Шаховской александр. Биография шаховской а

(1846-01-22 ) (68 лет) Место смерти: Жанр: Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке. Александр Александрович Шаховской на Викискладе

Князь Александр Александрович Шаховской ( -) - русский драматург и театральный деятель из рода Шаховских , который почти четверть века (в 1802-26 гг.) фактически руководил театрами Петербурга . Член репертуарной комиссии императорских театров, режиссер, педагог, критик. Член литературного общества «Беседа любителей русского слова » с 1811 года. Пушкин писал о нём в «Евгении Онегине »:

Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.

Творческий путь

Князь А. Шаховской был весьма образованным человеком своего времени. Учился в Благородном пансионе при Московском университете, который окончил в 1792 году . С по 1826 год фактически руководил театрами Петербурга. Своей главной задачей считал помощь «мудрому правительству» в борьбе с «безрассудными нововведениями».

За свою жизнь написал более ста произведений (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и пр.), большинство из которых до сих пор не опубликовано.

Его патриотизм выразился также в нападках на русских романтиков в комедии «Липецкие воды» (1815), в которой, под именем Фиалкина, «молодого человека с растрепанными чувствами и измятой наружностью», представлен, может быть, Жуковский . Арзамасцы отомстили Шаховскому рядом язвительных эпиграмм и статей, которые, выражая новые литературные стремления, были сильнее усилий староверов «Беседы», поддерживавших Шаховского.

В 1811 он организовал «Молодую труппу», выступавшую с комедийным репертуаром. В состав этой труппы входили его воспитанники. Среди наиболее известных пьес Шаховского - «Новый Стерн» (), «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (), «Пустодомы» () - одни из самых репертуарных пьес первой четверти XIX века.

Как отмечала «Театральная энциклопедия»,

Из пёстрого, неравноценного в художественном отношении литературного наследия Шаховского наибольший интерес представляют его комедии. Шаховской преодолел однообразие распространённого в то время александрийского стиха , ввел разностопный ямб, простую «грубую» речь, его стих обладал меткостью, афористичностью. Достижения Шаховского в области языка были развиты Грибоедовым . Как режиссёр и театральный педагог Шаховской добивался общей слаженности спектакля, стремился пробудить в актёре не только ответственность за исполнение своей роли, но и внимание к игре партнёров. В романтические «волшебные представления» он широко вводил музыку, танцы, различные зрелищные эффекты.

Семья

Творческое наследие

Наследие огромно: более 110 пьес, переводы Буало , Юнга , Т. Тассо , Вольтера ; совместный с П. А. Катениным , А. А. Жандром и А. И. Чепеговым перевод «Горациев» (1817), переделки для сцены произведений А. С. Пушкина, Шекспира, В.Скотта.

Стихотворения:

  • «Расхищенные шубы» - поэма (1811)
  • «Москва и Париж в 1812 и 1814 гг.» поэма, Спб., 1830)

Пьесы:

Проза:

  • роман «в духе В. Скотта» «Жизнь Александра Пронского»,
  • цикл повестей «Русский Декамерон» (некоторые переделаны в пьесы),
  • автобиографический рассказ «Три женитьбы вопреки рассудку»,
  • повесть «Маруся, Малороссийская Сафо»,
  • статьи по истории и теории театра.

Примечания

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Гаршин Е. Один из забытых писателей // Исторический вестник, 1883. – Т. 13. - № 7. – С. 136-173.
  • Гозенпуд А. А. Вальтер Скотт и романтические комедии Шаховского // Русско-европейские литературные связи. М.; Л., 1966;
  • Каратыгин П. А. Записки. Л., 1970;
  • Щеблыкин С. И. Шаховской и Грибоедов // Проблема традиций и новаторства в русской литературе XIX - начала XX в. Горький, 1961.
  • Ярцов А.А. К жизнеописанию князя А.А. Шаховского // Русский архив, 1896. – Кн. 1. – Вып. 3. – С. 351-360.
  • Ярцев А. А. Кн. А. А. Шаховской // Ежегодник императорских театров , 1894-1895. Спб., 1896. Кн. 2-3;

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 24 апреля
  • Родившиеся в 1777 году
  • Умершие 22 января
  • Умершие в 1846 году
  • Воспитанники московского университетского пансиона
  • Драматурги Российской империи
  • Мемуаристы Российской империи
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище
  • Родившиеся в Смоленской губернии
  • Умершие в Москве
  • Члены Академии Российской
  • Шаховские

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шаховской, Александр Александрович" в других словарях:

    - (1777 1846) князь, драматург и театральный деятель, член Российской академии (1810), почетный член Петербургской АН (1841). Пьесы Шаховского способствовали формированию русской национальной комедии … Большой Энциклопедический словарь

    Князь, русский писатель, театральный деятель. Академик Российской академии (1810). Окончил Благородный пансион при Московском университете (1792). В 1802‒1826… … Большая советская энциклопедия

    - (1777 1846), князь, драматург, театральный деятель, член Российской академии (1810), почетный член Петербургской АН (1841). Пьесы Шаховского (особенно «Урок кокеткам, или Липецкие воды», 1815) способствовали формированию русской национальной… … Энциклопедический словарь

    Шаховской (князь Александр Александрович) драматург (1777 1846). Учился в благородном пансионе при Московском университете. В 1793 г. явился на службу сержантом в Преображенский полк, в который был записан уже при рождении. В 1796 г.,… … Биографический словарь

    - (1777 1846) драматург, режиссер, театральный педагог. В 1801 Ш. был "репертуарным членом" при дирекции императорских театров в Петербурге. Основы театрального искусства и технику театра Ш. изучал в Париже. Методы французской школы и… … Большая биографическая энциклопедия

    - (князь, 1777 1846) драматург. Учился в благородном пансионе при московском университете. В 1793 г. явился на службу сержантом в Преображенский полк, в который был записан уже при рождении. В 1796 г., познакомившись с Дмитревским, Ш. поставил на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Шаховской, Александр Александрович, кн. - Смотри также Драматург (1777 1846), член Беседы и впоследствии романтик, издатель первого журнала, посвященного театру (1808 г.). В комедии Липецк. воды Ш. вывел балладника Жуковского; отсюда то недружелюбие, с которым арзамасцы и вместе с ними… … Словарь литературных типов

    Александр Александрович Шаховской Дата рождения: 24 апреля 1777(17770424) Место рождения: Поместье Беззаботы в Смоленской губернии Дата смерти: 22 января 1846 Место смерти … Википедия


