Борис черты характера гроза. Образ и характеристика бориса в пьесе гроза островского сочинение

В пьесе Островского «Гроза» персонажей можно условно поделить на представителей «тёмного царства» и на его жертв. К представителям относят Дикого и Кабаниху, а вот в числе жертв называют Катерину, Тихона и Бориса. Однако можно ли с уверенностью говорить, что последний из перечисленных действительно является жертвой «тёмного царства»? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Характеристика Бориса в пьесе «Гроза» может уместиться в одном предложении: слабовольный приезжий юноша, готовый поступиться своими моральными принципами ради получения денег. И это действительно так. Но делает ли его это жертвой?

О внешности Бориса из пьесы «Гроза» сказано немного. Это молодой человек, приехавший из Москвы. Одет он иначе, чем жители Калинова, по-столичному, на заграничный лад. Борис отличается от калиновцев восприятием мира, но сам он будто кичится этим. Безусловно, долю снобизма добавляет то, что Борис получил образование. Но здесь, в Калинове, это никого не интересует. Гораздо важнее и показательнее становятся его мотивы приезда в город, действия в жизненных ситуациях и отношение к другим.

Борис Григорьевич, племянник Дикого, приехал в город вовсе не потому, что соскучился по родственнику. Борису, как, собственно, и остальным в городе, просто нужны деньги. Дикой, будучи скупым и алчным человеком, не хочет отдавать наследство, которое полагается его племяннику. А Борис, понимая, что законным путём денег не получишь, решает «наладить отношения» с дядей, чтобы тот подобрел и отдал сумму. Но ни у племянника, ни у Дикого нет родственных чувств. Савл Прокофьевич оскорбляет и ругает Бориса, а тот не хочет больше оставаться в Калинове, но переступает через свои принципы ради денег.

Образ Бориса в пьесе «Гроза» Островского связан с любовной линией. Борис влюбляется в Катерину, по крайней мере, он сам так считает. Но с приездом Тихона проходит несколько дней их тайных встреч с Катей, и здесь открывается настоящее лицо Бориса, трусливое и мелочное. Катерина была полна решимости признаться в своих чувствах всей семье только за тем, чтобы честно жить с Борисом, но вот Борис считал иначе. Он очень боялся, что Катя расскажет об их прогулках, пытался уговорить девушку молчать. Юноша сокрушался о том, что уже все кончено в тот момент, когда Катерина ещё не сказала ничего мужу и свекрови. То есть он отказался брать на себя ответственность за девушку и за свои чувства, Борису легче сбежать от проблемы и жалеть о потерянном. К сожалению, ни он, ни Тихон не сумели и не смогли бы никогда защитить Катерину от царства лжи и обмана. Особенно показателен в этом отношении последний разговор Бориса и Кати. Борис понимает, что с девушкой что-то не так, но не спрашивает о её состоянии. Вместо этого Борис усугубляет положение: ему нужно уехать в Сибирь, надолго, Катю брать он не хочет. Подобными словами он даёт понять девушке, что на самом деле никаких глубоких чувств Борис на самом деле не испытывал. Пока ему было хорошо и легко - он был с Катей. Как только начались проблемы - он ушёл.

Приведенная характеристика образа Бориса пригодится учащимся 10 классов во время сбора материала для сочинения на тему «Характеристика Бориса в пьесе «Гроза» Островского».

Тест по произведению

Известный критик Аполлон Григо-рьев считал, что главный худо-жественный недостаток «Грозы» — «это безличность Бориса... Во что тут было влю-биться? — невольно спрашивал себя каждый, но, вероятно, никто из добросовестно мыслящих людей не сомневался в том, что Катерина должна была, по роковой необходимости своей обстановки, влюбиться в кого-нибудь».

