых людей, берет начало в 2002 году. В октябре 2002 вышла книга Говарда Рейнгольда американского социолога под названием "Умные толпы: следующая социальная революция". В работе автор говорил о том, что для объединения и организации, люди будут использовать новые коммуникационные возможности, то есть Интернет и сотовую связь. Первый сайт, который занимался организацией флешмобов появился в штате Калифорния в Сан-Франциско. flocksmart.com (в настоящее время сайт не функционирует) создал Роб Зазуэта в 2003 году.

Что же такое флешмоб?

Флешмоб - это заранее спланированная и организованная акция, в которой принимают участие большое количество людей. Они внезапно появляются в любом общественном месте. Их задача - провести небольшой по времени митинг. Их действия оговорены заранее, то есть сущесвует определенный сценарий митинга. После того, как все что задумывалось сделано, мобберы расходятся.

Какую цель преследуют флешмобберы?

Важный момент флешмоба заключается в том, что участники не платят и не получают денег за участие в акциях. Поэтому цель получения денежных средств отсутствует.

Часто, участники акции могут преследовать разные цели.

  • Нередко, можно наблюдать такие цели как развлечение и досуг, борьба с общественными стереотипами поведения, "удивить окружающих" и т. д.
  • В основном цели моббера - это чисто его психологические потребности. Например, самоутверждение по типу "а слабо мне это сделать на людях", нехватка острых ощущений и адреналина в крови, стремление к причастности к общему делу и т. д.
  • А также чисто социальные цели - эмоциональная поддержка со стороны группы мобберов и приобретение новых друзей в стане флешмоб акции.

Приведем примеры флешмоб-акций:

  1. В 12:00 в какой-либо день, например, 28 июня, все желающие подходят к зданию мэрии. Люди начинают кидать мелочь прямо в здание в знак протеста против повышения оплаты услуг городского транспорта. Таким образом, люди пытаются дать денег представителям власти, чтобы те наполнили свои карманы и перестали обворовывать граждан. Данный сценарий можно назвать сценарием акции в стиле полит-моб или соц-моб. Как видно на примере, эти акции носят политический и социалный характер. Как показала практика, такой вид митингов оказываются более безопасными и оперативными по сравнению с открытыми митингами и демонстрациями.
  2. Достаточно широко известен флешмоб под названием "Регулярно!". Эта акция была спонтанной и проходила на прострах родного интернета. Российское отделение сайта новостей компании BBC опубликовало данные исследования, в котором говорилось о том, что большинство российских алькоголиков, находящихся в трудовом возрасте, умерли от алкоголя, непредназначавшегося для приема внутрь. В связи с выводами, пользователям сайта был предложен опрос: "Вы пьете одеколон, антифриз или моющие средства?" И варианты ответа:
    • "Регулярно",
    • "Крайне редко",
    • "Никогда",
    • "Я вобще не пью".
    Большое количество пользователей сайта были оскорблены. Многих рассмешил этот опрос. В результате огромное количество людей ответила "Регулярно" - в знак протеста против оскорбления. В итоге, даже счетчик, не расчитанный на такое количество ответов "Регулярно", постоянно сбрасывался. Важно отметить, что эта реакция была абсолютно спонтанной. Такой вид флешмоба принято называть i-моб. Происходят они в интернете и количество участников достигает огромных значений.
  3. Одна из самых зрелищных на сегодняшний день арт-моб акций прошла сразу в 10 странах мира. Эта акция называлась "Thrill the world". Заключалась она в том, что более трех сотен молодых людей, которых загримировали под живых мертвецов танцевали известный на весь мир танец Майкла Джексона "The Thriller". В течении месяца молодые люди тренировались и репетировали танец, в том числе используя видеопособия в интернете.

Итак, ответ на вопрос что такое флешмоб кроется в идеалогии этих акций. Флешмоб - это новый вид митинга и выражения общественного мнения, основанного на творческом потенциале его участников.

В молодежной среде это понятие давно известно, хотя и существует всего десяток лет. Но вот представители старшего поколения не всегда понимают, о чем, собственно, идет речь. Итак, флэшмоб - что это?

