Аль-Бируни – великий ученый из Хорезма. Аль-бируни - философ и ученый

Известный философ, учёный-энциклопедист, автор исследовательских работ по многим дисциплинам (география, астрономия, математика, минералогия, филология и проч.) – Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни. Жил в 10 – 11 веке н.э.

Биография и начало работы

Родился в сентябре или октябре 973 года в городе Кят (сейчас это город Беруни в Узбекистане). Был учеником астронома и математика Ибн Ирака. Часто менял место жительства: из Кята уехал в Рей, после – в Гурган, затем – в Гургандж и Индию. Последним пристанищем для аль-Бируни стала Газна.

Первой работой стало сочинение, в котором учёный собрал все имеющиеся в мире системы календаря. Туда же он включил и хронологическую табличку по всем эпохам (с правления библейских патриархов).

Аль-Бируни создал произведение, описывающее быт, науку и культуру древних индийцев. В нём изложены системы философии, религии, учение о связи души и тела. Там же находится и легенда о создании игры в шахматы и её авторе.

Более мыслителя интересовала астрономия. Доказательство тому – 45 сочинений, посвящённых именно этой науке. Вообще, количество трудов Бируни не поддаётся перечислению: перечень названий работ записан его учениками на 60 страницах мелким шрифтом.

В работе по фармакогнозии Бируни перечислил более 4 с половиной тысяч названий растений из разных стран (Персия, Сирия, Индия, территории тюркских народов и др.) и в отдельности объяснил свойства каждого из них.

Любопытные факты

Бируни – в первую очередь человек науки. Неопровержимое этому свидетельство – легенда о его смерти. Он осознавал, что умирает. Перед его постелью столпились друзья. Попрощавшись со всеми, учёный спросил одного из них о «методах счёта неправедной прибыли» и объяснил свой интерес просто: он не хотел уходить из мира невеждой.

Огромной потерей для науки стал трактат «Ключ к астрономии»: он был то ли уничтожен, то ли спрятан. В этой работе Бируни изложил основы астрономии и математики. От всей книги осталось лишь введение.

Кроме тяги к исследованиям, аль-Бируни привлекали и языки. Он в совершенстве знал:

  1. арабский (на нём и созданы работы);
  2. персидский;
  3. латинский;
  4. хинди;
  5. греческий;
  6. тюркский;
  7. иврит;
  8. санскрит;
  9. сирийские диалекты.

Эти знания стали залогом успешного перевода интернациональных терминов.

Интересно, что в труде по тригонометрии современные учёные обнаружили ряд теорем, авторство которых принадлежит Архимеду. В работах самого Архимеда их нет.

В исследованиях Бируни придерживался одного принципа: вся теория должна проверяться практикой и доказываться опытом.

, естественные науки , история как наука [d] , хронология , лингвистика , индология , науки о Земле , география , философия , картография , антропология , астрология , сравнительная социология [d] , химия , медицина , психология , богословие , фармакология , история религии и минералогия

Известен как учёный -энциклопедист , писатель Цитаты в Викицитатнике Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни на Викискладе

Абу́ Рейха́н Мухамме́д ибн Ахме́д аль-Бируни́ (перс. ابوریحان بیرونی ‎, араб. أبو الريحان البيروني ‎; 4 октября (0973-10-04 ) , город Кят , Хорезм , Саманидское государство - 9 декабря , Газни , совр. Афганистан) - средневековый персидский учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. Перечень работ, составленный его учениками, составил 60 страниц мелким шрифтом [ ] . Свои научные труды писал на арабском и персидском языках

Биография

Аль-Бируни родился 4 октября (0973-10-04 ) года в хорезмийском городе Кят (ныне город Беруни в республике Каракалпакстан в Узбекистане ). По другим данным Бируни родился 4 сентября 973 года . О его родителях известно мало, в своих собственных записях Бируни писал, что не знает отца и деда . Согласно «Энциклопедии ислама », Бируни родился в иранской семье

Бируни так охарактеризовал языки, которые он выучил:

«Затем я перешел к арабскому и персидскому, в каждом из них я пришелец, с трудом им владеющий».

Абу Рейхан Беруни. Фармакогнозия в медицине. // Абу Рейхан Беруни, Избранные произведения. т.4. Перевод с арабского У.Каримова. Т., 1973, с.138

По мнению некоторых востоковедов его родным языком был хорезмийский диалект персидского языка . В общей сложности, он знал хорезмийский, персидский, арабский, еврейский, сирийский, греческий и санскрит .

Бируни ставил арабский язык выше персидского, когда он писал: «поношение по-арабски милее мне, чем похвала по-персидски… этот диалект годится только для хосроевских повестей и ночных сказок» .

