План описания скульптуры. Художественный анализ скульптурной формы

М
ы переходим к анализу произведений скульптуры. К сожалению, мы вынуждены изучать работы мастеров скульптуры по фотографиям. Невозможно привести достаточное количество иллюстраций, поэтому читателю придется самому искать литературу, в которой анализируе­мые памятники воспроизведены в различных ракурсах. Необходимо помнить, что скульптура - искусство объемное, трехмерное, и пытать­ся, глядя на репродукцию, представить само произведение в натураль­ную величину
.

АГЕСАНДР (или АЛЕКСАНДР).

Статуя Афродиты с острова Мелос (Венера Милосская).

Представление европейского человека об идеале женской красоты во многом связано со статуей Афродиты, найденной в начале XIX столетия на греческом острове Мелос (Милос) чаще именуемой в просторечии Венерой Милосской. Мы не знаем, кто был ее автором: рядом со статуей найдена надпись, где сохранилось несколько букв (осталь­ные уничтожило время), которые позволяют предположить, что его звали Александр или Агесандр. Также трудно точно установить время ее создания. Исследователи чаще всего относят статую ко II веку до н. э.

Статуя Афродиты Милосской представляет полуобнаженную женс­кую фигуру. Руки ее были утрачены еще в древности. Чаще всего статую фотографируют спереди, поэтому трудно составить о ней полное представление: для этого нужен круговой обход. ( Topc статуи не только изогнут, но и довольно сильно наклонен вперед, куда выдвинута и согнутая в колене левая нога.) При взгляде спереди почти полностью теряется динамика статуи - винтообразный поворот и наклон.

Предполагается, что в одной руке Афродита держала яблоко (считав­шееся символом острова Мелос), другой придерживала ниспадающую одежду. Статуя составлена из двух частей: нижняя, задрапированная, выполнена из желтоватого мрамора, верхняя - из белого, более холод­ного по тону.

Время создания статуи - это так называемая эпоха эллинизма, когда в художественном творчестве древних греков находили отражение самые разные стороны жизни и различные психологические состояния преувеличенное представление о царском величии (так называемая «Статуя диадоха»), трагизм физического и нравственного страдания (знаменитая скульптурная группа «Лаокоон»), человеческое уродство (статуэтки старух и кривляющихся шутов), физическая мощь («Бельвед ерский торс») и многое другое. На этом фоне статуя Афродиты с острова Мелос выглядит как воплощение идеала. За несколько столетий до этого, в классическую эпоху греческой культуры (V - IV века до н. э.), уже были созданы многочисленные произведения искусства, выражающие представление об идеальном человеке. Однако почти все они не сохранились, мы имеем о них чаще всего приблизительное представление по поздним римским копиям. Поэтому так популярна статуя Афродиты Милосской - несомненный подлинник.

Образу Афродиты, воплощенному в этой статуе, свойственно внут­реннее движение, развитие) Главная тема статуи - возвышенная, ясная красота - раскрывается постепенно. Если смотреть на статую справа (то есть на левую сторону самой статуи), то здесь сильнее всего выражено движение. Оно имеет волнообразный характер: начинаясь у левой стопы, оно развивается к выдвинутому колену и затем к бедру.

Здесь на это движение накладывается ощущение беспокойства, порож­дённое хаотическими складками одежды, но смягчаемое желтоватым, теплым тоном самого камня. Выше бедра - наклоненный вперед обнаженный торс. Характер этого движения более спокойный, линии торса плавные, текучие. Однако в верхней части статуи, в изображении головы беспокойное движение возникает вновь, здесь струятся, слегка завихряясь, волнистые пряди волос. Но вот все успокаивается: лицо Афродиты безупречно правильно, бесстрастно, неподвижно - это яс­ный, классический профиль. Мрамор здесь чистого белого оттенка. Несколько иначе мотив движения развивается в правой части статуи. Но наиболее спокойно он проведен, если смотреть на статую спереди.

Во всех ракурсах варьируется одна и та же тема: от беспокойного движения к покою, от хаоса к ясности и гармонии. Так рождается ощущение, что вечная разумная красота возвышается над всем случай­ным, изменчивым, хаотичным.

При всей женственности красота богини отличается в этой статуе какой-то особой мощью, при всей идеальности форм в ней заключена изумительная жизненность. За обобщенными массами и контурами

чувствуется мускулатура тела. Что же касается обработки поверхности, то скульптор достиг здесь необычайной тонкости. Кажется, что по мрамору скользят неуловимые блики и прозрачные тени, словно перед нами не камень, а живое тело.