Немного истории

«Flash mob» - английское слово, а точнее, сочетание слов: «flash» - «молния, вспышка, мгновение» и «mob» - «группа людей, компания, толпа». Вообще-то впервые соединил эти два понятия - «мгновение» и «толпа» - американский фантаст создавший в 70-х годы ХХ века рассказ о дешевой телепортации в будущем. Правда, у него термин звучал как «flash crowd».

В 2002 году вышла книга американского социолога Говарда Рейнгольда, который предсказал, что в XXI веке люди будут объединяться для проведения массовых акций, используя растущие возможности информационных технологий. Такие структурированные, культурно ведущие себя группы получили название «smart mob» - «умная толпа». А как же флэшмоб?

Что это такое?

Сегодня под эти термином понимают массовую акцию, в которой принимает участие группа людей, часто незнакомых между собой. Они собираются в назначенном месте, ведут себя определенным образом в течение заданного промежутка времени, а затем быстро (мгновенно) расходятся, словно растворившись в толпе зрителей, будто ничего и не было.

Организация флэшмобов осуществляется через средства электронной связи, такие как сотовые телефоны или Интернет. Участники, называемые мобберами, размещают новости о месте, времени и тематике предстоящего события в блогах, на страницах социальных сетей или специально созданного интернет-сайта. Иногда используется также электронная рассылка либо SMS-сообщения.

Пионеры

Официальной датой рождения флэшмоба считается 17 июня 2003 года. Именно в этот день около полутора сотен людей собрались возле дорогого ковра в самом большом универмаге в мире - нью-йоркском «Macy’s» - и объяснили продавцам, что проживают коммуной на окраине мегаполиса, на складе, и желали бы приобрести «Ковер любви».

Успешность проекта оказалась столь высока, что он подобно цунами прокатился по Америке, Европе и другим континентам. Мобберы аплодировали в течение 15 секунд в холле отеля «Hyatt», представлялись туристами в обувном магазине в Сохо. Организатором первых американских акций был главный редактор журнала «Harper’s» Билл Уозик. Он считал их забавной акцией, высмеивающей тусовщиков. Однако флэшмоб начал свое победное шествие по планете.

Первая европейская акция состоялась 24 июля того же года в Риме. Три сотни людей собрались в книжном магазине, требуя у продавцов книги с несуществующими названиями. 16 августа 2003 года прошли первые флэшмобы в России и на Украине.

Предшественники

Но такое ли уж это новое явление - флэшмоб? Что это - примета XXI столетия или хорошо забытое старое? Специалисты считают, что похожие акции происходили и раньше: организованные группы людей ездили без штанов в метро, собирались из разных регионов страны для велосипедной прогулки, мгновенно «замерзали» на нью-йоркском вокзале, замерев в различных позах. Однако лишь в наши дни флэшмоб стал поистине массовым действом. Например, в одной из акций в Чикаго в 2009 году приняли участие более 20 тысяч человек. Сегодня разработана терминология и правила этого движения, его название прочно поселилось в академических изданиях словарей и средствах массовой информации.

Цель

Цель каждой акции зависит от ее вида. Обычно они организуются для спонтанного развлечения участников и недоумения прохожих: люди массово танцуют, поют, ложатся на пол супермаркетов, наряжаются в костюмы стиляг, обнимают прохожих, участвуют в подушечных боях, замирают, глядя в небо, запускают китайские фонарики. Но некоторые акции проводятся с политическими или коммерческими целями.

Лучшие флэшмобы - абсурдны, загадочны, выглядят спонтанными, приводят случайных зрителей в замешательство и даже шок. Посмотрите замечательный фильм «Шаг вперед 4». Это не просто великолепные массовые танцы. Картина продемонстрирует вам настоящий флэшмоб: что это такое, как его организуют и какие последствия он может иметь.

Флеш моб А вы знаете что такое флеш моб?! Работу выполнила Ульян а Литвинова ученица 3 Д класса

Что такое флеш моб?? Что же такое флеш моб? Флеш моб - это заранее спланированная и организованная акция, в которой принимают участие большое количество людей. Они внезапно появляются в любом общественном месте. Их задача - провести небольшой по времени митинг. Их действия оговорены заранее, то есть существует определенный сценарий митинга. После того, как все что задумывалось сделано, мобберы расходятся.