Из книги Самые знаменитые ученые России автора Прашкевич Геннадий Мартович

Александр Александрович Фридман Мир не до конца досоздан: небеса всегда в обновах, астрономы к старым звездам вечно добавляют новых. Если бы открыл звезду я – я ее назвал бы Фридман – лучше средства не найду я сделать все яснее видным.Фридман! До сих пор он житель лишь

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Александр Александрович Любищев Биолог, генетик.Родился 5 апреля 1890 года в Санкт-Петербурге в семье крупного лесопромышленника.С ранних лет вполне сознательно отказался от религии. Учась в Реальном училище поделил все области человеческого знания и культуры на

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

Крон Александр Александрович Крон (псевдоним; настоящая фамилия - Крейн) Александр Александрович [р. 30.6(13.7).1909, Москва], русский советский писатель. Член КПСС с 1939. Окончил историко-философский факультет МГУ в 1930. В том же году дебютировал пьесой «Винтовка № 492116», в которой

Из книги Литературное чтение автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

Из книги автора

Блок Александр Александрович 1880–1921русский поэтБлок родился в Петербурге в 1880 г. Его отец преподавал философию в Варшавском университете, а мать была дочерью известного ботаника. Писать стихи маленький Блок начал ещё в детстве под руководством бабушки и тёти, которые

Из книги автора

МАКАРОВ, Александр Александрович (1857–1919), в 1911–1912 гг. министр внутренних дел, шеф Корпуса жандармов 29 Когда потерявшая рассудок под влиянием злостных агитаторов толпа набрасывается на войско, тогда войску ничего не остается делать, как стрелять. Так было и так будет

Из книги автора

МОРОЗ, Александр Александрович (р. 1944), в 1994–1998 гг. председатель Верховной Рады Украины 815 Тот, кто не жалеет о бывшем [Советском] Союзе, не имеет сердца; тот, кто считает, что его можно сейчас восстановить, не имеет головы. (1994?) Фраза, с вариантами, часто приписывалась другим

Из книги автора

НАВРОЦКИЙ, Александр Александрович (1839–1914), поэт 5 * Есть на Волге утес, диким мохом порос. «Утес Стеньки Разина» (1864?; опубл. в 1870), автор мелодии неизвестен? Песни рус. поэтов, 2:413 В авторском тексте: «…диким мохом оброс». ? Песни рус. поэтов,

ШАХОВСКОЙ, Александр Александрович (1777–1846), князь, драматург 48 Да на чужой манер хлеб русский не родится. «Сатиры», I (1807) ? Шаховской А. А. Комедии. – Л., 1961, с.

Драматург, театральный деятель, князь Александр Александрович Шаховской родился 5 мая 1777 года в поместье Беззаботы Смоленской губернии.В 1792 году он окончил Благородный пансион при Московском университете.

В 1793-1802 годах князь состоял на военной службе, с 1802 по 1826 год служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга. В 1810 году по предложению Г. Р. Державина он был избран в Российскую Академию наук, принимал самое деятельное участие в учреждении и работе общества «Беседа любителей русского слова».

В литературе А. А. Шаховской дебютировал в 1796 году одноактной комедией «Женская шутка». В период с 1804 по 1812 год он успел поставить длинный ряд комедий, трагедий, драм переводных и оригинальных, прологов, опер и, наконец, первый русский водевиль «Казак-стихотворец».

В годы Отечественной войны 1812 года князь Шаховской был начальником полка тверского ополчения и одним из первых вошел в оставленную французами Москву.

В конце 1813 года А. А. Шаховской, вернувшись в Петербург, снова отдался своему излюбленному театральному делу, и уже в следующем году им были поставлены новые водевили «Крестьяне или встреча незваных», посвященный Отечественной войне 1812 года, и «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец».

Всего драматург написал более 110 пьес, среди которых много водевилей, а также вольных переводов и сценических переделок произведений европейских авторов. Его пьесы, отмеченные занимательностью интриги, афористичностью, ориентацией на просторечие, имели важное значение для формирования русской национальной комедии.

Одна из множества комедий А. А. Шаховского посвящена городу Липецку, его курорту, нравам, царящим здесь, в которых отражалась панорама жизни современного дворянства. В один из модных сезонов князь побывал на курорте «Липецкие минеральные воды», и написал комедию «Урок кокеткам, или Липецкие воды», благодаря которой Липецк и Липецкий курорт стали ещё более известны в широких кругах образованного русского общества. Действие комедии разворачивается в благодатной глубинке России:

«Я признаюсь вам, что Липецк рай земной!

Любезность жителей и прелести природы

Мне здесь полезнее, чем все на свете воды». восклицала одна из героинь пьесы.

23 сентября 1815 года русская драматургия переживала один из своих самых шумных успехов. На сцене петербургского Малого театра шла премьера «Урок кокеткам, или Липецкие воды» А. А. Шаховского. Пушкин шутливо считал эту дату началом новой эры. «В лето 5 от Липецкого потопа», писал он в июле 1821 года А. И. Тургеневу. Комедия имела потрясающий успех, был возрожден забытый жанр легкой комедии в стихах.

Но пьеса вызвала и бурную полемику, так как в ней была выведена карикатурная фигура поэта Фиалкина, «молодого человека с растрепанными чувствами и измятой наружностью», стихи которого пародировали поэзию В. А. Жуковского. Комедия произвела потрясающее действие на друзей Жуковского, которое усугублялось тем, что сам поэт присутствовал на премьере «Липецких вод». «Нас сидело шестеро в третьем ряду кресел, - писал Вигель, - Дашков, Тургенев, Блудов, Жуковский, Жихарев и я. Теперь, когда я могу судить без тогдашних предубеждений, нахожу я, что новая комедия была произведение примечательное по искусству, с каким автор победил трудность заставить светскую женщину хорошо говорить по-русски, по верности характеров в ней изображенных, по веселости, заманчивости, затейливости своей и, наконец, по многим хорошим стихам, которые в ней встречаются, но лукавый дернул его ни к селу, ни к городу вклеить в нее одно действующее лицо, которое все дело перепортило. В поэте Фиалкине, в жалком вздыхателе, всеми пренебрегаемом, перед всеми согнутом, хотел он представить благородную скромность Жуковского, и дабы никто не обманулся насчет его намерения, Фиалкин твердит о своих балладах и произносит насколько известных стихов прозванного нами в шутку балладника. Можно вообразить себе положение бедного Жуковского, на которого обратилось несколько нескромных взоров. Можно себе представить удивление и гнев вокруг него сидящих друзей его. Перчатка была брошена, ещё кипящие молодостью Блудов и Дашков спешили поднять её».Скандал вокруг комедии привел к образованию знаменитого литературного общества «Арзамас».

