Значение потехин алексей антипович в краткой биографической энциклопедии.

Потехин Алексей Антипович родился 1 июля (13 июля) 1829 года в г. Кинешма Костромской губернии, в небогатой дворянской семье. Учился в Костромской гимназии, затем в Ярославском Демидовском лицее, где с золотой медалью закончил курс в 1849г. После недолгого пребывания на военной службе, около двух лет состоял чиновником особых поручений при костромском губернаторе.

На литературном поприще дебютировал в 1851 театральной рецензией в газете "Московские ведомости". Первые очерки писателя - "Путь по Волге", "Уездный город Кинешма", "Забавы и удовольствия в городке" (1851-1852) - были опубликованы в "Московских ведомостях" и журнале "Современник". Затем в "Москвитянине" появился ряд его рассказов и романов из народной жизни: "Тит Софроныч Казанок", "Крестьянка" и др. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества. Решающую роль в становлении Потехина-драматурга сыграл А.Н. Островский. По его совету Алексей Антипович написал первую свою драму "Суд людской - не божий" (1854). Он же привлек начинающего писателя и в кружок "молодой редакции" "Москвитянина". В дальнейшем познанию Потехиным русского провинциального быта содействовала его служба в конце 1850-х - начале 1860-х в качестве доверенного лица по управлению имениями Е.Л. Игнатьевой и Л.М. Голициной в селах Горки и Карабиха Ярославской губернии, участие в литературно-этнографической экспедиции вместе с А.Н. Островским, П. Я. Полонским, С.В. Максимовым, А.Ф. Писемским. Итогом явилась серия этнографических очерков. Но все же наибольшую известность Потехин получил благодаря своим драматическим произведениям. Их успеху сопутствовало стремления автора идти в ногу с передовой общественно-политической мыслью.

В 1870-х он напечатал в "Вестнике Европы" известные рассказы: "Около денег", "Хай-Девка", "Хворая" и др. В них больше реализма, но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду наших беллетристов-народников, все-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии. С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в "Русском Вестнике", "Современнике", "Библиотеке для Чтения" и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы "Бедные дворяне" - лучший роман Потехина, ярко изображающий старинную помещичью семью, с ее приживальщиками и шутами. Роман "Крушинский" осмеивает дворянское чванство. Шумным успехом пользовались драмы Потехина "Мишура" и "Отрезанный ломоть", встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: "Мишура" находилась под запрещением 4 года, "Отрезанный ломоть" был запрещен после 13 представления. Комедия "Вакантное место" совсем к представлению не была дозволена. Наряду с литературной деятельностью большое место в творческой биографии Потехина занимает его работа в театре.

Родился в Кинешме, Костромской губернии, в 1829 г., учился в Демидовском ярославском лицее, некоторое время служил на военной службе. В 1856 г., вместе с другими писателями - Писемским, Островским, Максимовым, Михайловым, Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряженной по инициативе великого князя Константина Николаевича, и исследовал Поволжье. В 80-х годах заведывал репертуарной частью Санкт-Петербургских Императорских театров. Литературная деятельность Потехина началась в 1852 г. сценами из провинциального быта "Забавы и удовольствия в городке", напечатан в "Современнике". Затем появился в "Москвитянине" ряд его рассказов и романов из народной жизни: "Тит Софроныч Казанок", "Крестьянка" и др. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества. Впоследствии Потехин не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 70-х гг. он напечатал в "Вестнике Европы" известные рассказы: "Около денег", "Хай-Девка", "Хворая" и др. В них больше реализма, но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду наших беллетристов-народников, все-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии. С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в "Русском Вестнике", "Современнике", "Библиотеке для Чтения" и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы "Бедные дворяне" - лучший роман Потехина , ярко изображающий старинную помещичью семью, с ее приживальщиками и шутами. Роман "Крушинский" осмеивает дворянское чванство. Шумным успехом пользовались драмы Потехина "Мишура" и "Отрезанный ломоть", встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: "Мишура" находилась под запрещением 4 года, "Отрезанный ломоть" был запрещен после 13 представления. Комедия "Вакантное место" совсем к представлению не была дозволена. Потехин написал также несколько драм из народной жизни: "Чужое добро в прок не идет", "Суд людской не Божий", "Около денег" (переделка романа под тем же заглавием) и др. Как художник, Потехин не обладает резко выраженной индивидуальностью. Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности. Рисует он захватываемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придает его произведениям большую яркость, особенно его драмам и комедиям. Большинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданы в 1874 г. в 6 томах. Ср. "Сочинения" Добролюбова (т. 2); Апполон Григорьев (т. 1); Скабичевский "Винегрет современной морали" ("Сочинения", т. II). В 1900 г. избран почетным академиком.

