Анджелико благовещение. Почему Мария не удивляется, увидев ангела? Брат Блаженный Ангельский


Алтарь «Благовещение» (Annunciazione)
(1430 - 32. Музей Прадо)

«Благовещение» представляет из себя картину (алтарный образ) в резной позолоченной раме в рост человека, написанную темперой на деревянной доске. Её центральная часть изображает собственно сцену Благовещения Пресвятой Богородице архангелом Гавриилом, а нижняя содержит пять небольших сопутствующих сюжетов из её жизни.

Благовещение (Annunciazione)
Ок. 1426. Дерево, темпера. 194 х 194 см. Прадо, Мадрид

«Благовещение» - один из алтарных образов на тему визита архангела Гавриила к деве Марии, написанных фра Беато Анжелико, это одна из его излюбленных тем. Этот образ был написан для церкви Санто Доминго де Фьезоле (Santo Domingo de Fiesole), вблизи Флоренции около 1426 года. В 1611 году оказалась в Испании. Герцог Марио Фарнезе приобрёл картину для герцога Лермы. Последний распорядился поместить её в церкви Сан Доминго в Вальядолиде. Затем работа попала в мадридский монастырь Дескальсас Реалес. В 1861 году передана в музей Прадо.

Центральная панель

С помощью архитектурных элементов центральная панель зрительно делится на 3 примерно равные части. Справа изображена дева Мария, сидящая в открытом портике, выходящем в сад. Перед ней (в центре) склоняется архангел. Два этих действующих лица визуально разделены колонной (прием, традиционный для иконографии Благовещения). В перспективной глубине виден вход в комнату Марии. Подобную схему с помещением фигур Марии и ангела в архитектурные арки фра Анжелико будет использовать ещё в трёх своих композициях на ту же тему. В скульптурном медальоне над центральной колонной выполнено изображение Бога-Отца.

К восседающей на троне Марии спускается архангел Гавриил с благой вестью о скором рождении Мессии. Слова Гавриила Марии («Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», приведенные евангелистом Лукой, художник наглядно иллюстрирует. В небесах - руки Бога Отца, посылающие Марии луч с голубем - Святым Духом. Здесь - начальный момент христологического цикла, а вместе с тем и новозаветной истории. С символическим изображением - намеком на один из важнейших христианских образов - Троицу: незримо присутствующий Христос, Святой Дух в виде голубя и даже дважды представленный Бог Отец (Его руки в небесах, а также скульптурное изображение в медальоне на стене дома-дворца). Одна из особенностей этого произведения - указание на будущие страдания Христа. Здесь появляется маленькая птичка - символ души, а кроме того, быть может, изображение щегла (тогда по западной традиции считалось, что щегол сел на голову Христа во время крестного пути и вытащил терновую иглу из Его брови).

Фрагмент. Изображение Адама и Евы

Левую треть композиции занимает изображение сада - Эдема со сценой Изгнания из рая. Архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения. В глубине, вероятно, Древо познания. Кроме того, этот райский сад - еще и одна из ипостасей Богоматери, т. н. hortus conclusus («запертый сад»), символизирующий Ее непорочность (с которой связано и присутствие здесь пальмы). Соединение двух библейских эпизодов - ветхо- и новозаветного - имеет глубокое богословское обоснование: вдали изображены последствия грехопадения, в то время как на первом плане изображается зачатие Иисуса Христа, рождение и смерть на кресте которого послужит искуплением роду человеческому за первородный грех. Мария, таким образом, трактуется как «новая Ева», свободная от недостатков прародительницы.