Какую цель преследуют флеш мобберы? Важный момент флеш моба заключается в том, что участники не платят и не получают денег за участие в акциях. Поэтому цель получения денежных средств отсутствует. Часто, участники акции могут преследовать разные цели. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ФЛЕШ МОБ

Нередко, можно наблюдать такие цели как развлечение и досуг, борьба с общественными стереотипами поведения, "удивить окружающих" и т. д. В основном цели моббера - это чисто его психологические потребности. Например, самоутверждение по типу "а слабо мне это сделать на людях", нехватка острых ощущений и адреналина в крови, стремление к причастности к общему делу и т. д. А также чисто социальные цели - эмоциональная поддержка со стороны группы мобберов и приобретение новых друзей в стане флешмоб акции.

ЛУЧШИЙ ИЛИ САМЫЙ ЗРЕЛИЩНЫЙ ФЛЕШ МОБ Одна из самых зрелищных на сегодняшний день арт-моб акций прошла сразу в 10 странах мира. Эта акция называлась " Thrill the world ". Заключалась она в том, что более трех сотен молодых людей, которых загримировали под живых мертвецов танцевали известный на весь мир танец Майкла Джексона " The Thriller ". В течении месяца молодые люди тренировались и репетировали танец, в том числе используя видео пособия в интернете.

ЛУЧШИЙ ФЛЕШМОБ (КАРТИНКА)

Мгновенная толпа собирается на любой площади. Flash mob – так по-английски звучит выражение «мгновенная толпа» - новое развлечение молодежи.. Флэш мобером может стать каждый, независимо от пола, возраста и социального статуса. Что значит флеш моб и как стать флеш мобером

В лагере «Березка» был организован флеш моб когда отряд выступал в конкурсе «а вам слабо?» зам. директору понравилось и он стал традиционным танцем в Лагере березка есть флеш моб

Кто и когда придумал флеш моб Первый флеш моб был намечен на 3 июня 2003 года в Нью-Йорке, США, но не состоялся. Ему помешала заранее предупреждённая полиция. Организаторы избежали этой проблемы при проведении второго флеш моба, который состоялся 17 июня 2003 года. Участники пришли в заранее определённое место, где они получили инструкции по поводу окончательного места и времени прямо перед тем, как он начинался. Приблизительно двести человек собрались вокруг одного дорогого ковра в мебельном отделе универмага « Macy’s » и стали говорить продавцам, что живут вместе на складе в «пригородной коммуне» на окраине Нью-Йорка

Флеш моб с малой группой исполнителей Вот что касается маленького флешмоба, то эмоциональность еще важнее, поскольку зритель еще ближе к вам. Следствием малочисленности флешмоба является то, что больше внимания зрителей уделяется каждому участнику. Участник находится ближе к зрителю. Если в крупном флешмобе многие люди стоят во вторых, третьих, четвертых рядах и не контактируют со зрителем, то в маленьком это невозможно. Поэтому в организации малого флешмоба больше внимания должно уделяться игре со зрителями. Грех не заиграть и не взаимодействовать со зрителем, если ты находишься от него на расстоянии вытянутой руки и вас всего несколько человек.

Польза неконцерных и неконкурсных выступлений Выступления в неожиданных места и перед публикой, которая вас не знает, по моему мнению, вообще одно из самых полезных и важных для танцора выступлений. Намного важнее чем конкурсы, этно-вечеринки или отчетные концерты, потому, что ваша задача завлечь зрителя, который не знает вас с одной стороны, у него нет никакого пиетета к вам, как к своему знакомому, родственнику. Нет никаких ожиданий, связанных с концертом. Это - зритель, который может уйти, если ему не интересно.

Особенности российского флеш моба Не так давно в наш лексикон вошло слово « флеш моб ». Слово это слышали, наверное, уже все без исключения граждане, имеющие телевизор, интернет или радиоприемник. Подсознательно из контекста, в котором употребляется данное слово, несложно догадаться, что этот термин подразумевает под собой какие-либо массовые действия. При попытке более подробно узнать о явлении в целом и в частности, этимологию слова « флеш моб », можно обнаружить, что информации по данному вопросу недостаточно. Отсутствие информации объясняется, прежде всего, тем, что флеш моб как явление появился совсем недавно.