Да, было в любви Катерины что-то от роковой необходимости, но влюбиться она должна была не в кого-нибудь, а именно в Бориса. Немало в Калинове было молодых парней — да хоть того же Кудряша можно вспомнить или его товарища Шапкина. И все-таки мы понимаем, что Катерине как героине трагического плана нужен был другой избранник, не похожий ни на кого из калиновцев и — по ин-стинктивному ее прозрению — чем-то похожий на нее. Чем? Да той же странностью, необычностью, тем одиночеством, даже неприкаянностью, что могло не броситься в глаза Катерине.

В городе Борис всем чужой, и Островский под-черкивает это с самого начала в авторском предуве-домлении: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-рус-ски». Он один ходит в непривычном для Калинова европейском костюме. Нравы, обычаи провинциаль-ного городка ему совершенно не знакомы: что-то его пугает, но что-то кажется поэтическим и прек-расным. Он восторгается красотой ночи, радостью любовных свиданий. «Это так ново для меня, так хорошо, так весело!»

Но обратили ли вы внимание, что во время первого свидания с Катериной Борис, несмотря на самые клятвенные уверения («я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!»), думает преж-де всего об удовольствиях, которые сулят ему встре-чи с молодой и красивой женщиной? Он не хочет вначале даже думать о том, к чему могут привести эти свидания, чем грозят они той, которую он, по его же словам, так пламенно любит.

«...Не печаль меня, — обращается он к Катерине, которая говорит ему о своих трагических предчувст-виях. — ...Ну, что об этом думать, благо нам те-перь-то хорошо!» А узнав, что Тихон уехал на две недели, Борис с нескрываемым удовлетворением во-склицает: «О, так мы погуляем! Время-то довольно».

Так еще раз возникает в пьесе тема времени. За пределы двух недель Борис просто не желает загля-дывать. Для него и этого времени вполне довольно. А ведь в этом небольшом временном промежутке (на самом деле Тихон вернулся даже раньше) реши-лась судьба и Катерины, и его самого. Но понял это он (как и Тихон) лишь тогда, когда Катерину потерял.

Не кажется ли вам странным, что Тихон, уже переживший мучительный внутренний кризис, видит в Борисе не только врага (что вполне объяснимо), ио и глубоко страдающего человека, даже испы-тывает до определенной степени сочувствие и жа-лость к нему? Вспомните или же перечитайте нача-ло пятого действия, разговор Тихона с Кулигиным. Сцена эта много дает для понимания молодого Кабанова, его нового образа мыслей. Но она же заставляет по-другому взглянуть и на Бориса, о котором Кулигин с участием спрашивает: «Ну, что же он, сударь?» Тихон отвечает: «Мечется тоже; плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали — молчит. Точно дикий какой сде-лался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет». Справедливый Кулигин делает вывод: «Хороший он человек, сударь».

Надо быть всегда внимательным к тексту. Поче-му при характеристике Бориса мы часто стара-тельно обходим этот разговор? Потому, что он не соответствует устоявшейся точке зрения? А между тем сцены из пятого действия свидетельствуют о том, что Борис тоже изменился — и изменился в лучшую сторону. Теперь-то он уже не о себе ду-мает, а о Катерине, не о своих удовольствиях, а о ее судьбе. Ему самому можно бы и не поверить, но об этом говорит Тихон, объективность которого сом-нений не вызывает. Материал с сайта

Первое и последнее свидания Бориса и Катерины очень различны. Обратите, в част-ности, внимание на тональность речей Бориса. Теперь его слова проникнуты грустью и болью: «Ну, вот и поплакали вместе, привел Бог». И реплику его: «Не застали б нас здесь», — которую часто цитируют в укор Борису, необходимо рассматривать в общем кон-тексте разговора. Он же не о себе, а о ней беспо-коится. И в минуту острейшего душевного волнения прорываются у него такие народные, почти деревен-ские слова: «Измучусь я дорогой-то, думавши о тебе».