С
татуя Афродиты Милосской не раз вызывала к жизни литературные произведения. Среди них: рассказ Глеба Успенского «Выпрямила», а также стих А. А. Фета:.

И целомудренно, и смело,

До чресл сияя наготой,

Цветет божественное тело Неувядающей красой.

Под этой сенью прихотливой

Слегка приподнятых волос

Как много неги горделивой

В небесном лике разлилось!

Так, вся дыша пафосской страстью,

Вся млея пеною морской

И всепобедной вея властью,

Ты смотришь в вечность пред собой.

Поэт сумел почувствовать и выразить словом этико-эстетическую высоту образа. Эллинистическая эпоха была сложной и трудной. В искусстве того времени чаще всего подчеркивалось или чувственное начало, или пафос телесного движения, эффектная импозантность. Однако создатель Афродиты Милосской стремился к высокому пред­ставлению об идеале, которое сложилось еще в V веке до н. э. и предполагало единство физической красоты и душевного благородства, когда страсть неотделима от чистоты, движение от покоя, совершенство от внутренней нравственной силы.

Литератур а

    Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. - М.: Искусство, 1987.

    Б а к у ш и н с к и й А. В. Исследования и статьи. - М.: Сов. художник, 1981.

    Всеобщая история искусств. В 6 т. Т. 1. - М.: Искусство, 1956.

    Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. - М.: Искусство, 1985.

    Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М.: Изобразит, искусство,

    Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. -М.: Сов. художник, 1984,

    Ривкин Б. И. Античное искусство.- М.: Искусство, 1972. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Каковы изобразительные и выразительные возможности мра­мора как материала скульптуры? Посетите Нижегородский художественный музей и позна­комьтесь с хранящимися в нем произведениями скульптуры, выпол­ненными из мрамора. Составьте описание статуи Афродиты с острова Мелос. По указанной литературе изучите другие произведения плас­тики эпохи эллинизма («Бельведерский торс», «Лаокоон», «Дары Атгала» и др.). Что выделяет среди них рассмотренную нами статую? В Государственном Эрмитаже (С.-Петербург) хранится знаме­нитая античная статуя - Венера Таврическая. Ее воспроизведение можно найти в литературе, посвященной Эрмитажу. Сравните обе статуи. Какая из них наделена более выразительным силуэтом? Какая статуя богаче в пластическом отношении?

Богиня любви и женской красоты у древних греков - Афродита, у римлян - Венера. Поэтому правильнее называть статую Афродитой с острова Мелос.

По одному из вариантов мифа, Афродита родилась из морской пены; ее эпитет «анадиомена» означает «пенорожденная».

Примерные вопросы для анализа произведения искусства

Эмоциональный уровень:

Какое впечатление производит произведение?

Какие ощущения может испытывать зритель?

Каков характер произведения?

Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, использование определенных архитектурных форм, использование определенных цветов в картине и распределение света в архитектурном памятнике?

Предметный уровень:

Что (или кто) изображено на картине?

Что видит зритель, стоя перед фасадом? В интерьерах?

Кого вы видите в скульптуре?

Выделите главное из того, что вы увидели.

Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

Какими средствами художник (архитектор, композитор) выделяет главное?

Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?

Как в произведении проведены основные линии (линейная композиция)?

Как в архитектурном сооружении сопоставляются объемы и пространства (архитектурная композиция)?

Сюжетный уровень:

Попробуйте пересказать сюжет картины.

Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении.

Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она оживет?

Символический уровень:

Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?

Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб, купол, арка, свод, стена, башня, шпиль, жест, поза, одежда, ритм, тембр и т.д.?

Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?

Источник: интернет

План анализа живописного произведения

2.Стиль, направление.

3.Вид живописи: станковая, монументальная (фреска, темпера, мозаика).

4.Выбор материала (для станковой живописи): масляные краски, акварель, гуашь, пастель. Характерность использования данного материала для художника.

5.Жанр живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, историческая живопись, панорама, диорама, иконопись, марина, мифологический жанр, бытовой жанр). Характерность жанра для работ художника.

6.Живописный сюжет. Символическое содержание (если есть).

7.Живописные характеристики произведения:

Плоскостность;

Колорит;

Художественное пространство (пространство, преображенное художником);

9.Личное впечатление, полученное при просмотре произведения.

