С каких произведений начинается творчество гоголя. Биография писателя

Психологизм русской классической литературы Есин Андрей Борисович

Л.Н. Толстой «ВОЙНА И МИР»

Л.Н. Толстой

«ВОЙНА И МИР»

Общим и частным особенностям психологизма Льва Толстого посвящена огромная научная литература. Анализировать ее или вступать в полемику не входило в наши задачи. Точно так же полностью рассмотреть проблему толстовского психологизма, хотя бы даже в одном романе, в рамках этой книги не представляется возможным. Задача данной главы иная: постараться сжато определить основные особенности толстовского психологического стиля в «Войне и мире», отчасти суммируя наблюдения и выводы, уже сделанные в научной литературе.

Художническое миросозерцание Толстого, чрезвычайно сложное и противоречивое, изменявшееся на протяжении его долгой жизни, требует для своего анализа подробного разговора. Мы сосредоточимся здесь лишь на тех его сторонах, которые непосредственно влияли на складывание толстовского психологизма 1860-х годов.

Толстой с самого начала творчества отчетливо сознавал всю несостоятельность русской жизни его времени, особенно подчеркивая в ней несправедливость общественного устройства. Толстой-художник рассматривал ее прежде всего с точки зрения моральной, делая акцент не на социальной, а на нравственной стороне вопроса. Корень всех бед он видел в том, что современный ему человек (прежде всего это касалось, конечно, высших классов, дворянства) утратил твердую и ясную нравственную позицию, живет недостойной жизнью, руководствуясь ложными интересами. С огромной художественной силой Толстой запечатлел ту переоценку ценностей, которую считал губительной для человека: вместо того чтобы стремиться к добру, истине и любви, люди стремятся к богатству, власти, наслаждениям праздной жизни. Тем самым подавляется естественная натура человека, он неизбежно опутывает себя массой недостойных мелочей, ложью и неискренностью.

Но если Толстой видел источник зла в нравственном мире человека, то в той же области он искал и противостоящих начал. Спасение человека и человечества также должно, по мысли Толстого, начинаться изнутри, с души. Писатель верил, что в каждом человеке обязательно живут начала добра, пусть и подавленные неестественным укладом жизни. В каждом человеке есть главное: врожденная нравственная мерка, совесть, которая никогда не молчит, оценивая каждый поступок, каждую мысль по самым строгим нравственным законам. И хотя люди научились более или менее успешно заглушать голос своей совести, он никогда не замолкает совсем: человек всегда знает (другое дело, что часто не хочет знать), поступил он дурно или хорошо. А это значит, что для каждого человека открыта и вполне реальна возможность стать нравственно чище и лучше, исправить себя и переменить свою жизнь, приведя ее в согласие с голосом совести, с естественной моральной природой человека. Для этого необходима сознательная внутренняя работа, честность по отношению к себе, постоянная проверка своих поступков, желаний, побуждений высшей моральной нормой – идеей добра, любви и справедливости. Человек может и должен быть лучше, чем он есть, – это одна из центральных идей Толстого, идея нравственного самосовершенствования. В своих лучших героях Толстой постоянно подчеркивает это ценнейшее, с его точки зрения, качество – «не оставляющее желание быть лучше».

Нравственному самосовершенствованию Толстой придавал универсальное значение не только в жизни отдельного человека, но и в жизни общества, человечества. Моральный ориентир добра и единения людей, который и ведет их по пути нравственного самосовершенствования, представлялся Толстому универсальным организующим принципом мироздания. Это был философский подход, благодаря чему все творчество Толстого проникнуто философичностью. В процессе идейно-нравственных исканий герои писателя ищут не просто собственную жизненную позицию, а абсолютную истину: конкретный вопрос «Как жить мне?» неразрывно связан с общефилософскими проблемами бытия. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивает себя Пьер Безухов.

Идейно-нравственные поиски героев приобретали в этих условиях чрезвычайную интенсивность и остроту, они становились стержнем проблематики всего произведения. Искания лучших героев Толстого – это искания смысла жизни, организующей, управляющей всем идеи мира. Отсюда чрезвычайная интенсивность внутренней жизни героев, отсюда и то огромное место, которое закономерно занимает в толстовских произведениях изображение внутреннего мира героев. Одной из художественных задач Толстого была воспитательная: ему необходимо было заставить читателя поверить в то, что нравственное самосовершенствование не просто возможно и необходимо, а является единственным способом нахождения смысла жизни, достижения добра и справедливости. Толстому важно было, чтобы читатель прошел вместе с героями по сложному, извилистому пути духовных исканий и пришел к определенному нравственному выводу, поверил в этот вывод. Писатель понимал искусство как «заражение» читателя чувствами автора: «Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринимающего уничтожается разделение между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми... В этом-то освобождении личности от своего отделения от других людей, от своего одиночества, в этом-то слиянии личности с другими и заключается главная привлекательная сила и свойство искусства» («Что такое искусство?»).

Своих любимых героев, которым в наибольшей степени свойственны идейно-нравственные поиски, Толстой наделяет исключительностью характера, незаурядностью личностных свойств. Это необходимо для того, чтобы идейно-нравственные и философские вопросы могли быть поставлены на самом высоком и авторитетном уровне, чтобы решение философских проблем бытия выглядело художественно убедительным. Отсюда богатство и разносторонность внутреннего мира Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, стремительность и широта потока их душевной жизни, постоянная сосредоточенность этих героев на столь важных для Толстого коренных проблемах бытия.

Характеры героев Толстого, ищущих нравственно-философскую истину, – это характеры развивающиеся, меняющиеся под влиянием различных жизненных впечатлений и напряженной внутренней работы. Динамика характера, изменение его нравственно-философских основ осуществляется через ряд психологических состояний – отсюда то небывалое значение, которое придает Толстой изображению психологических процессов. Ведь для того чтобы эволюция характера выглядела художественно убедительно, необходимо подробнейшим образом воспроизвести и объяснить и внутренний механизм этой эволюции, и ее глубинные причины.

Толстой никогда не изображал внутренний мир своих героев только ради него самого. В любом душевном движении, в любом эмоциональном или мыслительном процессе ему было важно выделить и акцентировать нравственный смысл, показать, где в мыслях и чувствах героя правда, а где ложь, внутренняя фальшь, неестественность. Любое психологическое изображение у Толстого поэтому насыщено авторской субъективностью, авторским пристрастно-оценочным отношением. Для того же, чтобы оценка убеждала читателя, необходимо было чрезвычайно подробное изображение всех нюансов внутреннего мира. Толстой всегда стремился к тому, чтобы психологическая картина не заключала в себе никаких неясностей, давала исчерпывающее представление о внутренней жизни героя и ее нравственном смысле.

Особенности проблемного подхода Толстого к человеку и его внутренней жизни обусловили принципы психологизма в его романах. Важнейшим из них стал принцип «диалектики души», т.е. постоянного изображения внутреннего мира героев в движении, в развитии. Этот принцип вполне проявился уже в ранних рассказах и повестях Толстого; Чернышевский, рецензируя эти произведения, так писал о главной особенности толстовского психологизма: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний; как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается дальше и дальше, сливает грезы с действительными ощущениями, мечты о будущем с рефлексиею о настоящем».

В «Войне и мире» диалектика души применяется еще шире и в более многообразных формах, чем в тех рассказах, на которые обратил внимание Чернышевский. Особенно последовательно выдерживается этот принцип в те ключевые моменты в нравственном развитии героев, когда они – каждый на свой лад – спрашивают себя о главном: «Что дурно? Что хорошо? От чего зло и как надо жить, чтобы его не было?». В этих случаях подробное изображение последовательного движения мыслей и чувств делает наглядной ту внутреннюю логику, которая приводит героя к определенному нравственному выводу, итогу и, следовательно, делает художественно убедительным сам этот нравственный вывод, показывает его естественность, неизбежность. Одновременно диалектика души, подчеркивая не только постоянное движение внутреннего мира, но и столь же постоянное его возвращение к какой-то одной мысли, одному представлению, ясно указывает на «корень зла», на то главное, что мучает героя и к чему он, часто даже помимо воли, возвращается в размышлениях и переживаниях. Таким образом, психологизм помогает не только объективно нарисовать картину душевной жизни, но и выразить авторскую нравственную оценку.

