Николай Никандров в библиотеке А.Белоусенко.

Никандров Николай Никандрович - русский писатель-сатирик. В 1900-х годах - участник Боевой организации партии эсеров. Наибольшей популярностью как писатель пользовался в 1920-х годах. В обстановке 1930-х вынужден был замолчать. Попытки возобновить публикации после войны успеха не имели.
Биография

Родился в семье почтового служащего. Ребенком попал в Крым, любовь к которому сохранил на всю жизнь (там разворачивается действие многих его произведений). Детство провел в Севастополе, где учился, по собственному признанию, "скверно, с отвращением" сначала в церковно-приходской школе, потом в реальном училище, которое закончил в 1896 году. Время становления личности писателя - это период увлечении и разочарований.
Сначала он собирался принять постриг, но по настоянию родителей начинает учиться в московском Императорском училище путей сообщения, потом в петербургском Лесном институте. В Петербурге участвует в работе революционного кружка, за что в 1899 исключен из института. Встреча с Л.Н. Толстым, происшедшая в 1898 резко меняет его жизнь: Никандров понимает, что необходимо подлинное, а не книжное знание жизни, и становится сельским учителем. Преподавание сочетает с активной революционной агитацией в эсеровском духе (в партию эсеров вступил в 1900), с этого момента стал состоять под гласным надзором полиции. Тогда же пробует себя в литературе: его корреспонденции появляются в газетах "Саратовский дневник", "Пермский край".
В 1902 после привлечения к полицейскому дознанию по поводу принадлежности к революционной организации вынужден скрываться. Он ищет прибежища в Крыму, где работает грузчиком, гувернером, рыбаком. Однако его арестовывают и помещают в Севастопольскую тюрьму. Устные рассказы Никандрова слышит находящийся здесь же писатель Александр Грин, который советует ему всерьез заняться литературой.