Помимо своей нагруженности символикой «Благовещение» Фра Анджелико - типичное свидетельство своего времени, в котором то самое время хорошо узнается. Во-первых, и архангела, и Марию живописец одевает согласно тогдашней моде (что, впрочем, не было редкостью). А во-вторых, лоджия с тонкими изящными колонками - как раз в духе властвовавшего в те времена во Флоренции архитектурного стиля Филиппо Брунеллески. Вся смысловая вереница, все приметы эпохи тонко и изысканно обыграны звучащими нежно, как музыка, красками. И сделано это со вкусом и с радостью. Внимательно выписанные листья и лепестки в райском саду, не менее внимательно - растительный архитектурный орнамент и, наконец, заботливо уложенные складки одежд - все они соревнуются друг с другом в своей почти прихотливой изысканности.

«Благовещение» - сюжет, восхваляющий Богоматерь. Параллельно внизу идут сцены из Ее жизни и жизни Христа. Пределла (нижняя часть) алтарного образа содержит 5 небольших изображений:

Рождество и Обручение Богоматери

Слева изображена сцена рождества Богоматери. Мария родилась в семье Иоакима и Анны. Они жили в достатке, и отличительной чертой их характера было милосердие к бедным. У них долгое время не было детей и о рождении дочери им было предвещено ангелами после моления Господу. Мария с трех лет была отдана в Иерусалимский храм и по достижения совершеннолетия ей надо было оставить храм и выйти замуж, чего она не желала. Священики не знали что делать, но потом первосвященнику Захарии явился ангел и сказал: «Захария, собери неженатых мужей колена Иудова, из дома Давидова, пусть они принесут с собой свои посохи. И кому Господь покажет знамение, тому ты и вручишь Деву, чтоб он стал хранителем Ее девства».

Первосвященник собрал этих мужей к храму и, отобрав у них жезлы, внес их в храм. Когда после молитвы Захария вновь вошел за жезлами в святилище, он увидел, что все жезлы остались в своем прежнем виде, а один жезл расцвел. Этот жезл принадлежал праведному 80-летнему старцу Иосифу, добывавшему себе хлеб плотничьим ремеслом. Подав жезл Иосифу, первосвященник сказал: «Ты примешь Деву и будешь хранить Ее». Иосиф возразил, что у него есть дома взрослые сыновья, что он станет посмешищем для людей, если возьмет к себе в дом столь юную девицу. Но первосвященник сумел уговорить его не противиться Божьей воле, и тогда же произошло обручение. Сцена обручения изображена в центре и справа.

Встреча Марии и Елизаветы

Елизавета - родственница девы Марии, мать Иоанна Крестителя. Когда Елизавета ожидала ребёнка, будучи на 6-м месяце беременности, к ней пришла дева Мария, которой архангел Гавриил возвестил о предстоящем у неё рождении сына божьего. Младенец «взыграл во чреве» Елизаветы, и она поняла, что перед ней будущая мать спасителя и приветствовала Марию как «благословенную между жёнами». При встрече с ней Мария произнесла красивейший гимн «Величит душа моя Господа…». Там она прожила 3 месяца, после чего вернулась в дом Иосифа.

Поклонение волхвов

Поклонение волхвов - евангельский сюжет о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами. Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары. После этого волхвам во сне явилось откровение, что к Ироду возвращаться с информацией об успехе их путешествия не стоит, и они поехали домой другой дорогой.

Принесение во храм

После рождения Иисуса, когда окончился предписанный законом период очищения, Иосиф и Мария понесли младенца Иисуса в храм, чтобы посвятить его Богу, ибо всякий мальчик-первенец, по закону, должен был быть посвящен Господу. В Иерусалиме в это время был человек, которого звали Симеон. Это был праведный и святой человек. Ему было предсказано, что он не умрет, не увидев Мессии. Под вдохновением Духа Святого Симеон пошел в храм именно в тот день, когда Мария с Иосифом принесли туда Иисуса. Симеон взял Иисуса на руки и прославил Господа: «Господь, властелин над всем! Как Ты и обещал, теперь отпускаешь Ты слугу своего с миром, потому что мои глаза увидели спасение, которое Ты приготовил всему народу, свет откровения язычникам и славу Твоего народа Израиля!». Описанная в Евангелии встреча Христа и старца Симеона в иносказательном смысле означает встречу Ветхого и Нового заветов и, соответственно, двух исторических эпох.

Успение

К моменту своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы ей явился архангел Гавриил, сообщивший что через три дня она «отойдет ко Христу Богу». В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа, указав нести её перед гробом Богородицы при погребении. Желая видеть перед смертью апостолов, Мария обратилась с молитвой к Богу и «по повелению Божию, принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия». Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно своего имущества, Богородица приготовилась к смерти. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, увидели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес.



c-rover
2010

Благовещение (ок. 1441)

Благовещение
Благовещение писали многие художники. Фра Анджелико - не исключение. Более того, писал он эту сцену неоднократно. У всех его изображений есть одна отличительная особенность (впоследствии она превратилась в живописный канон) - они снабжены современными деталями. Так, на его большой фреске, выполненной для монастыря Сан-Марко, ок. 1441 (вверху), Дева Мария сидит на выходящей в обнесенный высокой изгородью сад веранде с колоннами. Пожалуй, это "Благовещение" - самая знаменитая из всех фресок, которые находятся в этом монастыре. Она написана на стене северного коридора и хорошо видна каждому, кто спускается вниз по лестнице. Внизу Фра Анджелико помещает надпись "Слава тебе, Дева Мария", призывая тем самым повторять эти слова каждого проходящего мимо этого изображения монаха. Поза архангела тоже является призывом - поклониться Деве Марии. Что касается современных деталей, то капители колонн здесь повторяют капители колонн монастыря Сан-Марко, а задняя дверь, на фоне которой изображена фигура Девы Марии, копирует дверь, ведущую в келью настоятеля.
Еще одна версия "Благовещения", ок. 1441 (на след. стр.) отличается более скромными композицией и колоритом. Связано это, скорее всего, с тем, что эта фреска украшала монашескую келью и должна была, по задумке автора, не слишком отвлекать брата-доминиканца от его молитвы. В данном случае Дева Мария изображена в интерьере, напоминающем как раз монашескую келью; единственным его архитектурным украшением служит колонна (да и та практически закрыта крылом архангела). Еще один герой этого произведения - святой Петр Мученик, наблюдающий за сценой.

Благовещение. 1442-43 гг. Фра Беато Анжелико. Монастырь Сан-Марко, Флоренция. Фреска.

Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico) (около 1400–1455) - итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Настоящее имя художника – Гвидо ди Пьетро (Guido di Pietro) и, по мнению вездесущего Вазари - "Брат Джованни Анджелико из Фьезоле, которого в миру звали Гвидо, был столь же отличным живописцем и миниатюристом, как и отменным иноком, а потому заслуживает и в том, и в другом отношении наидостойнейшего упоминания."

"Фра Джованни, - еще пишет Вазари - был человеком большой простоты и святости в своем обхождении... Он был очень тихим и уравновешенным, живя целомудренно, вдали от всех мирских треволнений. Он часто повторял, что всякий, кто посвятил себя искусству, нуждается в покое и отсутствии забот, и что творящий дела Христовы, должен всегда пребывать со Христом... Все похвалы мои не могут воздать должного этому святому отцу, который был столь смиренен и кроток в своих поступках и рассуждениях, столь легок и благочестив в живописи, что писанные им святые имеют больше, чем у кого-либо другого, подобие блаженных. Некоторые утверждают, что брат Джованни никогда не брался за кисть, прежде не помолившись.
И если он писал Распятие, слезы всякий раз струились по его щекам, доброта его искренней и великой души видна в облике и положении его фигур."
Нельзя отрицать, что вера золотой нитью проходит через все творчество Анжелико. Нет иного художника, чьи образы в большей мере обращали бы к созерцанию и поддерживали те моральные ценности, на которых зиждется духовная жизнь.