Рассмотрим, как работает диалектика души в одной из важнейших сцен романа – в изображении потока душевной жизни Пьера после дуэли с Долоховым.

«То ему представлялась она (Элен. – А.Е.) в первое время после женитьбы, с открытыми плечами и усталым, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твердо-насмешливое лицо Долохова, каким оно было на обеде, и то же лицо Долохова, бледное, дрожащее и страдающее, каким оно было, когда он повернулся и упал в снег.

"Что ж было? – спрашивал он сам себя. – Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого?"»

Прервем здесь цитату, чтобы сразу же отметить два обстоятельства. Во-первых, Пьер не убил Долохова, но в его сознании дело обстоит именно так: убил, или почти убил, или мог убить – это для Пьера по большому нравственному счету все равно. Во-вторых, примечательно, что Пьер почти сразу же, осознав в полной мере факт дуэли, задает себе ключевой вопрос: «Как я дошел до этого?». Он охвачен нравственным смятением; ощущение неправильности, ложности его жизни, которое смутно бродило в нем еще с момента объяснения в любви, делается определенным и мучительно острым, вызывая настоятельную потребность разобраться в причинах зла. Заметим еще, что Пьер в несколько странной и нелогичной форме ставит этот вопрос, акцентируя внимание именно на себе самом: не «что меня довело до дуэли?», а «как я, Пьер Безухов, дошел до того, что смог убить человека?». Пьер ищет зло в себе – это очень показательно для нравственной ориентации лучших героев Толстого.

И ответ на этот внутренний вопрос тоже на первый взгляд совершенно нелогичен: «"Как я дошел до этого? – Оттого, что ты женился на ней", – отвечал внутренний голос».

Не правда ли, внешне это выглядит не очень-то убедительно? Почему женитьба сама по себе непременно должна быть причиной дуэли и теперешнего состояния Пьера? Но оказывается, что этот нелогичный ответ, мгновенно, интуитивно пришедший в голову, совершенно верен нравственно, что и выяснится из дальнейшего внутреннего монолога:

«"Но в чем же я виноват? – спрашивал он. – В том, что ты женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, – и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти не выходившие из него слова: "Je vous aime". Все от этого! Я и тогда чувствовал, – думал он, – я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло". Он вспомнил медовый месяц и покраснел при этом воспоминании...

"А сколько раз я гордился ею... – думал он. – Так вот чем я гордился! Я тогда думал, что не понимаю ее... а вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно!.."

Потом он вспомнил грубость, ясность ее мыслей и вульгарность выражений... "Да я никогда не любил ее, – говорил себе Пьер, – я знал, что она развратная женщина, – повторял он сам себе, но не смел признаться в этом. – И теперь Долохов, вот он сидит на снегу и насильно улыбается и умирает, может быть, притворным каким-то молодечеством отвечая на мое раскаяние!"...

"Она во всем, во всем она одна виновата, – говорил он сам себе. – Но что ж из этого? Зачем я себя связал с нею, зачем я ей это сказал: "Je vous aime", которое было ложь, и еще хуже, чем ложь, – говорил он сам себе. – Я виноват...

Людовика XVI казнили за то, что они говорили, что он был бесчестен и преступен (пришло Пьеру в голову), и они были правы со своей точки зрения, так же, как правы и те, которые за него умирали мученической смертью и причисляли его к лику святых. Потом Робеспьера казнили за то, что он был деспот. Кто прав, кто виноват? Никто. А жив – и живи: завтра умрешь, как я мог умереть час тому назад. И стоит ли мучиться, когда жить остается одну секунду в сравнении с вечностью?" Но в ту минуту, как он считал себя успокоенным такого рода рассуждениями, ему вдруг представлялась она, и в те минуты, когда он сильнее всего выказывал ей свою неискреннюю любовь, – и он чувствовал прилив крови к сердцу, и должен был опять вставать, двигаться, и ломать, и рвать попадающиеся ему под руку вещи. "Зачем я сказал ей: «Je vous aime»? – все повторял он сам себе».

Психологический процесс здесь включает в себя и логическое рассуждение, и интуитивно приходящие мысли, и непроизвольные образы памяти, и эмоциональные порывы, но все это многообразие – вокруг единого центра: осознания Пьером лжи в его отношении к Элен, из чего и произошло все последующее зло. Настойчиво всплывает сквозь всю пестроту мыслей и переживаний одно воспоминание: «Зачем я сказал ей: "Je vous aime" – это была ложь».

Сознание личной вины – чрезвычайно важный момент в переживаниях Пьера, потому что именно из этого источника – осознания своего несовершенства, своей вины – рождается «желание быть лучше». И даже говоря себе, что во всем виновата Элен, Пьер тут же возражает себе: «Но что ж из этого?.. Зачем я сказал ей...»

Обратим внимание, насколько внутренне оправданными и глубоко содержательными оказываются нелогичные на первый взгляд ассоциативные ходы мысли: в процессе переживаний и размышлений Пьеру вдруг приходят на ум эпизоды Великой Французской революции, – казалось бы, какое отношение имеют Людовик и Робеспьер к теперешнему состоянию Пьера? Однако благодаря таким параллелям Пьер вдруг осознает, что все люди живут по одним и тем же нравственным законам, будь то исторические личности или обыкновенные люди; нравственный суд, нравственная оценка одна и та же для тех, кто казнил Людовика, и для Пьера Безухова. Так в течении внутренней жизни проясняется главный для Толстого вопрос – об универсальной моральной истине.

Диалектика души, проведенная как последовательный принцип в подавляющем большинстве психологических эпизодов, позволяла наглядно и художественно убедительно проследить во всех подробностях процесс нравственного самосовершенствования человека, представляла добытую им морально-этическую истину как закономерный итог внутренней работы. Диалектика души, естественно, требовала очень подробного и, главное, многостороннего воспроизведения внутренних процессов. Толстой стремился воссоздать все грани душевной жизни человека, создать максимально полную картину его внутреннего мира – иначе не получится собственно диалектики, развития психологического состояния по собственным законам человеческого сознания и психики. В картине душевной жизни человека писателю одинаково важны и эмоции, и настроения, и ходы мысли, и воспоминания, и образы фантазии, и желания, и подсознательные процессы. В результате внутренний мир героев приобретает многомерность и жизнеподобие.

Однако пестрота внутренней жизни человека, изображенная Толстым, ее нередкая хаотичность, неупорядоченность требовали определенной художественной обработки, иначе внутренняя жизнь героев могла оказаться просто непонятной. Толстой изображает психологический поток, но в этом потоке никогда не тонет главное: нравственное содержание мыслей, переживаний, настроений героев. Сложность внутреннего мира, достигнутая благодаря многостороннему изображению психических процессов и применению принципа диалектики души, художественно уравновешивается другим важнейшим принципом толстовского психологизма – принципом аналитического объяснения внутренних процессов и состояний. Этот принцип заключается, во-первых, в том, что сложнейшие психологические состояния Толстой подробнейшим образом раскладывает на составляющие:

«Он понял, что эта женщина может принадлежать ему.

"Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Что-то гадкое есть в этом чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное..." – думал он; и в то же время, как он рассуждал так (еще рассуждения эти оставались неоконченными), он заставал себя улыбающимся и сознавал, что другой ряд рассуждений всплывал из-за первых, что он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой... И он опять видел ее не какой-то дочерью князя Василья, а видел все ее тело, только прикрытое серым платьем. "Но нет, отчего же прежде не приходила в голову эта мысль?" И опять он говорил себе, что что-то гадкое, противуестественное, как ему казалось, нечестное было бы в этом браке... Он вспомнил слова и взгляды Анны Павловны, когда она говорила ему о доме, вспомнил тысячи таких намеков со стороны князя Василья и других, и на него нашел ужас, не связал ли он уж себя чем-нибудь в исполнении такого дела, которое очевидно не хорошо и которое он не должен делать. Но в то же время, как он сам себе выражал это решение, с другой стороны души всплывал ее образ со всею своею женственною красотою».

