Обучение штрихованию в детском саду. Конспект занятия в детском саду в подготовительной группе

Как в Автокаде сделать штриховку? Штриховка в Автокаде очень часто используется при оформлении чертежей в AutoCAD. На чертежах штрихуют разрезы, сечения и т.д..

О том, где в Автокаде штриховка и как выполнить штриховку в AutoCAD, пойдет речь в этом уроке.

В AutoCAD можно заштриховать любую замкнутую область определенным узором. В России графические обозначения материалов (штриховка) в сечениях и разрезах регламентируются ГОСТом 2.306 - 68.

Как заштриховать область в AutoCAD/Автокаде. Вид и тип штриховки.

Для создания штриховки в Автокад выберите вкладку "Главная" панель "Рисование" .

Для начала создания штриховки в Автокад зададим параметры штриховки в Автокаде - это тип, образец, прозрачность, цвет и т.д. Делается это с помощью ленты. На ней сейчас появилась временная контекстно-зависимая вкладка "Создание штриховки".

Чтобы заштриховать какую-либо область, просто щелкните внутри нее мышкой, и она будет заштрихована. Можно выбрать объект, вместо указания контура. Для этого предварительно вызовите опцию "Выбрать объект" (просто введите с клавиатуры букву В). И затем выберите объект щелчком ЛКМ.

Если не щелкать мышкой, а просто навести ее на объект или какую-нибудь область, то появится предварительный вид заштрихованной области с текущими настройками штриховки в Автокаде.

Но параметры штриховки в Автокаде можно задавать также и в диалоговом окне "Штриховка и градиент" . Для этого выберите опцию "Параметры" (введя букву П). В версии AutoCAD 2013 можно выбрать опцию, нажав на нее в командной строе. Это очень удобное нововведение.

Каким способом задавать параметры штриховки в AutoCAD выбирать Вам. Это всего лишь вопрос удобства, как создать штриховку в Автокаде.

В диалоговом окне есть две вкладки - "Штриховка" и "Градиент". Соответственно на каждой из вкладок задаются параметры Autocad штриховки, либо градиента. Смотря, чем Вы хотите заштриховать область.

Рассмотрим вкладку штриховки.

Тип штриховки.

Стандартный означает, что Вы будете использовать один из стандартных образцов штриховки, который выбирается в следующей строке.

Из линий означает, что Вы сможете создать свой образец штриховки на основе текущего типа линии.

Пользовательская штриховка АвтоКАД - Вы сможете использовать созданный Вами ранее образец штриховки, сохраненный в файле с расширением.pat.

Чаще всего выбирается первый вариант и задается стандартный образец штриховки. В окне "Структура" видно, как выглядит выбранная нами Autocad штриховка.

Ниспадающий список выбора образца штриховки не удобен. Проще всего нажать на кнопку с троеточием [...], расположенную рядом. При этом откроется диалоговое окно "Палитра образцов штриховки" , где более удобно выбрать образец. Для выбора, щелкните на образец штриховки и нажмите "ОК".

Цвет и фон штриховки.

Здесь все просто. Есть два ниспадающих списка, в которых задается цвет линий штриховки и цвет фона.

Угол наклона и масштаб штриховки в Автокаде.

Все штриховки в том виде, в котором они выбираются, изначально имеют нулевой угол наклона. Но иногда необходимо его поменять. Например, штриховку с прямыми линиями повернуть на 30°. Если нужна Autocad штриховка с линиями под 45°, то она есть по умолчанию в системе Автокад.

Изначальный масштаб штриховки принимается за 1. Но часто это не устраивает, так как штриховка может быть слишком плотной или наоборот слишком растянутой. Посмотрите пример штриховки с разными масштабами на рисунке.

Исходная точка штриховки.

Этот параметр может быть весьма полезен. Иногда не устраивает вариант, заштрихованный по умолчанию. Нужно, чтобы штриховка в Автокаде начиналась с определенной точки. Для этого выберите опцию "Указанная исходная точка" . А затем нажмите по кнопке ниже и укажите новую исходную точку штриховки непосредственно на чертеже. Для лучшего понимания прикладываю рисунок.

Настройка.

Аннотативная . Указывает на то, что штриховка является аннотативной. Про свойство аннотативности (аннотативные размеры) в AutoCAD у меня есть видеоурок. Посмотрите его и обязательно разберитесь с этим понятием. Это свойство позволяет выполнять автоматическое масштабирование аннотаций (т.е. текста, штриховки, размеров) в соответствии с форматом листа при выводе на печать или экран.