Литературное творчество

Первое художественное произведение Никандрова появилось на страницах газеты "Крымский вестник" в 1902. Начинающего автора заметили критики и писатели, оценили его наблюдательность, юмор, меткость языка. В Нижнем Новгороде, куда писатель был сослан в 1903, он познакомился с М. Горьким. Литературная атмосфера Нижнего Новгорода тех лет отражена в его автобиографической новелле "По волчьему билету" .
По возвращении в Севастополь в 1905 он знакомится с А. И. Куприным, первыми словами которого при встрече были: "Прелестно пишете!" и который тотчас же предложил сотрудничество в журнале "Мир Божий".
В Крыму Никандров не оставляет и своей революционной деятельности, становится инструктором "Боевой дружины" эсеров, разрабатывает план убийства главнокомандующего Черноморским флотом адмирала Г. П. Чухнина, после осуществления которого матросом Акимовым вынужден перейти на нелегальное положение, жить по подложным паспортам, менять места жительства и работу. (Позже, в советское время, он мечтал воссоздать свою биографию, но негативное отношение к деятельности эсеров со стороны властей, страх репрессий не позволили этому желанию осуществиться.) Следующая ссылка в Архангельскую губернию дала материал для рассказа "Бывший студент" (1909).
В 1910 Никандров эмигрировал, жил в Швейцарии, Италии, Франции. Зарабатывая на жизнь физическим трудом, он продолжает писать. Его произведения "Горячая" (1911), "Ротмистр Закатаев" (1912), "Во всем дворе первая" (1912), "Во время затишья" (1914) публикуют ведущие периодические издания в России "Заветы", "Современный мир", "Современник".
В 1914 Никандров возвращается на родину уже признанным литератором, которого ценят за умение великолепно рисовать психологию детей (образы Митьки и Саньки из "Берегового ветра" (1909), учеников из "Искусства" (1914) и др.), воссоздавать реалии русского быта. Его творчество пропагандирует Горький, помещая в "Летописи" произведения "Лес", "На Часовенной улице" (1916), но вскоре по идейным и бытовым соображениям (из-за склонности Никандрова к вину) порывает с ним.
Ранние рассказы писателя составили два сборника: "Береговой ветер" (1915) и "Лес" (1917), в которых определилась сфера интересов писателя: быт, масса, толпа с владеющими ею инстинктами. Никандрову особенно удается воспроизведение процесса нивелирования личностного начала в человеке, он умеет показать механизм воздействия на толпу, способы манипулирования ею: "Бунт", "Больные" (оба - 1906). Это особенно ярко проявилось в зарисовках "Катаклизма", "Все подробности" (обе - 1917), написанных после Февральской революции. В художественном плане многие его произведения далеки от совершенства, что объяснялось и отсутствием условий для планомерной работы, и недовольством членов партии эсеров таким "легкомысленным" занятием своего товарища, и отсутствием постоянного рабочего настроя у писателя.
Годы революции НИкандров провел в Крыму, переживая страшные лишения и голод. Тяжелейшая судьба русских писателей, оказавшихся там в то время, нашла отражение в его, может быть, лучших произведений: "Диктатор Пётр" и "Профессор Серебряков" (оба - 1923).
В 1922 Никандров переезжает в Москву, продолжает активно печататься: "Рынок любви" (1924), "Всем утешение", "Любовь Ксении Дмитриевны", "Скотина" (все - 1925), "Путь к женщине" (1927) и др. Эти произведения свидетельствовали, что Никандров окончательно сформировался как писатель сатирического направления. Его новые публикации не вызывают восторга у критиков, усматривающих в них клевету на новый строй. Утверждается мнение, что Никандров ограничивает человеческую сущность физиологией, смакует мелкое, низменное, отталкивающее. Постепенно тучи над его головой сгущаются. Писателю начинают приписывать "политически вредную установку", "чисто левацкие извращения", презрение к рабочему классу, один из его очерков (1932) относят к "троцкистской пропаганде". Никандров спасается от расправы, уехав на Север корреспондентом газеты "Голос рыбака", "За пищевую индустрию"; становится едва ли не лучшим маринистом советской литературы ("Красная рыба", 1930; "Кочевники моря", 1934). Однако и новые произведения писателя не удовлетворяют критику, которая настаивала на том, что автор забывает о "классовой борьбе" в тех "ее особенных формах", какие она приобретает на море . И хотя писателю еще удается поместить сатирическую аллегорию "Зеленые лягушки", высмеивающую большевистское бахвальство, нелепые трудовые почины, заставляющие людей изворачиваться и лгать, в книге "Морские просторы" (1935), дальнейшее сопротивление официозу становится бесполезным. Никандров сам впоследствии поставит правильный диагноз: "Меня губят, если не сказать погубили, юмор, сатира" , "под таким углом зрения показ действительности они ("литхозяева" и "литприжимщики", по его определению,-- М. М.) не приемлют" .
В 30-е гг. Никандров исчез с литературного горизонта. Он скрывается в Крыму (ненадолго возвращаясь в Москву во время войны), почти совершенно забрасывает литературную работу. Неудачи преследуют его: богатейший архив с письмами крупнейших русских писателей сжигается немцами во время оккупации Севастополя. Однако с конца 40-х гг. его произведения постепенно начинают переиздавать. Последняя попытка выйти к читателю - повесть "Чудо морское" (1952). Однако уже во время ее написания становится ясным, что произведение о керченских рыбаках, "давно брошенных на произвол судьбы и живущих звериной жизнью" , не суждено появиться в печати. "Как писать в такой атмосфере, в таких условиях: врать, как все!?" - задавался вопросом писатель и ответил затянувшимся молчанием.
Кончил Н. свою жизнь одиноким, почти нищим стариком в комнате на Арбате, вся мебель которой состояла из ящиков, заменяющих стол, стулья, кровать...

Современный писатель.

Сын почтового служащего.

Образование получил среднее.

Начал печататься с 1903. Первый сборник рассказов "Береговой ветер" вышел в 1915. Основной массив произведений Н. относится к послеоктябрьскому времени.

Сб. "Береговой ветер" отличается революционными устремлениями.

В период подготовки пролетарской революции Н. формировался как писатель-реалист, отражавший жизнь рабочей семьи, быт политических ссыльных.

В своих рассказах Н. дал психологическую характеристику персонажей, показал давящие условия царской России.

После Октября основной темой Н. стала жизнь мещанства в пореволюционной действительности.

Имея первоначально целью изобличение мещанской стихии, Н. на деле гипертрофирует силы мещанства, выпуская из поля своего зрения подлинно новые явления революционной действительности.

Мещанство представлено писателем непобедимой силой. В качестве носителя мещанской морали у Н. выступает гл. обр. женщина, интересующаяся лишь вещами и любовными перипетиями, независимо от своей классовой принадлежности.

