НОД по рисованию в старшей группе на тему «Милой мамочки портрет. План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект НОД по "Художественно-эстетическому развитию" в старшей группе на тему "Рисование портрета мамы"

Мастер-класс по рисованию портрета анфас с использованием опорных рисунков в детском саду.

Портрет «Моя мама».


Сафронова Татьяна Аркадьевна, ГБОУ Школа №1248 структурное подразделение №6 (дошкольное отделение), воспитатель, Москва.
Описание: Мастер-класс предназначен для воспитателей подготовительной группы детского сада. Для рисования портрета в детском саду рекомендую использовать опорные рисунки, показывающие последовательность выполнения работы поэтапно. Предлагаю вашему вниманию десять опорных рисунков, каждый из которых предполагает повторение всех предыдущих и новый этап. Вы можете нарисовать их сами, следуя рекомендациям моего мастер-класса, или распечатать предложенные мною. Портрет «Моя мама» будет хорошим подарком для мам к 8 Марта.
Цели: Подготовить опорные рисунки для обучения детей рисованию портрета анфас; научить детей рисовать портрет анфас с учетом пропорций, стараясь передать особенности внешнего вида.
Задачи: Отрабатывать навыки рисования простым карандашом, изменяя нажим на карандаш при рисовании вспомогательных линий, учить пользоваться ластиком; развивать художественное творчество детей, интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Для работы нам потребуется:


- альбомный лист (или 1/2 альбомного листа) – 10 шт.
- простой карандаш
- ластик
Предварительная работа:
Прочитайте детям отрывок из стихотворения Александра Кушнера
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется портрет.
Портрет – это картина, на которой изображен человек. Портрет может быть в профиль - это изображение сбоку или анфас – изображение человека лицом к смотрящему.
Рассмотрите с детьми репродукции картин.

Брюллов А.П. Портрет Натальи Гончаровой

Макаров Иван «Портрет графини М.С.Шереметевой в детстве (в замужестве Гудович)»

Рачков Н.Е. «Девочка с ягодами»
На всех этих картинах мы видим портрет анфас, – изображенные лица повернуты к зрителю.
Мы с вами будем учиться рисовать портрет анфас.
На доске нарисуйте образец, демонстрируя соответствующий опорный рисунок. Объясните последовательность выполнения работы по каждому этапу.
Поэтапное выполнение работы
Опорный рисунок №1
Нарисуйте контур лица в виде овала.


Опорный рисунок №2
Нарисуйте волосы (вспомните, какая прическа у мамы, волосы гладкие или волнистые, кудрявые).


Опорный рисунок №3
Сверху вниз проведите линию. Линия делит овал лица пополам по вертикали. Это вспомогательная линия, которая поможет симметрично расположить на лице глаза, рот. Нажимайте на карандаш слегка, линию потом удалим ластиком.


Опорный рисунок №4
По горизонтали проведите две линии так, чтобы разделить овал на три равные части. Это вспомогательные линии, показывающие уровень расположения глаз, носа, рта.


Опорный рисунок №5
На верхней вспомогательной линии нарисуйте глаза.


Опорный рисунок №6
В средней части лица, от верхней до нижней линии, нарисуйте нос.


Опорный рисунок №7
Посередине нижней части лица нарисуйте рот.


Опорный рисунок №8
Аккуратно удалите ластиком все вспомогательные линии.


Опорный рисунок №9
Нарисуйте шею и плечи. Обратите внимание на то, что плечи шире головы.


Опорный рисунок №10
Нарисуйте платье мамы.


