Ребенок рисует человека без ног. Оценка «манеры письма»

Известно, что по рисункам детей порой можно определить не только особенности их личности, но и наличие проблем, в первую очередь — психологических. Какие особенности рисунков должны насторожить?

Изменения в рисунках

Допустим, вы заметили, что ребенок стал рисовать намного чаще или реже, резко поменялись стиль рисунков, сюжет, цветовая гамма… Раньше рисовал цветы и деревья, а теперь — злых людей. Раньше рисовал красными и желтыми красками, а теперь — черными и фиолетовыми. Или вообще каким-то одним цветом. Все это свидетельствует о том, что ребенка что-то беспокоит.
Нечеткие линии

Если рисунок выполнен ясными и четкими линиями — значит, с ребенком все в порядке. Если же линии слабые, плохо заметные, то на это стоит обратить внимание.
Конечно, может быть и так, что ребенок просто не умеет толком пользоваться своим инструментом для рисования. Возможно, ему дали карандаш не по возрасту.
Или он не очень хорошо представляет себе, что именно нужно нарисовать. Такие линии часто бывают в рисунках детей, не очень уверенных в себе. Попробуйте чаще его хвалить, обнимать, больше бывать вместе с ним, открывать перед ним окружающий мир.
Слабость линий может являться, увы, и признаком более серьезных проблем — неврологических нарушений. Если вы заметили, что в рисунках ребенка нет нажима, линии едва видны, то есть смысл показать его специалисту — неврологу или хирургу.
Несоответствие цветов возрастной норме

Для каждого возраста характерно применение определенной цветовой гаммы. Например, до 2,5 года дети любят рисовать яркими красками — красной, желтой, синей, зеленой. Причем применяют их не всегда к месту.
С 2,5 до 4 лет в рисунках может использоваться черный цвет. Это совершенно нормально, так как означает, что малыш научился более точно отражать окружающий мир.
С 5 лет в рисунках опять обычно присутствуют только яркие цвета. Но они больше соответствуют реальным, чем в более раннем возрасте.
К 7-8 годам все знакомые ребенку объекты должны быть раскрашены в реальные цвета. Если цвета не соответствуют реальным, то либо у вашего малыша есть креативная жилка, либо у него проблемы со здоровьем или психикой. К счастью, второй вариант встречается намного реже.
Наличие штриховки

Если многие объекты на рисунке заштрихованы, да еще с сильным нажимом, это может свидетельствовать о том, что ребенок испытывает повышенную тревожность, чего-то боится или у него плохое настроение. Особенно тревожный признак — если ребенок заштриховывает не только объекты, но и пространство вокруг них.
Попробуйте проанализировать ситуацию в семье. Возможно, ребенок постоянно становится свидетелем родительских ссор? Или ему пришлось адаптироваться к новой для него ситуации — смене места жительства, детскому саду, школе? Ребенку старше 6 лет стоит задать вопрос, что именно его беспокоит. Если ребенок младше, можно за ним понаблюдать. Если вы не можете справиться с ситуацией самостоятельно — обратитесь к психологу.
Стереотипные рисунки

То, что малыш рисует одинаковые объекты — скажем, девочка — принцесс, а мальчик — солдат, еще не повод для беспокойства. Но если в рисунках отсутствует динамика, если, к примеру, все принцессы и солдаты одеты одинаково, и все нарисованные домики выглядят совершенно однотипно: дверь, окно, дым из трубы — это повод для консультации у детского психолога. Возможно, у вашего ребенка проблемы с мировосприятием.
Нестандартные рисунки

Иногда родители приходят в шоковое состояние, обнаружив, что ребенок рисует какие-то “дикие” вещи: например, сцены насилия или голых “тетенек”. Не стоит сразу набрасываться на малыша с руганью. Возможно, он это просто где-то срисовал — из компьютера или из глянцевого журнала для взрослых. Не исключено, что он даже не знает, что означает данный рисунок. Поэтому не спешите делать выводы.
“Ущербные” изображения людей

Если ребенок вдруг начинает рисовать людей, особенно близких, с отсутствующими частями тела — без рук, ног, лиц, глаз, рта, ушей — это может указывать на реальные проблемы в отношениях с данным человеком. Возможно, нарисованный таким образом отец или брат нарушает личные границы ребенка, наказывает его или третирует. Либо ведет себя в семье так, что это напрягает ребенка. Если вы заметили такое, попытайтесь разобраться в ситуации.
Нестандартные детали на изображениях людей