До скорой встречи!  Теперь вы знаете что такое флеш моб  

Флеш-моб

Флешмо́б (читается как флэшмоб , от англ. flash mob - flash - вспышка; миг, мгновение; mob - толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы ) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут люди с серьёзным видом выполняют заранее оговорённые действия абсурдного содержания (сценарий ) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало. Является разновидностью смартмоба .

Психологический принцип флешмоба заключается в том, что мобберы создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней, как будто для них это вполне нормально и естественно: серьёзные лица, никто не смеётся, все находятся в здравом рассудке, трезвые и вменяемые.

Флешмоб - это представление, рассчитанное на случайных зрителей (фомичей ), у которых возникают неоднозначные чувства: полное непонимание, интерес и даже ощущение собственного помешательства.

Идеология классического флешмоба придерживается принципа «флешмоб вне религии, вне политики, вне экономики», то есть, флешмоб не может быть использован в корыстных целях.

Правила флешмоба

  1. Флешмоб вне рекламы, вне политики (никто из участников не платит и не получает денег).
  2. Действие должно казаться спонтанным (участники не собираются в месте события до акции).
  3. Точное время начала и конца проведения (каждый мобер должен точно выполнить указанное в сценарии временное условие, часы должны быть синхронизированы).
  4. Должно сложиться впечатление, что моберы - такие же случайные прохожие, как и все (не общаться друг с другом до, во время и после акции в месте проведения).
  5. Сценарий должен иметь абсурдный характер (действия моберов не должны поддаваться логическому объяснению).
  6. Точное следование сценарию (креативный подход только в оговоренных случаях).
  7. Флешмоб не должен вызывать негативных эмоций, агрессивной реакции случайных зрителей.
  8. Действия моберов не должны пересекаться с чертой дозволенного законодательством. После акции не должно оставаться мусора.
  9. Флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех (все участники должны быть трезвыми и вменяемыми, делать все с серьёзным видом находясь в здравом рассудке).
  10. После акции нужно мгновенно разойтись с места действия в разные стороны, не подавая виду, что произошло что-то необычное.
  11. Запрещена фото-видео съемка сторонними лицами с целью афиширования (акция может быть снята «штатными» людьми при условии, что информация не выйдет за пределы круга моберов).

Чтобы избежать конфликтов с работниками органов охраны правопорядка, есть ещё такие рекомендации:

  1. Иметь при себе удостоверение личности.
  2. Если вас всё-таки задержали работники органов правопорядка, вы отвечаете сами за себя. Никто за вас поручаться не будет. Отвергайте, что вы участвовали в заранее запланированной акции: вы случайно оказались в этом месте и просто так решили что-то сделать. Участие в несанкционированных массовых акциях, как правило, наказуемо законодательством.

Детали правил могут варьироваться, что предварительно оговаривается в сценарии акции.

Сценарии флешмобов

Идеальный сценарий должен быть абсурдным, загадочным, не сильно заметным и ни в коем случае не вызывать смеха. Мобберы не должны нарушать законы и моральные устои. Просто должны делать что-то бессмысленное, но так, как будто в этом есть смысл. В итоге случайные зрители (фомичи ) принимают это за серьёзную ситуацию, в которой есть какой-то смысл, пытаются его найти. У них возникает чувство интереса, тревоги, непонимания или даже ощущение собственного помешательства. Сценарий не должен перейти грань, за которой он уже становится смешным, но это получается крайне редко.

Примеры сценариев

Замирание

В определённый момент в определённом месте мобберы резко замирают как будто остановилось время. В замершем состоянии они стоят три минуты, после чего делается передышка на несколько секунд и снова на три минуты замирают. После этого все одновременно расходятся в разные стороны.

Батарейка

В определённое время в определённом месте города проходит «маяк». Внезапно его движения становятся более медленными, как у робота, у которого «села батарейка», его силы угасают, и он падает, делая вид, что засыпает (или становится «на подзарядку»). Это служит сигналом, по которому остальные мобберы повторяют за ним имитацию потери жизненных сил и находятся в «спячке» ровно две минуты, считая секунды про себя. По завершении двух минут следует классический финал - мобберы расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало. Проявить творческий подход при «отключении» можно медленно, можно быстро, можно на ходу, можно просто стать, склонив голову. Играют так, как будто внутри медленно «садится батарейка». Можно упасть полностью на асфальт, можно сесть на колено, можно «уснуть» стоя. Главное - удивить окружающих. Ну и логично, что если «села батарейка» - глаза закрыты.