Портрет готов!
Прочитайте детям стихотворение Бориса Прахова:
Я портрет рисую мамы
Акварелью на листе.
И, пускай, портрет без рамы,
И, пускай, не на холсте.
Удалось не всё в портрете,
Но для мамы дорогой
Я старался. Ведь на свете
Лучше мамы нет другой!
Ребята, вы нарисуете портрет своей мамы. Это будет для нее подарок к 8 Марта. Прежде чем приступить к рисованию, представьте свою маму, вспомните, какие у нее глаза, волосы, прическа, улыбка.
Дети самостоятельно рисуют портрет, используя опорные рисунки, расположенные на доске. Затем раскрашивают портрет красками. Вот что у ребят получилось – молодцы!





Поздравляем всех мам с Международным женским днем 8 Марта!


Сегодня нам предстоит стать портретистами, и мы узнаем, как нарисовать маму. Да-да, именно нашего любимого, дорогого, самого красивого и единственного человека. Нашей целью будет не просто красиво изобразить лицо мамы, но и сделать его максимально похожим на оригинал.

С чего начнем? Подготовим все необходимое, чтобы сделать рисунок для любимой мамы. А это – карандаши, бумага, линейка и ластик.


Если вы хотите сделать сюрприз, ну, например, ко , то можно изготовить портрет, смотря на фото. Но легче копировать именно с натуры.

Итак, давайте сначала посмотрим на мамочку внимательно. У нашей родимой есть щечки и губки, и ушки, а еще глазки и красивые волосы. Все это мы попытаемся перенести на бумагу. Как нарисовать портрет мамы, мы сейчас пошагово рассмотрим:

  • Делаем набросок лица;
  • Делим «лицо» на 3 равные части;
  • Намечаем с детьми брови, рот, нос и глаза; выполняем их;
  • Работаем со светотенью;
  • Делаем картинку цветной.
Приступаем к тому, чтобы выполнить карандашом поэтапно рисунок моей любимой мамы.

Делаем набросок лица

Это просто. Даже ребенок осилит сделать овал, похожий на яйцо, чтобы книзу он был суженный. Нарисованный нами овал недостаточно ровный и точный. Но это и не страшно. Ведь верхнюю часть его полностью будут прикрывать волосы.

Главное, что у нас был четко нарисованный подбородок, то есть, нижняя часть портрета. Можно даже обвести овал внизу, чтобы линия получилась более аккуратной.

Как рисовать шею? Это просто даже для детей. Делаем ее двумя изогнутыми линиями. Шея должна быть уже, чем ширина овала.
Признаюсь, меня немного пугает начинать рисунок моей любимой мамы. Хочется, чтобы он не казался слишком детским, и чтобы мой родной человечек узнала себя на нем.

Именно поэтому я действую постепенно и стараюсь наслаждаться самим процессом. Кроме того, считаю, что это отличный способ сделать подарок маме на и провести со своим малышом время.


Делим «лицо» на три равные части

Сначала нужно на рисунке сделать одну вертикальную линию посередине. Потом разделить 1 линию тремя перпендикулярными на равные части.
Как видите, я долго колеблюсь, ищу «красоту». Но потом вспоминаю, что пропорции очень важны. И от их точности зависит достоверность и насколько портрет мамы карандашом будет похож на моего любимого человечка.

Уверенно провожу горизонтальные линии. Важно выделить время, чтобы объяснить этот нюанс для детей, чтобы они в будущем могли правильно самостоятельно рисовать маму карандашом.


Намечаем и выполняем брови, рот, нос и глаза

Если у нас есть фотография, по ней легко повторить все увиденное. Я же делаю рисунок моей любимой мамы по памяти, ориентируясь на то, что «тема» мне знакома хорошо.


Выше верхней линии располагаются брови. И изобразить их нужно немного широкими, не в одну полосочку. Тогда они будут смотреться более естественно. Мне помогает мой шестилетний малыш, который недавно пошел в 1 класс. Полностью доверяю ему сделать брови, думаю, его наивный детский взгляд на вещи и талант не подведут.


Губы
Сама берусь за губы. Они находятся посередине между подбородком и нижней линии. Верхняя губа похожа немного на букву «М», только растянута чуть-чуть. Нижняя – как волна: сверху, с точки соприкосновения губ, вниз, потом снова немного вверх, только плавно, вниз и взлетает вверх, навстречу верхней губе. Рисунок моей любимой мамы приобретает уже конкретные черты.



Ноздри как раз расположены на нижней линии. Делаем линии крыльев носа (открывающая и закрывающая скобки), потом – ноздри, они, как волнистая линия.

Затянуться может рисунок на день. Но нам важен результат, поэтому лучше не спешить. Так теперь выглядит наша презентация.



Чтобы портреты мам получились особенно правдоподобными, стоит уделить внимание глазам. Ниже верхней линии проводим линию, изогнутую книзу.


Для точности, от ноздрей проводим пунктирные линии до бровей. Так мы находим расстояние от глаз, до носа.


Из этой точки мы проводим дугу над изогнутой осью, это – верхнее веко глаза.


Немного корректируем, тот и другой глаз в соответствии с оригиналом.

Со следующим этапом отлично справится мой помощник! Как-никак, а он ученик 1 класса! Ему такое по плечу! Он аккуратно ластиком удаляет все вспомогающие полосы и метки.

Детские старания не прошли напрасно, картинка выглядит отлично. Теперь нужно заняться волосами. Они закрывают часть лица. Мы рисуем портрет моей мамы, а волосы у нее всегда были по плечи и кудрявые.


Работаем со светотенью

Брови, глаза, губы, нос. Все обводим и делаем тень. Так, наша картинка «оживает».








Портрет явно похож, и теперь ни капельки не жалко, что рисунок на день затянулся.

Что-что, а в 1 классе мой ученик уже может справляться с цветными карандашами. Поэтому последний этап – раскрашивание – полностью на моем малыше. И он замечательно со всем справляется, правда, каштановые волосы бабушки, он превращает в рыжие. Говорит, что бабуля у него теперь золотая!

Рисунок маме на день матери готов. Уверена, ей понравится картина и она оценит наш совместный с ее любимым внучком труд!

Или другие варианты:

Более сложный портрет.

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 20.11.2014 21:34 Просмотров: 2701

    Воспитатель Элиян Г.В.

    Задачи: учить детей передавать в рисунке настроение человека. Закреплять умение неторопливо рисовать тонкой кистью мелкие детали портрета – брови, губы, передавать приблизительное сходство с портретом. Развивать зрительное внимание, зрительную память, координацию движения руки и глаза. Воспитывать у детей доброе отношение, нежные чувства к самому близкому и дорогому человеку – своей маме, желание сделать ей приятное.

    Предварительная работа : чтение стихов о маме, нарисовать набросок портрета, рассмотреть фотографии мамы, вспомнить правила написания портретов.

    Оборудование: Фотографии мам, сердечко из картона, картинки для составления алгоритма подготовки к празднику, картинки для игры «Найди ошибку», карточки с изображением лица, материалы для рисования (акварель, кисти двух размеров, салфетки, баночки с водой), «лесенка успеха».

    Ход занятия:

    В конце ноября, вся страна будет отмечать праздник «День матери». В этот день мы будем поздравлять наших мам, будем дарить им подарки и говорить им самые теплые слова. Давайте подумаем, чем же мы можем порадовать и удивить наших мам. Помогут нам в этом картинки. (Выстраиваем алгоритм действий по подготовке к празднику; по картинкам выводим проблему: нужна игра с мамами). Я знаю одну очень интересную игру, могу предложить. Мамы должны угадать себя на портрете. Но для этой игры нужны портреты мам. Что же нам делать?

    Дети: Мы начали рисовать портреты мам, сделали набросок, а сегодня можем дорисовать красками.

    В: Для того, чтобы портрет получился, чтобы вам было легче передать образ своей мамы, давайте обратимся к фотографиям наших мам и расскажем, какие они (встаём перед фотовыставкой). Какие слова можно сказать маме? Возьмите, пожалуйста, это сердечко, пусть каждый скажет ласковое слово о своей маме руку. (Дети передают сердечко и называют ласково свою маму: «Моя мама…»).

    Молодцы, очень много хороших слов вы сможете сказать своей маме. Каждой маме было бы очень приятно их услышать. Я думаю, что эти слова вы скажете своим мамам, поздравляя их с праздником.

    В: - Посмотрите внимательно, дети, на лица ваших мам. Я не ошибусь, если скажу, что это самые прекрасные женщины на свете. Правда? И каждая из них достойна того, чтобы нарисовали её портрет. А что такое портрет? (Ответы детей)

    В: - Вы помните. Что художник портретист должен быть очень внимательным. Давайте поиграем в игру « Найди ошибку» (задания по подгруппам)

    В: - Сегодня мы закончим рисовать портрет мамы. Я надеюсь, что вы будете очень внимательными и не упустите ни одной детали.

    Дети, сможете ли вы нарисовать так свою маму, чтобы она узнала себя на портрете (Ответы детей). А смогли бы вы передать настроение мамы в своём рисунке? (Ответы детей). Показ приемов рисования грустного, спокойного и весёлого лица.

    Подготовка руки:

    Физминутка. «Маму я свою люблю». Стихотворение рассказывают руками.

    Маму я свою люблю,

    Я всегда ей помогу:

    Я стираю, полощу,

    Воду с ручек отряхну,

    Пол я чисто подмету,

    И дрова ей наколю.

    Маме нужно отдыхать,

    Маме хочется поспать,

    Я на цыпочках хожу,

    И ни разу, и ни разу

    Ни словечка не скажу.

    Что ж пора приступать к работе. Для чего мы решили нарисовать портрет? (Ответы детей). Думаю, что вы ничего не забудете, как тот художник, и нарисуете все части лица. Чтобы портрет понравился маме, нужно рисовать аккуратно. Подумайте о том, как вы любите свою маму и передайте это в рисунке. Не забудьте передать и настроение вашей мамы.

    Дети садятся за столы, воспитатель предлагает закрыть глаза представить свою маму, вспомнить какие у неё волосы, глаза брови, губы, как она улыбается или грустит. Напоминает об осанке. Один из детей напоминает, как подготовить акварель для работы.

    Самостоятельная работа детей.

    Дифференциация по сложности задания:

    кому-то предложить рисовать по памяти, другим рисовать с опорой на фото, третьим предложить в помощь образцы, карточки на которых изображено, как рисовать части лица (предложить взять, тем, кто не уверен, что сможет нарисовать сам).

    Во время рассматривания работ спросить ребёнка о том, какую маму он хотел изобразить на портрете (добрая, красивая, заботливая, обаятельная, нежная, любимая, дорогая, милая, улыбчивая, … получилось ли у него).


    Рисовать портрет непросто:

    Сначала делали наброски.

    Потом краски мы смешали

    И лицо нарисовали.

    Вот глаза и нос, и губы.

    Над глазами брови-дуги.

    Не забыли -

    передали настроения секрет.

    Вот и готов милой мамы портрет.

    И мама, глядя на рисунок

    Улыбнется вам в ответ:

    Вот спасибо! Мне приятно

    Я узнала свой портрет.


    В: - Как вы думаете, во время игры узнают ли мамы себя на портретах? Почему? Как вы считаете, вы справились с заданием? Почему?

    Рефлексия. Лесенка успеха. Критерии: Верхняя ступенька – работа выполнена аккуратно, передано настроение, портрет имеет сходство с натурой. Вторая ступенька – есть небольшие ошибки, нет сходства и не передано настроение. Нижняя ступенька – увы работа не удалась.

    Художниками становятся не сразу, этому учатся очень долго. Хорошо, что вы понимаете, что нужно учиться и будет получаться все лучше и лучше. Получив такой мама, будет уверена, что в семье растёт внимательный, добрый, чуткий человек. И мамины глаза засветятся радостью.

    «Портрет мамы». (два занятия) Старшая группа.

    Задачи: Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос); показать правильное расположение органов на лице; закреплять приемы рисования красками всей кистью и ее кончиком. Развивать воображение в дорисовке аксессуаров (шляпа, украшения, одежда).

    Материал: 1 занятие: изображение неправильного изображение глаз, способы рисования носа. У детей: альбомные листы с силуэтом рамки, шаблоны головы и глаз, по 2 палитры с белой краской, гуашь, простые карандаши, мягкие кисти № 4.

    2 занятие: Образцы причёсок, Образцы разновидностей рамок. У детей фотографии мам; альбомн. листы.с заготовкой с 1-го занятия, простые и цветные карандаши, гуашь, мягкие кисти, (палитры.по необходимости)

    Предшествующая работа: Чтение произведения С.Михалкова «Мамы всякие нужны…»

    Занятие по ознакомлению с окружающим «Милая мама»

    Ход занятия:

    Если предыдущее занятие было «Знакомство с рассматриванием портретов», сначала читаю стихотворение:

    Если видишь, что с картины

    Смотрит кто-нибудь на нас,

    Или принц в плаще старинном,

    Или в робе верхолаз,

    Лётчик или балерина,

    Или Колька, твой сосед,

    Обязательно картина называется «ПОРТРЕТ»

    Сегодня мы с вами, как настоящие художники будем рисовать портреты, а рисовать будем самого дорогого человека.

    - Кто для вас самый дорогой человек? (ответы детей, МАМА)

    - Чтобы портреты получились красивыми, вам в помощь я приготовила шаблоны.

    Дети выполняют за взрослым.

    1. Обвести шаблон головы.

    2. Обвести шаблон глаз. Показываю таблицу неправильного изображения глаза.

    3. На себе показываю «веки», рассказываю как нарисовать: от уголка до уголка снизу глаза дуга.

    4. Глазные яблоки и зрачок.

    5. Нос. Можно нарисовать только кончик носа, а можно от бровей сузить, затем немного расширить и закруглить.

    6. Между носом и подбородком - рот: сначала рисуем линию между губами, затем верхнюю губу, она отличается от нижней, на верхней губе как бы две волны, а на нижней одна большая.

    7. Уши: от глаз до рта с двух сторон.

    8. Шея: от щёк вниз.

    9. Плечи: линии плавно закругляются.

    Физминутка:


    Свою маму я люблю,

    Я всегда ей помогу:

    Я и дров нарублю: вот так, вот так,

    И полы я подмету: вот так, вот так,

    Свою маму я люблю,

    И всегда ей помогу:

    Я стираю, полоскаю,

    С рук я воду отряхаю: вот так, вот так.

    Свою маму я люблю.

    Если мама ляжет спать,

    Я не буду ей мешать,

    Я на цыпочках хожу,
    Маму я не разбужу.


    Показ последующей работы:

    1. Готовлю краску для кожи (в белую - оранжевую)

    2. Закрашиваю все места, покрытые кожей: всё кроме глаз.

    3. Готовлю краску для фона (осветляю любой цвет)

    Дети выполняют самостоятельно тоже самое.

    Оценка: Времени уже не осталось, что же делать? У мам нет причёски, украшений.

    Всё остальное мы нарисуем на следующем занятии. Рисунки хорошо просохнут и мы закончим работу, а вы дома внимательно рассмотрите мамины глаза, волосы, чтобы нарисовать маму похожей.

    2-е занятие.

    Сегодня мы будем заканчивать наших мам. Они станут все разные, потому что у них разного цвета глаза, волосы, причёски, они носят разную одежду и украшения.

    Показ последовательности работы:

    1. Вспоминаем цвет глаз у мамы, закрашиваем глазное яблоко цветным карандашом.