Выйдя из ремесленнических кругов, получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак . После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни, поддерживавший свергнутую династию Афригидов , уехал в Рей , где работал у ал-Ходжанди . Находясь при дворе одного из последних саманидских правителей, эмира Бухары Абу-л-Хариса Мансура ибн Нуха, вступил в обширную переписку с Ибн Синой (Авиценной) , с которым обсуждает вопросы естественных наук и воззрения Аристотеля . Затем он работал в Гургане при дворе Зияридского эмира Табаристана Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию». В итоге вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997–1009) и Мамуна II.

Астрономии Бируни посвятил 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.

Четыре направления и политические деления Ирана (Абу Рейхан аль-Бируни)

Иллюстрация из книги аль-Бируни на персидском языке. Показаны различные фазы Луны.

Главное сочинение Бируни по астрономии - «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам». План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положений своих предшественников, например, предположение Сабита ибн Корры о связи движения апогея Солнца с предварением равноденствий Бируни опровергает, во многих вопросах приходит к новым выводам. Он рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца; он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звёзд, в отличие от тёмных тел - планет, подвижность звёзд и огромные их размеры по сравнению с Землёй, идею тяготения. Бируни проводил наблюдения на построенном ан-Насави в Рее стенном квадранте радиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2′. Он установил угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях.

Большое внимание Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии .

Как исследователь Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.

Помимо своего родного хорезмийского языка, Бируни владел арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также ивритом, санскритом и хинди. Эти знания способствовали выработке им принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой. Созданная Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду .

Бируни в своих произведениях приводит названия тюркских месяцев и тюркских лечебных трав.

Бируни в своем произведении «Памятники минувших поколений» приводит тюркские названия годов по животному циклу: сичкан, од, барс, тушкан, луй, илан, юнт, куй, пичин, тагигу, тунгуз. В этом же сочинении он приводит названия месяцев по тюркски: улуг-ой, кичик-ой, биринчи-ой, иккинчи-ой, учинчи-ой, туртинчи-ой, бешинчи-ой, олтинчи-ой, йетинчи-ой, саккизинчи-ой, токкузинчи-ой, унинчи-ой.

Научные труды на персидском

Память

Сочинения аль-Бируни

  • Бируни Абу Рейхан. Индия. / Пер. А. Б. Халидова , Ю. Н. Завадовского . // Избр. произв. - Т. 2. - Ташкент: Фан, 1963. (Репринт. - М.: Ладомир, 1995.)
  • Бируни Абу Рейхан. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). / Пер. А. М. Беленицкого. - Л.: Изд. АН СССР, 1963.
  • Бируни Абу Рейхан. Геодезия (Определение границ мест для уточнения расстояний между населенными пунктами) / Иссл., пер. и прим. П. Г. Булгакова // Избр. произв. - Т. 3. - Ташкент: Фан, 1966.
  • Бируни Абу Рейхан. Фармакогнозия в медицине / Иссл., пер. и прим. У. И. Каримова // Избр. произв. - Т. 4. - Ташкент: Фан, 1974.
  • Бируни Абу Рейхан. Книга вразумления начаткам науки о звёздах = Китаб аль-Тафхим / Вступит. статья, пер. и примеч. Б.А. Розенфельда и А. Ахмедова. Отв. ред. д-р филол. наук А. К. Арендс . - Ташкент: Фан, 1975. - Т. 6. - (Избранные произведения / АН УзССР. Ин-т востоковедения им. Абу Рейхана Бируни).
  • Бируни Абу Рейхан. Математические и астрономические трактаты / Пред., пер. и комм. П. Г. Булгакова и Б. А. Розенфельда . // Избр. произв. - Т. 7. - Ташкент: Фан, 1987.
  • Звездный каталог аль-Бируни с приложением каталогов Хайама и ат-Туси. Историко-астрономические исследования. - Вып. 8, 1962. - С. 83–192.
  • Бируни Абу Рейхан. Трактат об определении хорд в круге при помощи ломаной линии, вписанной в него // Из истории науки и техники в странах Востока. - Вып. 3, 1963. - С. 93–147.
  • Бируни Абу Рейхан. Книга об индийских рашиках / Пер. и прим. Б. А. Розенфельда // Из истории науки и техники в странах Востока. - Вып. 3, 1963. - С. 148-170.
  • Беруни и Ибн Сина. Переписка. Пер. Ю. Н. Завадовского . - Ташкент: Фан, 1973. Десять вопросов Беруни относительно «Книги о небе» и ответы Ибн Сины.
  • Бируни. Об отношениях между металлами и драгоценными камнями по объёму / Пер. Б. А. Розенфельда и М. М. Рожанской // Из истории физико-математических наук на средневековом Востоке. - М.: Наука, 1983. - С. 141–160.