Цель флешмоб-акции

Участники флешмоб-акций не получают и не платят никаких денег за участие в ней. Это совершенно добровольное занятие. Участники одного и того же мероприятия могут преследовать различные цели. Среди возможных вариантов:

  • развлечение;
  • почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения;
  • произвести впечатление на окружающих;
  • самоутверждение (испытать себя: «Смогу ли я это сделать на людях?»);
  • попытка получить острые ощущения;
  • ощущение причастности к общему делу;
  • получить эффект, как от групповой психотерапии;
  • эмоциональная подзарядка;
  • приобретение новых друзей

Встречаются участники подобных акций, в жизни являющиеся вполне успешными и серьёзными людьми. Некоторые психологи объясняют этот факт тем, что подчинённая рациональности и логике жизнь их утомляет. Получив материальное благо они всё-равно не ощущают удовольствия от этого. Возникает особая форма депрессии - апатия к «бесцветной» жизни, которая и побуждает их к участию в подобных акциях.

История

Основная статья : История флешмоба

Явление флешмобов началось после того, как в октябре вышла книга социолога Говарда Рейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция», в которой автор предсказывал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии (Интернет , сотовые телефоны) для самоорганизации. Понятие «умных толп» (смартмоб ) стало основополагающим в дальнейшем развитии флешмобов и других подобных акций, все из которых по сути своей являются разновидностями смартмоба. В июне Роб Зазуэта из Сан-Франциско , ознакомившись с трудами Рейнгольда, создал первый сайт для организации подобных акций flocksmart.com .

Первый флешмоб был намечен на 3 июня 2003 года в Нью-Йорке , США , но не состоялся. Ему помешала заранее предупреждённая полиция . Организаторы избежали этой проблемы при проведении второго флешмоба, который состоялся 17 июня 2003 года . Участники пришли в заранее определённое место, где они получили инструкции по поводу окончательного места и времени прямо перед тем, как он начинался. Приблизительно двести человек (по другим источникам 150) собрались вокруг одного дорогого ковра в мебельном отделе универмага «Macy’s» и стали говорить продавцам, что живут вместе на складе в «пригородной коммуне» на окраине Нью-Йорка и пришли купить «Коврик Любви» . Уже через несколько дней волна акций прокатилась по Америке и Европе . Первые российские акции были организованы через ЖЖ и состоялись одновременно в Санкт-Петербурге и Москве 16 августа . Их участники с непонятными табличками встречали на вокзале приехавших поездом пассажиров. Первые украинские мобы прошли также 16 августа в Днепропетровске и Киеве практически одновременно. 23 августа первый флешмоб состоялся в Одессе . В целом флешмоб в странах СНГ получил сильное развитие в плане идеологии. В Белоруссии возникли полит мобы , на Украине и в России появился фаршинг (больше всего акций состоялось в Санкт-Петербурге), возникло движение монстрации (изначально в Новосибирске). Ежегодно проводятся флешмоб фестивали - мобфесты .

Безусловно, действия, которые можно квалифицировать как флешмоб, могли происходить и задолго до появления книги Рейнгольда. Но это были скорее одиночные случаи, не являющиеся массовым явлением. Только наличие удобных и быстрых средств связи и более-менее сформированные правила позволили флешмобу стремительно стать популярным практически по всему миру. Поэтому можно утверждать, что он имеет уникальную идеологию и не имеет аналогов в мировой истории.

Терминология

Первоначально терминологии и классификации акций ещё не было вовсе, и процесс её формирования продолжается поныне. Изначально движение возникло в США , и от этого часто встречаются кальки с английских слов: «мобплейс», «афтерпати» и т. д. Само слово «flash mob» вошло в русский язык почти без изменения фонетического звучания. Часто встречаются разные варианты его написания: «флеш моб», «флэш моб», «флеш-моб» и другие. Правильно писать именно «флешмоб», а людей, занимающихся им, называть мобберами.

