Произведение «Обломов» И.А. Сочинение по роману А
Началось все с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить. (Н.А. Добролюбов)
Добролюбов в очень яркой и в то же время лаконичной форме выразил одну из основных мыслей романа.
Конечно же, лень, постоянное лежанье – следствия воспитания. Причины такого поведения были заложены еще в детские годы. Вечные няньки, тетушки, постоянная опека матери как бы задушили в нем резвость, веселость.
Все его детство мы узнаем из части первой главы «Сон Обломова».
Мы застаем героя семилетним мальчиком, утро которого начинается так: «Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут».
Видно, что это самая радостная и беззаботная пора в жизни Обломова. Конечно, самые прекрасные воспоминания героя – воспоминания о времени, когда его окружали забота и милые сердцу люди. Но забота эта слишком безгранична. Обломову запрещалось находиться практически везде: он не мог ходить по галерее, на сеновале, бывать в голубятне, на скотном дворе, в овраге.
Детский ум Обломова наблюдал за тем, что происходило в его доме, и запоминал это. Думаю, уже тогда зарождались его привычки, например, послеобеденный сон, обильная трапеза. Да и характер Ильи Ильича уже начал формироваться: мягкий, добрый, доверчивый, хотя бы потому, что он верил в сказки, которые рассказывала перед сном няня.
Позже Обломова стали отправлять на учебу к немцу Штольцу – управляющему села Верхлева. Но бывало, что Илья на полгода прерывал свое обучение из-за весьма сомнительных причин: то вдруг он нездоров, то праздник, то приедут к ним погостить знакомые, то Фомина неделя, то до лета осталось всего две недели – и ездить не стоит. В это время няню уже сменил Захар, и хотя Илья Ильич уже повзрослел, но: «Захарка, как, бывало, нянька, натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос».
Нет уже в нем той резвости, но не исчезла еще та детская непринужденность. Но только он захочет сделать что-нибудь сам, как раздаются крики: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!»
А однажды Илюша выбежал из дома без картуза и начал играть с другими детьми в снежки. Он весь загорелся этим детским восторгом, который свойственен, наверно, только русским детям во время зимних игр. Но этот огонь горел в нем недолго – в доме случился переполох, за ребенком прибежали дворовые, надели на него тулуп, шубу да еще два одеяла. Дома Обломова «напоили мятой, там бузиной, к вечеру еще малиной, и продержали дня три в постели, а ему одно могло быть полезно: опять играть в снежки…»
Мы видим, что Добролюбов действительно выразил важную мысль: простое надевание Чулков заставило верить ребенка в то, что всю жизнь за него другие будут выполнять его долг. И он вырос, как говорила Ольга Сергеевна Ильинская, голубем, который прячет голову в крыло от серьезных решений. А без ответственности, твердости и умения принимать решения невозможно жить.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -
Кокина Яна
«Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить.»
С именем Ильи Ильича Обломова связано много споров. Был ли прототип у этого героя? Прав ли Штольц, говоря так об Обломове (см. заголовок).
Илья Обломов – «человек сложный и живой». Доказывают это хотя бы то, что Обломов смог полюбить женщину, смог произвести на неё впечатление. Такая девушка как Ольга Ильинская, не стала бы общаться с человеком, если бы не разглядела в ннем Человека. Стало быть, в Обломове она Человека нашла. Так почему Илья Ильич заканчивает свою жизнь так бесславно, на диване, так и не сделав всего, что ему было предначертано?
Пожалуй, ответ следует искать в детстве героя, в его родовом имении Обломовка. Что из себя представляет это село? Сонный, забытый всеми, закрытый мирок со своим собственным, по-детски наивным и беззащитным укладом жизни. А теперь, что в этот угол попал ребенок. Все дети, как бы ленивы они от природы не были, вечно куда-то спешат, просто в силу непосредственности и любознательности.
Илюша Обломов тоже был подвижным. Однако, жизнь в Обломовке переиначила его характер. Энергия осталась, однако, перестала направляться в нужное русло, да, в сущности, никогда туда и не направлялась.
Итак, после теплого родительского дома Илья Ильич попадает в жестокий светский Петербург. Но пока Обломов не знает о жестокости столицы. Он наивен, предполагает, что начальник – второй отец, а сослуживцы – как братья.
Но это не так. В обществе он тоже ищет доброты и понимания, и нигде не находит. За холодными масками приличия и хороших манер люди прячут искренние чувства, прячут себя. Обломов кричит: «Где человек?», но ищет ли он его? По своей наивности Илья Ильич не думает, что, в силу обстоятельств, люди не показывают своих чувств; он не пытается заглянуть внутрь человека, потому что знает о том, что в душе у каждого может быть много тайн, секретов, волшебных ключей искренности и доброты. Поэтому герой чувствует себя одиноким, разочаровывается в обществе, предпочитает общению с людьми общение с диваном.
