Последний венецианец карло гоцци. Краткая биография карло гоцци

Сказки для театра, фьябы замечательного итальянского драматурга Карло Гоцци — это причудливый мир фантастических превращений, коварных и добрых фей, напряженной борьбы честных и смелых людей с эгоистами, лицемерами и угнетателями. В этом мире по-новому зазвучали голоса образов из старинной комедии масок.

Гоцци и Гольдони, по существу, реформировали итальянский театр. Но эту проблему они решали по-разному. Жизнь Гоцци небогата внешними событиями, но она наполнена неутомимым творчеством и напряженной работой.

Карло Гоцци всем существом, всеми корнями своего творчества был связан с Венецией. Он родился в патрицианской семье. Отец его был типичным ариетократом-эпикурейцем. Мать строго придерживалась традиций и больше увлекалась светскими развлечениями, нежели воспитанием своих детей.

В детские и юношеские годы Карло Гоцци под влиянием старшего брата, журналиста Гаспаро, полюбил литературу. После окончания школы Карло Гоцци несколько лет провел на военной службе, побывал в Далмации и в 1744 году снова возвратился в Венецию.

В доме Гоцци всегда собиралось много портов и драматургов. Часто гости вели горячие дискуссии о литературе, театре и философии.

В то время театральная жизнь Италии была насыщенной и бурной. Драматург Пьетро Кьяри писал сентиментально-романтические пьесы. Они имели шумный, но кратковременный успех.

Карло Гольдони создавал реалистические комедии и завоевывал все новых и новых почитателей.

В 1747 году Даниель Фарсетти основал Академию Гранеллесков. Слово «гранелла» обозначает зерно и чепуху. Поэтому это своеобразное литературное объединение многие называли «Шутовской Академией».

Гаспаро и Карло Гоцци были ее активными членами. На собраниях академии придумывались своеобразные обряды, так, голову председательствующего «украшали» венком из листьев капусты. Здесь же участники необычных заседаний писали «Летучие листки», заполненные шутками, эпиграммами и пародиями. Гаспаро и Карло Гоцци очень часто заполняли эти листки своими произведениями.

Члены Академии Гранеллесков — в большинстве своем представители венецианской аристократии — отрицательно относились к деятельности драматургов-просветителей Гольдони и Кьяри. Особенно критически к этим представителям нарождающейся буржуазной культуры был настроен Карло Гоцци. Он анонимно выпустил пародию под названием «Комический театр в трактире Пилигрима в руках академиков Гранеллесков». В ней Гоцци зло осмеивал сюжеты и образы комедий Гольдони. Вскоре Гоцци выступил открыто и издал альманах «Баркас влияний на 1756 високосный год» (1757), сатиру в 12 песнях «Причудница Марфиза» (напечатана в 1772 году) и др.

Пьесы Кьяри Гоцци считал фальшивыми и ходульными, бытовые комедии Гольдони не признавал. Подчеркивая несомненный талант последнего, он обвинял его в том, что его пьесы лишены занимательности, интересной интриги, натуралистичны, в стилистическом и лексическом отношении вульгарны, грубы и изображают шаржированные характеры. Он писал о Гольдони: «Многие его комедии представляют простое нагромождение сцен».

Карло Гоцци упрекал Гольдони в том, что последний копировал природу й жизнь, исключал из своих пьес романтико-фантастический элемент и поэтому они все у него сухие и рационалистические. Гоцци считал, что необходимо вернуть в театр поэзию и фантазию на основе возрождения старинной комедии масок — комедии дель арте. Гоцци стремился, чтобы на театральные подмостки снова возвратились полные жизни, блеска, остроумия образы комедии масок.

Он решил создать пьесы, полные фантастических картин, причудливых образов, острых ситуаций и необычных конфликтов. По его замыслу, все эти казалось бы неправдоподобные сценические элементы в своей сущности должны раскрывать правду действительности, характеров и психологии людей.

Первую свою сказку для театра — фьябу — «Любовь к трем апельсинам» Гоцци поставил 25 января 1761 года силами труппы актеров комедии масок, которой руководил знаменитый Антонио Сакки. Эта фьяба, помимо основного текста, имела много импровизированных сцен.

В сюжет фьябы «Любовь к трем апельсинам» Гоцци включил много фантастических и даже магических сцен; на первый взгляд они кажутся неожиданными и волшебными.

Принц Тарталья, сын короля Сильвио, заболел иппохондрией, его ничто не интересует, он ко всему равнодушен и его может исцелить только человек, который сумеет заставить принца рассмеяться. Двоюродная сестра Тартальи Клариче вместе с ее возлюбленным Леандро из корыстных побуждений пытаются отравить его хлебом, которым их снабжает злая волшебница Моргана. *

Труффальдино, заставив упасть Моргану, этим самым рассмешил принца. Тарталья выздоровел, но злая волшебница, мстя ему, возбудила в его сердце любовь к трем апельсинам. Он вместе с Труффальдино отправляется на поиски. Три апельсина находились в "замке злой волшебницы Креонты. Но в замок может проникнуть только тот, кто откроет засов на воротах, накормит голодного пса, охраняющего эту неприступную цитадель, и высушит колодезную веревку. Принц Тарталья вместе с Труффальдино, пользуясь услугами мага Челио, который дал им мазь для засова на воротах, хлеб для голодного пса и посоветовал, как высушить веревку от колодца, проникают в замок и Овладевают тремя апельсинами. Маг Челио советовал им разрезать апельсины только у озера, но Труффальдино не последовал этому совету. Он разрезал первый плод, и из него вышла красивая девушка. Она хотела пить. Труффальдино, чтобы утолить ее жажду, разрезал второй апельсин. Из него вышла прекрасная принцесса, сестра первой девушки. Тарталья же, выполняя указания мага Челио, третий апельсин разрезал у озера. Из него появилась дочь короля Конкула Нинетта. Принц напоил ее из железного башмака озерной водой.

Когда-то волшебница Креонта околдовала всех трех принцесс и заключила их в апельсины. Тарталья и Труффальдино освободили прекрасных девушек. Принц полюбил Нинетту, но злая арапка, служанка Морганы Смеральдина решила помешать им. Она втыкала шпильки в волосы Нинетты и та, превращаясь в голубку, улетала от Тартальи. Смеральдина сама становилась Нинеттой. Труффальдино узнал о коварных приемах арапки и освободил принцессу от шпилек. Нинетта и Тарталья достигли желанной цели. Они завоевали свое счастье. Таков финал сказки.

В этой фьябе современники Гоцци сразу уловили пародийно-сатирические выпады против пьес Гольдони и ходульно-патетических монологов Кьяри. Так, например, злая волшебница Моргана, обращаясь к Тарталье, произносит в стиле Кьяри: «Отверзни слух; чудовище! Дойди мой крик до чрева!

Сквозь стен, сквозь гор препятствие проникнет голос гнева, как гибельная молния испепеляет сушу, так пусть мои вещания тебе вонзятся в душу!»

Первая фьяба Гоцци имела большой успех. Сказочный сюжет, каскад постановочных трюков, необычные превращения, буффонада масок произвели на венецианцев ошеломляющее впечатление.

Гоцци, вдохновленный успехом, в 1761 году написал вторую фьябу «Ворон». В то время в Италии большую популярность завоевал сборник Базиле «Пентамерон, или Сказки о сказках». Гоцци, прочитав его, заинтересовался сказкой о Дженнаро и Милоне. На ее сюжет и был написан «Ворон».

Волшебник Норандо, отец Армиллы, жены царя Милона, превращает его брата Дженнаро в статую. Его можно снова превратить в человека, если окропить эту статую кровью жены Милона. Армил-ла приносит себя в жертву для спасения Дженнаро.

«Ворон» — пьеса о высоком гуманизме, о беззаветной преданности, фьяба «строгой морали и высоких страстей». Она написана стихами и прозой. Действующие лица: Армилла, Милон, Дженнаро говорят стихами; Панталоне, Тарталья, Бригелла, Труффальдино — прозой.

Гоцци талантливо и глубоко изобразил душевные порывы, настроения и чувства героев. Перед зрителем проходила галерея живых и своеобразных образов: добряка Панталоне (его роль играл талантливый актер Чезаре Дарбес), злого Норандо, остроумной Бри-геллы, Труффальдино и коварного царедворца Тартальи.

Пьеса написана сочным, образным языком, причем речь персонажей индивидуализирована. Язык Панталоне, например, поражал cffoeft колоритностью.

В 1762 году Карло Гоцци создал свою третью фьябу «Король-олень». Эта пьеса отличается тонкостью психологического рисунка. Гоцци создал замечательные образы дочери Панталоне Анджелы, короля Дерамо, министра Тартальи, Клариче, Леандро и площадного сказителя Чиггалотти.

Сюжет сказки построен на фантастических событиях. Скромная, бескорыстная, преданная Анджела должна стать женой короля Дерамо. Но злодей Тарталья, стремившийся сделать свою дочь Клариче королевой, вселился в тело Дерамо и превратил его в оленя, а потом — в нищего. Клариче любила юношу Леандро, и ей были ненавистны коварные планы ее отца. Как и во многих других произведениях Гоцци, в этой сказке происходит напряженная борьба добра со злом. Побеждает добро, побеждает самоотверженная любовь Анджелы. Глубокий художественный анализ самых тонких движений человеческой души, острые конфликты, мастерство композиции, живые диалоги и монологи — характерные черты этой фьябы. Если сказка «Ворон» — светлый гимн братской любви, то фьяба «Король-олень» — прекрасная песнь о супружеской верности.

«Принцесса Турандот» (1762) относится к лучшим произведениям Гоцци. Здесь уже нет магических превращений людей в животных и статуи. Мотивы ее более реальны. Гоцци хорошо знал сборник персидских сказок, изданный известным ориенталистом Пети де ла Круа в 1712 году, и комическую оперу французского писателя Леса^а «Китайская принцесса». Они близки к его «Принцессе Турандот». Но Гоцци, сохраняя основную сюжетную линию «Китайской принцессы» Лесажа, по-иному и в идейном, и в художественно-сценическом плане решает основную проблему. Он ввел в свою фьябу много новых элементов.

Турандот — образ сильной и гордой женщины. Она не хочет быть женой-рабыней. Поэтому принцесса отвергает предложения многих претендентов на брак с ней и ограждает свою свободу своеобразным способом — задает претендентам загадки. Она в жизни больше всего ценит человеческое достоинство и выходит замуж за Калафа только тогда, когда убеждается в его высоких моральных качествах.

Калаф — человек не только недюжинного ума, но и сильного характера. Он решительно идет к своей цели. Полюбив Турандот, он согласен преодолеть во имя своего чувства любые трудности; целеустремленность — основное качество его характера. Создавая этот образ, Гоцци убеждал зрителей в том, что ценность жизни заключается в беззаветной преданности идеалу, в высокой принципиальности и стойкости. Такие люди, как Калаф, способны на подвиг, на героические поступки и великие свершения. Но Гоцци раскрывает характеры своих героев во всей их сложности. Турандот, с одной стороны, гордая, свободолюбивая и даже в известной мере суровая женщина, а с другой — она нежная, любящая и пылкая натура. Калаф тоже сочетает в своем характере мужество и энергию, преданность и мечтательность. Соперница Турандот Адельма, способная на коварство и обман, в то же время женственна и умна. Гоцци изображал своих героев как носителей сильных страстей, но никогда не рисовал образы одной краской.

В фьябе «Принцесса Турандот» исчезли магические элементы^ она насыщена яркими экзотическими картинами и неожиданными сюжетными поворотами. Поэтому уже первая постановка этой сказки вызвала бурю восторга в Венеции и во многих странах мира.

Шиллер высоко ценил «Принцессу Турандот» и перевел ее на не4 мецкий язык. Гофман, несомненно, писал свою «Принцессу Брам-биллу» под влиянием Карло Гоцци. Известны восемь опер, созданных по мотивам «Принцессы Турандот», лучшая из них — опера Пуччини. У нас в стране наиболее тонко сценические особенности Этого произведения уловил режиссер Вахтангов, и поэтому не случайно его постановка получила высокую оценку общественности.

Во всех отношениях интересна и следующая пьеса Гоцци «Женщина-змея» (1762). В этой фьябе он снова прибегает к своему излюбленному сценическому приему — превращению. Фея Керастани не смеет любить смертного, обычного человека. Но она нарушает Этот закон и влюбляется в царя Фаррускада. За нарушение традиции фея несет наказание и превращается в змею. Но Фаррускад, который также искренне и сильно полюбил Керастани, целует ее, когда она стала змеей, и фея принимает свой прежний облик. Эта фьяба о беззаветной любви, преодолевающей любые преграды. В ней Гоцци воспел красоту земных чувств и страстей. Фантастические картины в пьесе чередуются с реально-бытовыми. Мы видим здесь воспитателя Фаррускада Панталоне, человека здравомыслящего и рассудительного. Труффальдино в «Женщине-змее» выступает в роли ловчего. Антонио Сакки, игравший эту роль, появлялся перед зрителями в рваном плаще и грязной шляпе.

В 1763 году Гоцци написал шестую сказку для театра «Зобеида»: о трагическом конфликте добра и зла. В пьесе очень много магического элемента: превращения, колдовство. Цель пьесы — осудить лицемерие, развращенность, преступления и все пороки современного Гоцци общества.

Следующую комедию для театра «Счастливые нищие» он написал в 1764 году. Если действие «Зобеиды» происходит в Грузии, то события «Счастливых нищих» развиваются в Самарканде. Эта пьеса по стилю, композиции и манере ближе всего стоит к «Принцессе Турандот». В ней почти нет ничего фантастического. Самаркандский царь Узбек решил стать нищим. Четыре года он скитался по стране. В это время власть захватил мясник Мудзафер. Это был жестокий и деспотичный правитель. Он беспощадно грабил народ. Панталоне, отец замечательной девушки Анджелы, подвергся его гонениям. Неукротимый в своей жестокости, Мудзафер решил сурово наказать Панталоне. Он выдал Анджелу за нищего. Но этим нищим оказался царь Узбек.

Пьеса заканчивается счастливой развязкой. Деспот Мудзафер посрамлен и снова стал простым мясником. Узбек и Анджела нашли свое счастье во взаимной любви.

В этом же году Гоцци создал еще одну фьябу «Синее чудовище».

В ней он поэтически изобразил любовь принца Таэра к принцессе Дардане. Действие ее происходит в Грузии.

«Синее чудовище» Дзелу преследует принца и принцессу. Дардане он превратил в юношу, а Таэра — в чудовище. Но истинное чувство побеждает козни Дзелу. Таэр и Дардане силой своей любви преодолевают все препятствия и завоевывают заслуженное ими счастье. В «Синем чудовище» очень заметно влияние Боярдо, Ариосто и Тассо.

Эта фьяба, по существу, не обогатила новыми красками творческую палитру Гоцци. Гоцци решил отказаться от чисто фантастических приемов и опять вернуться к сатирико-пародийным методам. Девятая фьяба Гоцци «Зеленая птичка», написанная им в 1765 году, имела головокружительный успех. Билеты в театр, где она шла, могли достать только немногие счастливчики. Толпы людей буквально осаждали вход в зрительный зал.

Эта фьяба являлась очень интересным художественным сплавом буффонады масок с философским памфлетом. Литературными источниками ее являются книги неаполитанского писателя Помпео Сарнели «Позиликеаты» (третья глава—«Обманутая обманщица»), Базиле «Пентамерон» и сказка «Спящая красавица».

Сюжет ее по сравнению с другими сказками Карло Гоцци прост. У короля Тартальи и его супруги Нинетты похитили близнецов Ренцо и Барбарину. Их подкинули колбаснику Труффальдино и его жене Смеральдине.

Труффальдино претендует на ученость. Он пишет книги и в них проповедует модное философское учение французских просветителей о разумном эгоизме (Гельвеций). Но в сущности Труффальдино стремится этими, якобы научными, принципами прикрыть свое себялюбие и утилитарный практицизм. Наиболее сильные сцены Этой пьесы в сатирически-памфлетной форме раскрывают ограниченное мировоззрение колбасника. Они в пародийном плане изображают мещанские-взгляды, узость кругозора, эгоцентризм Труффальдино.

Король Террадомбры, превращенный в «зеленую птичку», полюбил Барбарину. Он добр, гуманен и искренен. В изображении Гоцци король в идейно-психологическом плане стоит значительно выше колбасника Труффальдино. «Зеленая птичка» — пьеса о превосходстве подлинно человеческих чувств над эгоистическими и утилитарнопрактическими. В жизни побеждают люди высоких страстей и самоотверженных поступков. Для того чтобы достигнуть счастья, человек должен подняться выше эгоистических стремлений. Таков вывод, к которому приходит Гоцци в своей фьябе.

В 1765 году Гоцци написал «Дзеим, царь джиннов, или Верная раба». В этой фьябе Гоцци творчески сплавил в одно целое сказочные, сатирические и пародийные элементы.

Светлые образы Дзелики, сестры царя Суффара, Сарке, дочери Панталоне, царя Альхоуза, влюбленного в Дзелику, и ее покорной рабыни, неузнанной сестры Дугме,— колоритны и ярки...

Вся сказка насыщена оптимистическими, жизнеутверждающими и гуманными мотивами.

В своей фьябе Гоцци выразил отрицательное отношение к городской культуре. Сарке живет в деревне и мечтает о городских развлечениях. Ее отец самыми мрачными красками описывает столичную жизнь. И даже неискушенный зритель пьесы улавливает в высказываниях Панталоне правдивую характеристику Венеции тех лет. В этом городе процветали разврат, обман, хитрость и демагогия.

«Сказки для театра» Карло Гоцци завоевали популярность только в Венеции, в то время как комедии Гольдони имели успех во всей Италии. Театр Гольдони, поскольку он развивал мощную реалистическую традицию итальянской литературы, получил всеобщее признание. Но стремления Карло Гоцци обогатить реализм, раздвинуть его рамки не остались бесследными в истории европейского театра.

В своих фьябах Гоцци с позиций аристократа обличал собственнические интересы и экономическое отношение, характерные для развивающейся буржуазии уже в те времена. Он ненавидел бесплодный и сухой рационализм.

Практицизму, голому расчету Гоцци противопоставлял мир смелой фантазии и романтических страстей. Поэтому его так высоко ценил немецкий романтик Гофман..

Гоцци восхищался культурой Возрождения, он был убежден в том, что высокие принципы Ренессанса, оптимизм, вера в человеческие силы, гуманизм, обогащенные и обновленные, восторжествуют в будущем. Эти прогрессивные идеи он талантливо выразил в своих фьябах. В этом воспитательное значение его творчества.

В последние годы жизни-Карло Гоцци перестал создавать сказки для театра и увлекся романтической трагикомедией. Написанная прозой и стихами трагикомедия «Кавалер друг, или «Торжество дружбы» и прозаическая «Дорида, или Примирившаяся» в сюжетном плане интерпретировали широко известные в те времена пьесы Кальдерона, Моретта и Рохаса.

В 1771 году Гоцци издал пьесу «Женщина истинно любящая» и в 1772 году «Принцесса-философ, или Противоядие». Подобных пьес он написал 23. Все они в идейном и художественном отношении были очень слабыми и маловыразительными произведениями.

Уже будучи пожилым человеком, Гоцци увлекся актрисой Теодорой Риччи. Она любила дипломата Гратароля. Гоцци пережил сложную духовную драму. Свои мысли и переживания он описал в «Бесполезных мемуарах» (1797).

Карло Гоцци умер в 1806 году. Девизом всей его жизни было сформулированное им самим изречение: «Стремление к совершенству я отношу как к нравственности, тан и к искусству писать».

Сам Карло Гоцци всю жизнь стремился к совершенству, к завоеванию вершин литературы и искусства. Свидетельством этого стремления являются его сказки для театра. В них мы слышим трепетное биение жизни и видим неустанные поиски красоты и высоких идеалов гуманизма. Его творчество направлено против буржуазного рационализма, оно оказалось близким немецким и французским романтикам начала XIX века. Многие произведения Гофмана, Нодье и других писателей созданы под влиянием фьяб Карло Гоцци.

Король–Олень

Трагикомическая сказка для театра в трех действиях

Перевод Я. Блоха и Р. Блох

На русской сцене постановку этой сказки осуществил С. В. Образцов в Центральном театре кукол (1943).

Большой сценический успех «Апельсинов» и «Ворона» заставил синьора Гольдони, человека, не лишенного хитрости, сказать, что он начинает со мной считаться, так как я произвел на свет новый театральный жанр, соответствующий вкусам публики. Синьор аббат Кьяри со своей обычной осторожностью ругал публику, говорил об ее испорченном вкусе и невежестве. Что же касается журналистов, то они в своих листках хвалили мои сказки и находили в них красоты, которых я сам в них прежде не замечал.

Чуткие талантливые люди смотрели на эти вещи с правильной точки зрения и искренне и беспристрастно хвалили их, как подобает честным, просвещенным людям, умеющим различать тривиальности, поданные с искусством, от тривиальностей, являющихся плодом неповоротливого и необразованного ума.

Нелегко было победить толпу, привыкшую спать на так называемых «правильных» представлениях синьоров Кьяри и Гольдони и слишком убежденную в том, что они действительно правильные и ученые, таким необычайным для нее жанром, к тому же прикрытым столь ребяческим наименованием.

Эта толпа посещала представления моих первых двух сказок и, хотя была захвачена их внутренней силой, стыдилась хвалить произведения, носившие ребяческое название, из боязни унизить свое культурное достоинство и возвышенный образ мыслей, соглашаясь, однако, с тем, что они не лишены некоторых достоинств.

Чтобы пересилить эту краску стыда, я нашел необходимым в подобного рода вещах откровенно идти дальше в своей фантазии. И, действительно, тот, кто прочитает «Короля–Оленя», мою следующую сказку, легко убедится в смелости моей мысли.

Заключающиеся в ней сильные трагические положения вызывали слезы, а буффонада масок, которых я, по своим соображениям, хотел удержать на подмостках, при всей вносимой ими путанице нисколько не уменьшила впечатления жестокой фантастической серьезности невозможных происшествий и аллегорической морали, несмотря на то что труппа Сакки, всецело строя свое благополучие на преувеличенной пародии доблестных масок, ощущала сильный недостаток в актерах, которые могли бы играть с должным умением, сдержанностью и чувством серьезные роли, а последние, при неправдоподобном содержании, занимают гораздо более ответственное положение, чем в правдоподобных сюжетах, и требуют от актера исключительного дарования при изображении правды, которой на самом деле не существует.

Как будет видно из дальнейшего, сказка «Король–Олень» начиналась с вольности в виде нелепейшего пролога. Произносил его старик по имени Чиголотти, человек странной внешности, хорошо известный в Венеции, собиравший вокруг себя толпы людей, рассказывая им грубым голосом старинные романы о волшебниках, и, делая это со смешной серьезностью, вставлял в свой рассказ массу бесконечных глупостей, аффектируя при этом тосканскую речь.

Атанаджо Дзаннони, исполнявший с редким мастерством роль Бригеллы среди масок труппы Сакки, изображал этого старика с неописуемым успехом, в совершенстве подражая ему в одежде, голосе, прибаутках, жестах и позах, что всегда производит на сцене большое впечатление.

Неоспоримый успех имеют даже тривиальности, освещенные с должной откровенностью и вставленные в пьесу так, чтобы публика видела, что автор отдавал себе в них полный отчет и смело ввел их в пьесу именно как тривиальности.

Многие места «Короля–Оленя» и прочих моих сказок, в которых я всегда применял неограниченную свободу, подтверждают этот мой взгляд, осуждая тех немногих, кто называл их глупыми пустяками, пошлыми и тошнотворными.

Для того чтобы не без удовольствия продержать в театре в течение трех часов восемьсот или девятьсот человек весьма различного культурного уровня и для того, чтобы оказаться полезным труппе старинных итальянских масок, необходимо по многим причинам бросать в землю семена весьма разнообразных растений. Мелкие писаки, привыкшие все поносить, наверно, обладают очень слабыми желудками, неспособными отделить и переварить в отдельности каждый род зерен в моих скромных представлениях, которые, каковы бы они ни были, пользовались успехом у публики.

Я говорю это вовсе не для того, чтобы утверждать, что сказка «Король–Олень», сочиненная по моему методу, непременно понравится в театре. Мне не надо предсказаний: она имела огромный успех. Поставленная труппой Сакки в театре Сан Самуэле в Венеции 5 января 1762 года, она была повторена шестнадцать раз подряд при переполненном зале и до сих пор ежегодно возобновляется.

Если моим благосклонным читателям пьеса эта покажется пустяком, я приму это с философским смирением.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Чиголотти - площадной рассказчик, лицо заимствованное, пролог представления.

Дерамо - король Серендиппа, возлюбленный Анджелы.

Анджела - дочь Панталоне.

Панталоне - второй министр Дерамо.

Тарталья - первый министр и личный секретарь Дерамо, влюбленный в Анджелу.

Клариче - дочь Тартальи, возлюбленная Леандро.

Леандро - сын Панталоне, придворный кавалер.

Бригелла - дворецкий короля.

Смеральдина - его сестра.

Труффальдино - ловчий, влюбленный в Смеральдину.

Дурандарте - волшебник.

Стража .

Охотники .

Народ .

Действие происходит в Серендиппе и его окрестностях.

Все действующие лица, кроме Чиголотти, одеты по–восточному.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Театр представляет небольшую площадь.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ (ВМЕСТО ПРОЛОГА)

Чиголотти (подражающий костюмом, разговором и жестами одному человеку, который обычно рассказывал сказки и романы народу на Большой площади Венеции, снимает шляпу, отвешивает поклон публике и, снова надев шляпу, произносит следующую

На этот раз, уважаемые синьоры, я пришел рассказать вам необыкновенные вещи. Ровно пять лет тому назад пришел в этот город Серендипп великий астрономический волшебник, который владел тайнами магии белой, черной, красной, зеленой и даже, кажется, синей. Звали его великий Дурандарте, а я был его верным слугой. Как только Дерамо, король этого города, узнал, что мой господин остановился в «Остерии обезьяны», он призвал к себе одного из своих верных министров и сказал ему: «Тарталья (так звали этого доблестного министра), ступайте, друг мой, в «Остерию обезьяны» и приведите ко мне волшебника Дурандарте». Верный Тарталья повиновался и привел Дурандарте к его величеству. Было бы слишком долго расписывать, с какой роскошью был принят мой господин; достаточно сказать, что в благодарность он оставил его величеству два больших знака своего расположения. Эти две великие магические тайны, два чуда, две удивительные вещи - первая и вторая… Но я не могу вам их открыть, потому что иначе у вас пропадет весь интерес и удовольствие, которые, бог даст, вы будете иметь, увидев их воочию.

Скажу лишь, что я имел честь служить волшебнику Дурандарте в течение сорока лет, но никогда не мог ничему научиться из его великих знаний. Лишь однажды он мне сказал: «Смотри, Чиголотти, горе тебе, если ты кому–нибудь обмолвишься до наступления тысяча семьсот шестьдесят второго года о двух тайнах, которые я сообщил королю Серендиппа. Носи всегда одну и ту же дырявую сутану черного сукна, шерстяную шапку и рваные сапоги. Стриги бороду раз в два месяца и зарабатывай себе на жизнь, рассказывая сказки в Венеции на Большой площади.

Карло Гоцци родился 13 декабря 1720 года в городе Венеция, Италия. Появился на свет в семье знатного, но обедневшего венецианского дворянина. В поисках средств к существованию в возрасте 16 лет записался в армию, действовавшую в Далмации.

Через три года вернулся в Венецию. Написал несколько сатирических произведений,- стихи и памфлеты, обеспечивших ему известность и открывших дорогу в литературное общество,- Академию, Гранеллески. Это общество выступало за сохранение тосканских литературных традиций и против новомодных реалистических пьес таких драматургов, как Пьетро Кьяри и Карло Гольдони. Своими пьесами-сказками Гоцци пытался составить эстетическую оппозицию новой литературе.

Свою литературную деятельность Гоцци начал с написания поэм, вполне отвечавших духу Пульчи и эссе, в которых он полемизировал с Гольдони, проводившим тогда свою знаменитую театральную реформу. Прекрасный знаток и пламенный поклонник комедии дель арте, Гоцци утверждал, что плебейским вкусам потакают прежде всего комедии самого Гольдони, а вовсе не комедия дель арте, как утверждалось. Гоцци считал комедию масок лучшим, что дала Венеция театральному искусству.

Легенда гласит, что первую свою пьесу Гоцци написал, поспорив с Гольдони, который находился тогда в зените славы, что напишет пьесу на самый незатейливый сюжет, добившись при этом колоссального успеха. Вскоре появилась «Любовь к трем апельсинам». Ее появлением Гоцци создал новый жанр - фьябу, или трагикомическую сказку для театра.

В основе фьябы лежит сказочный материал, там причудливо смешиваются комическое и трагическое, причем источником комического являются, как правило, коллизии с участием масок,- Панталоне, Труффальдино, Тартальи и Бригеллы, а трагического - конфликт главных действующих лиц. Историю этой сказки использовал С.С.Прокофьев для своей оперы 1919 года «Любовь к трём апельсинам».

«Любовь к трем апельсинам» была написана специально для труппы Антонио Сакки, великого актера-импровизатора. Сакки вместе со своей труппой как нельзя лучше осуществил замыслы Гоцци - успех «Любви к трем апельсинам» был потрясающий, равно как и успех 9 последующих фьяб.

«Любовь к трем апельсинам» была почти что целиком импровизационной. Девять последующих фьяб сохранили импровизацию лишь там, где действие было связано с масками комедии дель арте, роли главных героев написаны благородным и выразительным белым стихом. Фьябы Гоцци имеют огромную известность. Покоренный талантом Гоцци, Шиллер переделал для сцены Веймарского театра «Турандот», эту, пожалуй, лучшую вещь Гоцци.

Оставив написание фьяб около 1765 года, Гоцци не оставил пера. Однако 23 пьесы в манере комедии плаща и шпаги принесли ему несравненно меньшую известность, нежели фьябы и написанные под конец жизни знаменитые «Бесполезные мемуары». Закончены они были в 1780 году, но напечатаны только через семнадцать лет, когда не стало Венецианской республики, уничтоженной Наполеоном.

Carlo Gozzi ) - итальянский драматург, автор сказочных пьес (фьяба ; fiabe), использующих фольклорные элементы сюжета и принципы комедии дель арте в выборе персонажей-масок.

Карло Гоцци родился в семье знатного, но обедневшего венецианского дворянина. В поисках средств к существованию в возрасте 16 лет записался в армию, действовавшую в Далмации. Через три года вернулся в Венецию. Написал несколько сатирических произведений (стихи и памфлеты), обеспечивших ему известность и открывших дорогу в литературное общество (Академию) Гранеллески. Это общество выступало за сохранение тосканских литературных традиций и против новомодных реалистических пьес таких драматургов, как Пьетро Кьяри и Карло Гольдони . Своими пьесами-сказками Гоцци пытался составить эстетическую оппозицию новой литературе.
Свою литературную деятельность Гоцци начал с написания поэм, вполне отвечавших духу Пульчи («Причудница Марфиза» и т. д.) и эссе, в которых он полемизировал с Гольдони, проводившим тогда свою знаменитую театральную реформу. Прекрасный знаток и пламенный поклонник комедии дель арте , Гоцци утверждал, что плебейским вкусам потакают прежде всего комедии самого Гольдони, а вовсе не комедия дель арте, как утверждалось. Гоцци считал комедию масок лучшим, что дала Венеция театральному искусству.
Легенда гласит, что первую свою пьесу Гоцци написал, поспорив с Гольдони (который находился тогда в зените славы), что напишет пьесу на самый незатейливый сюжет, добившись при этом колоссального успеха. Вскоре появилась «Любовь к трем апельсинам». Ее появлением Гоцци создал новый жанр - фьябу, или трагикомическую сказку для театра. В основе фьябы лежит сказочный материал, там причудливо смешиваются комическое и трагическое, причем источником комического являются, как правило, коллизии с участием масок (Панталоне , Труффальдино , Тартальи и Бригеллы ), а трагического - конфликт главных действующих лиц. Историю этой сказки использовал С. С. Прокофьев для своей оперы 1919 года «Любовь к трём апельсинам ».
«Любовь к трем апельсинам» была написана специально для труппы Антонио Сакки, великого актера-импровизатора. Сакки вместе со своей труппой как нельзя лучше осуществил замыслы Гоцци - успех «Любви к трем апельсинам» был потрясающий, равно как и успех 9 последующих фьяб.
«Любовь к трем апельсинам» была почти что целиком импровизационной. Девять последующих фьяб сохранили импровизацию лишь там, где действие было связано с масками комедии дель арте, роли главных героев написаны благородным и выразительным белым стихом.
Фьябы Гоцци имеют огромную известность. Покоренный талантом Гоцци, Шиллер переделал для сцены Веймарского театра «Турандот», эту, пожалуй, лучшую вещь Гоцци.
Оставив написание фьяб около 1765 года , Гоцци не оставил пера. Однако 23 пьесы в манере комедии плаща и шпаги принесли ему несравненно меньшую известность, нежели фьябы и написанные под конец жизни знаменитые «Бесполезные мемуары».
Его фьябы и по сей день идут по всему миру, вызывая восхищение зрителя.

Карло Гоцци (итал. Carlo Gozzi, 1720-1806) - итальянский драматург, вошедший в историю театра как создатель жанра фьябы - театральной сказки, использующей фольклорные элементы сюжета и принципы комедии дель арте. Литературные вкусы Гоцци были консервативны и резко расходились с литературно-эстетическими установками наступившей эпохи Просвещения. Он любил старинную итальянскую поэзию, обожал народную сказку и комедию масок. Своими сочинениями он боролся с реформатором Гольдони. Гоцци упрекал его в дурновкусии, ложном пафосе и напыщенности, вульгарном натурализме и игнорировании народных традиций.

Литературная полемика Гоцци с Гольдони продолжалась несколько лет (1756-1761 г.г.) и в результате привела Карло Гоцци к решению сразиться с соперником на его же поле. Павел Муратов в книге «Образы Италии» описывает, как это произошло:

«Однажды в книжной лавке Беттинелли, расположенной в темном закоулке за Toppe дель Оролоджио, встретились несколько литераторов. В их числе был сам Гольдони. Опьяненный своим успехом, он долго рассказывал о значении сделанного им переворота в итальянском театре, он осыпал насмешками и бранью старую комедию масок. Тогда один из присутствующих, высокий и худой человек, молчаливо сидевший до тех пор на связке книг, поднялся и воскликнул: «Клянусь, что с помощью масок нашей старой комедии я соберу больше зрителей на «Любовь трех апельсинов», чем вы на разные ваши Памелы и Ирканы». Все рассмеялись этой шутке графа Гоцци: «Любовь трех апельсинов» была народной сказкой, которую рассказывали тогда няньки маленьким детям. Но Карло Гоцци не думал шутить, и Венеция скоро убедилась в этом».

25 января 1761 года в дни зимнего карнавала труппа актёров комедии, возглавляемая знаменитым комиком Антонио Сакки, представила венецианской публике первую пьесу Карла Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Волшебство, буффонада масок, шутки, пародии, зрелищные эффекты этого сказочного спектакля привели зрителей в восторг. Замысел Гоцци объединить сказку и комедию масок в единый жанр полностью удался.

Этот жанр, в основе которого лежит сказочный материал, в котором причудливо смешиваются комическое и трагическое, получил название фьяба (fiabe teatrali). Воодушевленный успехом Гоцци в течение пяти лет пишет ещё девять театральных сказок – «Ворон», «Король-олень», «Турандот», «Женщина-змея», «Зобеида», «Счастливые нищие», «Синее чудовище», «Зеленая птичка», «Дзеим, король духов» - которые также пользуются непременным успехом, обеспечивая полные сборы. Это был полный триумф. Уязвленный Гольдони навсегда оставил Венецию, перебравшись в Париж.

Поле сражения осталось за Гоцци.

Спектакль «Синее чудовище» в постановке Константина Райкина игрался на сцене около 300 раз и пользовался огромным успехом у зрителей.