Словарь

Также часто терминология различается в разных городах. Часто на сайтах разных флешмоб-движений можно встретить специализированные словари. В странах СНГ словари обычно имеют примерно такое содержание:

  • Агенты - люди, раздающие листовки с инструкциями для участников акции.
  • Акция или просто Моб - действие, выступление, конкретное конечное воплощение сценария.
  • Афтерпати (сокр. АП ; англ. after party ), иногда Опошление , Послемобье - встреча мобберов после акции. На ней знакомятся, обмениваются дисками с предыдущих мобов, смотрят, если есть уже видео с только что проведённого моба, обсуждают и выдумывают сценарии, и довольно часто мобберы на АП решают провести ещё один моб.
  • Играть (Мобить , мобиться ) - исполнять сценарий. Например: «Мы уже играли этот сценарий в прошлом году».
  • Камертон - часы, находящиеся в общественных или иных местах, по которым мобберы заранее синхронизируют собственные часы для точного прибытия на акцию. Как правило, такие часы есть на сайте, через который организовывался флешмоб.
  • Классика - ФМ-акция, построенная на первичных основах идеологии движения: мгновенная толпа, абсурдность действий и т. п. Иногда слово применяется к сценариям, которые наверняка игрались в каждом городе с флешмоб-движением (например, «Пульты ДУ»).
  • Кодовые фразы - фразы, используемые во время проведения некоторых акций для осуществления сценарного замысла этих акций. В зависимости от сценария, кодовые фразы могут использоваться для ответов на вопросы прохожих, для контактов между мобберами и маяком , а также для других целей.
  • Маяк (Кепка ) - специальный человек, находящийся на месте проведения некоторых акций, для того чтобы подать мобберам условный сигнал о её начале. Характер сигнала заранее оговаривается при планировании акции.
  • Медиа-группа (Съёмщики ) - официальные представители ФМ-ресурсов, занимающиеся съёмкой акций.
  • Моббер (флешмоббер , ФМщик ) - человек, который участвует в акциях.

Варианты: Моблик - моббер-новичок, Мобстер - опытный моббер.

  • Место Х , Площадка , иногда Мобплейс - место прохождения ФМ-акции.
  • Парускерство - явление, которое заключается в нарушении правил: разговоры, смех и всё, что не было запланировано. Парускеры - мобберы, игнорирующие правила.
  • Пингвин , реже Зриббер - человек, который узнал о проведении акции и, вместо того чтобы участвовать в ней, стоит неподалёку и наблюдает происходящее.
  • Струксы - мобберы-туристы, совершающие паломничества в иногородние моб-сообщества, с целью «на людей посмотреть - себя показать», хорошо и неординарно провести время в компании мобберов.
  • Фаршер - участник фаршинг акции
  • Фомичи (Кузьмичи ) - прохожие, случайные свидетели акции.
  • GFM (англ. "Global Flash Mob" ) - всемирная ФМ-акция, в ней участвует максимальное количество стран и городов.

Организация флешмобов

Флешмоб, как правило, организовывается через интернет сайты. В каждом городе действует по одному сайту чтобы не было неразберихи. Впрочем, часто могут некоторые акции устраиватся не через официальный сайт, а через социальные сети. Такие акции, как правило, отличаются плохой подготовкой мобберов и нарушением правил флешмоба. Там мобберы разрабатывают, предлагают и обсуждают сценарии для акций. Сценарий, место и время акции назначается либо администрацией сайта либо путём голосования. Существуют так же так называемые авторские мобы , которые организовываются одним человеком и мобберы оповещаются по рассылке. Акции проводятся в многолюдных местах (исключение моб хаус ). Инструкции к акции могут быть опубликованы на сайте, либо инструкции выдаются до акции специальными агентами .

Флешмоб и СМИ

Виды акций

По мере существования явления флешмоба стали появляться такие сценарии, которые не соответствовали его правилам. Однако они игрались, и тогда стало ясно, что термин «флешмоб» уже не способен удовлетворить всех.

Само слово «флешмоб» стало нарицательным, и им начали называть любую акцию, в которой участвует некоторое количество человек. Это неверно. Флешмоб - это акция, которая подчиняется строгим правилам и законам. Хотя все новые виды акций «вышли» из флешмоба, некоторые из них стали настолько отличаться от него идеологически и организационно, что их уже нельзя относить к разновидностям флешмоба и можно считать отдельными разновидностями воплощения технологии смартмоба.