Потехин Алексей Антипович родился 1(13).VII.1829 г. в городе Кинешме Костромской губернии в семье мелкопоместного дворянина, казначея уездного суда - драматург, писатель.

Окончил Костромскую гимназию и Ярославский Демидовский лицей. Богатый жизненный опыт (Алексей Антипович был военным, служил чиновником особых поручений при костромском губернаторе, управлял крупными имениями в качестве доверенного лица) нашел впоследствии отражение в произведениях Потехина.

С 1850 по 1890 Алексей Антипович целиком отдается литературной деятельности. Он сближается с А. Н. Островским и «молодой редакцией» журнала «Москвитянин». Увлекается театром и вместе с Островским борется за проведение театральных реформ. Много писал и пользовался успехом как драматург у современников: его ценили актеры, писатели, критики, широкая публика.

С 80-х гг. Алексей Антипович занимается преимущественно театральной деятельностью: заведует репертуарной частью Александрийского театра, назначается управляющим драматическими труппами императорских театров, принимает участие в учреждении Общества вспомоществования актерам (впоследствии преобразовано в Русское театральное общество) и в созыве первого съезда русских сценических деятелей.

В 1900 был избран почетным академиком по отделению изящной словесности.

В 1850-х гг. публикует статью о русском театре, этнографические очерки о Волге и Кинешме, рассказы и повести из крестьянского быта

«Тит Софроныч Казанов»,

«Бурмистр»,

«Барыня»,

«Река Керженец».

В 1852 его очерки провинциальной жизни «Забавы и удовольствия в городке» были напечатаны в «Современнике». Алексей Антипович выступал как прозаик и драматург. Его перу принадлежат романы:

«Крестьянка» (1853),

«Крушинский» (1856),

«Бедные дворяне» (1861),

«Около денег» (1876),

«Молодые побеги» (1879).

В романах писатель стремился показать народную жизнь в разные периоды развития - от крепостничества («Крестьянка») до появления буржуазных отношений и возникновения революционного брожения в среде пролетариев («Около денег», «Молодые побеги»).

Мировоззрение Потехина складывалось в период подготовки реформ, под влиянием славянофильских идей «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и кружка Островского. В своих произведениях он всегда оставался на позициях умеренного либерализма и дальше поверхностного обличительства общественного зла не поднимался. Писатель был типичным пятидесятником; реформы 60-х гг. он воспринимал положительно, верил, что у народа появились свобода и определенные права. У Потехина не было той остроты в постановке идейных проблем, которая была характерна для революционных демократов и беллетристов-шестидесятников (Решетникова , Помяловского, Слепцова). Он не только смягчал краски в изображении народной жизни и идеализировал патриархальные отношения, но фактически не понимал эксплуататорской сущности общественных отношений своего времени. И хотя в романе «Молодые побеги» устами учительницы Алены Николаевны Потехин утверждал, что вся «сила в пролетариате, в труде», воплотить эту мысль в живые конкретные формы он так и не смог. Идея и проблемы романов Алексея Антиповича раскрываются в моралистическом плане, интриги и сюжеты ограничиваются узкими рамками семейных, любовных или родственных отношений, даже главные герои лишены цельности, яркой характерности. Его романы растянуты, маловыразительны, многословны, в них преобладает диалогическая форма раскрытия характера.

Хотя Потехин-романист был весьма плодовит, его романы не выделялись из общего потока либерально-обличительной литературы.

Одаренность писателя выразилась в драматургии. Его драмы пользовались известностью и принесли автору популярность. Как драматург Алексей Антипович находился под влиянием Гоголя и Островского (перекличка в сюжетах, характерах, сценических ситуациях), но уступал им в остроте постановки идейных проблем, широте взгляда и выразительности характеров. Все его пьесы можно разделить на два цикла: народные драмы

«Суд людской - не божий»,

«Чужое добро в прок не идет»,

«Шуба овечья - душа человечья», написанные преимущественно в дореформенный период.

И обличительные, тенденциозные комедии 60-70-х гг.

«Мишура»,

«Вакантное место»,

«Новейший оракул»,

«Отрезанный ломоть»,

«Виноватые»,

«В мутной воде»,

«Выгодное предприятие».

В народных драмах более всего сказалось влияние славянофильства. Все три драмы назидательны, построены на упрощенном конфликте (нарушение родительской воли; присвоение чужих денег и разложение семьи из-за корысти, зависти; унижение человеческого достоинства из-за неравенства и материальной зависимости). Герои схематично делятся на положительных и отрицательных, все столкновения заканчиваются благополучно: зло наказано, добродетель торжествует. Социальные, экономические, общественные проблемы и противоречия вне поля зрения автора, все сводится к чисто моральным вопросам. Изображая крестьян, Потехин идеализирует их смирение и суеверие, приверженность к религии и т. д. Это особенно характерно для героев драмы «Суд людской - не божий», где религиозные предрассудки, покорность судьбе, всепрощающая кротость представлены как типичные черты национального характера (Матрена, Иван).

В пьесе «Чужое добро в прок не идет» ярко показано разложение патриархальных устоев в крестьянской семье под влиянием денег и новых буржуазных отношений, но все снова кончается проповедью смирения и кротости (кротость Алексея, раскаяние Михаила), честности и покорности родительской воле. Герои понимают свои заблуждения, осуждают свой «грех» и решают жить по совести и искупить свою вину.

Высокую оценку в либеральной критике получила пьеса «Шуба овечья - душа человечья». Хотя сюжет пьесы строится на случайном недоразумении, Алексей Антипович ярко обнажает произвол помещицы и бесправное положение простых людей, от нее зависимых. Но и здесь социальный протест подменяется морализацией: зависимость гувернантки от помещицы - результат недоразумения, помещики могут и должны гуманно относиться к людям, и среди дворян есть прекрасные, добрые и справедливые Радугины, которые не считают позором жениться на простых девушках, и тому подобное.

Алексей Антипович Потехин (1 (13) июля 1829 - 16 (29) октября 1908) - русский драматург и романист.

Родился 13 июля 1829 года в городе Кинешме Костромской губернии в семье мелкопоместного дворянина, казначея уездного суда. Брат драматурга Николая (1834-1896) и адвоката Павла (1839-1916) Потехиных. Окончил Костромскую гимназию. В 1846-1849 годах учился в ярославском Демидовском лицее, за сочинение «Образование присутственных мест при Петре Первом» был награждён золотой медалью и переведён в связи с бедностью на казённое обучение. Окончил лицей с серебряной медалью.

Некоторое время был офицером. Служил чиновником особых поручений при костромском губернаторе. В конце 1850-х - начале 1860-х годов служил в качестве доверенного лица по управлению имениями Игнатьевой в селе Горки, и Голицыной в селе Карабиха Ярославской губернии.

В 1856 году вместе с другими писателями - Писемским, Островским, Максимовым, Михайловым, Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряжённой по инициативе великого князя Константина Николаевича; исследовал Поволжье. В 1880-х годах заведовал репертуарной частью Санкт-Петербургских Императорских театров.

Литературная деятельность Потехина началась в 1852 году сценами из провинциального быта: «Забавы и удовольствия в городке», напечатанными в «Современнике». Затем в «Москвитянине» появился ряд его рассказов и романов из народной жизни: «Тит Софроныч Казанок», «Крестьянка» и другие. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества. Впоследствии Потехин не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 1870-е годы он напечатал в «Вестнике Европы» известные рассказы: «Около денег», «Хай-Девка», «Хворая» и др. В них больше реализма, но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду русских беллетристов-народников, всё-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии.

С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в «Русском вестнике», «Современнике», «Библиотеке для чтения» и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы «Бедные дворяне» - лучший роман Потехина, ярко изображающий старинную помещичью семью, с её приживальщиками и шутами. Роман «Крушинский» осмеивает дворянское чванство. Шумным успехом пользовались драмы Потехина «Мишура» и «Отрезанный ломоть», встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: «Мишура» находилась под запрещением 4 года, «Отрезанный ломоть» был запрещён после 13-го представления. Комедия «Вакантное место» совсем к представлению не была дозволена. Потехин написал также несколько драм из народной жизни: «Чужое добро в прок не идёт», «Суд людской не Божий», «Около денег» (переделка романа под тем же заглавием) и др.

Как художник, Потехин не обладал резко выраженной индивидуальностью. Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности. Рисует он захватываемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придаёт его произведениям большу́ю яркость, особенно его драмам и комедиям.

Большинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданное в 1874 году в 6 томах. В последние годы жизни писал очень мало.

Был членом Общества любителей российской словесности. В 1880 году стал одним из инициаторов создания первого памятника Гоголю. В 1900 году избран почётным академиком Академии наук по разряду изящной словесности.

Умер 29 октября 1908 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры.

Отец драматической актрисы Раисы Потехиной (1861-1890).

Алексей Антипович Потехин
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Родился 13 июля 1829 года в городе Кинешме Костромской губернии в семье мелкопоместного дворянина, казначея уездного суда. Брат драматурга Николая (1834-1896) и адвоката Павла (1839-1916) Потехиных. Окончил Костромскую гимназию . В 1846-1849 годах учился в ярославском Демидовском лицее , за сочинение «Образование присутственных мест при Петре Первом » был награждён золотой медалью и переведён в связи с бедностью на казённое обучение. Окончил лицей с серебряной медалью.

Некоторое время был офицером. Служил чиновником особых поручений при костромском губернаторе. В конце 1850-х - начале 1860-х годов служил в качестве доверенного лица по управлению имениями Игнатьевой в селе Горки, и Голицыной в селе Карабиха Ярославской губернии.

В 1856 году вместе с другими писателями - Писемским , Островским , Максимовым , Михайловым , Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряжённой по инициативе великого князя Константина Николаевича ; исследовал Поволжье . В 1880-х годах заведовал репертуарной частью Санкт-Петербургских Императорских театров .

Литературная деятельность Потехина началась в 1852 году сценами из провинциального быта: «Забавы и удовольствия в городке», напечатанными в «Современнике ». Затем в «Москвитянине » появился ряд его рассказов и романов из народной жизни: «Тит Софроныч Казанок», «Крестьянка» и другие. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества . Впоследствии Потехин не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 1870-е годы он напечатал в «Вестнике Европы » известные рассказы: «Около денег», «Хай-Девка», «Хворая» и др. В них больше реализма , но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду русских беллетристов-народников, всё-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии .

С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в «Русском вестнике », «Современнике», «Библиотеке для чтения » и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы «Бедные дворяне» - лучший роман Потехина, ярко изображающий старинную помещичью семью, с её приживальщиками и шутами. Роман «Крушинский» осмеивает дворянское чванство . Шумным успехом пользовались драмы Потехина «Мишура» и «Отрезанный ломоть», встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: «Мишура» находилась под запрещением 4 года, «Отрезанный ломоть» был запрещён после 13-го представления. Комедия «Вакантное место» совсем к представлению не была дозволена. Потехин написал также несколько драм из народной жизни: «Чужое добро в прок не идёт», «Суд людской не Божий», «Около денег» (переделка романа под тем же заглавием) и др.