Не такой уж безличный Борис, как казалось некогда А. Григорьеву. В конце пьесы в нем стано-вятся заметны проблески искреннего чувства, спо-собность к глубоким переживаниям. В этом он до некоторой степени схож с Тихоном, хотя, как нам кажется, Тихон все же в большей степени прояв-ляет в сложнейшей психологической ситуации ду-шевный такт, благородство и человечность.

И все же не быть Борису «вольной птицей», как он сам себя называет. Увы, сидит он в тесной клетке, откуда ему никогда не вырваться. Судя по всему, не вырваться и Тихону. В пьесе это удалось только Катерине — но ценой жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • цитаты варвары гроза
  • борис в грозе островского
  • характеристика бориса в пьесе гроза цитаты
  • островскийгрозаобраз бориса
  • островский гроза характеристика бориса

Пьеса «Гроза» Краткое содержание

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите.И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!»

Очень краткий пересказ сюжета пьесы Островского «Гроза»

В городке Калинов на Волге веками сохраняются старые порядки и привычки. Горожане этих мест страшатся нового времени и перемен. Главная героиня юная Катерина резко отличается от всех. Она человек «тонкого душевного склада» и ей невыносимо тяжело жить с мужем и крутого нрава свекровью под одной крышей.

Однажды в город приезжает образованный и интересный Борис, он становится для Катерины неким идеалом мужчины. Пока её супруг в отъезде, она с ним встречается. Но, как женщина честная, признаётся в своём поведении семье. Бедняжку буквально закрывают в четырёх стенах, контролируют каждый шаг и вздох. Борис вынужден покинуть Калинов. Понимая, что с отъездом любимого в её жизни не остаётся никакой надежды на счастье, Катерина решается на самоубийство.

Пьеса «Гроза», все явления, краткое содержание

Действие 1

События уносят читателя в середину девятнадцатого столетия на площадь вымышленного городка на берегу Волги. Здесь происходит диалог между часовщиком Кулигиным и конторщиком Кудряшом, во время которого упоминается грубый нрав купца Савела Прокофьевича Дикого. Лёгкий на помине помещик тут же появляется на сцене. Он ругает своего племянника Бориса. Из-за того, что не может получить от дяди часть наследства, Борис терпит выходки Савела Прокофьевича. После того, как родственники расходятся, Борис Григорьевич раскрывает тайну своей любви. Он испытывает чувства к замужней женщине Катерине. Она в свою очередь тоже выходит на прогулку в окружении родственников мужа, властной мамы Марфы Игнатьевны Кабановой, мужа Тихона Ивановича и его сестры Варвары. Из завязавшегося разговора становится понятно, что свекровь жутко ревнует сына к невестке, а сестра пытается заступиться за бедную девушку. Действие заканчивается тем, что Катерина признаётся в своих чувствах к Борису.

Действие 2

Во втором действии Тихон собирается в поездку на две недели. Катерина просит взять её с собой. Но тот, даже не подозревая о том что обижает жену своими словами, вслух рассуждает о том, что и так дождаться не мог этой поездки, чтобы улизнуть от матери и не слушать её наставлений, а тут ещё и супруга навязывается. Перед отъездом Тихон прощается с женой в присутствии матери, и даёт её те указания, которые просит назвать Кабаниха. Катерина совсем не рада тому, что муж уехал, ведь теперь её мучает искушение встречи с Борисом, который тоже желает увидеть свою возлюбленную. К тому же хитрая Варвара выкрала у матери ключ от калитки и вручила его влюблённой.

Действие 3

В третьем действии состоялось тайное свидание Екатерины и Бориса. Девушка смелеет и обнимает своего возлюбленного. Более того, парочка договаривается встречаться все две недели в отсутствии мужа.

Действие 4

Тихон Иванович возвращается из поездки на четыре дня раньше. Жену мучают угрызения совести, она всё время плачет. Во время очередной прогулки семейства на площади разворачивается разговор о том, что будет сильная гроза, которая вызовет пожар или ещё что-нибудь пострашнее. Катерина говорит мужу, что гроза убьёт именно её. Тут появляется сумасшедшая барыня, которая произносит в адрес Екатерины страшные пророчества. Девушка не выдерживает и при всех признаётся свекрови и мужу в измене.

