Что помогает победить на войне аргументы егэ. ЕГЭ русский язык

С. Алексиевич "У войны не женское лицо..."

Всем героиням книги пришлось не просто пережить войну, но участвовать в боевых действиях. Одни были военными, другие - вольнонаемными, партизанками.

Рассказчицы чувствуют, что необходимость сочетать мужскую и женскую роли - это проблема. Они решают ее как могут Например, мечтают, чтобы и в смерти их женственность и красота сохранилась. Воительница-командир саперного взвода пытается вечером в землянке вышивать. Они счастливы, если им удается воспользоваться услугами парикмахера почти что на передовой (рассказ 6). Переход к мирной жизни, который воспринимался как возврат к женской роли, также непрост. Например, участнице войны, даже тогда, когда война закончилась, при встрече с высшим по званию так и хочется взять под козырек.

На долю женщины приходится негероическое. Женские свидетельства позволяют увидеть, сколь огромна была в годы войны роль "негероических" родов деятельности, которые все мы так легко обозначаем как "женское дело". Речь идет не только о том, что происходило в тылу, где на женщину легла вся тяжесть поддержания жизни страны.

Женщины выхаживает раненых. Они пекут хлеб, готовят еду, стирают солдатское белье, ведут борьбу с насекомыми, доставляя письма на передовую (рассказ 5). Они кормят раненых героев и защитников Отечества, сами тяжко страдая от голода. В военных госпиталях выражение "кровное родство" стало буквальным. Падающие от усталости и голода женщины отдавали раненым героям свою кровь, сами себя героями не считая (рассказ 4). Их ранят и убивают. В результате пройденного пути женщины меняются не только внутренне, но и внешне, они не могут быть прежними (недаром одну из них не узнает родная мать). Возврат к женской роли крайне тяжел и протекает подобно болезни.

Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов. В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что противдо зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте:

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

(1) Шла осада Нотебурга. (2) Так у шведов называлась крепость Орешек. (3) Пётр I лично принимал участие в сражениях.


Сочинение

«На войне все средства хороши», - гласит русская пословица. Сегодня эту фразу часто применяют в повседневной жизни, используя слово «война» в качестве метафоры. Однако изначально смысл этой фразы, скорее всего, вмещал в себя гораздо больше смысла, переживаний и боли, чем сейчас. О каких «средствах» могла идти речь? И что же все-таки помогает победить на войне? Именно этим вопросом задается в данном мне тексте Д.А. Гранин.

Рассказчик рассуждает над проблемой не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в данной теме, создается ощущение, что сам он принимал участие в тех жесточайших боевых сражениях Северной войны. Описывая, как шла осада Нотебурга, автор обращает внимание читателя, как с самого начала все шло под откос: не справлялись военные советники, помощь солдатам не поступала, гибли лучшие гвардейцы. А тем временем Шведы тратили все свои ресурсы на оборону. Акцент всех описываемых действий делается на том, что переломный момент наступил тогда, когда подполковник Семеновского полка ослушался приказа царя и отказался отступать, пробудив в себе настоящий, нужный для победы боевой дух. Этот настрой охватил всех бойцов, они не оставили себе шанса отступить и штурмом заставили шведов сдаться.

Д.А. Гранин считает, что победить на войне помогает храбрость, мужество, боевой дух армии и чувство единства. Русским войскам удалось взять неприступную крепость лишь благодаря тому, что среди солдат появился боевой дух, и каждый действовал сердцем для своей страны и ради победы, а не ради приказа царя.

Мысль автора мне близка, и я тоже считаю, что самым верным, самым действенным средством на войне является проявление боевого характера, силы духа и человеческой храбрости, перед которыми не может устоять ровным делом ничего. В истории нашей страны известно много случаев, когда у бойцов открывалось второе дыхание, и они, не желая слушать приказы вышестоящей власти, действовали по зову собственного сердца, с одной лишь установкой: любыми способами ради своего Отечества добиться поставленной цели.

Примером подобного боевого настроя, совокупности патриотизма, героизма, ответственности перед своей Родиной и любви к ней служит Николай Плужников, герой романа Б. Васильева «В списках не значился». Молодой лейтенант стал последним защитником Брестской крепости, и только благодаря своему характеру и боевому настрою смог устоять до последнего и не отдать врагу то, за что погибло огромное количество бойцов. Николай Плужников, даже будучи совсем один, не чувствовал себя побежденным, в своих руках он ощущал ответственность за всех, кто погиб, защищая крепость. Голодный и изнеможённый, герой ни на мгновение не готов был сдаться, и его, слабого и уже совершенно на себя не похожего, боялись фашисты, ибо этот человек был воплощением русского духа. Таким образом, крепость так и не была отдана врагу, а её оборона стала примером мужества и стойкости советского народа, а также настоящего, непоколебимого русского характера.