Ассоциативная. По умолчанию стоит галочка. Ассоциативная штриховка или заливка в Автокаде обновляется при изменении ее контурных объектов.

Отдельные штриховки . Если Вы штрихуете несколько областей, то штриховка в них является единым элементом. Если Вы захотите переместить один из заштрихованных объектов вместе с ее штриховкой, то штриховка из других областей такде переместиться. Чтобы этого не происходило поставьте заранее галочку на это опции. И тогда штриховка будет относиться только к своей конкретной области.

Остальные опции я не буду объяснять. Настройка их интуитовно понятна. Скажу лишь, что бывает удобно использовать опцию "Копирование свойств" . При нажатии на эту кнопку Вы попадаете в модель, где можете выбрать уже имеющуюся на чертеже штриховку, чтобы взять с нее все свойства.

Контуры штриховки в Автокаде.

Добавить: Точки выбора.

Щелчком мыши указываем контур из существующих объектов, образующих замкнутую область вокруг указанной точки. ОБЯЗАТЕЛЬНО! Область должна быть замкнутой. Иначе AutoCAD выдаст ошибку "Невозможно определить замкнутый контур".

Добавить: Выбрать объекты.

Щелчком мыши выбираем объект или объекты, которые хотим заштриховать. Здесь тоже надо следить, чтобы объекты были замкнутыми.

Исключение островков.

С помощью этой кнопки можно исключить области из выбора.

После того как Вы закончите выбирать объекты, нажмите «Enter», и вы вернетесь на вкладку "Штриховка". После того, как все параметры заданы, нажмите "ОК". Но перед этим предварительно можно просмотреть, как будет выглядеть объект с нанесенной штриховкой, и в случае необходимости что-нибудь подправить. Для этого следует нажать на кнопку "Образец" в нижнем левом углу окна.

Если в ходе предосмотра Вам понравится, как нанесена штриховка, то, чтобы согласиться с ней, нажмите на правую кнопку мыши или "Enter". Если же Вам предварительный просмотр не понравится и Вы решите внести поправки в параметры штриховки, то нажмите на «Esc». В результате Вы снова вернетесь в окно "Штриховка и градиент", где сможете произвести изменения.

Дополнительные параметры штриховки в AutoCAD.

Нажав круглую кнопку со стрелочкой в правом нижнем углу вкладки "Штриховка", Вы раскроете добавочную область вкладки, на которой размещены дополнительные настройки штриховок в Автокаде. Также смотрите наши уроки на другие темы.

Бывает нужно указать то, как надо поступать с объектами, попадающими внутрь заштрихованной области: заштриховывать их тоже или нет. Такие области называются островками. Настройки в это части окна поясняются картинками. Здесь все наглядно видно. Просто выберите нужный Вам вариант.

Также разницу между вариантами я отобразил на рисунке.

Редактирование штриховки в AutoCAD.

На вкладке "Главная" , панели "Редактирование" при раскрытии всех инструментов панели находится кнопка "Редактирование штриховки" . После ее выбора нужно указать щелчком ЛКМ штриховку для редактирования.

Но в AutoCAD удобнее просто выбрать штриховку, при этом на ленте автоматически появится вкладка "Редактор штриховки". Здесь можно изменить параметры. Если удобнее редактировать из диалогового окна, то нажмите на ленте на стрелочку в левом нижнем углу вкладки "Параметры".

Теперь Вы научились штриховать замкнутые области или какие-нибудь объекты в AutoCAD. А после сможете также отредактировать уже имеющиеся штриховки в AutoCAD.

Как добавить штриховку в АвтоКАД. (Как загрузить штриховку)

Файлы штриховок АвтоКАД имеют расширение.pat. Вы можете загрузить имеющиеся у Вас файлы штриховок в AutoCAD. Для того, чтобы знать, как загрузить штриховки в Автокад выполните следующие шаги:

1. Файлы с расширением.pat добавьте в папку Support. Путь примерно такой: C:\Program files\AutoCAD20XX\Support.

2. Теперь запустите программу. И вызовите диалоговое окно "Штриховка и градиент".

3. Нажмите на кнопку "Палитра образцов штриховки". А затем вкладка "Пользовательские". (Показано на рисунке ниже)

Теперь нам известно как в Автокаде сделать штриховку, как загрузить и удалить штриховку в Автокаде. Автокад для начинающих - просто и доступно только в нашем курсе!

