Баркарола - это народный жанр, или все-таки профессиональный? Что такое баркарола, или песня под плеск волны.

Баркарола (итальянское barcarola, от barca — лодка) — инструментальная или вокальная пьеса,
имеющая прототипом песни венецианских гондольеров; народная песня венецианских гондольеров.

С. Дорофеев. Баркарола.

Баркарола характеризуется умеренным темпом и метром 6/8 или 12/8, с аккомпанементом,
изображающим плеск волн за бортом гондолы.
Мелодия баркаролы отличается плавностью, в сопровождении нередко используются элементы
музыкальной изобразительности.
Характер баркаролы — лирический, нередко с оттенком меланхолии или светлой мечтательности.

Стихнул говор карнавала,
На поля роса упала,
Месяц землю серебрит,
Все спокойно, море спит.
Волны нянчают гондолу…
«Спой, синьора, баркаролу!
Маску черную долой,
Обойми меня и пой!..»
«Нет, синьор, не скину маски,
Не до песен, не до ласки:
Мне зловещий снился сон,
Тяготит мне сердце он».
«Сон приснился, что ж такое?
Снам не верь ты, все пустое;
Вот гитара, не тоскуй,
Спой, сыграй и поцелуй!..»
«Нет, синьор, не до гитары:
Снилось мне, что муж мой старый
Ночью тихо с ложа встал,
Тихо вышел на канал,
Завернул стилет свой в полу
И в закрытую гондолу -
Вон, как эта, там вдали -
Шесть немых гребцов вошли…»

Лев Мей.



И. К. Айвазовский. Гондольер на море ночью

В XVIII веке баркарола стала жанром профессиональной музыки. Особое распространение получила
в XIX веке. В таких баркаролах иногда отсутствуют некоторые типические признаки народной
баркаролы (например, используются мажорный лад, размер 12/8, 3/4).
Расцвет этой музыкальной формы пришелся на эпоху романтизма.
Баркарола как жанр камерной вокальной музыки представлена в творчестве Ф. Шуберта («Баркарола»,
«Любовное счастье рыбака»), Ф. Мендельсона-Бартольди, М. И. Глинки («Уснули голубые»). Имеются
и хоровые баркаролы — у Ф. Шуберта («Гондольер»), И. Брамса (в «Двадцати романсах и песнях
для женского хора», ор. 44).

Многие баркаролы написаны для фортепиано. Из них особенно выделяется баркарола ор. 60 Ф.
Шопена — пьеса, приближающаяся к жанру поэмы. Баркаролы для фортепиано писали также
Ф. Мендельсон-Бартольди (пьесы из «Песен без слов», ор. 19 No 6, ор. 30 No 6, ор. 62 No 5),
П. И. Чайковский (баркарола из «Времен года»), А. К. Лядов (ор. 44), С. В. Рахманинов
(ор. 10 No 3, для фортепиано в 4 руки — ор. 11 No 1, для 2 фортепиано — ор. 5 No 1),
Г. Форе (13 баркарол), Б. Барток.

В основе некоторых баркарол — подлинные народные мелодии. Например, «Гондольера» Ф. Листа из
фортепианного цикла «Венеция и Неаполь» основана на мелодии опубликованной итальянский
композитором Порукини народной баркаролы, которую ранее обработал Л. Бетховен в своих
«24 песнях разных народов».

Клод Моне. Гондола.

Поверхностью морей отражена,
Богатая Венеция почила,
Сырой туман дымился, и луна
Высокие твердыни осребрила.
Чуть виден бег далекого ветрила,
Студеная вечерняя волна
Едва шумит вод веслами гондолы
И повторяет звуки баркаролы.

Мне чудится, что это ночи стон,
Как мы, своим покоем недовольной,
Но снова песнь! и вновь гитары звон!
О, бойтеся, мужья, сей песни вольной.
Советую, хотя мне это больно,
Не выпускать красавиц ваших, жен;
Но если вы в сей миг неверны сами,
Тогда, друзья! да будет мир меж вами!