Фильмы

  • Абу Рейхан Беруни , 1974 год .

Примечания

  1. Bosworth, C. E. (1968), «The Political and Dynastic History of the Iranian World (A.D. 1000-1217)», J.A. Boyle (ed.), Cambridge History of Iran, vol. 5: The Saljuq and Mongol Periods, Cambridge University Press : 1-202. . Excerpt from page 7:
  2. Richard Frye: «The contribution of Iranians to Islamic mathematics is overwhelming. ..The name of Abu Raihan Al-Biruni, from Khwarazm, must be mentioned since he was one of the greatest scientists in World History»(R.N. Frye, «The Golden age of Persia», 2000, Phoenix Press. pg 162)
  3. M. A. Saleem Khan, «Al-Biruni’s discovery of India: an interpretative study» , iAcademicBooks, 2001. pg 11:
  4. H. U. Rahman. A Chronology of Islamic History: 570 – 1000 CE (англ.) . Mansell Publishing (1995). Проверено 16 июля 2017.
  5. Al-Bīrūnī (2007). Encyclopædia Britannica . Retrieved 22 April 2007;
  6. David C. Lindberg, Science in the Middle Ages , «University of Chicago Press (англ.) русск. », p. 18:
  7. L. Massignon, «Al-Biruni et la valuer internationale de la science arabe» in Al-Biruni Commemoration Volume, (Calcutta, 1951). pp 217-219.
    In a celebrated preface to the book of Drugs, Biruni says, "And if it is true that in all nations one likes to adorn oneself by using the language to which one has remained loyal, having become accustomed to using it with friends and companions according to need, I must judge for myself that in my native Khwarezmian language, science has as much as chance of becoming perpetuated as a camel has of facing Kaaba."
  8. Gotthard Strohmaier, «Biruni» in Josef W. Meri, Jere L. Bacharach, Medieval Islamic Civilization: A-K, index : Vol. 1 of Medieval Islamic Civilization: An Encyclopedia , Taylor & Francis, 2006. excerpt from page 112: «Although his native Khwarezmian was also an Iranian language, he rejected the emerging neo-Persian literature of his time (Firdawsi), preferring Arabic instead as the only adequate medium of science.»
  9. D. N. MacKenzie, Encyclopaedia Iranica, «CHORASMIA iii. The Chorasmian Language». Excerpt: «Chorasmian, the original Iranian language of Chorasmia, is attested at two stages of its development..The earliest examples have been left by the great scholar Abū Rayḥān Bīrūnī.»
  10. A.L.Samian, «Al-Biruni» in Helaine Selin (ed.), "Encyclopaedia of the history of science, technology, and medicine in non-western cultures «, Springer, 1997. excerpt from page 157: „his native language was the Khwarizmian dialect“
  11. D.J. Boilot, „Al-Biruni (Beruni), Abu’l Rayhan Muhammad b. Ahmad“, in Encyclopaedia of Islam (Leiden), New Ed., vol.1:1236-1238. Excerpt 1: He was born of an Iranian family in 362/973 (according to al-Ghadanfar, on 3 Dhu’l-Hididja/ 4 September - see Eduard Sachau, Chronology, xivxvi), in the suburb (birun) of Kath, capital of Khwarizm». Excerpt 2:"was one of the greatest scholars of mediaeval Islam, and certainly the most original and profound. He was equally well versed in the mathematical, astronomic, physical and natural sciences and also distinguished himself as a geographer and historian, chronologist and linguist and as an impartial observer of customs and creeds. He is known as al-Ustdadh, «the Master»
  12. J.L. Berggren, Jonathan Borwein, Peter Borwein. (англ.) . Springer (2014). Проверено 16 июля 2017.
  13. Математическая энциклопедия.
  14. Бируни // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров
  15. S.H. Nasr, «An introduction to Islamic cosmological doctrines: conceptions of nature and methods used for its study by the Ikhwān al-Ṣafāʾ, al-Bīrūnī, and Ibn Sīnā», 2nd edition, Revised. SUNY press, 1993. pp 111:

    Kitab al-Tafhim Persian Kitab al-Tafhim

  16. , с. 26.
  17. Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. Т. 4. Ред. IV т. Г. В. Церетели . М.-Л.: Издательство Академии наук СССР , 1957. С. 245.
  18. «He was born of an Iranian family» - Boilet D. J. Al-Biruni // Encyclopaedia of Islam , Vol. I, ed. H. A. R. Gibb , J. H. Kramers, E. Levi-Provencal , J. Schacht (англ.) русск. . Brill (англ.) русск. , 1986. - P. 1236.
  19. Yano, Michio, «al-Bīrūnī » Encyclopaedia of Islam, THREE .
  20. Наука и жизнь // Изд-во "Правда" . - 1973. - С. 52 .
  21. Фролова Е. А. Арабская философия: прошлое и настоящее . - М. : Языки славянских культур , 2010. - С. 173. - 461 с.
  22. Рыбаков Б. А. Культура народов Средней Азии // История СССР / Гл. ред. академик Б. Н. Пономарёв ; . - Наука , 1966. - С. 664.
  23. Бируни: сборник статей / под ред. С. П. Толстова . М.-Л.: Издательство АН СССР , 1950.
  24. Блинова К. Ф. и др. Ботанико-фармакогностический словарь: Справ. пособие / Под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. - М. : Высш. шк., 1990. - С. 265. - ISBN 5-06-000085-0 .
  25. Абу Рейхан Беруни, Избранные произведения. т.4. Перевод с арабского У.Каримова. Т., 1973, с.312
  26. Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения, I. Ташкент. АН УзбССР. 1957, с.87-89.
  27. «He was born of an Iranian family» - Boilet D. J. Al-Biruni // Encyclopaedia of Islam , Vol. I, ed. H. A. R. Gibb , J. H. Kramers, E. Levi-Provencal , J. Schacht (англ.) русск. . Brill (англ.) русск. , 1986. - P. 1236.
  28. Nasr S. H. An introduction to Islamic cosmological doctrines: conceptions of nature and methods used for its study by the Ikhwān al-Ṣafāʾ, al-Bīrūnī, and Ibn Sīnā, 2nd edition, Revised. SUNY Press , 1993. P. 111:

    «Al-Biruni wrote one of the masterpieces of medieval science, Kitab al-Tafhim , apparently in both Arabic and Persian , demonstrating how conversant he was in both tongues. The Kitab al-Tafhim is without doubt the most important of the early works of science in Persian and serves as a rich source for Persian prose and lexicography as well as for the knowledge of the Quadrivium whose subjects it covers in a masterly fashion»

  29. UNIS Monument to Be Inaugurated at the Vienna International Centre, ‘Scholars Pavilion’ donated to International Organizations in Vienna by Iran . Проверено 3 августа 2017.
  30. Муминов И.М. Великий энциклопедист из Хорезма. Ташкент, 1973.
  31. Толстов С. П., По следам древнехорезмийской цивилизации. М.-Л.: 1948

Литература

На русском языке

  • Бируни // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Бируни / Л. Б. Алаев // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова . - М. : Советская энциклопедия , 1961-1976.

Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед aль-Бируни (Abu Arrayhan Muhammad ibn Ahmad al-Biruni) (973-1048) - среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился в предместье города Кят, столицы древнего государства Хорезма (ныне часть Узбекистана). Живя в условиях господства мусульманской религии, враждебно относившейся к науке, он смело выступил против религиозного миропонимания. Бируни считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы, а не по божественному велению. Постигнуть эти законы можно только с помощью науки. За свои передовые взгляды Бируни подвергался преследованиям и трижды вынужден был покидать родину и жить в изгнании.

Научные труды Бируни охватывают различные области знаний: астрономию и географию, математику и физику, геологию и минералогию, химию и ботанику, историю и этнографию, философию и филологию. Основные работы (свыше 40) посвящены математике и астрономии, которая имела огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма - для поливного земледелия и торговых путешествий. Важнейшими задачами астрономии были совершенствование календаря и методов ориентирования на Земле по небесным светилам. Необходимо было уметь как можно более точно определять положения на небе Солнца, Луны, звезд, а также измерить с наибольшей возможной точностью так называемые основные астрономические постоянные - наклон эклиптики к экватору, длину солнечного и звездного года и др.

Каждый народ отличился в развитии какой-нибудь науки или практики.

Аль-Бируни

А это в свою очередь требовало развития математики, в частности плоской и сферической тригонометрии, с одной стороны, и совершенствования инструментов для точных наблюдений, с другой. Результаты и достижения Бируни во всех перечисленных областях оставались непревзойденными в течение нескольких веков: самый крупный стенной квадрант - угломерный инструмент, позволявший измерять положение Солнца с точностью до 2`; самое точное определение наклона эклиптики к экватору и векового изменения этой величины; новый метод определения радиуса Земли - по степени понижения горизонта при наблюдении с горы. Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме.

Бируни воспринял и развил прогрессивные идеи древнегреческих и древнеиндийских философов по некоторым общим проблемам астрономии: утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел - планет; подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей; идею тяготения. Бируни высказал обоснованные сомнения в справедливости геоцентрической системы мира Птолемея.

В самом первом сочинении "Хронология древних народов" (1000 г.) Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира. Астрономические исследования изложены им в "Книге истолкования основных начал астрономии" и в других научных трудах.