Видео курсы по AutoCAD:

Многие новички в рисовании часто сталкиваются с проблемой неправильной штриховки. На самом деле в книжках по рисованию этому уделяется очень мало внимания, хотя это основы. Я собрала материалы по штриховке карандашом из разных источников: учебников, видео-уроков и статей из интернета, и постаралась объединить их в одну статью. Сначала мы обсудим теорию, а затем выполним 2 практических задания для закрепления материала.

Для чего нужна штриховка?

Штриховка необходима для того, чтобы придать нарисованным предметам форму, обозначить как падает свет и тень, придать текстуру объектам. Если вы будете соблюдать основные принципы штриховки карандашом , то сможете рисовать любые трехмерные объекты.

Основные принципы штриховки карандашом

Неправильно
  1. Нельзя смешивать перекрестную штриховку и растушевку . Не стоит смешить эти две техники в одной работе, т.к. растушевка на некоторых участках может создать ощущение неаккуратности, будто вы случайно смазали часть рисунка рукой. Если вы используете растушевку, то следует растушевать весь рисунок.
  2. Передний и задний план. Тщательнее прорабатывайте предметы на переднем плане, в то время как задний план можно быстро наметить боком грифеля, чтобы показать освещение и общий тон. Штриховка вертикального фона штрихуется вертикально, горизонтального — горизонтально.
  3. Делайте короткие штрихи. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок от верху до низу, если у вас большая площадь. Выбирайте модуль штриха, какой вам удобно.
  4. Чем больше слоев, тем ровнее штриховка. Если вы штрихуете какие-то белые предметы, то обязательно возьмите более жесткий карандаш. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, так она будет аккуратней.

Теперь рассмотрим основные ошибки в штриховке карандашом:

  1. Штриховка по тем же линиям.
    Штриховать следует таким образом, чтобы шов был посередине следующего слоя. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок. Чем больше слоев штриховки, тем ровнее она будет. Делайте больше слоев жестким карандашом. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, потому что она будет аккуратней.

Практическое упражнение №1

Практическое упражнение №2

Теперь попробуйте выполнить такое упражнение: возьмите самый простой предмет (карандаш, тюбик зубной пасты и т.п.) и попытайтесь нарисовать его максимально точно, применяя основные принципы, которые мы рассмотрели. Лучше рисовать с натуры.

В завершении статьи я хочу посоветовать вам посмотреть пару видео, которые помогут вам понять как выглядит правильная штриховка наглядно на примерах и как можно исправить ошибки.

Как правильно точить карандаши и делать штриховку:

Основные ошибки в штриховке карандашом и как их исправить:


Надеюсь эта статья была полезна для вас. Возможно я учла не все основы штриховки, поэтому буду рада вашим дополнениям и замечаниям. Пишите комментарии!

В соответствии с федеральными государственными требованиями ко всем дошкольным учреждениям, имеющим группы детей старшего дошкольного возраста, приоритетной деятельностью является деятельность по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. Иными словами, основной из задач дошкольного образовательного учреждения является такая подготовка ребенка к школе, в ходе которой у него максимально формируются умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности в школе. Переход ребенка в школу- качественно новый этап в его развитии. И, готовя ребенка к школе, я всегда стараюсь облегчить ему этот переход к новому образу жизни. В подготовительной к школе группе происходят личностные преобразования, заканчивается специальная и общая подготовка и результатом подготовки является готовность ребенка учиться в школе. Но даже при сформированности и социальной и нравственно-волевой сфер, учителя отмечают на первых этапах обучения у многих детей психологическую перегрузку,которая выражается в нервных срывах, слезах, подчас в истериках и отказах идти в школу и продолжать учебу. И связано это в основном с обучением письму. Конечно, обучать детей письму традиционным методом удается, но при этом затрачивается много физических, умственных и нервных сил ребенка. Л.С. Выготский писал, что педагогика должна ориентироваться не на сегодняшний, а на завтрашний день развития, и я считаю, что моя задача, как воспитателя – подготовить ребенка так, чтобы первый год обучения в школе прошел бы для него не принося ему психологических и физических страданий. Почти все дети не любят писать, у них устают руки, быстро растет нелюбовь к письму, то есть пропадает положительная мотивация обучения. Вот поэтому, когда мне попалась в руки книга Е.Н.Потаповой «Радость познания», в которой она делится своим видением путей эффективного метода обучения письму, меня заинтересовала она, но с точки зрения дошкольного воспитания, то есть как в детском саду развить мускульную память ребенка настолько, чтобы письмо в школе приносило ему удовольствие. Е.Н.Потапова в своей работе во главу поставила идею подготовить к письму без письма системой подготовительных упражнений, но упражнения эти должны быть такими, чтобы детям было интересно. Таким образом, опираясь на опыт работы Е.Н. Потаповой, но применимо к детям нашего возраста, я стала строить свою работу по совершенствованию мускульного аппарата ребенка.

Прежде всего, разработав проект работы по использованию штриховки в подготовительной группе детского сада, я познакомила с ним родителей, рассказала для чего это необходимо нашим детям и попросила их помочь мне в этой работе и прежде всего в приобретении необходимого материала. Таким образом были приобретены альбомы для каждого ребенка, линейки обычные и фигурные, лекала и простые карандаши.

На первом занятии мы с детьми договорились, что в этих альбомах можно будет делать рисунки только с помощью линеек и рисунки не закрашивать, а только штриховать. Линейками дети пользовались и раньше в свободной деятельности, но понятие штриховки для них было новым. Поэтому на первом занятии мы просто нарисовали дом с забором, то есть рисунок сам был легким, но большое внимание уделили штриховке. Правила штриховки запомнить не трудно, но нарушать их не разрешается, если хочешь, чтобы работа твоя получилась аккуратной, красивой. Штриховать следует только в заданном направлении, не заходить за контур рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между штрихами. Вначале многие дети не понимали, почему надо штриховать только сверху вниз или справа налево, но потом поняли, что иначе не видно предыдущий штрих, а, следовательно, расстояние между ними не будет одинаковым. Понимание этого очень важно, так как в нашей группе 15% детей, у которых ведущей рукой является левая и для них правила направления штриховки изменяются. Но когда дети поняли, что выбор направления штриховки не случаен и почему надо штриховать так, а не иначе, проблем с выбором направления штрихов больше не было.

Из опыта своей работы могу сказать, что штриховкой увлекаются сразу все дети, делают это с удовольствием и часто сами просят начертить рисунок, если что-то пропустили и не смогли нарисовать вместе со всеми. Но со всеми детьми я занималась штриховкой 2-3 раза в неделю, чтобы поддерживался постоянный интерес и не было перегрузки. От занятия к занятию можно было наблюдать, как меньше ломаются карандаши, уверенней становится рука у ребенка. В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее, поэтому с первых занятий для меня стало незыблемым правилом: если ребенок хочет что-то добавить в свой рисунок или изменить что-то в образце - это его полное право и эта инициатива мной всегда поощрялась.

Проведя таким образом 2-3 занятия с использованием обычной линейки и убедившись, что детьми усвоены правила штриховки, я показала, как пользоваться фигурными линейками. Внесение фигурных линеек на занятие очень разнообразило работы детей, активизировало творческие способности. И если на первых занятиях штриховкой дети, в основном, строго придерживались образца воспитателя, то теперь большинство детей старались внести что-то свое, а так как фантазии ребенка границ нет, то от занятия к занятию рисунки детей становились все более интересными, разнообразными, несмотря на то, что образец был дан один. В каждой работе можно было отметить что-то свое, индивидуальное и это очень радовало ребят, интерес к штриховке не ослабевал, а только усиливался. Очень помогало и то, что все работы детей были в альбомах. Ребята всегда перед занятием просматривали свои ранние работы и сами отмечали, какие неровные штрихи были на первых рисунках и как они становились ровнее, с одинаковыми промежутками в следующих работах. И это было действительно так. Если на первых занятиях руки у детей уставали довольно быстро, мускулы пальцев были слабы и в них не было необходимой для этой работы координации, то от занятии к занятию расходящиеся во все стороны и выходящие за контур штрихи становились все более твердыми, строго держались в границах, приобреталась уверенность штриха. С помощью фигурных линеек дети могли уже составить практически любую смысловую композицию: космос, морские просторы, транспорт, сказочные персонажи, всевозможные роботы и трансформеры - все это находило место в рисунках детей. Но дети уже овладели приемами штрихования по линейке и тогда я предложила вниманию детей штрихование по фигурным линейкам, то есть круглые формы и предложила штриховать круглыми штрихами. На этом этапе я стала учить детей пользоваться лекалами. Дети научились хорошо обводить геометрические фигуры, составлять из них композиции, штриховать параллельными отрезками и теперь могли приступить к работе с лекалами. Методы и приемы обучения остались прежними: показ образца воспитателя с объяснением,а затем работа детей, но уже со своими добавками, изменениями, дополнениями вновь усвоенной техники рисования. Работа с лекалами - один из самых сложных этапов в работе со штриховкой. И вначале мы пользовались лекалами лишь исключительно для штрихования, а не для создания каких-то новых фигур, но и это поначалу оказалось сложным. И тогда на помощь пришли родители. Я предложила ребятам сделать общую работу под названием «Цветной город». Дети дома с родителями чертили и штриховали дома, транспорт, деревья, приносили работы в детский сад, затем вырезали и помещали на общий лист. Ребята гордились своими работами, а многие родители были удивлены, увидев, насколько уверенно их ребенок пользуется линейками и сами стали учить детей штриховать волнистыми, круговыми линиями, полуовалами и пользоваться лекалами при подобной штриховке. Но при составлении композиции «Цветной город» работы с лекалами можно было избежать, потому что составление этой композиции не требует наличия круглых форм (по лекалам чертились только деревья).Тогда через некоторое время я предложила детям сделать совместную работу «Морские просторы».Туловища рыб в основном овальной формы и здесь без лекал обойтись было трудно, поэтому многие родители объяснили детям принцип работы с лекалами. Дети друг другу показывали и рассказывали, как с помощью лекал у них получились такие необычные рыбы, а я радовалась, что в очередной раз родители помогли мне в моей работе с детьми. Причем, в лексикон детей прочно вошло слово «симметричный», которое кто-то объяснил из родителей своему ребенку, а он передал другим. Нельзя не сказать и о том, что далеко не все родители сразу охотно приняли участие в коллективной работе, но я поощряла их активность, отмечая это на собраниях, вывешивая в раздевалке объявления-молнии с благодарностью, и во второй коллективной композиции участие приняли все родители. Многие из них приобрели подобные линейки и для рисования детей дома.

На данном этапе штриховки мы с детьми стали пользоваться цветными карандашами, что способствовало новому витку поднятия творческого интереса у детей. По опыту работы я поняла, что на ранних этапах работы нельзя предлагать цветные карандаши, чтобы внимание детей не переключалось с основного: правильным способам штрихования, а когда правильное штрихование доходит почти до автоматизма, можно вносить цветные карандаши и рисунки детей заиграют новыми красками.

Таким образом совершенствовался мускульный аппарат детей и теперь можно вплотную подойти к упражнениям, благодаря которым обучение письму в первом классе не будет вызывать негативных эмоций. Мы начали штриховать рисунки элементами букв: волнистыми линиями, петельками, мелкими кружками. Этот метод позволяет не только эффективно тренировать пальцы, но в дальнейшем при обучении письму значительно облегчит работу по соединению букв. Каждый последующий этап в данной работе с детьми,вносил что-то новое, интересное и раннее неизведанное детьми и, благодаря этому, интерес у детей к штриховке не пропадает в течение всего года, они гордятся своими альбомами, с радостью демонстрируют свои новые рисунки родителям и с удовольствием занимаются штриховкой по вечерам, самостоятельно придумывают новые композиции.

Хочется сказать и о том, что само рисование по линейке очень легко интегрируется с другими видами занимательной деятельности. Так очень удобно составлять схемы на занятиях логикой, конструированием, математикой, а чтение сказок вдохновляет детей на рисование и штрихование сказочных персонажей.

Подводя итог данной работы по обучению штриховке в подготовительной группе, хочется отметить, что благодаря этому методу, рука ребенка подготовлена к обучению письму. Дети овладевают подготовительным механизмом письма, а,следовательно, психологическая нагрузка в процессе обучения письму будет снята, изнурительное обучение письму в первом классе станет интересным. Отслеживая успеваемость детей прошлого выпуска, занимавшихся штриховкой в детском саду, можно отметить, что трудностей с обучением письму дети не испытывали, процесс обучения протекал без психологических перегрузок, дети быстро научились писать красиво. А если ребенок в первом классе учится легко и с удовольствием, значит задача воспитателя подготовительной группы детского сада по подготовке ребенка к школе выполнена и ребенок приобрел знания и умения, обеспечивающие ему успешное обучение.



Не секрет, что штриховка получается лучше и аккуратнее, если «поставить руку», но непонятно как же именно ее ставить. Я расскажу про упражнения, которые помогут наработать красивые штрихи.