Влияние женщин-самок, хозяек на мужей, по Н., всегда сильнее влияния общественной среды. Если раньше Н. давал сложный социально-психологический облик персонажей, то теперь он характеризует человека лишь со стороны биологической.

Обращаясь к изображению капиталистической России (сборник "Весельчаки"), Никандров сумел раскрыть убожество буржуазной морали.

Но критикуя последнюю, он не опровергает ее художественным показом новых отношений и представлений людей, а, наоборот, доказывает в своих произведениях якобы активную, действенную силу этой морали и при новых условиях.

Подчеркивание биологического начала в человеке проводится Н. и в цикле морских рассказов и повестей ("Морской атаман" и др.). Реалистическое изображение действительности в ранних произведениях Н. сменяется в дальнейшем авантюрно-приключенческим и натуралистическим.

Ряд произведений Н. (см. напр. "Рынок любви") - образчик бульварной беллетристики.

Изобразитель мещанства, Н. является и выразителем его. Библиография: I. Береговой ветер, Pассказы, Кн-во писателей, М., 1915; Диктатор Петр, Рассказ, альманах "Недра", кн. II (М., 1923); Всем утешение, там же, кн. VI (М., 1925); Любовь Ксении Дмитриевич, там же, кн. VII (М., 1925); Собр. сочин., 5 тт., изд. "Моск. т-ва писателей", М., 1928-1929 (т. I - Весельчаки, Рассказы, изд. 4-е; т. II - Все подробности, Рассказы, изд. 7-е; т. III - Рынок любви, Повесть, изд. 4-е; т. IV - Скотина, Повести, изд. 2-е; т. V - Путь к женщине, Роман, изд. 2-е); Морской атаман, изд. "Молодая гвардия", М., 1930; Мирные жители, изд. "Моск. т-ва писателей", М., 1931, и др. II. Полонский В., "Летопись", 1916, III; Журов П., "Красная новь", 1923, IV; "Бюллетень книги", 1923, IV (о "Береговом ветре"); Рашковская, "Русский современник", 1924, III; О. К., "Новый мир", 1925, II (о "Рынке любви"); Правдухин В., "Красная новь", 1925, III; Л., "Новый мир", 1925, VI; Лиров М., "Печать и революция", 1925, V (о "Всем утешение"); Зорин А., "Правда", 1925, № 221; Войтоловский Л., "Новый мир", 1926, III (о "Любви Ксении Дмитриевны"); H. H., "На литературном посту", 1927, XIII; Фиш Г., "Звезда", 1927, X; Красильников В., "Октябрь", 1927, № 8 (о "Пути к женщине"); Д укор И., "На литературном посту", 1927, № 19; Тиц Н., "Красная новь", 1927, № 10 (о "Весельчаках"). III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. - Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I, Гиз, Москва-Ленинград, 1928. В. Красильников. {Лит. энц.}

Краеведческо-генеалогический сектор библиотеки №18 им. Н.А.Островского.
Уважаемые читатели! Просим внести поправки и дополнения. Приглашаем принять участие в краеведческо-генеалогических семинарах!
Контакты: [email protected] 8 903 158 89 23 Пажитнов Евгений.
===
====