Действие 5

Тихон пьянствует и жалуется знакомым на жену. Кабанова попрекает невестку и говорит о том, что в давние времена за такое вообще убивали. Варвара сбежала из дома с Кудряшом. Борис по приказу дяди должен уехать в Сибирь. Но племянник Дикого успевает встретить Катерину. Происходит трепетный диалог, в котором они признаются друг другу в любви. После Катерина отправляется к обрыву, чтобы совершить свой последний шаг в бездну. Кабановы тем временем разыскивают сбежавшую невольницу. Но находят лишь бездыханное тело, вытащенное из воды. У трупа любимой жены Тихон говорит, что мама виновата в случившемся.

Выводы

Сюжет пьесы «Гроза» до боли простой и понятный. Но настолько тиранический и антигуманный, что въедается в память и свербит душу. И пусть прошло уже несколько столетий, поменялись нравы и принципы людей, а трагическая история актуальна до сих пор. Если оглянуться вокруг, то в соседях родственниках и друзьях, можно увидеть Кабаниху, Дикого, Тихона, Варвару или Екатерину. Неумолимо бежит время, а человеческие характеры остаются неизменными. Те же прегрешения, искушения и слабости.

Образы героев из пьесы А.Н. Островского «Гроза»

Преамбулой к описанию персонажей хочется привести цитату из «Мастера и Маргариты» Михаила Афанасьевича Булгакова»: «… они – люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…»

Характеристика Катерины из пьесы Островского «Гроза»

Современники автора назвали Екатерину «лучом света в тёмном царстве». На первый взгляд, эта девушка нежный цветок, который вянет в неволе.жизни до замужества она росла в ласке и любви, беззаботно и счастливо. В семье мужа несчастная женщина оказалась во власти деспотичной свекрови. По мере раскрытия основных черт личности, становится понятно, что характер Катерины в пьесе «Гроза» раскрывается с другой стороны. Оказывается, нежная и хрупкая девушка – достаточно сильная и волевая личность. Она уверена, что никто и ничто не сможет заставить её совершать что-либо против воли. И последний отчаянный шаг – это не слабость, это акт протеста. Она- личность, со своими мыслями, чувствами и интересами. И никакая сила не сможет сломить её дух.

Характеристика Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) в пьесе Гроза

Сильная, волевая, деспотичная, властная женщина. Тиран, который старается держать всю семью под контролем. Стоит ли рассказывать о том, что супружеская жизнь её сына и невестки разваливается из-за непрестанных вмешательств назойливой старушки. Марфа Игнатьевна в своих нравоучениях может легко обидеть и оскорбить. Но свято верит в то, что без её «мудрых» наставлений развалится вся семья.

Характеристика Тихона Ивановича Кабанова из пьесы «Гроза»

Тихий, безропотный, без собственного мнения, плывущий по течению мужчина. Не может ни за себя постоять, ни за свою жену заступиться. Радуется мимолётным мгновениям, в которые ему удаётся ускользнуть от бдительной мамаши и ненадолго расслабиться. Хотя расслабляется от также примитивно, как и живёт. Вся радость состоит в том, чтобы украдкой опрокинуть пару стаканчиков водки. Предпочитает убегать от проблем, спрятавшись в своём панцире. Не хватает ему сил взять на себя вину за смерть Катерины. В последнем действии безропотный Тихон обвиняет в случившемся свою мать.

Характеристика Варвары из пьесы «Гроза»

Молодая азартная девушка, сестра Тихона, дочь Марфы Игнатьевны Кабановой. Умна, хитра, прозорлива. Умеет подстроиться под ситуацию. Про таких людей говорят «выходит сухим из воды». Сыграла значительную роль в судьбе Катерины и Тихона. В свою очередь не пожелала покоряться деспотии матери и сбежала из родного дома.