И мир с тобой, прекрасный Чичизбей,
И мир с тобой, лукавая Мелина.
Неситеся по прихоти морей,
Любовь нередко бережет пучина;
Хоть и над морем царствует судьбина,
Гонитель вечный счастливых людей,
Но талисман пустынного лобзанья
Уводит сердца темные мечтанья.

Рука с рукой, свободу дав очам,
Сидят в ладье и шепчут меж собою;
Она вверяет месячным лучам
Младую грудь с пленительной рукою,
Укрытые досель под епанчою,
Чтоб юношу сильней прижать к устам;
Меж тем вдали, то грустный, то веселый,
Раздался звук обычной баркаролы:

Как в дальнем море ветерок,
Свободен вечно мой челнок;
Как речки быстрое русло,
Не устает мое весло.

Гондола по воде скользит,
А время по любви летит;
Опять сравняется вода,
Страсть не воскреснет никогда.
Михаил Лермонтов.


Начиная с оперы «Венецианский праздник» А. Кампра (1710 г.), баркарола применялась в операх
главным образом итальянских и французский композиторов — Дж. Паизиелло, Л. Ж. Ф. Герольда
(«Цампа»), Ф. Обера («Немая из Портичи», «Фра-Дьяволо» и др.), Дж. Россини («Вильгельм Телль»,
«Отелло»), Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана»). Широко известна баркарола написанная
Римским-Корсаковым («Песнь Веденецкого гостя») к опере «Садко». В старину на Руси Венецию
называли Веденец, и для венецианского купца — веденецкого гостя - композитор сочинил арию
в ритме и характере народной венецианской песни — баркаролы.
В ХХ веке баркаролы писали Франсис Пуленк, Джордж Гершвин «Dance of the Waves», Леонард Бернстайн.

Ричард Джонсон. Золотой канал.

Ты со мною.
Счастья большего не надо.
Стороною обойдет меня тоска.
С тихим плеском о гранитную ограду
Разбивает серебристый след река.

Два осколка
У тебя в глазах мерцают.
Мягким шелком пеленает нас любовь.
По теченью незаметно уплывает
Все, что в воду превращает нашу кровь.

Баркарола - Рам Браун.

"Студеная вечерняя волна едва шумит под веслами гондолы и повторяет звуки баркаролы" - эти строки звучат в стихотворении "Венеция" Лермонтова. Но что такое баркарола? Не все знают об этом, хотя наверняка слышали красивые, плавные, словно раскачивающиеся на волнах мелодии. Одним из ярких примеров является старинная неаполитанская песня "Санта-Лючия", полюбившаяся многим.

Происхождение слова

Этот жанр родился в самом романтичном городе Италии - Венеции. "Барка" переводится как "лодка". Глагол "роллар" на итальянском языке означает "испытывать качку, качаться". Таким образом, баркарола - это "раскачивающая лодка" в дословном переводе. Другое название жанра - "песня на воде", "гондольера" (от венецианского "гондольер" - лодочник).

История возникновения

Венеция - уникальный город, воздвигнутый на 118 островах в Адриатическом море. Здесь практически нет дорог и привычных для нас улиц. Выйдя из дверей дома, ты оказываешься на берегу, и добраться до нужного места можно только по воде. Многочисленные каналы прорезали город вдоль и поперек. По ним скользят длинные гребные барки - гондолы. Управляют ими с момента возникновения Венеции профессиональные лодочники - гондольеры.

Перевозя пассажиров, гребцы традиционно распевали мелодичные, размеренные песни. Таким образом, баркарола - это народный жанр, родоначальником которого стали венецианские гондольеры. Их пение могло быть со словами. Сюжет баркарол описывал будни и чаяния простого лодочника. Иногда исполнитель просто красиво распевал гласные. Медленная, плавная мелодия имитировала ритм раскачивающих лодку волн. Голос разносился на большое расстояние. Для одаренных певческими данными гондольеров это становилось дополнительным заработком.

Характерные черты

Венеция с 17 века славилась оперными театрами и великолепными голосами. В сезон сюда съезжались не только ценители искусства, но и великие композиторы. Многие из них были очарованы местным колоритом и романтичными серенадами гондольеров. С 18 века баркаролы начинают появляться в музыкальных словарях. Формируется определение этого жанра.