Ярким примером служит и главный герой поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». На своем примере он показывает, что характер и желание победить могут заставить человека совершать немыслимые поступки. Чтобы донести сообщение до десантников, находящихся в тылу, Василий Теркин в одиночку переплывает реку, и это в тот момент, когда отовсюду гремели взрывы и у висков то и дело свистели пули. И хотя сам герой не считал свой поступок героическим, его подвиг внес огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией.

Таким образом, истинной причиной победы на каждой из войн было не количество оружия, не степень защищенности войск и не мудрость главнокомандующих. В самые тяжелые моменты сокрушительное действие оказывали русский характер, смелость и сплоченность солдат, мужество и боевой дух армии, готовой потерять свою жизнь ради свободы своего Отечества.

Наша история пронизана войной, временем трагическим для страны, но в то же время и героическим. Именно к войне обращается в своём тексте русский писатель и общественный деятель Д. А. Гранин, ставя перед читателем вопрос о том, как проявляется боевой дух народа.

В тексте писатель рассказывает об осаде Нотебурга. Он обращает наше внимание на то, что русская армия была в ужасном состоянии, была неспособна противостоять врагу - но солдаты всё равно преданно шли на штурм крепости. Также Гранин отмечает и храбрость шведов, которые сдались лишь тогда, когда шансы на победу полностью испарились, выдержав при этом тринадцать долгих ночных часов осады.

Во время боя Пётр I со своей батареи видел недостатки своей армии, её неопытность, видел, как бесполезно гибли люди. Не выдержав всего этого, он отдал приказ отступать.

Но подполковник Семёновского полка отказывается выполнить его: «Скажи царю, что я уже теперь не его, а Божий». Не зря он называет себя «Божьим» - это значит, что он полностью отрёкся от себя, и все свои силы, все свои мысли направил лишь на победу.

Гранин хочет показать нам, что боевой дух проявляется в готовности пожертвовать абсолютно всем ради победы, ради защиты своей Родины, и именно наличие боевого духа помогает одержать победу как в отдельном сражении, так и во всей войне. Я согласна с точкой зрения писателя. В истории русского народа мы можем найти множество примеров безрассудной храбрости солдат, когда они делали все возможное, чтобы защитить свою страну. Множество произведений литературы также посвящены этой теме.

Можно вспомнить роман Б. Васильева «В списках не значился».

Главный герой Коля Плужников, защитник Брестской крепости, пережил гибель друзей, предательство товарища, страшную смерть беременной невесты Мирры, он голодал и жил в развалинах, но всё равно продолжал сажаться. В Плужникове был тот самый боевой дух, о котором говорит Гранин. Один в поле тоже способен быть воином, если все его силы и помысли направлены только на одну единственную цель - борьбу с врагом.

Боевой дух проявляется не только у солдат на фронте, но и у тех, кто остался в тылу, и у тех, кто оказался в плену. Не теряет свой боевой дух во время жизни в концлагере Иван Соколов, главный герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека». За неосторожные слова его хотели расстрелять, но перед этим комендант лагеря предлагает ему выпить «за победу немецкого оружия». Соколов отказывается, но не отказывается выпить за свою смерть. Человек, больше похожий на призрака, в одном шаге от смерти, продолжал верить в победу русского народа и не прогибался под немцев, пусть даже переход на их сторону спас ему жизнь. Но в этот раз жизнь ему спасло уважение немцев к такому смелому противнику.

Таким образом, могу сделать вывод о том, что именно боевой дух солдат, их храбрость и готовность к самопожертвованию позволяет одержать победу в войне.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-04-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016-2017 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Победа и поражение»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись к примерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016-2017 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Победа и поражение».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - это большая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Победа и поражение».

  • Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»
  • Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Роман И.А. Гончарова «Обломов»

Аргументы к теме «Победа и поражение» 2016-2017

  • «Война и мир» Л.Н.Толстого

Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. Война 1812г. - это одно из самых масштабных и значимых для России событий, во время которого были продемонстрированы народный дух и патриотизм населения, а также мастерство русского главного командования. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях - а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.

  • «Отцы и дети» И.С.Тургенева

В произведении И.С. Тургенева конфликт поколений проявляется, в частности, в противостоянии молодого нигилиста Евгения Базарова и дворянина П.П.Кирсанова. Базаров - самоуверенный молодой человек, смело судит обо всем, считая себя человеком, сделавшим себя собственным трудом и умом. Его оппонент Кирсанов - вел разгульный образ жизни, многое пережил, прочувствовал, любил светскую красавицу и обрел, тем самым, опыт, который повлиял на него. Он стал более рассудительным и зрелым. В споре Базарова и Кирсанова проявляется внешняя победа молодого человека - он резок, но соблюдает при этом приличия, а дворянин не сдерживает себя, срываясь на оскорбления. Однако во время дуэли двух героев, казалось бы, одержанная победа нигилиста Базарова оборачивается поражением в основном противостоянии.

Он встречает любовь всей своей жизни и не может противостоять своим чувствам, как и признать это, ведь он отрицал существование любви. Да, здесь Базаров потерпел поражение. Умирая, он осознает, что прожил жизнь, отрицая все и вся, при этом потерял самое главное.

  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и казачью честь, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свою любовь, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно - и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток - духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.

Пример сочинения

В жизни человека сопровождает большое количество ситуаций, в которых ему приходится чему-то или кому-то противостоять. Зачастую, это какие-то обстоятельства, конкретные условия и борьба, где есть победители и проигравшие. А иногда это более сложные ситуации, где победу и поражение можно рассматривать с разных точек зрения.

Обратимся к сокровищнице аргументов из русской классической литературы - великому произведению Л.Н.Толстого «Война и мир». Значительную часть романа составляют военные действия времени Отечественной войны 1812г., когда весь русский народ встал на защиту страны от захватчиков-французов. Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях - а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.

В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и честь казачьего войска, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свои чувства, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно - и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток - духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.

Таким образом, стоить говорить о том, что победа не всегда являет собой превосходство и уверенность - то, что мы привыкли себе представлять. И, кроме того, зачастую победа и поражение идут рядом, дополняя друг друга и формируя особенности личности человека.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Что помогает победить на войне? Какие качества необходимы солдатам, чтобы одержать верх над неприятелем? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Д. Гринина.

Раскрывая причины победы на войне, автор рассказывает об осаде крепости, которую шведы называли Нотебург, а русские – Орешек. Крепость считалась неприступной: стены высокие, полоска суши между стенами и водой узкая, осаждающим не развернуться. Видя, как гибнут во время приступа его любимцы: преображенцы и семёновцы, Пётр Первый отдал приказ отступать, но подполковник Михаил Голицын ослушался приказа, попросив передать царю, что он уже «не его, а Божий».

Пётр не рассердился, а возликовал: появился боевой дух! Гвардейцы повторили приступ, зная, что назад пути нет (суда пустили по течению реки вниз). Крепость была взята и переименована в Шлиссельбург.

Приведём литературный аргумент. В романе – эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» великий классик рассуждает о причинах побед и поражений.

Почему в Аустерлицком сражении союзническая армия России и Австрии потерпела поражение от армии Наполеона, несмотря на численное превосходство? Русские солдаты не понимали причин и смысла этой войны на чужой территории, между союзниками отсутствовало взаимопонимание. А между тем в Шенграбенском сражении русские одержали победу над французами, несмотря на численное превосходство врага, благодаря таким героям, как капитан Тушин. Толстой даёт понять, что одерживает победу тот, кто чувствует нравственное превосходство, на чьей стороне правда.

Почему советский народ одержал победу над фашизмом? Потому что наш народ чувствовал справедливость своей борьбы: мы отстаивали свободу и независимость своего Отечества. Сила духа, стойкость, мужество, любовь к Родине, чувство собственного достоинства, гордость несломленного духа, чувство единения со своим народом и всей страной помогли советским людям победить коварного и жестокого врага. Люди не щадили себя, совершали беспримерные подвиги. Александр Матросов закрыл своей грудью вражескую амбразуру; лётчик Николай Гастелло направил горящий самолёт на колонну. С немецкой техникой; юные подпольщики Краснодона вели борьбу с оккупантами, не боясь смерти, и приняли жестокую казнь. Таких примеров бесчисленное множество. Не только на фронте, но и в тылу ковалась победа, и к ней причастны не только мужчины, но и старики, женщины, дети. Весь народ от мала до велика поднялся на борьбу с захватчиками.

Мы пришли к выводу, что стойкость, сила воли, чувство справедливости и нравственное превосходство помогают одержать победу на войне.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.