Учёный поступает сознательно даже тогда, когда тратит деньги.

Аль-Бируни

Аль-Бируни - фото

Аль-Бируни - цитаты

Учёный поступает сознательно даже тогда, когда тратит деньги.

Добро пожаловать! Khush kelibsiz! Қош келдіңіз! Кош келдыныздер! Хуш омадед ! Hoş geldiňiz! !ترحيب


Гениальные люди не умирают. Потому что их интеллектуальная, эмоциональная и духовная Bселенная настолько богата, объемна, многогранна, что после их физической смерти мы ощущаем не только их влияние, но и незримое присутствие. Мы соотносим с ними свои поступки, советуемся, учимся. И поэтому из далеких веков великий учитель Беруни обращается к нам-сегодняшним.

Абу Райхан Беруни (Бируни; Абу Райхан Мухаммад Ибн Ахмад аль-Бируни) (973–1048). 75 лет


Выдающийся узбекский ученый-энциклопедист.

Родился 4 сентября 973 года в древней столице Хорезма – городе Кят. О ранних годах жизни Беруни известно очень мало, кроме того, что был он круглым сиротой. О своем происхождении он писал: "...не знаю я по правде своего родословия. Ведь я не знаю по-настоящему своего деда, да и как знать мне деда, раз я не знаю отца!".
В детстве за большой нос он получил прозвище «Бурунлы» («носатый»). Но, кроме выразительной внешности, с детских лет Беруни отличался проницательным умом, прекрасной памятью и неодолимым стремлением к знаниям.
Гипотезу о происхождении Беруни из городских низов (уже почти утвердившуюся в научной литературе) справедливо поставил под сомнение крупнейший исследователь жизни и творчества Беруни П.Г. Булгаков. Такая гипотеза, по мнению П.Г. Булгакова, не объясняет, как Беруни еще ребенком очутился в дворцовых покоях династии Иракидов, где к нему, по его собственному признанию, относились как к родному сыну и где он получил блестящее образование; почему он «быстро приблизился к фигуре самого хорезмшаха».

Детство и юность Беруни прошли в доме двоюродного брата хорезмшаха Абу Абдаллаха из местной династии Иракидов – одного из выдающихся ученых-математиков Хорезма того времени – Абу Наср Мансура ибн Али ибн Ирака (ему принадлежит одно из первых доказательств теоремы синусов для плоских и сферических треугольников).
Абу Наср был искренне привязан к своему воспитаннику, и эту привязанность сохранил на всю жизнь, продолжая трогательно опекать его и давать наставления, даже когда научная слава ученика намного превзошла его собственную. С годами наставничество уступило место сотрудничеству, и духовная близость этих двух людей, поставивших выше всех земных благ бескорыстное служение истине, определит удивительную схожесть их человеческих путей – судьба, разлучавшая их часто и надолго, в конце концов сведет обоих в изгнании, где оба закончат свою жизнь, так и не увидев родной земли.

Любознательный Беруни с детства старался расширять сведения о мире, полученные им от воспитателя. В своем труде «Фармакогнозия в медицине» он писал, что по своей натуре смолоду был наделен чрезмерной жадностью к приобретению знаний. В качестве свидетельства этому Беруни приводит такой пример: когда ему было около семи лет, в их округе поселился один грек, которому он приносил разные зерна, семена, плоды, растения и прочее, расспрашивал, как они называются на его языке, и записывал названия. Потом грек познакомил Беруни с другим знающим человеком по имени Масихи, который рекомендовал ему необходимые для прочтения книги и объяснял непонятные вещи. Своё первое сочинение "Хронология древних народов", в котором он собрал и описал все известные в его время системы календарей, применявшиеся у различных народов, Беруни написал, когда ему исполнилось немногим более двадцати лет.

Удивительна также схожесть земного пути Беруни с судьбой другого величайшего его современника – Абу Али Ибн Сины , с которым они, кстати, активно обменивались письмами, обсуждая натурфилософские взгляды Аристотеля.
Как и Ибн Сину, судьба то возносила Беруни, то била его оземь: годы спокойной жизни, наполненной научными изысканиями и дворцовыми почестями, сменялись годами бедности и изгнания.
Беруни несколько раз пришлось пережить потерю всех своих рукописей, и все начинать с нуля на новом месте. Но сила духа и стремление к научному поиску не позволяли Беруни опускать руки даже в безнадежных ситуациях.

С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи, Беруни жил в Газне при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. По принуждению султана Беруни участвовал в походах Махмуда в Индию, где и прожил вторую половину жизни. Об обстоятельствах его переезда в Газну ходит множество легенд. Добровольно ли он отправился в столицу султана Махмуда в поисках хорошего заработка или насильственно был уведен туда под стражей и в кандалах, как опасный преступник? Большинство исследователей склоняется ко второй версии: когда в 1017 году столица Хорезмийского княжества была разрушена, великий ученый попал в плен и «в качестве пленника-заложника он вместе с другими видными хорезмийцами был отведен в Газну» и был даже там посажен в тюрьму. После освобождения в Газне ученый вел замкнутый образ жизни, и только работа оставалась его единственной радостью.
Только в течение двух дней в году – в день Нового года и в праздник Михрджана – он отдавался заботам по приобретению запасов пищи и одежды, а в остальные дни года полностью посвящал себя науке.

Существует легенда, что однажды сам султан Махмуд вздумал испытать логику и знания Беруни. Для этого он устроил аудиенцию в большом зале своего дворца, в котором было четверо дверей. И повелел ему угадать, через которую из них он войдет в зал. Беруни тотчас попросил бумаги и чернил, и, написав записочку, в которой содержался ответ, спрятал ее под подушку, на которой обычно сидел султан. Тот приказал разломать часть стены в зале и вошел в этот пролом. Вынув же из-под подушки записку Беруни, нашел в ней ответ, что султан должен войти в залу через пролом в стене.
Разъяренный Махмуд приказал немедленно выбросить ученого в окно, но Беруни загодя велел подготовить под окном скат, по которому и скатился без всякого вреда для себя.

В старости Беруни потерял зрение, но до последней минуты своей жизни считал главным «механизмом» продолжения жизни бодрый дух. Умирая 9 декабря 1048 года в Газне, Беруни находился в полном сознании и, хотя был слаб, вел беседы на научные темы. Прощаясь с друзьями, последнего он спросил: «Ах да, все хотел спросить, что ты говорил мне однажды о методах счета неправедных прибылей?». Пораженный друг воскликнул: «Об этом ли сейчас толковать!». Бируни, уже теряя голос, прошептал: «Эх ты! Я думаю, что лучше покинуть мир, узнав ответ на этот вопрос, нежели уйти невеждой…».

Беруни был энциклопедически грамотным человеком, с разносторонними интересами. Арабский язык, грамматику и стилистику Беруни выучил сам. Кроме того, он знал девять языков Востока (помимо хорезмийского и арабского), в том числе санскрит и хинди, а также греческий и латынь.

Всего он написал 45 трудов по разным дисциплинам: медицине, фармакологии, фармакогнозии, истории, географии, математике, астрономии, геодезии, филологии, минералогии. Он рассчитал радиус Земли, установил угол наклона эклиптики к экватору, описал лунные затмения с изменением окраски Луны при них, а также солнечные, проанализировав характер солнечной короны, высказал идею об огненной природе звезд и солнца, в отличие от планет.

В награду за составление звездных таблиц султан послал Беруни в дар слона, нагруженного серебром. Но ученый вернул дар казне, сказав: «Мне не нужно серебро, у меня есть высшее богатство – знания» .

Капитальный труд Беруни «Фармакогнозия в медицине» («Китаб ас–Сайдана фит–т–тибб») имеет большое значение и в настоящее время. В этой книге он подробно описал около 880 растений , их отдельные части и выделения; привел их точные описания, упорядочил терминологию. Описание растений сопровождается рисунками с их изображениями. «Сайдана» («Фармакогнозия») содержит также богатый материал о распространении лекарственных растений и их ареалах.

Беруни собрал и объяснил около 4500 арабских, греческих, сирийских, индийских, персидских, хорезмийских, согдийских, тюркских, и других названий растений . Эти синонимы до сих пор используются в современной фармакогнозии при расшифровке древних трактатов.


Для европейской науки «Сайдана» («Фармакогнозия») была неизвестной до 1902 г.

Афоризм Беруни: «Ученый поступает сознательно даже тогда, когда тратит деньги».

Еще один афоризм: «Ни один народ не избавлен от невежественных людей и руководителей, еще более невежественных ».


Абу Рай-хан Му-хам-мад аль-Би-ру-ни /973, го-род Кят, Хо-резм – 1048, Газ-ни/ – ве-ли-кий уче-ный Сред-не-ве-ковья, ав-тор мно-го-чис-лен-ных ка-пи-таль-ных тру-дов по ис-то-рии, гео-гра-фии, фи-ло-ло-гии, аст-ро-но-мии, ма-те-ма-ти-ке, гео-де-зии, ми-не-ра-ло-гии, фар-ма-ко-ло-гии, гео-ло-гии и др. Аль-Би-ру-ни вла-дел поч-ти все-ми на-ука-ми сво-е-го вре-ме-ни. По-смерт-ный пе-ре-чень его ра-бот, со-став-лен-ный его уче-ни-ка-ми, за-нял 60 мел-ко ис-пи-сан-ных стра-ниц.