НИКАНДРОВ Николай Никандрович; наст. фам. Шевцов -- прозаик.
Род. в семье почтового служащего. Ребенком попал в Крым, любовь к которому сохранил на всю жизнь (там разворачивается действие мн. его произв.). Детство провел в Севастополе, где учился, по собственному признанию, "скверно, с отвращением" (РГАЛИ. Ф. 1161. Оп. 1. Ед. хр. 525) сначала в церковно-приходской школе, потом в реальном училище, которое закончил в 1896. Время становления личности писателя -- это период увлечении и разочарований. Сначала он собирался принять постриг, но по настоянию родителей начинает учиться в моск. Императорском училище путей сообщения, потом в петербургском Лесном ин-те. В Петербурге участвует в работе рев. кружка, за что в 1899 исключен из ин-та. Встреча с Л. Н. Толстым, происшедшая в 1898 по просьбе Н., резко меняет его жизнь: он понимает, что необходимо подлинное, а не книжное знание жизни, и становится сельским учителем. Преподавание сочетает с активной рев. агитацией в эсеровском духе (в партию эсеров Н. вступил в 1900), состоит под гласным надзором полиции. Тогда же пробует себя в лит-ре: его корреспонденции появляются в газ. "Саратовский дневник", "Пермский край". В 1902 после привлечения к полицейскому дознанию по поводу принадлежности к рев. организации вынужден скрываться. Он ищет прибежища в Крыму, где работает грузчиком, гувернером, рыбаком. Однако его арестовывают и помещают в Севастопольскую тюрьму. Устные рассказы Н. слышит находящийся здесь же писатель А. Грин, который советует ему всерьез заняться лит-рой.
Первое худож. произв. Н. появилось на страницах газ. "Крымский вестник" в 1902. Начинающего автора заметили критики и писатели, оценили его наблюдательность, юмор, меткость языка. В Нижнем Новгороде, куда Н. был сослан в 1903, он познакомился с М.Горьким. Лит. атмосфера Нижнего Новгорода тех лет отражена в его автобиогр. нов. "По волчьему билету" (Радуга. 1989. No 9). По возвращении в Севастополь в 1905 он знакомится с А. И. Куприным, первыми словами которого при встрече были: "Прелестно пишете!" и который тотчас же предложил сотрудничество в ж. "Мир Божий". В Крыму Н. не оставляет и своей рев. деятельности, становится инструктором "Боевой дружины" эсеров, разрабатывает план убийства главнокомандующего Черноморским флотом адмирала Г. П. Чухнина, после осуществления которого матросом Акимовым вынужден перейти на нелегальное положение, жить по подложным паспортам, менять места жительства и работу. (Позже, в сов. время, он мечтал воссоздать свою биографию, но негативное отношение к деятельности эсеров со стороны властей, страх репрессий не позволили этому желанию осуществиться.) Следующая ссылка в Архангельскую губ. дала материал для рассказа "Бывший студент" (1909). В 1910 Н. эмигрировал, жил в Швейцарии, Италии, Франции. Зарабатывая на жизнь физическим трудом, он продолжает писать. Его произв. "Горячая" (1911), "Ротмистр Закатаев" (1912), "Во всем дворе первая" (1912), "Во время затишья" (1914) публ. ведущие периодические изд. в России -- "Заветы", "Совр. мир", "Современник". В 1914 Н. возвращается на родину уже признанным литератором, которого ценят за умение великолепно рисовать психологию детей [образы Митьки и Саньки из "Берегового ветра" (1909), учеников из "Искусства" (1914) и др.], воссоздавать реалии рус. быта. Его творчество пропагандирует Горький, помещая в "Летописи" произв. "Лес", "На Часовенной улице" (1916), но вскоре по идейным и бытовым соображениям (из-за склонности Н. к вину) порывает с ним.
Ранние рассказы писателя составили два сб-ка -- "Береговой ветер" (1915) и "Лес" (1917), в которых определилась сфера интересов писателя -- быт, масса, толпа с владеющими ею инстинктами. Н. особенно удается воспроизведение процесса нивелирования личностного начала в человеке, он умеет показать механизм воздействия на толпу, способы манипулирования ею: "Бунт", "Больные" (оба -- 1906). Это особенно ярко проявилось в зарисовках "Катаклизма", "Все подробности" (обе -- 1917), написанных после Февр. революции. В худож. плане мн. его произв. далеки от совершенства, что объяснялось и отсутствием условий для планомерной работы, и недовольством членов партии эсеров таким "легкомысленным" занятием своего товарища, и отсутствием постоянного рабочего настроя у писателя.
Годы революции Н. провел в Крыму, переживая страшные лишения и голод. Тяжелейшая судьба рус. писателей, оказавшихся там в то время, нашла отражение в его, может быть, лучших произв.: "Диктатор Пётр" и "Профессор Серебряков" (оба -- 1923). В 1922 Н. переезжает в Москву, продолжает активно печататься: "Рынок любви" (1924), "Всем утешение", "Любовь Ксении Дмитриевны", "Скотина" (все -- 1925), "Путь к женщине" (1927) и др. Эти произв. свидетельствовали, что Н. окончательно сформировался как писатель сатирического направления. Его новые публ. не вызывают восторга у критиков, усматривающих в них клевету на новый строй. Утверждается мнение, что Н. ограничивает человеческую сущность физиологией, смакует мелкое, низменное, отталкивающее. Постепенно тучи над его головой сгущаются. Писателю начинают приписывать "политически вредную установку", "чисто левацкие извращения", презрение к рабочему классу, один из его очерков (1932) относят к "троцкистской пропаганде". Н. спасается от расправы, уехав на Север корреспондентом газ. "Голос рыбака", "За пищевую индустрию"; становится едва ли не лучшим маринистом сов. лит-ры ("Красная рыба", 1930; "Кочевники моря", 1934). Однако и новые произв. писателя не удовлетворяют критику, которая настаивала на том, что автор забывает о "классовой борьбе" в тех "ее особенных формах", какие она приобретает на море (Лит. критик. 1934. No10). И хотя писателю еще удается поместить сатирическую аллегорию "Зеленые лягушки", высмеивающую большевистское бахвальство, нелепые трудовые почины, заставляющие людей изворачиваться и лгать, в кн. "Морские просторы" (1935), дальнейшее сопротивление официозу становится бесполезным. Н. сам впоследствии поставит правильный диагноз: "Меня губят, если не сказать погубили, юмор, сатира" (РГАЛИ. Ф. 1452. Оп. 1 Ед. хр. 154), "под таким углом зрения показ действительности они ("литхозяева" и "литприжимщики", по его определению,-- М. М.) не приемлют" (РГАЛИ. Ф. 2569. Оп. 1. Ед. хр. 284).
В 30-е гг. Н. исчез с лит. горизонта. Он скрывается в Крыму (ненадолго возвращаясь в Москву во время войны), почти совершенно забрасывает лит. работу. Неудачи преследуют его: богатейший архив с письмами крупнейших рус. писателей сжигается немцами во время оккупации Севастополя. Однако с кон. 40-х гг. его произв. (гл. обр. дорев.) постепенно начинают переиздавать. Последняя попытка выйти к читателю -- пов. "Чудо морское" (1952). Однако уже во время ее написания становится ясным, что произв. о керченских рыбаках, "давно брошенных на произвол судьбы и живущих звериной жизнью" (РГАЛИ. Ф. 1730. Оп. 1. Ед. хр. 266), не суждено появиться в печати. "Как писать в такой атмосфере, в таких условиях: врать, как все!?" (Там же) -- задавался вопросом писатель и ответил затянувшимся молчанием.
Кончил Н. свою жизнь одиноким, почти нищим стариком в комнате на Арбате, вся мебель которой состояла из ящиков, заменяющих стол, стулья, кровать...