Как художник, Потехин не обладал резко выраженной индивидуальностью. Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности. Рисует он захватываемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придаёт его произведениям большу́ю яркость, особенно его драмам и комедиям.

Большинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданное в 1874 году в 6 томах. В последние годы жизни писал очень мало.

Умер 29 октября 1908 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры .

Отец драматической актрисы Раисы Потехиной (1861-1890).

Издания

  • Сочинения Алексея Потехина: В 7 т. - СПб.: К. Н. Плотников, 1873-1874.
  • После освобождения. Рассказы из крестьянского быта: В 3 т. - СПб.: А. С. Суворин, 1891.
  • Сочинения А. А. Потехина: В 12 т. - СПб.: Просвещение, 1903-1905.

Напишите отзыв о статье "Потехин, Алексей Антипович"

Примечания

Литература

  • Касторский С. В. Писатель-драматург А. А. Потехин // Из истории русских литературных отношений XVIII-XX вв. М.; Л., 1959.
  • Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961.
  • Тамаев П. М. «Мужицкие пьесы» А. А. Потехина в контексте русской драматургии сер. XIX в. Иваново, 1991.

Источники

  • Потехин, Алексей Антипович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Клевенский М. // Литературная энциклопедия
  • . ЯрГУ им. П. Г. Демидова

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Потехин, Алексей Антипович

– Тяжко тебе, горестная!.. Боязно... Прости меня, доченька, заберу я твоего Радомира. Не судьба ему находиться здесь более. Его судьба другой будет теперь. Ты сама этого пожелала...
Магдалина лишь кивнула ему, показывая, что понимает. Говорить она не могла, силы почти покидали её. Надо было как-то выдержать эти последние, самые тяжкие для неё мгновения... А потом у неё ещё будет достаточно времени, чтобы скорбеть об утерянном. Главное было то, что ОН жил. А всё остальное было не столь уж важным.
Послышалось удивлённое восклицание – Радомир стоял, оглядываясь, не понимая происходящего. Он не знал ещё, что у него уже другая судьба, НЕ ЗЕМНАЯ... И не понимал, почему всё ещё жил, хотя точно помнил, что палачи великолепно выполнили свою работу...

– Прощай, Радость моя... – тихо прошептала Магдалина. – Прощай, ласковый мой. Я выполню твою волю. Ты только живи... А я всегда буду с тобой.
Снова ярко вспыхнул золотистый свет, но теперь он уже почему-то находился снаружи. Следуя ему, Радомир медленно вышел за дверь...
Всё вокруг было таким знакомым!.. Но даже чувствуя себя вновь абсолютно живым, Радомир почему-то знал – это был уже не его мир... И лишь одно в этом старом мире всё ещё оставалось для него настоящим – это была его жена... Его любимая Магдалина....
– Я вернусь к тебе... я обязательно вернусь к тебе... – очень тихо сам себе прошептал Радомир. Над головой, огромным «зонтом» висела вайтмана...
Купаясь в лучах золотого сияния, Радомир медленно, но уверенно двинулся за сверкающим Старцем. Перед самым уходом он вдруг обернулся, чтобы в последний раз увидеть её... Чтобы забрать с собою её удивительный образ. Магдалина почувствовала головокружительное тепло. Казалось, в этом последнем взгляде Радомир посылал ей всю накопленную за их долгие годы любовь!.. Посылал ей, чтобы она также его запомнила.
Она закрыла глаза, желая выстоять... Желая казаться ему спокойной. А когда открыла – всё было кончено...
Радомир ушёл...
Земля потеряла его, оказавшись его не достойной.
Он ступил в свою новую, незнакомую ещё жизнь, оставляя Марии Долг и детей... Оставляя её душу раненой и одинокой, но всё такой же любящей и такой же стойкой.
Судорожно вздохнув, Магдалина встала. Скорбеть у неё пока что просто не оставалось времени. Она знала, Рыцари Храма скоро придут за Радомиром, чтобы предать его умершее тело Святому Огню, провожая этим самым его чистую Душу в Вечность.

Первым, конечно же, как всегда появился Иоанн... Его лицо было спокойным и радостным. Но в глубоких серых глазах Магдалина прочла искреннее участие.
– Велика благодарность тебе, Мария... Знаю, как тяжело было тебе отпускать его. Прости нас всех, милая...
– Нет... не знаешь, Отец... И никто этого не знает... – давясь слезами, тихо прошептала Магдалина. – Но спасибо тебе за участие... Прошу, скажи Матери Марии, что ОН ушёл... Что живой... Я приду к ней, как только боль чуточку утихнет. Скажи всем, что ЖИВЁТ ОН...
Больше Магдалина выдержать не могла. У неё не было больше человеческих сил. Рухнув прямо на землю, она громко, по-детски разрыдалась...
Я посмотрела на Анну – она стояла окаменев. А по суровому юному лицу ручейками бежали слёзы.
– Как же они могли допустить такое?! Почему они все вместе не переубедили его? Это же так неправильно, мама!.. – возмущённо глядя на нас с Севером, воскликнула Анна.
Она всё ещё по-детски бескомпромиссно требовала на всё ответов. Хотя, если честно, я точно так же считала, что они должны были не допустить гибели Радомира… Его друзья... Рыцари Храма... Магдалина. Но разве могли мы судить издалека, что тогда было для каждого правильным?.. Мне просто по-человечески очень хотелось увидеть ЕГО! Так же, как хотелось увидеть живой Магдалину...
Наверно именно поэтому, я никогда не любила погружаться в прошлое. Так как прошлое нельзя было изменить (во всяком случае, я этого сделать не могла), и никого нельзя было предупредить о назревавшей беде или опасности. Прошлое – оно и было просто ПРОШЛЫМ, когда всё хорошее или плохое давно уже с кем-то случилось, и мне оставалось лишь наблюдать чью-то прожитую хорошую или плохую, жизнь.
И тут я снова увидела Магдалину, теперь уже одиноко сидевшую на ночном берегу спокойного южного моря. Мелкие лёгкие волны ласково омывали её босые ноги, тихо нашёптывая что-то о прошлом... Магдалина сосредоточенно смотрела на огромный зелёный камень, покойно лежавший на её ладони, и о чём-то очень серьёзно размышляла. Сзади неслышно подошёл человек. Резко повернувшись, Магдалина тут же улыбнулась:
– Когда же ты перестанешь пугать меня, Раданушка? И ты всё такой же печальный! Ты ведь обещал мне!.. Чему же грустить, если ОН живой?..
– Не верю я тебе, сестра! – ласково улыбаясь, грустно произнёс Радан.
Это был именно он, всё такой же красивый и сильный. Только в потухших синих глазах теперь жили уже не былые радость и счастье, а гнездилась в них чёрная, неискоренимая тоска...
– Не верю, что ты с этим смирилась, Мария! Мы должны были спасти его, несмотря на его желание! Позже и сам понял бы, как сильно ошибался!.. Не могу я простить себе! – В сердцах воскликнул Радан.
Видимо, боль от потери брата накрепко засела в его добром, любящем сердце, отравляя приходящие дни невосполнимой печалью.
– Перестань, Раданушка, не береди рану... – тихо прошептала Магдалина. – Вот, посмотри лучше, что оставил мне твой брат... Что наказал хранить нам всем Радомир.
Протянув руку, Мария раскрыла Ключ Богов...
Он вновь начал медленно, величественно открываться, поражая воображение Радана, который, будто малое дитя, остолбенело наблюдал, не в состоянии оторваться от разворачивающейся красоты, не в силах произнести ни слова.
– Радомир наказал беречь его ценой наших жизней... Даже ценой его детей. Это Ключ наших Богов, Раданушка. Сокровище Разума... Нет ему равных на Земле. Да, думаю, и далеко за Землёй... – грустно молвила Магдалина. – Поедем мы все в Долину Магов. Там учить будем... Новый мир будем строить, Раданушка. Светлый и Добрый Мир... – и чуть помолчав, добавила. – Думаешь, справимся?