Прежде всего стоит научиться правильно держать карандаш, об этом я уже тоже рассказывала в предыдущем посте по ссылке выше, но немного напомню. Держать карандаш как шариковую ручку - не вариант, потому что повышается вероятность смазать рисунок ребром ладони и ограничена подвижность самого карандаша. Такой захват подходит для режима точности, когда нужно проработать тонкие детали. Кстати если держать лист бумаги вертикально, то и смазать рисунок будет сложнее. Некоторые рекомендуют подкладывать под руку лист бумаги, но это не решает проблему, потому что лист все равно скользит и растирает рисунок.
Итак берем карандаш вот так.

Есть два направления упражнений - на качество самого штриха, чтобы он был равномерный и четкий и на отработку тона.

Качество штриха
Лучше взять карандаш средней мягкости от HB до 2B, чтобы не разводить на листе грязь, ластик стоит использовать по минимуму в идеале вообще от него отказаться. Не затачивайте карандаш слишком остро - мягкие линии лучше, чем тонкие и жесткие. Старайтесь контролировать нажим и не зажимать руку в кисти, вертикальное положение листа очень в этом помогает. Если нет возможности закрепить лист вертикально, возьмите подложку подходящего размера и поставьте на колени, используя стол в качестве опоры. В качестве примера я показываю свои пробы, у меня рука не поставлена, так что извиняюсь за кривость) В галерее лежат все работы в большем масштабе.

Кстати эти упражнения полезно делать с детьми при обучении их письму, потому что они отлично развивают моторику и ребенку будет проще писать впоследствии.

Отработка тона
Научившись проводить тонкие однородные штрихи можно переходить к штриховке тоном.


После отработки пятен можно попробовать накладывать штрихи по форме предмета, например штрихуя грани в разных направлениях, а круглые предметы по форме изгиба, постепенно переходя все к более сложным формам.



В завершение скажу, что я рассказываю в основном про академический рисунок, в котором используются как правило только прямые или изогнутые штрихи, но есть и другие виды штриховки с помощью которых можно добиваться интересных эффектов. О них постараюсь рассказать отдельным постом.

В галерее работы с просторов интернета с примерами красивой академической штриховки, к такому результату стоит стремиться. К сожалению не знаю имен авторов, но если подскажете, с удовольствием подпишу в комментариях к фото. Точно знаю, что это все современные художники

Ирина Гурова

Консультация для педагогов и родителей

Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме подготовки руки ребёнка к письму.

В дошкольном возрасте ребёнок с помощью взрослых овладевает сначала умением рисовать штрихи, каракули, затем проводить прямые горизонтальные, вертикальные линии, линии в разных направлениях, линии разной длины, а также волнистые, зигзагообразные, округлые; учится проводить разные линии, а затем обводить изображения предметов по пунктиру, штриховать, раскрашивать предметы, рисовать и копировать предметы по точкам и без помощи точек; изображать разнообразные элементы на бумаге в клетку.

В процессе этих упражнений дети должны учиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. Для них важны такие качества движений, как координированность, точность, гибкость, ритмичность. А это связано с развитием внимания, наблюдательности, целеустремлённости. Детям нужно научиться не напрягать руки и пальцы, держать пишущий предмет свободно, легко производить им движения в разных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их.

При выполнении любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность выполнения задания. После каждого движения надо учить ребенка расслабляться.

Все предлагаемые упражнения должны быть интересны детям. А для этого следует ставить перед ребёнком игровые мотивы их выполнения. Желательно, чтобы они были полезны и для развития других психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи). Вот некоторые игровые задания, которые можно использовать для подготовки руки ребёнка к письму. (В качестве приложения имеются образцы заданий).

Рисование штрихов, каракулей, палочек…

«Травка для лошадки». Взрослый рисует на листе бумаги круг. Это тарелочка (миска). Затем рисует несколько штрихов зелёного цвета внутри круга. Объясняет, что это травка. Ребёнок продолжает. Аналогично можно провести игровые упражнения «Сено для коровы», «Покормим птичек зёрнышками», «Нарисуем шёрстку мишке» и др.

"Сено и травка для лошадки (коровы, козы.)"

"Нарисуй зёрнышки птицам"



"Нарисуем шёрстку мишке"


Проведение прямых вертикальных линий.

«Мыльные пузыри падают». Взрослый рисует несколько кругов в верхней части листа. Круги могут быть разного цвета и величины. Ребёнку нужно провести линии от каждого пузыря вниз. Аналогично можно провести упражнения «Дождик», «Осенние листочки» «Снежинки» и т. д.



Проведение горизонтальных линий.

