Биография Грибоедова: интересные факты. Интересные факты о Грибоедове Александре Сергеевиче


(статья из Краткой литературной энциклопедии: В 9 т. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1964 )

ГРИБОЕДОВ, Александр Сергеевич - русский писатель и дипломат. Родился в семье гвардейского офицера. Получил разностороннее домашнее образование. С 1802 (или 1803) по 1805 учился в Московском университетском Благородном пансионе. В 1806 поступил в Московский университет на философский факультет. В 1810, окончив словесное и юридическое отделения, продолжал учиться на физико-математическом факультете. В университете Грибоедов выделялся разносторонней талантливостью, незаурядными музыкальными способностями; владел несколькими европейскими языками. Научные интересы Грибоедов сохранил на всю жизнь (см. его заметки по истории, археологии). В студенческие годы Грибоедов общался с будущими декабристами: Н. М. и А. З. Муравьевыми, И. Д. Якушкиным, А. И. Якубовичем. Впоследствии особенно близок был с П. Я. Чаадаевым. В 1812 Грибоедов поступил добровольцем в армию; кавалерийские части, в которых он состоял, находились в резерве. В 1814 Грибоедов опубликовал в журнале «Вестник Европы» корреспонденции «О кавалерийских резервах», «Письмо из Бреста-Литовска к издателю». В 1815 опубликована и поставлена на сцене комедия Грибоедова «Молодые супруги» - переделка комедии французского драматурга Крезе де Лессера «Le secret du menage», вызвавшая критику М. Н. Загоскина. Грибоедов ответил памфлетом «Лубочный театр». В 1816, выйдя в отставку, Грибоедов поселился в Петербурге. В 1817 он зачисляется на службу в Коллегию иностранных дел, знакомится с литераторами - В. К. Кюхельбекером , Н. И. Гречем, позднее с А. С. Пушкиным . В начале литературной деятельности Грибоедов сотрудничает с П. А. Катениным, А. А. Шаховским, Н. И. Хмельницким, А. А. Жандром. В 1817 написана комедия «Студент» (совместно с Катениным), направленная против поэтов «Арзамаса», последователей Н. М. Карамзина . Высмеивая их, Грибоедов полемизировал как с чувствительностью сентиментализма, так и с мечтательностью романтизма в духе В. А. Жуковского . Разделяя литературные позиции И. А. Крылова и Г. Р. Державина , Катенина и Кюхельбекера , Грибоедов был близок к группе т. н. «архаистов», состоявших в «Беседе любителей русского слова», возглавлявшейся А. С. Шишковым, хотя, конечно, был далёк от политического консерватизма последнего. Эти взгляды сказались в статье Грибоедова «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады „Ленора“», в которой он защищал перевод, сделанный Катениным, от критики Н. И. Гнедича . Комедия «Своя семья, или Замужняя невеста» написана в 1817 в основном Шаховским, но с помощью Грибоедова (ему принадлежит начало 2-го действия) и Хмельницкого. Комедия «Притворная неверность», являющаяся вольным переводом (совместно с Жандром) комедии французского драматурга Барта «Les fausses infidelites», в 1818 была представлена на сценах Петербурга и Москвы, в 1820 - в Орле.

В середине 1818 Грибоедов назначен секретарём русской миссии в Персии. Назначение это было по существу ссылкой, поводом для которой послужило участие Грибоедова секундантом в дуэли офицера В. А. Шереметева и графа А. П. Завадовского из-за артистки Истоминой. В феврале 1819 Грибоедов приехал в Тавриз. Вероятно, к этому времени относится отрывок из его поэмы «Путник» (или «Странник») - «Кальянчи» о пленном мальчике-грузине, которого продают на Тавризском рынке. С 1822 Грибоедов состоит в штате главноуправляющего Грузией генерала А. П. Ермолова «по дипломатической части» в Тифлисе. Здесь написаны два первые акта комедии «Горе от ума» , задуманной, по свидетельству С. Н. Бегичева, ещё в 1816. В 1823-1825 Грибоедов был в длительном отпуске. Летом 1823 он пишет в тульском имении своего друга Бегичева 3-й и 4-й акты комедии «Горе от ума» . Осенью того же года написал вместе с П. А. Вяземским водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», музыку для которого сочинил А. Н. Верстовский. Летом 1824 Грибоедов завершил окончательную обработку текста комедии «Горе от ума» .

В конце 1825 Грибоедов возвратился на Кавказ. После успеха на литературном поприще, дружеских общений с декабристами (К. Ф. Рылеевым , А. А. Бестужевым-Марлинским , А. И. Одоевским и др.), встреч с деятелями Южного и Северного обществ (М. П. Бестужевым-Рюминым, С. И. Муравьевым, С. П. Трубецким и другими) у Грибоедова зрели замыслы новых произведений, дошедшие до нас лишь во фрагментах. План драмы «1812 год» (1824-25) свидетельствует о том, что Грибоедов предполагал изобразить героев Отечественной войны, среди которых - крепостной крестьянин, изведавший в боях чувство высокого патриотизма; возвращённый по окончании войны «под палку своего господина», он кончает жизнь самоубийством. Дошедшая до нас в отрывке и в пересказе Ф. В. Булгарина трагедия «Грузинская ночь» (1826-27), основанная на народном грузинском предании, проникнута антикрепостнической мыслью. План трагедии из истории Др. Армении и Грузии «Родамист и Зенобия» показывает, что Грибоедов отдавал, с одной стороны, дань склонности к историческим исследованиям, а с другой - политическим проблемам настоящего, перенесённым в далёкую эпоху; он размышлял о царской тирании, провале заговора вельмож, не опиравшихся на народ, о роли народа и т. д.

После разгрома восстания декабристов Грибоедов был в январе 1826 арестован и привезён с Кавказа в Петербург. С 22 января по 2 июня 1826 Грибоедов находился под следствием по делу декабристов. Его спасло отсутствие прямых обвинительных материалов, самообладание на допросах, счастливое стечение некоторых обстоятельств, ходатайство А. П. Ермолова и родственника Грибоедовых, фаворита Николая I - И. Ф. Паскевича. После возвращения в сентябре 1826 на Кавказ Грибоедов выступает уже как государственный деятель и выдающийся дипломат. В 1827 ему предписано ведать дипломатическими сношениями с Турцией и Персией. Грибоедов принимает участие в вопросах гражданского управления на Кавказе, составляет «Положение по управлению Азербайджана»; при его участии были основаны в 1828 «Тифлисские ведомости», открыт «рабочий дом» для женщин, отбывающих наказание. Грибоедов составляет вместе с П. Д. Завелейским проект об «Учреждении Российской Закавказской компании», чтобы поднять промышленность края. В 1828 принимает участие в Туркманчайском мирном договоре, заключённом с Персией. Затем он назначается полномочным министром в Персию. Грибоедов рассматривал это не как «монаршую милость», а как «политическую ссылку», как «чашу страданий», которую ему предстояло испить. В августе 1828 в Тифлисе, перед отъездом в Персию, Грибоедов обвенчался с Н. А. Чавчавадзе. Оставив жену в Тавризе, выехал с посольством в Тегеран. Здесь он стал жертвой заговора, во главе которого стояли Фет-Али шах и его сановники, подкупленные Англией, боявшейся усиления влияния России в Персии после русско-персидской войны 1826-28. Во время истребления русского посольства в Тегеране Грибоедов был убит толпой персидских фанатиков. Тело его было перевезено в Тифлис и похоронено на горе святого Давида.

Грибоедов вошёл в ряд великих русских и мировых драматургов как автор комедии «Горе от ума» . Отвергнутая цензурой (при жизни Грибоедова были опубликованы только отрывки в альманахе «Русская Талия», 1825), комедия распространялась в многочисленных списках. Впечатление от комедии было ошеломляющее. Декабрист А. П. Беляев говорил, что слова Чацкого о продаже крепостных «поодиночке» приводили читателей «в ярость»; декабрист И. И. Пущин спешил познакомить с выдающимся произведением опального Пушкина в Михайловском. Литературная полемика, разразившаяся вокруг комедии, свидетельствовала об её огромной общественной актуальности.

В «Горе от ума» с исключительной глубиной поставлены коренные социально-политические проблемы русской жизни, обострившиеся в период между 1812 и 1825. Раскрытые с позиций декабристской идеологии, они нашли своё художественное выражение и в своеобразии жанра комедии, и в характере драматического конфликта, и в строе языка и стиха. Драматургический конфликт комедии определяется столкновением двух лагерей русской общественности: реакционного дворянства и представителя передового течения в русской жизни - Чацкого, за которым пока ещё неотчётливо видятся его единомышленники («князь Фёдор» и другие). Это столкновение выражено как трагическая борьба одинокого, но пламенного борца со сплочённым и ещё торжествующим миром Фамусовых, скалозубов, молчалиных. В этой борьбе «ум» Чацкого воспринимается в пьесе Грибоедова как важнейшая и очень ёмкая социальная и художественная категория, движущая развитием действия. Наличие сильного и глубокого ума есть уже свидетельство высоких политических убеждений главного героя. Вольнолюбивый ум Чацкого определяет и его протест против существующего режима, и его подлинно революционную любовь к отечеству, и его умение распознать тупость, косность, подлость тех, кого ещё именуют «отечества отцами», а также и тех репетиловых, кто под маской вольной фразеологии примазывается к истинным вольнодумцам эпохи. Но тот же «ум» героя, который поднимает его над общественной средой, влечёт за собой и «горе» Чацкого. Конфликт мыслящего человека-гражданина с косностью общественного механизма характерен для художественного мышления идеологов Просвещения как западно-европейского, так и русского, в т. ч. для декабристской идеологии. С этой коллизией связан жанр «Горя от ума» как комедии, носящей гражданский характер. Она определила и структуру характеров, и своеобразие монологов Чацкого, и столкновения персонажей, и развязку комедии. Просветительской проблемой ума объясняется то, что гениальная реалистическая комедия Грибоедова несёт в себе черты драматургии классицизма: соблюдение единств места и времени, прямой гражданский пафос, пронизывающий все элементы пьесы, отточенный, афористический язык. Соединение разговорной речи со стихом, великолепно осуществлённое Грибоедовым, было важным этапом в развитии русского реалистического литературного языка. Недаром множество стихов комедии превратилось в пословицы и поговорки, вошло в литературную и бытовую речь многих поколений.

Сложным было отношение к «Горю от ума» у В. Г. Белинского. В отдельной статье, посвящённой комедии (1840), отразились взгляды великого критика в кратковременный период его «примирения с действительностью». Полагая в то время, что сатира не совместима с подлинной художественностью, он с этой позиции осудил замысел «Горя от ума» . Большее значение для определения отношения Белинского к Грибоедову имеют его более ранние (в статье «Литературные мечтания») и позднейшие высказывания (обзоры русской литературы 1841, 1843 годов и особенно статьи о Пушкине ), где определено истинное место комедии в истории русской литературы: «…вместе с „Онегиным“ Пушкина его „Горе от ума“ было первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении слова. В этом отношении оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, были школою, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь».

Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в многочисленных высказываниях высоко оценивали историческое значение комедии. А. И. Герцен в статье «Новая фаза в русской литературе» (1864), увидев в мире фамусовых, «…этих покойников, „которых позабыли похоронить“», - Чацкого, «…трепещущего от негодования и преданного мечтательному идеалу…», сказал о нём: «это - декабрист».

Большое место в критической литературе о «Горе от ума» занимает непревзойдённая по тонкости анализа статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний» (1872). Свидетельством общественной актуальности комедии Грибоедова служит и переосмысление его персонажей в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина (например, образа Молчалина в цикле «В среде умеренности и аккуратности», в романе «Современная идиллия»). Непреходящее значение грибоедовской комедии подтверждается тем, что В. И. Ленин неоднократно использовал образы «Горя от ума» в своей партийной публицистике.

Много сделано для освоения грибоедовского наследия советским литературоведением. А. В. Луначарский писал об огромном значении комедии для развития русского искусства 19 века и для формирования советской драматургии. Опираясь на фактический материал, часто ранее неизвестный, советские литературоведы исследовали важнейшие вопросы биографии и творчества Грибоедова. В трудах Н. К. Пиксанова тщательно разработана творческая история «Горя от ума» и его литературные связи. Работы М. В. Нечкиной и В. Н. Орлова посвящены многостороннему исследованию связей Грибоедова с декабристским движением. Особенности драматургического мастерства Грибоедова, его роль в формировании и развитии русского стиха раскрываются в работах Б. В. Томашевского. В томе «Литературного наследства», посвящённом Грибоедову (кн. 47-48, 1946), опубликованы исследования Орлова, Нечкиной, Ю. Н. Тынянова, В. Ф. Асмуса, с разных сторон исследующие личность и творчество Грибоедова. Трагическая судьба писателя раскрыта в историческом романе Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара», обладающем ценностью подлинно научного исследования. Комедия Грибоедова оказала огромное влияние на развитие русского театрального искусства, явилась блестящей школой реализма для многих поколений актёров. Впервые в 1831 в ней выступили М. С. Щепкин (Фамусов) и П. С. Мочалов (Чацкий). Первые её постановки в Петербурге шли в урезанном цензурой виде. Для театров вне Москвы и Петербурга комедия была запрещена до 1863. Со 2-й половины 19 века в «Горе от ума» проявили свой талант великие актёры Малого театра, МХАТа и др.: А. А. Яблочкина и В. Н. Давыдов, К. С. Станиславский и В. И. Качалов. В советское время постановка «Горя от ума» привлекала режиссёров разных творческих направлений, по-разному толковавших гениальную комедию - В. Э. Мейерхольда, В. И. Немировича-Данченко, Г. А. Товстоногова и др.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-2, СПБ, 1889 [в т. 1 Библиографич. указатель произв. Г. и лит-ры о нём, сост. Н. М. Лисовским и др.]; Полн. собр. соч., под ред. и с прим. Н. К. Пиксанова, т. 1-3, П., 1911-17 (с обширной библиографией в т. 2); Сочинения, [подгот. текста, предисл. и коммент. Вл. Орлова], М., 1953; Избр. произв., [вступ. ст., подгот. текста и прим. Я. С. Билинкиса], Л., 1961; «Горе от ума». Вступ. ст. Вл. Орлова, Л., 1963.

Лит.: Белинский В. Г., «Горе от ума», Полн. собр. соч., т. 3, М., 1953; Гончаров И. А., «Мильон терзаний», Собр. соч., т. 8, М., 1952; Луначарский А. В., А. С. Грибоедов, в его кн.: Классики рус. лит-ры, М., 1937; Пиксанов Н. К., Творческая история «Горя от ума», М. - Л., 1928; его же, Грибоедов. Исследования и характеристики, Л., 1934; А. С. Грибоедов. Сб. статей под ред. И. Клабуновского и А. Слонимского, М., 1946; Орлов В. Н., Грибоедов. Очерк жизни и творчества, 2 изд., М., 1954; Лит. наследство, т. 47-48 - А. С. Грибоедов, М., 1946; то же, т. 60, кн. 1-2, М., 1956; Леонов Л. М., Судьба поэта, Собр. соч., т. 8, М., 1962; А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. [Ред. и предисл. Н. К. Пиксанова. Коммент. И. С. Зильберштейна], М., 1929; Филиппов В. А., «Горе от ума» А. С. Грибоедова на рус. сцене, М., 1954; Нечкина М. В., А. С. Грибоедов и декабристы, 2 изд., М., 1951; Попова О. И., А. С. Грибоедов в Персии. 1818-1823, М., ; её же, Грибоедов - дипломат, М., 1964; Петров С., А. С. Грибоедов, 2 изд., М., 1954; Ениколопов И. К., Грибоедов и Восток, Ереван, 1954; его же, Грибоедов в Грузии, Тб., 1954; Шостакович С. В., Дипломатич. деятельность А. С. Грибоедова, М., 1960; А. С. Грибоедов в рус. критике. Сб. статей. [Сост., вступ. ст. и прим. А. М. Гордина], М., 1958; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л., 1962.

О. И. Попова

Русский драматург, дипломат и композитор Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 (4 по старому стилю) января 1795 года (по другим сведениям - 1790 года) в Москве. Он принадлежал к дворянскому роду, получил серьезное домашнее образование.

В 1803 году Александр Грибоедов поступил в Московский университетский благородный пансион, в 1806 году - в Московский университет. В 1808 году, окончив словесное отделение со званием кандидата, продолжал заниматься на этико-политическом отделении.

Владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий языки.

С началом Отечественной войны 1812 года Грибоедов оставил ученые занятия и вступил корнетом в московский гусарский полк.

В начале 1816 года, выйдя в отставку, поселился в Петербурге и поступил на службу в коллегию иностранных дел.

Ведя светский образ жизни, вращался в театрально-литературных кругах Петербурга. Написал комедии "Молодые супруги" (1815), "Своя семья, или Замужняя невеста" (1817) в соавторстве с драматургами Александром Шаховским и Николаем Хмельницким, "Студент" (1817) совместно с поэтом и драматургом Павлом Катениным.

В 1818 году Грибоедов был назначен секретарем русской миссии в Персию (ныне Иран). Не последнюю роль в этой своего рода ссылке сыграло его участие в качестве секунданта в дуэли камер-юнкера Александра Завадского с офицером Василием Шереметевым, закончившейся гибелью последнего.

С 1822 года Грибоедов в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) занимал должность секретаря по дипломатической части при командующем русскими войсками на Кавказе генерале Алексее Ермолове.

В Тифлисе были написаны первый и второй акты известной комедии Грибоедова "Горе от ума". Третий и четвертый акты были написаны весной-летом 1823 года в отпуске в Москве и в имении его близкого друга отставного полковника Степана Бегичева под Тулой. К осени 1824 года комедия была завершена, и Грибоедов отправился в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 году Фаддеем Булгариным в альманахе "Русская Талия". Грибоедовское творение распространилось среди читающей публики в рукописных списках и стало событием русской культуры.

Грибоедов также сочинял музыкальные пьесы, среди которых популярны два вальса для фортепиано. Он играл на фортепиано, органе, флейте.

Осенью 1825 года Грибоедов возвратился на Кавказ. В начале 1826 года он был арестован и доставлен в Санкт-Петербург для расследования предполагаемых связей с декабристами, зачинщиками восстания в столице 14 декабря 1825 года. Многие из заговорщиков были близкими друзьями Грибоедова, но, в конце концов, он был оправдан и освобожден.

По возвращении на Кавказ осенью 1826 года он принял участие в нескольких сражениях начавшейся русско-персидской войны (1826-1828). Привезя в Петербург документы Туркманчайского мирного договора с Персией в марте 1828 года, Грибоедов был награжден и получил назначение полномочным министром (послом) в Персию.

По пути в Персию он на некоторое время останавливается в Тифлисе, где в августе 1828 года женился на 16-летней Нине Чавчавадзе - дочери грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе.

В Персии в числе других дел российский министр занимался отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с дипломатом.

Реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию.

11 февраля (30 января по старому стилю) 1829 года во время разгрома русской миссии в Тегеране Александр Грибоедов был убит.

Вместе с российским послом погибли все сотрудники посольства, кроме секретаря Ивана Мальцева, и казаки посольского конвоя, - всего 37 человек.

Прах Грибоедова был доставлен в Тифлис и предан земле на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. Надгробие венчает памятник в виде плачущей вдовы с надписью: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?"

Сын Грибоедова, окрещенный Александром, умер, не прожив и суток. Нина Грибоедова больше не вышла замуж и не снимала траурных одежд, за что ее называли Черной розой Тифлиса. В 1857 году она умерла от холеры, отказавшись покидать заболевших родных. Похоронена рядом с единственным мужем.

За смерть российского посла Персия заплатила богатыми дарами, в числе их был знаменитый алмаз "Шах", который хранится в коллекции Алмазного фонда России.

Комедия в стихах Грибоедова "Горе от ума" была поставлена в Москве в 1831 году, издана в 1833 году. Ее образы стали нарицательными, отдельные стихи - поговорками и крылатыми словами.

Именем Грибоедова в Петербурге были названы канал и сад. В 1959 году на Пионерской площади был установлен памятник писателю.

В 1959 году памятник Александру Грибоедову был установлен и в Москве в начале Чистопрудного бульвара.

В 1995 году в Смоленской области открыт Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова "Хмелита" - родовая усадьба Грибоедовых, с которой связаны детство и ранняя юность драматурга.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Александр Сергеевич Грибоедов, биография которого будет представлена в этой статье, был очень одарённым и Он освоил четыре профессии: драматурга, музыканта, поэта и дипломата. Наиболее известен по легендарной пьесе в стихах «Горе от ума». Является потомком древнего дворянского рода.

Детство и учёба

Образованием мальчика занималась мама. Она была чванливой и гордой представительницей высшего сословия, но при этом ума и практичности ей хватало с лихвой. Настасья Фёдоровна прекрасно понимала, что высокое положение в обществе и продвижение по службе могут дать не только связи и происхождение, но и уровень образования человека. Поэтому в семье Грибоедовых оно было в приоритете. Мама наняла для Александра лучших французских гувернёров, а иногда приглашала для уроков профессоров. Ещё в детские годы содержатся в этой статье) прочёл столько книг, сколько обычный человек не осиливает за всю жизнь.

В 1803 году мальчика отдали в Благородный пансион, а три года спустя он поступил в Московский университет. До 1812 года Александр закончил словесное и юридическое отделения. Доучиться на физико-математическом факультете ему не позволила начавшаяся война.

Ещё в университете все окружающие признавали будущего драматурга самым образованным человеком. Он прекрасно знал всю мировую классику, читал и свободно общался на нескольких языках, сочинял музыку и виртуозно играл на фортепиано.

Военная служба

Биография Грибоедова, краткое содержание которой известно всем поклонникам его творчества, ознаменовалась в 1812 году важным событием. Для защиты Отечества Александр добровольно записался в гусарский полк. Но пока происходило его формирование, армию Наполеона отбросили далеко от Москвы. А вскоре она и вовсе вернулась в Европу.

Несмотря на это, Александр Сергеевич всё же решил остаться в армии. Его полк перевели в самые глухие области Белоруссии. Эти годы почти выпали из жизни писателя. В будущем он будет о них сожалеть. С другой стороны, многие его сослуживцы стали прототипами героев комедии «Горе от ума». В 1815 году писатель понимает, что больше не может существовать в армейской среде, и планирует завершить службу.

Жизнь в Петербурге

Биография Грибоедова, краткое содержание которой знали современники драматурга, круто изменилась с переездом в Петербург в 1816 году. Здесь он сблизился с передовыми людьми того времени и проникся их идеями. Александр Сергеевич обрёл тогда много новых друзей, ставших в будущем организаторами тайных сообществ. В светских салонах писатель блистал циничностью и холодным остроумием. Его тянуло к театральным подмосткам. В тот период он много писал и переводил для театра комедии. Также благодаря нужным знакомствам Грибоедов смог устроиться в Размеренную жизнь писателя нарушило участие в дуэли, закончившейся смертью оппонента. Связи матери позволили ему уехать с дипломатической миссией подальше от столицы.

Служба на Кавказе и в Персии

В 1819 году Александр Сергеевич Грибоедов, биография которого насыщена интересными событиями, прибыл на службу в Тегеран. Там он получил много новых впечатлений, встретился с местными князьями, придворными, бродячими поэтами и простыми людьми. Служба была несложной, и у Грибоедова оставалось достаточно времени для самообразования и литературного творчества. Он много читал, оттачивал знание арабского и персидского языков. Также на радость драматурга его комедия «Горе от ума» писалась здесь легко и плодотворно.

В тот период автор совершил просто героический поступок - вывез из страны русских пленных. Отвагу Грибоедова отметил генерал Ермолов, который решил, что такой человек не должен прозябать в Персии. Благодаря его стараниям Александра Сергеевича перевели на Кавказ (в Тифлис). Здесь писатель полностью закончил и отредактировал два акта произведения «Горе от ума».

Возвращение в Петербург и арест

В 1823 году творческая биография Грибоедова, краткое содержание которой хорошо известно школьникам старших классов, ознаменовалась завершением главного труда всей его жизни - пьесы «Горе от ума». Но в попытках её публикации и театральной постановки он встретил категорическое противодействие. С огромным трудом писатель договорился с альманахом «Русская талия» о печати нескольких отрывков. Также распространением книги занимались декабристы, считавшие её собственным «печатным манифестом».

В «Горе от ума» воедино сплелись классицизм и новаторство, широкое развитие характеров и точное следование канонам построения комедии. Значительным украшением произведения является использование афористичного и точного языка. Многие строки сочинения очень быстро разошлись на цитаты.

Поворот судьбы

Кто знает, как бы сложилась биография Грибоедова, краткое содержание которой было описано выше, если бы не поездка на Кавказ в 1825 году. Скорее всего, писатель взял бы отставку и с головой ушёл в литературную деятельность. Но мать Александра Сергеевича взяла с него клятву о продолжении карьеры дипломата.

Во время русско-персидской войны драматург участвовал в нескольких сражениях, но гораздо большего успеха он добился как дипломат. Грибоедов «выторговал» для России очень выгодный мирный договор и приехал с документами в Петербург. Александр Сергеевич надеялся остаться дома и закончить произведения «Грузинская ночь», «1812 год» и «Родомист и Зенобия». Но царь решил иначе, и писателю пришлось вернуться в Персию.

Трагический финал

В середине 1828 года Грибоедов с большим нежеланием покинул Петербург. Всеми силами он оттягивал свой отъезд, словно чувствовал близкую кончину. Если бы не эта поездка, то биография и могли бы продолжиться на радость поклонников писателя.

Последним лучиком счастья в жизни Александра Сергеевича была горячая любовь к Нине - дочери его друга А. Г. Чавчавадзе. Проезжая через Тифлис, он на ней женился, а потом направился в Тегеран, чтобы всё приготовить для приезда супруги.

Что касается дальнейших событий, то существует несколько версий того, как погиб Грибоедов. Биография, смерть - все это интересует почитателей таланта Александра Сергеевича. Мы перечислим три самые распространённые версии:

  1. Грибоедов был убит мусульманскими фанатиками при попытке вывоза женщин-армянок из гарема шаха. Всю русскую миссию разгромили.
  2. Сотрудники миссии вместе с писателем выказали неуважение к персидским законам и шаху. А прошедший слух о попытке вывоза женщин из гарема стал последней каплей, переполнившей чашу терпения шаха. Поэтому он приказал убить обнаглевших чужаков.
  3. На русскую миссию напали религиозные фанатики, натравленные английскими дипломатами.

На этом заканчивается краткая биография Александра Сергеевича Грибоедова, погибшего 30 января 1829 года. В заключение приведём несколько фактов о драматурге.

Жизнь замечательного человека

  • Грибоедов прекрасно знал турецкий, персидский, французский, арабский, латинский, английский, греческий, итальянский и немецкий языки.
  • Писатель входил в крупную масонскую ложу в Петербурге.
  • Находясь на Кавказе, Александр Сергеевич использовал своё положение и связи для облегчения жизни декабристов. Он даже смог вывезти несколько человек из Сибири.

Годы жизни: с 15.01.1795 по 11.02.1829

Русский драматург, поэт и дипломат, композитор, пианист. Грибоедов известен, как homo unius libri, - писатель одной книги, блестящей рифмованной пьесы «Горе от ума».

Грибоедов родился в Москве в родовитой семье. Первые Грибоедовы известны с 1614-го года: Михаил Ефимович Грибоедов именно в этом году получил от Михаила Романова земли в Вяземском воеводстве. Примечательно, что и мать писателя происходила из этого же рода Грибоедовых, из другой его ветви. Основатель этой ветви, Лукьян Грибоедов, владел небольшой деревней во Владимирской земле. Дед писателя по материнской линии, человек хотя и военный, но обладающий удивительным вкусом и способностями, превратил родовое имение Хмелиты в настоящую русскую усадьбу, островок культуры. Здесь читали, помимо французских, русских писателей, выписывали русские журналы, был создан театр, дети получали прекрасное по тем временам образование. Вторая, отцовская ветвь Грибоедовых, не была столь удачливой. Отец Грибоедова, Сергей Иванович, картежник и мот, отчаянный драгун Ярославского пехотного полка.

В 1802 году Грибоедов был отдан в Благородный пансион. Причем, по французскому, немецкому и музыке его зачислили сразу в средние классы. В музыке и языках он останется силен на протяжении всей своей жизни. С детства зная французский, английский, немецкий и итальянский языки, за время учебы в университете изучал греческий и латинский, позднее - персидский, арабский и турецкий и многие другие языки. Он был и музыкально одарен: играл на фортепьяно, флейте, сам сочинял музыку. До сих пор известно два его вальса («Грибоедовский вальс»).

Через год пансион пришлось оставить из-за болезни, перейдя на домашнее образование. В1806-м году А.С.Грибоедов (в возрасте 11-ти лет) уже слушатель Московского университета, который успешно закончит в 1808-м году, получив звание кандидата словесности, а в 1812-м году Александр Сергеевич поступил на этико-юридическое отделение, а потом на физико-математический факультет.

Во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель приблизился к границе России, Грибоедов вступил (вопреки желанию матери) в Московский гусарский полк графа Салтыкова, получившего дозволение на его формирование. Молодых людей прельщали не только идеи патриотизма, но и красивая черная форма, украшенная шнурами и золотым шитьем (даже Чаадаев перешел из Семеновского полка в Ахтырский гусарский, увлекшись красотой формы). Однако из-за болезни он долгое время отсутствовал в полку. Лишь в конце июня 1814-го года он догнал свой полк, переименованный в Иркутский гусарский полк, в городе Кобрине, в Царстве Польском. В июле 1813-го года он будет прикомандирован к штабу командира кавалерийских резервов генерала А. С. Кологривова, где и прослужит до 1816 г. в звании корнета. Именно на этой службе Грибоедов начал проявлять свои недюжинные способности в области дипломатии: он обеспечивал дружественные связи с польским дворянством, улаживал возникавшие конфликты между армией и местным населением, проявляя дипломатический такт. Здесь же появились и его первые литературные опыты: «Письмо из Брест-Литовска к издателю», очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги» (перевод французской комедии «Le secret du Ménage») - относятся к 1814 г. В статье «О кавалерийских резервах» Грибоедов выступил в качестве исторического публициста.

В 1815-м году, после смерти своего отца, мать, Настасья Федоровна, чтобы уладить пошатнувшиеся и запутанные дела покойного мужа, предлагает А.С.Грибоедову отказаться от наследства в пользу его сестры Марии, которую будущий писатель нежно любил. Подписав отказ, Грибоедов остается без средств к существованию. Отныне он должен будет зарабатывать чины и состояние своим трудом. Новые литературные знакомства в Петербурге, приобретенные во время отпуска, литературный успех (от его первой пьесы был в восторге сам Шаховской, она с успехом была поставлена в Москве), отсутствие перспектив на военной службе – все это послужили поводом к тому, что Грибоедов начинает хлопоты об отставке. Однако при переводе его в статскую службу не были учтены никакие его заслуги (он не участвовал в боевых действиях), и вместо чина коллежского асессора (8 в Табели о рангах), о котором он хлопотал, он получает чин губернского секретаря, один из низших чинов (12) в Табели о рангах (для сравнения: А.С.Пушкин поступит на службу в Коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря (10), что считалось очень скромным достижением).

С 1817 служил в Коллегии иностранных дел в Петербурге, знакомился с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером.

В 1818 Грибоедов принял назначение секретарем русской дипломатической миссии при персидском шахе (1818 – 1821, Тифлис, Тавриз, Тегеран) и многое сделал для возвращения домой русских пленных. Назначение это было по существу ссылкой, поводом для которой послужило участие Грибоедова в четверной дуэли из-за артистки Истоминой. А.П.Завадовский убивает В.В Шереметева. Дуэль Грибоедова и А.И.Якубовича отложена. Позже, в 1818-м году, на Кавказе, эта дуэль состоится. На ней Грибоедов будет ранен в руку. Именно по мизинцу левой руки впоследствии будет опознан изуродованный персами труп писателя.

По возвращении из Персии в ноябре 1821 служит в качестве дипломатического секретаря при командующем русскими войсками на Кавказе генерале А.П. Ермолове, в окружении которого было много членов декабристских обществ. Живет в Тифлисе, работает над первыми двумя актами "Горя от ума". Однако эта работа требует большего уединения, большей свободы от службы, поэтому просит у Ермолова длительный отпуск. Получив отпуск, проводит его сначала в Тульской губернии, затем в Москве и Петербурге.

В январе 1826 года, после восстания декабристов, Грибоедова арестовали по подозрению в причастности к заговору. Через несколько месяцев он был не только освобожден, но и получил очередной чин, а также пособие в размере годового жалованья. Серьезных улик против него действительно не имелось, да и сейчас нет документальных подтверждений, что писатель как-то участвовал в деятельности тайных обществ. Наоборот, ему приписывают пренебрежительную характеристику заговора: «Сто прапорщиков хотят перевернуть Россию!» Но, возможно, столь полным оправданием Грибоедов обязан заступничеству родственника – генералу И.Ф. Паскевичу, любимцу Николая I, который был назначен вместо Ермолова главнокомандующим Кавказским корпусом и главноуправляющим Грузии.

За этот период А.С.Грибоедов успевает сделать очень многое. Он получает в свое ведение дипломатические сношения с Грузией и Персией, реорганизует русскую политику в Закавказье, разрабатывает «Положение об управлении Азербайджаном», при его участии были основаны в 1828 году «Тифлисские ведомости», открыт «рабочий дом» для женщин, отбывающих наказание. А.С. Грибоедов составляет вместе с П. Д. Завелейским проект об «Учреждении Российской Закавказской компании», чтобы поднять промышленность региона. Он ведет переговоры с Аббас-мирзой об условиях русско-персидского мира, участвует в мирных переговорах в селении Туркманчай. Именно он составляет окончательный вариант мирного договора, чрезвычайно выгодного для России. Весной 1828 г. Александр Сергеевич был послан в Петербург с текстом договора. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения провёл несколько месяцев в Тифлисе, где женился на княжне Нине Чавчавадзе, дочери начальника Эриванской области и грузинского поэта Александра Чавчавадзе.

30 января 1829 персидскими властями было спровоцировано нападение на русское посольство в Тегеране. Толпа мусульман, подстрекаемая фанатиками, ворвалась в здание посольства и вырезала всех, находившихся там, включая и Грибоедова. Русское правительство, не желая нового военного конфликта с Персией, удовлетворилось извинениями шаха. Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего сына. В возмещение пролитой крови он привез Николаю I богатые дары, в числе которых был алмаз «Шах». Некогда этот алмаз, обрамленный множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он находится в коллекции Алмазного фонда московского Кремля. Тело Грибоедова было привезено в Тифлис (ныне Тбилиси) и похоронено в монастыре Св. Давида.

Дата рождения Грибоедова - особый вопрос. Сам драматург указывал годом рождения 1790-й. Если судить по сведениям исповедных книг церкви Девяти мучеников, в приходе которого много лет состояли Грибредовы, то год его рождения 1795. Есть так же версия, что он родился в 1794-м году.

Сын А.С.Грибоедова и Н.А Чавчавадзе родился после смерти отца недоношенным, был окрещен Александром, но умер через час после рождения.

Жена А.С.Грибоедова оставила на его надгробии следующие слова:
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской,
Но для чего пережила тебя любовь моя!»

Библиография

Драматургия Грибоедова:
Дмитрий Дрянской (шуточная трагедия) (1812)
Молодые супруги (комедия в одном действии, в стихах) (1814)
Своя семья, или Замужняя невеста (5 сцен для комедии Шаховского) (1817)
Студент (комедия в трех действиях, написана сообща с П. А. Катениным) (1817)
Притворная неверность (комедия в одном действии в стихах) (1817)
Проба интермедии (интермедия в одном действии) (1818)
Кто брат, кто сестра, или обман за обманом (новая опера-водевиль в 1 действии совместно с П.А.Вяземским) (1823)
Горе от ума (комедия в четырех действиях в стихах) (1824)
Грузинская ночь (отрывки из трагедии) (1828)

Публицистика Грибоедова:
Письмо из Брест-Литовска к издателю» (1814)
О кавалерийских резервах (1814)
О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора» (1816)
Частные случаи петербургского наводнения (1824)
Загородная поездка (1826)

15(4) января 1790 (по некоторым данным 1795) года в Москве в семье отставного майора родился Александр Сергеевич Грибоедов. Биография этого человека полна тайн и загадок. Неизвестна даже точная дата его появления на свет. Отец будущего писателя был человеком малообразованным. Воспитанием детей занималась мать, которая была известной пианисткой и знатной дамой. Благодаря ей писатель получил прекрасное домашнее образование.

Образование

Грибоедову с детства везло с учителями и воспитателями. Его гувернёрами были Петрозилиус и Богдан Иванович Ион – люди, талантливые и известные. Поэтому уже в детстве будущий драматург знал несколько иностранных языков, научился играть на фортепьяно. В 1802 году он поступает в Московский университетский пансион. За его дальнейшим образованием следит профессор Буле. Юноша прекрасно учится, получает награды и в 13 лет становится кандидатом словесных наук.

Еще в студенчестве начал увлекаться литературой, был постоянным участником литературных собраний. Тогда же были написаны первые сочинения Грибоедова.

Однако самые интересные факты биографии писателя таят в себе зрелые годы жизни.

Служба в армии

Довольно странным было решение блестяще образованного молодого человека выбрать военную карьеру. В 1812 году с началом Отечественной войны жизнь Грибоедова очень изменилась. Он вошел в состав полка графа Салтыкова. Александру Сергеевичу так и не удалось принять участие в военных действиях, и он выходит в отставку.

Жизнь в столице

В 1817 году он поступает на службу в Петербургскую Государственную Коллегию иностранных дел. Увлечение литературой и театром сближает Грибоедова со многими известными людьми. Он знакомится с Кюхельбекером и Пушкиным. Вступив в масонскую ложу, общается с Пестелем, Чаадаевым, Бенкендорфом. Интриги, сплетни светского общества омрачали этот период жизни. Пошатнувшееся материальное положение заставило писателя уйти со службы.

На Кавказе

С 1818 года Александр Сергеевич Грибоедов служит секретарём в российском посольстве в Персии. Ответственно относясь к государственной службе, он параллельно изучает языки и литературу о культуре Востока. В составе Российской миссии в 1819 году Грибоедов продолжает службу в Тебризе. За удачные переговоры с персами, в результате которых удалось освободить пленных русских солдат, он был представлен к награде. Успешная дипломатическая карьера не мешает писателю заниматься любимым делом. Именно здесь были написаны первые страницы бессмертной комедии «Горе от ума».

Возвращение

В 1823 году Грибоедов приезжает в Москву и продолжает работать над комедией. Чтобы напечатать своё произведение, писатель отправляется в Петербург. Но его ждало разочарование: не удалось издать комедию полностью или поставить её на сцене театра. Произведение читатели, им восхищались, но это не устраивало Александра Сергеевича.

Связь с декабристами

Чтобы отвлечься от грустных мыслей, Грибоедов едет в Киев. Встреча с друзьями (Трубецким и Бестужевым) привела его в стан декабристов. За участие в восстании он был арестован и провёл в заключении полгода.

Последние годы жизни

Разгром декабристского восстания, трагическая судьба товарищей пагубно повлияли на душевное состояние Грибоедова. Он предчувствует свою гибель и постоянно говорит об этом.

В 1826 году правительству понадобился опытный дипломат, так как обостряются отношения России с Турцией. На эту должность был назначен великий писатель.

По дороге к месту назначения в Тифлисе Александр Сергеевич женится на молодой княжне Чавчавадзе.

Его счастье было недолгим. Смерть Грибоедова настигла вскоре по прибытии в Тегеран. 30 января (11 февраля) 1829 года на Российское посольство было совершено нападение. Героически защищаясь, писатель погиб.

Краткая биография Грибоедова не в состоянии дать полную картину жизни великого писателя. За свою недолгую жизнь он создал несколько произведений: «Студент», «Молодые супруги», «Притворная неверность». Однако самое известное его произведение – комедия в стихах «Горе от ума». Творчество Грибоедова невелико, многим планам не суждено было сбыться, но его имя останется вечно в памяти народной.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Александр Сергеевич был очень талантливым человеком. Он владел множеством языков, сочинял музыку, интересовался наукой.
  • посмотреть все