Здесь сложное психологическое состояние душевной смятенности аналитически расчленено на составляющие: прежде всего выделены два направления рассуждений, которые, чередуясь, повторяются то в мыслях, то в образах. Сопровождающие эмоции, воспоминания, желания воссозданы максимально подробно; предельно обнажен нравственный смысл внутреннего состояния – борьба чувственного желания и интуитивного морального убеждения. Обратим внимание на типичный для Толстого прием анализа сложных и противоречивых состояний сознания и психики: то, что переживается одновременно, у Толстого развернуто во времени, изображено в последовательности, анализ психологического мира личности идет как бы поэтапно. В то же время сохраняется и ощущение одновременности, слитности всех компонентов внутренней жизни, на что указывают слова «в то же время...». В результате создается впечатление, что внутренний мир героя представлен с исчерпывающей полнотой, что прибавить к психологическому анализу уже просто нечего; в изображении Толстого нет недосказанностей, психологических загадок, анализ составляющих, душевной жизни делает ее предельно ясной для читателя.

Толстой стремится и к тому, чтобы каждый элемент внутренней жизни был обозначен словом предельно точно, он чрезвычайно внимателен к нюансам чувств и переживаний. Точное обозначение словом тончайших душевных движений – задача чрезвычайно сложная, и в ее решении в полной мере проявилось мастерство Толстого как художника слова. Из стремления к максимальной словесной точности, в частности, в психологических описаниях Толстого появляется множество синонимов; их значения дополняют и уточняют друг друга, создавая более ясное представление о сущности переживания. Так, в приведенном выше отрывке чувство Пьера к Элен характеризуется словами «гадкое», «запрещенное», снова «гадкое», «противуестественное» и, наконец, «нечестное». Синонимы передают здесь важные оттенки нравственной оценки, уточняют интуитивное чувство Пьера. Обратим внимание и на точность отдельного толстовского слова в передаче психологических состояний: дважды повторенный эпитет «гадкое» из всех возможных синонимов («грязное», «отвратительное», «скверное» и т.п.), по-видимому, наиболее выразителен и эмоционален, он в наибольшей мере передает психологическое ощущение явственной и непреодолимой, хотя и затаенной брезгливости. К тому же из всего синонимического ряда слово «гадкое» наиболее свежо, а следовательно, воспринимается ярче и непосредственней.

В изображении основного стержня внутренней жизни, ее нравственной доминанты Толстой особенно стремится к точности, понятности и даже наглядности. Для этого писатель иногда прибегает к выразительным сравнениям и метафорам, уподобляющим психологическое состояние зримому явлению или процессу: «С той минуты, как Пьер увидел это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора». Или: «О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, все на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его».

Заметим еще, что Толстому важно не столько индивидуализировать чувство и переживание как таковое (здесь он пользуется обычными обозначениями, типа: «страх», «злоба», «недоумение»), сколько сделать максимально ясным нравственный смысл этого чувства или переживания, поэтому Толстой всегда комментирует психологические состояния, объясняя их причину. При этом то, что неясно герою, получает в авторском освещении однозначное истолкование и объяснение. Проследим, как это делается, на примере душевного состояния Наташи во время и после первой встречи с Анатолем:

«Наташа несомненно знала, что он восхищается ею. И ей было это приятно, но почему-то ей тесно и тяжело становилось от его присутствия».

Первый этап анализа: максимально ясно обозначена противоречивость состояния, точно определена его эмоционально-нравственная основа при помощи слов «тесно и тяжело». Далее Толстой объясняет это «почему-то», находя причину состояния, непонятного для героини: «Глядя ему в глаза, она со страхом чувствовала, что между им и ею совсем нет той преграды стыдливости, которую она всегда чувствовала между собой и другими мужчинами». Вот причина «тесного и тяжелого» ощущения: интуитивно почувствованная безнравственность положения и собственных желаний. Но Толстой не останавливается на этом – он продолжает максимально подробно растолковывать, выявлять нравственный смысл психологического состояния:

«Ей постоянно казалось, что что-то неприличное она делает, говоря с ним... Она чувствовала, что в непонятных словах его был неприличный умысел... И опять она с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды». Мы встречаемся здесь с любимым приемом Толстого: определяющая мысль, впечатление, отдельное слово, которым выражается нравственный смысл психологического состояния, настойчиво повторяется в изображении подвижного внутреннего мира, составляя его стержень, ядро, основу. Но аналитическая диалектика души продолжается:

«Приехав домой, Наташа могла ясно обдумать все то, что с ней было, и вдруг, вспомнив князя Андрея, она ужаснулась... Долго она сидела, закрыв раскрасневшееся лицо руками, стараясь дать себе ясный отчет в том, что было с нею, и не могла ни понять того, что с нею было, ни того, что она чувствовала. Все ей казалось темно, страшно и неясно». Снова эмоционально-нравственный смысл переживания уточняется с помощью синонимов; идет нагнетание однопорядковых эмоций: «неприлично», «страшно», «со страхом», «ужаснулась», «что-то мучило». Предельно ясным становится душевное противостояние, противоборство зла и добра, которое затем уточняется во внутреннем монологе, в котором Наташа ищет нравственного самооправдания и успокоения:

«Наташа одна сама с собой старалась разрешить то, что ее мучило.

"Погибла ли я для любви князя Андрея, или нет?" – спрашивала она себя и с успокоительною усмешкой отвечала себе: "Что я за дура, что я спрашиваю это? Что ж со мной было? Ничего... Стало быть, ясно, что ничего не случилось, что не в чем раскаиваться, что князь Андрей может любить меня и такою. Но какою такою? Ах, Боже, Боже мой! зачем его тут нет!"».

Обратим внимание на то, как тонко Толстой показывает, что в ходе логического самоуспокоения Наташа невольно проговаривается сама себе: если ничего не случилось, то откуда же выскочило это словечко такою, выделенное курсивом? И тут же Наташа замечает, что проговорилась, возмущенно реагируя: «Но какою такою?» Это – продолжение рационально-логических самооправданий, но уже поздно, уже слово вырвалось, смешав прежний ход мыслей, героиня уже не верит в самооправдания, интуитивно чувствуя правду; отсюда уже внерациональный, отчаянный внутренний выкрик, как зов на помощь: «Ах, Боже, Боже мой! зачем его тут нет!».

Картина психологического состояния воссоздана максимально подробно и точно, но, с точки зрения Толстого, все еще недостаточно ясно, поэтому в конце психологического фрагмента следует спрессованный в одну фразу авторский вывод, выделяющий главный нравственный стержень психологического процесса: «Наташа успокоивалась на мгновение, но потом опять какой-то инстинкт говорил ей, что, хотя все это и правда, и хотя ничего не было, – инстинкт говорил ей, что вся прежняя чистота любви ее к князю Андрею погибла».

На этом примере ясно видно еще одно важнейшее проявление принципа аналитического объяснения психических процессов и состояний: как бы долго и подробно Толстой ни описывал внутренний мир героя, в конце он обязательно сделает своего рода резюме, подведет нравственный итог данной фазе переживаний и размышлений, предельно четко и выразительно обозначив идейно-нравственную доминанту внутренней жизни героя. В этом проявляется постоянное стремление Толстого обнажать самый глубинный слой внутренней жизни – борьбу в душе героя добра и зла, любви и эгоизма, правды и лжи, естественности и фальши – словом, непосредственно раскрыть в психологических сценах и картинах нравственную проблематику своего романа.

Так, в конце долгого изображения внутреннего развития Пьера – в Торжке во время встречи и разговора с Баздеевым – Толстой точно и коротко формулирует главный итог этого развития, основное ощущение и основную мысль Пьера: «В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели». А вот как подводится итог еще более длительному нравственному развитию Наташи после истории с Курагиным: «Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».

В «Войне и мире», как и в других романах Толстого, представлена чрезвычайно богатая система форм и приемов изображения внутреннего мира. Можно сказать, что Толстой свободно использовал все средства психологического изображения, доступные литературе. Такого виртуозного владения изобразительными приемами психологизма мы не встретим, пожалуй, ни у одного писателя. Однако, в соответствии с общими принципами изображения внутреннего мира, некоторые способы в толстовском психологическом повествовании играют ключевую роль.