Значение слова "баркарола" с тех пор осталось неизменным. Это песня, исполняющаяся в нестандартном размере - 6/8. Такой ритм напоминает мерно набегающие волны, удары весел о воду. Характер музыки минорный, лирический. В песнях присутствуют нотки мечтательности, светлой грусти.

Начиная с 18 века, помимо народных баркарол, стали появляться профессиональные. Многие композиторы пробовали себя в этом жанре. Иногда они пренебрегали некоторыми характерными чертами. Так появились баркаролы с использованием мажорного лада. Наблюдается и нарушение размера. Он может составлять 12/8, 3/4 и т. п.

Профессиональные баркаролы

Расцвет формы наблюдался в эпоху романтизма с ее интересом к народному, самобытному колориту. В это время создавались баркаролы вокальные и инструментальные. К первым относятся произведения Мендельсона-Бартольди, Шуберта ("Любовное счастье рыбака", "Баркарола"). Русский композитор Глинка тоже попробовал себя в этом жанре. Так было создано произведение "Уснули голубые", стихи к которому написал Н. Кукольник. Гондольеры для хора имеются у Брамса и Шуберта.

Что такое баркарола инструментальная? Это очень нежная и романтичная мелодия, словно раскачивающая нас на плавных волнах, иногда сменяющихся зыбью. В этом жанре творили Мендельсон-Бартольди, Барток, Форе. Из русских композиторов фортепианные баркаролы сочиняли Чайковский, Рахманинов, Лядов. Особенно вдохновенным получилось произведение Шопена, приближенное к поэме "Рассвет" Красиньского. В баркароле ор. 60 великого композитора слышны поцелуи, пылкие признания, шепот влюбленных на фоне природы и плеска воды.

В профессиональных баркаролах присутствует и подлинная народная музыка. Мелодии гондольеров публиковал итальянский композитор Порукини. Эти мотивы легли в основу произведений Бетховена ("24 песни разных народов") и Листа ("Гондольера" из цикла "Венеция и Неаполь").

Песни венецианских гондольеров в опере

Что такое баркарола в опере? Это вокальный номер, исполняемый в характерном темпе и связанный с венецианской темой. Впервые гондольера прозвучала в опере-балете "Венецианский карнавал" француза Андрэ Кампра. Это произошло в 1710 г. С тех пор к жанру баркаролы прибегали многие итальянские и французские композиторы, включая их в свои оперы. В качестве примера можно назвать Джованни Паизиелло, Фердинана Герольда, Даниэля Обера.

Звучит "песня на воде" и в знаменитых операх "Отелло", "Вильгельм Телль" Россини. Жак Оффенбах включил баркаролу в "Сказки Гофмана". Это одна из самых известных мелодий. Чувственный дуэт, написанный для двух женских голосов, создает ощущение надвигающейся беды. Римский-Корсаков также вложил баркаролу в уста веденецкого гостя в своей опере "Садко". Веденцом называли на Руси Венецию. В песне рисуется образ далекого города, где дуют ласковые теплые ветры, плещутся волны и звучат любовные серенады.

Итак, что такое баркарола? Это мягкий ритм, напоминающий о набегающих волнах, романтическое настроение, особое умиротворение. Слушая баркаролу, мы переносимся в мир извилистых каналов, черных гондол, колоритных гондольеров и напевных мелодий, разлетающихся над водной гладью.

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него - баркарола - песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти - необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие.

Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки - гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы - песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе - мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн.

Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера), и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Мендельсона мы находим Баркаролу в его «Песнях без слов», у Чайковского - в сборнике «Времена года», это пьеса «Июнь». Баркаролы писали Глинка, Шопен, Рахманинов, Лядов. А из вокальных баркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это «Песнь Веденецкого гостя» в опере «Садко». В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца - веденецкого гостя - композитор сочинил арию в ритме и характере народной венецианской песни, баркаролы.

Л. В. Михеева

Это поэтичное и красивое слово вышло из употребления довольно давно, но ассоциируется с эпохой романтизма, не так ли?