Соч.: Собр. соч.-- В 5 т. М., 1928-29; Береговой ветер / Вст. ст. П А. Дегтярева. Симферополь, 1986; Диктатор Петр // Рус. сов. сатирическая пов.: 20-е годы / Вст. ст. и примеч. С. Г. Боровикова. М., 1989; М. В. Морозов -- исследователь творчества С. Н. Сергеева-Ценского // "Я с Россией до конца..." (С. Н. Сергеев-Ценский и современники). Тамбов, 1995.

Лит.: Голиков В. Недовершенный художник // Вестник знания. 1916. No8-9; Войтоловский Л. "Любовь Ксении Дмитриевны": [Рец.] // Новый мир. 1926. No 3; Михайлова М. В. Об особенностях поэтики, творчества Н. Н. Никандрова: (Доокт. период) // Поэтика рус. сов прозы. Уфа, 1991; Михайлова М.В. Сатира в творчестве Н.Н. Никандрова 1920-30-х годов // Satyra w literaturach wschodmostowianskich. Byalystok, 2000. Т.4.
М. В. Михайлова.
(Из биографического словаря "Русские писатели XX века")
================================

РГАЛИ Номер фонда 2159
Никандров Николай Никандрович (наст. фам. Шевцов; 1878-1964) - писатель
Оп. 1. 1945-1946 гг. Рукописи Н. Н. Никандрова: повесть "Талант", автобиография; письмо П. А. Павленко (1946); дарств. надписи на книгах Ф. В. Гладкова (1927), А. С. Новикова-Прибоя (1933), К. Г. Паустовского (1938), К. А. Федина (1941).

наст. фам. Шевцов - прозаик.

Род. в семье почтового служащего. Ребенком попал в Крым, любовь к которому сохранил на всю жизнь (там разворачивается действие мн. его произв.). Детство провел в Севастополе, где учился, по собственному признанию, «скверно, с отвращением» (РГАЛИ. Ф. 1161. Оп. 1. Ед. хр. 525) сначала в церковно-приходской школе, потом в реальном училище, которое закончил в 1896. