Основные правила игры на гитаре. Способы игры на гитаре

План

І. История гитары

1. Доклассический период

2. Классический период

3. Гитара в джазе

4. Традиционный джаз

5. Период свинга

6. Современный джаз

7. Гитара в рок музыке. Фьюжн

8. О гитаре и теппинге

ІІ. Методика игры на гитаре

а) Посадка гитариста;

б) Настройка гитары;

в) Простейший бой.

2) Приёмы игры на акустической гитаре:

а) Арпеджио;

в) Тремоло;

г) Расгеадо;

д) Пиццикато;

е) Легато;

ж) Стаккато.

3) Ногтевой способ игры на гитаре:

а) Флажолеты натуральные;

б) Мелизмы

4) Смена позиций.

І. История гитары

1. Доклассический период

По мнению ряда исследователей прототипами гитары являются древнейшие музыкальные инструменты: ассиро-вавилонская кефара и египетская кифара. Корни этих инструментов уходят ещё в первобытный строй, когда люди научились использовать в борьбе за существование лук. Первобытные охотники не могли не заметить зависимости звука тетивы при пуске стрелы, от размеров лука (длинны, силы натяжения, толщины тетивы). Если на лук натянуть не одну тетиву, а несколько, то все они будут издавать разный по высоте звук. Быть может именно такой вид имела первобытная «кифара», которая легла в основу практически всех струнных музыкальных инструментов.

В центрах первых цивилизаций, Месопотамии и Египте, разновидности кифар (в том числе египетская набла и арабский эль-ауд(1) музыкальные инструменты внешне похожие на современную гитару) получили дальнейшее конструктивное развитие. Благодаря экономическим и культурным связям, кифары распространились по всему Средиземноморскому побережью уже в III - II тысячелетиях до нашей эры, в том числе на юг Пиренейского полуострова в древнее государство Тартес (современная Испания, которая считается родиной классической гитары). Античные авторы (Геродот, Посидоний, Страбон) отмечали высокую образованность тартессийцев, обладавших письменностью и самобытной музыкальной культурой (3). Впоследствии кифары распространились и в Греции (в I тыс. до н. э.) К сожалению о музыкальных и исполнительско -технических формах того времени можно лишь догадываться чисто логически. Изучая исторические письменные документы, археологические раскопки с изображениями античных музыкантов, можно предположить, что на кифарах извлекали звук тремя способами:

1) - щипком

2) - лёгкими ударами по струнам всей кистью руки

3) - при помощи специальной щёточки или других приспособлений.

Все три вида звукоизвлечения на гитаре существуют и по сей день. Игра щипком стала основой классической школы, кистевым движением (разгеадо) - народная манера и звукоизвлечение при помощи различных приспособлений отразилась в современной игре на электрогитаре с использованием медиаторов.

2. Классический период

Пройдя сложный путь развития, на рубеже XV-XVI веков конструкция гитары приняла современный вид. Первоначально на инструмент устанавливались пять струн, настроенные по квартам, как на лютне. Позже гитара стала шестиструнной, со строем более удобным для игры в открытых позициях* для более полного использования звучания открытых струн. Таким путём классическая гитара обрела окончательную форму.

Термин «открытая позиция» в джазовой гитарной литературе имеет несколько иной смысл. В данном случае под открытой позицией подразумевается любая аппликатурная форма, при которой используются открытые струны.

Период с конца XVIII до середины XIX веков называют эпохой расцвета классической гитары. Такие гитаристы как Д. Агуадо, Ф. Сор, М. Каркаси, Ф. Карулли, М. Джулиани и др. раскрыли возможности гитары как инструмента, сочетающего в себе мелодическую и гармоническую стороны. Гитара в руках хорошего исполнителя стала звучать как «маленький оркестр». Используя некоторые народные приёмы игры, в сочетании с высокой исполнительской культурой, гитаристы создавали блестящие произведения, ставшие образцами классической гитарной школы.

В России бoльшую популярность получила семиструнная гитара, в основном настроенная по терциям. Среди гитаристов-семиструнников XIX века особо следует выделить М. Высотского, М. Соколовского, Н. Макарова. Техника игры на шестиструнной и на русской гитаре практически ничем не отличается, однако терцовый строй семиструнной гитары менее удобен для игры сложных полифонических произведений. Так как основное направление развития гитары шло по пути преодоления стереотипа, что гитара прикладной, чисто аккомпанирующий инструмент, строй шестиструнной гитары вытеснил терцовую систему настройки нашей «семиструнки».

В начале XX века наблюдается новый расцвет классической гитары. Этот период выдвинул ряд гитаристов, среди которых Ф. Таррега, М. Льобет, А. Сеговия и др., чье творчество стало эталоном, высшей ступенью развития классической гитары. Техника игры этих музыкантов была на таком уровне, что позволяло исполнять очень сложные произведения, причём в больших концертных залах (без звукоусилительной аппаратуры). Стремясь увеличить громкость гитары гитаристы всё больше использовали ногтевой способ звукоизвлечения, который в настоящее время является преобладающим. С этого периода гитара обрела статус сольного концертного инструмента, заняв достойное место среди других классических инструментов.

Развитие классической гитары происходит и в наши дни. На гитару с нейлоновыми струнами в настоящее время можно установить звукосниматель, использовать электронную обработку звука эффектами. Также на классическую гитару можно установить и полифонический датчик, чтобы использовать MIDI-конвертор, дополняя звучание гитары синтезаторными звукам. Эти технические новинки наших дней снимают вопросы относительно громкости инструмента и обогащают новыми звуковыми красками. Пытаясь ещё больше расширить чисто исполнительские возможности, музыканты и гитарные мастера работают и над новыми конструктивными решениями. Одной из таких разработок является отечественная гитара - ГРАН (разработчики Владимир Устинов и Анатолий Ольшанский и расшифровывается как - Гитара Русская Акустическая Новая), объединяющая в себе 6 нейлоновых струн и 6 металлических, которые располагаются на разных уровнях. (кстати, эта гитара имеет патент на изобретение).

Гитарист имеет возможность извлекать звук как на нейлоновых, так и на металлических струнах, создавая ощущение игры двух гитар. Обидно, что эта гитара известна больше на Западе, чем в России. Владельцами этой гитары являются такие гитаристы как Пол Маккартни, Карлос Сантана и многие другие.

В целом у классических гитаристов можно определить две проблемы, преодоление которых и толкало гитару к развитию, выдвигая своих героев. Первая это громкость инструмента. Вследствие того, что гитара обладала тихим (относительно других классических инструментов) звучанием она, несмотря на благородство и красоту звука, многие столетия оставалась «домашним» инструментом. Второй проблемой классической гитары была полифония (многоголосие), т.е. гитаристы на протяжении веков «боролись» с этим сложным инструментом, пытаясь максимально сочетать мелодическую и гармоническую функции.

3. Гитара в джазе

После открытия Америки, на новых землях стали образовываться центры, состоящие из обществ людей с разной музыкальной культурой. Несколько веков совместной, хотя антагонистической жизни европейцев с выходцами из Африки, вылились в рождение нового музыкального направления - джаз. Истоки этого стиля, по мнению специалистов, находятся в разнообразном народном творчестве американских негров, в частности, в специфических песнях - блюзах. Своеобразная манера пения негров (нетемперированные ноты в мелодии, ритмическая пульсация, импровизация и др.) отразилась и на технике игры на гитаре, которую, начиная с XIX века они использовали для аккомпанемента. Удивительное свойство гитары в том, что в любой культурной среде она находит своё достойное место; будь то испанское фламенко, русский романс или американский блюз. Блюзовая манера исполнения породила новые технические приёмы игры на гитаре (бэнды, слайд, и мн. др.), которые легли в основу гитарной школы джаз и впоследствии и рок-музыки. Постараемся в самых общих чертах установить причинно-следственную связь появления и укоренения новой гитарной лексики.

1) Интонирование в блюзах выходит за пределы равномерно-темперированного строя. Некоторые звуковысотные элементы блюзового лада, по-видимому, относятся к более ранней музыкальной системе, которую вывезенные из Африки негры, отчасти сохранили в своём сознании. Быть может поэтому некоторые блюзовые гитарные приёмы так напоминают технику игры на индийском ситар (подтяжки струн), музыкальный язык которого относится к древнейшим формам. Пытаясь выразить свои чувства в музыкальных образах, негры интуитивно находили исполнительские гитарные приёмы, которые могли отражать их состояние души. Это относится к бэндам, игре при помощи слайдера, глубокая вибрация и т.д. Однако нельзя отрицать, что в большой степени происходил и обратный процесс, т.е. влияние европейской народной гитарной школы на формирование североамериканского музыкального языка.

2) Блюзовое ритмическое мышление основано на разнообразной синкопированной пульсации. Этот ритмический базис стал фактически атрибутом всех направлений и стилей джаз, рок музыки. Африканские танцы, первобытные религиозные обряды остались в подсознании американских негров в виде особого чувства ритма, которое в различных формах, отразилось при игре на европейских музыкальных инструментах, в том числе и на гитаре.

3) Ещё одним неотъемлемым элементом блюза является его импровизационная форма, которая также своими корнями уходит в глубокую древность. Импровизация присуща практически всем народным музыкальным жанрам (фламенко, восточной музыке, цыганской и т.д.). В блюзе импровизация стала той движущей силой, которая способствовала развитию ладово-гармонических музыкальных форм и исполнительско-технического мастерства. С ростом инструментального исполнительского уровня, музыканты, стремясь отойти от стандартных импровизационных фраз, постепенно расширяли гармоническую и ритмическую основы. Менее чем за 3/4 века, гармония в джазе прошла путь развития от основных 3-х аккордов, до атональной ладовой системы. И хотя современная джазовая импровизация является профессиональным музыкальным элементом, требующим теоретической подготовки и высокого технического мастерства, в ней всегда присутствует фундаментальная основа блюзовой лексики.

Правило первое и самое важное. Начинайте с простого

Если вы еще новичок, не следует стремиться разучивать сразу, к примеру, "Полет шмеля" . Таким образом вы очень быстро разочаруетесь, и велика вероятность того, что из-за этого забросите гитару! Данное произведение по технике очень сложное. И для того чтобы его играть нужно переиграть не малое количество технических этюдов и произведений укрепляющих технику игры и развития рук, пальцев . Мастерами сразу не становятся.

Правило второе. Начинайте играть с медленного темпа

Для более эффективного укрепления техники и исполнения гамм, этюдов и произведений на первом этапе следует играть в медленном темпе. В данном случае пальцы лучше запоминают, на какой лад ставить палец. Через некоторое время пальцы усвоят то, что от них требуется. Таким же способом отрабатывается скорость игры.

Для того, чтобы контролировать скорость своей игры, используйте отличный метроном , скачав его по данной ссылке.

Правило третье. Записывайте то, что играете

Когда я учился играть, я записывал все что выучивал и прослушивал. В записи при этом всплывали очень интересные вещи: где-то пальцы в лады не попадали, где то "плыл темп".

После этого я сделал вывод: не так хорошо все отработано. Выучить это дело одно. А вот правильно сыграть, без запинки - это уже совсем другое. Потом я выделил те такты, в которых ошибался, лады, в которые я не попадал и начал их проигрывать до тех пор, пока не добился чистой игры.

Запись своей игры на пленку дело полезное, как для отработки техники, так и для профилактики. Так что не сбрасывайте со счетов это упражнение. Записывайтесь, на аудио пленку, компьютер и даже сотовый телефон, - кому что по душе. Идем дальше.

Правило четвертое. Готовьте пальцы заранее

Для ровной игры на гитаре, перед тем как сыграть ноту или аккорд, пальцы левой руки готовятся за ранее для того, чтобы зажать нужный лад или струну. Пальцы правой руки так же находятся сразу возле струн. Это нужно для скорости, удобства и экономии движения пальцев.

Правило пятое. Играйте пока не надоест, сколь угодно долго

Некоторые музыканты задаются вопросом, сколько же нужно уделять времени на занятия инструментом в день? Здесь по времени ограничений нет. Заниматься обычно нужно пока не надоест, или же до тех пор, пока не получится та или иная вещь, пассаж. Тоже самое рекомендует Виктор Зинчук.

Правило шестое. Пропевайте про себя то, что играете

Когда вы играете этюды, или гаммы, следует пропевать про себя или вслух ту ноту, которую играете. Тем самым лучше усваивается гитарный гриф и укрепляется память.

При этом нужно играть и пропевать, естественно, в медленном темпе.

Правило седьмое. Проигрываете произведение полностью, затем по тактам

Перед тем как приступить к зубрежке гаммы или произведения, следует прочитать его полностью с листа, чтобы иметь представление о том, что играешь. А потом уже учить по тактам. Примерно так же, как стихотворение в школе. Сначала учишь первые 2 такта, затем следующие 2 такта. Соединяешь все вместе. И так далее.

Правило восьмое. Занимайтесь с преподавателем

Хороший преподаватель объяснит все доступно, подскажет и там где нужно поправит ученика, что сделает занятия на инструменте более эффективным.

Но как это не парадоксально, в конечном счете все зависит от вашей самостоятельной работы и усидчивости. Преподаватель только лишь направляет вас в нужное русло, дает основы игры на гитаре.

А на этом у меня всё о чем я хотел сегодня с вами поделитья. Очень надеюсь, что мои советы вам помогут в освоении новых произведений на гитаре.


Урок №3.
Урок №4.
Урок №5.
Урок №6.
Урок №7.
Урок №8.
Урок №9.
Урок №10.
Урок №11.
Урок №12.
Урок №13.
Урок №14.
Урок №15.
Урок №16.
Урок №17.
Урок №18.
Урок №19.
Урок №20.
Урок №21.
Урок №22.
Урок №23.
Урок №24.
Урок №25.
Урок №26.
Урок №27.

Полезные статьи:

Самоучитель игры на гитаре основан на личном профессиональном опыте и представляет собой два раздела: «Полезные статьи» и «Уроки игры на гитаре». Уроки игры на гитаре для начинающих гитаристов представлены статьями с постепенной градацией от простого материала к более сложному. Именно для желающих в большей или меньшей степени овладеть инструментом за определённый срок при минимальном знании теории музыки предназначается этот самоучитель. Теория даётся только тогда, когда появляется определённый опыт владения инструментом на уровне аккомпанемента при условии желания постичь секреты мастерства гитарной техники и сольных исполнений. Первые три урока являются вводными и несут в себе информацию об истории гитары, её строении и как правильно настраивать гитару. Четвёртый урок представлен в виде аккордов для гитары для начинающих и двух песен группы «Кино» основанных на четырёх простых аккордах. Как играть бой на гитаре Вы узнаете из пятого урока, в котором говорится о сильных и слабых долях как основе боя на гитаре, а так же приводятся примеры не сложных вариантов гитарного боя. Нельзя не отметить, что дальнейшее обучение на гитаре без знания нот на грифе инструмента является малоэффективным и потому таблица с расположением нот на гитаре представлена в полном виде в статье урока №6. Только после этого урока переборы на гитаре для начинающих в седьмом уроке просты и понятны для исполнения, так же в уроке №7 представлена постановка правой руки. Три следующих урока представляют собой красивые короткие пьесы, которые можно выучить без знания теории музыки пользуясь только сокращённой таблицей нот на грифе гитары. В каждом из этих уроков для наглядности представлены сокращённые таблицы расположения нот на грифе. В основе уроков лежат уже знакомые переборы на гитаре урока №7, где они показаны на открытых струнах инструмента.

В разделе «Полезные статьи» самоучителя на гитаре много нужной информации по вопросам, не вошедшим в раздел «Уроки игры на гитаре». Широко представлены статьи о том, как правильно выбрать акустическую гитару с подробным описанием всего процесса выбора. Уделено отдельное внимание такому вопросу как выбор струн для начинающих, и так же на какой гитаре остановить свой выбор новичку. Представленная таблица аккордов для шестиструнной гитары даёт наиболее полное представление об аккордах, исполняемых на первых ладах грифа гитары, что удобно как для начинающих гитаристов, так и для имеющих определённый опыт владения инструментом. В этом разделе самоучителя так же сделан акцент на то, как правильно заниматься на гитаре. В какие часы лучше усваивается новый материал и сколько времени надо уделять инструменту, чтобы добиться максимального успеха в овладении гитарой. Самоучитель представлен так же статьёй «Как читать аккорды для гитары» где подробно рассказывается о всевозможных вариантах написаний и схематических изображений аккордов с последующей ссылкой на статью «Как читать табулатуры для гитары», которая, которая является дополнением к предыдущему материалу и дающая более полное представление о возможных написаниях аккордов.

Не получается быстро переставлять аккорды? Вам трудно солировать? Звук грязный? Пальцы не слушаются?
Не беда. В этом посте поговорим о том, как можно за пару самостоятельных занятий победить “капризы” координации.

Как учитель, я часто сталкиваюсь с проблемой “непослушных пальцев” у учеников. Примерно каждый третий начинающий испытывает трудности при смене аккордов и при игре музыкальных произведений отдельными нотами. Ничего страшного в этом нет, при правильной работе эта проблема быстро решается. Обычно я даю всем одни и те-же упражнения (видео с ними я размещу ниже). Разница лишь в том, сколько раз эти упражнения нужно проиграть тому или иному ученику – обычно это индивидуально.

Настоящая проблема кроется в следующем:
Не степень отсутствия координации главный фактор неудачного старта гитариста, а ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК!

Когда ко мне на урок приходит ребёнок, который никогда ещё не держал в руках гитару, всё просто и понятно. Даже если сейчас мне придётся повозиться с его моторикой, я знаю, что очень скоро он будет, переставляя свои маленькие пальчики играть простые детские песенки, ну а потом, несложные этюды, затем строить аккордовые формы, играть классические произведения и т.д. Дальше – больше. С детьми работать не так сложно. Сложности возникают с ребятами более зрелого возраста и со взрослыми – самоучками. Когда приходит на первый урок ученик, который начал учиться сам, и говорит, что у него проблема со звуком и задержки при смене аккордов, мне тоже сразу всё понятно. Я даже знаю, почему у него не получается, ещё до того, как он что-либо мне сыграет. Ошибки обычно одни и те-же, редко бывают исключения. Но я уже думаю: тут будет немного сложнее.
Почему? Да потому, что переучиваться нужно.

Но не пугайтесь. Если у вас возникла подобная проблема, достаточно немного подумать, и можно без особого труда понять, как исправить собственные ошибки.
Итак, давайте начнём с самого главного:

1. ОБЫЧНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК ГИТАРИСТА – СЛЕДСТВИЕ НЕПРАВИЛЬНОЙ ПОСАДКИ.
2. САМАЯ РАСПРОСТРАНЁННАЯ ОШИБКА НАЧИНАЮЩЕГО ГИТАРИСТА – ЖЕЛАНИЕ СРАЗУ СЫГРАТЬ ЛЮБИМУЮ ПЕСНЮ.
3. ГИТАРИСТУ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ ОБУЧЕНИЕ С ИГРЫ АККОРДОВ, БУДЕТ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ГИТАРИСТУ, ПРАКТИКУЮЩЕМУ В НАЧАЛЕ ИГРУ МЕЛОДИЙ ОТДЕЛЬНЫМИ НОТАМИ.

Нужно понимать, что есть две категории начинающих гитаристов самоучек:

1. Те, которые сразу пытаются выучить песню по аккордам, и при этом пытаются играть БОЕМ, (к этой категории относится наибольшее количество практикующих).

2. Те, которые пытаются вначале выучить мелодию или соло, играя отдельными нотами, или пытаются играть ПЕРЕБОРОМ (арпеджио).

У этих двух групп совершенно разные категории свойственных ошибок.

Давайте начнём с первой группы:

ДРУЗЬЯ! ВСЕ КУРСЫ САЙТА НАХОДЯТСЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ. ПОЖАЛУЙСТА, НАЖИМАЙТЕ НА БАН-Е-РЫ И Р-ЕКЛАМКИ НА ПОСЕЩАЕМЫХ ВАМИ СТРАНИЦАХ. ТАКИМ ОБРАЗОМ ВЫ МОЖЕТЕ ВЫРАЗИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ И ПОМОЧЬ САЙТУ! БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

Самая распространённая ошибка гитариста, начинающего с аккордов – это желание сразу сыграть любимую песню.
Вместо того, чтобы сначала разучить упражнения с основными аккордами, затем базовые виды боя, ну а потом уже соединять всё вместе, начинающий гитарист зачастую берёт песню, которая ему нравится, смотрит её разбор в интернете и как правило не может как следует её выучить.
Обычно самым тяжёлым является координирование боя и аккордов.
Даже те, у кого звук и переходы с аккорда на аккорд получаются хорошо, часто не могут разучить тот или иной бой, когда смотрят разборы песен. Они просто не попадают в ритм. Я уже не говорю о пении.
Это происходит от того, что они зачастую не понимают как правильно к этому подходить и практиковать ритмический рисунок боя.
Что такое ритмический рисунок? Сейчас объясню.
Есть четыре основных вида боя (я не имею ввиду переборы, – это является исключением). Используя эти виды боя можно сыграть практически любую песню. У каждого боя есть свой ритмический рисунок (ритмомодус) который необходимо понять и не путать с ритмическим рисунком другого боя. Вот вам названия ритмомодусов, а отсюда и видов боя (названия общепринятые в народе):

1. Бой четвёрка (ритмомодус “четыре четверти”).
2. Бой восьмёрка (ритмомодус “восемь восьмых”).
3. Бой тройка (ритмомодус “три четверти”).
4. Бой шестёрка (ритмомодус “шесть восьмых”).

Так вот, ритмомодус каждого такого боя это своеобразный ритмический оборот (eng. Loop), который всё время повторяется. На Музыкальным языке можно назвать это тактом. Ну, это конечно многие знают. А вот то, как запомнить подобный такт, и не путать с тактом другого боя, да потом ещё и соединить несколько тактов вместе не путая удары вверх и вниз, чтобы получился цельный, стабильный бой, для многих это является задачей не из лёгких.

Итак, мы говорили о первой проблеме гитаристов, начинающих обучение с игры песен по аккордам.
Вторая проблема у этой группы начинающих – это сложности в переходах между аккордами и плохой звук. В принципе – это две проблемы, но давайте объединим их в одну, так как обычно это всё происходит вместе.
Начнём с левой руки. Посмотрите следущее видео, в нём я покажу как обычно действует левая рука у гитариста, который ставит аккорды НЕПРАВИЛЬНО.

Обратите внимание – рука напряжена, “зажата”, а пальцы как-бы “слипаются” вместе.

При этом пальцы не “стоят” на струнах, как требуется, а “ложаться” на них, тем самым перекрывая струны расположенные снизу и заглушая звук.
А теперь посмотрите, как должна работать левая рука, и какой должен быть звук:

Итак, давайте попытаемся понять, почему левая рука нас “не слушается”.
Давайте начнём с того, что у многих гитаристов ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА.
Я уже объяснял в одном из видео как правильно сидеть с гитарой.
Есть “классическая” посадка, когда гитарист держит гитару на левой ноге.

Обычно так сидят с классической гитарой.

И есть “свободный стиль”, когда гитарист держит гитару на правой ноге.

Так обычно сидят с аккустической, или с электрогитарой.

Так вот, неважно какую посадку вы выбрали. Самое главное для вашей ЛЕВОЙ РУКИ, чтобы угол сгиба её локтевого сустава при игре составлял примерно 90 градусов.

Именно по причине того, что начинающие гитаристы неправильно сидят, гриф гитары уходит далеко влево, локоть разгибается, из за этого пальцы не могут как следует зажимать струны, и чаще всего перекашиваются.

Если вы обнаружили у себя подобную проблему, просто поднимите гриф гитары немного вверх. Попытайтесь приблизить кисть левой руки к себе и согнуть локоть. Пальцы левой руки при этом должны выстроиться перпендикулярно струнам и СИЛЬНО зажимать лады.


Свободная посадка (гитара на правой ноге)


Классическая посадка (гитара на левой ноге)

Обратите внимание на то, что если лад не зажат как следует, вы можете десятки раз менять угол локтя, звука у вас не будет. Пальцы должны зажимать лады сверху и не перекашиваться.

Надеюсь, вы это поняли.
Для того, чтобы звук получался качественным, сядьте правильно и поиграйте сначала последовательности аккордов. Возьмите для начала самые простые аккорды. Не играйте сразу боем, просто играйте каждый аккорд четыре раза сверху вниз и работайте над переходами, вот так:

Когда переходы начнут хорошо получаться, а звук станет чистым, возьмите какую нибудь лёгкую песню, состоящую из трех, четырёх аккордов, без барэ. Разучите бой отдельно, по открытым струнам. Затем поиграйте аккорды песни последовательно, самым простым боем, сверху вниз (как в видео), ну а затем уже соединяйте бой и аккорды вместе.
Уверяю вас, вы увидите отличный результат. Если и после этого ничего не получается, перейдите по ссылке которую я дал выше.

Итак, теперь давайте поговорим о второй группе начинающих. О тех, кто вначале учит соло, перебор или пытается играть классические произведения и фингерстайл. Вообще, даже гитарист начавший игру боем, рано или поздно пытается сыграть сольную мелодию или перебор, поэтому эта информация будет полезна для всех. Посмотрите, вот самая распространённая ошибка начинающего гитариста, играющего соло или перебор:

Я называю это “паучок”. Обратите внимание на правую руку. Она зажата, кисть прижата к деке. Пальцы сильно согнуты и передвигаются с трудом.

Как вы думаете, почему это происходит? Причина проста, и мы уже о ней говорили: ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА.
Посмотрите следующее видео. Вот так должна правильно работать ПРАВАЯ рука гитариста:

Посмотрите внимательно на локоть правой руки:

РУКА ЛЕЖИТ НА ГИТАРЕ СВЕРХУ, А УГОЛ СГИБА ЛОКТЕВОГО СУСТАВА СОСТАВЛЯЕТ ТАК-ЖЕ ПРИМЕРНО 90 ГРАДУСОВ.

А теперь посмотрите на КИСТЬ правой руки!

Ее угол тоже составляет примерно 90 градусов, и она НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРИЖАТА К ДЕКЕ! ФАЛАНГИ ПАЛЬЦЕВ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫ СТРУНАМ!

Так вот, обычно, когда начинающий гитарист берёт гитару, он сразу опускает гриф и как бы “обнимает гитару” правой рукой.

При этом, гитара не держит руку, и как следствие гитарист теряет опору, его рука не лежит сверху на обечайке гитары, как это дожно быть, а болтается в воздухе:

А теперь ВНИМАНИЕ: Именно из за отсутствия опоры правой руки её кисть ищет опору на верхней деке. Ладонь прижимается, пальцы скрючиваются, вот и получается “паучок”.

Итак, что нужно сделать, чтобы избежать подобной проблемы?

Ответ прост: Поднять гриф и положить ПРЕДПЛЕЧЬЕ ПРАВОЙ РУКИ СВЕРХУ НА ОБЕЧАЙКУ ГИТАРЫ:

Если кто-либо не знает, или не помнит: Предплечье – это НЕ часть руки от плеча до локтя, – это часть руки от кисти до локтя. Именно это место мы КЛАДЁМ НА ОБЕЧАЙКУ.

Можете себя проверить, если вы расслабили правую руку и она у вас упала, – слетела с гитары, значит вы сидите неправильно. Гитара должна держать руку и рука не должна падать.
Конечно, если вы привыкли сидеть неправильно, вам новая поза может вначале показаться непривычной и вам будет неудобно играть, но лучше переучиться сейчас, чем “платить за это потом”, поверьте. Играя неправильно на определённом этапе вы затормозите и не сможете двигаться дальше. А переучиваться на том этапе будет уже гораздо сложнее.
И обязательно попробуйте классическую позицию, с гитарой на левой ноге, если ваша гитара классическая.

Возможно, вам так будет удобнее держать гриф приподнятым. Не забывайте ставить подставку под левую ногу, если сидите в “классической” позиции.

В принцине, нет какой-то особой, постоянной точки опоры правой руки, каждый находит её индивидуально для себя, в соответствии с длинной своего “рычага”, но помните, что “обнимать” гитару и выводить правую руку сбоку не следует. Рука – лежит на обечайке сверху, пальцы – перпендикулярно струнам. Обычно, если гитарист после игры соло или перебора переходит к игре боем, правая рука немного опускается и локоть приближается к обечайке.

Для тех, кто хочет как следует научиться солировать, совмещать соло с басом, а так-же читать с листа по табулатуре, даю ссылку на мой бесплатный видеокурс – “УЧИСЬ ИГРАТЬ ПО ТАБУЛАТУРЕ, А ТАК-ЖЕ ОСНОВЫ КЛАССИКИ И ФИНГЕРСТАЙЛА”:

Курс АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНЫЙ, единственная просьба, поставьте лайк и перешлите его вашим друзьям.
Курс состоит из одинадцати видеоуроков с разборами известных мелодий, таких как: “Розовая Пантера”, “Злой, Плохой, Хороший”, “Менуэт Соль Мажор” (И.С.Баха), и многое другое. Все мелодии даны в порядке от лёкгого к сложному. Пройдя этот курс вы сможете как следует научиться солировать, играть в два голоса (с басом), и читать по табам с листа.

Ну а затем сможете проверить себя в деле. Даю ссылку на библиотеку бесплатных табов и нот. Можете сортировать произведения по уровню сложности. Если вы начинающий, выбирайте произведения с уровнем “ученик” или “новичок”:

А теперь, как и обещал вначале, даю два упражнения, которые “снимают ржавчину”. Неважно, начали ли вы с боя или с перебора, эти упражнения просто необходимы для всех. Они наилучшим образом развивают координацию между пальцами правой и левой руки. Упражнения называются “Четыре пальца”:

Если добьётесь хорошей скорости, попробуйте поиграть в обратном порядке – от мизинца к первому пальцу на всех струнах, результат – вдвойне!
Эти-же упражнения можно играть и медиатором, если вы хотите поработать над развитием координации при игре медиатором.

Ну что, же надеюсь этот пост поможет вам в ваших начинаниях, читайте и другие мои посты, постараюсь время от времени размещать для вас что нибудь новенькое.

ДРУЗЬЯ! ВСЕ КУРСЫ САЙТА НАХОДЯТСЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ. ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.