Сегодня Праздник Благовещение. Обычно Марию изображают сидящей или коленопреклоненной, как правило, с лилией - символом чистоты, погруженной в свои мысли или читающей священную книгу, Ветхий Завет, с пророчеством: «се Дева во чреве приимет и родит Сына». Иногда можно видеть Божью десницу, посылающую луч света, и Святого Духа в виде голубя.

ФРЕСКА, которую мы рассмотрим сегодня -это Благовещение Фра Анджелико.1434г.
Анжелико создал для монастыря Сан Марко во Флоренции росписи, которые ныне привлекают поклонников живописи со всего мира. Фрески и картины фра Беато украшают кельи монахов на втором этаже и некоторые залы. Между 1976 и 1983 годами фрески в коридорах и кельях были очищены и следы старых перекрашиваний удалены, что в значительной степени восстановило оригинальную яркость цветов.

Ангел в ярком наряде смиренно преклонил голову, приветствуя Деву, чье синее одеяние символизирует ту небесную роль, которая выпала на ее долю. Ощущение гармонии создается от симметрично скрещенных рук Девы и архангела Гавриила, несмотря на разделяющие ангела и Деву колонны. Слева на полотне другой ангел наблюдает за изгнанием Адама и Евы из Эдема после их грехопадения - воплощение Бога в Христе призвано искупить этот грех. Тема Марии как второй Евы, обретающей то, что потеряла первая, была очень распространена в средневековой живописи. Вестницей весны и новой жизни выступает ласточка.

Яркая палитра с преобладанием голубого цвета, почти средневековое простодушие и чистота сразу обнаруживает кисть великого доминиканца. Среди критиков существует общее согласие, что Анжелико был ответственен за концепцию всей серии и контролировал изготовление всех фрескок. Но большинство специалистов усматривают участие в работе нескольких - возможно, четырех или пяти - разных художников, в том числе молодого Беноццо Гоццоли (1420-1497), а также Заноби Строцци (1412-1468).

В 1866 году монастырь был закрыт. С тех пор там располагается музей Беато Анжелико - крупнейший в мире монографический музей художника XV в. Многие картины Фра Анжелико свезены в музей из различных церквей и галерей Флоренции.
Более подробно почитать о художнике и посмотреть фрески можно здесьhttp://das-gift.livejournal.com/21101.html

Посмотрите на «Благовещение» Фра Беато Анджелико. Сравните древнерусскую икону «Устюжское Благовещение» с фреской итальянского художника. В отличие от древнерусско-го иконописца, он предоставляет возможность более пристально всмотреться в многочисленные художественные детали. Безусловно, наш взор привлекут раз-ноцветные и яркие радужные крылья архангела Гав-риила, которые больше напоминают крылья тропиче-ских птиц или бабочек. А за его спиной — истинный рай! Он наполнен диковинными растениями.

Посмотрите, как изысканна гамма прозрачных серебристо-голубых, сиреневых и охристых красок, ко-торыми написаны цветы на лужайке! Создаётся впе-чатление, что художник на какое-то время вообще за-бывает о главном событии: так увлекает его красота и прелесть окружающей природы. Он приглашает зрите-лей вместе с ним полюбоваться необыкновенными цве-тами, прекрасным садом за забором, отгораживающим Божественный мир от мира суетного, земного. А как великолепны колонны лоджии, под сводами которой скромно присела на маленькую скамеечку Мария. Она, молитвенно сложив на груди руки, с тихой радостью внимает словам Божественного посланника.

Да, это произведение не может не очаровать нас сво-ей поэтичностью, восторгом художника перед хрупкой красотой жизни. Кажется, именно об этой картине сказал поэт Николай Степанович Гумилёв в стихотво-рении «Фра Беато Анджелико»: Материал с сайта

На всём, что сделал мастер мой, печать Любви земной и простоты смиренной. О да, не всё умел он рисовать, Но то, что рисовал он, — совершенно...