План анализа скульптурного произведения

2.Стиль, направление.

3.Вид скульптуры: круглая скульптура, монументальная скульптура, мелкая пластика, рельеф и его разновидность (барельеф, горельеф), скульптурный портрет, герма и т. д.

4.Выбор модели (реально существующий человек, животное, фантазия художника, аллегорический образ).

5.Пластика (язык телодвижений), светотеневая моделировка.

6.Взаимодействие с окружающей средой: цвет скульптуры

(раскраска) и цветовой фон окружающей среды, световые эффекты (подсветка); скульптура как элемент архитектуры, отдельно стоящая статуя и т. д.

7.Выбор материала и его обусловленность (мрамор, гранит, дерево, бронза, глина и др.).

8.Национальные особенности.

9.Личное восприятие памятника.

План анализа архитектурного произведения

2. Стиль, направление. Архитектура крупных или малых форм.

3. Место в архитектурном ансамбле (включенность, обособленность,

соотнесенность с пейзажем, роль органичной детали и т. д.). Тектоника: стеновых систем, каменной кладки, стоечно-валочная

конструкция, каркасное сооружение, сводчатая конструкция, современная

пространственная конструкция (складчатая, винтовая и др.).

4. Использованный материал и его участие в создании особого архитектурного облика. Характер его работы в конструкции (столбы - несут, своды-пружинят, карнизы-покоятся, арки-возносятся, купола-венчают и т. д.).

5. Своеобразие архитектурного языка в конкретном произведении,

выраженное через:

Симметрия, диссимметрия, асимметрия;

Ритм частей, деталей;

Объем (распластанный, вертикально суженный, кубический и др.);

Пропорции (гармония деталей и частей);

Контраст (противопоставление форм);

Силуэт (внешние контуры);

Масштаб (соотношение с человеком);

Цвет и фактура поверхности.

7. Национальные особенности сооружения.

8. Наличие синтеза искусств (связь архитектуры со скульптурой и живописью).

9. Личные впечатления.

Примерные вопросы для анализа произведения искусства

Эмоциональный уровень:

Какое впечатление производит произведение?

Какие ощущения может испытывать зритель?

Каков характер произведения?

Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, использование определенных архитектурных форм, использование определенных цветов в картине и распределение света в архитектурном памятнике?

Предметный уровень:

Что (или кто) изображено на картине?

Что видит зритель, стоя перед фасадом? В интерьерах?

Кого вы видите в скульптуре?

Выделите главное из того, что вы увидели.

Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

Какими средствами художник (архитектор, композитор) выделяет главное?

Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?

Как в произведении проведены основные линии (линейная композиция)?

Как в архитектурном сооружении сопоставляются объемы и пространства (архитектурная композиция)?

Сюжетный уровень:

Попробуйте пересказать сюжет картины.

Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении.

Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она оживет?

Символический уровень:

Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?

Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб, купол, арка, свод, стена, башня, шпиль, жест, поза, одежда, ритм, тембр и т.д.?

Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?

Источник: интернет

План анализа живописного произведения

2.Стиль, направление.

3.Вид живописи: станковая, монументальная (фреска, темпера, мозаика).

4.Выбор материала (для станковой живописи): масляные краски, акварель, гуашь, пастель. Характерность использования данного материала для художника.

5.Жанр живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, историческая живопись, панорама, диорама, иконопись, марина, мифологический жанр, бытовой жанр). Характерность жанра для работ художника.

6.Живописный сюжет. Символическое содержание (если есть).

7.Живописные характеристики произведения:

Плоскостность;

Колорит;

Художественное пространство (пространство, преображенное художником);

9.Личное впечатление, полученное при просмотре произведения.

План анализа скульптурного произведения

2.Стиль, направление.

3.Вид скульптуры: круглая скульптура, монументальная скульптура, мелкая пластика, рельеф и его разновидность (барельеф, горельеф), скульптурный портрет, герма и т. д.

4.Выбор модели (реально существующий человек, животное, фантазия художника, аллегорический образ).

5.Пластика (язык телодвижений), светотеневая моделировка.

6.Взаимодействие с окружающей средой: цвет скульптуры

(раскраска) и цветовой фон окружающей среды, световые эффекты (подсветка); скульптура как элемент архитектуры, отдельно стоящая статуя и т. д.

7.Выбор материала и его обусловленность (мрамор, гранит, дерево, бронза, глина и др.).

8.Национальные особенности.

9.Личное восприятие памятника.

План анализа архитектурного произведения

2. Стиль, направление. Архитектура крупных или малых форм.

3. Место в архитектурном ансамбле (включенность, обособленность,

соотнесенность с пейзажем, роль органичной детали и т. д.). Тектоника: стеновых систем, каменной кладки, стоечно-валочная

конструкция, каркасное сооружение, сводчатая конструкция, современная

пространственная конструкция (складчатая, винтовая и др.).

4. Использованный материал и его участие в создании особого архитектурного облика. Характер его работы в конструкции (столбы - несут, своды-пружинят, карнизы-покоятся, арки-возносятся, купола-венчают и т. д.).

5. Своеобразие архитектурного языка в конкретном произведении,

выраженное через:

Симметрия, диссимметрия, асимметрия;

Ритм частей, деталей;

Объем (распластанный, вертикально суженный, кубический и др.);

Пропорции (гармония деталей и частей);

Контраст (противопоставление форм);

Силуэт (внешние контуры);

Масштаб (соотношение с человеком);

Цвет и фактура поверхности.

7. Национальные особенности сооружения.

8. Наличие синтеза искусств (связь архитектуры со скульптурой и живописью).

9. Личные впечатления.

ВОПРОСЫ, КОТОРЫМИ СТОИТ ЗАДАТЬСЯ, АНАЛИЗИРУЯ СКУЛЬПТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

При анализе произведений скульптуры необходимо учитывать собственные параметры скульптуры как вида искусства. Скульптура – это вид искусства, в котором реальный трёхмерный объём взаимодействует с окружающим его трёхмерным пространством. Поэтому Вы должны анализировать объём, пространство и то, как они взаимодействуют.

1. Каков размер этой скульптуры? Скульптура бывает монументальная, станковая, миниатюрная. Размер влияет на то, как она взаимодействует с пространством.

2. В каком пространстве располагалось анализируемое Вами произведение (в храме, на площади, в доме и т.д.)? На какую точку зрения оно было рассчитано (издали, снизу, вблизи)? Является ли оно частью архитектурного или скульптурного ансамбля или это самостоятельное произведение?

3. Насколько рассматриваемое произведение охватывает трехмерное пространство (круглая скульптура и скульптура, связанная с архитектурой; архитектурно-скульптурная форма, горельеф; рельеф; барельеф; живописный рельеф; контррельеф)

5. В каком материале она выполнена? Каковы особенности этого материала? Даже если Вы анализируете слепки, важно помнить, из какого материала был сделан оригинал. Сходите в залы подлинников, посмотрите, как выглядит скульптура, выполненная в интересующем вас материале. Какие особенности скульптуры продиктованы её материалом (почему для этого произведения был выбран именно этот материал)?

6. Рассчитана ли скульптура на фиксированные точки зрения, или полностью раскрывается при круговом обходе? Сколько законченных выразительных силуэтов у этой скульптуры? Каковы эти силуэты (замкнутый, компактный, геометрически правильный или живописный, разомкнутый)? Как силуэты связаны друг с другом?

7. Каковы пропорции (соотношения частей и целого) в данной скульптуре или скульптурной группе? Каковы пропорции человеческой фигуры?

8. Каков рисунок скульптуры (разработка и усложнение отношений между большими композиционными блоками, ритм внутренних членений и характер разработки поверхности)? Если речь идет о рельефе – как меняется целое при смене угла зрения? Как варьируется глубина рельефа и выстроены пространственные планы, сколько их?
9. Какова фактура скульптурной поверхности? Однородная или разная в разных частях? Гладкая или «эскизная» видны следы прикосновения инструментов, натуроподобная, условная. Как эта фактура связана со свойствами материала? Как фактура влияет на восприятие силуэта и объема скульптурной формы?
10. Какова роль цвета в скульптуре? Как взаимодействует объем и цвет, как они влияют друг на друга?

11. К какому жанру принадлежит эта скульптура? Для чего она предназначалась?

12. Какова трактовка мотива (натуралистическая, условная, продиктованная каноном, продиктованная местом, занимаемым скульптурой в ее архитектурном окружении или ещё какая-то).

Объем, контробъем, светотень, пространственный силуэт как средства художественной выразительности скульптуры.

Рельеф и круглая скульптура. Типы рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф (койланоглиф).