Если вы заметили на теле нарисованного человека заплатки или у него переплетены руки и ноги, это может указывать на то, что у ребенка что-то болит. Заплатки или переплетения обычно появляются как раз на больных органах.
Расположение рисунка

Если рисунок едва не вылезает за края листа бумаги, это говорит об эгоцентричности ребенка. Он стремится быть в центре внимания, “заполнить” собой все пространство. Это означает, что либо малыш крайне избалован, либо, напротив, обделен вниманием.
Если объекты мелкие, “теснятся” в углу листа, то у ребенка низкая самооценка. Если лист для рисунка слишком велик, это признак высокой самооценки. Уровень притязаний такого маленького художника выше, чем то, что он имеет сейчас. В обоих случаях ребенку нужно помочь реализовать свой потенциал.

Все дети без исключения очень любят рисовать и уже в раннем детстве с удовольствием берут в руки карандаши. В каждый свой рисунок ребёнок «вкладывает душу». На обычном листе бумаге маленький художник раскрывает своё настроение, тревогу, печаль, страх. Именно от душевного состояния ребёнка зависит настроения рисунка - будет он добрый или мрачный.

Палитра цветов рисунка

Впервые ребёнок осознано берёт в руки карандаши в полтора-два года. Первые рисунки крохи - это бессмысленные точки, линии, закорючки. Хаос первых детских рисунков свидетельствует о невозможности разделить мир на две части: внешний и внутренний, пока для него это одно целое. Маленький ребёнок пока не понимает форму, но чувствует цвет. Именно цвета в детском рисунке расскажут родителям о чувствах крохи.

Самые любимые детские цвета, которые чаще всего используются в рисование - это желтый и фиолетовый , если ребёнок предпочитает использовать их в своих рисунках, это значит, что на душе у ребёнка положительные эмоции, спокойствие и веселая фантазия.

Красный цвет в рисунках говорит о повышенной активности, агрессии, возбудимости.

Синий - о том, что ребёнок скучает по кому-то или чему-то, о его сосредоточенности на внутренних проблемах и самоанализе.

Зеленый цвет сообщает о настойчивости, независимости, упрямстве, о стремление ребёнка к покою.

Коричневый цвет в рисунках говорит о физическом дискомфорте малыша, часто об отрицательных эмоциях.

Черный цвет говорит о подавленности ребёнка, о его протесте, о требование к изменениям, о желание положительных эмоций. Предпочтение черного цвета в рисунках маленького художника должно внушать особое беспокойство родителям.

Серый цвет свидетельствует о безразличие. Однако этот цвет практически не свойственен детским рисункам, но если ребёнок часто использует его в своих рисунках, это говорит о нехватке ребёнку положительных эмоций.

В своих рисунках дошкольники обычно используют не более 5-6 основных цветов, что показывает нормальное эмоциональное состояние ребёнка. Если в палитре ребёнка присутствует больше количество цветов, это указывает на его эмоциональность и чувствительность, а выбор 1-2 цветов в рисунке служит сигналом подавленности и тревожности малыша.

Точка, точка, запятая - вышла рожица смешная. Ручки, ножки, огуречик - появился человечек!

К трём годам каракули ребёнка образуют форму, появляются первые неровные круги, к которым присоединяются ручки и ножки, так появляется первый человечек! Этот неуклюжий человечек для ребёнка - прежде всего он сам. С этого момента в своих рисунках ребёнок начинает раскрыть свой внутренний мир, перенести на бумагу свои мысли, которые ещё не может выразить словами.

Труднее всего, казалось бы, нарисовать человечку глаза, нос, рот, уши, именно их ребёнок старательно выводит. Эти черты лица в рисунке юного художника расскажут о многом.

О многом расскажут, прежде всего, глаза человечка. Большие, распахнутые глаза выражают внутреннюю тревогу ребёнка, просят о помощи. Глаза-точки боятся выразить свой страх - в душе ребёнок запретил себе любые просьбы и слезы. Если на лице человечка присутствуют только глаза - это говорит об его осторожности и подозрительности. Отсутствие в портрете ребёнка носа, рота и ушей свидетельствует о его не желание общаться.

На детском рисунке шея выражает связь разума и тела. Она появляется на рисунке ребёнка, когда он начинает контролировать свои эмоции и чем сложнее ребёнку их контролировать, тем шея человечка длиннее.