Характеристика Бориса Григорьевича из пьесы «Гроза»

Красивый молодой человек, интересный, образованный, ярко отличающийся от остальных жителей городка. Нежному и трепетному сердцу наивной девушки сложно не влюбиться в такого. Он и сам мучается от тайной любви к замужней девушке. Судьба подарит ему несколько счастливых мгновений, но впоследствии придётся покориться воле своего дяди и отказаться от собственных чувств.

Характеристика Савела Прокофьевича Дикого в пьесе «Гроза»

Жадный и скупой купец. Не даёт спокойной жизни ни окружающим, ни родным. Страдают от него и наёмные работники, и соседи, и знакомые. Самое страшное, что он даже не пытается признать своей вины и считает, что ведёт себя должным образом.

Характеристика Ивана Кудряша из пьесы «Гроза»

Самовлюблённый, смелый, уверенный в себе молодой человек. Хвастун, грубиян. К влюблённой в него Варе относится холодно, принимает её чувства как должное. Способный на отчаянное поведение и рискованные поступки.

Борис Григорьевич – это молодой человек, приехавший из Москвы в город Калинов, описанный Островским в его пьесе «Гроза». Он очень выделяется среди жителей городка, так как одевается совсем не так, как они, и общается тоже по-другому. Горожане даже называют его иностранцем. Он имеет совсем другие взгляды на мир и его окружение, а еще у него есть образование, что так же является его отличительной чертой.

В городок Калинов он приехал лишь для того, чтобы его дядька Дикий после смерти оставил ему наследство, потому что деньги являются для Бориса неотъемлемой частью его жизни. А так как по собственному желанию Дикой не собирался оставлять наследство своему племяннику, тот решил приехать и наладить отношения с дядей.

Волею судьбы Борис влюбляется в Катерину Кабанову, у которой уже есть любящий муж Тихон. Но душевное состояние девушки совсем не заботит Бориса. Он боится, что об их тайных свиданиях могут все узнать и даже просит Катерину никому ничего не рассказывать, однако, Катерина, наоборот, готова сбежать с любимым или рассказать всем об их чувствах. Борис просто не захотел брать на себя ответственность за их отношения с Катериной и за их тайные свидания.

Поведение Бориса показывает все его отрицательные черты характера, ведь при первых же трудностях он хочет уехать из города, а девушку он брать с собой отказывается, что говорит о том, что чувства его не были такими сильными, как казалось вначале. Трусость Бориса не дает ему разглядеть тяжелое душевное состояние Катерины при их последнем разговоре, хотя он и замечает, что с девушкой творится что-то неладное, он просто не спрашивает ее об этом и продолжает думать только о себе. Ведь пока у них с Катериной было все прекрасно, он был с ней и его все устраивало, но как только все пошло не по его сценарию и начались серьезные проблемы, Борис бросил девушку в трудную минуту.

Автор хорошо описал этого молодого юношу, в котором наравне со стильностью и образованностью уживаются меркантильность и мелочность, а любовь так и осталась для Бориса за гранью его личных интересов, хотя он прекрасно понимал, что девушка без него погибнет. Он просто не стал бороться за свою любовь, поддавшись трусости и своей безвольности.

Вариант 2

В пьесе "Гроза", написанной А. Н. Островским в 1859 году, племянник купца Дикого Борис является одним из центральных персонажей. Приятные манеры, воспитанность и обходительность заметно выделяют приехавшего из Москвы Бориса среди жителей провинциального городка Калинова.

Родился и жил Борис в Москве, приехать в Калинов его вынудили трагические обстоятельства - его родители умерли во время эпидемии холеры. Оставшись один, Борис принимает решение ехать в Калинов к своему дяде, богатому купцу Дикому, с целью получения наследства.