На этой странице материал по темам:

  • Фра беато анджелико благовещение

  • Описание картины благовещение фрабиато анджелико

  • Картины западная европа благовещение

  • Описание картины благовещение фра беато анджелико

  • Гумилев фра беато анджелико о какой картине написано стихотворение

Вопросы по этому материалу:

  • В прошлых статьях мы познакомились с важными моментами, которые надо учитывать, вводя ребенка в мир искусства. А теперь переходим к непосредственному знакомству с картинами. В этой публикации мы отправляемся в музей Прадо в Испании, где познакомимся с картиной "Благовещение", написанной художником Фра Анджелико, и теми вопросами, которые возникают у детей при взгляде на нее.

    Детям об искусстве. Картина "Благовещение", Фра Анджелико.

    от 5 до 7

    Ангел склоняется перед юной девушкой

    Архангел Гавриил явился Деве Марии возвестить ей о том, что скоро у нее родится сын. Ангел говорит ей, что это будет сын Божий и что имя ему будет Иисус. Он с почтением склоняется перед Марией, сложив руки на груди, а она, сидя со скрещенными руками, тоже отвечает ему поклоном. Эта сцена описана в Евангелии от Луки и называется "Благовещение" ("благая весть").

    Почему Мария не удивляется, увидев ангела?

    На самом деле ангела видим только мы. Художник изобразил его, чтобы сделать сцену понятнее. Мария его не видит, она только слышит его голос. Конечно, она могла бы выглядеть удивленной и даже испуганной. Некоторые художники рисовали ее именно так, но Фра Анджелико решил подчеркнуть
    спокойствие Марии. Она внимательно слушает ангела и принимает его слова с глубоким смирением.

    Что за люди слева в саду?

    Это Адам и Ева. Картина рассказывает две истории сразу: "Благовещение" и "Изгнание Адама и Евы из рая" (Ветхий Завет). Первые люди были изгнаны из рая за то, что ослушались Бога и вкусили плод от Древа познания добра и зла. Над ними парит ангел в розовом; он смотрит, как они удаляются.

    И у ангела, и у Марии розовые одежды и светлые волосы

    Так художник показывает, что Мария и ангел находятся в согласии и полностью понимают друг друга. Их волосы золотятся на солнце, их одежды похожи по цвету. Щеки у них тоже розовые. Это очень нежный цвет, нежный, как кожа младенца, который скоро родится.

    Плащ Марии и потолок над ней одинакового темно-синего цвета

    Это не просто потолок: он скругляется кверху и образует темно-синий свод. Свод усеян золотыми звездочками и символизирует небо (отсюда выражение "небесный свод"). Мария находится на земле, но ее окружает Божественный свет. Изогнутые линии свода над Марией перекликаются со складками ее плаща.

    от 8 до 10

    Останется ли ангел у Марии?

    Нет, он явился только для того, чтобы сообщить ей благую весть. Он не входит в дом и стоит на пороге, как гость, который не хочет никого беспокоить. Кончики его крыльев и правая нога остаются за колонной: он как бы между двух миров. Ангел - существо небесное и на землю наведывается всего на несколько секунд.

    Уста ангела закрыты - не видно, чтобы он говорил

    Дело в том, что Мария понимает его сердцем. Архангел Гавриил послан Богом; он приветствует Марию словами, но обращается непосредственно к ее душе.

    Почему через картину проходит луч солнца?

    Этот луч символизирует Слово Божие. Он пронизывает пространство, словно лазерный луч. На картине изображен тот момент, когда Слово Божие, достигнув Марии, дает начало ее будущему младенцу.

    Где все это происходит?

    Само событие происходит в доме Марии, но то, что мы видим на картине, явно не похоже на ее жилище в Назарете, в Палестине. Художник изобразил красивый, благородных пропорций дом, напоминающий итальянские постройки XV века - того времени, когда жил и работал он сам. Интерьер выполняет роль театральной декорации. Он нужен для того, чтобы подчеркнуть "расстановку сил" в этой сцене: Мария находится внутри дома, ангел прилетает извне.