Аль-Би-ру-ни по-лу-чил ши-ро-кое ма-те-ма-ти-чес-кое и фи-ло-соф-ское об-ра-зо-ва-ние. Его учи-те-лем в Кя-те был вы-да-ю-щий-ся ма-те-ма-тик и аст-ро-ном ибн Ирак. Пос-ле взя-тия в 995 го-ду Кя-та эми-ром Гур-ганд-жа и пе-ре-но-са сто-ли-цы Хо-рез-ма в Гур-гандж аль-Би-ру-ни уехал в Рей, где ра-бо-тал у ал-Ход-жан-ди. За-тем он ра-бо-тал в Гур-га-не при дво-ре Шамс аль-Ма’али Ка-бу-са, ко-то-ро-му он око-ло 1000 го-да по-свя-тил «Хро-но-ло-гию», за-тем вер-нул-ся в Хо-резм и ра-бо-тал в Гур-ганд-же при дво-ре хо-рез-м-ша-хов Али /997 – 1009/ и Ма-му-на II. С 1017 го-да, пос-ле за-во-е-ва-ния Хо-рез-ма сул-та-ном Мах-му-дом Газ-не-ви он был вы-нуж-ден пе-ре-ехать в Газ-ну, где ра-бо-тал при дво-ре сул-та-на Мах-му-да и его пре-ем-ни-ков Ма-су-да и Мау-ду-ди. Аль-Би-ру-ни участ-во-вал в по-хо-дах Мах-му-да в Ин-дию, где про-жил не-сколь-ко лет.

В са-мом пер-вом со-чи-не-нии «Хро-но-ло-гия, или па-мят-ни-ки ми-нув-ших по-ко-ле-ний» (1000 год) аль-Би-ру-ни со-брал и опи-сал все из-вест-ные в его вре-мя сис-те-мы ка-лен-да-ря, при-ме-няв-ши-е-ся у раз-лич-ных на-ро-дов ми-ра, и со-ста-вил хро-но-ло-ги-чес-кую таб-ли-цу всех эпох, на-чи-ная от биб-лей-ских пат-ри-ар-хов.

В за-вер-шен-ном в 1030 го-ду тру-де «Ин-дия, или Кни-га, со-дер-жа-щая разъ-яс-не-ние при-над-ле-жа-щих ин-дий-цам уче-ний, при-ем-ле-мых ра-зу-мом или отвер-га-е-мых» аль-Би-ру-ни дал де-таль-ное на-уч-но-кри-ти-чес-кое опи-са-ние бы-та, куль-ту-ры и на-уки ин-дий-цев, из-ло-жил их ре-ли-ги-оз-но-фи-ло-соф-ские сис-те-мы, до-ста-точ-но точ-но пе-ре-ло-жив уче-ние клас-си-чес-кой сан-кхьи, те-о-рию кос-ми-чес-кой эво-лю-ции, уче-ние о свя-зи ду-ши с «тон-ким те-лом» и др. Здесь же из-ло-же-на зна-ме-ни-тая ле-ген-да о со-зда-те-ле иг-ры в шах-ма-ты.

Аст-ро-но-мии уче-ный по-свя-тил свы-ше 45 со-чи-не-ний, глав-ное из ко-то-рых – «Ка-нон Мас‘уда по аст-ро-но-мии и звез-дам», в ко-то-ром при-ве-де-ны под-роб-ные экс-пе-ри-мен-таль-ные и ма-те-ма-ти-чес-кие до-ка-за-тельст-ва всех из-ла-га-е-мых по-ло-же-ний. Он рас-смот-рел ги-по-те-зу о дви-же-нии Зем-ли во-круг Солн-ца; он утверж-дал оди-на-ко-вую ог-нен-ную при-ро-ду Солн-ца и звезд, в от-ли-чие от тем-ных тел – пла-нет, по-движ-ность звезд и ог-ром-ные их раз-ме-ры по срав-не-нию с Зем-лей, идею тя-го-те-ния. Аль-Би-ру-ни со-здал пер-вую мо-дель Зем-ли (гло-бус), смог с по-мощью ма-те-ма-ти-чес-ких рас-че-тов до-ка-зать, что Зем-ля круг-лая и на дру-гой час-ти зем-ли есть ма-те-рик (Аме-ри-ка) и там жи-вут лю-ди (позд-нее его тру-ды по аст-ро-но-мии ис-поль-зо-вал Га-ли-лей, как ос-но-ву и смог пол-ностью до-ка-зать фор-му Зем-ли-ша-ра). Аль-Би-ру-ни про-во-дил на-блю-де-ния на по-стро-ен-ном на-На-са-ви в Рее стен-ном квад-ран-те ра-ди-у-сом 7,5 м, вы-пол-няя их с точ-ностью до 2′. Он уста-но-вил угол на-кло-на эк-лип-ти-ки к эк-ва-то-ру, рас-счи-тал ра-ди-ус Зем-ли, опи-сал из-ме-не-ние окрас-ки Лу-ны при лун-ных за-тме-ни-ях и сол-неч-ную ко-ро-ну при сол-неч-ных за-тме-ни-ях.

Боль-шое вни-ма-ние аль-Би-ру-ни уде-лял ма-те-ма-ти-ке, осо-бен-но три-го-но-мет-рии: по-ми-мо зна-чи-тель-ной час-ти «Ка-но-на Мас‘уда», он по-свя-тил ей со-чи-не-ния «Об опре-де-ле-нии хорд в кру-ге при по-мо-щи впи-сан-ной в не-го ло-ма-ной ли-нии» (здесь рас-смат-ри-ва-ет-ся ряд при-над-ле-жа-щих Ар-хи-ме-ду те-о-рем, не со-хра-нив-ших-ся в гре-чес-ких ру-ко-пи-сях), «Об ин-дий-ских ра-ши-ках» (в этой кни-ге об-суж-да-ет-ся так на-зы-ва-е-мое трой-ное пра-ви-ло), «Сфе-ри-ка», «Кни-га жем-чу-жин о плос-кос-ти сфе-ры» и др. Во-про-сам при-клад-ной ма-те-ма-ти-ки по-свя-ще-ны трак-тат «Те-ни», не-сколь-ко трак-та-тов об аст-ро-ля-бии и дру-гих аст-ро-но-ми-чес-ких ин-ст-ру-мен-тах, ряд со-чи-не-ний по гео-де-зии.

В 1038 го-ду аль-Би-ру-ни на-пи-сал «Ми-не-ра-ло-гию, или Кни-гу сво-док для по-зна-ния дра-го-цен-нос-тей», в ко-то-рой опре-де-лен удель-ный вес мно-гих ми-не-ра-лов и да-ны под-роб-ные све-де-ния о бо-лее чем пя-ти-де-ся-ти ми-не-ра-лах, ру-дах, ме-тал-лах, спла-вах и др. Им же со-став-ле-на «Фар-ма-ког-но-зия» – кни-га о ме-ди-цин-ских ле-кар-ст-вах.

Как ис-сле-до-ва-тель аль-Би-ру-ни под-чер-ки-вал не-об-хо-ди-мость тща-тель-ной про-вер-ки зна-ния опы-том, про-ти-во-пос-тав-ляя экс-пе-ри-мен-таль-ное зна-ние умо-зри-тель-но-му. С этих по-зи-ций он кри-ти-ко-вал арис-то-те-лев-скую и авицен-нов-скую кон-цеп-цию «ес-тест-вен-но-го ме-с-та» и ар-гу-мен-та-цию про-тив су-щест-во-ва-ния пус-то-ты.

По-ми-мо сво-е-го род-но-го хо-рез-мий-ско-го язы-ка, аль-Би-ру-ни вла-дел араб-ским, пер-сид-ским, гре-чес-ким, ла-тин-ским, ту-рец-ким, си-рий-ским язы-ка-ми, а так-же ив-ри-том, сан-скри-том и хин-ди. Эти зна-ния спо-собст-во-ва-ли вы-ра-бот-ке им прин-ци-пов пе-ре-во-да ес-тест-вен-но-на-уч-ной тер-ми-но-ло-гии с од-но-го язы-ка на дру-гой. Со-здан-ная аль-Би-ру-ни на поч-ве араб-ской гра-фи-ки сис-те-ма тран-скрип-ции во мно-гом пред-вос-хи-ща-ла со-вре-мен-ную сис-те-му пе-ре-да-чи ин-дий-ских слов в ур-ду.

Ин-те-рес-ный факт: аль-Би-ру-ни уми-рал в пол-ном со-зна-нии и, по-про-щав-шись с друзь-я-ми, спро-сил по-след-не-го: «Что ты тол-ко-вал мне од-наж-ды о ме-то-дах сче-та не-пра-вед-ных при-бы-лей?» «Как Вы мо-же-те ду-мать об этом в та-ком со-сто-я-нии?» – изум-лен-но вос-клик-нул тот. «Эх ты! – ска-зал уче-ный еле слыш-но. – Я ду-маю, что по-ки-нуть этот мир, зная от-вет на этот во-прос, луч-ше, чем уй-ти из не-го не-веж-дой…»

По ма-те-ри-а-лам: Бул-га-ков П.Г. Жизнь и тру-ды Бе-ру-ни. Таш-кент, «Фан», 1972.