Пожалуй, единственное, что объединяет большинство акций, - это стремление сделать что-нибудь вместе, да такое, для чего в обычной жизни нужды нет. Все акции неожиданны для случайных зрителей. Основополагающим же фактором является самоорганизация через современные средства коммуникации. Поэтому флешмоб в первоначальном смысле слова теперь называют классический флешмоб .

Классический флешмоб

Построен на первичных основах идеологии движения. Главная цель - удивить случайных зрителей, но так, чтобы у них не было отвращения или смеха от происходящего. Удержать границу между удивлением и смехом трудно, поэтому в чистом виде классический флешмоб явление редкое.

Полит-моб или социо-моб

Это акции с социальным или политическим оттенком. Они являются более простым, оперативным и безопасным способом выражения общественного мнения или привлечения внимания к тем или иным проблемам, чем митинги и демонстрации. Например, после выборов в Белоруссии в 2006 прошёл ряд таких акций . Несколько человек, собравшись в центре Минска, раскрыли газету «Советская Белоруссия» и начали рвать её на мелкие кусочки. В другой подобной акции около 30 минчан демонстративно завязали глаза и отвернулись от установленного на площади экрана, по которому транслировалось выступление прокурора Белоруссии. На пике популярности в апреле 2006 года «политические флешмобы» в Минске собирали до 100-120 человек. С целью пресечения подобного рода акций власти придерживались тактики задержания от 10 до 20 человек, что в течение 2 недель уменьшило число участников флешмобов до 15-20 человек. Пример полит-моба прошедшего в Томске :

Все желающие в 12.00 28 июня подходят к зданию Думы г. Томска и кидают в него мелочь в знак протеста на повышение платы за проезд в маршрутках . Тем самым, горожане смогут подать деньги народным депутатам , для того чтобы они их собрали в свои ненасытные карманы и перестали обирать своих малоимущих горожан в будущем.

Монстрация

Монстрация (от слова демонстрация ) - это демонстрация с плакатами, содержание которых предельно абсурдизировано. Главная цель монстрантов - требовать необъяснимого. Первая акция прошла в 2004 году в Новосибирске . Колонна монстрантов влилась в обычную первомайскую демонстрацию.

Неспектакльный моб

Неспектакльный моб (Реальный флешмоб , Нонспектакулярный моб , Х-моб ) - это акции, в которых участники пытаются смоделировать тонкое, порой едва уловимое социо-коммуникативное пространство, в котором на первом месте стоит переживание самих участников. Он может быть незаметен для окружающих. Нет задачи произвести впечатление на внешнего зрителя. Действия участников настолько приближены к повседневности, что их образ начинает «мерцать». Становится непонятным, видны ли действия, выполняемые по сценарию, или это всего лишь действия обычного прохожего, случайно повторившего то, что написано в сценарии. Изменение повседневности повседневностью, рассчитанное на тактику дежавю и формирование у прохожих ощущения тихого помешательства. Этот моб порождает эффект изменения сознания, похожий на эффект психотропных веществ. Варианты для примера:

i-mob

Общее название для всех видов акций, проводимых в Интернете (форумы, icq , e-mail , чаты и.т.п.). Очень часто интернет-флешмобы возникают спонтанно, без предварительного планирования. Чаще всего представляют собой комментарии к опросам со смешными вариантами ответа. Благодаря интернет-флешмобу «Уроки Албанского» возникло и крепко закрепилось понятие Албанский язык .