    2. Вокруг глаз нарисуем тонкие ресницы простым или чёрным карандашом.

    3. Обвести карандашом или кистью (по желанию) брови, нос.

    4. Закрасим губы цветом маминой помады.(карандашом или кистью)

    5. Вспоминаем мамину причёску: цвет её волос, стрижку.

    6. Дорисовываем украшения, одежду.

    7. Украшаем рамку. (закрасить или украсить узорами)

    Физминутка та же.

    Оценка: Решаем с детьми как и когда можно подарить маме её портрет.

    Цели и задачи: закрепить знания детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос). Учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком. Воспитание любви к членам семьи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему:

    « Портрет мамы»

    Цели и задачи: закрепить знания детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос). Учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком. Воспитание любви к членам семьи.

    Материалы и оборудование: лист бумаги (формат А-4), карандаши, акварельные краски, гуашь, среди которых светло – розовая или светло – оранжевая для рисования лица, палитра. Толстые и тонкие кисточки, стаканчики для воды, салфетки, аудио-запись песни «Мама, первое слово..».

    Ход занятия:

    «Простое слово»

    На свете добрых слов

    Живёт не мало,

    Но всех добрее и важней – одно:

    Из двух слогов

    Простое слово «мама»,

    И нету слов роднее, чем оно!

    Воспитатель: - Дети сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы. Вы знаете, какие у вашей мамы глаза, цвет волос, какая прическа, какое любимое платье?

    Отгадайте загадку:

    Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,

    Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

    Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.

    Обязательно картина называется …(портрет)

    Портреты бывают:

    В полный рост.

    Погрудный.

    Портрет головы.

    По пояс.

    Портреты различают и по размеру, например миниатюрный.

    Можно выделить еще автопортрет - изображение художником самого себя.

    Прежде чем рисовать портрет мамы, мы рассмотрим портрет этой актрисы, чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах.

    Какой формы голова? (обвести пальцами голову).

    Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица.

    Какой они формы? (овальные с острыми уголками).

    Воспитатель рисует мелом на доске овал и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза.

    Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок.

    Какие глаза у твоей мамы Юля?

    Коричневые глаза.

    Твоя мама кареглазая! А твоя Саша?

    Мама голубоглазая, сероглазая и т.д.

    Что находится над глазами? (брови).

    Это дугообразные полосы.

    А вот нос у человека такого цвета как лицо. Поэтому нужно нарисовать только кончик носа посередине расстояния от глаз до конца лица. А вот от кончика носа до конца лица находятся губы.

    Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (нарисовать губы). Положите руку на подбородок.

    А теперь расскажите, где расположены глаза? (посередине лица).

    Кончик носа? (посередине от глаз до конца лица).

    Губы? (посередине от кончика носа до конца лица).

    Портрет своей мамы вы нарисуете погрудный – голову, шею, плечи. Не забудьте, что шея уже лица, а плечи шире головы (показываю на портрете).

    Цвет глаз, волос, прическу, верхнюю часть платья постарайтесь нарисовать такими как у вашей мамы.

    Дидактическая игра «Мамочка, какая?»

    Мама улыбается – улыбчивая. Мама грустит – грустная. Мама смеётся – веселая. Мама плачет – плаксивая. Мама злится – злая. Мама задумалась – задумчивая и т.д. А теперь представьте себе свою маму и начинайте рисовать.

    Физминутка "Дружно маме помогаем".

    Дружно маме помогаем –

    Пыль повсюду вытираем.

    Мы белье теперь стираем,

    Полощем, отжимаем.

    Подметаем все кругом

    И бегом за молоком.

    Маму вечером встречаем,

    Двери настежь открываем,

    Маму крепко обнимаем.

    (Подражательные движения по тексту.)

    Самостоятельная работа детей.

    Итог: - Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портретах?- Дети, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы. Что нового вы узнали на занятии? Что вам понравилось больше всего? Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам.