Василий верещагин картины с названиями. самых страшных картин художника

Василий Васильевич Верещагин — великий русский художник. Известен как художник-баталист , художник-путешественник. Родился будущий живописец в 1842 году в городе Череповец. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Но в отличии от своих братьев, которые сделали карьеру на военном поприще, Василий Васильевич после небольшого периода службы бросил военное дело и поступил в Петербургскую Академию художеств. После того, как он оставил Академию, уехал на Кавказ, где продолжал писать свои картины, а затем в Париж, где продолжил обучение. В Париже его учителем был известный французский художник .

За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. Он был во многих странах Европы, в Китае, Турции, Индии, Киргизии, Палестине, Сирии, Кубе, Японии, на Филиппинских островах, США и многих других. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. Если смотреть на его картины в соответствии с датой написания, можно проследить всю цепочку его жизни и путешествий. Для своих потомков он оставил очень богатый пласт культурного наследия и запомнился как величайший живописец нашей страны. Его картины интересны не только с точки зрения высокого мастерства живописи, но и с точки зрения человека, который интересуется историей и культурой разных уголков мира. Кроме того, как художник-баталист он написал большое количество полотен на военную тематику, но однажды он воскликнул, что больше не будет писать такие сцены, так как слишком глубоко переживает всё, что пишет. Он и вправду был свидетелем многих войн, участвовал в русско-турецкой войне, принимал участие в колониальных походах русских войск и видел все ужасы и горести военных действий своими глазами.

Самой известной картиной Василия Верещагина считается «Апофеоз войны «. Здесь он изобразил сам дух войны, которая не приносит ничего кроме горя, страдания, смерти, боли и запустения. Сам Верещагин назвал эту картину натюрмортом, так как, не считая ворон, на ней изображена мёртвая природа.

Умер великий русский художник Василий Васильевич Верещагин по-настоящему геройски. Во время русско-японской войны он отправился на фронт, где 31 марта 1904 года при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» погиб.

Если вы любите в музыке не только красоту, но и качество, то для этого вам следует купить наушники monster beats . В интернет-магазине BeatsBeats вас ждёт большой выбор наушников.

Апофеоз войны

Араб на верблюде

Богатый киргизский охотник с соколом

Браминский храм в Адельнуре

Бурлак с шапкою в руке

Бухарский солдат

В покоренной Москве

Верблюд во дворе караван-сарая

Всадник в Джайпуре

Всадник-воин в Джайпуре

Двери Тимура (Тамерлана)

Дети племени солонов

Жители Западного Тибета

В асилий Верещагин еще при жизни стал известен как художник батальных сцен. Однако его «непатриотичные», как их называли, работы демонстрировали зрителям не триумф побед, а изнанку сражений - с погибшими, ранеными, измученными солдатами. Художник ходил не только в военные походы, но и путешествовал по всему миру, привозя эскизы для будущих полотен - экспрессивных, красочных и детальных. Коллекционер Павел Третьяков скупал работы Верещагина целыми сериями вместе с резными авторскими рамами, которые создавались по эскизам живописца.

«Путешествие признаю великой школою»: первые поездки Верещагина

Иван Крамской. Портрет Василия Верещагина (фрагмент). 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Верещагин родился в в семье состоятельного помещика. В 9 лет родители определили его в кадетский морской корпус. «Корпус терпеть не мог , - вспоминал художник, - товарищество только выносил, как необходимое зло, но никогда не любил его искренно. Закал, дух и проч. противны до сих пор, как огульное, резкое, ложное» .

Еще во время учебы проявилась его способность к живописи - он посещал рисовальную школу, знакомился с художниками. После окончания кадетского корпуса Верещагин на морскую службу не пошел. В 1860 году против воли родителей он поступил в Академию художеств . В это же время пробовал себя в литературном творчестве: предложил свой «Рассказ старого охотника» петербургской газете «Голос». После рецензии редакции: «Извольте, это такая гадость...» - Верещагин на время оставил писательскую деятельность.

Первое большое путешествие Верещагин совершил в 1863 году - на Кавказ. Здесь он останавливался в городе Шуши в Нагорном Карабахе, наблюдал за жизнью местных народов, изучал их обряды и традиции, писал этюды.

Много ездил, рано понял, что железные дороги и пароходы на то и созданы, чтобы ими пользоваться… Путешествие признаю великою школою - много видел и слышал и имею сказать много. Говорил, рисовал и писал с искренним намерением поведать другим то, что узнал сам.

Василий Верещагин

В 1864 году Верещагин уехал в Париж и год учился и работал у Жана Леона Жерома - авторитетного живописца-академиста. Потом еще раз съездил на Кавказ. В Академию Верещагин вернулся весной 1866 года и официально завершил обучение.

Картины Туркестанской серии

Василий Верещагин. Богатый киргизский охотник с соколом (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Верещагин. Высматривают (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Верещагин. Двери Тамерлана (фрагмент). 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1867 году Верещагин поступил на службу к туркестанскому генерал-губернатору Константину фон Кауфману - штатным художником. Живописец прибыл в Самарканд в мае 1868 года. Вскоре крепость с русскими войсками оказалась в осаде: восстали местные жители. Верещагин участвовал в битве с бухарцами и даже получил орден Святого Георгия 4-го класса - за отвагу.

Живопись и графику, привезенные из Туркестана, художник представил в 1869 году в столице. Большинство работ были выполнены в этюдной манере. Благодаря картинам Верещагина посетители увидели неизвестную им Среднюю Азию: невольничий рынок, нищих опиумоедов и женщин, с головы до ног укрытых одеяниями.

После выставки Верещагин снова отправился в Туркестан. На этот раз его путь пролегал через Сибирь, киргизские земли и Западный Китай. В Киргизии художник гостил у своего друга Байтика Канаева, с которым познакомился еще в Петербурге на одном из официальных приемов. Часть картин художник написал в его богатой юрте: изобразил ее интерьер, в точности передал плетения свода, сложные завитки на коврах. Верещагин создавал портреты простых жителей, изображал сцены из их жизни. Он собрал множество местных орнаментов, зарисовал узоры, которые украшали оружие местных воинов. В поисках колоритных пейзажей он уезжал в горы близ Иссык-Куля, в Боомском ущелье и на перевалах горного хребта Алатау. В работах художник использовал тонкий мазок и яркие, насыщенные оттенки, которые лучше передавали зной азиатских пейзажей.

В Западном Китае в то время войска императора усмиряли восстания дунган и уйгуров. Почти все города этого региона были сожжены. По одной из версий, именно после посещения дунганских земель Верещагин задумал написать картину «Апофеоз войны» с пирамидой черепов и летающими над ней воронами.

В 1871 году Василий Верещагин переехал в Мюнхен. Здесь он познакомился с Элизабет Фишер-Рид, которая стала его женой. В мастерской своего друга Теодора Горшельда художник писал свои восточные картины - «Богатого киргизского охотника с соколом», «Двери Тамерлана», серию батальных сцен «Варвары» и другие работы. Всего в Туркестанскую серию вошли 13 полотен, 81 этюд и 133 рисунка. В 1873 году Верещагин выставил весь цикл в Хрустальном дворце в Лондоне.

Художник хотел привезти всю серию в Россию, поэтому предупредил английских коллекционеров, что картины не продаются. В каталоге к выставке он разместил пояснение к каждому полотну, а о своем путешествии в Туркестан, об азиатской культуре и традициях написал очерк «Поездка по Средней Азии». Его опубликовал французский журнал Le Tour du Monde, позже работа вышла на страницах английской прессы.

Первая персональная выставка

Василий Верещагин. Апофеоз войны (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первая масштабная выставка Верещагина прошла в Петербурге в 1874 году. Тогда от желающих увидеть картины не было отбоя - залы Министерства внутренних дел едва вмещали всех посетителей. Весь тираж каталогов выставки - 30 тысяч экземпляров - раскупили.

Но высшие государственные чины не одобрили работ Верещагина: незадолго до выставки император подписал указ о всеобщей воинской повинности, и от художника ожидали триумфальных полотен с победными атаками, портретов военачальников с орденами. А Верещагин изображал обратную сторону батальных сцен: нечеловеческий труд, уставших, раненых, погибших людей. Художника обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу.

В своих наблюдениях жизни во время моих разнообразных странствий по белу свету я был особенно поражен тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом все еще называется войною, а убийство отдельных личностей называется смертной казнью. Повсюду то же самое поклонение грубой силе и та же самая непоследовательность... и это совершается даже в христианских странах во имя того, чье учение было основано на мире и любви.

Василий Верещагин

Многие коллеги-художники упрекали Верещагина за стиль: он щедро использовал яркие краски, а это было нетипично для академической живописи тех лет. Однако Иван Крамской назвал серию успехом русской школы, а Павел Третьяков приобрел весь туркестанский цикл за большие деньги - 97 000 рублей.

К картинам Верещагин заказал специальные рамы: массивные, обильно украшенные. Они становились частью работы и подчеркивали настроение каждой картины. На рамы Туркестанской серии Верещагин изначально планировал нанести арабскую вязь, однако арабского не знал. Он подготовил эскизы с узором, который перекликался с восточным орнаментом на дверях мечетей и дворцов. Багеты изготавливали из дерева, наносили глянцевую или матовую позолоту. Иногда рамы были настолько объемные, что по площади превосходили само полотно.

На некоторые багеты художник наносил надпись. Например, полотно «Апофеоз войны» сопровождала фраза: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим» . Картине «Нападают врасплох» соответствовала цитата из летописи Нестора: «Ляжем костьми, не посрамим земли русской, мертвые сраму не имут» .

В этих же рамах художник требовал и перевозить полотна во время выставок. Вес ценного груза увеличивался, расходы на транспортировку возрастали в разы, Третьяков нанимал целые железнодорожные платформы.

Василий Верещагин. Мавзолей Тадж Махал близ Агры (фрагмент). 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Верещагин. Северная Индия. Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх (фрагмент). 1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Верещагин. Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме (фрагмент). 1875. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Не дожидаясь закрытия выставки, Верещагин вместе с женой отправился в Индию. Супруги посетили Бомбей и Джайпур, Дели и Агру, области Ладак и Кашмир, три месяца путешествовали по Восточным Гималаям и Сиккиму. Путешествие было не из простых: на них нападали дикие животные, приходилось переходить вброд ледяные реки и пережидать снежные бури. Художник перенес малярию, а у Элизабет Фишер-Рид во время высокогорных переходов упало зрение. Тем не менее они продолжали работать. Верещагин писал буддийские храмы и старинные мечети, каменные гробницы и наскальные монастыри. Помимо них, в полотна Индийской серии вошли сцены религиозных церемоний, портреты факиров, буддийских монахов и последователей древней религии - зороастризма. Фишер-Рид вела путевой дневник, а позже опубликовала сборник «Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных».

В Индии художник узнал, что Императорская Академия художеств присвоила ему звание профессора. Награды Верещагин не принял: «...считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, начисто отказываюсь от этого звания» .

В 1876 году Василий Верещагин вернулся в Париж, но уже через несколько месяцев отправился в новый поход на Балканы. Индийская серия увидела свет только спустя четыре года - на выставке в Петербурге. Художник представил 139 картин и этюдов, 75 из которых купил Третьяков. Плату за вход на выставку не брали, и за 40 дней экспозицию посетили около 200 тысяч человек. По воспоминаниям современников, в выставочные залы люди пытались пробраться даже через окна. Критики назвали Верещагина одним из лучших художников-ориенталистов.

Балканский поход и новые батальные полотна

Весть о войне с турками застала Верещагина в Мезон-Лаффите, пригороде Парижа, где располагалась его мастерская. Он оставил работу над индийскими полотнами и добровольно отправился на Балканы - в составе действующего подразделения русской армии.

Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, - участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны... нужно не бояться жертвовать своей кровью... иначе картины мои будут «не то».

Василий Верещагин

В июне 1877 года Верещагин получил серьезное ранение. Миноносец «Шутка», на котором находился художник, атаковал турецкий корабль. Вражеская пуля пробила борт и повредила Верещагину бедро. Художника отправили в Бухарест, где он провел три месяца. Но когда рана зажила, он вернулся в строй. За отвагу Верещагину хотели вручить золотое наградное оружие, но он отказался.

В это время русские войска готовили штурм Плевны, города в северной части Болгарии. Плевну планировали взять 30 августа, к именинам императора Александра II . Однако штурм обернулся крупным поражением. Поле брани с сотнями погибших Верещагин изобразил на полотне с провокационным названием «Царские именины».

Не менее острой оказалась и другая работа живописца - триптих «На Шипке все спокойно». Название художник позаимствовал из донесений русского генерала от пехоты Федора Радецкого. Тот командовал войсками, которые, измученные и в тонких шинелях, замерзали на Шипкинском перевале на Балканах. Герой триптиха - часовой, который гибнет от холода на посту. На первой картине он стоит по колено в снегу, на второй - почти по грудь и согнулся от ветра, а на третьей - на его месте изображен сугроб, из которого выглядывает угол шинели и штык.

В декабре 1879 года выставка с балканскими работами Верещагина прошла в Париже. На полотнах не было парадных триумфальных сцен. В споре с Павлом Третьяковым, который придерживался традиционных патриотических взглядов на батальную живопись, художник говорил: «...мы с вами расходимся немного в оценке моих работ и очень много в их направлении. Передо мною как художником война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары - это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады. Вас же, очевидно, занимает не столько вообще мировая идея войны, сколько ее частности» . Верещагин хотел, чтобы серия оставалась нераздельной, но коллекционер приобрел лишь часть полотен. А Верещагин после выставки написал еще три картины - «Турецкий госпиталь в Плевне», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» и «Перед атакой».

Поездка в Палестину и евангельский цикл

Василий Верещагин. Стена Соломона (фрагмент). 1883. Частное собрание

Василий Верещагин. Святое семейство (фрагмент). 1884. Частное собрание

Василий Верещагин. В Иерусалиме. Царские гробницы (фрагмент). 1884. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1882 году Василий Верещагин писал критику Владимиру Стасову : «Больше батальных картин писать не буду - баста! Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого» .

Вскоре он с женой уехал на Ближний Восток - путешествовал по Палестине и Сирии.

Здесь он писал полотна на библейские сюжеты. По палестинским этюдам в Мезон-Лаффите художник создал картины «Стена Соломона», «В Иерусалиме. Царские гробницы», «Святое семейство» и другие. Герои его евангельских картин живут обычной жизнью - едят, стирают вещи, мастерят утварь. В Европе католические священники требовали уничтожить картины, на которых Святое семейство изображено не по церковным канонам, а в Россию Верещагин их и вовсе не привез, не желая еще более суровой реакции. В 1885 году открылась европейская выставка. Один из посетителей облил полотна серной кислотой - испортил несколько рам, а одну небольшую картину уничтожил полностью. Пострадали и несколько крупных работ, но Верещагин их вскоре отреставрировал. Большую часть палестинского цикла художник увез в США и после нескольких выставок продал на аукционе.Василий Верещагин. Наполеон. Дурные вести из Франции (фрагмент). 1887-1895. Государственный исторический музей, Москва

Через несколько лет Верещагин начал писать картины, посвященные Отечественной войне 1812 года . Всего он создал 20 полотен - сцены битв, пейзажи мест сражений.

В 1893 году Верещагин снова отправился в путешествие, в этот раз - по городам России. Он посетил Ростов Великий , Кострому , Ярославль , города Русского Севера. Здесь Верещагин писал интерьеры деревенских изб, убранства церквей. Художник запечатлел мельчайшие архитектурные детали - резьбу на деревянных колоннах, иконостасах. В серию картин вошли также портреты «незамечательных», обычных людей, а их истории жизни художник издал в сборнике «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей».

Василий Верещагин. Храм в Никко (фрагмент). 1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В России путешествия Верещагина не закончились. В 1901 году он отправился на Филиппины, где создал Госпитальную серию со сценами из местной больницы. Затем художник дважды посетил Кубу, потом - Америку и даже написал портрет ее президента.

В 1903 году Верещагин прибыл в Японию. В Токио, Никко и Киото он провел четыре месяца. Из поездки художник привез несколько живописных этюдов в новой для себя манере, близкой импрессионизму, - «Японка», «Прогулка в лодке», «Храм в Никко» и другие. Все работы Верещагин оформил в авторские рамы, отделанные японской парчой.

На следующий год художник снова отправился на Дальний Восток, чтобы плыть в Японию. «Я все еще не уехал, но завтра уезжаю наконец, и с нехорошим чувством , - писал художник жене, - так как еду в страну, очень враждебно к нам настроенную… По газетам судя, в Японии часты собрания врагов России, требующих войны с нами, считая теперешний момент для открытия военных действий наиболее удобный… <...> У них все готово для войны, тогда как у нас ничего готового, все надобно везти из Петербурга…»

Война началась. Василий Верещагин и в этот раз был в строю. 31 марта броненосец «Петропавловск», на котором находился художник, взорвали у берегов Порт-Артура. Верещагин погиб.

Имя: Василий Верещагин (Vasiliy Vereschagin)

Возраст: 61 год

Деятельность: художник

Семейное положение: был женат

Василий Верещагин: биография

Василий Верещагин – известнейший из баталистов, творец, о котором современник и критик сказал:

«Не просто художник, а нечто большее. Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее».

Детство и юность

Биография Василия Васильевича с детства была связана с военным делом. Мальчик родился в дворянской семье Череповца 14 октября 1842 года. Отец занимал видный государственный пост и со всей серьезностью относился к воспитанию потомков. Василий стал третьим из четырех сыновей. Все они были отправлены в военно-учебные заведения.


Двое младших, Сергей и Александр, связали свою жизнь с военным искусством, а двое старших, Василий и Николай, избрали иной путь, чем заслужили гнев отца. Николай впоследствии стал общественным деятелем и организатором новой отрасли в хозяйстве – маслоделия и сыроварения.

Василий же связал свою жизнь с театром военных действий, но отнюдь не так, как предполагал отец. Мальчик поступил в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга. Помимо выдающихся военных деятелей, заведение могло похвастаться выпускниками, добившимися высот в иных областях: мореплаватель и первооткрыватель , маринист Алексей Боголюбов, авантюрист Федор Толстой. Будущий мастер жанра батальной живописи Верещагин дополнил этот список.


По свидетельствам современников, характер у юноши был своевольный. Он рос высокомерным, грубоватым, вспыльчивым, склонным к демонстративному поведению, но в то же время хватким, одаренным, волевым.

Педагогов восхищал талант мальчика по памяти делать зарисовки увиденного. В будущем этот дар сыграет немалую роль в становлении Верещагина-творца. Параллельно с учебой в военном заведении ему разрешили посещать уроки в Рисовальной школе Общества поощрения художников.


Василий Верещагин - студент Академии художеств

Пройдя путь от кадета до гардемарина, он отчетливо решил не продолжать военную карьеру. Отбыв непродолжительный срок в ранге мичмана, подал в отставку и уже в 1860-м поступил в Императорскую Академию художеств, где и проучился с перерывами до 1866-го.

Отлучки случались на Кавказ, где писал с натуры, и во Францию, где Василий брал уроки у живописца Жан-Леона Жерома и посещал классы Парижской академии изящных искусств. По возвращении в Петербург окончил Академию художеств и практически сразу отправился в первый творческий поход.

Творчество

В 1867 году генерал-губернатор Туркестана Константин фон Кауфман пригласил юного Василия сопровождать его в качестве художника. Подобно военным репортерам будущего, Верещагин поступил на службу и скрупулезно документировал пером и кистью окружающие его события. По прибытии в Самарканд попал в осаду. Показав пример всему гарнизону, он бросился с оружием на врага, а солдаты ринулись за ним в атаку.


Доблестный поступок оценили орденом Св. Георгия IV степени. Эта награда была единственной в жизни, которую художник принял. Отличительные знаки и разделение на классы и чины, особенно в искусстве, он отрицал. По этой же причине в 70-х отказался от почетного звания профессора Академии художеств.

В 1869-м баталист возвращается в Петербург, где при содействии фон Кауфмана демонстрирует работы в рамках «Туркестанской выставки». Картины, представленные публике, были написаны автором в Ташкенте, Бухаре, Самарканде и других городах. Вскоре Верещагин вновь отправляется в Туркестанский регион, но на этот раз его путь пролегает через Сибирь.


Он побывал в Киргизии, Семиречье. Неизгладимое впечатление произвел Западный Китай, где шла борьба с мятежными дунганами. Разоренные деревни, руины домов и человеческие останки стали объектами его зарисовок.

По одной из версий работа «Апофеоз войны» написана под влиянием истории о тиране Валихан-торе, казнившем в уезде Кашгар сотни людей. Их головы были сложены по указу деспота в пирамиды. По другому мнению, предпосылкой стала легенда о Тамерлане, который помог женам Багдада и Дамаска наказать мужей, погрязших в грехе. Воитель поручил солдатам отрубить головы развратникам, а после сложить их в 7 пирамид.


Описывая жанр картины, Василий Васильевич мрачновато шутил, что, если убрать ворон, получится натюрморт. Так или иначе, но монументальное полотно 1871 года с надписью на раме «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим» стало одной из ключевых работ в «Туркестанской серии», которую Верещагин создал в 1871-1873 годах в Мюнхене. В цикл также вошла подсерия «Варвары».

Всего были созданы 81 этюд, 133 рисунка и 13 картин. Помимо военных образов, на полотнах изображены быт, природа, архитектура, колоритные представители местного населения, как, например, на «Портрете бачи».


Также в серию вошло полотно «Смертельно раненый», ныне хранящееся в Государственной Третьяковской галерее. Картина стала своеобразным антивоенным манифестом Верещагина. Парадоксально, но война одновременно отвращала и привлекала художника. Она, ее последствия, участники были предметом творчества, но ужасы смерти укрепляли пацифистское мировоззрение. Батальные картины он писал во имя мира.

Вернисаж состоялся в Хрустальном дворце Лондона в 1873-м, а годом позже работы увидела публика Москвы и Петербурга. Верещагин считал персональные выставки единственной допустимой формой общения со зрителем, тет-а-тет. При жизни художника в городах Европы, России и США их состоялось свыше 60. По свидетельствам современников, произведения искусства действовали на аудиторию «как тяжелые кошмары горячки».


Феноменальная память творца позволяла писать в мастерской. Он ценил искусство фотографии за реалистичность передачи деталей. В творчестве стремился с фотографической точностью описать событие, что сформировало неповторимый стиль со статикой композиции, четкими линиями, избыточно яркими цветами. Впрочем, реализм ради реализма художник не признавал. Отсутствие идеи в полотне приравнивало его к предмету декора, мебели, не более:

«Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере, только для этого я их и пишу» - говорил Верещагин.

Из Германии художник переезжает в Индию, посещает Тибет. В 1877 году с началом русско-турецкой войны вновь оказывается в гуще событий и даже получает пулю в ногу. Миноносец «Шутка», на борту которого плыл художник, подвергся обстрелу турками. Ранение оказалось серьезным, началась гангрена, но вовремя сделанная операция вернула мужчину в строй.


После неутомимый путешественник отправляется в Палестину и Сирию. Отчетами о поездке стали «Трилогия казней», «Палестинская серия» и размышления художника:

«Я был особенно поражен тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом все еще называется войною, а убийство отдельных личностей называется смертной казнью. Повсюду то же самое поклонение грубой силе и та же самая непоследовательность... и это совершается даже в христианских странах во имя того, чье учение было основано на мире и любви».

Одной из последних серий Верещагина стала «Наполеон в России», написанная в 1887-1900 годах. Среди полотен, демонстрировавших патриотизм и национальных дух, выделялось «Конец Бородинского боя».


Затем последовала «Госпитальная серия», на картинах которой в образе медсестры автор запечатлел свою вторую супругу Лидию.

Япония была страной, где живописец хотел побывать долгие годы. В 1903-м он посетил Страну восходящего солнца и успел привезти около 20 этюдов до того, как политическая обстановка накалилась окончательно.


Едва начав две крупные картины на японскую тему, живописец вновь отправился на Дальний Восток - в 1904-м началась Русско-японская война. Здесь в Порт-Артуре художник погиб на борту подорвавшегося на мине броненосца.

Верещагин был не только художником-баталистом, но талантливым публицистом. Он автор дюжины книг и множества статей, заметок и эссе, опубликованных в прессе как в России, так и за рубежом.

Личная жизнь

В личной жизни художника, насыщенной путешествиями и военными экспедициями, нашлось место любовным отношениям. Живописец дважды состоял в браке. Любопытно, что обе супруги так или иначе были соратницами его творчества. Первая жена – Элизабет Фишер, знакомство с которой состоялось в Мюнхене, помогала писать книги.


Свадьбу сыграли в 1871-м, а в 1889-м, во время поездки в США, Василий Васильевич увлекся пианисткой Лидией Андреевской, занимавшейся музыкальным сопровождением его выставок. В 1894 году пара связала себя узами брака.

Документальный фильм о Василии Верещагине «Летописец войны»

В союзах у художника родились пятеро детей. Событиям в жизни Верещагина от детских воспоминаний до смерти в хмурых волнах Порт-Артура посвящен документальный фильм «Летописец войны» телеканала «Культура».

Смерть

В 1904 году художник отправился на Дальний Восток, где развернулись сражения русско-японской войны.


31 марта вышел на внешний рейд Порт-Артура на борту броненосца «Петропавловск» под командованием знаменитого адмирала Степана Макарова. Корабль подорвался на мине. Художник и команда судна погибли.

Картины

  • 1871 – «Богатый киргизский охотник с соколом»
  • 1871 – «Нападают врасплох»
  • 1871-1872 – «Апофеоз войны»
  • 1873 – «Смертельно раненный»
  • 1874-1876 – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре»
  • 1881 – «В турецкой покойницкой»
  • 1884 – «Подавление индийского восстания англичанами»
  • 1884-1885 – «Казнь заговорщиков в России»
  • 1887 – «Распятие на кресте у римлян»
  • 1899-1901 – «Конец Бородинского боя»
  • 1903 – «В парке»

Верещагин Василий Васильевич

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904 гг.) - русский живописец, художник-баталист, путешественник. Почти всю жизнь В.В. Верещагин проводит в экспедициях, военных походах, разъездах и путешествиях. Он учился и жил в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, в конце жизни - в Москве. Участвует в долгих экспедициях и путешествиях - по Кавказу, Туркестану, западному Китаю, Семиречью, Индии и Палестине. Путешествовал по Европе и России. Был на Филиппинах и на Кубе, на Тянь-Шане, Америке и Японии.

Как военный, он добровольцем участвует во всех войнах и военных походах России, которые происходили в то время. Василий Васильевич окончил морской кадетский корпус, был участником военных походов (Туркестанский поход), в составе маленького русского гарнизона выдержал тяжёлую осаду Самарканда. За что награждён орденом Св. Георгия 4-й ст. (единственной наградой, которую он носил и которой гордился).

"Туркестанская серия " ярких картин написана Верещагиным в Мюнхене в 1871-1874 годах. Состояла из целой группы батальных (практически документальных) картин, таких как "Пусть войдут", "Вошли", "Окружили", "Преследуют", "Напали врасплох". Так как сам Василий Васильевич считал, что лучшим способом обращения к зрителю является персональная тематическая выставка, его выставки имели колоссальный успех в Европе и России.

Талант художника отразил настоящую стоимость имперских амбиций императора в ближневосточных компаниях. Смерть солдат в чужих странах, борьба с восточными армиями и постоянными восстаниями местного населения. Быт и дикие нравы местного населения.

Участие в боевых походах сложило у художника собственное видение войны, отношение к смерти простых солдат. Его картины наполнены особой философией и критическим отношением к войне. Подобный стиль часто приводил к критике его картин, и даже осуждению художника императором и его окружением.

После выставки и демонстрации своей "Туркестанской" серии картин, он подвергался постоянным нападкам, критике и даже неудовольствию царя Александра II (на выставке в Петербурге 1987 г.). А будущий император Александра III так отозвался о самом Верещагине:

“Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек ”.

Но Верещагин очень высоко ценил собственное мнение, свободу и достоинство и не искал поддержки власть имущих, вообще избегал "высшего света", несмотря на свою известность в Европе и России. В 1874 году Верещагину предложено звание профессора Академии художеств. Но он публично отказывается от него, мотивируя это тем, что считает "все чины и отличия в искусстве безусловно вредными ".

Картины Василия Верещагина:

Биография Верещагина:

Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в семье предводителя дворянства города Череповца Новгородской губернии. Так же как его братья, он учится на военного и уже в 9 лет поступает в морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. По окончанию, недолго служил, но ушёл в отставку для поступления в петербургскую Академию художеств (учился с 1860 по 1863 год). Не доучившись окончательно, он оставляет Санкт-Петербург и уезжает на Кавказ писать с натуры. Но затем, Верещагин решает вернуться к обучению и учится живописи в Париже под руководством Жан-Леона Жером (французский художник, ярый сторонник академизма в искусстве, оппозиционер импрессионизма) с 1864 по 1865 гг.

Затем у молодого Верещагина случается странный период. Он бросает Париж и уезжает снова на Кавказ, много работает, а осенью 1865 едет в Санкт-Петербург (где, возможно, он получил критические замечания по своим работам). Затем, вновь возвращается в Париж где продолжает учёбу в Парижской академии. Весной 1866 года Василий Верещагин возвращается в петербургскую Академию художеств и завершает своё официальное обучение.

В 1867 году Верещагин принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора К. П. Кауфмана приехать в Самарканд (как военный художник) в звании прапорщика. И практически сразу оказывается в центре боевых действий. Небольшой самаркандский гарнизон русских солдат (оставленный в городе) вынужден героически обороняться от восставших местных жителей. Верещагин сумел отличится в обороне, подняв бойцов в контратаку. За что был награждён орденом Св. Георгия 4-й ст.

В 1869 году организует "туркестанскую выставку", где демонстрирует свои работы. По окончании возвращается в Туркестан. Затем совершает путешествие по западному Китаю, наблюдает жестокое подавление восстания дунган, участвует в завоевании Туркестана.

В 1871 году Верещагин едет в Мюнхен, где работает над картинами для "Туркестанской серии". Проводит выставки 1871-1874 гг. и имевшей колоссальный успех в Европе. В 1873 году он устроил персональную выставку картин в Хрустальном дворце в Лондоне.

Весной 1874 года возвращается в Россию и проводит выставку в Петербурге, на которой подвергнут критике со стороны императора Александра II и его окружения.

В 1874-1876 гг. Верещагин живёт в Индии, выезжая также в Тибет, а весной 1876 г. возвращается в Париж.

С началом русско-турецкой войны 1877 г. записывается добровольцем в армию, получает должность адъютанта с возможностью свободного передвижения по войскам. И в том же году Верещагин был тяжело ранен на борту миноносца "Щука".

В 1878-1879 гг. в Париже художник работает картинами получившими название "Балканская серия".

В 1882-1884 годах Верещагин снова путешествует по Индии, Сирии, Палестине.
Летом 1894 года Василий Верещагин путешествует и рисует русский север (Белое море, Северная Двина, Соловки).

В 1896 году художник работает над серией картин посвящённых войне 1812 года.
В 1899 году проводит лето в Крыму. В 1901 г. посетил Филиппинские острова, в 1902 побывал в США и на Кубе. А в 1903 году посетил Японию.

С началом русско-японской войны Верещагин оказывается в действующем флоте.
Василий Верещагин погиб 31 марта 1904 года. Броненосец "Петропавловск", на котором находился художник, подорвался на мине на внешнем рейде Порт-Артура.

Василий Васильевич Верещагин в мастерской своего дома:


Дом в пос. Нижние Котлы (ближайшие окресности Москвы в начале ХХ века).

Внимание! В истории русского изобразительного искусства был ещё один русский художник Верещагин Василий Петрович (живописец и портретист). Который так же был талантливым жудожником и проживал в одно и то же время (1835-1909 гг.) с Верещагиным Василием Васильевичем (1842-1904 гг.)! И закончил ту же имперскую академию художеств. В интернете можно встретить примеры, когда некоторые картины Верещагина В.П. по ошибке приписывают Верещагину В. В. Особенно картины с религиозными сюжетами.

История национальной культуры зачастую остается для большинства населения тайной. А ведь многие художники не только обладали невиданным талантом, но и прожили удивительную жизнь.

Открылась у нас в Русском музее выставка художника Василия Васильевича Верещагина.

Интереснейшего человека, потрясающего живописца, отличного писателя, храбреца, награжденного Георгиевским крестом за то, что он, художник, водил солдат в атаки и спасал положение в осажденном Самарканде, за что солдаперы его, штафирку, Выручагиным прозвали. Путешественника наблюдательного, побывавшего в Китае, Америке, Индии, Средней Азии, Японии, создавшего массу шедевров, из которых публика только Апофеоз войны знает, да и то не так, как нужно. Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий. Впрочем по присвоению Нобелевской премии мира его прокатили, заявив, что он русский и значит был шпионом. Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло.

Шакалы. Мертвый город.

Много работ, которые раньше не видал. Руины театра в разгромленном городе Чугучак.
(Восстание было китайских мусульман - дунган и киргизов, потери убитыми от 9 до 15 млн. человек).

Садовая калитка. Чугучак

Руины домов. Чугучак.

Разбитая статуя. Чугучак.

Мавзолей Шах и Зинда

Гробница Шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри.

Как и думал - очереди никакой.
Вообще.

Дервиши у дверей мечети.

Не сравнить с очередищей на Айвазовского. Ну это и понятно. Армян у нас в городе больше 20 000 и они, разумеется, своего соплеменника почтили посещением, плюс моряки, которым профдолг велит на известного мариниста явиться.

А Верещагин - он русский, русские понятное дело и не почешутся. Подумаешь, говна, великий русский художник, эка! Да покласть сто раз. Ну, нам же на все свое похер, верно?

(Вот попало очень характерное в ЖЖ - этнический поляк на наших граждан диву дается - совершенно заслуженно.

http://szhaman.livejournal.com/1960336.html

Не понимает нас европеец. хоть и умный человек)

А в придачу Верещагин - он в формат не влазит, да еще и нетолерантный по всем статьям.
За это российская интеллигенция его не любила тогда и не любит сейчас. И властям он тоже не гож.

Нищие в Самарканде.

Сама выставка понравилась, конечно, потому как он гений и настоящий мастер. Но беда в том, что по замыслу Верещагинскому картины им создавались не по одной - а составляли серии, получалось что-то типа завершенного произведения, сейчас такое слайд - шоу называют, а на русском языке аналога не знаю. Потому когда серии раздроблены и разрозненны - впечатление резко падает.

Утопленный американцами испанский флот.

Ну, чтобы понятно было: вот серия из американских работ. Там он тоже войну рисовал, благо миролюбивая Америка воевала и воююет всегда и везде. Тогда САСШ тоже, естественно, воевали.

И вообще - традиции - дело крепкое.

"В Америке художника носили на руках, но это не помешало торговцам - «сутенерам искусства» - ободрать его как липку. Он убедился, что гигантские цены, о которых сообщают в газетах, - фальшивка, нужная торговцам, чтобы потом выгоднее торговать произведениями искусства. Художник не пошел на сделку с бизнесменами, и они, сговорившись, сбили цены на аукционе, и более ста картин были куплены по низкой цене.
- Великий художник и совершенный младенец для жизни практической, - говаривал Стасов о Верещагине.

А деньги художнику были нужны. В жизни его произошла большая перемена. В Америке он нашел свое счастье...
Ей было двадцать три года, Василию Васильевичу - сорок шесть. Тихая, задумчивая, прилежная, она понравилась Верещагину, но он не сразу разглядел ее неброскую красоту, тем более что Лидия Васильевна характер имела замкнутый.

Когда его пленила женственность Лидии Васильевны? Тогда ли, когда он решил, что ей надо сидеть за роялем в русском народном костюме, и жемчуга нарядного кокошника заставили светиться бирюзой ее светлые глаза? Или во время долгих бесед, когда он изумился ее глубоким познаниям в живописи и литературе? Как бы то ни было, но Лидия Васильевна, Лида, стала необходима ему ежечасно, ежеминутно, а с рождением первого ребенка, девочки, появились заботы о собственном доме, который хотелось непременно построить в России. Дети должны расти на родине. Вот тут-то и понадобились ему деньги...

Художник не сразу получил развод, но это было уже неважно. Его переполняла нежность к Лиде и детям, с которыми он перебрался жить под Москву, в Нижние Котлы, где вырос большой дом с просторной мастерской," - так рассказывает писатель, исследователь творчества В.В.Верещагина Дмитрий Жуков, о начале семейной жизни художника и Лидии Васильевны Андреевской.

Госпиталь.
К слову - медсестру художник писал именно со своей жены.

Письмо матери диктует.

Письмо не окончено.

Письмо не отправлено...

Если смотришь одну картину из всей серии - то впечатление совсем не то выходит. Сам художник называл свои серии «эпическою поэмою, в которой картины заменяют главы».

А если этой картиной разделены две из другого цикла?

После удачи.

Бухарские сарбазы собирают трофеи - одежду и отрезанные головы русских солдат.

После неудачи.

Они рядом должны быть, а если врозь - не то уже.

Вот тут у сарбазов не вышло.

Эти из ранних - Туркестанский цикл, поход в Среднюю Азию, в котором участвовал Верещагин. К слову - тогда у нас на границе было как раз государство ДАИШ, только называлось чуток иначе - Кокандское ханство, Бухарское, Хивинское. А нравы и привычки - ровно те же - и отрезание голов, и рабовладение и прочие радости мракобесия. К слову - прикиньте, как тогда рафинированная публика охренела, когда ей - отрубленные головы показали?

Сейчас -то люди всякое повидали, ан репортажи из Ирака и Сирии - под кат и в уголок. А тут - шарах - и дамы в обморок перед картиной. И журналисты возмущены, как так можно?!

Там же была и такая серия нарисована, посвященная печальной участи отбившегося от колонны маленького русского отряда.

Высматривают

Нападают врасплох.

(Он сам попал в такую ситуацию. «Как только я не поседел тут, признаюсь, минута была жуткая» - вспоминал об этом Верещагин. Враги норовили «рубнуть шашкою или уколоть пикою» - писал он. «Я решился, коли можно - отстреляться, а коли нельзя - не достаться им легко. Как вдруг все отхлынуло и понеслось прочь. Это подбежали к нам на выручку солдаты…».

Парламентеры.
- Сдавайтесь!
- Идите к черту!

Окружили. Преследуют.

Представляют хану трофеи.

Фрагмент

Торжествуют. (И опять как в ДАИШ, старые традиции - головы на шестах для обозрения публики)

Апофеоз войны.
В конце такой серии изменилось звучание картины, а? К слову - такое делал Тамерлан, такое - правда с меньшим количеством голов - делалось и в более цивилизованные времена. Обычаи, традиции.

Бача в туркестанск. крае мальчики-плясуны, занимающиеся той же профессией, как у нас публичные женщины.

Бача с поклонниками.

Продажа раба.

Опиумоеды.

Политику обсуждают.

Понятно, что реализм картин Верещагина никак не соответствовал принятым тогда батальным нормам - с развевающимися знаменами, красивыми генералами в парадном виде, пышному пороховому дыму и стройным рядам отутюженных солдат с парой-тройкой красиво лежащих бодрых раненых. За это художника сильно не любили ура-патриоты и генералитет. При чем не только наш. К слову немецкий фельдмаршал Мольтке категорически запретил германским офицерам посещать выставки Верещагина.

"Скотина или помешанный", - Александр Третий о художнике В.В.Верещагине.

Смертельно раненый

Но ровно так же ненавидели Верещагина и наши либералы - западники. Потому как русские люди им представлялись не как рабы и быдло, а как нормальные мужчины и женщины, зачастую и посимпатичнее зарубежной публики, что видно по портретам. И генералы - не мясники тупые, и солдаты - герои, это для либералов было нестерпимо. И к западной цивилизации как к святыне и раю Верещагин не относился.

Кружевница.

Римская казнь на кресте - вызвала весьма злые отклики церковников, там не канон получился. Причем не только наших церковников, западные солидаризовались.

Казнь народовольцев в Санкт-Петербурге - ну тут и так все ясно.

А вот «Подавления индийского восстания англичанами» вызвало настоящий самум ненависти в Англии.

Художника в который раз обвинили в клевете, ан нашлись и свидетели и даже участники таких казней.

"Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа осуществлялась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам.
Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их - это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота.

Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом.
- В. Верещагин. Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина. - М.: «ДАРЪ», 2007. - С. 151.

"Смерти этой они не боятся, и казнь их не страшит; но чего они избегают, чего боятся, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это именно не только вероятно, но даже неизбежно при расстреливании из пушек.
Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строгого разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень устрашает туземцев, и оно было главным мотивом введения казни расстреливанием из пушек в особенно важных случаях, как, например, при восстаниях.
Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, - а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии - бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!
Говорю это очень серьёзно, в полной уверенности, что никто из бывших в тех странах или беспристрастно ознакомившийся с ними по описаниям не будет противоречить мне.
- В. Верещагин. Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина. - М.: «ДАРЪ», 2007. - С. 153.

Опять пробой во времени - сейчас головы спиралью улетают вверх у смертников-шахидов.

А картину англичане уничтожили, судя по всему, как это у англо-саксов принято. Они все стараются вычеркнуть, что по их мнению их позорит. И да - сейчас к слову это отлично видно в интернете.

В советское время к Верещагину тоже не понимали как относиться. С одной стороны вроде как критиковал царизм и империализм. С другой - воспевал царскую армию и нарушал интернационализм, показывая. например, тех же туркестанцев грязными, рваными и вшивыми.

Вроде бы царизм захватнически угнетал тамошние народы, ан резня голов кефирам и рабовладение с бандитизмом по отношению к соседям... Басмачество-то было серьезной проблемой у красных. Пришлось идти по стопам царя... опять же с турками тогда заигрывали, а Верещагин соседушек выставлял не в лучшем свете. хоть и цивилизованные вроде - а такие же дикие головорезы, как и сарбазы бухарского эмира.

Этот период нашей истории сейчас малоизвестен - ни повестей, ни фильмов. А ведь интереснейшие события. Резкий конкур с англичанами за влияние в регионе.

Упаси аллах от новых друзей!

Даже форма русских войск - необычна и функциональна. Кепи с назатыльником, парусиновая ермаковка-гимнастерка и кожаные красные штаны с высокими сапогами, держащими укусы змей, тарантулов, скорпионов и уколы колючек тамошних растений.

Пусть войдут. Оборона Самарканда.

Вошли! (Картина уничтожена художником из-за огульной критики).

Солдат и стервятники

Русско-турецкая война - в работах Верещагина. Он был тяжело ранен там. оперировал его и спас от гангрены как раз тот самый Склифосовский. Младший брат Сергей - был там убит. Ранен и третий брат художника.

Перед атакой.

После атаки. Лазарет под Плевной.

Фрагмент. Наши раненые.

Фрагмент. турецкие раненые ждут от наших врачей помощи.

Пленные албанцы - башибузуки.
Положение защитников Шипки было критическим и усугублялось отсутствием снабжения – агенты товарищества «Горвиц, Грегер, Коган и Ко», занимавшегося поставками в армию продовольствия, бежали с перевала при первых слухах о приближении турок. 9, 10, 11 и 12 августа солдаты не получали горячей пищи, довольствуясь сухарями. Быстро подошли к концу и перевязочные средства, а к 11 августа уже приходилось экономить патроны. Однако самым главным дефицитом для русских была вода – стояла сорокаградусная жара, а воду из горных источников можно было брать только по ночам с большим риском для жизни.

Турки устраивали засады не только у источников, но и на протяжении всего шоссе, шедшего из Габрова, откуда ждали спасительных резервов. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», потому что всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам. Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма. 16 августа русским удалось разгадать эту тайну – случайно была найдена пещера, из которой вела огонь группа турок. Все они были переколоты штыками.

Траншеи на Шипке.

"Командиры начали заказывать тёплые вещи для солдат, но уже 26 сентября появились первые случаи обморожения. В октябре в Минском полку был достигнут пик заболеваемости за всю кампанию – 515 случаев, то есть, в полку болел почти каждый шестой. Наконец, в ноябре в горах наступили настоящие морозы. К тому времени измученный Орловский полк был сменён частями 24-й пехотной дивизии генерал-адъютанта К. И. Гершельмана, но 19 декабря эту дивизию пришлось спустить с Шипки, поскольку она почти вся перемёрзла. Хотя обморожения редко бывали смертельными, они приводили к тяжёлым увечьям. Небоевые потери у Гершельмана составляли более 50% штатной численности дивизии. Ко второй половине декабря мороз в горах достиг такой силы, что башлыки отламывались кусками, а масло застывало в винтовках

Часовой. (Из серии "На Шипке все спокойно!" - типовое сообщение оттуда. На трех картинах - как замерзает в пурге русский часовой)

Победители (Наш егерский полк под Телишем попал в западню и был разгромлен. Раненых турки добили, над трупами всяко глумились, сняв всю одежду и обувь.)

«
восстановил с ужасающей точностью, с эпическим реализмом истинный образ войны: кровь..., наглую гнусность резни предстала довольно полная картина турецкого зверства...
Тут можно было видеть, с какою утонченною жестокостью потешались турки, кромсая тела на все лады.

Из спин и бедер были вырезаны ремни, на ребрах вынуты целые куски кожи, а на груди тела были обуглены иногда от разведенного огня.

Некоторые выдающиеся части тела были отрезаны и всунуты во рты, носы сбиты на сторону или сплющены, а у солдат, имевших на погонах отметку за хорошую стрельбу, были высечены крестообразные насечки на лбах » }