Это, в первую очередь, психологический анализ от лица всезнающего автора-повествователя. В «Войне и мире» эта форма организует все другие, является ведущей стихией повествования, непременно сопровождая любой иной прием психологического изображения. Даже внутренний монолог, в художественном построении которого Толстой достиг вершин мастерства, обязательно сопровождается авторским психологическим комментарием: «Слуга его подал ему разрезанную до половины книгу романа в письмах... Он стал читать... "И зачем она боролась против своего соблазнителя, – думал он, – когда она любила его? Не мог Бог вложить в ее душу стремления, противного ее воле. Моя бывшая жена не боролась, и, может быть, она была права. Ничего не найдено, – опять говорил себе Пьер, – ничего не продумано. Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости".

Все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным. Но в этом самом отвращении ко всему окружающему Пьер находил своего рода раздражающее наслаждение».

Внутренний монолог фиксирует конкретное, частное, а авторский психологический комментарий обобщает картину внутреннего мира, выделяет в ней главное, т.е. осуществляет собственно аналитическую работу. Герой знает про самого себя меньше, чем повествователь, не умеет так четко и точно выразить сцепление мыслей и ощущений, передать подробности, уловить ведущий эмоциональный тон. Поэтому авторский комментарий в системе толстовского психологизма абсолютно необходим, – только с его помощью можно достичь исчерпывающей полноты и ясности в изображении душевной жизни.

Кроме того, одной из важных задач Толстого-психолога было изобразить и раскрыть ту невольную неискренность, которая свойственна людям, их подсознательное стремление видеть себя лучше, а значит, интуитивно искать самооправданий. Человек не всегда скажет о самом себе правду, даже мысленно, – это Толстой очень хорошо знает и потому не до конца «доверяет» герою. Окончательно прояснить его внутренний мир, смысл и содержание психологических процессов может только сторонний всезнающий наблюдатель-комментатор. Форма повествования от третьего лица в таких ситуациях особенно необходима.

«"Хорошо бы было поехать к Курагину", – подумал он. Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина.

Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать».

Повествователь четко обозначил здесь доминанту внутреннего состояния: Пьеру очень хочется еще раз испытать это удовольствие, несмотря на данное слово, несмотря на то, что он знает, что поступает дурно. Это желание властвует, и весь остальной психологический мир незаметно, подсознательно подделывается под него – так мы и воспринимаем последующую наивную казуистику Пьера: «И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного». Иногда персонажи Толстого вообще не способны, в силу тех или иных причин, выразить свой внутренний мир, и он выражается несловесно – например, в мимическом движении. С позиций толстовских принципов психологизма такие ситуации тоже требуют комментария, потому что внешнее выражение может быть по-разному психологически интерпретировано, а Толстому нужна абсолютная ясность. Вот, например, портретный штрих в изображении Наташи после ее неудавшегося побега с Курагиным: «Она оглянулась на него, нахмурилась и с выражением холодного достоинства вышла из комнаты». Это «выражение холодного достоинства», пожалуй, более всего шокирует Пьера и заставляет его думать о Наташе «с презрением и даже отвращением». Но «он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и строгость» (курсив мой. – Л.Е.). Пьер, сторонний наблюдатель, не знал того, что знает всезнающий повествователь, чей комментарий здесь поэтому безусловно необходим.

В ключевые моменты нравственных переломов, когда герою открывается что-то чрезвычайно важное с точки зрения Толстого, автор вообще отказывается от воспроизведения внутреннего голоса героя, – все психологические процессы изображаются исключительно в рассказе повествователя. Автор как бы опять не доверяет слову героя, его умению сжато, обобщенно, но в то же время максимально ясно изобразить те душевные процессы, состояния и движения, в которых открывается истина или частица истины, – с этой задачей в состоянии справиться только слово автора, повествователя. Вот, например, изображение нравственных сдвигов в сознании Пьера, которые произошли во время плена:

«Он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою... он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, – и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве. Те страшные минуты, которые он пережил во время казни, как будто смыли навсегда из его воображения и воспоминания тревожные мысли и чувства, прежде казавшиеся ему важными».

Авторское психологическое повествование играет безусловно решающую роль в системе толстовского психологизма. Из других повествовательных форм следует в первую очередь отметить, конечно, внутренний монолог, в построении которого, по всеобщему признанию, Толстому удалось достичь исключительного жизнеподобия и психологической достоверности, передать поток душевного состояния с присущими ему реальными закономерностями. Удивительная естественность толстовских внутренних монологов создает впечатление «подслушанных мыслей», реальной необработанности и прихотливости потока внутренней жизни. У психологического процесса своя логика, его развитие подчиняется интуиции, иррациональным ассоциациям, немотивированным на первый взгляд сближениям представлений и т.п. Все эти процессы с уникальной точностью запечатлены во внутренних монологах романа – в таких, например, как следующий:

«"Должно быть, снег – это пятно; пятно – une tache", – думал Ростов, – "Вот тебе и не таш..."

"Наташа, сестра, черные глаза. На... ташка... (Вот удивится, когда я ей скажу, как я увидал государя!) Наташку... ташку возьми... Да, бишь, что я думал? – не забыть. Как с государем говорить буду? Нет, не то – это завтра. Да, да! На ташку наступить... тупить нас – кого? Гусаров. А гусары и усы... По Тверской ехал этот гусар с усами, я еще подумал о нем, против самого Гурьева дома... Старик Гурьев... Эх, славный малый Денисов! Да, все это пустяки. Главное теперь – государь тут. Как он на меня смотрел, и хотелось ему что-то сказать, да он не смел... Нет, это я не смел. Да это пустяки, а главное – не забывать, что я что-то нужное думал, да. На-ташку, нас-тупить, да, да, да. Это хорошо"».

Внутренний монолог здесь почти переходит в несколько иную форму изображения, которую в литературоведении называют «потоком сознания», – эта форма создает иллюзию абсолютно хаотичного, неупорядоченного движения мыслей и переживаний. «Поток сознания» начал активно применяться писателями-психологами только в XX веке; Толстой, таким образом, опередил художественное развитие психологизма лет на пятьдесят.

Исключительного жизнеподобия достигает Толстой и в такой форме психологического изображения, как сон. Сны часто применяются Толстым как форма изображения душевных движений (хотя и не играют в его психологизме такой роли, как у Чернышевского и Достоевского); они выполняют свою естественную функцию – раскрыть подсознательные процессы, игру сознания, неподконтрольную разуму. Своеобразие толстовского психологизма в том, что состояния сна, а также – и особенно – перехода от бодрствования к сну и обратно запечатлены Толстым в максимальном соответствии с реальными психическими закономерностями. Особенно удается Толстому передать характерное для сна слияние разнородных психических элементов в едином эмоциональном ощущении, как, например, в следующем, отрывке:

«"Кто они? Зачем они? Что им нужно? И когда все это кончится?" – думал Ростов, глядя на переменявшиеся перед ним тени. Боль в руке становилась все мучительнее. Сон клонил непреодолимо, в глазах прыгали красные круги, и впечатление этих голосов и этих лиц и чувство одиночества сливались с чувством боли. Это они, эти солдаты, раненые и нераненые, – это они-то и давили, и тяготили, и выворачивали жилы, и жгли мясо в его разломанной руке и плече. Чтобы избавиться от них, он закрыл глаза.

Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи, и Денисова с его голосом и усами, и Телянина, и всю свою историю с Теляниным и Богданычем. Вся эта история была одно и то же, что этот солдат с резким голосом, и эта-то вся история и этот-то солдат так мучительно, неотступно держали, давили, и все в одну сторону тянули его руку. Он пытался устраниться от них, но они не отпускали ни на волос, ни на секунду его плечо. Оно не болело, оно было бы здорово, ежели бы они не тянули его; но нельзя было избавиться от них».

Здесь в едином эмоциональном потоке неразделимо слиты мысли, реальные и фантастические представления, воспоминания, физиологические ощущения – все это и создает то уникальное состояние полусна-полубреда, в котором находится раненый Ростов.

Одним из приемов психологического анализа становится передача впечатлений героев от внешнего мира. В описательных деталях и подробностях Толстой впервые в литературе ощутимо переместил акценты: основное внимание сосредоточено не на самих предметах и явлениях внешнего мира, а на том, как воспринимает их персонаж, какое эмоциональное освещение и осмысление они получают в его сознании. Иными словами, предметная изобразительность в большой степени была поставлена писателем на службу психологизму. Не случайно в его творчестве так часто встречается повествование, ведущееся как бы от лица нейтрального рассказчика, но с точки зрения какого-то конкретного героя, как бы через призму его сознания. При этом и сами явления действительности могут быть показаны в необычном ракурсе, свежо и впечатляюще, и, главное, характер восприятия внешнего мира очень много говорит о психологическом состоянии человека. Вот, например, впечатления Наташи от театрального зрелища:

«На сцене были ровные доски посередине, с боков стояли крашеные картоны, изображавшие деревья... В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо, на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что-то».

Здесь в восприятии Наташи предельно обнажена условность театрального действия, которая кажется героине фальшью, и Толстой, отталкиваясь от внешнего впечатления, немедленно объясняет, почему Наташа не могла иначе воспринять оперу:

«После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, все это было дико и удивительно ей. Она не могла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин... она знала, что все это должно было представлять, но все это было так вычурно-фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них».

Точно воспроизведенным впечатлением здесь подчеркивается обычный толстовский психологический контраст – между правдой и ложью, искренностью и фальшью. Передача впечатлений от внешнего мира становится важной формой психологизма, как и во многих других сценах: картина Островненского боя дана в восприятии Николая, эпизод Бородинского сражения и казнь пленных – в восприятии Пьера, купающиеся в пруду солдаты – как впечатление князя Андрея. Эти и другие подобные эпизоды неизменно важны для нравственного развития героев.

Особое значение приобретают внешние детали-впечатления в ключевых сценах романа, в переломные моменты душевного развития героя. В этих сценах деталь внешняя, иногда даже случайная, вдруг становится центром внутреннего мира: она собирает вокруг себя, организует все те смутные, иногда интуитивные душевные движения, которые неосознанно накапливались в подсознании. Очень выразительные эпизоды этого плана – две встречи князя Андрея со старым дубом по дороге в Отрадное и обратно, его впечатление от «высокого, бесконечного неба» на Аустерлицком поле. Деталь-впечатление становится здесь последней точкой, делающей ясной для самого героя его психологическое состояние.

В заключение обратим внимание на организацию художественного времени при психологическом анализе. Для Толстого характерно расхождение между тем временем, в которое реально проходило переживание, и временем рассказа о нем. Длительность повествования о чувстве или эмоциональном состоянии не зависит от того, как долго длилось само это состояние. Анализ переживания, продолжавшегося секунды, у Толстого может занимать абзац, период, страницу – словом, столько, сколько нужно, чтобы исчерпывающе раскрыть все составляющие внутреннего мира и до конца, ясно и точно объяснить их. Еще Чернышевский обратил внимание на эту особенность толстовского психологизма, отметив внутренний монолог Праскухина из «Севастопольских рассказов»: там на полутора страницах передается то, что герой подумал и почувствовал за доли секунды. По тем же принципам строится художественное время и в «Войне и мире». Вот, например, изображение мыслей и чувств княжны Марьи (внутренний монолог, произнесенный между репликами в диалоге, т.е. за очень короткий промежуток времени):

«"Так вот отчего! Вот отчего! – говорил внутренний голос в душе княжны Марьи. – Нет, я не один этот веселый, добрый и открытый взгляд, не одну красивую внешность полюбила в нем; я угадала его благородную, твердую, самоотверженную душу, – говорила она себе. – Да, он теперь беден, а я богата... Да, только оттого... Да, если б этого не было..." И вспоминая прежнюю его нежность, и теперь глядя на его доброе и грустное лицо, она вдруг поняла причину его холодности».

Здесь одномоментное по сути психологическое состояние развернуто во времени, исчерпывающе воссоздано и объяснено в подробном внутреннем монологе.

Подобная организация художественного времени позволяла Толстому донести до читателя все богатство внутреннего мира своих героев, подробно и до конца объяснить психологические процессы и состояния.

Стремление Толстого максимально точно передать психологическую динамику, сделать четким и понятным все смутное во внутреннем мире героев, объяснить и растолковать любое душевное движение, вскрыть его нравственный смысл делало психологизм Толстого чрезвычайно подробным и глубоким. Это, в свою очередь, обусловило необычайно сильное эстетическое воздействие толстовского психологизма: необходимый писателю эффект «заражения» читателя чувствами и мыслями персонажей (а через них и авторскими) достигался в максимальной степени. Огромной заслугой Толстого было то, что он последовательно распространил психологический анализ на динамику душевной жизни, художественно освоил «диалектику души». Все это, в сочетании с огромным для эпоса объемом психологического изображения и подчеркнутым, пристальным вниманием к процессам душевной жизни, создало Толстому заслуженную славу крупнейшего художника-психолога не только в русской, но и в мировой литературе.

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет Из книги О смысле жизни автора Сборник статей по гуманной педагогике

Лев Толстой Война и мир Отрывок из романа-эпопеи Том I XVII Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из-за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо

Из книги Русская Индия автора Непомнящий Николай Николаевич

Алексей Толстой * * * Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой

Из книги Довлатов и окрестности [сборник] автора Генис Александр Александрович

Из книги Мой XX век: счастье быть самим собой автора Петелин Виктор Васильевич

Из книги Московские адреса Льва Толстого. К 200-летию Отечественной войны 1812 года автора Васькин Александр Анатольевич

Из книги Эротическая утопия: новое религиозное сознание и fin de si?cle в России автора Матич Ольга

Из книги Художники автора Дангулов Савва Артемьевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

Молодой Толстой Начало кампании Толстого против тела ознаменовалось формированием свода жестких правил, предписывавших отказ от телесных удовольствий и применяемых писателем к своей личной жизни. Его юношеские дневники изобилуют уничижительными самоизобличениями и

Из книги Законы успеха автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги автора

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич граф, 28.8(9.9).1828 – 7(20).11.1910Прозаик, драматург, публицист, общественный деятель. Повести «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857), «Люцерн» (1857), «Казаки» (1863), «Смерть Ивана Ильича» (1886), «Крейцерова соната» (1891), «Дьявол» (1889–1890; опубл. 1911),

Из книги автора

Толстой Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – русский писатель, один из наиболее мощных талантов русской литературы. Делай, что должно, и пусть будет, что будет, – есть выражение глубокой мудрости. Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам своим и