Соотношение объемно-пластических масс в скульптуре: принцип контрастного противопоставления объема и контробъема (метод обработки объема по принципу койланоглифа – Древний Египет, А. Архипенко);

Светотеневая моделировки, формы и методы обработки объема по принципу рельефа, барельефа или горельефа (Греция, Рим, Возрождение, барокко, классицизм);

Линеарное построение и условность пластической моделировки форм – (метод прорисовки и моделировки объемов врезанным контуром – Древний Восток, романское искусство, готика, Дж. Манцу);

Построения замкнутой формы, самодостаточность и изолированность пластических построений композиции;

Создание открытых объемно-пространственных композиций, основанных на органическом взаимодействии с окружающей средой. Восприятие скульптуры как элемента окружающей среды (первобытная реликтовая скульптура, Г. Мур);

Симметрия при пропорциональном распределении объемно-пластических масс. Восприятие скульптуры как статического изображения (египетская скульптура, архаическая Греция);

Асимметрия при пропорциональном распределении объемно-пластических масс. Восприятие скульптуры как динамического, пространственно-активного образа (скульптура барокко, Н. Бернини, импрессионистическая скульптура, О. Роден).

3.3.2. Задание для анализа скульптуры

Проведите сравнительный анализ статуи фараона Аменемхета III, Египет, рельефа «Пергамского алтаря», Греция, и рельефа «Поклонение младенцу» Лука делла Робиа, ГМИИ).

Проведите сравнительный анализ следующих произведений: «Вакханка» Скопаса, «Римлянин, совершающий возлияние», «Давид» Микеланджело, портрет А. БроньяраЖ.А. Гудона, ГМИИ).

Проведите сравнительный анализ статуй жреца Аменхотепа и жрицы Ранаи, Египет, статуи «Дорифора» Поликлета, «Вакханки» Скопаса, рельефов фронтонов Парфенона, ГМИИ).

Проведите сравнительный анализ «Дорифора» Поликлета с «Давидом» Микеланджело и «Раненой амазонки» Поликлета с «Помонами» А. Майоля, ГМИИ).

3.4. Анализ станковой скульптуры

3.4.1. План анализа станковой скульптуры

Станковая скульптура – скульптура, сделанная на станке. Размеры станковой скульптуры – натурные (т. е. размер натуры), полунатурные, четверть натуры, малые формы.

Относительная независимость станковой скульптуры от архитектуры, ее мобильность, способность перемещаться и существовать в различных интерьерах и средах.

Типы композиционного построения фигуры: фигура в полный рост; полуфигура; торс; погрудное изображение; бюст; голова.

Жанровое своеобразие станковой скульптуры. Преимущество портретного жанра. Типы портрета – исторический, натурный, собирательный.

Аллегорические образы как способы выражения художественной идеи, например, статуя Правосудия, статуя Свободы и т. д. Аллегорические и реалистические типы изображения животных: птица сокол – олицетворение египетского бога Хора, пеликан – аллегория распятия Христа, реалистические типы изображения образов живой природы в скульптуре. Аллегорические и реалистические функции бытового, батального, исторического жанров, натюрморта и пейзажа в композиционной скульптуре и в рельефе.

Принципы пластического построения композиции в станковой скульптуре:

принцип обобщенной трактовки объемно-пластических масс; принцип пластической и светотеневой детализации; принцип контрастного противопоставления объема и контробъема; принцип мягких моделировок и переходов объемов и контробъемов.

Принципы объемно-пространственного построения композиции: принцип замкнутой формы, ориентированной на внутреннее пространство композиции; принцип активизации композиционного пространства за счет использования контробъемов (А. Архипенко), просветов (Г. Мур); принцип активизации композиционного пространства за счет динамики форм и пластических ритмов («Лаокоон», «Граждане Кале» О.Родена).

Принципы динамического построения композиции: симметрия, фронтальность, статика; асимметрия, ракурсы, динамика.

Принципы технико-технологического описания. Использование в станковой скульптуре тех же материалов, что и в монументальной. Различие в техниках обработки: большая детализация, так как станковая скульптура предназначена для близкого рассмотрения.

Наиболее популярные твердые материалы: мрамор, дерево, кость – поддающиеся детальной обработке поверхности. Мягкие материалы – керамические глины и гипс.

Инструменты для моделирования скульптуры в мягких материалах: стеки разной конфигурации, петли разной величины для отбора и обработки форм, киянки для уплотнения массы материала. Инструменты для обработки камня: шпунты, скарпели, троянки. Инструменты для работы по дереву и кости: стамески различной конфигурации и профилей.