Урок - суд по литературе на тему "Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана" (по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"). Грусть - это что такое? Как побороть грусть

Она может возникнуть практически на ровном месте. От капель дождя, стучащих по крыше, от неба серо-стального цвета или от разного рода информации. Грусть - это особое эмоциональное состояние человека, которое не единожды воспевалось поэтами, писателями и художниками.

Что такое грусть?

Под печалью подразумевают отрицательную эмоцию, возникающую тогда, когда чувствуется неудовлетворенность в разных жизненных аспектах. То есть когда у человека появились проблемы на работе или он поссорился с кем-то из родственников, вполне вероятно, что он будет чувствовать грусть. Стоит отметить, что печаль в клинически-запущенном случае может перейти в депрессию, хотя словари говорят следующее: «Грусть - это состояние, похожее на тоску или томное уныние. Также можно сказать, что это фаза, при которой накопленные отрицательные эмоции - раздражение, мелкие обиды - не могут найти выход».

Нередко печаль становится основой лирических или художественных произведений. Грусть - это человеческой жизни, и, как каждое явление, она может выполнять положительные и отрицательные функции.

Зачем нужна грусть?

Не всегда можно понять, что именно стало причиной грусти. Иногда случается такое, что вечером у человека отличное настроение, а утром он просыпается с чувством печали. За одну ночь в его жизни ничего не поменялось, не случилось ничего непредвиденного, неожиданного и деструктивного. Но он проснулся грустным...

Находиться в состоянии печали - неестественно для человека. Кто-то может поспорить, мол: «Я всегда грустный» или «Мне нравится грусть». Но грусть - это своеобразный сигнал, который посылает подсознание, побуждая к действию. Для людей, не склонных поддаваться отрицательным эмоциям, она является чем-то чужеродным, непривычным и враждебным. Соответственно, от этого ощущения хочется избавиться, поэтому приходится подниматься с дивана, принимать решения, отвечать на звонки и менять свою жизнь. Как показывает практика, активные действия, ориентированные на результат - лучшее лекарство от печали.

Говоря про грусть, много людей ассоциируют ее с разными понятиями, такими как обида, тоска, скорбь, уныние. Эти термины достаточно расплывчаты, поэтому сложно очертить их границы, но важно понимать, что в некоторых случаях к грусти они не имеют никакого отношения. Вот несколько самых распространенных терминов, которые часто применяют вместо этого слова:

  • Тоска. Чувство более сильное и глубокое, зачастую выражается интенсивнее, чем грусть. Возникает от очень неприятных переживаний. Чаще всего они связаны с расставанием с кем-то.
  • Уныние. Если грусть или тоска могут заставить человека что-то сделать, то уныние не обладает такой мотивационной силой. При унынии характерно снижение работоспособности и плохое настроение на протяжении длительного периода времени.
  • Скорбь. Крайняя ступень печали. Можно сказать, что скорбь - это эмоция, влияющая и на физическое состояние (головные боли, бессонница, проблемы с сердцем). Возникает после потери близкого человека, физических или умственных возможностей.

Положительные качества

Тоска - эти состояния часто воспринимаются окружающими отрицательно. Но, как и во всех аспектах нашего бытия, в них можно найти что-то положительное:

  • Порядок. Легкая грусть полезна, так как человек начинает задумываться о своей жизни, пытается найти источник этого эмоционального состояния. Попутно он пересматривает свои ценности, принципы и поведение. Это помогает навести порядок в мыслях.
  • Мотиватор. Как уже было сказано, такое состояние неестественно для человека, поэтому печаль может быть отличным мотивационным средством на пути к желаемому.
  • Сочувствие. Человек, который долго пребывает в плохом настроении, в основном зациклен только на себе. Но тот, кто не так давно почувствовал легкий укол печали, понимает, что есть люди, которым может быть еще хуже. Грусть порождает сочувствие, а сочувствие - "Человека".
  • Облегчение. Иногда печаль приводит к слезам, и в этом тоже есть свои достоинства. Слезы помогают успокоиться и обрести душевное равновесие.

Как побороть грусть?

У А. Розенбаумана были такие слова: «Грусти всегда налетают внезапно. Пойти пройтись, ведь поделить их не с кем». Конечно, иногда печаль считают проявлением определенных человеческих качеств. Она помогает самосовершенствоваться и лучше понимать себя. Но когда состояние плохого настроения затягивается на месяцы без намека на просветление - это уже диагноз. Поэтому нужно уметь брать от грусти лучшее, а потом избавляться от нее без зазрений совести:

  • Сладкое. Глюкоза и шоколад заряжают организм энергией, а это всегда поднимает настроение.
  • Больше жизни. Очередное тоскливое утро? Позавтракайте в ближайшем кафе или сходите туда, где давно хотели побывать. Новые впечатления заставят забыть о плохом настроении.
  • Меньше срочности - больше радости. Пребывая в плохом настроении, лучше отложить все важные и срочные дела. По возможности отключите рабочий телефон и делайте то, что приносит радость: пускайте мыльные пузыри, катайтесь на велосипеде, смотрите комедии.
  • Эксплуатировать. Грусть не всегда нужно прогонять. Иногда ее можно использовать в творчестве. Попробуйте написать стих, сочинение или наиграть мелодию.

Что говорят другие?

Нередко можно услышать много высказываний о грусти, которые лучше любых определений расскажут, в чем ее суть, польза и опасность:

  • Твоя грусть - доказательство того, что душа еще не очерствела.
  • Сильные люди грустят, слабые - впадают в депрессию.
  • Печаль и тоска словно дети - если о них хорошо заботиться, то вырастут быстро.
  • Чашка чая и подушка - вот те вещи, которые разделят любую тоску.
  • В мире много печали, но никто не заставляет смотреть ей в глаза.
  • Грусть нельзя лечить вином, иначе она превратится в уныние.

Также можно сказать, что грусть - явление временное, слабое и неглубокое. Переживания менее неприятны человеку, поэтому в таком состоянии можно создать множество действительно потрясающих вещей. Чувство легкой печали всегда приходит внезапно. И так хочется спрятаться от всего мира и просто отдохнуть в тишине. Да, грусть - это отрицательная эмоция, зато с множеством положительных качеств.

Бывают такие дни, когда существует лишь одно-единственное желание - спрятаться в постели и никогда не вылезать оттуда. Когда кажется, будто весь мир свалился на плечи, лишая сил и испытывая на прочность, все идет не так, как нужно, и чувство беспомощности не позволяет двигаться дальше. Жизнь временами подкидывает вещи куда сложнее, чем мы можем себе представить. Непросто все это выдержать.

И даже если на душе грустно и пусто, очень сложно найти ответ на избитый вопрос: «почему?». Это чувство невозможно описать, но оно отлично известно.

Вы можете окончательно опустить руки. Вы можете чувствовать невыносимую пустоту, усталость. Но нужно держаться. Необходимо найти крошечную нить, за которую стоит только зацепиться, как она станет вашей спасательной шлюпкой. Ухватитесь за нее настолько сильно, насколько это возможно, и не отпускайте. Пусть даже все, что вы будете делать - это лежать на кровати и спокойно дышать. А знаете что? Ну и пусть! Продолжайте дышать, и все будет хорошо.

Может быть, вы чувствуете, что слишком разбиты, чтобы встать на ноги, что боль в вашем сердце слишком сильна, что в голове полный бардак. Ваше тело намного сильнее, чем вы думаете. Оно знает, как лечить эту боль.

Вы никогда не будете окончательно разбиты. Каждый день вы можете начать заново, и каждый новый день у вас есть шанс вернуть былого себя. Это может занять время, но это точно не значит, что вы разбиты вдребезги. Вы просто немного потеряны.

Ничто не может быть стабильным в этом мире - и черная полоса в том числе. Скверные чувства обязательно пройдут, нужно лишь переждать, и совсем скоро вы почувствуете себя лучше. А когда это произойдет, вы поймете, насколько сильнее вы становитесь с каждой минутой. Грусть - это не признак слабости.

Сделайте глубокий вдох и вы увидите, что наша жизнь - это просто жизнь. Ошибаться - нормально, и точно так же совершенно нормально, когда ничего не получается. И даже если сейчас вам плохо и больно, быть может, это начало чего-то абсолютно нового.

Вам не стоит игнорировать эту боль. Обратите на нее внимание, и вы поймете, что она всего лишь гость и не собирается задерживаться надолго. Вместо того чтобы искусственно приглушить боль - примите ее.

Страхи могут иметь огромную власть над нами. Не ведитесь на это. Помните, что ваше сознание играет с вами, и нужно быть осторожным с собственными мыслями. Если вы сможете распробовать вкус к жизни и пробудить в себе желание стремиться к лучшему, вы будете главным свидетелем того, как все начнет обретать яркие краски.

Найдите что-нибудь незначительное, что вам нравится, и двигайтесь от малого, маленькими шажками. Если вы медленно начнете идти вперед, все начнет вставать на свои места. Обратитесь за помощью, если вам это нужно. Близкие люди хотят, чтобы вы были счастливы, потому что они вас любят. Откройтесь вашим друзьям, когда вы чувствуете себя плохо.

Сделайте глубокий вдох. Вы здесь, вы живы! У вас есть огромное количество хороших мыслей в голове и большое сердце. Постарайтесь не забыть все то хорошее, что есть внутри вас.

Даже если вам больно, вы остаетесь самим собой. И когда вы готовы искать в жизни прекрасное, оно всегда будет вас ждать.

Не забывайте, что даже если все вокруг рушится, вы все еще можете спасти себя. У вас есть власть, чтобы создать мост над этой мутной водой. Вы можете вырыть туннель сквозь темноту, чтобы снова увидеть свет. Вам надо двигаться вперед. Со временем все будет гораздо лучше, свет на вашем пути будет все ярче и ярче.

У вас есть то, чего нет ни у кого на этой огромной планете. Ваша индивидуальность, ваш внутренний свет, ваша душа и любовь. Вы несомненно растете, несомненно сияете. Вы - целая Вселенная. И все это настолько здорово сложено в одном-единственном человеке.

Сделайте глубокий вдох. Все будет хорошо!

Цели:

Формировать умение самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне

раскрывая личные качества учащихся;

Овладеть умением работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное и

нужное для доклада, излагать мысли, устанавливать контакт со слушателями;

Развивать творческие способности учащихся;

Пробуждать активность школьников;

Обогащать их нравственно - эстетическое сознание.

Методы: слово учителя, беседа проблемного характера, применение алгоритма - памятки, творческое чтение, исследовательский метод.

Оборудование: наглядная запись, стенд: А.С. Пушкин «Евгений Онегин»,

иллюстративный материал.

Литература:

1. Активные формы преподавания литературы/ Под редакцией Г.И.Альбетской. - М., 1991.

2. Гуковский Г.Л. Пушкин проблемы реалистического стиля. - М., 1957.

3. Качурин М.Т. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках

литературы. - М., 1988.

5. Поиск новых путей/ Составитель С.Н. Громцев. - М., 1990.

6. Пушкин А.С. Избранные сочинения. - М., 2010.

I . Оргмомент.

До урока подготовлена доска, иллюстративный материал.

Эпиграф:

Мы пьем из чаши бытия

С закрытыми очами,

Златые омочив края

Своими же слезами.

На уроке - приветствие учащихся, постановка целей и задач .

II. Слово учителя.

Сегодня особый урок, на котором вы сами будете решать проблему, сами оценивать свою работу.

Одни выскажут свою точку зрения, другие поспорят с ними, а третьи решат, кто прав, кто убедительнее отстаивал свою позицию. А затем все вместе постараемся найти истину. Хочется надеяться, что никто не останется равнодушным, поскольку затрагиваемая проблема актуальна и в настоящее время.

Но только помните: различие точек зрения - это не результат ошибок, а невозможность единственного ответа.

В каждой из точек зрения есть своя правда. Наша задача - не столько оценить разные мнения, сколько увидеть сложность жизни, ответственность человека за свои поступки, значимость каждого шага и мгновения, прожитого нами.

Главное - найти решение проблемы. А проблема скрыта в теме: «Но грустно думатъ, что напрасно была нам молодость дана...»

Вопрос, требующий разрешения: Считаете ли вы, что молодость дана героям романа Пушкина напрасно? И что такое юность?

Эпиграфом урока послужат строки из стихотворения Лермонтова (Учитель обращает внимание учащихся на доску; один из учеников читает.)

- Что это: пророчество или закон жизни?

Говоря о романе как о бесценном сокровище, пушкинисты - литературоведы нередко упоминают о гениальной простоте сюжета «Евгенией Онегин».

Да, казалось бы, ничего особенного в романе нет: герои, противоположные по характеру, любят, страдают, ищут. Только и всего! Но в этой простоте кроется сложность взаимо­дейст­вия отдельных взглядов, отдельных людей и общества в целом. И закономерный исход, венец противоречий - драматическая развязка романа.

Итак, перед нами не столь обширная, но уникальная галерея образов. Назовите эти образы.

Магический четырехугольник вместо банального треугольника! Это уже интересно.

Но кто же первый? Как вы думаете? Естественно, герой, давший своё имя роману.

Сегодня речь пойдет только о двух героях. Догадайтесь, о ком?

Кому можно адресовать строки?

Знаком он вам?

И да, и нет.

Почему?

Постараемся исследовать душу человеческую.

Перед нами (учитель показывает портрет героя) Евгений Онегин. Прошу любить и жаловать.

В роли специалиста по этому вопросу выступит... с сообщением «Истоки дальнейшей судьбы», в которой попытается, я полагаю, осветить нам образ Евгения Онегина.

Помните, нужно сделать доклад интересным и содержательным.

III . Доклад «Истоки дальнейшей судьбы».

(Сообщение готовится ученицей самостоятельно, согласно предложенной учителем памятки. Обращается внимание на четкость, последовательность, доступность. Текст доклада заранее просматривается учителем, даются рекомендации).

IV. Обсуждение доклада.

Высказала свои мысли. Это очень важно. Мысль надо обязательно понять и прочувство­вать, чтобы ее принять или отвергнуть.

Теперь к работе подключаются арбитры, оппоненты (группы распределены заранее с учетом желаний учащихся) , задачи которых: провести интервью с докладчиком - «специалистом»; обсудить с помощью алгоритма «Как оценить ответ» сообщение, высказать свою позицию.

Вопросы не проблемного характера снимаются.

(Предварительно ознакомившись с текстом доклада, арбитры придумывают свои вопросы, делают вывод.)

IV. Беседа проблемного характера.

От вас, уважаемые арбитры, оппоненты, жду поиска решения спорных вопросов.

(Беседа ведется с помощью иллюстративного материала, расположенного на стенде)

Каким вам представляется Онегин, и какая иллюстрация ближе всего к тому облику главного героя, который у вас возник после чтения романа (1 минута на обдумывание).

Можно ли под каждой из двух иллюстраций дать следующую подпись:

Изображу ль в картине верной

Уединенный кабинет,

Где мой воспитанник примерный

Одет, раздет и вновь одет? ...

Духи в гранатовом хрустале,

Гребенки, пилочки стальные…

Какой эпизод можно назвать поворотным пунктом в жизни?

Ваше отношение к поступку Онегина. Есть ли вина общества? Если да, то в чем она заключается?

Почему наш герой стал несчастным в расцвете лет?

Вывод:

О, эти осколки прошлого! Попав однажды в сердце человека, они, как волшебное кривое зеркало, мешают радоваться жизни, не дают понять необходимость переустройства опостылевшего общества. А это залог грядущего одиночества. Согласны?

Мы являемся свидетелями опустошения души человеческой. Что интересно для героя в жизни? НИЧЕГО. И это страшно, очень больно врезаются в душу.

Скука, боль, опустошение, одиночество сопровождают Онегина в юности. Верно?

VI. Анализ образа Татьяны Лариной

А что ж другая героиня нашего романа? Мечтательная Татьяна Ларина, верившая «преданьям простонародной старины. И снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям Луны…»?

Перенесемся мысленно в ее уединенный уголок, где она (обращение к стенду) «... часто целый день одна сидела молча у окна...», «... любила предупреждать зари восход».. .

Разве не подходят для определения истинного места в бездушном обществе Татьяне Ла­ри­ной слова: «Своя среди чужих, чужая среди своих»? Интересно, как к данной проб­леме подошла...

- Доклад «Милое дитя…» (5 минут)

- Работа арбитров (Учащиеся задают вопросы)

- Выступление оппонента (по алгоритму)

Вопросы:

Посмотрите на иллюстрации. Какой из них точнее передает характер пушкинской герои­ни?

Вспомните строки, в которых перечисляются её черты.

(Дика, печальна, молчалива, боязлива.)

И вот эта боязливая душа влюблена...

Что такое любовь?

Однажды в газетной заметке я прочитала интервью с журналистом Эллины Быстрицкой- знаменитой актрисы, сыгравшей одну из главных ролей в фильме по роману Шолохова

«Тихий Дон». Она сказала: «Любовь- это всегда полет души».

Действительно, Таню характеризует полет фантазии, высота чувств. И правильно заме­ти­ла…..., сказав, что наша героиня в окружающих людях видела только хорошее и не думала об эгоизме, зависти, подлости. Ведь душа её ждала кого-нибудь и дождалась... Написала письмо - и ждет чуда.

(Чтение письма Татьяны наизусть)

Заметьте, письмо воспринимается легко; строки проникают в наш мозг и задерживаются там, пытаясь найти подтверждение в жизни. Находят ли?

Вспомните стихотворение Пушкина «Ты и вы». Сравните его с письмом.

А сейчас обратимся к тексту, найдём эпизод свидания Татьяны и Онегина, представ­лен­ного на картине художника Д.Н. Кардовского.

- Выразительное чтение отрывка.

Пусть будет не просто чтение, а сопереживание. Постарайтесь передать внутреннее сос­тояние героев.

- Обсуждение.

Сумели ли наши чтецы передать испытываемые героями чувства?

Можно ли охарактеризовать душевное состояние Татьяны словами: «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай!» (Байрон)

А счастье Тани казалось так близко. Неужели все напрасно? И нечего больше ждать от жизни?

Что принесла героине неразделенная любовь?

Способен ли измениться Евгений Онегин? Полюбить глубоко и страстно?

Д.Д. Благой иначе смотрит на проблему:

«...появившись в свете, Онегин в основном остался тем же, чем был, когда ушел из него... Проклятье всей жизни Онегина в том и заключается, что... он настолько же испорчен им (обществом), что навсегда расстаться с ним... не в состоянии».

Вы согласны с данным мнением?

Ответьте на вопрос Пушкина:

Что шевельнулось в глубине холодной и ленивой души? Досад, суетливость иали вновь забота юности - любовь?

По-вашему, какое чувство испытал Онегин?

Чем поразила его Татьяна?

VII . Комментарий письма Онегина.

(Чтение письма Онегина учеником.