Биография писателя.

Иван Александрович Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске в зажиточной купеческой семье, сохранившей патриархальный уклад жизни.

В возрасте семи лет Иван потерял отца. Воспитывать детей матери-одиночке помогал крестный, моряк в отставке, Николай Николаевич Трегубов. Он фактически заменил Гончарову родного отца и дал ему первое образование. Далее будущий писатель обучался в частном пансионе недалеко от дома. Потом И.А. Гончаров учился в Московском коммерческом училище (1822-1830 ). В 1830 году для поступления в университет был уволен из купеческого звания. В 1834 году окончил словесное отделение Московского университета. Служил секретарем в канцелярии симбирского губернатора (1834 – апрель 1835 ), в Департаменте внешней торговли Министерства финансов (Санкт-Петербург) в качестве переводчика (1835 ). С лета 1835 года Гончаров работает домашним учителем в доме Н.А. Майкова (отца А.Н. Майкова и В.Н. Майкова), в литературно-художественном салоне которого познакомился со многими писателями, журналистами; в рукописных журналах Майковых помещал стихи и повести шуточного содержания (в т.ч. «Лихая болесть», 1838 ; «Счастливая ошибка», 1839 ).

Расцвет его творческого пути совпал с важным этапом в развитии русской литературы. В 1846 году писатель знакомится с кружком Белинского, и уже в 1847 году в журнале «Современник» публикуется «Обыкновенная история», а в 1848 – рассказ «Иван Савич Поджабрин», написанный им шесть лет назад.

Уже в первом романе «Обыкновенная история» (1847 ), принесшем Гончарову известность, ярко проявилась способность преображать частные характеры и местные ситуации в «коренные» общечеловеческие типы и коллизии. В основе романа – извечный конфликт идеализма и рационально-прагматического практицизма (находящий выражение в столкновении 20-летнего провинциала Александра Адуева, выпускника Московского университета, и его 37-летнего дядюшки, столичного чиновника и предпринимателя Петра Ивановича).

В качестве секретаря экспедиции под начальством адмирала Е.В. Путятина Гончаров с 1852 по 1854 года участвовал в кругосветном плавании на военном корабле «Паллада». Путевые записки, появлявшиеся в периодике, составили книгу «Фрегат «Паллада»» (отд. изд., 1858 ) – уникальный образец «географического романа», героями которого стали целые народы, страны и континенты. Гончаров видит залог подлинного прогресса своей страны и всего человечества в синтезе самых разных начал человеческого бытия: делового и созерцательного, рационального и эмоционального, цивилизованного и «естественного».

В 1856-1860 гг . Иван Александрович Гончаров цензор Петербургского цензурного комитета; в 1862-1863 гг . – редактор газеты «Северная почта». С декабря 1857 по весну 1858 Гончаров преподавал цесаревичу Николаю Александровичу русскую словесность. С 1863 года – на службе в Совете по делам книгопечатания; с 1865 в совете Главного управления по делам печати. В 1867 году вышел в отставку в чине действительного статского советника. В 1876 году Гончаров избран действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете (почетный член с 1885 года) .

В 1859 году вышел роман Гончарова «Обломов» , сразу же признанный выдающимся художественным явлением (Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев и др.). Его главный герой – русский дворянин Илья Ильич Обломов – стал архетипичным образом новой европейской литературы наряду с Гамлетом, Дон Кихотом, Фаустом. В центре романа – любовная и жизненная драма Обломова; основу конфликта составляет противопоставление идеалов жизни-покоя (созерцательность, нежелание любых перемен, пассивность, вплоть до полной апатии, воплощенные в Обломове) и жизни-движения (представленной образами Андрея Штольца и Ольги Ильинской).

В последнем романе Гончарова «Обрыв» (1869) в значительно большей степени, чем в «Обыкновенной истории» и «Обломове», на первый план вынесена тема любви. Сюжет романа драматизирован двумя конфликтами, навеянными русской общественной ситуацией 1860-х годов, но как всегда у Гончарова универсализорованными: конфликтом отцов и детей, а также конфликтом «вечной правды» Христа с новой – вульгарно-материалистичной и антихристианской. Несовместимые идеологии конкретизированы в романе как полярно различные трактовки любви.

Романы Гончарова построены на внешне простых, лишенных занимательной интриги событиях, воплощающих, однако, неизменные духовно-нравственные устремления человека; в их основе – испытание главных героев любовью. В целом для поэтики Гончарова характерна установка на масштабное обобщение.

Среди других произведений Гончарова – мемуары «Необыкновенная история» (опубл. в 1924 году ) о творческих отношениях с И.С. Тургеневым; «Заметки о личности Белинского» (1881 ), «В университете» (1887 ), «На родине» (1888 ); очерки «Литературный вечер» (1880 ), «Слуги старого века» (1888 ); литературно-критические статьи «Мильон терзаний» (1872 ), содержащая блестящий анализ «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Лучше поздно, чем никогда» (1979 ), посвященная разбору собственных романов.

После романа «Обрыв» писатель часто впадал в депрессию, писал немного, в основном этюды в области критики. Гончаров был одинок, часто болел. Однажды простудившись, он заболел воспалением легких, из-за чего умер 15 (27) сентября 1891 года , в возрасте 79 лет.

Прочитайте биографию Ивана Гончарова, чтобы составить собственное мнение о жизни и творчестве писателя.

Гончаров И. А. (1812 – 1891) родился во второй половине июня в семье купца. В этот год началась военная кампания против армии Наполеона. В Симбирске, где он вырос, жила и его мать Авдотья Матвеевна, воспитывавшая Ивана Александровича после смерти его отца с трехлетнего возраста. Она отдала мальчика в духовный пансион к священнослужителю, расположенному на берегу реки Волги. Будущий писатель Гончаров учился там вместе с представителями дворянства. В подростковом возрасте увлекся книгами Озерова и Державина.

Говоря об образовании в биографии Ивана Гончарова, надо отметить, что с 1822 по 1830 годы он провел в стенах коммерческого училища в Москве, по окончании поступил в университет на словесную кафедру, избегал участия в каких-либо кружках и движениях. Сочинять Гончаров начал в 1838 году, ознаменовав этот период рассказом «Лихая болесть». Этот рассказ, а также «Счастливая ошибка» издавались под именем неизвестного автора в альманахе «Лунные ночи», принадлежащего Майкову. Известность ему принесли произведения «Обломов», «Обыкновенная история» и этюд «Миллион терзаний». В период службы в Петербурге, где он работает переводчиком с иностранного языка в департаменте внешней торговли министерства финансов, писатель обретает финансовую независимость и готовится увидеть свет в длительном путешествии, которое он начал в пятидесятых годах.

Знакомство со статьями Белинского в 1846 г. повлияло на рукопись «Обыкновенной истории». Литературный цензор высоко оценил творчество автора. Гончаров даже посвятит критику свое произведение «Заметки о личности Белинского». Иван Александрович являлся частым гостем дома Литераторов, и это в общем играет важную роль в биографии Ивана Гончарова. Через шесть лет после написания в журнале «Современник» печатается небольшой рассказ «Иван Савич Поджабрин», повествующий о государственном деятеле. Адмирал Путятин собрал экспедицию в Японию на военном корабле в 1852 г. Гончаров непременно присоединился к адмиралу и отчалил в мировое турне, как и мечтал со времен службы в Петербурге, в должности секретаря Путятина. В те годы Японию как рынок сбыта товаров рассматривали две страны Россия и США. Поэтому их кораблям было запрещено ходить в акваториях Японских вод. Для изменения положения и были сформированы дипломатические визиты в эту страну.

Поспешно вернувшись из странствий по миру, Гончаров издает книгу «Фрегат Паллада», в которой отражает путевые заметки из своего путешествия и несколькими годами позже выходит знаменитый «Обломов». По возвращении из кругосветного плавания писатель возвращается в департамент, где проводит недолгую службу. Вскоре в том же 1858 году он занимает кресло в цензурном ведомстве, впоследствии становится членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Издание «Вестник Европы» в 1869 году содержал на своих страницах любопытный роман «Обрыв» – объемная работа, после окончания которой автор уходит со службы.

Умер писатель в одиночестве в трехкомнатной квартире на ул. Моховая в Петербурге. Последние годы жизни он провел, оставшись холостым, в депрессии и с огромным желанием писать произведения дальше. Эти годы остались в биографии Ивана Гончарова, как темная страница. Благо вдохновение еще позволяло творить. По завещанию писателя его недвижимое имущество было передано слуге. Причиной смерти восьмидесятилетнего писателя явился воспалительный процесс в легочной ткани, что стало следствием простуды. До последнего момента он думал о своих произведениях и переписывался с другими творческими личностями.

Произведения Ивана Гончарова

Литературная биография Ивана Гончарова богата и разнообразна. Среди произведений автора особым вниманием его современников пользовались «Обрыв», «Обломов», «Заметки о личности Белинского», необыкновенная «Обыкновенная история», этюд «Лучше поздно, чем никогда», «Слуги старого века», «Май месяц в Петербурге». Эти произведения изучают в школах и в наши дни. Так, при оценке романа про Илью Ильича Обломова в своей статье Добролюбов четко указывает на разрушение старых устоев дворянского общества через анализ судьбы главного героя. Стало понятно значение общественного явления, получившего название "обломовщина", где нет места нововведениям Штольца, где царит дремлющий покой и вековая лень. Новый уклад лишает барина грубости, тупости и состояния безысходности. Буржуазный подход критикуется Щедриным. Он называет его представителя "чумазым буржуа", опошленным роскошью и предприимчивостью. А быт Обломова становится утраченным раем и истинным духом русского человека.

Он был одним из создателей великого русского реалистического романа. Современник Герцена и Тургенева, Островского и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Льва Толстого, Гончаров вместе с ними на протяжении ряда десятилетий привлекал к себе внимание передовой, демократической критики и широких кругов читателей.

Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске, образование получил в пансионе, затем в коммерческом училище и Московском университете (там он учился одновременно с Белинским, Лермонтовым, Герценом). Гончаров много читал, переводил, затем стал писать – в духе осмеянных им впоследствии романтических повестей и стихотворений молодого Адуева из романа "Обыкновенная история". Свои произведения 30-х годов сам писатель не признал достойными для издания. Но только пройдя трудную десятилетнюю школу поисков и литературного мастерства, Гончаров выступил как художник-реалист.

Первый же его роман – "Обыкновенная история" (1847) – принес писателю громкую известность и всеобщее признание. В нем на­рисована широкая картина русской действительности, дана галерея ярких, правдивых образов. С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. Белинский назвал "Обыкновенную историю" "страшным ударом романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму".

"Обыкновенная история" – первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 г. вышел роман "Обломов" , справедливо считающийся вершиной творчества писателя. Спустя еще десять лет был напечатан "Обрыв".

"Обломов" появился в то время, когда в России складывалась революционная ситуация, и имел большое прогрессивное значение. С потрясающей убедительностью Гончаров показал условия, которые привели его героя к духовному краху. Уже в "Сне Обломова" автор рассказал, как в резвом и живом мальчике Илюше постепенно подавлялись всякие попытки деятельности. С детских лет его окружала сонная, праздная жизнь дворянина-помещика. Обитатели Обломовки настоящее благополучие понимали "не иначе, как... покой и бездействие". Даже чтение считали тягостным трудом, «таким делом, без которого легко и обойтись». Обломов вырос человеком, не способным ни к какому труду. В нем развилась лишь болезненная мечтательность. Он то воображал себя непобедимым полководцем, то мыслителем, ве­ликим художником. Медленно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными его гуманные порывы, здравые суждения.

Невеста Обломова – Ольга в тоске спрашивает: «Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» И сам Обломов подсказал ей ответ. «Есть, – сказал он чуть слышно, – обломовщина!..»


«Обломовщина» стала нарицательным поня­тием косности и застоя, выражением глубокого кризиса крепостнического хозяйства и порожденной им идеологии. Сам Гончаров подчеркнул в романе, что «обломовщина» сложилась и выросла на почве крепостнических отношений, на почве владения «тремястами Захаров».

В замечательной статье "Что такое обломовщина?" (1859), содержавшей глубокую характеристику идейно-художественного богатства творчества Гончарова, Добролюбов раскрыл исторический смысл общественного содержания его романа, силу художественного обобщения образов. Критик высоко оценил произведение Гончарова за то, что в нем показана борьба старого и нового в жизни предреформенной России. Добролюбов подчеркнул величайшую типиче­скую силу самого образа "обломовщины": история нравственной гибели одного помещика, по его мнению, прозвучала у Гончарова ярким об­винением "обломовщины" в целом.

Подлинно положительного героя романа Добролюбов видел в невесте Обломова – Ольге Ильинской. В ней он усмотрел "намек на новую русскую жизнь": "... от нее можно ожидать слов, которые сожгут и развеют обломовщину". Величие Гончарова как художника-реалиста, глубокого знатока русской действительности ярко проявилось в том, что, осудив "обломовщину", он сумел показать и буржуазную ограниченность трезвого дельца Штольца.

В 1852–1854 гг. Гончаров совершил круго­светное плавание на русском военном фрегате "Паллада". Путевые очерки, заметки, письма с дороги он впоследствии переработал и объединил в книге "Фрегат "Паллада" (1858). Очерки Гончарова пронизаны критикой буржуазной цивилизации. Писатель рисует резкие проти­воречия капиталистической действительности, с негодованием говорит о последствиях колони­заторской политики правящих кругов буржуазных стран, и прежде всего Англии и Соединенных Штатов Америки. Под их владычеством "гибнут не только отдельные лица, семьи, но целые страны"; местных жителей "они не признают за людей, а за какой-то рабочий скот". Здесь "каждый шаг выжженной солнцем почвы, – пишет Гончаров, – омывался кровью".

Впечатления от буржуазных порядков в странах Западной Европы и особенно в их колониальных владениях повлияли на отношение Гончарова и к русскому капитализму. Развитие нового уклада в жизни России и революционная борьба разночинной интеллигенции не вызывали у него радужных иллюзий. В результате реакции, последовавшей вслед за проведением крестьянской реформы 1861 г. и поражением польского национально-освободительного движения в 1863 г., развились консервативные тенденции в мировоззрении писателя. В последнем своем романе "Обрыв" Гончаров пытается в искаженных, мрачных красках представить революционную борьбу разночинной интеллигенции. Но художественная ценность "Обрыва" определяется не выдуманным, фальшивым обра­зом нигилиста Марка Волохова. Подлинным героем романа выступает Вера – один из самых положительных женских образов, созданных Гончаровым, воплощение лучших душевных качеств русской женщины, свидетельство глубокой веры писателя в родной народ, в его будущее. Роман Гончарова содержит правдивые картины и образы русской жизни. По мастерству композиции, яркости портретных зарисовок, глубине и драматизму психологического проникновения в образы "Обрыв" – значительное художественное достижение в творчестве Гончарова. Его отличает та верность действительности, которая приводила писателя к конфликту с его собственным, порой весьма ограниченным пониманием событий и направления их развития. В конечном счете читатель ясна ощущал, что перед веяниями новых идей, воплощенных в лучших чертах Веры, не в силах устоять ни патриархальная "правда" бабушки, ни надуманные буржуазные добродетели Тушина.

Среди мемуарных очерков, статей и набросков, написанных Гончаровым в последние годы жизни, наибольший интерес представляют его воспоминания о Белинском, а также известная статья о "Горе от ума" Грибоедова – "Мильон терзаний", не утратившая своего значения до наших дней. Гончаров – художник больших социальных обобщений. Созданные им образы надолго пережили свое время. Обращаясь к замечательным произведениям Гончарова, мы всегда восхищаемся его образной русской речью. Еще Белинский писал о "чистом, правильном, легком, свободно льющемся" языке писателя.

Ива́н Алекса́ндрович Гончаро́в (6 (18) июня 1812, Симбирск, Российская империя - 15 (27) сентября 1891, Санкт-Петербург, там же) - русский писатель и литературный критик. Член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), действительный статский советник.

Родился 18 июня 1812 г. в Симбирске (ныне Ульяновск) в купеческой семье. Учился в Московском коммерческом училище (1822-1830 гг.). В 1834 г. окончил словесное отделение Московского университета.

В 30-х гг. XIX в. сблизился с семьёй художника Н. А. Майкова. В альманахах, составлявшихся у Майковых («Подснежник» и «Лунные ночи»), Гончаров поместил анонимно первые стихи, представляющие собой подражания романтическим поэтам.

В 1847 г. он опубликовал роман «Обыкновенная история» - о русской жизни и русском характере. Два других его знаменитых романа на ту же тему - «Обломов» и «Обрыв» - опубликованы соответственно в 1859 и 1869 гг. В трилогии Гончарова прослеживаются параллели между героями: Александр Адуев («Обыкновенная история») - Обломов («Обломов») - Райский («Обрыв»), а также Пётр Адуев («Обыкновенная история») - Штольц («Обломов») - Тушин («Обрыв»).

Писатель ценит предпринимателей, трезвых деловых людей, но сердце его всё-таки отдано романтичным и безалаберным представителям «уходящей натуры», патриархально-усадебного дворянского быта.

Замечательны у Гончарова женские образы, именно героиням в его романах присущи нравственная сила, энергия, ум. Лизавета Александровна («Обыкновенная история»), Ольга («Обломов») и Вера («Обрыв») словно пробный камень для героев, и этой «пробы», этого экзамена ни Адуев, ни Обломов, ни Райский не выдерживают.

В 1852-1854 гг. Гончаров участвовал в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина в экспедиции на военном фрегате «Паллада». Путевые впечатления составили цикл очерков «Фрегат „Паллада”» (1858 г.), в которых описаны природа, быт, нравы и психология народов Европы и Азии.

С 1856 г. Гончаров служил цензором, затем главным редактором официозной газеты «Северная почта» и членом совета по делам печати.

В последние годы жизни он написал очерки «Слуги старого века», «Превратность судьбы», рассказ «Литературный вечер», критические статьи (самая знаменитая - «Мильон терзаний», посвящённая комедии А С. Грибоедова «Горе от ума»).

Иван Александрович Гончаров – русский писатель, критик. Родился 6 (18) июня 1812 г. в Симбирске, в купеческой семье. Учился в Московском университете на филологическом факультете. По окончании университета недолгое время служил в Симбирске, в канцелярии губернатора, затем переехал в Петербург. Первые десять лет жизни в столице был мелким чиновником Министерства финансов.
Романтические стихи и первые повести Гончарова – «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка» – появились в 1838–1839 гг. в рукописных альманахах. Но успех принёс ему роман «Обыкновенная история», опубликованный в 1847 г. в журнале «Современник» и очень доброжелательно принятый критикой, прежде всего Белинским.
В 1852 г. Гончаров отправился в путешествие к берегам Японии на русском военном корабле «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции. За два с половиной года он побывал в Англии, Южной Африке, Малайе, Китае, Японии. В феврале 1855 г. вернулся в Петербург через Сибирь (где встречался с ссыльными декабристами) и Заволжье. Впечатления от путешествия составили два тома очерков, изданных в 1858 г. под названием «Фрегат “Паллада”».
В 1859 г. появляется в печати и роман «Обломов». Успех был просто ошеломляющим. Роман читала вся культурная Россия.
Однако Гончаров вынужден продолжать службу и в 1856 г. становится цензором. В этой нервной должности, навлекая на себя упреки с обеих сторон, он способствовал новому изданию запрещенных в течение нескольких лет «Записок охотника» Тургенева, сборника стихотворений Некрасова, разрешил к печати роман Писемского «Тысяча душ». Преподавал русскую словесность цесаревичу. Был членом русских и зарубежных литературных обществ. Поэтому вряд ли можно считать справедливым сравнение писателя с самым известным его героем – Обломовым. Между тем, многие современники писателя проводили такое сравнение, основываясь на том, что вторую половину своей жизни Гончаров почти безвыездно жил в Петербурге, не был женат.
В 1860 г., когда стали усиливаться цензурные гонения на литературу, Гончаров подал в отставку, однако вновь был приглашен на высокую должность: стал членом Совета по делам книгопечатания и членом Главного управления по делам печати. Лишь в 1867 г. он окончательно покидает цензурный департамент.
В 1869 г. появляется третий крупный роман писателя – «Обрыв», плод двадцатилетней работы. Он вызывает бурную дискуссию, поскольку затрагивает тему нигилизма и нигилистов.
В 1870-е гг. Гончаров выступает как талантливый критик, публикуя статью «Мильон терзаний» (о комедии Грибоедова «Горе от ума», о Чацком), «Заметки о личности Белинского» и другие работы.
Последние годы жизни Иван Александрович провел почти в полном уединении, больной, одинокий.
15 (27) сентября 1891 г. Гончаров умер.
Изображая в своих романах достаточно узкий круг людей (одна-две семьи в Петербурге, небольшие городки и деревни в глухой провинции), Гончаров сумел достичь высокой степени обобщения. Его Обломов был воспринят как символ всей русской лени, «обрыв» в одноименном романе – как обрыв, к которому подошла вся Россия. По мнению писателя и критика В.В. Розанова, «русская суть, которая называется русскою душою, русскою стихиею получила под пером Гончарова одно из величайших осознаний, обрисований себя, истолкований себя, размышлений о себе…».