«Арзамасцы» поиздевались над Шаховским и его «Липецкими водами» рядом язвительных эпиграмм и статей. Так, П. А. Вяземский писал:

Хвала тебе, о Шутовской!
Я все не видывал диковинки такой.
Искусство превзошло все чудеса природы.
Водяным слогом ты творишь сухие воды.

Каков ты? - Что-то мне не спится,
Хоть пью лекарства по ночам…
Чтоб от бессонницы лечиться,
Отправься к «Липецким водам»!

Каков ты? - Пламя потаенно
Жжет кровь мою назло врачам…
Чтоб просвежиться совершенно,
Отправься к Липецким водам!

Вяземскому вторил А. С. Пушкин:

С какою легкостью свободной
Играешь ты в стихах природой и собой.
Ты в «Шубах» Шутовской, холодный,
В «Водах» ты, Шутовской, сухой.

Не остался в стороне от своих собратьев по перу и А. С. Грибоедов:

На замечанье Феб дает,
Что от каких-то вод
Парнасский весь народ
Шумит, кричит и дело забывает.
И потому он объявляет,
Что толки все о «Липецких водах»
(В укору, в похвалу, и в прозе, и в стихах)
Не по его внушенью.

Но, тем не менее, комедия «Урок кокеткам, или Липецкие воды» имела заметное влияние на общее развитие русской комедии тех лет, и при жизни автора публиковалась дважды - в 1815 и 1819 годах.

А. С. Пушкин, в юности разделявший взгляды противников драматурга, позднее признал его заслуги и в первой главе «Евгения Онегина», характеризуя наиболее значительные события русского театра начала 20-х годов, писал:

Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.

А князь Шаховской переделал для сцены ряд произведений Пушкина, в том числе «Руслана и Людмилу»(«Финн»),«Бахчисарайский фонтан» («Керим Гирей», «Пиковая дама» («Хризомания»).

В конце жизни Александр Александрович почти не писал для театра, он работал над романом «Жизнь Александра Пронского», циклом повестей «Русский Декамерон», напечатал автобиографический рассказ «Три женитьбы вопреки рассудку», повесть «Маруся, Малороссийская Сафо», кроме того писал стихи и статьи по истории и теории театра.

Издания комедии

  • Урок кокеткам, или Липецкие воды: комедия в 5 д., в стихах. - СПб. : в типографии Императорскоготеатра, 1815. - 155 с.
  • Урок кокеткам, или Липецкие воды: комедия в 5 д., в стихах. - 2-еизд. - СПб. : в типографии императорских театров, 1819. - 127 с.
  • Урок кокеткам, или Липецкие воды: комедия в 5 д., в стихах // Земли родной минувшая судьба. - Липецк: Липец.кн. изд-во, 1962. - С. 7-61.

Литература о жизни и творчестве

  • Филин М. Д. О Пушкине и окрест поэта: (из арх. изысканий) / М. Д. Филин. - М. : Терра, 1997. - 352 с.
  • И Пушкин руку приложил: [липец. курорт на стр. произведений рус. литературы] / подгот. В. Кузьмин // Липецкая газета. - 2005. - 14 мая. - С. 11.
  • Гроссман Л. П. Пушкин в театральных креслах: картины русской сцены 1817-1820 годов / Л. П. Гроссман. - СПб. : Азбука-классика, 2005. - 397 с. : ил. - (Искусство жизни). - Содерж.: Гл. 5. Комедия и водевиль. - С. 146-173. (о пьесе Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды»).
  • «Липецкий потоп» и пути развития русской литературы: сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч. конф. (9-12 нояб. 2006 г., Липецк). - Липецк, 2006. - 226 с. - Содерж.: Материалы к собранию драматических сочинений А. А. Шаховского: придворная редакция «Урока кокеткам, или Липецких вод» / Д. А. Иванов. - С. 29-39 ;«Урок кокеткам, или Липецкие воды» А. А. Шаховского: открытие человека / А. С. Кондратьев. - С. 39-45.

Справочные материалы

  • Липецкая энциклопедия. - Липецк, 2001. - Т. 3. - С. 508-509.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. - Липецк, 2007. - С. 215-217.
  • Русские писатели: биобиблиогр. словарь. - М., 1990. - Т. 2. - С. 397-399.
Словник : Чаадаев - Швитков . Источник: т. 22 (1905): Чаадаев - Швитков, с. 571-576 (скан · индекс ) Другие источники : ЭСБЕ


Шаховской , князь Александр Александрович , сын князя Александра Ивановича Шаховского (бывшего камергером короля польского Станислава-Августа) и Анастасии Федоровны (урожденной Пассек), писатель-драматург. Родился 24-го апреля 1777 года в имении своего отца, сельце Беззаботах (Ельницкого уезда, Смоленской губ.), где и провел свои детские годы. Восьмилетним мальчиком Шаховской был привезен в Москву и отдан в Благородный Пансион, где - по одним данным - "не обучился ничему порядочно", по другим - "не вынес ничего", кроме посредственного знания французского языка. По окончании курса в Пансионе, отправился в Петербург на службу в Преображенский полк, куда - по обычаю того времени - еще десятилетним мальчиком был записан сержантом. В 1802 году Шаховской оставил военную службу в чине штабс-капитана. Недостаток средств и связей, а также и далеко не изящная наружность доставили немало неприятных минут молодому князю, любившему являться в большом свете и вести рассеянную и шумную жизнь в кругу светской молодежи; но, с другой стороны, те же обстоятельства заставили Шаховского обратить особенное внимание на свои способности, выгодно выделявшие его из толпы сверстников и создававшие ему некоторый успех. Мы говорим о его поэтическом даровании, которое он, по его собственным словам, унаследовал от матери, заронившей в его душу "искру творческого огня" и лелеявшей мечту видеть в своем сыне поэта. Одобрительный отзыв писателя Эмина о плодах еще юношеской музы Шаховского и успех его мадригалов, альбомных и т. п. стихов доставили рано молодому поэту некоторую известность. Любовь к развлечениям не исключала в нем стремление к самообразованию. Он не зарывал своего таланта в землю, но в то же время не позволял себе, в погоне за легко приобретаемой славой, спуститься до уровня салонного сочинителя мадригалов. Он скоро почувствовал, в чем его истинное дарованье; последнему способствовали и самые обстоятельства. По словам Ф. Ф. Вигеля, к театру еще с малолетства стремились все помышление Шаховского; пребывание в Москве могло лишь усилить эти стремления, а в Петербурге они получили реальное осуществление: близкое знакомство с семьей балетмейстера Вальберха, с сыновьями писателя Княжнина и через них с артистом Дмитревским и др. скоро открыли Ш. доступ в закулисный мир и окончательно склонили его на путь драматического писателя по преимуществу. Еще в 1795 году зрители Эрмитажного театра вызывали Шаховского, как автора веселой комедии: "Женская шутка", а затем и сам император Павел удостоил молодого драматурга своим вниманием. Названная пьеса, введя Шаховского в еще больший круг выдающихся театральных деятелей, доставила ему знакомство и с директором театров А. Л. Нарышкиным, который и предложил князю занять место члена репертуарной части. Расставшись с военной службой, он, вскоре по получении новой должности, отправился в командировку за границу для ангажемента французской труппы; за успешное выполнение этого поручения, давшего ему прекрасный случай изучить постановку театрального дела за границей, Шаховской был пожалован званием камер-юнкера. С возвращением из командировки начинается период самой кипучей и плодотворной деятельности Шаховского на пользу русского театра, которому он служил различными способами, и благодаря своему необычайному трудолюбию, энергии и пониманию дела стал главным представителем "русской Талии" в течение первой четверти XIX века; деятельность его была увенчана Российской Академией, избравшей его в свои члены; "Беседа любителей русского слова" также открыла ему дружелюбно свои двери. Он писал пьесы самого разнообразного содержание и характера; писал теоретические статьи о театральном искусстве; входил в полемику по поводу тех или других пьес; брал на себя обязанности режиссера; выступал в качестве преподавателя драматического искусства, организатора труппы актеров; он выискивал и проводил на сцену молодые таланты и т. д. Разнообразная и притом страстная деятельность этой энергичной, горячо любившей свое дело, но самолюбивой (порой, до мелочности) и раздражительной натуры привлекала к себе общее внимание, но в то же время создавала Ш. немало завистников и врагов. Справедливо сказано в одном воспоминании, что "едва ли у кого из наших писателей было столько врагов, как у князя Шаховского". Действительно, в литературе и литературной среде его постоянно преследовал рой эпиграмм и ядовитых насмешек, злых отзывов о его пьесах, контр-интриг и т. п.; в обществе ходили о нем всевозможные сплетни и россказни, в которых затрагивалась и частная жизнь писателя. Вернувшись из заграничной командировки, Ш. выступил перед публикой пятиактной комедией "Коварный". Но она не имела успеха; за то представленная вскоре комедия его "Новый Стерн" доставила автору шумный успех, но вызвала и шумное негодование со стороны последователей сентиментализма, которых Шаховской жестоко осмеял в своей комедии. Карамзинисты увидели в "Новом Стерне" небывалое по жестокости осмеяние предмета их почитания; люди, не сочувствовавшие карамзинским нововведениям, нашли в Ш. смелого собрата, и литературная распря между двумя противоположными направлениями приняла еще более острый характер. Окрестив князя "Шутовским", карамзинисты осыпали его градом насмешек и эпиграмм, на которые он до поры до времени воздерживался отвечать, но впоследствии (1811 г.) отомстил своим неумеренным противникам "герои-комической" поэмой "Расхищенные шубы". Вслед за "Новым Стерном" быстро стали появляться на сцене и в печати одно за другим новые произведение Шаховского. В период с 1804 по 1812 год он успел поставить длинный ряд комедий, трагедий, драм переводных и оригинальных, прологов, опер и, наконец, оперу-водевиль "Казак-стихотворец". Последняя пьеса была поставлена под нависшими тучами тревожного 1812 года. Лишь только грянул гром Отечественной войны и "музы должны были сокрыться", Шаховской оставил литературную и театральную деятельность и, движимый патриотическим чувством, стал в ряды бойцов за отечество. Он принял начальство над одним из полков тверского ополчения, поступившего вскоре под команду Винценгероде; после захвата Винценгероде в плен, Шаховской вместе с прочини начальниками двинулся к Москве и первый со своим отрядом вошел в Кремль, едва французы оставили столицу. В Москве, вплоть до приезда гр. Ростопчина, Шаховской занимался приведением полуразрушенной столицы в возможный порядок. Дальнейшая его военная служба, продолжавшаяся несколько месяцев, не ознаменована ничем примечательным. В конце 1813 года Шаховской вернулся в Петербург, снова отдался своему излюбленному театральному делу, и уже в следующем году была играна новая его опера-водевиль: "Крестьяне или встреча незваных", имевшая шумный успех: перед зрителями проходили ярко освещенные сцены партизанских схваток из только что оконченной войны, которые, конечно, не могли не произвести сильного впечатление на современников. В том же году была поставлена его опера-водевиль "Ломоносов", которая, равно как и некоторые другие пьесы Шаховского, прошла с меньшим успехом. Но в 1815 г. постановка комедии Шаховского "Урок кокеткам или Липецкие воды" ознаменовалась в нашей литературе еще большим оживлением, чем то, какое было вызвано появлением "Нового Стерна". Эта новая комедия, направленная против романтизма, в частности против Жуковского, надолго взволновала наши литературные партии. Друзья Шаховского превозносили его как остроумнейшего драматурга; его противники (коих у князя было больше, чем друзей), как только могли, издевались над "брюхастым стиходеем". Против Шаховского были почти все передовые наши литераторы, особенно кружок писателей, составлявших "Арзамас", косвенным виновником образование коего был до некоторой степени сам Шаховской (внешним поводом к образованию Арзамасского общества послужило "Видение в какой-то ограде" Д. Н. Блудова, написанное им в ответ на "Липецкие воды"). "На российском Парнасе началась страшная война", в которой одним из самых ярых бойцов против Ш. и застрельщиком был Д. В. Дашков, напечатавший в "Сыне Отечества" (1815 г., ч. 25, № 42) злое "Письмо к новейшему Аристофану", где выставил Шаховского человеком в высшей степени недоброжелательным к молодым талантам, интриганом, завистником и т. д. В "Письме" этом, несмотря на крайнюю резкость, было, впрочем, немало и правды. Вся последующая деятельность Шаховского, как драматурга, текла уже более ровным и весьма обильным потоком, не вызывавшим уже более никаких из ряда вон выдающихся толков и споров в нашей литературе. Особенно плодовитой была писательская деятельность Шаховского после выхода его в отставку, в 1819 г., вследствие раздора с бывшим тогда директором театров Тюфякиным. Впрочем, в отставке он пробыл недолго: в 1824 году он вновь был приглашен на службу в театральную дирекцию; между прочим Шаховской на этот раз принимал самое близкое участие в разработке новых штатов Императорских театров, результатом которой были "Постановления и правила внутреннего управления Императорской театральной дирекцией", в течение более полувека сохранявшие свою силу. В 1826 году были произведены перемены в составе театральной дирекции, и Шаховской Высочайшим указом был в числе прочих уволен от службы.

С этого момента закончилось навсегда официальное служение князя на пользу русского театра, но вообще театральная деятельность Шаховского прекратилась лишь со смертью его, последовавшей 22-го января 1846 года. В течение двух десятилетий Шаховской не порывал связей с театром, по-прежнему писал и ставил свои драматические произведения, делился с читателями периодических изданий своими воспоминаниями о прошлом и мыслями о современном ему положении театрального дела и вообще близко стоял к судьбам русского театра. Деятельность его не раз в продолжение этих 20 лет меняла свое место: он жил то в Москве, то в Петербурге, то опять в Москве и, наконец, в Харькове, где, как говорят, он положил немало труда "к образованию Харьковского театра". О последних годах жизни Шаховского мы имеем мало сведений. Силы его угасали, заметно угасали и творчество, и прежняя энергия, и интерес к делу. Шаховской все чаще и чаще оставляет столицы и уезжает для отдыха в Харьковскую губернию, где у него было небольшое, доставшееся (после многолетнего судебного процесса) по наследству, имение Рогань. Умер Шаховской 68 лет в Москве, похоронен там же на кладбище Новодевичьего монастыря. Само собой разумеется, что в многолетней деятельности такого страстного и плодовитого писателя не могло не быть ошибок, промахов, увлечений и заблуждений, которые в свое время подвергались частым нападкам и преследованиям. Вместе с тем, деятельность эта не могла протекать на таком длинном протяжении времени в одном определенном русле: она искала порой новых путей, меняла не раз свое направление и размеры, что, конечно, находилось в зависимости как от склада характера и убеждений Шаховского, так и от обстоятельств той эпохи и состояние нашего театрального дела. Шаховской не был человеком глубокого ума, но он был и выше посредственности и отнюдь не держался рутины в близком его сердцу деле. Он начал литературное поприще строгим классиком, переводчиком и подражателем французских писателей, теоретические взгляды его на драму проводились, отстаивались и применялись на практике (в оценке драматических произведений) редакцией "Драматического Вестника", основанного по мысли Шаховского и редактированного, при близком его участии, Д. И. Языковым. Но скоро Шаховской мало-помалу начал делать уступки новым веяниям (напр., введение вольных стихов вместо александрийских) и даже перешел на сторону драмы романтической, заимствуя сюжеты из источников романтических, обращаясь к Шекспиру, В. Скотту, Пушкину. Но, испробовав свои силы в том и другом направлении, Шаховской, однако, не удовлетворялся подражанием чужим образцам и готовым шаблонам. Он мечтал о создании "своего собственного (т. е. национального) театра на обширном и прочном фундаменте"; он боролся с теми или другими господствовавшими течениями в нашей драматической литературе, которые казались ему выходящими из чужеземных, вредных для нас источников, и в этой борьбе хотел пробиться на истинный путь; он обращался в своих опытах к историческим и бытовым сюжетам, к преданиям старины и произведениям народного творчества. И трудами своими, как бы слабы они ни казались с современной точки зрения, Шаховской немало сделал для своих благих целей: "шумный рой" его комедий сближал зрителей и читателей с действительностью и, как бы то ни было, развивал в обществе интерес к театру и театральные вкусы; его труды, в качестве официального и частного преподавателя драматического искусства и руководителя, дали нам ряд первоклассных артистов; наконец, немалую пользу принес Шаховской как режиссер Императорских театров и организатор "молодых трупп". Словом, деятельность Шаховского - весьма заметная страница в истории русского театра, которую нельзя пройти без внимания. Правда, изумительная плодовитости Шаховского не произвела пьес, которые могли бы надолго пережить их автора; виной тому многие обстоятельства, из которых главное - спешность работ его, объясняемая некоторыми условиями тогдашнего театра; Шаховскому прямо-таки некогда было вдумываться в свои сюжеты, что, при не выдающейся глубине его комического таланта, не могло служить залогом долговечности его пьес. Их временный шумный успех объясняется отличным знанием Шаховским сцены, уменьем прикрывать внутреннюю слабость своих пьес блестящей обстановкой, его версификаторской ловкостью и уменьем влагать в уста действующих лиц плавную, живую речь. Скорому забвению пьес Шаховского способствовала и манера его выводить на сцену живых лиц: со смертью последних или с ослаблением интереса к ним современников, забывалась и самая пьеса. Театральная деятельность князя, в узком значении этого слова, также имела немало слабых сторон: Шаховскому не были чужды пристрастие, партийность, увлечение и, кроме того, он нередко расставлял за кулисами сети интриг, в которые, впрочем, и сам часто попадался. Вот причина, почему этот добродушный и в сущности добрый и несомненно полезный для русского театра человек не избегал порой тяжких обвинений, преследований, насмешек и даже издевательств.