Однако то, что принадлежит Борису по праву рождения, Дикой ему отдавать не планирует. У Дикого есть свои родные дети, и он желает, чтобы все досталось им. Согласно завещанию родителей, Борис может рассчитывать на толику наследства лишь в том случае, если будет почтительно относиться к дяде. Но Дикий делает все, чтобы Борису ничего не досталось, потому что он жаден и довольно жесток к другим людям. Со временем Борис впадает в уныние и начинает терять надежду что-то получить, но у него из-за слабости характера не хватает духу уехать. Он продолжает жить в доме Дикого, и заискивать перед грубым и жестоким дядюшкой.

Островский характеризует Бориса, как самого слабохарактерного персонажа пьесы. Борису не нравится жить, по его словам, "в трущобе". Однако он даже после того, как осознает, что от дяди-самодура ничего не получит, продолжает жить в его доме и заискивать перед ним. Он не решается уехать и увезти свою возлюбленную Катерину, чем косвенно толкает ее к гибели. Он не может защитить ни Катерину, ни самого себя, ничего не способен предпринять, кроме как сотрясать воздух напрасными и бесполезными стенаниями, в которых вечно жалеет только себя, что говорит об эгоизме Бориса и неспособности его любить по-настоящему.

Борис не способен из-за собственного безволия, эгоизма и слабохарактерности понять всю глубину личности Катерины. Катерина же, в свою очередь, выделяет недостойного ее любви Бориса лишь из-за того, что его манеры слишком отличаются благородством и изысканностью от грубоватых манер знакомых ей провинциальных мужчин городка, в котором она живет.

Малодушный Борис - совсем неподходящая пара для Катерины. И даже появившиеся чувства к Катерине являются для Бориса поводом сокрушаться о том, что он несчастен и все у него не так, как надо - и молодость его в трущобе загублена, и женщину любимую видеть столько, сколько хочется - недоступно. Любовь к Катерине стала еще одним поводом для нытья - как это противно и эгоистично со стороны Бориса. Катерина в конце пьесы погибает, по сути, из-за малодушия и безволия Бориса, который так и не решился уехать и увезти ее с собой.

Сочинение про Бориса

А. Н. Островский в пьесе «Гроза» помещает своих героев в вымышленный приволжский город Калинов. Так как подобная история могла произойти в любом русском городе. В то время нравы везде царили одинаковые. Сами же персонажи носят собирательный характер.

Одним из главных героев драмы стал Борис Григорьевич. Это молодой мужчина, приехавший в Калинов из Москвы. Целью его пребывания в провинциальном городе стало наследство бабушки. Но условия его получения не так просты. Необходимо «уважительно относиться» к дяде Дикому, который отличается крутым нравом и лютой жадностью. Юноша в глубине души понимает, что денег он так и не увидит, но продолжает надеяться.

Борис представляется писателем как хорошо образованный, начитанный молодой человек, отличающийся модным стилем одежды и современным столичным нравом с оттенками снобизма. Еще в примечании к первому действию читателю сообщается, что «одеты все по-русски, кроме Бориса». На фоне других жителей Калинова он выглядит как заграничный франт. Его родители не смогли жить в провинциальном городе. Так как бабушка не взлюбила образованную и интеллигентную невестку, которую привел в дом сын. Мать и отец уделяли должное внимание воспитанию двух своих детей. Борис учился в Коммерческой академии, а его сестра получила воспитание пансиона. Но, к сожалению, родители умирают в эпидемию холеры. И дети остаются практически без средств к существованию.

Столичному кавалеру скучно и тоскливо в приволжском городке. Не с кем поговорить на равных. Образование здесь не в почете. А дядя постоянно его за что-то бранит, таков уж у него характер. Борис все сносит безропотно. Влюбленность юноши в Катерину Кабанову определяется ее недоступностью и тем, что она резко отличается от других девушек города. Она умна, красива, интересна, нежна и предана. У нее сильный и волевой характер. Сам же Борис этим качеством похвастаться не может. Молодой мужчина плывет по течению жизни.