«Помоги зайчику добраться до морковки». Взрослый рисует с левой стороны листа зайку, а с правой – морковку. Ребёнок проводит линию от зайки до морковки (можно провести и несколько линий).

Также можно провести упражнения «Помоги котику добраться до рыбки», «Мячик катится к…», «Машинка едет…» и др.


Проведение прямых линий в разных направлениях.

«Капельки падают в лужу». Взрослый рисует вдоль верхней части листа капельки (вокруг них можно нарисовать тучу, а в средине нижней части листа – небольшую лужу. Ребёнок проводит линии так, чтобы каждая капелька оказалась в луже.

Аналогично проводятся упражнения «Снежинки падают в сугроб», «Положи кубики в коробку», «Собери ягоды в корзинку», "Поставь цветы в вазу" и др.

Для того, чтобы развивать восприятие, внимание, мышление, речь, все игровые упражнения можно усложнять. Они становятся интереснее. Вот несколько примеров: «Синие кубики положи в синюю коробку, а красные – в красную», «Большие снежинки полетят в большой сугроб, а маленькие – в маленький», «Положи в корзинку только красные яблоки», «Большие лимоны положи в большую корзинку, маленькие – в маленькую".




Хорошо развивает точность движений при проведении линий в разном направлении игра «Тир». Взрослый рисует на листе бумаги схематическое ружьё и мишень. Мишени могут располагаться в разных концах листа и на разном расстоянии от ружья. И размеры их могут быть разными: большими и маленькими. Ребёнку объясняют, что карандашная линия, изображающая полёт пули, обязательно должна быть прямой, и что можно попасть близко от цели, но лучше попасть в центр. Взрослый предлагает немного «пострелять».


Проведение вертикальных и горизонтальных линий с ограничением.

Примеры таких упражнений: «Привяжи ниточки к шарикам», «Цветы для мамы» (ребёнок рисует стебелёчки, «Лесенка» (проводятся горизонтальные линии слева направо от двух вертикальных, «Нарисуй черешки к листочкам» (проводятся короткие линии в разных направлениях, "Нарисуй лучики солнышку", «Пришей резинки к рукавичкам» (соединить линиями одинаковые картинки) и т. д. и др.




Проведение линий между двумя линиями (посередине). Игровая мотивация этих заданий может быть такой же, как и в предыдущих, но от одного предмета к другому уже проведены две линии (дорожки). Ребёнок должен провести свою линию точно посередине, не выходя за границы. Конечно же, сначала «дорожки» должны быть широкими и прямыми, а затем, по мере овладения ребёнком навыком, они становятся уже и разной формы. Такие задания очень часто можно видеть на страницах тетрадей по подготовке к школе.

«Помоги машинке доехать до гаража», «Белка скачет к орехам», «Лодочка плывёт» и т. д.



Постепенно задания усложняются



Проведение ломаных линий.

«Крутые виражи». Слева – изображение машины. Ребёнок проводит зигзагообразную ломаную линию слева направо. Можно также использовать пунктирную линию с целью оказания помощи ребёнку.

Желательно, чтобы во время выполнения подобных заданий ребёнок не отрывал карандаша от бумаги.

Проведение округлых и волнистых линий.

«Идёт дым из трубы». Взрослый рисует дом с трубой, а ребёнок – дым. Варианты упражнений: «Пар идёт из кастрюльки», «Пузыри летят», «Кораблик (пароходик, лодка) плывёт по волнам». Взрослый рисует слева кораблик, а ребёнок – волны. Волнистые линии могут быть разными. Если ребёнок затрудняется, можно использовать пунктирную линию – линию из точек: «Посади бабочку на цветок», «Лист летит на землю», «Замотай клубочек» (проведение линии по спирали, «Нарисуй лепесточки цветочку» (рисование овалов).


Закрашивание картинок карандашами. Малышей сначала учат раскрашиванию листа без ограничения контуром с игровой мотивацией например, «Небо» (ребёнок раскрашивает лист бумаги синим или голубым карандашом», «Лужа», «Зелёная лужайка» (используется зелёный карандаш, «Наступила ночь» (ребёнок раскрашивает лист бумаги чёрным или тёмно-синим карандашом) и т. д. Постепенно можно переходить к раскрашиванию изображений предметов. Нужно учить детей раскрашивать картинку аккуратно, не выходя за её контур, в одном направлении.

"Раскрась лужу (нарисуй водичку для лодочки)"


Штриховка изображений. Это одно из важнейших упражнений. Для этого взрослый рисует какой-нибудь предмет (можно использовать и книжку-раскраску). Ребёнок накладывает штрихи (прямые линии) в заданном направлении. Сначала нужно научиться штриховать предметы без деталей, например, мячик, а после этого переходить к более сложным изображениям. Например, это может быть домик с окнами, которые нужно оставить незаштрихованными. В качестве усложнения предлагается штриховка в разных направлениях и с разным расстоянием между линиями. А сами штрихи могут иметь разную форму. Направление штриховки обычно задаётся стрелочкой рядом с изображением.

Правила штриховки:

1. Штриховать только в заданном направлении.

2. Не выходить за контуры фигуры.

3. Соблюдать параллельность линий.

4. Не сближать штрихи. Расстояние между штрихами должно быть примерно 0, 5 см.

Части одного изображения иногда штрихуют в разном направлении.

Рисование внутри крупных фигур постепенно уменьшающихся фигур той же формы. Аналогично – рисование вокруг маленьких фигур постепенно увеличивающихся фигур такой же формы. Например, «Нарисуй внутри большого круга постепенно уменьшающиеся круги, а вокруг маленького – постепенно увеличивающиеся». При выполнении таких упражнений нельзя касаться стенок предыдущей фигуры. Чем больше получится фигур, тем лучше.

Копирование изображений (срисовывание картинок). Взрослый рисует фигуру или предмет. А ребёнок рисует такой же. Сначала можно использовать опорные точки. Такие задания позволяют выявить умения ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, что очень важно в плане подготовки ребёнка к школе. При их выполнении следует отметить следующее:

Как ребёнок работает с образцом, часто смотрит на него или рисует по памяти;

Быстро или медленно проводит линии;

Как часто отвлекается;

Какие вопросы задаёт во время рисования;

Сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Дорисовка изображений. Взрослый рисует фигуру, например, круг (их может быть несколько, и спрашивает: «На что похожа?» Ребёнок называет варианты (солнце, мяч, часы) и пробует «превратить» круги в названные предметы. Можно нарисовать на листочке несколько разных фигур и попросить ребёнка дорисовать к каждой недостающие детали, чтобы получились предметы.

В тетрадях для дошкольников часто предлагаются задания, в которых нужно дорисовать вторую половинку изображения так, чтобы она была точно такой же, как первая (бабочку, яблоко, пирамидку и др. симметричные предметы).

Обведение рисунков по линиям. Для этого можно использовать изображения в книгах-раскрасках. Задача ребёнка – обвести заданный рисунок точно по линиям, стараясь не отрывать карандаш.

Обведение изображений по точкам.

«Угадай, кто я». Нужно нарисовать контурной пунктирной линией что-нибудь не очень сложное, например, флажок, рыбку, цветок и сказать, что в точках кто-то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией, не отрывая руки.

Прорисовка элементов на бумаге в клетку. Такие задания очень хорошо развивают внимание, координацию движений, умение ориентироваться на плоскости, так необходимые при письме. Ребёнок учится дорисовывать начатые взрослым узоры, располагая их в строке. Сначала это простые элементы, затем более сложные. Используется письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала. Такие задания часто встречаются в специальных тетрадях для подготовки детей к обучению в школе.

В старшем дошкольном возрасте широко используется графический диктант. Задание в нём диктуется на слух. Для этого нужно дать ребёнку листок в клеточку, точкой отметить место начала узора и продиктовать его, например,

А – 1 клеточка вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо и т. д.

Б – 2 кл. вверх, 2 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз 2 кл. вправо, и т. д.

В – 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо и т. д.

Г – 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо и т. д.

Кроме узоров можно таким образом получить интересные изображения предметов, животных. Ребёнку диктуется узор. После выполнения задания он должен догадаться, на что же похоже изображение. Если ребёнок невнимательно слушал или не смог сосчитать клетки, сориентироваться, то фигура не получается. Вот пример такого задания.

Д – 1 клетка вверх, 1 кл. вправо, 4 кл. вверх, 3 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 2 кл. вниз, 4 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 4 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 2 кл. вверх, 3 кл. влево, 2 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево. Если задание выполнено правильно, то должна получиться собака.

При выполнении графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.

Желаю успехов!


Литература:

Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2001.

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиввем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2000.

Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. – М. ; Аквариум, 1997.

Кузьмина В. Н. Подготовка руки ребёнка к письму. – http//rin.ru/

Ряжская Т. М. Развитие детской руки и подготовка её к письму. – http//festival.1september.ru/