Большое значение для ребёнка имеют руки, ведь через тактильное чувство он познает мир. Поэтому через длинные руки и большое количество пальцев на ручках (больше пяти) ребёнок пытается выразить силу и способности своего персонажа. Если у человечка больше пальцев на левой руке, значит, ребёнок чувствует себя более влиятельным дома, на правой - вне дома, т.е. в детском саду, среди друзей, на улице. Разведенные в сторону руки у персонажа говорят о стремление действовать, а длинные и слабые - о просьбе защитить.

Ноги - это, что помогает человеку держаться на земле. Поэтому, чем больше опоры у человечка на рисунке, тем увереннее себя ощущает ребёнок в этом мире. Очень длинные ноги у персонажа - стремление к независимости, короткие - признак беспомощности.

Моя семья

Первые «головоногие» на рисунках ребёнка имеют одинаковые черты, малыш сначала рисует, а потом придумывает название тому, что изобразил. Но уже к четырём годам рисунок юного художника становится более осмысленным, и ребёнок разделяет на бумаге себя и окружающий мир, себя и родителей. Самый главный мотив его рисунков - семья, семья самое близкое для ребёнка пространство - физически, эмоционально, духовно.

И если, рисуя свою семью, ребёнок кого-то не изобразил, это не случайно: значит с этим членом семьи у ребёнка скрытый конфликт. Бывает, что ребёнок наоборот не хочет рисовать себя в окружении семьи, это потому что он не нашёл в ней своё место, ребёнок уверен, что его не любят. Вместо членов семьи, рядом с собой ребёнок может изобразить животное, любимого сказочного героя или придуманного персонажа. Это подчеркивает трудности во взаимоотношение и говорит о том, что он предпочитает жить среди фантазий.

Самый крупный персонаж на семейном рисунке - самый значимый для ребёнка в семье, а тот, кто расположен выше всех других - самый влиятельный. Расстояние между ребёнком и членами семьи говорит о его с ними взаимоотношение: чем ближе ребёнок на рисунке к маме или папе, тем ближе она или он ему в жизни. О тесной психологической связи в реальности говорит и соприкосновение персонажей рисунка, поэтому на своих рисунках ребёнок почти всегда держит папу и маму за руку.

Обратите внимания на персонажа, который нарисован с сильным нажимом, обведён или заштрихован - этот человек внушает ребёнку тревогу.

Если на рисунке ребёнка над семьёй светит солнце - это значит что ему уютно и комфортно в семье, а это самое главное в жизни для любого ребёнка!

Нарисованный страх

С возрастом пространство познавательного мира ребёнка расширяется, расширяется и пространство детского рисунка, появляются композиция и новые зрительные образы. К шести годам, используя всевозможные детали, ребёнок умеет выражать свои эмоции, чувства, мысли и фантазию.

Поощряйте желание ребёнка рисовать, ведь рисование выполняет много важных функций по его развитию. Рисование на раннем этапе развивает координацию и мелкую моторику рук, помогает познанию формы, воспитывает усидчивость ребёнка. Со временем рисование развивает творческое мышление, правильное восприятие мира, способствует взаимодействию пространственных, зрительных и двигательных функций. Рисунок позволяет заглянуть во внутренний мир ребёнка, узнать о том, что его тревожит, беспокоит. Кроме этого, через рисунок можно попытаться решить эти детские проблемы. Ведь, если ребёнок изобразил свой страх на бумаге, значит и избавиться от него можно с помощью неё же. Например, если ребёнка изобразил страшилу, то можно поместить её за высокие стены замка, плачущему мальчику на рисунки дать машинку или конфетку, даже помирить ребёнка с поссорившимся родителем можно на рисунке. Проблемы уйдут и ваш ребёнок улыбнется!

Тест «Рисунок человека» (К.Маховер) относится к проективным методикам (рисуночные тесты)

Тест «Рисунок человека» разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Цель : определение индивидуальных особенностей личности.

Ребенку дают простой карандаш и стандартный лист бумаги А4 и просят создать рисунок. Инструкция : «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». На вопросы следует отвечать уклончиво («Любого», «Рисуй, какого хочешь»). В процессе рисования фиксируются все вопросы, реплики, особенности поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения. После того как рисунок завершен, следует перейти к беседе.

Беседа может включать вопросы : Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

Во время беседы с ребенком можно попросить его разъяснить неясные детали рисунка. Другой вариант беседы – попросить ребенка сочинить историю об этом человеке.

Краткая версия обработки графической информации.

Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам :
У человека нарисована голова.
У него две ноги.
Две руки.
Туловище достаточно отделено от головы.
Длина и ширина туловища пропорциональны.
Плечи хорошо прорисованы.
Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
Шея ясно просматривается.
Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
У человека нарисованы глаза.
У него нарисован нос.
Нарисован рот.
Нос и рот имеют нормальные размеры
Видны ноздри.
Нарисованы волосы.
Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
Человек нарисован в одежде.
По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
На руках изображены пальцы.
На каждой руке пять пальцев.
Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
Большой палец достаточно хорошо выделен.
Хорошо прорисованы запястья.
Прорисован локтевой сустав.
Прорисован коленный сустав.
Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
Длина и ширина конечностей пропорциональны.
На ногах можно различить пятки.
Форма головы правильная.
Форма тела в целом правильная.
Очертания конечностей переданы правильно.
Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
Уши хорошо различимы.
Уши находятся на своем месте, и имеют нормальные размеры.
На лице прорисованы ресницы и брови.
Зрачки расположены правильно.
Глаза пропорциональны размерам лица.
Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
Четко различимы лоб и подбородок.
Подбородок отделен от нижней губы.

Чем рисунок ребенка ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу 1 балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.
5 лет – 10 очков
6 лет – 14 очков
7 лет – 18 очков
8 лет – 22 очк
9 лет – 26 очков
10 лет – 30 очков
11 лет – 34 очка
12 лет – 38 очков
13 лет – 42 очка
14 лет – свыше 42 очков

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображения (меч для воина).

Анализ рисунка.

Отметьте, прежде всего, имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры. Рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который очень восприимчив к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, поэтому на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление.

Среди серьезных отклонений – изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Еще один значимый негативный фактор – изображение ребенком фигуры противоположного пола. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя (некоего другого человека) противоположного пола.

Символическое значение фигуры человека.

Голова . Если ребенок уделяет голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Отсутствие лба – ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Непропорционально большая голова – знак того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее.

Волосы . Выделение волос на голове – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшения – раннее сексуальное созревание.

Лицо – символ сферы общения, самая социальная часть рисунка. Черты лица изображены нечетко, слабо прорисованы, лицо схематично, упускает изображение черт лица, лицо рисует в последнюю очередь – сложности в общении, робость, очень насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим. Вытаращенные глаза, сжатые губы, открытый рот с оскаленными зубами – агрессия и враждебность. Хорошо прорисованные черты лица – внимание к себе, здоровое самоуважение. Закрашенное лицо, изображение звериного лица или напоминающего робота, обезличенного, ничего не выражающего лица — негативный знак, потеря идентичности, утрата чувства собственного «Я».

Подбородок – отражение силы воли, властности, мужественности. Увлечение изображением подбородка (часто стирают, перерисовывают, обводят, сильно выступает) – компенсация слабости, нерешительности, боязнь ответственности, стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих. Особенно если в изображении остальных частей линии слабые, легкие. Автор рисунка не обладает такими качествами в действительности, а лишь рисует себя таким в воображении.

Брови . Аккуратные брови – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности. Густые, мохнатые брови – грубость характера, строптивость, несдержанность, примитивность нравов. Поднятые брови – надменность, высокомерие.

Уши – открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Пропуск этой части или сокрытие ее волосами незначительное упущение. Определенное выделение ушей – чувствительность к замечаниям и осуждению; косвенно – упрямство и неподчинение авторитетам.

Глаза – отражение внутреннего мира ребенка. Пристальный, пронизывающий взгляд – агрессивность. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Глаза широко открытые, но не преувеличенные – любознательность. Взгляд не прямой, а скошенный – подозрительность. Маленькие глаза – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами. Закрытые глаза – попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов. Отсутствие зрачков, пустые глазницы – крайний эгоцентризм, ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания. Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот – многозначный элемент. Рот открыт – агрессивность, вербальная активность агрессивного характера; если прорисованы зубы – явная агрессия, возможно защитная. Выделение рта (стирание, смещение, непропорциональные размеры, подчеркивание и т.д.) – типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста – признак несамостоятельности, зависимости. Рот, обозначенный одной прямой чертой – внутреннее напряжение.

Губы – общепринятый символ сексуальной сферы. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой – признак верной половой идентификации. Прорисованные губы (у подростка) – наличие нарциссических тенденций.

Нос. Отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности.

Шея – связующее звено между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Длинная шея – зажатый, скованный, хорошо контролирующий себя человек. Короткая шея – естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи – признак незрелости.

Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Руки разведены в стороны, как для объятия – признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Руки спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах – необщительность и замкнутость. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки – хорошая социальная приспособляемость, легкость установления контактов с окружающими. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямым углом – поверхностные, неэмоциональные контакты с внешним миром. Крупные, большие ладони – признак деятельного, взрывного характера. Отсутствие ладоней – неприспособленность, отсутствие веры в свои силы, чувство непригодности. Тщательно прорисованные пальцы – способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею. Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – агрессия, воинственность. Кулаки на руке отведенной от тела – открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Руки со сжатыми кулаками прижаты к телу – скрытая, подавленная тенденция к бунту. Агрессия – пальцы как когти хищной птицы; руки, поднятые вверх, закрашенные руки. Отсутствие рук – крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости; для старшего возраста – чувство вины в связи со своим агрессивным отношением. То же и сильно заштрихованные кисти рук. Короткие руки – замкнутость, обращенность внутрь, на себя. Длинные руки – направленность на внешний мир, контактность. Большие, мускулистые руки – приоритет силы, стремление стать физически сильным, компенсация собственной слабости.

Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком – признак компенсации. Крупное, сильное тело с мощными плечами – внутренняя сила, сильное эго. Широкие, массивные плечи – выражение физической силы и превосходства. Сильный ребенок рисует слабое тело – это связано с переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело – выражение собственной слабости. Пупок (маленький ребенок) – признак эгоцентризма, если ребенок старшего возраста – инфантильность или стремление уйти в себя. Округлая форма туловища – уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность. Угловатая, прямоугольной формы фигура – мужественность, энергичность и экспрессивность. Украшение фигуры (бантики, пряжки) – повышенное внимание к собственной персоне. Изображение внутренних органов – крайне негативный признак – серьезные психические нарушения.

Ноги – символ опоры, устойчивости. Стопы нарисованы в профиль – признак устойчивости, уверенности в себе. Стопы пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп – чувство неуверенности. Отделение нижней половины тела жирной чертой (подростки) – проблемы в сексуальной сфере. Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги – выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. Ступни одетого человека изображаются с пальцами – крайняя агрессивность. Маленькие, неустойчивые ступни – чувство незащищенности.

Гениталии. Сокрытие области гениталий часто встречается у девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Над нижней частью живота могут быть изображены различные предметы (букет, др.).

Откровенное изображение гениталии – очень редко. Смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности. Вероятно, ребенок развит не по годам, осведомлен о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности. В большинстве случаев причина изображения гениталий – нарушение поведения, агрессия, фобия.

Т.к. нарисованная фигура тесно связана с автором рисунка и, определенным образом характеризует его, следует обратить внимание на размер фигуры, ее позу, расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность, прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона, а также посторонних объектов. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

Размер и расположение.

Маленькая фигура, которая скромно занимает лишь маленькую область пространства – чувство незащищенности, тревоги, депрессия, неприспособленность. Излишне большие, громоздкие размеры фигуры – слабый внутренний контроль и экспансивность.
Наклоненная фигура – нехватка психической неуравновешенности, нестабильность. Фигура смещена вправо – ориентация на внешний мир. Смещение влево – акцентирование на себе. Рисунок преимущественно в верхней части листа – оптимизм. Расположение фигуры в нижней части листа – чувство угнетенности, подавленности. Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа – завышенная самооценка. Ребенок рисует линию земли, и располагает человека высоко от нее, будто парит – оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Перспектива. Мальчики (редко – девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль – признак социальной напряженности, определенное чувство вины, связанное со сферой общения. Голова в профиль, туловище анфас, ноги в профиль – низкое умственное развитие и нарушение пространственного воображения.

Другие особенности изображения . Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую). Это естественный фактор, если рисунок выполнен 6-летним ребенком. В более старшем возрасте это имеет негативное значение, т.к. противоречит реальности. Возможно признак небольшой задержки развития, а также дезорганизация личности или умственная отсталость. В «мягком» варианте прозрачность свидетельствует, что ребенку не хватает поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай более показателен).

Необязательные детали . Сигарета, трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках фигуры – признак враждебности, агрессивности. Пуговицы, карманы в рисунках детей старшего возраста – недостаточная зрелость, инфантильность. Акцентирование галстука, шляпы – сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы – трубка, сигарета, и реже трость. Выделение ширинки на брюках (подростки) – озабоченность мастурбацией.

Разрозненные части тела. Это свидетельство отклонений – отказ создать целостный рисунок, отмечается у детей с личностной дезорганизацией.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки рисуют социально незрелые дети. Наиболее типичное нарушение – расхождение между способностями и успеваемостью в школе.

Чрезмерная штриховка . Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части (лицо, нижняя часть тела, др.) – тревожность. Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей старше 13 лет штриховка – показатель эмоционального расстройства.

Рисунки без людей . Для маленьких детей – вероятные трудности в межличностном общении. Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце. Сияющее солнце – хорошо приспособленный ребенок. Ливневые облака, заштрихованное солнце – несчастный, тревожный, подавленный ребенок.

Стирания . Факты стирания – выражение тревоги и неудовлетворенности.

В два года ребенок с удовольствием берет в руки карандаш. Пускай он рисует пока только бессмысленные палочки и закорючки, этот хаос свидетельствует о невозможности разделить мир на две части: внутренний и внешний. Малыш пока не понимает форму, но чувствует цвет.

Желтый и фиолетовый – самые любимые цвета у детей. И если ребенок предпочитает их, мама может быть спокойна – в душе у ребенка здоровый оптимизм и веселая фантазия.

Красный говорит о быстрой возбудимости.

Синий – о том, что, возможно, ребенок скучает по кому-то или чему-то, что он сосредоточен на внутренних проблемах.

Зеленый – показывает, что он ищет покой.

Коричневый означает, что он ощущает физический дискомфорт.

Особое беспокойство должно внушать предпочтение черного цвета – цвета подавленности, протеста против отрицательных эмоций.

Серый цвет не свойственен детским рисункам, ведь это цвет безразличия. Обратите внимание, если ребенок рисует только простым карандашом, ему не хватает положительных эмоций.

Обычно дошколята рисуют 5–6-ю цветами, что показывает их нормальное эмоциональное состояние. Если в палитре ребенка больше цветов, это указывает на его чувствительность и эмоциональность, а выбор 1–2 цветов в рисунке сигнализирует: ребенок подавлен, его что-то тревожит.

Точка, точка, два крючочка

К трем годам среди штрихов и каракулей появляются круги, а к кругам присоединяются палочки – вырастают руки и ноги. Появляется человек! В этом неловком человечке ребенок видит прежде всего себя. И это открытие для малыша: теперь он может переносить на бумагу свои мысли, которые еще не оформлены словесно, он может создавать свой мир.

Казалось бы, как трудно маленькому художнику нарисовать правильно глаза, уши, рот. Но именно их он старательно выводит. И эти черты лица расскажут о многом.

И прежде всего глаза. Большие, распахнутые глаза выражают тревогу, просят о помощи. Глаза-точечки боятся выразить свой страх – ребенок поставил себе внутренний запрет на слезы и просьбы. Человечек только с глазами на лице – подозрителен и осторожен. А если на портрете отсутствуют нос, рот и уши, ребенок не хочет общаться.

Шея на рисунке выражает связь ра­зума и тела. Как только ребенок начинает контролировать свои эмоции, на его рисунках появляется шея. И чем сложнее контролировать малышу свои чувства, тем длиннее эта шея.

Руки для ребенка имеют очень большое значение, ведь через тактильные ощущения он познает мир. Поэтому пусть вас не пугает, если у нарисованного человечка очень длинные руки и пальцев больше пяти. Таким образом художник выражает силу и способности своего персонажа. Если пальцев больше на левой руке, значит, ребенок чувствует себя более влиятельным дома, а если на правой – в детском саду, на улице или в компании друзей. Разведенные в сторону руки говорят о стремлении действовать, а длинные и слабые – просьба о защите.

Ноги – это то, что помогает человеку держаться на земле. Поэтому, чем больше точка опоры у персонажа рисунка, тем увереннее ребенок ощущает себя в этом мире. Очень длинные ноги – стремление к независимости, короткие – признак беспомощности.

Кто тут главный?

Сначала все «головоногие» на рисунках малыша имеют одинаковые черты, и ребенок сперва рисует, а потом придумывает название тому, что нарисовал. Но к четырем годам рисунок становится более осмысленным, и юный художник разделяет на бумаге себя и маму, себя и окружающий мир. Пока в его творчестве звучат мотивы семьи, самого близкого – физически, эмоционально, духовно – пространства.

И если, рисуя семью, ребенок кого-то упустил, это не случайно: значит, с этим членом у него существует скрытый конфликт. Но бывает и так, что ребенок не хочет рисовать самого себя в окружении родственников – он не нашел своего места в семье, ему кажется, что его не любят. Как ни странно, но вместо родственников на рисунке может появиться придуманный персонаж – герой сказки или животное. Это говорит о трудностях во взаимоотношении, о том, что малыш предпочитает жить среди фантазий.

Самый крупный персонаж рисунка – самый значимый для ребенка в семье. А тот, кто расположен выше всех, самый влиятельный. Расстояние между автопортретом ребенка и членом семьи выражает их взаимоотношения: чем ближе на рисунке, тем ближе в жизни. И соприкосновение персонажей рисунка говорит об их тесной психологической связи в реальности. Поэтому чаще всего юный художник в своих творениях держит маму и папу за руки.

Обратите внимание на персонажа, который обведен, заштрихован или нарисован с сильным нажимом – этот человек внушает ребенку тревогу.

А если над всей семьей на рисунке светит солнце – тепло и уют царят в доме, и это самое главное в жизни начинающего художника.

Нарисовать свой страх

Расширяется пространство познаваемого мира – расширяется пространство детского рисунка, появляются композиция и новые зрительные образы. В 5–6 лет ребенок уже умеет, используя всевозможные детали, выражать свои эмоции, мысли, чувства, фантазии.

Поощряйте его желание рисовать, ведь у этого простого занятия много важных функций. На раннем этапе рисование развивает координацию и моторику, способствует познанию формы, воспитывает в ребенке усидчивость. Позже – развивает творческое мышление, правильное восприятие мира, способствует взаимодействию зрительных, пространственных и двигательных функций. И, как вы уже убедились, детский рисунок позволяет заглянуть во внутренний мир ребенка. И не только узнать о его проблемах, но и попытаться с помощью рисунка их решить. Ведь, если ваш ребенок нарисовал свой страх на листе бумаге, значит, и избавиться от него можно в том же пространстве. Например, страшилу поместить за высокие стены замка, плачущей девочке дать в руки мороженое или протянуть руку обиженному братику. И увидите, как произойдет чудо: появится улыбка… нет, не у нарисованного персонажа, а на лице вашего ребенка.

Кстати

Лист бумаги тоже хранит в себе много тайн. Если его разделить на две части – правую и левую, то каждая из них будет отвечать за определенный вид подсознания. Левая часть – экстравертная: это представление о будущем и связь с отцом. Правая – интровертная: связь с прошлым, с домом, с матерью. В этой части ребенок чаще изображает того, кто оказывает на него сильное влияние.

Верхняя часть лица отображает интеллектуальный мир, нижняя – материальный.

Характер по рисунку

Гиперактивные дети все рисуют в движении, даже статичные детали как бы «пляшут» на листе бумаги. Рисунок не симметричный, в нем трудно провести хотя бы одну прямую линию.

Персонажи агрессивных детей имеют большие зачерненные, заштрихованные руки и большой открытый рот. Рисунки изобилуют множеством острых углов, цвета их темные или очень яркие.

На рисунках тревожных детей много затемненных участков или же, наоборот, эти рисунки почти прозрачны. Эти дети часто стирают или заштриховывают только что нарисованное. А себя изображают слишком маленькими.

Аутичные дети рисуют не торопясь, тщательно прорисовывают детали. Даже когда рисунок готов, они продолжают заштриховывать его. Тематика, чаще всего, однообразна. Ребенок рисует то, что уже умеет изображать.

Если на рисунке все члены семьи стоят рядом и держатся за руки, ребенок ощущает себя частью единого целого. Он спокоен и уверен во всеобщей к себе любви, чувствует себя комфортно и защищено.

Ближе к себе ребенок рисует человека, которому доверяет больше всего. Родитель, мало общающийся с ребенком, окажется в отдалении, иногда отделенным чертой или помещенным в окошко. Младшие братья или сестрички нередко тоже оказываются в стороне от остальных. Если же они еще и микроскопических размеров, значит, ребенок ревнует и борется за внимание родителей.

Интересно и то, в какой последовательности малыш изображает своих родственников. Если первым он нарисовал себя, это значит, что он эгоцентрик. Так и должно быть! Хуже если он нарисовал только себя одного. Это значит, что ваш малыш не ощущает себя членом семьи, существует изолированно. После себя малыш обычно изображает члена семьи, которого считает самым важным.

Бывает так, что ребенок не нарисовал кого-то из близких – возможно малыш затаил на него обиду или вовсе не любит этого человека. В конце ребенок обычно рисует домашних питомцев, это правильно. Стоит задуматься, если ребенок рисует их сразу после себя, возможно ребенку не хватает вашего внимания и он чувствует себя одиноким.

Все дети хотят поскорее стать взрослыми, поэтому на рисунках изображают себя одного роста со взрослыми. Если же ребенок нарисовал себя слишком крошечным, возможно, вы не даете ему проявлять свою индивидуальность.

В каком цвете рисунки?

Очень важны и цвета , которые использует ребенок. Самых любимых ему людей он раскрашивает в тот же цвет, что и себя. Непоседливые малыши выбирают такие теплые энергичные цвета, такие как оранжевый, малиновый. Тихие и серьезные малыши выбирают холодные и спокойные тона – синий, голубой, бледно-желтый. Если малыш рисует контрастными цветами – черным и белым – это говорит о его внутреннем конфликте, с которым он не в силах справиться.

Обращайте внимание и на то, как раскрашен рисунок . Если карандаш выходит за контуры, ребенок независим и свободолюбив. Если рисунок раскрашен излишне аккуратно или же между контуром и основным цветом остается белая полоса, значит малыш не достаточно уверен в себе и постоянно нуждается в вашей поддержке.

В 3-4 годика ребенок рисует нечто, больше напоминающее гуманоидов, нежели людей. Сложно понять где голова, а где руки. Шея зачастую отсутствует, а ноги растут прямо из головы. Иногда может быть изображено только туловище.

К 5-6 годам ребенок уже прорисовывает все части тела и лица. Отсутствие какой-либо части тела должно вас насторожить.

Длинные руки кого-то их родственников говорит о страхе ребенка перед ним. Если родители часто ругают ребенка, то малыш может не нарисовать им рот. Толстые ноги у фигурок свидетельствует о том, что ребенок чувствует напряженность в семье и подсознательно желает более надежного фундамента. Кроха, которому неуютно в мире, рисует страшных людей с раскинутыми руками и большими пальцами.

Особенные дети

Рисунки гиперактивных детей нессиметричны: если это дерево, то ствол искревлен, а листья немногочисленны, не прорисованы или изображены схематично. Фигуры людей никогда не бывают статичными, они как будто размахивают руками, прыгают, бегут.Раскрашивает такой ребенок небрежно, часто не может довести работу до конца.

Рисунки агрессивных детей отличаются большим количеством острых углов (клыки, шипы, когти). Персонажи кричат, дерутся, догоняют кого-то. Часто в рисунках присутствует оружие – ножи, пистолеты, мечи.

Дети, привыкшее добиваться своего при помощи кулаков , часто изображают большие заштрихованные руки. Конфликтные дети рисуют большой открытый рот с огромными острыми зубами. Основные цвета либо темные (черный, коричневый), либо яркие (зеленый, красный).

На рисунках тревожных детей много зачерненных пятен или, наоборот, линии почти незаметны. Изображения людей – с большими темными глазами, которые словно округлились от страха. Позы статичны и однотипны. Тревожные дети не любят фломастеры, предпочитая карандаш и ластик – чтобы исправлять только что проведенные линии. В этом и проявляется их неуверенность и боязнь сделать что-то не так. В их рисунках не встречается ярких и насыщенных цветов.

Не стоит впадать в панику, если в детском рисунке вы увидели какие-либо пугающие сигналы. Возможно, у малыша просто было плохое настроение. Оставшись с ребенком один на один, попросите его нарисовать то, что он хочет. Запишите все комментарии, которые малыш делает в процессе работы, а потом обсудите с ним нарисованное. Конечно, для того, чтобы делать какие-либо выводы, одного рисунка недостаточно. Но если из раза в раз в работах ребенка повторяются детали, настораживающие вас, соберите его рисунки и покажите специалисту.