Обломова не научили жить, подумали, что, мол и так не пропадет, а может просто не подумали. Потому что так жил его отец, а до него – дед, прадед, и т.д. Но ведь если бы у Ильи был характер, воля, он, хотя бы методом проб и ошибок, стал приобретать опыт, навыки. Обломов сломался. Не нашел, ради чего мучаться, ради чего ставить над собой рискованные эксперименты. И после этого перелома, с Ильей случается удар. Прав был Штольц, когда пытался «разшпинать» героя, ой как прав! Обломов болел страшной болезнью почти с рождения, но лишь после ломания души, болезнь стала хронической.
«Обломовщина» - имя этой болезни. На мой взгляд, у нее два симптома: неумение жить и нежелание жить. Причем, второй вытекает из первого.
Я – русский человек, а всем русским свойственно быть Обломовыми. Я не спорю, что у Ильи Ильича прекрасная душа, но без хватки и опыта Штольца в нашейжизни не прожить. Поэтому пытаюсь вытравить из себя лень и патологическую любовь к дивану и мягкому халату. Я очень надеюсь, что сумею принести пользу людям и не закончу свою жизнь так, как Илья Ильич не оставив после себя ничего.
Рецензия на сочинение по роману А. И. Гончарова "Обломов"
"Началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить" Автор сочинения ученица 10 класса Кокина Яна.
Рассматривая данную работу, хочется отметить ее несомненно высокий уровень, обусловленный хорошим знанием текста, представлением об общей социальной ситуации, в которой произведение создавалось, и владением литературоведческим терминологическим аппаратом.
Тема сочинения на мой взгляд раскрыта достаточно полно. Отступлений и пространных, не относящихся теме сочинения рассуждений автор избегает.
Композиция сочинения стандартна: вступление, основная часть и заключение. Трудностей в восприятии тексста нет, все смысовые блоки объеденены между собой по смыслу и грамматически.
Характеристика героя дана, соответственно сюжету произведения. Определен тип и специфика конфликта. Рассмотренны не только генеральная сюжетная линия, но и побочные, без которых анализ был бы неполным. Интерпритация материала корректна и несодержит фактических неточностей.
Рецензент Мезенцева Алена ученица в 10 класса.
Отзыв. Открытый урок по роману И. А. Гончарова .
На днях у нас прошел открытый урок - игра по произведению "Обломов" . Участие приняли два класса: десятый и одиннацатый. Подготовка шла полным ходом: пять уроков мы изучали роман, читали статьи критиков и отзывы. Писали различные сочинения и хорактеристики главых героев. Дома дочитывали произведение, и можно сказать, готовились усердно. Я считаю, что такие уроки нам необходимы. Это расширяет наш кругозор, внимательность, подготовку. Наш класс принял актиное участие, но тем немение не выиграл. Но ведь главное не победа, а участие.
Сам по себе роман очень интересный, доведенный в чемто до обсурда, но в тоже время правдивый. Само произведение связано с автором, поэтому, чтобы лучше понять роман, мы тагже изучали биографию Гончарова. Иван Александрович говорил: "Я писал главного героя с себя", и у него, на мой взгляд.это отлично получилось.
Игра была увлекательной, некоторые вопросы были неожиданными. Помимо этого мы смотрели отрывки из фильма, в котором отчетливо было показанно детство Обломова и вся его жизнь на протяжении всего романа. Слуга Захар был как в романе: "... с необычно широкими и густыми русыми с прседью бакенбардами... ". Образ Обломова в фильме играет народный артист СССР Олег Табаков, который очень удачно, на мой взгляд, был подобран режиссером. Андрея Штольца играет не менее знаменитый Юрий Богатырев, а Олгу Елена Соловей. Подбор артистов просто изумительный. Фильм поставлен точно по роману, а главные герои будто сошли со страниц романа.
Урок, который провела наш учитель Давыдова Лилия Сергеевна был на самом деле очень интересный. Так как урок проходил в форме игры - соревнования на знание романа были победители и побежденные, хотя победил одиннадцатый класс, мне очень понравилось.
Колюкина Каролина ученица 10 класса МБОУ "СОШ" г. Вуктыла с. Подчерье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пятнадцатое октября.
Сочинение по роману И. Гончарова «Обломов».
«Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить.»
С именем Ильи Ильича Обломова связано много споров. Был ли прототип у этого героя? Прав ли Штольц, говоря так об Обломове (см. заголовок).
Илья Обломов – «человек сложный и живой». Доказывают это хотя бы то, что Обломов смог полюбить женщину, смог произвести на неё впечатление. Такая девушка как Ольга Ильинская, не стала бы общаться с человеком, если бы не разглядела в ннем Человека. Стало быть, в Обломове она Человека нашла. Так почему Илья Ильич заканчивает свою жизнь так бесславно, на диване, так и не сделав всего, что ему было предначертано?
Пожалуй, ответ следует искать в детстве героя, в его родовом имении Обломовка. Что из себя представляет это село? Сонный, забытый всеми, закрытый мирок со своим собственным, по-детски наивным и беззащитным укладом жизни. А теперь, что в этот угол попал ребенок. Все дети, как бы ленивы они от природы не были, вечно куда-то спешат, просто в силу непосредственности и любознательности.
Илюша Обломов тоже был подвижным. Однако, жизнь в Обломовке переиначила его характер. Энергия осталась, однако, перестала направляться в нужное русло, да, в сущности, никогда туда и не направлялась.
Итак, после теплого родительского дома Илья Ильич попадает в жестокий светский Петербург. Но пока Обломов не знает о жестокости столицы. Он наивен, предполагает, что начальник – второй отец, а сослуживцы – как братья.
Но это не так. В обществе он тоже ищет доброты и понимания, и нигде не находит. За холодными масками приличия и хороших манер люди прячут искренние чувства, прячут себя. Обломов кричит: «Где человек?», но ищет ли он его? По своей наивности Илья Ильич не думает, что, в силу обстоятельств, люди не показывают своих чувств; он не пытается заглянуть внутрь человека, потому что знает о том, что в душе у каждого может быть много тайн, секретов, волшебных ключей искренности и доброты. Поэтому герой чувствует себя одиноким, разочаровывается в обществе, предпочитает общению с людьми общение с диваном.
Обломова не научили жить, подумали, что, мол и так не пропадет, а может просто не подумали. Потому что так жил его отец, а до него – дед, прадед, и т.д. Но ведь если бы у Ильи был характер, воля, он, хотя бы методом проб и ошибок, стал приобретать опыт, навыки. Обломов сломался. Не нашел, ради чего мучаться, ради чего ставить над собой рискованные эксперименты. И после этого перелома, с Ильей случается удар. Прав был Штольц, когда пытался «разшпинать» героя, ой как прав! Обломов болел страшной болезнью почти с рождения, но лишь после ломания души, болезнь стала хронической.
«Обломовщина» - имя этой болезни. На мой взгляд, у нее два симптома: неумение жить и нежелание жить. Причем, второй вытекает из первого.
Я – русский человек, а всем русским свойственно быть Обломовыми. Я не спорю, что у Ильи Ильича прекрасная душа, но без хватки и опыта Штольца в нашейжизни не прожить. Поэтому пытаюсь вытравить из себя лень и патологическую любовь к дивану и мягкому халату. Я очень надеюсь, что сумею принести пользу людям и не закончу свою жизнь так, как Илья Ильич не оставив после себя ничего.
Роман Гончарова “Обломов” вышел в свет в 1859 году, когда Россия стояла на пороге перемен в экономической и политической жизни, вызванных необходимостью отмены крепостного права.
Роман сразу стал предметом всеобщего внимания как для читателей, так и для критиков. Выделяется оценка романа Добролюбовым. В статье “Что такое обломовщина?” критик назвал роман Гончарова “знамением времени”, а также заметил, что у Гончарова были предшественники в изображении “обломовщины” и сходных с ней социально-нравственных явлений.
В романе Гончаров затронул проблемы, которые выдвинуло время, и показал реальное состояние русского дворянского общества в пореформенный период в России.
Роман “Обломов” - это роман о герое и о явлении, породившем этого героя, - “обломовщине”.
Главное действующее лицо романа - Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, умный, культурный человек, получивший хорошее образование. Так, Гончаров рисует портрет Обломова: “Это был человек лет тридцати двух - тридцати трех, приятной наружности с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”. Автор отмечает “выражение усталости и скуки”, нездоровый вид от недостатка движения и воздуха. Для более полного раскрытия характера героя Гончаров во всех подробностях описывает быт Обломова, а вся первая глава посвящена одному дню из жизни Ильи Ильича.
Безразличие к себе и ко всему, что окружает Обломова, наиболее ярко проявляется в описании его кабинета: “По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью: зеркала... могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память”.
Захар, слуга Ильи Ильича, как бы повторяет собой своего хозяина. И если дорогой восточный халат Обломова “засалился”, то у Захара- постоянная прореха под мышкой, из которой торчит кусок нижней рубашки. Сам ленивый, он спекулирует на лени барина, и для своей нерадивости и лени он всегда находит оправдание. “Обломову и хотелось бы, чтоб было чисто, да он только желал, чтоб это делалось как-нибудь незаметно, само собой, а Захар всегда заводил тяжбу, лишь только начинали требовать от него сметания пыли, мытья полов и т. п...”
Илья Ильич по характеру честен, добр, кроток. Его друг Андрей Штольц говорит о нем: “Это хрустальная, прозрачная душа”. Но эти черты дополняются такими качествами, как безволие и лень. “Лежание у Ильи Ильича было его нормальным состоянием”.
Жизнь Обломова лишена стремлений к изменениям, преобразованиям. Больше всего на свете он ценит покой, не имея сил и желания бороться, если можно жить и так. Как только судьба ставит перед ним проблему выбора, возникающую рано или поздно перед любым человеком, Обломов пасует перед жизненными проблемами и трудностями.
И только иногда, в редкую сознательную минуту, он начинает с грустью и болью понимать свое положение. “А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало...” “Однако... любопытно бы знать..., отчего я такой?” - задает себе вопрос Обломов. Ответ на этот вопрос Гончаров дает в IX главе первой части “Сон Обломова”, которая переносит читателя в пору детства Илюши, в деревню Обломовка, где происходит формирование характера героя, к истокам такого явления, как “обломовщина”.
Деревня - это особый мир, чуждый суетности и потрясениям жизни. Картины природы представляют собой идиллический пейзаж, который не может быть нарушен никакими бурями и стихиями. Солнце светит ровно, осадки выпадают в свое время в нужном количестве, мороз крепчает, как и положено в Крещение. Ничего не нарушает сложившийся порядок. В природе присутствует гармония.
Точно так же была устроена и жизнь в Обломовке, где и хозяева, и слуги жили в “сонном царстве”, где “норма жизни была готова и преподана им родителями, а те переняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушки от прадедушки, с заветом блюсти ее ценность и неприкосновенность” Любая попытка и инициатива Илюши к самостоятельному действию пресекалась, так как для этого был “Захар и еще триста Захаров”. “Все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить”. Покинув Обломовку, “этот рай на земле”, Илья Ильич оказался несостоятельным к жизни, далекой от мира детства. Появилась необходимость в самостоятельном выборе и принятии собственных решений. Попав на службу, он пасует перед теми проблемами, с которыми сталкивается. Испугавшись ответственности за допущенную ошибку (отправляет письмо с документами вместо Архангельска в Астрахань), Обломов сказывается больным, а после уходит в отставку.
Используя уже известный прием в литературе, Гончаров подвергает своего героя испытанию любви. Ведь именно в любви и дружбе личность проявляется наиболее ярко.
Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую. Ольга ценит и любит в Обломове его доброту, его нежное сердце и тонкую душу. Она верит в него, верит в то, что он способен возродиться к новой жизни, что именно ее любовь изменит его. “Поэма любви” с ее страстями, взлетами и падениями показалась Обломову “претрудной школой жизни”. Он пугается тех высоких свойств души, которыми он должен обладать, чтобы стать достойным любви Ольги, пугается тех бытовых трудностей, которые возникают вокруг него. А преодолеть, устранить их
он не может - не знает как.
Свой идеал он находит на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая ничего не требует от него, как Ольга, а просто слепо любит его, потакая ему во всем. Такая любовь не только не способна возродить Обломова к новой жизни, а, наоборот, губит и уничтожает окончательно. Ольга “сняла” с него халат, Агафья же снова “надела”. Но именно в доме Агафьи Пшеницыной Обломов счастлив, так как именно здесь он находит свою Обломовку.
Гончаров, безусловно, осуждает лень, боязнь движения и жизни Обломова неспособность к практической деятельности, подмену жизни расплывчатой мечтательностью. Первоначально он даже хотел назвать роман “Обломовщина”. “Одно слово, - думал Илья Ильич, - а какое... ядовитое”. Автор видит также и причины, породившие это явление, - условия такой поместной жизни позволили помещику не заботиться о “хлебе насущном”. Привычка жить чужим трудом, заложенная с детства, привела к гибели,
подавила лучшие начала личности.
Гончаров реалистично изобразил картину русской дворянской жизни, при которой лучшие ценности человека убиваются бездеятельностью. Образ Обломова оказался вневременным понятием, воплотившим в себе лень, апатию, неспособность к самостоятельному действию, и приобрел нарицательное значение.