Заха кадит. Неожиданный уход из жизни

«Вся моя жизнь была непрестанной борьбой за то, чтобы воплотить свои идеи в бетоне»

© Заха Хадид

Всемирно известный британский архитектор Заха Хадид (Zaha Mohammad Hadid) способна поразить воображение любого человека. Её сооружения напоминают космические конструкции. Они не могут не выделяться среди привычных нашему глазу прямоугольных зданий.

«Я пытаюсь передать эмоции, которые испытывает человек, оказавшийся в дикой природе, в незнакомом, неисследованном месте. Постижение природы не имеет ничего общего с линейной системой координат. Мне интересно создать пространство, где у вас есть выбор системы координат. Многих людей не устраивает такой подход, потому что, вообще, люди не любят ставить под сомнение свои представления о правильном и неправильном» , ‒ говорит она.

Свои самые крупные награды и мировое признание архитектор получила после пятидесяти. В 2004 году Заха стала первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской среди архитекторов). Церемония награждения состоялась в здании Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге. Несколько лет назад, во время празднования юбилея королевы Великобритании Елизаветы II, Заха получила титул Дамы-Командора ордена Британской империи.

Обратимся к истории. Заха Хадид родилась в Ираке. Её отец был одним из основателей Национальной Демократической партии Ирака, крупным промышленником прозападной ориентации. Девушка никогда не носила паранджу и, в отличие от остального населения страны, имела возможность свободно ездить по миру.

«Не могу сказать, что я принадлежу к какой-то культурной общности. Я покинула Ирак, когда мне было 15 лет, и после этого не жила на Востоке. Не сказала бы, что моё поведение укладывается в рамки мусульманской культуры. Что касается дискриминации по половому признаку, то мне кажется, что трудностей становилось гораздо больше по мере того, как мои работы приобретали убедительность» , - поделилась архитектор.

Начальное образование Заха получила во французской монастырской школе в Багдаде. В 1968 году уехала в Ливан, где изучала математику в Бейрутском Американском университете. Затем продолжила обучение в Лондоне, в Архитектурной Ассоциации, где стала ученицей Рема Колхаса - известного голландского архитектора и бунтаря. Колхас считал Заху самой талантливой своей ученицей и называл «планетой на собственной орбите». Безусловно, Колхас как «теоретик деконструктивизма» оказал большое влияние на Хадид. В студенчестве Заха увлекалась русским авангардом, особенно творчеством Казимира Малевича. В настоящее время она является членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома Мельникова.

Много лет назад Хадид основывала собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects. Её знаменитый авторский стиль присутствует во всех проектах компании. Работы мастера разнообразны: от частных особняков до оперных театров и футбольных стадионов. Внешний вид сооружений завораживает, но многие критики спорят о практичности таких зданий. Заха воплощает свои проекты по всему миру, развеивая любые сомнения. К примеру, футбольный стадион в Катаре поражает не только внешним видом, но и техническими устройствами. По задумке автора, он будет иметь раздвижную крышу. Благодаря этому, размеры помещения можно регулировать, увеличивая или уменьшая его в два раза.



Центр Гейдара Алиева называют одним из самых смелых инженерных проектов современности. Он стал новым символом Баку и всего Азербайджана. Культурный центр представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.



На протяжении всего творческого пути Заха не боялась экспериментировать. До середины нулевых годов работы архитектора можно отнести к деконструктивизму, далее ‒ к параметрической архитектуре. Её здания с невероятным интерьером стали похожи на космические корабли.

Стоит отметить, что большие архитектурные сооружения не единственное занятие автора. Заха делает инсталляции, театральные декорации, экспериментальную мебель, дизайн обуви, интерьеров и даже пишет картины.

Заха неоднократно бывала в России. В 2005 году архитектор сотрудничала с компанией «Капитал Груп». Работа заключалась в проектировании жилого комплекса «Живописная Тауэр» на Живописной улице в Москве.

В 2012 году в районе Рублёво-Успенского шоссе был построен футуристический особняк ‒ одна из самых необычных построек Захи в России. Спустя три года состоялось очередное представление работы архитектора. В районе Дубровки открылся бизнес-центр Dominion Tower, построенный по проекту Zaha Hadid Architects в авангардном стиле. Здание представляет собой семь сдвинутых относительно друг друга этажей.

На протяжении всего творческого пути Заха занимается преподаванием, читая лекции и устраивая мастер-классы во многих странах мира. Хадид выступала с программной лекцией в московском Центральном доме архитектора (ЦДА). Годом позже в рамках выставки «АРХ Москва» Заха провела мастер-класс.



«Женщине очень тяжело стать архитектором, потому что профессия оказывает на человека сильное давление и отнимает чудовищное количество времени, которое женщине хочется потратить на семью и детей. Посмотрите на меня: я все время работаю, и у меня ни семьи, ни детей. Но у меня другая цель. Вся моя жизнь была непрестанной борьбой за то, чтобы воплотить свои идеи в бетоне» , - признаётся Хадид.

Её работы всегда были в центре внимания. Но проекты, побеждающие на конкурсах, так и оставались нереализованными. Долгие годы архитектор работала «в стол», не имея возможности осуществлять задуманное. Закрепилось мнение, что её проекты хороши на бумаге, но не могут быть воплощены в жизнь. Заха смогла доказать обратное. Критики считают её самым популярным и востребованным архитектором современности.

Примечание редакции: цитаты из интервью Захи Хадид журналу SALON 2004г.

Заха Хадид (дипломированный архитектор, директор студии Zaha Hadid Architects).

Биография:

Родилась в Багдаде в 1950 г.

Изучала математику в Американском университете в Бейруте.

1972 г. – переезжает в Лондон, поступает в школу Архитектурной ассоциации.

1977 г. – получает диплом школы. Становится партнером управления Metropolitan Architecture, трудится в бюро ОМА своего учителя, известного архитектора и теоретика деконструктивизма из Нидерландов Рема Колхаса.

1980 г. – открывает своё архитектурное бюро Zaha Hadid Architects.

Достижения:

2004 г. – Притцкеровская премия. Ее называют «Нобелевской премией в области архитектуры». Заха Хадид – единственная женщина – лауреат.

2010, 2011 гг. – премия Стирлинга, учрежденная Королевским институтом британской архитектуры. Одна из самых высоких наград в сфере.

Кроме того, Заха Хадид – лауреат Императорской премии Японской Художественной Ассоциации, включена в списки «Самых влиятельных женщин мира» Форбс и «100 самых влиятельных людей мира» Таймс.

Творчество:

Заха Хадид начала творить рано, практически в подростковом возрасте. Один за другим она создает проекты, приносящие ей награды на различных архитектурных конкурсах, но остающиеся нереализованными. Заказчикам ее подход кажется слишком необычным и прогрессивным.

Первые реализованные проекты – оформление ресторана «Моондзун» в Саппоро (1990 г.),

пожарная часть компании Vitra, похожая на самолет Stels.

Популярность пришла к архитектору в 1997 г. благодаря участию в проекте музея Гуггенхейма в Бильбао. А всеобщее признание Заха получила в 2003-ем, после возведения Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, где она была одним из проектировщиков.

Основные принципы Захи Хадид – разрушение стандартов, динамика. Помимо архитектурных проектов, она работала в жанре инсталляции, создавала дизайн интерьеров и декорации для театров, коллекции мебели и светильников (наиболее известный - Chandelier Vortexx).

Начиная с раннего, почти подросткового возраста, Заха Хадид постоянно фантазирует и работает над множеством проектов: как по заказу, так и по личной инициативе. В разные годы она предлагает варианты постройки обитаемого моста над Темзой ( ), перевёрнутого небоскрёба для английского города Лестера () и клуба на вершине горы в Гонконге (). Проектирует здания оперы в Кардиффе ( - проект остался нереализованным), Центров современного искусства в Огайо ( ) и Риме (). Эти и другие проекты приносят ей победу в престижных архитектурных конкурсах (первый был выигран в в Гонконге), интерес, а затем и популярность среди профессионалов, но остаются на бумаге. Во многом - из-за неготовности заказчиков принять её нестандартный и оригинальный дизайн .

Постепенно к Захе Хадид приходит признание. Одной из первых осуществлённых разработок становится пожарная часть мебельной компании Vitra , напоминающая бомбардировщик «Стелс» ().

Творчество

По словам самой Хадид, всплеск интереса к её творчеству начался после того, как (в 1997 году) было построено здание музея Гуггенхейма в Бильбао по проекту Фрэнка Гери . А после участия в строительстве Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати США , открывшегося в 2003 году , её идеи становятся по настоящему востребованными.

Кроме чисто архитектурной работы с крупными формами, Заха Хадид охотно экспериментирует в жанре инсталляции , а также создаёт театральные декорации, выставочные и сценические пространства, интерьеры, обувь, картины и рисунки. Здесь она оттачивает новые формы в условиях полной композиционной свободы или, напротив, в условиях жёстких задач. Её малые работы есть во многих музейных коллекциях - таких, как MoMA , Немецком музее архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM) и других. Также она читает лекции и устраивает мастер-классы по всему миру, каждый раз собирая полные аудитории.

Заха Хадид в России

Заха неоднократно бывала в России. 31 мая 2004 года в здании Эрмитажного театра (Санкт-Петербург) состоялась церемония вручения Захе Хадид Прицкеровской премии . В том же 2004 году Хадид выступила с программной лекцией в московском Центральном доме архитектора (ЦДА). Годом позже (в 2005) в рамках выставки АРХ-Москва Заха Хадид провела мастер-класс.

25 сентября 2015 года в Москве, в районе Дубровки , на Шарикоподшипниковской улице, открылся бизнес-центр , построенный по проекту «Zaha Hadid Architects» в неизменной архитектурной манере Захи - в авангардном стиле (основное строительство было завершено в 2014 году) .

Хадид являлась членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома Мельникова .

Постройки

  • 2015 - , Москва, Россия
  • 2012 - Центр Гейдара Алиева , Баку , Азербайджан
  • 2010-2014 - проект театра в Рабате, Марокко.
  • 2011 - CMA CGM Tower , Марсель , Франция
  • 2011 - Центр водных видов спорта (Лондон) , Англия
  • 2010 - Национальный музей искусств XXI века , Рим , Италия
  • 2007 - Станция Фуникулера, Австрия
  • 2006 - Отель «Пуэрта Америка», Мадрид , Испания
  • 2005 - Центральное здание завода BMW, Лейпциг , Германия
  • 2005 - Научный центр «Фэно», Вольфсбург , Германия
  • 2005 - Станции канатной дороги, Инсбрук , Австрия
  • 2005 - Музей искусств Ордрупгаард: новое крыло, Копенгаген , Дания
  • 2002 - Трамплин Bergisel , Инсбрук , Австрия
  • 2001 - Вокзал Hoenheim-North и автостоянка, Страсбург , Франция
  • 1998 - Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Огайо , США
  • 1994 - Пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели «Витра», Вайль-на-Рейне , Германия

Другие работы

  • 2008 - Разработка дизайна туфель для Lacoste и бразильской компании Melissa
  • 2007 - Проект идеального дома, представленный на Imm Cologne 2007 (Кёльн, Германия)
  • 1999-2000 - Дизайн оформления мирового турне группы Pet Shop Boys
  • 2000 - Диваны и стол, Z-series,
  • 1999 - Зона разума под Куполом Миллениума, Лондон , Великобритания
  • 1992 - Оформление выставки «Великая утопия» в Музее Гуггенхайм, Нью-Йорк , США
  • 1990 - Интерьер ресторана «Моондзун» в Саппоро , Япония
  • Дизайн мебели и столового серебра для фирмы Sawaya and Moroni

Проекты

  • Экспоцентр, Москва, Россия, 2006
  • 2006 - Библиотека Севильского Университета, Севилья , Испания
  • 2006 - Спиральная башня, Барселона , Испания
  • 2006 - Картал - застройка делового района в Стамбуле , Турция
  • 2006 - Институт политики и международных отношений имени Иссама Фареса, Бейрут , Ливан
  • 2005 - Живописная Тауэр , Москва , Россия
  • 2005 - Здание Архитектурного фонда, Лондон , Великобритания
  • 2005 - Мост-павильон, Сарагоса , Испания
  • 2005 - Площадь Элефтерия. Реконструкция, Никосия , Республика Кипр
  • 2005 - Спорткомплекс для водных видов спорта, Лондон , Великобритания
  • 2005 - Оперный театр, Гуанчжоу , Китай
  • 2004 - Клуб с концертным залом, Базель , Швейцария
  • 2007-2011 - Торговый центр Тондэмун и прилегающая одноимённая территория района в Сеуле , Южная Корея
  • 2009-2012 - Торгово-развлекательный комплекс Galaxy Soho , Пекин , Китай
  • 2009-2013 - Кампус Венского экономического университета, Вена , Австрия

Напишите отзыв о статье "Хадид, Заха"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Хадид, Заха