Природный и человеческий миры у Толстого существуют автономно, самостоятельно друг от друга, ритм их развития тоже различен, однако жизнь одного без другого немыслима. Толстому близка тютчевская мысль о могуществе и таинственности природы, о её пугающем равнодушии к человеку. Как создатель эпопеи, Толстой развивает эту мысль, сосредоточивая внимание на человеке. Разве человек не столь же величественен и загадочен, непредсказуем, как мать-природа? Натурфилософия Толстого становиться неотъемлемой частью его антропологии. Мир природы показан глазами различных героев, он одухотворён настолько, насколько каждый персонаж и сам автор наделяют его жизнью. Например, засыхающий и расцветающий дуб; высокий и давящий небесный свод в восприятии князя Андрея; «игра звёзд», увиденная Петей Ростовым; залитое солнцем Бородинское поле, поразившее Пьера. Процесс осмысления взаимосвязи человека и природы в творчестве Толстого 50 -60-х годов шёл в двух направлениях. Во-первых, «природное» писатель понимал двояко. С одной стороны, это окружающий человека мир стихии, с другой - человеческая природа, причем для Толстого «природное» неравнозначно «идеализированному». В восприятии писателя природа - это гармония, которая, в свою очередь, заключается в равновесии доброго и злого, вечного и сиюминутного, необходимого и бесполезного и т. д. Именно поэтому природа является одновременно созидающим и разрушающим началом, сохраняя при этом вечный баланс. Таковой она предстаёт на страницах романа «Войны и мир». Во-вторых, исследуя мир природы, Толстой неизменно приходит к человеку. Основной метод писателя - художественная дедукция. Согласно убеждению Толстого, нельзя рассматривать человека метафизически, только выявление его многообразных и сложных связей с окружающим миром поможет узнать истину о человеке, объяснить всё то необъяснимое, что сокрыто в глубинах этой «миниатюрной вселенной». Бахтин доказывал, что одной из основных проблем в произведения Л. Толстого была проблема «противопоставления целостной природы рефлексирующему духу». Бахтин разграничивает понятия «я для себя» и «я для других», считая, что первое - проявление «целостной, единой жизни», свойственное человеку в детском возрасте, а второе - проявление «культуры», разрушающее природное единство. Выводы Бахтина, на первый взгляд, кажутся парадоксальными: не нужно слушать совесть, подсказывание которой и есть рефлексия: она разрушает природную целостность человека; важно только одно: жить, жить голым процессом жизни. Только одно важно: природа. Всё остальное - мираж; сознание добра и зла вносит [в человеческую натуру] неуверенность, разлад и ложь. В своих умозаключениях Бахтин близок к суждениям В. В. Вересаева, считающего, что «смысл жизни заключается для Толстого не только в добре, а в самой жизни», что «из живой же жизни - именно потому, что она живая жизнь, - само собой родится благо, сама собою встаёт цель». Такой подход может показаться чрезмерно «биологическим». Но Бахтин находит подтверждение своим наблюдениям в художественном творчестве Толстого. Так, дядю Ерошку («Казаки») Бахтин называет «необъемлемой природой», а Оленина - «духом», «носителем осложнённого культурного начала». «Созерцая природную жизнь казаков», Оленин «в себе переживает эту антитезу». Рефлексия «вызывает конфликты, которые Толстой связывает с культурой и её целями». Природной целостностью», по мнению Бахтина, обладают герои-дети Толстого (Николенька Иртеньев в первой части трилогии, тринадцатилетняя Наташа и Петя Ростовы). Создавая эти образы, писатель выступает как последователь Руссо. Детство у Толстого - своеобразный рай, в котором человек не выбирает между добром и злом, а чувствует себя частью живого мира, живёт в согласии с окружающим, по законам природы. Самоанализ приводит к разрушению гармонии во внутреннем мире человека, а следовательно, делает его несчастным. Совесть - регулятор поступков человека - порождает конфликт между «я для себя» и «я для других», «определение в мнении других разрушает «я: для себя». Природу Бахтин противопоставляет культуре и истории, считая, что «философия Толстого построена на отрицании». Бахтин подтверждает, что образцовой, согласно мысли писателя, является та жизнь, которая не осложнена ложью, лицемерием, формальностями и светскими условностями, отягощающими душу человека. «На то, что выше простой жизни, Толстой налагает запрет». Даже знаменитый этический постулат писателя «построен на отрицании»: «нет величия вне добра, простоты и правды». Бахтин утверждает, что Толстой «культурному пафосу, патриотизму, войне. противопоставляет простую палатку и голого, страдающего человека в ней». С этой точки зрения «история не нужна, не оправдана», если требует такие жертвы, «природа обесценивает историю». Писатель не принимал и не мог принять то, что отрицает саму жизнь. Громов, изучая стиль JI. Н. Толстого, основополагающей считает следующую мысль Н. Г. Чернышевского: одна из «особенностей таланта Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует сам процесс и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно за другим с чрезвычайною быстротою и неистощимым разнообразием». Громов убедительно доказывает, что в «Войне и мире» «таинственные движения психической жизни» своеобразно дублируются объективными природными изменениями. Таким образом, по мнению исследователя, «диалектику души» нужно понимать не только в том значении, какое вкладывал в неё Н. Г. Чернышевский, но и в широком смысле. Диалектически «сцепляются» все сцены романа «Война и мир». Причины такой структурированной спаянности частей Громов видит в том, что «Толстой прошёл через своеобразную школу мысли и школу искусства Руссо». У Толстого, как и у Руссо, сюжет развивается на внутреннем, психологическом уровне, именно душевные «движения» организуют повествование. Но вместе с тем «субъективные переломы подготовлены объективными переломами», - утверждает исследователь. По мысли Фортунатова, фабула может прерываться, но при этом «внутренние связи останутся», что становится возможным благодаря полифункциональности картин природы. Целостность произведения обеспечена «множественностью внутренних линий эмоционально-образного развития, заключённых в определённых границах повествования». Под «эмоционально-образным развитием» исследователь понимает своеобразную «эстафету чувств» от автора к героям, от героев - к читателю. Толстой ненавязчиво, незаметно «переливает» в читателя «свой взгляд на природу». Мастерство Толстого, по мнению Фортунатова, заключается в том, что писатель «выказывает в форме максимум экспрессии»: «Всё здесь просто, рельефно, пластически ощутимо, но кажущаяся простота несёт в себе огромный заряд эмоциональной энергии». «Эмоциональной энергией» полны все картины природы в произведениях Толстого. И Фортунатов, и Громов доказывают, что единство повествования обеспечивает «лабиринт сцеплений», многообразие диалектических связей между миром и человеком. Толстой смог проникнуть в такие глубины бытия природы и человека, которые оказались бы недоступными аналитически мыслящему ученому или философу. Характерно с этой точки зрения привлечение психологами художественных произведений Толстого в качестве иллюстративного материала для современных теорий. Уникален толстовский метод изображения человека и природы. Писатель использует поэтические средства, с помощью которых создаются полные жизни художественные образы. Анализу этих средств в эпосе посвящено исследование В. И. Камянова (88). Он доказывает, что там, где Толстой пишет о явлениях и образах близких, понятных автору, любимых им, лирическое начало завладевает писателем. Истоки лиризма, по мысли Камянова, - в особом авторском мироощущении (88, с. 3 - 23). Толстой намеренно избегает «красивого слога», скупо использует средства языковой выразительности, но при этом те же картины природы полны жизни, красочны, музыкальны. Причина, по мнению исследователя, заключается в стремлении автора точно, почти буквально отобразить действительность, «перелить свой взгляд» в другого. В пейзажах Толстого цвет имеет особое значение: автор выступает одновременно как художник-реалист и как импрессионист. Все цвета в словесных полотнах естественны, природны. т. е. таковы, каковыми воспринял бы их и читатель, будь он очевидцем разворачивающихся событий. Но вместе с тем Толстой фиксирует цвет, запоминает своё впечатление от увиденного и импрессионистически точно, отдельными штрихами воспроизводит его на страницах произведения. Зачастую цвет передаётся не столько прилагательными, сколько существительными, имеющими дополнительное цветовое значение: «зеленя», «березняк», «жнивье», «нива» и др. Эти наблюдения Камянова позволяют говорить о живописных средствах в пейзажах Толстого, о словесных картинах природы, выполненных в определённой технике. Интересен в исследовании Камянова выделенный им образ «живой волны», помогающий совершенно по-другому взглянуть на привычные картины. Исследователь показывает, что понятие «природного» у Толстого гораздо глубже, нежели принято считать. Так, образ «живой волны» является, по мнению литературоведа, своеобразным источником жизни в «Войне и мире», он воплощает в себе стихийность и природы, и человека. Общеизвестная параллель: бурые волны Эйса и «море» солдат, топчущих друг друга, стремящихся любой ценой добраться до берега. Камянов приходит к выводу, что «живая волна» - сквозной, философский, динамичный образ, с помощью которого становится возможным не только сюжетное, но и композиционное движение. Столь тщательная проработка исследователем природного образа приводит к мысли о том, что в основе изображения человека и природы у Толстого лежит принцип диалектического единства . Ощущение единства «общего и индивидуального» живёт, по мысли Толстого, внутри человека. Феномен человеческой природы, по убеждению писателя в 50 - 60-е годы, заключается в том, что, с одной стороны, каждый человек чувствует связь с природой, с миром, своё родовое начало, а с другой - осознаёт в себе то, что выделяет его из общего бытия, свое индивидуальное, видовое