Также широко известен интернет-моб «Регулярно!», произошедший на русском сайте новостной телекомпании BBC . На этом сайте была опубликована статья . В ней говорилось о том, что большинство российских алкоголиков, скончавшихся в трудовом возрасте, принимали алкоголь, не предназначенный для употребления внутрь, и выводы исследований по этому поводу. К статье был опрос: «Вы пьёте одеколон, антифриз или моющие средства?» - с вариантами ответов:

  • Регулярно
  • Крайне редко
  • Никогда
  • Я вообще не пью

Большинство читателей этот вопрос насмешил и даже оскорбил. В итоге, около 90 % голосов были отданы за вариант «Регулярно». Из-за того что счётчик не был рассчитан на такое количество голосов, он несколько раз в сутки сбрасывался. На эту тему было создано много карикатур и даже комиксов . В некоторых городах был даже сыгран реальный флешмоб «Одеколон», когда мобберы при большом скоплении людей делали вид, что дегустируют одеколоны, шампуни, жидкости для мытья стёкол. На самом деле, в бутылочках были питьевые жидкости: напитки («Тархун», «Лимонад»), вместо шампуней был йогурт и.т.п.).

В то же время, часто интернет-мобы делают сами владельцы сайтов для поднятия посещаемости своих ресурсов. В среде веб-дизайнеров даже появилось слово «расфлешмобить» для такого способа привлечения посетителей.

Арт-моб

К моб-артам относятся акции, имеющие некую художественную ценность и, как следствие, сложность реализации, которая иногда требует отступления от некоторых правил флешмоба. Как правило, они выполняются небольшим количеством участников с использованием реквизита. Они более нацелены на зрелищность, эстетику. Моб-арт предполагает репетиции, у моб-арта есть команда, состоящая из режиссёров, сценаристов, людей, помогающих с организацией. Но он не перестает быть мобом, потому как все основные правила во время акции имеют силу.

Экстрим -моб

Акции с ярко выраженной экстремальной направленностью. Могут нарушатся какие-то моральные устои (или даже действия, квалифицирующиеся как мелкое хулиганство), или даже как-то провоцировать случайных прохожих. Такие акции противоречат правилам флешмоба. Например, Бой подушками .

L-моб

Фан-моб

Date-моб

Моб-Хаус

Моб-игра

Моб-игра - эти акции предполагают определённое взаимодействие участников, допустимы контакты между ними, заранее оговорённые на сайте. Конец может быть непредсказуем. Например, «Повелевай и подчиняйся»:

участники парами играют в «гляделки»; тот, кто засмеялся или отвёл взгляд, проигрывает. Он должен следовать за победителем и повторять все его движения. Победитель ищет нового соперника. Если он победит ещё раз, то вся колонна за проигравшим человеком тоже переходит к победителю.

Фаршинг

Фаршинг или фарш - это неформальное направление интеллектуального и психологического экстрима. Целью фаршинга является публичное действо, участники которого должны на время забыть о своих комплексах и тех социальных, моральных и этических рамках, которыми они привыкли сковывать себя в повседневной жизни. Фаршинг не перфоманс и не флешмоб. Он не для зрителей. Он для участников, основная задача которых - победить себя, какой-то свой предел, сделать что-либо, что в обычной жизни сделать бы побоялись. Сделать то, о чём будешь стесняться потом вспоминать. Каждая акция и действие каждого участника - это новая грань, которую он переступает во время акции. Нужно разломать в себе все шаблоны и добиться полного раскрепощения. Фаршингом он называется потому что во время таких акций каждый участник делает что то своё, в результате получается некий «фарш» . Люди занимающиеся фаршингом называются «фаршеры». Как правило время и место акций не публикуются на сайте, а о предстоящих акциях фаршеры оповещаются по подписке.

Примеры действий на фарше:

  • фаршер танцует балет в женских колготках
  • фаршер в семейных трусах, шлеме и лыжах пересекает зону фарша
  • фаршер бреет ноги
  • фаршер разбивает помидоры лопатой
  • фаршер в форме спасателя делает искусственное дыхание куриному окороку
  • фаршер разбивает молотком свой телефон
  • фаршер выливает в канализацию ящик пива
  • фаршер катается по зоне фарша с завязанными руками и кляпом во рту.
  • фаршер одетый в пиджак и женские чулки надувает курицу насосом.
  • фаршер гребёт «кролем» по асфальту в плавательной шапочке
  • фаршер танцует нижний брейк в форме хоккейного вратаря
  • фаршер обливается кетчупом

Украинский флешмоб как движение

Движение флешмоба началось стремительно и прокатилось по крупнейшим городам. Но со времинем флешмоб-движение в Украине зачахло. В частности в конце 2007 года был закрыт сайт Киевского флешмоба. На замену ему пришли группы