В каких произведениях изображаются родители главного героя. “Базаров и родители” сочинение

Образы родителей Базарова — это тоже типы «отцов», но они ничего общего не имеют с Кирсановыми. Родители Базарова — бедняки, плебеи, «маленькие люди» и написаны Тургеневым удивительно тепло, ярко. Они запоминаются надолго и волнуют своей добротой, сердечностью, искренностью. Мать Базарова -типичная патриархальная дворяночка старого времени. Ей, по словам писателя, следовало бы «жить лет за двести, в старомосковские времена».

Арина Власьевна — религиозная, боязливая и чувствительная женщина, верившая во всевозможные гаданья, заговоры, сны, приметы, в конец света и т.д. Она вся отдалась заботам о сыне. Арина Власьевна больше всего думала о том, чтобы не помешать и не надоесть ему. Для нее вся жизнь и весь ее смысл заключались только в нем. Доброту, заботу матери Евгений всегда чувствовал и высоко ценил. В глубине души он любил ее. Больной, он просил ее, чтобы она причесала его. Базаров умирает с думой о матери. «Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?»,- говорил он в полубредовом состоянии. И хотя Тургенев писал, что подобные женские типы исчезали, все же в них он находил то простое, человечное, что было ему дорого и близко.

Отец Базарова — самобытный человек, жизнерадостный «штаб-лекарь», провинциальный философ. Это человек труда, дела; в то же время он любил помечтать, поговорить о великих мира сего — о Руссо, Горации, Цинциннате, о мифологических героях. Ему пришлось в жизни многое увидеть, потереться в различных сферах, побывать на войне против Наполеона, где он, как медик, щупал пульс у князя Витгенштейна и Жуковского. Василий Иванович свободно пользуется, хотя и недостаточно точно, латынью, научной терминологией. Живя в деревне, он стремится к тому, чтобы не зарасти мохом, не отстать от века в науке. Отец Евгения чувствует происходящие изменения в жизни и считает, что теперь настало такое время, « … что каждый должен собственными руками пропитанье себе доставать, на других нечего надеяться: надо трудиться самому».

Главными жизненными принципами Василия Ивановича являются труд и свобода. Он сам любит работать в саду, огороде, оказывает медицинскую помощь окрестным поселянам. Василий Иванович считает себя человеком отжившим, в сыне он видит свою смену. Все думы и помыслы его были связаны с ним, о нем он расспрашивал Аркадия. В отце заговорило чувство гордости, когда Аркадий сказал ему, что Евгений — «один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался».

Василий Иванович верил, что Евгений прославит свое имя, будет знаменит, как ученый, получит известность в будущем не только как врач, но, очевидно, и как общественный деятель. Стоически, мужественно переносил он страдания, болезнь сына. Зная о безнадежности его состояния, Василий Иванович старался утешить себя, жену мыслью о выздоровлении. С каким восторгом говорил он о приезде Анны Сергеевны и врача. «Жив еще, жив мой Евгений и теперь будет спасен! -сказал Базаров-отец. — Жена! жена! .. К нам ангел с неба».
Но это был только последний и безнадежный крик самоуспокоения. В образах скромных, незаметных старичков Базаровых Тургенев показал таких людей, которых, по выражению Евгения, в большом свете днем с огнем не найдешь. Писатель создавал их с самой искренней любовью. Он опоэтизировал родителей в эпилоге, сказав о них трогательные слова.

В романе Тургенева «Отцы и дети» к представителям старшего поколения относятся родители Базарова: Василий Иванович и Арина Васильевна.

Отец главного героя Василий Иванович предстает перед читателем человеком строгих правил, можно сказать, консерватором. Лекарь по профессии он испытывает глубокую веру в Бога, однако всячески пытается не показывать этого перед супругой. Стремление Василия Ивановича казаться современным человеком умиляет, ведь хорошо заметны его старая закалка и традиционность мышления при обсуждении любых вопросов.

Арина Васильевна – мать Евгения Базарова. Черты ее характера просты и понятны, благодаря немалому вниманию, которое уделил этой героине Тургенев. Суетливая старушка в чепце кажется старомодной даже для того далекого времени. Сам автор отмечал, что ей стоило родиться лет двести назад. Тихая добродушная женщина, набожная и, вместе с тем, суеверная Арина Васильевна с первой минуты вызывает у читателя приятное впечатление.