Бориса Григорьевича можно обвинить в меркантильности. Ведь он исполняет волю дяди и уезжает из города, оставив возлюбленную в беде. Но, думаю это обвинение не будет правильным. Юноша добрый, он жалеет Катерину, понимая как тяжела ее участь. И надеется облегчить ее, если перестанет с ней видеться. Даже Тихон говорит о том, что Борис просил: «делайте со мной что угодно, только ее не мучьте». Жалко герою и свою сестру, ведь он не только за себя несет эту ношу. Нужно обеспечить сестру приданым.

Но силы душевной у героя нет. Он сам сокрушается: «Да кабы сила!» Борис окончательно губит Катерину тем, что не увозит ее с собой. И только, все понимая, желает ей скорейшей смерти как избавления от страданий.

Персонажи «Грозы» делятся на две части: темное царство и его жертвы. Кабаниха и Дикой правят этим царством. И я думаю, что жертвой полноправно можно считать только Катерину. Варвара и Кудряш – хорошие приспособленцы. А Тихон и Борис просто слабые морально люди, потакающие самодурству и тирании. Тем самым подпитывая темное царство, отчасти создавая его сами.

Александр Николаевич Островский (1823-1886) - русский драматург, чьи работы стали самым важным этапом в развитии российского национального театра. На фоне таких представителей реалистического периода как Тургенев, Достоевский и Толстой, Островский выделялся уникальной точкой зрения описания русской жизни. В этой теме у писателя не было равных, хотя его талант распространяется гораздо шире. Одной из центральных пьес в творчестве Александра Николаевича Островского является «Гроза».

Это история Катерины, страдающей в несчастном замужестве с купцом Тихоном Кабановым, который хоть и является человеком добрым, но всё же безвольным перед словом своей деспотичной матери. А свекровь старается всячески усложнить жизнь девушки, привыкшей к любви близких. Неожиданно для себя Катерина, вышедшая замуж рано и не испытавшая никаких радостей жизни, влюбляется в Бориса, племянника местного купца. Они могут быть счастливы, но Катерина не может позволить себе жить «во грехе» и всё рассказывает мужу в присутствии свекрови. С этого момента её жизнь превращается в кошмар. Дядя отсылает Бориса в Сибирь, а Катерина, измученная своей совестью, бросается с обрыва.

Гроза, которая неоднократно упоминается героями пьесы, так и не происходит, все только ждут её прихода.

Литературный критик Николай Добролюбов считал эту пьесу символом перемен в российском обществе, которые припали на 1860-е годы. К моменту выхода либеральные реформы Александра II еще не вступили в силу, но все уже знали о предстоящих переменах. Царь собирался отменить крепостное право и ввести равенство в глазах закона. В своей статье Добролюбов описывает Катерину как «луч света в царстве тьмы». В этой пьесе семья Катерины и жители города символизируют невежество «старого мира».


Иллюстрация к пьесе «Гроза»

Таково было мнение критиков. Но с созданием этой пьесы связана интересная история, так как современники писателя считали, что она основана на реальных событиях, произошедших в городе Костроме в 1859 году.

«Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжелая жизнь погибшей, её тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови, задержки части приданого.

В городе ходили упорные слухи о том, что староверка старуха Клыкова не сошлась с православной молодой Александрой в обиходе домашней жизни, что она её сильно притесняла, что молодой Клыков был человек хотя и добрый, тихий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену».

Иллюстрация к пьесе «Гроза»

Пьеса «Гроза» совпадала с этим происшествием в мельчайших деталях: количество членов семьи, их характеры, общая остановка в городе и даже диалоги, которые иногда были во многом буквально схожи с реальными. Поэтому, когда в 1860 году в Костроме вышла отдельным изданием пьеса А.Н. Островского «Гроза», то её жители мгновенно связали её с «клыковским делом». Самые предприимчивые даже проложили туристический маршрут и показывали место, с которого якобы сбросилась Александра-Катерина. А когда в Костроме ставили «Грозу», то актёры всячески пытались копировать на сцене Клыковых. Позже Н.И. Коробицын в своем исследовании «Опыт комментария к драме «Гроза»» также указывал на все эти сходства. Он указал на ряд следующих совпадений: Александру выдали замуж, когда ей исполнилось всего 16 лет, Катерина также вышла замуж рано, в пьесе ей было 19 лет; они обе имели деспотичную свекровь и бесхарактерного мужа; ни в семье Клыковых, ни в семье Кабановых не было детей; у Александры были отношения с работником почты, в то время как Катерина была влюблена в Бориса.