начало. Любовь-страсть в романе «Анна Каренина». Замечание Днепрова: «Толстой видит в любви-страсти непреходящее, вечное явление человеческой природы. Подобно вулканам, ошибочно считавшимся потухшими, она вдруг извергается во всей своей мощи и величии. Чувство, в отличие от страсти, набрало силу и переросло значение страсти - переросло и по распространённости и по значению в духовном росте человека». Здесь Днепров точно определяет страсть как коренное свойство натуры, противопоставляя ей чувство, свидетельствующее о духовной жизни человека. Интересна мысль Сливицкой о том, что «Толстой не уменьшает масштаб изображения человека, но наращивает всё то, что находится вне его». Такое «наращивание» предопределено «качеством бытия - изобильного и неисчерпаемого». Душевный мир человека ценен для Толстого, важен ему, но, стремясь быть объективным рассказчиком, писатель избегает сосредоточенности на движении мыслей, чувств, переживаний своих героев. Сливицкая верно отмечает, что, «уже работая над «Отрочеством», Толстой предостерегал себя от изображения внутреннего мира как единственного фокуса повествования». Толстой создавал «Войну и мир» как роман-эпопею, следовательно, «человек - как бы он ни был значителен и как бы подробно он ни был изображен - не организует повествование в той мере, чтобы притягивать к себе всю художественную вселенную. Он выхватывает из внешнего мира то, что отвечает его мироощущению или психологическому состоянию». Соотнося динамику «психических процессов» с объективными изменениями окружающего мира, Толстой постигал человеческую природу, выявлял её противоречия. Одним из самых противоречивых и странных явлений жизни писатель считал войну. Причем он видел не только социальные причины войны, но и психологические, генетически обусловленные самой природой человека. В «природном», по убеждению Толстого, сокрыто и созидающее, и разрушающее начала. Звериные инстинкты, разбуженные войной, вероятно, столь же закономерны, как и осознанная необходимость убивать врага, чтобы защитить жизнь свою и близких, дом, землю, Отечество. Вокруг проблемы «человек и мир» «группируются все человековедчесше вопросы» Толстого, остающиеся актуальными до сих пор. В понятия «природа» и «человек» Толстой в отдельные периоды своей жизни вкладывал разное значение. В 50 - 60-е годы «природное» воспринималось им как синоним «жизненному», «естественному», «абсолютному». Столь разнообразная семантика объясняется, с одной стороны, тем, что природа - это объективный мир, существующий независимо от сознания человека; с другой - это коренное свойство натуры, то, что изначально заложено в человеке: природа характера, природа художественного образа, природа человека. Взаимосвязь с «макрокосмосом», согласно мнению Толстого, окрашивает одинокое пребывание человека в мире, одинокое потому, что человек наделен ярко выраженной индивидуальностью, не позволяющей ему чувствовать себя «точкой на линии потока», звеном общей цепи. Даже тот герой Толстого, который ощущает себя сопричастным «миропроцессу», раствориться в нем не может, так как подчинен законам не только общего, но и индивидуального бытия. Путь, определяющий процесс миропостижения писателя, имеет дедуктивную направленность: от общего к частному. На первый взгляд, короткий авторский комментарий, вроде «ночь была тёмная, звёздная; дорога чернелась между белевшим снегом» или «наступило яркое, веселое утро», как бы случаен, словно брошен мимоходом. Но мысль Толстого не прерывается, писатель «входит» в своего героя и фиксирует его впечатления от «звездной ночи» и «яркого утра». Глядя как бы изнутри героя, Толстой замечает объективные изменения в окружающем - и вот перед читателем вновь картина мира, опосредованная чувством и переживанием персонажа. Писатель, стремясь постичь тайны мироздания, пришел к тому, что в границах художественного произведения создал собственную вселенную, своеобразный макет «микро- и макрокосмоса». С этой точки зрения правомерно назвать Толстого демиургом. Заселяя свою вселенную героями, автор отслеживал, каким законом обусловлено их развитие. Толстой - экстраверт, он ориентирован на мир и человека. Поэтому с таким любопытством наблюдает он за тем, что происходит на страницах его собственного романа. Писатель обнаруживает, что объективные изменения предопределены волей автора и логикой романного действия, в то время как череда субъективных движений обусловлена законом индивидуального бытия, не подчиняющимся создателю. Таким образом, общее бытие предопределяет индивидуальное, но не подчиняет его себе. Герои Толстого самостоятельны и свободны в выборе пути своего развития. Исследуя человеческую природу, Толстой отмечает, что основной причиной несчастья его героев является конфликт культурного и природного, рационального и инстинктивного начал. Подчеркивая сложность и богатство натуры, писатель избегает прямых и категоричных суждений, по-разному оценивая «природное» в человеке. С одной стороны, инстинкт является гарантом жизни, так как позволяет приспособиться к её условиям, выжить, найти своё место, отстоять его. С другой - инстинкт воспринимается как нечто вторичное по отношению к разуму, более примитивное начало. Толстой в 1850- 60-е годы гармоничными, жизнеспособными и цельными считал тех героев, в которых биологическое сбалансировано с духовным, неконфликтно по отношению к нему. Таковы в финале «Войны и мира» Пьер, Наташа, Николай. В этом же ряду может лишь отчасти найти себе место княжна Марья, поскольку эта героиня, хоть и ставшая Ростовой, все же сохраняет верность породе Болконских, у которых естественные проявления подчиняются духовным ценностям. Идеальный герой Толстого - князь Андрей - оказывается нежизнеспособным, он погиб, инстинкт не спас его. В героях, чуждых писателю, проявляется «низменная природа», их поступки определяются «животным» началом. Так, поведение Анатоля напоминает поведение самца. Иначе «животное» проявляется в Долохове. Это герой-охотник, вся его жизнь - попытка самоутвердиться, доказать собственную силу: слабых он презирает, сильных преследует. Элен являет собой образчик «мертвой природы», она лишена даже чувственности. Природное» представлено у Толстого на разных уровнях. Даже в портретных характеристиках героев есть «животный» элемент: у княжны Лизы «беличье выражение лица», Наташа напоминает самку в эпилоге, грациозная Соня похожа на кошечку. Чаще такие характеристики соотнесены с Ростовыми и никогда - с Болконскими. Четыре усадьбы, изображенные в романе «Война и мир»: Отрадное, Лысые Горы, Богучарово, Михайловка - тоже обладают «природными», чертами. Отрадное и Михайловка находятся среди живописной природы рязанской губернии и во многом формируют поэтическое мировосприятие всех Ростовых. Лысые Горы и Богучарово помещены Толстым в некрасивой местности, доминирующей в этих усадьбах является «искусственная природа»: парковый ансамбль, аллея вдоль проспекта, выкопанный пруд. Описание усадьбы во многом предопределено характеристикой её хозяев. Природные образы самостоятельны и полифункциональны. Например, астральные образы Толстого соотносятся с различными типами мировосприятия. Образ небесного свода «сопровождает» философские раздумья князя Андрея на всех этапах духовной эволюции героя. Совершенно иначе воспринимает этот образ Петя Ростов. Размышления героев философски окрашены, так как ими движет стремление постигнуть законы индивидуального и общего бытия. Образ солнца у Толстого мифологический, символизирующий языческий тип мировосприятия. Солнце реагирует на разворачивающиеся события подобно языческому божеству, то карая, то благословляя свою нерадивую паству. Не случайно и фигура императора Александра (земного правителя) соотносится в воображении Николая Ростова с солнечным божеством (небесным царем). Мир, созданный Толстым, реален, потому что в его основе - формула бытийной диалектики: «сущее примыкает к сущему». Все явления, процессы, предметы действительности рассматриваются писателем по схеме: реальность (бытие существенного) - существование (связь вещей) - сущность (смысл вещей). Связь вещей особенно остро чувствуют дети, именно они, по мысли Толстого, не озадачены поиском своего места в окружающем мире, поскольку инстинкт указывает, насколько тесно они связаны с матерью-природой. Николенька Иртеньев, Петя Ростов любуются и наслаждаются красотой природы, ощущают себя «частью Целого». Толстой анализирует детское мировосприятие, пытаясь выявить его особенности, постичь законы взаимосвязи ребенка с природой. Говоря о месте и роли явлений действительности в художественном пространстве, следует упомянуть, что для Толстого самым бессмысленными были смерть и война. Смерть в произведениях Толстого представлена, с одной стороны, как явление закономерное и неизбежное (смерть старого графа Безухова, князя Николая Андреевича Болконского), с другой - как явление противоестественное и ужасающее своей случайностью. Отношение к смерти у Толстого до конца его дней принципиально не изменилось: страх перед концом всегда был прямо пропорционален желанию жить. Война как социальное явление никогда не принималась Толстым. Осознание того, что война закономерна, так как генетически предопределена самой человеческой природой, возмущало писателя. Может быть, этим и обусловлен христианский (евангельский) мотив в сцене убийства Верещагина. Звериное начало, первобытные инстинкты, разбуженные войной и направленные на разрушение, не были понятны великому уму Толстого. Сложна и неоднозначна у Толстого оценка человека. Воспринимая его как существо бинарное, писатель в своих произведениях стремится примирить культурное с природным, рациональное с инстинктивным, интеллектуальное с интуитивным, нормативное со стихийным. «Гуманизация природы» и «натурализация человека» - таков идеал Толстого. Однако художник понимал, что гармония дарована немногим из людей, поэтому дух противоречия всегда сопровождает любимых Толстым героев. По-разному проявляется их «человеческая природа», но глубина и непостижимость этой «микровселенной» делает её еще более загадочной.

Богатство душевного мира героев А.Н. Толстого в романе "Война и Мир ".

А.Н. Толстой - великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман "Война и мир", в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а также и их внутренний мир, душевное богатство. Примером могут служить любимые герои Толстого, такие, как князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья. Писатель показывает нам духовные искания Андрея и Пьера, их отношение к жизни, их любовь, подвиги на войне.

Князь - добрый, честный, благородный человек, который прекрасно относится к женщинам, особенно к своей любимой девушке Наташе. Но в то же время, несмотря на все его великолепные, благородные качества, он бывает грубым, резким и слишком гордым, что сильно мешает ему в его и так нелегкой жизни. Андрей постоянно искал себя, свое призвание, сначала князь отправляется на войну, где после ранения попадает в плен, потом он стремится к мирному, спокойному существованию, и снова возвращается на войну. Наверное такой человек, как Андрей не мог прожить действительно счастливую жизнь, так как он не нашел того, чего хотел.

Его друг Пьер - полная противоположность ему. Он тоже добрый, благородный, но этот человек сумел найти и призвание в жизни, и женщину, которая полностью понимала и любила его, Наташу Ростову. Пьер также отличался особым качеством, он мог вслушиваться в проблемы чужих людей, мог понять и дать хороший совет, именно эти черты характера не наделила Болконского природа. Вначале романа Толстой уделяет большое внимание духовным исканиям Пьера, но они имели............. завершение. Из эпилога романа мы узнаем, что женившись на Наташе Ростовой Безухов обрел счастье.

Еще одна не менее важная героиня романа Наташа Ростова, которая также наделена богатым внутренним миром. Наташа некрасива, но умна, чувственна, и конечно же прекрасна душой. Она хорошо понимает людей, чувствует боль и помогает всем, чем может. У нее очень развита интуиция и душевная чуткость, это помогает ей прекрасно ладить с мужем Пьером, и быть замечательной матерью большого семейства.

Княжна Марья существенно отличается от Ростовой, она религиозна, спокойна, с красивыми "лучистыми глазами". Княжна обладает богатейшим внутренним миром, ее доброта распространяется на всех окружающих людей, даже на строгого отца, который никогда не позволял девушке лишнего: прыгать, петь, много смеяться, то есть того, что могла делать Наташа. Казалось, что могла делать Наташа. Казалось, что Марья так и проживет в своем поместье, и никогда не выйдет замуж. Но Толстой, напротив, разворачивает сюжет так что княжна обретает свое счастье и становится матерью.

Безусловно, все герои романа Толстого индивидуальны, все личности и прекрасные люди, со своими чувствами, мыслями и проблемами. Вопросы, волновавшие их до сих пор остается нерешенными, поэтому это произведение и остаются актуальным в наше время.

1. Глубокий психологизм творчества Л. Н. Толстого.

2. Искусство отображения внутреннего мира героев.

3. Неоднозначность образов персонажей Л. Н. Толстого.

Лев Николаевич Толстой – это писатель, который смог, описывая современную ему эпоху, проникнуть глубоко в причины всех явлений и понять характер причинно-следственных связей между ними. Все творчество Толстого проникнуто глубочайшим психологизмом; рассказывая о биографиях и поступках героев, характеризуя свойства их личностей, писатель старается не просто предложить читателю портрет того или иного человека – он раскрывает перед нами суть, изнанку, подноготную каждого отдельного персонажа. Внутренний мир каждого героя – как главного, так и второстепенного – раскрывается автором через поступки, высказывания, действия. Отсюда и основательность, целостность персонажей произведений Л. Н. Толстого.

Автор всегда старается анализировать мотивацию поступков каждого героя. Например, в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» главный герой занимается самонаблюдением – и с помощью этого приема автор раскрывает читателю причинно-следственные связи между мыслями, принципами, убеждениями Николеньки и его поступками. Благодаря возможности показать, продемонстрировать читателю душевные переживания героя, автор добивается максимально объемной характеристики персонажа. Внутренний мир персонажей Толстого всегда неоднозначен, писатель не стремится к однозначности и лаконичности созданных им характеров и образов. Душевные метания, переживания, внутренние диалоги – это те инструменты, которые помогают автору передавать всю многоплановость художественных образов в каждом из произведений. В отличие от персонажей Ф. М. Достоевского, которые живут в тусклом, недружелюбном, враждебно настроенном мире, персонажи произведений Л. Н. Толстого органично вписываются в объемный, разноплановый, пестрый мир, который их окружает.

Основной принцип, которым Толстой руководствуется в процессе создания художественного образа – это несовпадение внутреннего наполнения с его внешним выражением. Красивые, идеальные внешне персонажи часто оказываются бездушными и циничными, а некрасивые, неуклюжие люди – благодетельными и душевно богатыми. Эту ситуацию мы видим на примере Вронского и Каренина в романе «Анна Каренина», Элен и княжны Марьи в романе «Война и мир». Для того, чтобы лучше, четче, образнее передать настроение героев, автор часто использует один из своих излюбленных приемов – добавляет как можно больше бытовых деталей, описаний, небольших штрихов. Показательна, например, деталь, с какой Толстой обрисовывает отношения в семье Берг (мужа и жены, старшей дочери Ростовых): поцелуй осуществляется – именно осуществляется! – таким образом, чтобы не был помят новый кружевной воротничок жены. Толстой как бы подсказывает читателю: о каких чувствах можно говорить? Эта семья построена не на чувстве, а на взаимовыгоде и расчете. Такого рода зарисовки помогают добиться более емкого отражения тех переживаний и настроений, которые доминируют в том или ином эпизоде произведения.

Именно благодаря умению образно и объемно передавать не только внешний вид героя, но и его внутренний мир, Л. Н. Толстой навсегда вошел в когорту классиков русской литературы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Происхождение семьи русского писателя Льва Николаевича Толстого. Переезд в Казань, поступление в университет. Лингвистические способности юного Толстого. Военная карьера, выход в отставку. Семейная жизнь писателя. Последние семь дней жизни Толстого.

    презентация , добавлен 28.01.2013

    Этапы жизненного и идейно-творческого развития великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Правила и программа Толстого. История создания романа "Война и мир", особенности его проблематики. Смысл названия романа, его герои и композиция.

    презентация , добавлен 17.01.2013

    Разнообразие малой прозы Л.Н. Толстого. Рассказ "Метель" - первое произведение Толстого на "мирную" тему. "Люцерн" как памфлет, где писатель соединяет художественные сцены с публицистическими отступлениями. Реальность жизни в народных рассказах писателя.

    реферат , добавлен 12.03.2010

    Краткая биографическая справка из жизни Л.Н. Толстого. Школа в Ясной Поляне. Работа над романом "Война и мир". Социальный, психологический разрыв в повести писателя "Хозяин и работник". Статья Толстого "Не могу молчать", рассказы "После бала" и "За что?".

    презентация , добавлен 25.09.2012

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Льва Николаевича Толстого - выдающегося русского писателя и мыслителя. Его детские годы и период образования. Расцвет творчества Толстого. Путешествия по Европе. Смерть и похороны писателя в Ясной Поляне.

    презентация , добавлен 02.05.2017

    Жизнь в столице и московские впечатления великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Московская перепись 1882 года и Л.Н. Толстой - участник переписи. Образ Москвы в романе Л.Н. Толстого "Война и мир", повестях "Детство", "Отрочество", "Юность".

    курсовая работа , добавлен 03.09.2013

    Детство, юность и семья Льва Николаевича Толстого. Женитьба графа. Начало его литературной деятельности. Известность романов "Война и мир" и "Анна Каренина". Отношение писателя к церковному вероучению и духовенству. Последнее путешествие графа Толстого.

    презентация , добавлен 09.05.2012