Мы хорошо знаем слова "барка", "баржа", "баркас". Итальянское barca означает "лодка". Хуже мы знаем итальянский глагол rollare, что означает испытывать бортовую качку. Таким образом, баркарола - это качающаяся лодка. Но при чем тут музыка?

Музыкальные жанры нередко возникают от специфических ритмов. Перед нами один из таких примеров. Но особенность баркаролы не только в этом, а во всем, что связано с ее происхождением. Это характер песен, которые пели венецианские гондольеры, когда перевозили венецианцев по многочисленным каналам. Ритм монотонного покачивания и столь же монотонной гребли спокоен. Мелодии баркарол обычно безыскусны и меланхоличны, они как бы растворяются в городском пейзаже. Их размер чаще всего 6/8, 12/8. Триоли по три восьмых делают ритм мерным и однообразным. В жанре баркаролы писали как песни и романсы, так и инструментальные пьесы.

В XVIII веке баркарола мало использовалась в профессиональной музыке, в XIX веке ее ритм стал очень популярным у композиторов-романтиков. Вы, наверное, хорошо помните баркаролу П. И. Чайковского из Времен года (Июнь ).

М. Г. Рыцарева

Цель: развитие креативного мышления
учащихся, их творческого воображения.

  • Научить грамотно слушать музыкальное
    произведение;
  • При анализе прослушанной музыки, привлечь
    внимание к наиболее важным её элементам,
    влияющим на характер, жанр, содержание
    музыкального произведения.

Приложение 1

Ход урока

Учитель: Ребята, давайте с вами подумаем,
может ли музыка рисовать?

Ученики: Может.

Учитель: Но как? С помощью чего?

Ученики: С помощью звуков.

Учитель: Правильно. Звуки бывают шумовыми и
музыкальными. Какими из них рисует музыка?

Ученики: Музыкальными.

Учитель: Конечно же, музыкальными.
Музыкальные звуки тоже бывают разными: высокими,
низкими, долгими, короткими. А какими ещё?

Ученики: Тихими, громкими.

Учитель: Ребята, а что может рисовать музыка?

Ученики: Портреты сказочных героев, сценки,
повадки и движения животных, картины природы и
т.д.

Учитель: Мы сегодня поговорим о музыкальных
картинах, картинах природы (музыкальных
пейзажах). Вы, наверное, не раз были в лесу, у реки,
у моря, любовались окружающим вас пейзажем. Как
мы любуемся природой? Конечно же, мы не только
видим то, что нас окружает. Мы слышим и шелест
листьев, щебетание птиц, ощущаем дуновение ветра,
вдыхаем запахи леса и луга. И все эти впечатления
составляют для нас гармоничную картину природы.
Природа всегда является для нас загадкой. Чем
таинственнее явление природы, тем больше
внимания привлекает оно к себе, заставляет
задуматься. Одним из таких загадочных явлений
природы является смена времён года.

В музыке к теме “Времена года” обращались
многие композиторы. Имена некоторых из них я вам
назову. Это Антонио Вивальди, Йозеф Гайдн, Пётр
Чайковский, Александр Глазунов. Антонио
Вивальди, итальянский композитор, скрипач,
является создателем цикла из 4-ёх концертов,
каждый из которых посвящён определённому
времени года. Концерты имеют названия “Зима”,
“Весна”, “Лето”, “Осень”. Й. Гайдн –
австрийский композитор 18 века написал ораторию
(крупное произведение для хора, солистов и
оркестра) “Времена года”. Композитор А.
Глазунов, который жил в конце 19- начале 20 века,
создал балет “Времена года”. Русский композитор
П.И. Чайковский написал цикл пьес для фортепиано
“Времена года”, в котором 12 небольших пьес
соответствуют 12 месяцам года, и каждая пьеса
имеет своё название, эпиграф, взятый из
литературы.

Сегодня мы послушаем 2 произведения из
фортепианного цикла П.И. Чайковского “Времена
года”. Первое называется “Баркарола” и
соответствует июню месяцу. Название
“Баркарола” в переводе с итальянского языка
означает “песнь на воде”. В качестве эпиграфа к
этой пьесе композитор использует стихотворение
русского поэта А. Плещеева:

“Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звёзды с таинственной грустью
Будут над нами сиять”.

– Вы, наверное, догадались какой пейзаж увидим
мы, слушая эту музыку?

Ученики: Всплеск воды, покачивание волн.

Учитель: Верно. И всё это в музыке создаётся
благодаря чередованию восходящего и
нисходящего, то есть волнообразного,
мелодического движения. Мелодия этой пьесы
песенна, она звучит как бы на одном дыхании.
Давайте послушаем “Баркаролу” Чайковского и
постараемся ответить на вопрос: каков характер
этой пьесы?

Звучит “Баркарола” из фортепианного цикла

Учитель: Ребята, вам понравилось это
произведение?

Ученики: (высказывают своё мнение ).

Учитель: Ребята,как мы можем определить
характер этой музыки?

Ученики: Немного грустный, печальный,
задумчивый.

Учитель: Такой характер имеет вся пьеса
целиком?

Ученики: Нет. На протяжении пьесы появляется
новый образ – более светлый, оживлённый,
активный.

Учитель: Но светлый образ ведь появился лишь
на краткий миг. Верно? И что с ним произошло?

Ученики: Он постепенно исчез, истаял как
какое-то видение, сменился прежним настроением.

Учитель: А как вы думаете, какое время суток
изобразил в этой пьесе композитор: утро, день,
вечер, ночь?

Ученики: Ночь (вечер).

Учитель: А какой музыкальный элемент нам это
подсказывает?

Ученики: Минорный лад.

Учитель: Верно. Прежде чем мы познакомимся со
вторым произведением из этого же цикла П.И.
Чайковского, я хочу вас спросить: знаете ли вы,
что такое Масленица?

Ученики: (Излагают своё представление об
обряде проводов Масленицы).

Учитель: Издавна на Руси существовал и
сохранился до наших дней обряд – проводы зимы.
Его и называют Масленицей. Этот праздник длился
целую неделю, а в последний день Масленицу в виде
соломенного чучела сжигали. Это означало конец
зимы, начало весны.

Следующая пьеса, которую мы послушаем,
называется “Масленица” и соответствует
какому-то месяцу года. Кто подскажет какому?

Ученики: Февралю.

Учитель: Верно. Именно февраль – последний
зимний месяц. Этой пьесе предшествует эпиграф из
стихотворения П. Вяземского:

“Скоро масленицы бойкой
Закипит весёлый пир”.

– Давайте послушаем эту пьесу и постараемся
представить, какую картину рисует эта музыка.

Звучит “Масленица” из фортепианного цикла
“Времена года” П. Чайковского

Учитель: Итак, ребята, о чём же эта музыка? Что
можно себе представить, слушая её?

Ученики: Музыка рисует праздник, веселье.
(Высказывают свои представления об этой музыке).

Учитель: А какими музыкальными средствами
пользуется композитор, чтобы создать картину
бурного праздничного веселья?

Ученики: Равномерный ритм и аккордовая
фактура напоминают колокольный перезвон,
быстрый темп придаёт музыке активность,
оживлённость, мажорный лад – светлое,
праздничное настроение.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с
произведениями ещё одного замечательного
русского композитора Сергея Васильевича
Рахманинова. Этот композитор жил во второй
половине 19 – первой половине 20 века (1873-1843). С.В.
Рахманинов, как и другие композиторы, был
мастером музыкального пейзажа. Я хочу вам
предложить послушать его романс “Весенние
воды”. Романс – это произведение для голоса с
сопровождением. Романс “Весенние воды” написан
на стихи Ф.Тютчева. Послушайте их:

“Ещё в полях белеет снег
А воды уж весной шумят
Бегут и будят сонный брег
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
“Весна идёт! Весна идёт!
Мы молодой весны гонцы
Она нас выслала вперёд.
Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, свежий хоровод
Толпится весело за ней”.

– Каким настроением пронизаны эти стихи?

Ученики: радостным, светлым, солнечным
настроением, ощущение восторга.

Учитель: А теперь послушаем этот романс и
постараемся представить ту картину, которую
изобразили с помощью стихов и музыки Тютчев и
Рахманинов.

Звучит романс С.Рахманинова на стихи Ф.Тютчева
“Весенние воды”

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какова
роль музыки в этом романсе, изменила ли она
характер стихов?