    На заднем плане видна еще одна комната

    Это помогает представить себе, как выглядят остальные помещения. Фра Анджелико подчеркивает скромность обстановки: простая деревянная мебель, освещенная солнцем скамья. На картине только часть комнаты, остального не видно. Может быть, это сделано намеренно: художник намекает на
    какую-то тайну. Хотя картина посвящена определенному евангельскому эпизоду, невозможно понять до конца его глубокий смысл.

    Что за птичка сидит на железной перекладине?

    Белогрудая черная птичка - это ласточка. Ее присутствие указывает на время действия. Ласточки проводят зиму в жарких странах и возвращаются на родину весной - значит, весна уже наступила. Согласно христианскому (западному) календарю, Благовещение приходится на 25 марта, за девять месяцев до Рождества (25 декабря).

    Почему в луче света над головой ангела мы видим белую птицу?

    Это голубь; так изображается Дух Святой. Голубь показывает, что весть, принесенная архангелом Гавриилом, идет от Бога. В то время как ласточка обозначает точное время года, голубь символизирует идею вечности.

    Присутствует ли в картине Бог?

    Да, он изображен дважды. В круглом рельефе между арками мы видим его лик, чуть повернутый в сторону архангела. А в левой верхней части картины можно разглядеть его руки в сияющем круге, как бы напутствующие Божьего посланца - архангела.

    от 11 до 13 и старше

    Что изображено на маленьких картинках внизу?

    Ряд таких картинок в нижней части алтаря называют пределлой. На них изображены сцены из жизни Девы Марии: ее рождение, обручение, встреча Марии и Елизаветы (Мария навещает свою родственницу, которая, как и она, ожидает рождения сына - будущего Иоанна Крестителя; ее муж, священник Захария, тоже получил благовестие от архангела), поклонение волхвов, отрок Иисус в храме, успение Богоматери. Интересно, что сохранилась первоначальная рама этой старинной алтарной картины: такое бывает очень редко.

    Фото. Фрагменты из нижней части картины со сценами из жизни Девы Марии.

    Почему у Марии на коленях книга?

    Похоже, что Мария, отложив книгу, прервала чтение. С исторической точки зрения это неверно. Скорее всего, она не умела читать; к тому же книг в то время не было - тексты записывались на длинных свитках. Показывая Марию с книгой, художник напоминает нам, что в Библии пророк Исаия предсказал
    рождение Мессии - Спасителя человечества. Для христиан - это младенец Иисус. Книга тем самым символизирует связь между ветхозаветным пророчеством и Благовещением.

    Почему в картине, посвященной Благовещению, присутствуют Адам и Ева?

    Действительно, две эти темы не совпадают ни во времени, ни в пространстве, однако их объединяет смысл. Адам и Ева символизируют первородный грех и неповиновение Богу, Мария же, напротив, воплощает собой идею покорности воле Божьей. Сближение обеих тем придает особую значительность моменту, с которого начинается история Иисуса, призванного искупить людские грехи. Левая и правая части показывают противоположные действия: Адам и Ева, изгнанные из рая, вот-вот покинут пространство картины, в то время как на другой стороне, в залитом солнцем пространстве, Марии является ангел. Другими словами, слева что-то теряется, справа приобретается.

    Почему Фра Анджелико так старательно воспроизводит архитектуру?

    Потому что архитектура вообще символизирует идею построения, создания чего-то нового. Смысл картины проясняется благодаря архитектурным деталям. Двойная арка повторяет очертания буквы М - начальной буквы имени Марии. Сама Мария сравнивается с храмом: ее тело - священное пространство, в котором вырастет младенец Иисус. Мы становимся свидетелями момента, когда эта история начинается. На мраморном полу у ног Марии сливаются цвета неба, солнца и природы - голубой, желтый, зеленый… И кажется, что с прилетом ангела все эти цвета сдувает, словно ветром, в сторону Марии. Божественная воля вдохнула в нее новую жизнь.

    В следующей публикации мы познакомимся с картиной "Рождение Венеры" от Боттичелли.