Эти персонажи – два любящих сердца, смысл жизни которых заключен в единственном и горячо любимом сыне Евгении. И не важно, находится предмет обожания рядом или нет, их мысли и разговоры все равно сосредоточены на ненаглядном ребенке. Нежностью и заботой пропитаны слова стариков о сыне. Видно, с каким трепетом они относятся к родному человеку. Чего не сразу скажешь о Евгении Базарове.

Евгений видится черствым молодым человеком, не ценящим заботу и родительское тепло. Да, Базаров не привык обнажать свои чувства, однако говорить о его внутреннем равнодушии к семье не стоит. Он замечает родительскую любовь и сам испытывает к ним нежные чувства (как сам признавался Аркадию). Но выставлять напоказ свое отношение к отцу и матери не считает нужным. К тому же, Евгений пресекает и с их стороны любые попытки проявления радости от его присутствия. Родители знают эту черту сына, поэтому стараются не раздражать его излишним проявлением внимания. Но холодность и показное равнодушие рассеиваются перед читателем, когда Базаров оказывается на смертном одре. Прося Анну Сергеевну Одинцову позаботиться о его родителях, он произнес важные слова: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эта фраза из уст Евгения сродни горячему признанию в любви от более эмоционального человека.

Однако вечная проблема отцов и детей заключается не в отсутствии любви или ее чрезмерном проявлении. Это вечный вопрос о взаимопонимании людей разных поколений. Так и Евгений хотел быть понятым родителями, чтобы его мысли и взгляды разделяли самые близкие люди. Но родители Базарова, хотя и пытались понять сына, оставались приверженцами традиционных взглядов. Кажется странным, как у людей с патриархальными воззрениями мог вырасти сын-нигилист. Сам Базаров говорил об этом так: "Всякий человек сам себя воспитать должен - ну, хоть как я, например…». Действительно, в формировании его личности огромную роль сыграло самовоспитание. И, когда плоды многолетнего родительского воспитания перекрывает собственное восприятие жизненных принципов, вот тогда и возникает актуальная во все времена тема отцов и детей.

Молодость — время для усвоения мудрости, старость — время для её применения.
Ж.-Ж. Руссо

Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий» (XXI). Базаров говорит правду. Он жалеет своих родителей уже потому, что «отроду лишней копейки не взял» (XXI). В страшные минуты жизни он думает о них. Так, перед дуэлью с Павлом Петровичем во сне-бреду он видит мать, а перед смертью, понимая состояние родителей, уже не скрывает свою любовь к ним. Он постоянно помнит о своих «стариках», ибо, разъезжая по *** губернии с Аркадием, всё время имеет в виду, что конечная цель его летнего путешествия — имение родителей, где — он точно знает — его нетерпеливо ждут: «Нет, надо к отцу проехать. (...)он от *** в тридцати верстах. Я его давно не видал, и мать тоже; надо стариков потешить. Они у меня хороше, особенно отец: презабавный. Я же у них один» (XI). Однако Аркадий задал свой вопрос не случайно. Отношения Базарова к родителям, если глядеть со стороны, кажутся холодными, даже неприязненными: слишком мало нежности в этих отношениях.

В литературоведческих разборах «Отцов и детей» главного героя принято упрекать в пренебрежении, а иногда даже в презрении к родителям. Но насколько справедливы эти упрёки?

Первый упрёк: Базаров не спешит домой, где, кстати, не был три года, а едет сначала в имение к Кирсановым, потом в губернский город, затем в имение Одинцовой. Добравшись наконец до имения родителей, он выдерживает в родном доме только три дня и снова уезжает. Так Базаров проявляет, мягко говоря, невнимание к старикам родителям. Но те же поступки героя можно объяснить и по-другому. Бедность — вот причина, по которой герой три года не приезжал к родителям. Можно предположить, что у него просто не было денег на неблизкую дорогу домой или в летние каникулы он зарабатывал (в клинике, например) средства на следующий учебный год — ведь выпрашивать деньги у родителей он считает недостойным.

Базаров по натуре человек общительный, любознательный и самостоятельный. Он, несмотря на бедность, добился уважения среди студентов университета, о чём свидетельствуют его отношения с Аркадием и отзывы Ситникова (XII). Поэтому жизнь в уединённом родительском домике кажется молодому нигилисту скучной: здесь, кроме как с отцом Алексеем, и поговорить не с кем. Да и трепетные родительские заботы о «перинках» и «говядинке» для ненаглядного Енюшеньки тяжелы ему. Вот он и жалуется Аркадию: «Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. (...) ...отец мне твердит: «Мой кабинет к твоим услугам — никто тебе мешать не будет»; а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться. Ну и мать то же. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней — и сказать ей нечего» (XXI). Между тем Базарову через год предстоит серьёзный выпускной экзамен в университете, и он, в отличие от других героев романа, намерен не отдыхать, а упорно работать всё лето. Из-за этого, очевидно, он ещё в Петербурге принимает приглашение Аркадия, своего почитателя и товарища по университету, погостить в Марьине — так Базаров обеспечит себе спокойное, сытое лето и не будет в тягость родителям.

Второй упрёк: главный герой проявляет откровенный эгоизм в отношении родителей, не уделяя им достаточно внимания. Однако не следует забывать, что молодой нигилист приезжает к родителям сразу после тяжёлого объяснения с Одинцовой. Переживая неудачу в любви, он ищет уединения и какого-нибудь занятия-отвлечения, поэтому терпеть сейчас родительские ласки ему невмоготу. Он уезжает в Марьино, где, будучи гостем, имеет право не вмешиваться ни в какие «житейские дрязги» (XXII), и совершенно отдаётся своей работе. Несмотря на эти соображения, упрёк в эгоизме, адресованный Базарову, справедлив.

А кто из «детей» в романе ведёт себя иначе? В доме Одинцовой живёт старая тётка княжна Х...я, на которую «не обращали внимания, хотя обходились с ней почтительно» (XVI). Аркадий, вернувшись вместе с Базаровым к отцу в Марьино, не может забыть красавицу Одинцову: «...прежде он бы только плечами пожал, если бы кто-нибудь сказал ему, что он может соскучиться под одним кровом с Базаровым, и ещё под каким! — под родительским кровом, а ему точно было скучно, и тянуло вон» (XXII). «Грубый сын» Базаров пробыл у родителей три дня и заскучал, «нежный сын» Аркадий, тоже томясь от любви, пробыл немногим дольше: «Десяти дней не прошло со времени его возвращения в Марьино, как он опять, под предлогом изучения механизма воскресных школ, скакал в город, а оттуда в Никольское» (там же). Да и теперешние достойные «отцы», решая собственные житейские проблемы, относились к родителям весьма небрежно. Николай Петрович Кирсанов вспоминает: «Однажды я с покойницей матушкой поссорился: она кричала, не хотела меня слушать... Я, наконец, сказал ей, что вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям. Она ужасно обиделась...» (XI). Разумеется, похожее поведение других героев романа не оправдывает Базарова, но показывает, что в отношении к «предкам» добропорядочные «дети» мало чем отличаются от решительного нигилиста. А их в современных литературоведческих разборах принято хвалить и ставить в пример главному герою.

Третий упрёк: Базаров проявляет неуважение к своим родителям, так как не видит в них личностей. Лёжа под стогом сена в имении своего отца, Базаров рассуждает: «...они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит...» (XXI). Образ «маленького человека», столь разнообразно представленный в русской литературе, вполне опровергает подобные взгляды Базарова. Пушкин в рассказе «Станционный смотритель», Гоголь в повести «Шинель», сам Тургенев в рассказе «Уездный лекарь» и т.д. доказывают, что «маленький человек» только кажется примитивным, а если приглядеться к нему, это человек со своим сложным внутренним миром, с глубокими чувствами, высокими жизненными принципами.

Доказывая, что мнение сына о стариках Базаровых совершенно неверно, Тургенев приводит факты, которые нигилист знает, но почему-то не считает существенными. Своего отца Василия Ивановича младший Базаров ласково-иронически называет «презабавный старикашка» (XX), а между тем старший Базаров, будучи сыном дьячка, выбился в люди, благодаря своей настойчивости и способностям, — выучился на лекаря. Сам сын признаёт, что Василий Иванович «в своё время сильный был латинист, серебряной медали за сочинение удостоился» (XXI). Старший Базаров имеет вполне героическую биографию: участвовал в Отечественной войне 1812 года, «щупал пульс» у фельдмаршала Витгенштейна, и у поэта Жуковского, и у будущих декабристов; за свои заслуги перед государством (активно боролся с эпидемией чумы в Бессарабии) получил орден Святого Владимира (там же) и, следовательно, дворянское звание для себя и будущего потомства. Это достижение отца младший Базаров легкомысленно считает пустяком, как будто не понимает, что дворянский чин весьма облегчает ему самому жизнь в России.

В Арине Власьевне — своей матери — Базаров видит только хорошую домохозяйку. За свою жизнь она прочитала одну книгу — французский сентиментальный роман «Алексис, или Хижина в лесу», поэтому сын-студент не знает, о чём говорить с этой простоватой старушкой. Но прав Аркадий, который на личном опыте понял, каково жить без материнской заботы и ласки: «Ты матери своей не знаешь, Евгений. Она не только отличная женщина, она очень умна, право» (XXI). Базарову и невдомёк, что его хлопотливая мать — мудрый друг и утешитель отца. Когда, погостив три дня, сын уезжает, Василий Иванович плачет от обиды и одиночества, но Арина Власьевна находит слова, чтобы поддержать мужа в отчаянную минуту, хотя и ей горько пренебрежение сына: «Что делать, Вася! Сын — отрезанный ломоть. (...) Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня» (там же).

Не удостоен базаровского уважения и дед Власий, секунд-майор, который участвовал в Итальянской кампании Суворова. Правда, подобное пренебрежение могло появиться у Базарова, демократа по духу, в пику дворянскому преклонению перед длинной родословной. Только второй дед — Иван Базаров — избежал критической разборки: в споре с Павлом Петровичем внук-нигилист с гордостью говорит о нём: «Мой дед землю пахал» (X).

Четвёртый упрёк: Базаров презрительно-снисходительно относится к жизненным принципам своих родителей, а эти принципы, между прочим, вытекают из философии древнего грека Эпикура (341—270 до н.э.), оригинально развитой в поэзии римского поэта Горация (65—8 до н.э.). Гораций в своих стихах представил философию небогатого, но культурного человека, который ищет счастье в «золотой середине», то есть в довольстве малым, в господстве над страстями, в спокойном и умеренном наслаждении благами жизни. Умеренность и покой, по Горацию, позволяют человеку сохранить внутреннюю самостоятельность. Легко заметить, что старики Базаровы живут именно так: довольствуясь малым и никому не кланяясь. Арина Власьевна ухаживает за мужем, заботится о пище и порядке в своём домике, а Василий Иванович лечит крестьян и возделывает свой сад-огород, наслаждаясь природой и размышляя о жизни: «На сём месте я люблю философствовать, глядя на захождение солнца: оно приличествует пустыннику. А там, подальше, я посадил несколько деревьев, любимых Горацием» (XX), — рассказывает он Аркадию.

Различие жизненной философии «отцов» и «детей» проявляется в отношении к миру — созерцательно-примирительном у горацианства, активно-наступательному нигилизма: «Да, — начал Базаров, — странное существо человек. Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет: тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними» (XXI).

Нигилист Базаров очевидно взрослее своих родителей, благодаря мощному интеллекту, напряжённой внутренней жизни, но родители, по Тургеневу, мудрее сына,так как умеют жить в гармонии с миром. В знаменитом споре с Павлом Петровичем Базаров заявляет:«... я тогда буду готов согласиться с вами, когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания» (X). И вот жизнь (а она, по убеждению Тургенева, богаче и разнообразнее любой теории) ставит молодого нигилиста лицом к лицу с таким «постановлением». Семья и семейный быт его собственных родителей достойны уважения и обладают высочайшей прочностью, так что их не может разрушить даже страшный удар — смерть единственного сына, самого нигилиста.

Итак, взаимоотношения в семье Базаровых иллюстрируют вечный как мир конфликт сменяющих друг друга поколений. Старые родители обожают и побаиваются своего высокоучёного и самоуверенного сына. Перед его приездом Василий Иванович даже спорол с сюртука орденскую ленточку и отослал из столовой мальчишку, обычно отгонявшего веткой мух во время обеда. В присутствии сына старики стесняются сказать неловкое слово (а вдруг ему не понравится), показать свои чувства («... он этого не любит. Он враг всех излияний» — XXI). В отношении Базарова к родителям соединяются любовь и забота (не «тянет» деньги со стариков), отчуждение и поспешные оценки.

Сухое и жёсткое отношение Базарова к родителям может быть следствием или нетерпимого, эгоистичного характера, или молодости. В случае Базарова имеет место, скорее, вторая причина. После того как самоуверенный нигилист навсегда распрощался с другом-учеником Аркадием Кирсановым, натворил бед в Марьине (ранил Павла Петровича на дуэли), а главное, испытал настоящую, но безответную любовь, Базаров приехал к родителям. Потому, что больше ехать было некуда, и потому, что здесь его ждали и любили, несмотря на все его недостатки и промахи.

Теперь его отношение к родителям становится более мягким, а во время короткой смертельной болезни раскрывается его сдержанная любовь к отцу и матери. Он не жалуется на боль, чтобы не пугать стариков, соглашается им в угоду причаститься, а Одинцову просит утешить их после своей смерти: «Ведь таких людей, как они, в (...) большом свете днём с огнём не сыскать» (XXVII). В финале романа конфликт поколении в семье Базаровых исчерпан и в моральном, и в физическом смысле, а последние строки романа воспринимаются как «гимн родительской любви» (Герцен), всепрощающей и неизменной.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Почему-то в литературной критике очень мало уделяется внимания отношениям Базарова с родителями. Это, разумеется, не такая "благодатная" тема, как, скажем, конфликт Базарова с Павлом Петровичем или его любовная интрига с Одинцовой. Но тем интереснее пристально взглянуть на взаимоотношения главного героя "Отцов и детей" с его родителями.

Арина Власьевна и Василий Иванович представляют в романе поколение "отцов" наряду с более значимыми действующими лицами, такими, как Павел Петрович и Николай Петрович.

Описанию Арины Власьевны автор уделяет немало внимания. Перед читателем предстает миловидная старушка в чепце, суетливая, добрая, кроткая, набожная и, в то же время, суеверная. Тургенев, кстати, не преминул заметить, что ей надо было бы родиться двести лет назад. Для нас, современных читателей, это уже не имеет никакого значения, поскольку то время, когда происходит действие романа, уже само отделено от нас почти двумя столетиями. Но, тем не менее, к Арине Власьевне при чтении невольно применяешь определение "старомодная старушка" и это ей подходит как нельзя больше.

Василий Иванович - уездный лекарь, добряк, каких поискать, немного суетливый, такой лее набожный, как жена, но пытающийся это скрыть. Он даже пытается быть "современным", но хорошо видно, что это человек старого поколения, консервативный, в хорошем смысле этого слова.

Душа двух стариков, как в зеркале, отражается в их отношении к сыну. Как водится, в единственном ребенке родители души не чают, всячески холят и лелеют его, поскольку именно в нем заключается единственный смысл их жизни. Даже когда Евгения рядом с ними нет (а он приезжает крайне редко), жизнь их сосредоточена на мыслях и воспоминаниях о нем.

Совсем иное дело - сам Базаров. Его отношение к родителям слишком небрежно, по крайней мере, внешне. Он знает, как они любят его, да и сам их любит, в чем признается один раз Аркадию. Однако он не привык как-либо выражать свои чувства, проявлять по отношению к кому-нибудь ласку. Поэтому его раздражает, когда с ним начинают возиться, вокруг него хлопочут. Родители, зная это, пытаются не так бурно проявлять радость от его присутствия в их доме.

Зато радость эту в полной мере может почувствовать читатель. Она видна в мелочах. Арина Власьевна боится своего сына и старается не докучать ему, но всегда позаботится о мягкой перине и вкусном борще. Василий Иванович ведет себя с сыном смелее, но все лее пытается показаться суровее и выдержаннее, чем есть на самом деле, чтобы не раздражать Евгения. Только в разговорах с Аркадием отец может потешить свое родительское тщеславие, услышав похвалы в честь своего обожаемого сына.

Но любовь - еще не значит понимание. Родители не умеют понять Базарова, его взгляды, да и он не особенно пытается делиться с ними своими мыслями. Он никогда так резко и открыто не высказывает в родительском доме свои взгляды, как в имении хех же Кирсановых. Оберегая чувства отца и матери, он все-таки ведет себя с ними мягче, чем с другими, хотя и с тем же равнодушным и небрежным видом. Все же удивительно, что в такой патриархальной семье родился и вырос ребенок, подобный Евгению Базарову. Наверное, на действительно самобытную личность в большей мере влияет не родительское, а самовоспитание.

Возможно, беда Базарова заключалась в том, что он не был понят в первую очередь своими родителями, а потом уж всеми окружающими. Может, родители и хотели бы понять Базарова, только он в своем развитии уже ушел слишком далеко от них, поэтому любовь и нежность были единственным, что он мог получить от Арины Власьевны и Василия Ивановича. Человек, у которого есть дом, может иногда забыть про него, но всегда подсознательно будет чувствовать поддержку и любовь родных. К сожалению, родители не могли поддержать Базарова именно в его начинаниях и дать ему то, к чему он стремился.

Умереть Базарову довелось в родном доме, и это для него было огромным облегчением, пусть он этого и не сознавал. Во много раз тяжелее умереть на чужбине, в незнакомом доме или гостинице.

Самое страшное для родителей - это смерть ребенка. А если этот ребенок - единственная радость, свет в окошке? Невозмолшо представить себе, что родители иерелшвут такое горе. Родители Базарова перелсили. Они не умерли, но внутри них что-то надломилось. Это страшно - жить только тем, что приходишь на родную могилу. Они так жили. Это были два надломленных усталых старика, у них оставалась только память.

Базаров мог бы дать им гораздо больше, будь он другим человеком. Он мог бы сказать отцу и матери о своей любви к ним. Хотя, кто знает, может быть, они не нуледались в словах? Родительское сердце чувствует ребенка без всяких слов. Они так никогда и не узнали (и это для них огромное счастье), насколько он был чужд им и насколько он страдал.

Главы, где показана жизнь Базарова в доме родителей, раскрывают героя с новой стороны. Он вовсе не так черств и холоден, как хочет казаться. Он полон нежности к родителям, хотя внутренний барьер никогда не позволит ему показать это. Словом, он такой же человек, как и Аркадий, их отличие только в том, что последний не скрывает свою привязанность к семье. Не может человек отрицать абсолютно все. Как сказал Базаров, смерть сама все и всех отрицает. Но и любовь тоже отрицает доводы рассудка, поэтому родители любят своих детей и всегда ждут их, несмотря ни на что. Никто так не умеет ждать, как родители. Жаль, что Базаров при жизни не сумел оценить, сколько тепла, уюта и ласки могли дать ему отец и мать. Ни у одного человека нет на земле места дороже, спокойнее и теплее, чем родной дом.

Каким должен быть урок, чтобы он запомнился, чтобы ученику хотелось идти в школу и заниматься там с удовольствием? Думаю, урок нужно строить так, чтобы он стал и доступным, и в то же время необыкновенным, нетрадиционным. В данной системе уроков я использую не только нестандартные методы и приёмы, но и обновляю содержание некоторых уроков, применяя элементы проблемного обучения. Создание проблемной ситуации учителем – творческий поиск знаний учащимися. В старших классах особенно актуальна на уроках литературы проблема семьи, проблема отношений в семье.

Большинство наших воспитанников из неблагополучных семей, хотя есть и дети – сироты, и дети, никогда не знавшие своих родителей. Вот на такой контингент учащихся и рассчитан цикл уроков литературы, где затрагивается тема семейных отношений, где на примере произведений “Война и мир” Л. Толстого, “Гроза” А. Островского, “Вишнёвый сад” А. Чехова, “Отцы и дети” И. Тургенева, “Доктор Живаго” Б. Пастернака, “Тихий Дон” М. Шолохова, “Жизнь и судьба” В. Гроссмана и др. ребята убеждаются в необходимости создания благополучной семьи, в которой при любой ситуации можно найти поддержку и понимание. Учащиеся пришли к выводу, что обязанности есть не только у родителей по отношению к детям, но и у детей перед родителями. Такое умозаключение я решила использовать в теме “Базаров и его родители” при изучении романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Мы не станем говорить о родителях Базарова, как об “отставных людях”, идущих не в ногу со временем, во многом не понимающих сына – нигилиста. Для нас, как и для самого Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна – любящие отец и мать, стремящиеся, чтобы их сын нашёл счастье в жизни. Важно увидеть на данном уроке, что эту семью объединяет любовь, уважение, искреннее дружелюбие. Когда Евгений умирает, горе родителей безмерно. Необходимо заставить учеников сострадать несчастью людей, потерявших сына, тогда они сами придут к решению, что дети ответственны перед родителями за их душевный покой, за их долгую жизнь.

Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.

Цель урока: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу.

Оборудование урока:

  • эпиграфы к уроку на доске:

Базаров - человек реального, полезного дела.

Д.И. Писарев

Тревожится о сыне постоянно
Святой любви великая раба.

Р. Гамзатов


И отцу до земли поклонись...
Мы пред ними в долгу неоплаченном -
Помни свято об этом всю жизнь.

М. Рябинин

  • Репродукция картины В.Перова “Старики родители на могиле сына”, запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта “Аве Мария”.

Методические приёмы: создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам домашнего задания, сообщения учащихся, беседа по содержанию романа, самостоятельная работа в группах.

На предыдущих уроках по изучению творчества И.С. Тургенева десятиклассникам в домашнем задании было предложено написать эссе на тему “Что значат для меня мои родители?”. Высказывания учащихся легли в основу урока. К проблеме урока подходим через создание проблемной ситуации, использование “яркого пятна”, после чего ребята формулируют тему, задачу, цель занятия.

Ход урока.

I. Создание проблемной ситуации: под звуки произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” ученик читает стихотворение:

По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот, поди же, всех вас собери”.

Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
“Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!”

Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко -
У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!

После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы:

Кому посвящено это стихотворение? Назовите тему и идею данного произведения.

В эту минуту десятиклассники строят предположения: “Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование”.

Учитель зачитывает выдержки из эссе “Что значат для меня мои родители?”

  • У меня есть мама и папа, я их очень люблю. Для меня они самые дорогие люди на свете. Когда я приезжаю домой, а это бывает очень редко, для меня наступают райские минуты. Я им многим обязана. Для меня мои родители – это то, что я больше всего ценю на свете.
  • Для меня мои родители очень много значат. Пока я без них никуда. Без их любви, ласки я бы, наверное, не смог жить. Когда надо, они меня всегда поддерживают в моральном и финансовом смысле. Мне их часто не хватает, потому что домой езжу только по выходным. Родители для меня – это жизнь.
  • Родители – это как две руки у человека. Если нет кого-то из них – уже как-то не так, чего-то не хватает, что-то не так в мире. Родители – это наша семья, наш дом, наша ценность. Каковы бы ни были родители, их надо любить уважать, и что бы ни случилось, они должны быть всегда рядом.

Задание классу:

Относительно изучаемого произведения определите тему урока, задачу и цель урока.

Десятиклассники выдвигают несколько гипотез и приходят к правильному решению.

Тема урока: “Базаров и его родители”.

Задача урока: воспитание чувства долга у детей перед родителями.

Цель урока: определить отношение Евгения Базарова к своим родителям.

II. Реализация домашнего задания.

Слово учителя:

Человек рождается, воспитывается, живёт в семье (так должно быть). Объясните смысл выражения:

"Семья как основа нравственного благополучия в смутное время".

Вспоминаем, что роман “Отцы и дети” был написан в 1862 году. В произведении изображены все основные общественные силы России, показано размежевание, затронуты главные стороны действительности, раскрыто своеобразие конфликтов духовной жизни тревожного времени конца 50-х и начала 60-х годов IXX века. Из ответов учащихся выстраивается алгоритм:

Нравственное благополучие семьи

Вывод: духовное родство и душевные качества находятся в благополучии.

Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств. Начнём с главы семьи: Базаров Василий Иванович, отец. Что из себя представляют отцы в понимании десятиклассников? Учитель зачитывает отрывки из эссе тех ребят, чьи отцы недавно ушли из жизни, но оставили свой след в душах детей (надо отметить, что один из них был директором школы, благополучным человеком, а другой, наоборот, пьяницей, неудачником):

Я очень хочу снова увидеть своего папу. Когда приезжаю домой, всё напоминает мне о нём, хочется поговорить с ним, рассказать о своих проблемах, посоветоваться. Я люблю свою маму, но с ней не поговоришь по-мужски, не раскроешь ей своих мужских секретов.

Вот мне, например, когда умер отец, стало чего-то не хватать в жизни. Обычно приедешь домой, папа сразу же встретит тебя, обнимет покрепче, расцелует в обе щеки, и весело ему, даже плакать хочется. А сейчас домой приедешь – всё тихо, никто не говорит, никто не ругается. Тихо и безмолвно.

Задание классу.

  • Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова.
  • Как называет его Евгений? (Примеры из текста, главы 11, 17, 19, 20).
  • Речь отца и сына. (Примеры из текста).
  • Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя заполняется таблица).

Слово учителя.

Ребята, в ваших работах есть замечательные строки о матерях. Я позволю себе зачитать их.

  • Моя мама много значит для меня в этой жизни. Я её очень люблю и боготворю. Она всегда мне может помочь в какой-нибудь трудной ситуации, утешить. Со своей мамой я могу разговаривать о чем угодно и сколько угодно. У меня нет от неё секретов.
  • Когда я выйду замуж, и у меня родятся дети, я тоже стану такой матерью для своих детей, как и моя мама. А мама моя – это настоящее чудо, она добрая, ласковая, красивая, но самое главное – хороший человек и любящая, всегда понимающая, родная и просто... Мама!

Задание классу.

  • Расскажите историю жизни Арины Власьевны.
  • Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?
  • Обратите внимание на эпиграф: “Тревожится за сына постоянно/ Святой любви великая раба”.
  • Почему Р. Гамзатов считает, что мать – “великая раба”?

Вывод: старики Базаровы безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах.

Докажите, пользуясь критической литературой, что вывод верен. (Индивидуальное домашнее задание: “Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта. По-видимому, что может быть ничтожнее и негоднее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками старины, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни...Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу. Среди всего этого света и этой теплоты умирает Базаров. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над ней поют птицы, и на неё льются слёзы...” ).

III. Самостоятельная работа учащихся в группах. Ответить на вопросы:

  • 1 группа. Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их? .
  • 2 группа. Можно ли назвать Базарова добродетельным сыном? Докажите текстом.
  • 3 группа. Почему Базарову жизнь родителей кажется “глухой”?

“Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь “отцы”, кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними” .

Слово учителя.

Обратим внимание на эпиграф. Д. И. Писарев отмечал: “Базаров – человек реального, полезного дела”. Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости? Объединяет ли семью Базаровых наличие душевных качеств?

Вывод: Евгений любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие, любовь, уважение. Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от его стариков.

IV. Слово учителя.

В 1874 году под впечатлением о романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” художник В. Перов заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”.

Сообщение ученика об истории создания данной картины .

Работа с текстом.

Прочитайте последний абзац эпилога ,сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация? Для матерей нет горя горше, чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно.

Вывод.

Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках.

У поэта – песенника М. Рябинина есть такие замечательные строки (обращаем внимание на последний эпиграф урока, слова звучат на фоне произведения Ф. Шуберта “Ave Maria”):

Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись...
Мы пред ними в долгу неоплаченном –
Помни свято об этом всю жизнь.

V. Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение: “История жизни Аркадия Кирсанова”.
  2. Написать сочинение-миниатюру “Почему Аркадия нельзя назвать настоящим другом Базарова?”

Литература

  1. Тургенев И. С. Избранные сочинения. / Библиотека учителя /. - М. , Худож. литер. , 1987.
  2. История русского искусства. В 2-х томах. - М., Госиздат “Искусство”, 1960.
  3. Иванихин В. В. Почему у Ильина читают все? - М., Просвещение, 1990.
  4. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПК и ПРО, 2002.
  5. Смолина Е. А. Четырнадцать нестандартных моделей детского досуга. - Волгоград, Учитель, 2001.