Ученики: Музыка не изменила характер стихов,
она сделала стихи более эмоциональными.

Учитель: Какая картина возникает в вашем
воображении, слушая эту музыку?

Ученики: (высказывают своё мнение).

Учитель: Конечно же, слушая романс “Весенние
воды”, мы представляем пробуждение природы,
первое дыхание весны, журчание весенних
ручейков, таяние льда на реках, яркое тёплое
солнце. Всё это раскрывает нам музыка. Но как? С
помощью каких средств?

Ученики: Быстрый темп, “бурлящее”
сопровождение фортепиано, изображающее шум воды,
светлый мажорный лад, нежный тембр женского
голоса (сопрано), певучая выразительная
вокальная мелодия передаёт ощущение радостного
волнения.

Учитель: Ребята, вам понравились музыкальные
произведения, которые мы с вами сегодня слушали?

Ученики: Понравились.

Учитель: Какие произведения вам больше всего
запомнились?

Ученики: (Высказывают своё мнение) .

Учитель: Кто запомнил, музыку каких русских
композиторов мы слушали сегодня на уроке?

Ученики: П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова.

Учитель: Какие времена года рисует музыка
прослушанных произведений?

Ученики: “Баркарола” – лето, “Масленица” –
зима, “Весенние годы” – весна.

Учитель: Ребята, за оставшиеся несколько
минут до конца урока, нарисуйте иллюстрацию к
понравившемуся произведению.

БАРКАРОЛА

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него -- баркарола -- песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти -- необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки -- гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы -- песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе -- мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера}, и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Мендельсона мы находим Баркаролу в его «Песнях без слов», у Чайковского -- в сборнике «Времена года», это пьеса «Июнь». Баркаролы писали Глинка, Шопен, Рахманинов, Лядов. А из вокальных баркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это «Песнь Веденецкого гостя» в опере «Садко». В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца -- веденецкого гостя -- композитор сочинил арию в ритме и характере народной венецианской песни, баркаролы.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "БАРКАРОЛА" в других словарях:

    Ит. barcherolla, уменьшен. от barca, гребное судно. а) Речное судно в Италии, для увеселительных прогулок. Отсюда получили свое название. b) Песни гондольеров. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    - (итал. barcarola от barca лодка), песня венецианских гондольеров; типичны мягкое, качающееся движение мелодии, лирический характер. Многими композиторами созданы вокальные и инструменталье пьесы, претворяющие черты народной баркаролы … Большой Энциклопедический словарь

    БАРКАРОЛА, баркаролы, жен. (итал. barcarola) (муз.). Род музыкального или вокального произведения мелодического характера в медленном темпе. (По названию песен венецианских гондольеров.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    БАРКАРОЛА, ы, жен. Песня венецианских гондольеров, а также музыкальное или вокальное произведение в стиле песни лирического склада. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 песня (161) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Баркарола - (итальянское barcarola, от barca лодка), песня венецианских гондольеров, называется также гондольерой (размер 6/8). Характерны мягкий, качающийся ритм, лирическая мелодия. С 18 в. в композиторском творчестве Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П.И.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Гондола на венецианском канале Баркарола (от итал. barka «лодка») народная песня венецианских гондольеров и … Википедия

    баркарола - ы, ж. 1) Песня венецианских гондольеров. Рука с рукой, свободу дав очам, сидят в ладье и шепчут меж собою; она вверяет месячным лучам младую грудь с пленительной рукою... Меж тем вдали то грустный, то веселый раздался звук обычной баркаролы… … Популярный словарь русского языка

    - (итал. barcarola, от bаrса лодка; франц. barcarolle, нем. Barkarole) первоначально песня венецианских гондольеров (наз. также гондольерой), песня на воде. Для нар. Б. типичны размер 6/8, мягкое, колеблющееся движение мелодии, монотонный… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Баркарола. Альбом популярных пьес. Для флейты и фортепиано , . Сборник включает известнейшие сочинения композиторов-классиков в переложении для флейты и фортепиано. Данный иллюстративно-художественный материал широко используется в процессе обучения…