Иллюстрация к пьесе «Гроза»

И, тем не менее, «Гроза» не имела с этим происшествием ничего общего. Островский физически не мог черпать факты из дела Клыковых, так как он начал писать пьесу в июле 1859 года, а закончил её 9 октября и уже 14-го отдал в печать, ровно за месяц до происшествия с семьей Клыковых.

Но реальные события всё-таки легли в основу пьесы, хотя касались они не одной семьи и даже не одного города. Когда в 1856 и 1857 Александр Николаевич Островский совершил, так называемую, «Литературную экспедицию», он посетил такие приволжские города как Торжок, Тверь, Кинешма. Жизнь в этих городах, которая для его жителей была обыденным делом, казалась писателю во многом необычной. И некоторые увиденные им сцены и услышанные разговоры вошли в «Грозу». Островский практически ничего в них не изменил и передавал лишь то, что видел в действительности, таким образом, придав пьесе, своего рода, народности.


Кадр из телеспектакля «Гроза» (1977, реж. Феликс Глямшин, Борис Бабочкин)

Что касается главной героини, Катерины, то, хоть её судьба во многом и была схода с Александрой Клыковой, её прототипом многие считают актрису Любовь Павловну Косицкую, которая и воплотила образ Катерины на сцене. Она родилась на Повольжье, но в возрасте 16 лет сбежала из родительского дома в надежде найти лучшую жизнь. По слухам, у Косицкой был роман с Островским. Но так как у них обоих были семьи, дальнейшие отношение были невозможны. Интересно, что некоторые биографы Островского пишут, что сон Катерины в «Грозе» был переписан из личных записей Любови Косицкой. Также актриса, как и героиня пьесы, отличалась чрезмерной любовью к церкви и богобоязненностью.

«До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».

Катерина, пьеса А.Н. Островского «Гроза»


Спектакль «Гроза» Димитровградского драматического театра им. А. Н. Островского

ЦИТАТЫ ИЗ ПЬЕСЫ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Чужая душа потёмки (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Кабановой).

Молчи, коли уж лучше ничего не умеешь (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Варвары Кабановой).

Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили — все равно (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Бориса Григорьевича).

А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето и зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается. Вот что умные-то люди говорят (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Феклуши).

Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут! (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Барыни).

Отчего люди не летают! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Катерины).


Спектакль «Гроза» на сцене Вологодского государственного драматического театра

Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Калугина).

Легко сказать - бросить! Тебе это, может быть, все равно; ты одну бросишь, а другую найдешь. А я не могу этого! Уж я коли полюбил… (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Бориса Григорьевича).

Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Варвары Кабановой).

Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Кабановой).


Кадр из фильма «Гроза» (1934, реж. В. М. Петров)

Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Кабановой).

Честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Калугина).

Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Катерины).

Нельзя, матушка, без греха: в миру живем (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Феклуши).

Вот тебе первая примета: как ты увидишь его, вся в лице переменишься (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Варвары Кабановой).

Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Катерины).

Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Калугина).

Александра Островского часто называли предшественником Антона Чехова. Он написал 48 оригинальных пьес и практически в одиночку создал русский национальный репертуар. Пьесы Александра Николаевича Островского можно встретить практически в каждом российском театре, так как их сюжеты более чем за сто лет ничуть не утратили своей актуальности.

Скачать электронную книгу А.Н. Островского «Гроза», а также другие произведения писателя бесплатно и без СМС вы можете в разделе .