Биография Шаховского еще не вполне разработана, а деятельность его ждет еще беспристрастной и должной оценки. Полного собрание сочинений кн. Шаховского, или хотя бы его драматических произведений, не имеется; да и вообще полностью были напечатаны лишь очень немногие его пьесы. Из последних отметим: "Новый Стерн", ком. в 1 д. (1807 г.); "Казак-стихотворец, анекдотическая опера-водевиль" в 1 д. (1815 г.); "Урок кокеткам, или Липецкие воды", ком. в 5 д. (1815 г.); "Ломоносов, или Рекрут-стихотворец", опера-водевиль в 3 д. (1816 г.); "Своя семья, или Замужняя невеста", ком. в 3 д. (1818 г.: между прочим, в сочинении этой пьесы принимали участие Грибоедов и Хмельницкий); "Пустодомы", ком. в 5 д. (1820 г.); "Аристофан, или Всадники", ком. в 3 д. (1828 г.); "Двумужница, или За чем пойдешь, то и найдешь", романтическая драма (1836); "Чурова долина, или Сон наяву", волшебная опера в 3 д. (1844 г.). Из неизданных пьес отметим: "Полубарские затеи", ком. в 5 д.; "Рославлев", драма; "Иван Сусанин", опера; "Ф. Г. Волков", драма; "Юрий Милославский", драма; "Сокол кн. Ярослава", драма; "Керим-Гирей", романтическая трагедия; "Езоп и Ксанфа", водевиль; "Чванство Транжирина", водевиль. Кроме оригинальных, Шаховскому принадлежит немало пьес и переводных, как, например: "Иван-чой", драма; "Финн", драма; "Фальстаф", ком.; "Тетушка", ком.; "Любовь-лекарь", ком. и мн. др. Отрывки и в особенности "куплеты" из многих оригинальных и переводных пьес кн. Шаховского можно встретить в многочисленных современных автору периодических изданиях, газетах, журналах и, главным образом, в альманахах ("Памятн. Отеч. муз" 1827 и 1828 гг., "Сев. Цветы" 1832 г., "Карманная книга любит. русск. старины и словесности" 1828 г., "Радуга" 1830 г., "Русская Талия" 1825 г., "Драм. Альбом" 1826 г., "Драм. Альманах" 1828 г., "Мнемозина" 1824-1825 гг., "Полярная Звезда" 1824 г.; "Театральный Альманах" 1830 г., "Невский Альманах" 1829-1840 гг., "Русская Беседа" 1841-1842 гг., "Молодик" 1843-1844 гг., "Альб. сев. муз" 1828 г. и др.). Помимо пьес, кн. Шаховской написал немало стихов, как, например, басен, сатир (наиболее известная - "Расхищенные шубы", комедия-поэма) и, наконец, повестей (например, "Маруся - малороссийская Сафо", напеч. в "Сто русских литераторов", т. I, и отрывок из романа "Жизнь Александра Пронского", напеч. в "Москвитянине", 1846 г., № 4). Впрочем, наибольшей известностью кн. Шаховской пользовался как драматург и знаток театра, оставивший после себя несколько статей и по истории излюбленного им искусства; из последних назовем: "Летопись русского театра" ("Репертуар русского театра" на 1840 г., т. I и II), "Обзор русской драматической словесности" ("Репертуар и Пантеон" 1842 г.), а также "Театральные воспоминания" (ibid.). Из прочих сочинений кн. Шаховского следует упомянуть его воспоминание о событиях 1812 г. ("Военный сборник", 1864 г., кн. 5; несколько заметок о том же см. в его книжке: "Москва и Париж в 1814 г.", М., 1830 г.) и, наконец, его любопытные письма из Италии ("Сын Отечества", 1816 г., ч. 34; 1817 г. ч., 35 и 36). Все свои рукописи и авторские права кн. А. А. Шаховской завещал П. М. Бакуниной.

Очерки жизни и деятельности кн. А. А. Шаховского, составленные В. И. Саитовым (соч. К. Н. Батюшкова, СПб., 1886 г., т. III, см. также т. I и II); А. А. Ярцевым ("Ежегодник Императорских театров" 1894-1895 г., прил., кн. 2 и отд.); Е. Гаршиным ("Исторический Вестник" 1886 г., № 6); Р. М. Зотовым ("Репертуар и Пантеон" 1846 г., кн. IV). - Некрологи: "Отчет Имп. Акад. Наук за первое десятилетие", СПб., 1852 г.; "Журнал М. Н. Пр.", ч. LIII; "Москвитянин", 1846 г., II; "Иллюстрация", 1886 г., № 6; "Московские Ведомости", 1846 г., № 11. - Письма кн. А. А. Шаховского: "Сын Отечества", 1816 г., ч. 34; 1817 г., ч. 35 и 36 (из Италии); 1820 г., ч. 60 (о ком. "Какаду"); "Труды Общ. Любителей российской словесности", 1822 г., ч. II; "Московский Вестник", 1828 г., ч. XI; "Галатея", 1829 г., № 11; "Раут", ч. III; "Маяк", 1840 г., ч. VI; 1842 г., кн. 6; "Чтен. в Общ. Истории и Древн. Российских", 1865 г., кн. 2; "Русский Архив", 1864 г., 1873 г., № 4; "Отчеты Имп. Публичной Библиотеки" за 1857 и 1887 гг. - Воспоминание и записки: самого кн. А. А. Шаховского ("Военный Сборник" 1864 г., кн. 5; "Русский Архив" 1886 г., №11 и "Русская Старина" 1889 г., № 10 [о 1812 г.]; "Репертуар и Пантеон" 1842 г., № 5 ["Театральные воспоминания"]); Жихарева (М., 1890 г. и "Отечественные Записки" 1854 г., № 10); Вигеля (М., 1892-1893); Зотова (СПб., 1850 г.); П. Смирнова ("Репертуар и Пантеон", 1847 г., т. I); Булгарина (СПб., 1846 г.); Греча (СПб., 1886 г.); П. Арапова ("Северная Пчела", 1857 г., № 225); гр. С. Уварова ("Современник", 1851 г., № 6); П. Каратыгина (СПб., 1880 г.); И. Панаева, Головачевой-Панаевой (СПб., 1890 г); Соллогуба (СПб., 1887 г.); М. А. Дмитриева, А. Коконова ("Библиогр. Зап." 1859 г.), Т. Пассек (СПб. 1879 г.), Никитенки (СПб. 1893 г.). Сочинения: Державина, Пушкина, Батюшкова, Жуковского, С. Т. Аксакова, кн. Вяземского, Грибоедова, Белинского. - П. Арапов, "Летопись русского театра", СПб., 1861 г.; А. Вольф, "Хроника Петербургских театров", СПб., 1877 г.; Словари: Старчевского, Арсеньева, Брокгауза и др.; С. Шевырев, "История Имп. Моск. Университета", М., 1855 г.; Н. Сушков, "Московский Университетский Благородный Пансион", М., 1858 г.; "История л.-гв. Преображенского полка", СПб., 1883 г.; М. И. Сухомлинов, "История Рос. Академии", СПб., 1874-1887 гг. - Общие курсы и сочинения по истории литературы Греча, Кенига, Галахова, Пыпина, Энгельгардта и мн. др. - Библиографические статьи в "Современнике" 1856 г., № 5-8, 11; 1857 г., № 3-5, 7 и 11; "Российской Библиографии" 1881 г., № 98. - Из журналов, наиболее часто дававших отзывы о сочинениях Шаховского, отметим: "Журнал рос. словесности" (1805 г.), "Цветник" (1809-1810), "Сын Отечества", "Северная Пчела", "Отечественные Записки", "Благонамеренный", "Библиотека для Чтения", "Северный Наблюдатель", "Вестник Европы", "Московский Телеграф", "Московский Вестник", "Дамский Журнал", "Пантеон и Репертуар", "Репертуар", а также "Рос. Музеум", "Славянин", "Лит. Прибавления к Русскому Инвалиду", "Галатея" и мн. др.