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.
– Счастье его, что он от меня ушел; да я найду его, – сказала она своим грубым голосом; – слышишь ты что ли, что я говорю? – Она поддела своей большой рукой под лицо Наташи и повернула ее к себе. И Марья Дмитриевна, и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящи и сухи, губы поджаты, щеки опустились.
– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.
– Наталья!… – сказала Марья Дмитриевна. – Я тебе добра желаю. Ты лежи, ну лежи так, я тебя не трону, и слушай… Я не стану говорить, как ты виновата. Ты сама знаешь. Ну да теперь отец твой завтра приедет, что я скажу ему? А?
Опять тело Наташи заколебалось от рыданий.
– Ну узнает он, ну брат твой, жених!
– У меня нет жениха, я отказала, – прокричала Наташа.
– Всё равно, – продолжала Марья Дмитриевна. – Ну они узнают, что ж они так оставят? Ведь он, отец твой, я его знаю, ведь он, если его на дуэль вызовет, хорошо это будет? А?
– Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали! Зачем? зачем? кто вас просил? – кричала Наташа, приподнявшись на диване и злобно глядя на Марью Дмитриевну.
– Да чего ж ты хотела? – вскрикнула опять горячась Марья Дмитриевна, – что ж тебя запирали что ль? Ну кто ж ему мешал в дом ездить? Зачем же тебя, как цыганку какую, увозить?… Ну увез бы он тебя, что ж ты думаешь, его бы не нашли? Твой отец, или брат, или жених. А он мерзавец, негодяй, вот что!
– Он лучше всех вас, – вскрикнула Наташа, приподнимаясь. – Если бы вы не мешали… Ах, Боже мой, что это, что это! Соня, за что? Уйдите!… – И она зарыдала с таким отчаянием, с каким оплакивают люди только такое горе, которого они чувствуют сами себя причиной. Марья Дмитриевна начала было опять говорить; но Наташа закричала: – Уйдите, уйдите, вы все меня ненавидите, презираете. – И опять бросилась на диван.
Марья Дмитриевна продолжала еще несколько времени усовещивать Наташу и внушать ей, что всё это надо скрыть от графа, что никто не узнает ничего, ежели только Наташа возьмет на себя всё забыть и не показывать ни перед кем вида, что что нибудь случилось. Наташа не отвечала. Она и не рыдала больше, но с ней сделались озноб и дрожь. Марья Дмитриевна подложила ей подушку, накрыла ее двумя одеялами и сама принесла ей липового цвета, но Наташа не откликнулась ей. – Ну пускай спит, – сказала Марья Дмитриевна, уходя из комнаты, думая, что она спит. Но Наташа не спала и остановившимися раскрытыми глазами из бледного лица прямо смотрела перед собою. Всю эту ночь Наташа не спала, и не плакала, и не говорила с Соней, несколько раз встававшей и подходившей к ней.
На другой день к завтраку, как и обещал граф Илья Андреич, он приехал из Подмосковной. Он был очень весел: дело с покупщиком ладилось и ничто уже не задерживало его теперь в Москве и в разлуке с графиней, по которой он соскучился. Марья Дмитриевна встретила его и объявила ему, что Наташа сделалась очень нездорова вчера, что посылали за доктором, но что теперь ей лучше. Наташа в это утро не выходила из своей комнаты. С поджатыми растрескавшимися губами, сухими остановившимися глазами, она сидела у окна и беспокойно вглядывалась в проезжающих по улице и торопливо оглядывалась на входивших в комнату. Она очевидно ждала известий об нем, ждала, что он сам приедет или напишет ей.
Когда граф взошел к ней, она беспокойно оборотилась на звук его мужских шагов, и лицо ее приняло прежнее холодное и даже злое выражение. Она даже не поднялась на встречу ему.
– Что с тобой, мой ангел, больна? – спросил граф. Наташа помолчала.
– Да, больна, – отвечала она.
На беспокойные расспросы графа о том, почему она такая убитая и не случилось ли чего нибудь с женихом, она уверяла его, что ничего, и просила его не беспокоиться. Марья Дмитриевна подтвердила графу уверения Наташи, что ничего не случилось. Граф, судя по мнимой болезни, по расстройству дочери, по сконфуженным лицам Сони и Марьи Дмитриевны, ясно видел, что в его отсутствие должно было что нибудь случиться: но ему так страшно было думать, что что нибудь постыдное случилось с его любимою дочерью, он так любил свое веселое спокойствие, что он избегал расспросов и всё старался уверить себя, что ничего особенного не было и только тужил о том, что по случаю ее нездоровья откладывался их отъезд в деревню.

Со дня приезда своей жены в Москву Пьер сбирался уехать куда нибудь, только чтобы не быть с ней. Вскоре после приезда Ростовых в Москву, впечатление, которое производила на него Наташа, заставило его поторопиться исполнить свое намерение. Он поехал в Тверь ко вдове Иосифа Алексеевича, которая обещала давно передать ему бумаги покойного.
Когда Пьер вернулся в Москву, ему подали письмо от Марьи Дмитриевны, которая звала его к себе по весьма важному делу, касающемуся Андрея Болконского и его невесты. Пьер избегал Наташи. Ему казалось, что он имел к ней чувство более сильное, чем то, которое должен был иметь женатый человек к невесте своего друга. И какая то судьба постоянно сводила его с нею.
«Что такое случилось? И какое им до меня дело? думал он, одеваясь, чтобы ехать к Марье Дмитриевне. Поскорее бы приехал князь Андрей и женился бы на ней!» думал Пьер дорогой к Ахросимовой.
На Тверском бульваре кто то окликнул его.
– Пьер! Давно приехал? – прокричал ему знакомый голос. Пьер поднял голову. В парных санях, на двух серых рысаках, закидывающих снегом головашки саней, промелькнул Анатоль с своим всегдашним товарищем Макариным. Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы.
«И право, вот настоящий мудрец! подумал Пьер, ничего не видит дальше настоящей минуты удовольствия, ничто не тревожит его, и оттого всегда весел, доволен и спокоен. Что бы я дал, чтобы быть таким как он!» с завистью подумал Пьер.
В передней Ахросимовой лакей, снимая с Пьера его шубу, сказал, что Марья Дмитриевна просят к себе в спальню.
Отворив дверь в залу, Пьер увидал Наташу, сидевшую у окна с худым, бледным и злым лицом. Она оглянулась на него, нахмурилась и с выражением холодного достоинства вышла из комнаты.
– Что случилось? – спросил Пьер, входя к Марье Дмитриевне.
– Хорошие дела, – отвечала Марья Дмитриевна: – пятьдесят восемь лет прожила на свете, такого сраму не видала. – И взяв с Пьера честное слово молчать обо всем, что он узнает, Марья Дмитриевна сообщила ему, что Наташа отказала своему жениху без ведома родителей, что причиной этого отказа был Анатоль Курагин, с которым сводила ее жена Пьера, и с которым она хотела бежать в отсутствие своего отца, с тем, чтобы тайно обвенчаться.
Пьер приподняв плечи и разинув рот слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – Этого Пьер не мог понять и не мог себе представить.
Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкой женщиной. Но ему всё таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе, с таким выражением холодного достоинства сейчас прошедшей мимо него по зале. Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения, и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и строгость.
– Да как обвенчаться! – проговорил Пьер на слова Марьи Дмитриевны. – Он не мог обвенчаться: он женат.
– Час от часу не легче, – проговорила Марья Дмитриевна. – Хорош мальчик! То то мерзавец! А она ждет, второй день ждет. По крайней мере ждать перестанет, надо сказать ей.
Узнав от Пьера подробности женитьбы Анатоля, излив свой гнев на него ругательными словами, Марья Дмитриевна сообщила ему то, для чего она вызвала его. Марья Дмитриевна боялась, чтобы граф или Болконский, который мог всякую минуту приехать, узнав дело, которое она намерена была скрыть от них, не вызвали на дуэль Курагина, и потому просила его приказать от ее имени его шурину уехать из Москвы и не сметь показываться ей на глаза. Пьер обещал ей исполнить ее желание, только теперь поняв опасность, которая угрожала и старому графу, и Николаю, и князю Андрею. Кратко и точно изложив ему свои требования, она выпустила его в гостиную. – Смотри же, граф ничего не знает. Ты делай, как будто ничего не знаешь, – сказала она ему. – А я пойду сказать ей, что ждать нечего! Да оставайся обедать, коли хочешь, – крикнула Марья Дмитриевна Пьеру.

31 марта 2016 года на 66 году жизни покинула этот мир талантливый британский архитектор иракского происхождения Заха Хадид, успевшая многое сделать за такую короткую жизнь и оставившая после себя огромное творческое наследие. Её уход был столь внезапен, а наследие — столь велико, что потребовалось некоторое время, чтобы всё осознать и обобщить.

Архитектурные объекты Захи Хадид построены в 45 странах мира, в том числе и в России, а живописные работы и рисунки есть во многих музейных коллекциях. Она проектировала небоскрёбы и с лёгкостью занималась дизайном обуви, мебели, посуды и не только. Заха Хадид была востребована практически во всех направлениях искусства.

При жизни многие считали её гением, опередившим время, но были и такие, которые отказывались её признавать. Архитектурная мастерская Захи Хадид находится в Лондоне, но в этом городе есть лишь один объект, построенный по её проекту — это Центр водных видов спорта, возведённый 5 лет назад к летним Олимпийским Играм. Сразу становится понятно, как там «ценили» её творчество. Она не раз говорила, что быть женщиной-архитектором, да ещё и иностранкой очень сложно.



Центр водных видов спорта, Лондон (2011)

В России успели построить лишь два объекта. Жилой дом в Барвихе возвели в 2008 году.


Дом в Барвихе, Москва, Россия, 2008 г.

Бизнес-центр Dominion Tower на Шарикоподшипниковской улице в Москве открыли в конце 2015 года. Здание очень простое снаружи и интересное внутри.


Башня Dominion Tower , Москва
Фото: Наталия Куприянова

Был ещё один проект, но он остался, к сожалению, на бумаге. В 2008 году планировалось создать, комплекс недалеко от Московского Международного Делового Центра (Moscow International Business Center (MIBC).

Заха Хадид, по мнению многих специалистов, является ярким представителем деконструктивизма в архитектуре. Её здания — это архитектура будущего: динамичная, смелая и неповторимая.

Удивительно, но с выбором будущей профессии она определилась в возрасте 11 лет и следовала к своей мечте на протяжении всей своей жизни.

В 1972 году, после окончания Американского Университета в Бейруте, Хадид приехала в Лондон и поступила в архитектурную школу Архитектурной Ассоциации. Её преподавателями были Рем Колхас и Элиа Зенгелис.


1975/76. (Фото © Архитектурная Ассоциация Photo Library)
Заха Хадид (стоя) с Рем Колхас, Элия и Зои Zenghelis и Маделон Vriesendorp в 1978 году первое издание художественного журнала Viz.

Поработав после окончания учёбы в фирме Рэма Колхаса, в 1980 году 30 летняя Заха Хадид в Лондоне основывает собственную архитектурную фирму «Zaha Hadid Architects». Она преподаёт в Архитектурной Ассоциации, много проектирует и участвует в международных конкурсах.


Заха Хадид и Алвин Боярский в 1980. Фотограф Эндрю Higgott

Творчество Заха Хадид мы условно разделили на три периода:
1 период: 1977-1992гг. — «бумажная архитектура»;
2 период: 1993-2003гг. — деконструктивистская архитектура;
период: 2004-2016гг. — признание, фирменный стиль — бренд «Заха Хадид».

«Бумажная архитектура»

На творчество Заха Хадид сильное влияние оказал советский авангардист, основатель супрематизма в живописи Каземир Малевич. Её дипломный проект был трансформацией работы Малевича в 14-этажный отель над Темзой. Она восхищалась Малевичем, читала и с лёгкостью понимала его работы.

Заха Хадид в архитектуру пришла через свои картины.


«Тектоника Малевича» (1977) © Zaha Hadid Architects

А картину «Резиденция ирландского премьер министра» (Дублин, 1979-80 гг.) часто сравнивают с графикой ещё одного представителя советского авангарда — Кандинского.


«Резиденция ирландского премьер министра» © Zaha Hadid Architects

Картины Захи Хадид

1 из 8


"Мир (89 градусов)"© Zaha Hadid Architects


"Лондон 2066"© Zaha Hadid Architects


"The Peak (Blue Slabs)".© Zaha Hadid Architects


"Трафальгарская площадь Лондон, Великобритания, 1988


© Zaha Hadid Architects


Пик. Гонконг, 1983© Zaha Hadid Architects

Тектоника Малевича 1977


"Берлин 2000"© Zaha Hadid Architects

Начало творческого пути Заха Хадид было достаточно сложным, его многие называют «бумажным» — практически все работы остаются на бумаге.

Перевёрнутый небоскрёб для английского города Лестера (1990) так и остался нереализованным.

Проект спортивного клуба «Пик» (1983) на холме над Гонконгом победил в международном конкурсе, но заказчик обанкротился.



Проект спортивного клуба «Пик»© Zaha Hadid Architects

В 1994 году Заха Хадид выигрывает конкурс на проект Оперного театра в заливе Кардифф, застройщика пугает оригинальный дизайн и в итоге он отказывается от проекта.


Проект здания Оперного театра в заливе Кардиффа, Великобритания.© Zaha Hadid Architects

Она берётся за проекты небольших жилых зданий и интерьеры.

Интерьер ресторана «Моондзун» в Саппоро, Япония (1990 г.)

Жилой дом в Берлине 1993 год.

Деконструктивистская архитектура

В 1993 году завершается строительство здания пожарной части компании-производителя дизайнерской мебели Vitra, по форме напоминающее бомбардировщик «Стелс». После этого объекта к архитектору Захе Хадид приходит известность.


Пожарная станция Vitra в Weil Am Rhein, Германия (1993).© Zaha Hadid Architects


Фото: Войтек Gurkttp

Со слов самой Хадид, всплеск интереса к её творчеству начался после того, как в 1997 году было построено здание музея Гуггенхейма в Бильбао по проекту Фрэнка Гери , покорившее всех скульптурностью и неординарностью. Проекты Заха Хадид перестают пугать заказчиков оригинальностью и смелостью исполнения.

LFOne, Германия, 1996-1999 годы.


© Zaha Hadid Architects

Терминал железнодорожного вокзала в Страсбурге, Франция (1998-2001).

Лыжный трамплин Бергизель (2002).

В 1999 году, началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, США (открылся в 2003 году).


www.azahner.com

Именно за этот проект Заха Хадид удостоилась Притцкеровской премии в 2004 году и стала первой женщиной-архитектором в истории, получившей эту высокую награду. С этого момента она становится одним из самых востребованных архитекторов мира.

Фирменный стиль — бренд «Заха Хадид»

Начинается следующий этап в её карьере. Заха Хадид отходит от «классического» деконструктивизма, в её работах появляются плавные линии и органические формы. Её творчество уже не укладывается ни в какой архитектурный жанр, кроме собственного.

Центральное здание BMW, Лейпциг, Германия (2005).

Научный центр Phaeno, Вольфсбург, Германия, (2005).

Мэгги Центр Киркалди (2006)


фото Hélène Бине

Хадид не любила работать на компьютере, но быстро поняла преимущества 3-D моделирования. Она переходит работать на компьютер и архитектура её зданий меняется. Плавные формы заменили острые углы.

Станция Hungerburg, Инсбрук, Австрия (2007).


www.urbanarchnow.com

Выставочный павильон Channel Mobile Art в Гонконге (2008).


Виктор Фрайле / Reuters

MAXXI- музей искусства XXI века, Рим (2009).

Оперный театр Гуанчжоу, Китай (2010).

Академия Эвелин Грейс, Лондон (2010).

Мост Шейха Зайда. Абу-Даби, ОАЭ (2010).


В 2011 году построен Транспортный Музей Риверсайд в Глазго (Шотландия, Великобритания).


www.oldtimer.ru

В 2012 году завершено строительство Галереи современного искусства при Университете Мичигана.


Угловой фасад выполнен из стекла и складок нержавеющей стали.

Торгово — развлекательный центр Galaxy Soho, Пекин (2012).

Галерея Serpentine Sackle, Лондон (2013)

Jockey club здание гонконгского политехнического университета (2013).

Культурный Центр Гейдара Алиева в Баку (2013).


fly2baku.com
fly2baku.com
www.buro247.ru

Центр дизайна DDP, Сеул (2014).

Горный музей Месснера, Италия. (2015)


Горный музей Месснера

Жилой комплекс в Нью-Йорке (строительство завершится в 2017 г.)

В 2016 году Хадид стала первой женщиной, получившей золотую медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA).

Бренды и знаменитости выстраиваются в очередь, чтобы поработать с Хадид. Она сотрудничает с известными брендами одежды, обуви, ювелирных украшений, предметов мебели и декора, создаёт концепции яхт и автомобилей.

Деревянная ваза

Каменные вазы www.dezeen.com

Смеситель Triflow Faucet — дизайн Заха Хадид.


asmasdesignjournal.wordpress.com

Шахматы от Заха Хадид.

Скульптура.


www.etoday.ru

Одежда, обувь и аксессуары.

1 из 10






image © viviona swimwear




Ювелирные соты.совместно со швейцарской ювелирной маркой Caspita,


коллекцию серебряных украшений для Georg Jensen.


Светильники

1 из 7



museum-design.ru


Световуая скульптуруа Vortexx для Zumtobel


Светильник Maxxi-коллекция от Kundalini.lightcontract.ru


Торшер Genesy для Artemide. lightcontract.ru


Spock настенный светильник


Люстра Transparent для Slamp. www.archiproducts.com

31 марта 2016 года в Майами умерла Заха Хадид. Ей было 65 лет, и многие говорят, что для архитектора это очень ранняя смерть. Хадид начала воплощать свои проекты в жизнь поздно, но сразу получила статус одного из главных архитекторов современности. Её проекты выбиваются из истории архитектуры: они цепляются за историю модернистского и современного искусства и одновременно делают вид, будто никакой истории искусства и не существовало. The Village рассказывает, из чего состояло творчество Захи Хадид и почему её дело будет жить.

Учёба у Рема Колхаса

Заха Хадид родилась в Багдаде в богатой семье, в детстве ездила за границу, училась в Американском университете в Бейруте, а затем отправилась изучать архитектуру в Лондон, где и встретила Рема Колхаса. Проработав в его бюро OMA в Роттердаме с 1977 по 1980 год, она вернулась в Лондон, где начала независимую практику. Междисциплинарный подход OMA явно повлиял на Хадид, которая внедряла в свою практику понятия из изобразительного искусства и естественных наук. Постоянное теоретизирование, которым занимались в бюро Колхаса, тоже было важным для Хадид, для которой признание её идей в первые годы работы заменяли воплощение проектов.

Работа в стол

Если посмотреть на список проектов Захи Хадид, то первое, что бросается в глаза, - это почти полное отсутствие осуществлённых проектов в 1980-е годы. При этом проектов, оставшихся в виде визуализаций и чертежей, много - для разных городов и разных масштабов. Её проекты выигрывали международные конкурсы, но оставались на бумаге, потому что были слишком смелыми - и технологически, и контекстуально. Первое здание по проекту Хадид начали строить лишь в 1986 году в Берлине. В этом ей помогли немецкие феминистки, которые пытались увеличить присутствие женщин в современной архитектуре Германии. Строительство жилого дома IBA завершили в Берлине в 1993 году.

Архитектурная графика

Известность в архитектурных кругах пришла к Хадид задолго до осуществления первого проекта. В начале 1980-х она выиграла конкурс на проект застройки пика Виктория в Гонконге. Во многом это случилось благодаря графической работе Хадид, чьи рисунки одновременно и передавали концепцию её архитектурного проекта, и могли работать как вполне самостоятельные произведения изобразительного искусства. Живописные визуализации её проектов можно посмотреть на сайте бюро Zaha Hadid Architects.


Архитектор как художник

Вообще, весь подход Хадид к архитектуре и дизайну можно назвать художественным. Хадид отвергала и модернистский функционализм, и постмодернистскую иронию. Её проекты как будто появлялись из какого-то параллельного мира со своей историей искусства. Собственная фантазия была для неё важнее всего, но из-за этого её и критиковали. Так, проект музея современного искусства MAXXI в Риме посчитали совершенно неподходящим для экспонирования живописи и объектов, так что во многом он стал памятником самому себе, а его архитектуру помнят лучше, чем его коллекцию. Её дизайн-объекты - от мебели до ваз и туфель - выглядят как уменьшенные копии её зданий, и уже не так важно, удобно ли ими пользоваться.


Русский авангард

Хадид часто говорила, что сильное влияние на её творчество - и как художницы, и как архитектора - оказал русский авангард, особенно в лице Казимира Малевича. Многие её живописные работы напоминают его супрематические композиции, а в названиях присутствует слово «тектоника», важное для конструктивистов. Если поместить один из её первых проектов, пожарную станцию Vitra , рядом с, допустим, клубом Русакова Константина Мельникова, связь Хадид с утраченными в России идеями авангарда становится очевидной - хотя и не без иронии.


Параметризм и композитные пластики

От ручного подхода бюро Захи Хадид впоследствии перешло к параметрическому, то есть вычислительному, в рамках которого обрабатываются большие объёмы данных, на основе которых затем формируется структура здания настолько сложная, что она часто с трудом может быть воспринята человеческим мозгом. Именно благодаря этому подходу Заха Хадид стала известна как автор проектов причудливых форм - вроде Центра Гейдара Алиева в Баку. Но их воплощение в жизнь не было бы возможно без использования композитных пластиков, чьи свойства позволяют строить здания нестандартных форм.


Женское

Заха Хадид, по сути, единственный звёздный архитектор женского пола, первая женщина - лауреат Притцкеровской премии. Казалось бы, она могла бы служить ролевой моделью для многих женщин, которые хотят сделать карьеру в мире архитектуры, однако её жизнь как будто бы строилась по этакой мужской модели. Хотя на первом этапе её карьеры ей помогли феминистки, сама Хадид для движения за эмансипацию женщин сделала не так много. Даже если посмотреть на список сотрудников её бюро, мужских имён там значительно больше, чем женских. Особенно в высших эшелонах.

Скандалы в Азии

Последние годы жизни Хадид были отмечены скандалами, связанными со строительством спортивных объектов в Азии. Во время строительства её стадиона в Катаре погибли рабочие - и СМИ, естественно, обратили внимание в первую очередь на известного архитектора. Хадид попросила журналистов тщательнее проверять факты: дизайн здания сам по себе не был опасным для рабочих, а вина лежала на властях Катара и девелопере, которые не обеспечили должного соблюдения техники безопасности на объекте. Кроме того, проект стадиона в Катаре критиковали за экстравагантную форму: многим он напомнил вагину. Хотя Хадид отрицала любое сходство, это кажется скорее плюсом: так в проекте стадиона иронично обыгрался исламский запрет на изображение человеческих лиц. Ещё один скандал ждал Заху Хадид в Токио: местные архитекторы ужаснулись её грандиозному проекту олимпийского стадиона за несколько миллиардов долларов. Кто-то сравнивал его с черепахой, которая хочет затянуть Японию на морское дно.


Патрик Шумахер

Патрик Шумахер - партнёр бюро Zaha Hadid Architects, который с 1988 года вместе с Хадид работал над ключевыми проектами студии. Старший дизайнер бюро, он участвовал в разработке проектов пожарной станции Vitra и музея MAXXI. 28 лет совместной работы не могли пройти даром: Шумахер разделяет принципы Захи Хадид и работает как теневой правитель её бюро. Так что со смертью Захи её дело не погибнет: её призрак останется с нами.


ФОТОГРАФИИ : обложка – Kevork Djansezian / AP / ТАСС, 1, 4 – Christian Richters / Zaha Hadid Architects , 2, 3, 6 – Zaha Hadid Architects , 5 – Helene Binet / Zaha Hadid Architects , 7 – Иван Анисимов