Значение в Краткой биографической энциклопедии

ШАХОВСКОЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Шаховской (князь Александр Александрович) - драматург (1777 - 1846). Учился в благородном пансионе при Московском университете. В 1793 г. явился на службу сержантом в Преображенский полк, в который был записан уже при рождении. В 1796 г., познакомившись с Дмитревским, Ш. поставил на сцену первую свою одноактную комедию: "Женская шутка". Это произведение, до нас не сохранившееся, и, по отзыву самого автора, очень слабое, имело, однако, выдающийся успех, так как было наполнено нравившимися тогда двусмысленными шутками. Ш. вошел в большой свет, стал "цеховым забавником" и, если бы не встреча с Ксавье де Местром (см.), он, может быть, совсем отстал бы от литературы. Под влиянием де Местра он решился посвятить себя театру. В 1802 г. он был назначен "репертуарным членом". Командированный театральной дирекцией за границу, Ш. побывал во Франции и Германии, видел некоторых известных актеров и писателей, а затем уже выступил как руководитель театра и как драматург. Первый его дебют (комедия "Коварный") в 1804 г. оказался совсем не удачным: пьесу ошикали. Зато второе произведение этого периода - комедия "Новый Стерн", направленная против Карамзина и его последователей - имело громадный, хотя и очень недолговечный успех, так как этой комедией (1804) Ш. заявил себя противником чрезмерного подражания иностранцам. Он примкнул к А.С. Шишкову и в 1811 г. вступил в "Беседу любителей Русского слова", в которой читал свою "ироикомическую" поэму: "Расхищенные шубы". За это время им написаны оперы "Любовное зелье", "Беглец от своей невесты" (1806), "Русалка", оперетка "Все дело в окошках" (1807), комедии "Полубарская затея" и "Ссора, или Два соседа" (1808), переведены трагедии Вольтера "Заира" и "Китайский сирота" (1809). Благодаря известности, доставленной ему этими пьесами, а также и близости к шишковцам, Ш. был выбран в 1810 г. в члены российской академии. В 1812 г., в момент общего патриотического подъема, большой успех имела комедия Ш. "Казак-стихотворец", не лишенная вообще некоторых достоинств, вследствие которых она долго продержалась на сцене. Шаховской принял участие в событиях этого времени и как ополченец, командуя тульской дружиной. Партизанская война дала ему материал для патриотической оперы-водевиля "Крестьяне, или Встреча незваных" (1814). Его патриотизм выразился также в нападках на русских романтиков в комедии "Липецкие воды" (1815), в которой, под именем Фиалкина, "молодого человека с растрепанными чувствами и измятой наружностью", представлен, может быть, Жуковский. Арзамазцы отомстили Ш. рядом язвительных эпиграмм и статей, которые, выражая новые литературные стремления, были сильнее усилий староверов "Беседы", поддерживавших Ш. В 1818 г. Ш., вследствие несогласий с директором театров, вышел в отставку, но для театра продолжал работать, и в 1821 г., при новом директоре, опять поступил на службу, от которой окончательно уволен в 1826 г. И позже, однако, Ш. остался постоянным поставщиком комедий, водевилей, пословиц, опер, драм, трагедий, интермедий и т. п. Всего за период 1820-х - 1840-х годов им написано около 60 пьес, пользовавшихся порой очень выдающимся, хотя и непрочным, успехом. Под конец жизни Ш. принялся за свои мемуары, которые представляют немало интересных данных для русской истории первых десятилетий XIX века. См. Р. Зотов "Князь А.А. Шаховской" ("Репертуар и Пантеон", 1846, том IV); П. Смирнов "Воспоминания о князе А.А. Шаховском" (там же, 1847, том I), Е.М. Гаршин "Один из забытых писателей" ("Исторический Вестник", 1883, ¦ 7); А.А. Ярцев "Князь А.А. Шаховской" ("Ежегодник Императорских Театров", 1894 - 95). А. Б-ин.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШАХОВСКОЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:


  • (князь, 1777-1846) - драматург. Учился в благородном пансионе при московском университете. В 1793 г. явился на службу сержантом в Преображенский …
  • ШАХОВСКОЙ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (князь, 1777-1846) ? драматург. Учился в благородном пансионе при московском университете. В 1793 г. явился на службу сержантом в Преображенский …
  • ШАХОВСКОЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
    (1777-1846) князь, драматург и театральный деятель, член Российской академии (1810), почетный член Петербургской АН (1841). Пьесы Шаховского способствовали формированию русской …
  • ШАХОВСКОЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Александрович , князь, русский писатель, театральный деятель. Академик Российской академии (1810). …
  • АЛЕКСАНДР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Жеан, мастер арбалетов. Бельгия. …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре значений Еврейских имен:
    (муж.) Это имя евреи дают в честь Александра Великого, царя Македонии. Талмуд рассказывает, что когда Александр увидел первосвященника Иерусалимского Храма, …
  • ШАХОВСКОЙ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
    Фамилия эта, как и Шахов, имеет персидские корни. Слово шах (‘государь’) попало к нам через тюркские языки, причем, не …
  • ШАХОВСКОЙ в Энциклопедии фамилий:
    Фамилия эта, как и Шахов, имеет персидские корни. Слово шах (‘государь’) попало к нам через тюркские языки, причем, не только …
  • АЛЕКСАНДР в Библейской энциклопедии Никифора:
    1Мак 1:1 - Македонский царь, сын Филиппа 11-го, величайший из завоевателей. Его славная история без сомнения известна каждому читателю всемирной …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    1) имя Париса, когда он жил с пастухами и не знал о своем происхождении. 2) сын Еврисфея, царя Микен, и …
  • АЛЕКСАНДР в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Alexander, ??????????), называемый Великим, царь Македонии и победитель Азии, родился в Пелле в 356 г. до Р. X. Он был …
  • АЛЕКСАНДР
    Alexander, АЛЕКСАНДР1) см. Paris; 2) племянник тирана Полифрона Ферэйского (в Фессалии), убил его и сам сделался тираном в 369 г. …
  • АЛЕКСАНДР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912-913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г.Александр царствовал с Константином, сыном …
  • АЛЕКСАНДР в биографиях Монархов:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912—913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г. Александр царствовал с Константином, …
  • ШАХОВСКОЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Д. И. (1861-1939) - князь, русский государственный деятель, внук декабриста. Один из основателей сотрудников журнала "Освобождение", с 1905 г. - …
  • АЛЕКСАНДРОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    Андрей — белорусский поэт. Р. в г. Минске, на Переспе, в семье сапожника. Условия жизни были очень тяжелые, …
  • ШАХОВСКОЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Шаховской-Харя) Семен Иванович (? - 1654 или 1655) князь, писатель. Участник политической борьбы нач. 17 в. (известен с 1606), русско-польской …
  • АЛЕКСАНДР в Большом энциклопедическом словаре:
    VIII (Alexander) (в миру Пьетро Оттобони Pietro Ottoboni) (1610-1691), папа Римский с 1689. Кардинал (1652) и епископ Брешии (1654). Добился …
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Александр Ярославич Невский. - 2-й сын великого князя ЯрославаВсеволодовича, правнука Мономахова, род. 30 мая 1220 г., на великомкняжении Владимирском был …
  • АЛЕКСАНДР в Современном энциклопедическом словаре:
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словарике:
    I (1777 - 1825), российский император с 1801. Старший сын императора Павла I. В начале царствования провел реформы, подготовленные Негласным …
  • ШАХОВСКОЙ
    ШАХОВСЌОЙ Як. Петр. (1705-77), князь, рос. гос. деятель. С 1742 обер-прокурор Синода, с 1753 ген.-кригс-комиссар, в 1760-61 ген.-прокурор Сената, конференц-министр. …
  • ШАХОВСКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ШАХОВСЌОЙ Фёд. Петр. (1796-1829), князь, декабрист, отставной майор (1822). Участник загран. походов. Один из учредителей "Союза спасения" и "Союза благоденствия", …
  • ШАХОВСКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ШАХОВСЌОЙ (Шаховской-Харя) Сем. Ив. (?- 1654 или 1655), князь, писатель. Участник полит. борьбы нач. 17 в. (изв. с 1606), Смоленской …
  • ШАХОВСКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ШАХОВСЌОЙ Дм. Ив. (1861-1939), князь, земский деятель, публицист, один из лидеров Конституц.-демокр. партии (чл. её ЦК). Деп. 1-й Гос. думы, …
  • ШАХОВСКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ШАХОВСЌОЙ Григ. Петр. (? - после 1612), князь и воевода. В 1606 в Путивле распространял слухи о спасении Лжедмитрия I. …
  • ШАХОВСКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ШАХОВСЌОЙ Ал-др Ал-др. (1777-1846), князь, драматург, театральный деятель, чл. Рос. академии (1810), поч. ч. Петерб. АН (1841). Пьесы Ш. (особенно …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР СЕВЕР (Alexander Severus) (208- 235), рим. император с 222, из династии Северов. В 231-232 вёл успешную войну с …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР НЕВСКИЙ (1220 или 1221-1263), князь новгородский в 1236-51, вел. князь владимирский с 1252. Сын кн. Ярослава Всеволодовича. Победами над …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1866-1933), рус. вел. князь, внук имп. Николая I, адм. и ген.-адъютант (1909). В 1901-05 главноуправляющий торг. мореплаванием и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1301-39), вел. князь владимирский (1325-27) и тверской (1325-27 и с 1337). Сын кн. Михаила Ярославича. Соперничал с Иваном …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МАКЕДОНСКИЙ, Александр Великий (356-323 до н.э.), один из величайших полководцев древности, царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II; …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I КАРАГЕОРГИЕВИЧ (1888-1934), с 1921 король Югославии (до 1929 Кор-во сербов, хорватов и словенцев). Участник Балканских войн 1912-13, в …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР КАЗИМИРОВИЧ, Ягеллон (1461- 1506), вел. князь литовский с 1492, король польский с 1501. Сын Казимира IV. При нём усилилась …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР ДОБРЫЙ (?-1432), молд. господарь с 1400. Содействовал укреплению независимости молд. гос-ва, успешно боролся против османской агрессии, поощрял торговлю и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР БАТТЕНБЕРГ, см. Баттенберг …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР АФРОДИСИЙСКИЙ, др.-греч. философ перипатетич. школы (кон. 2 - нач. 3 вв.). Комментатор Аристотеля, оказал влияние на падуанскую школу, П. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР VI (1431-1503), папа Римский с 1492. В 1493 издал буллы о разделе сфер влияния в Зап. полушарии между Испанией …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (?-1181), папа Римский с 1159. Стремился к верх. власти папства над светскими государями. В борьбе с Фридрихом I …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (?-1605), царь Кахети с 1574. Боролся с иран. агрессией. В 1587 присягнул на верность рус. царю Фёдору Ивановичу. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I Георгиевич (?-1511), царь Кахети с 1476. Боролся с ирано-тур. агрессией, в 1491-92 направил дружеств. посольство в Россию. В …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (1845-94), рос. император с 1881. Второй сын Александра II. В 1-й пол. 80-х гг. осуществил отмену подушной подати, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (1818-81), рос. император с 1855. Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права и провёл ряд реформ (земская, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I (1777-1825), рос. император c 1801. Старший сын Павла I. В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР (1603-78), церк. деятель, епископ Вятский в 1657-74. Противник церк. реформ патриарха Никона, покровительствовал старообрядцам. После церк. Собора 1666 принёс …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР из Гэльса (Alexander Halensis) (ок. 1170 или ок. 1185-1245), философ, предст. августиновского платонизма, францисканец. Преподавал в Париже. В его …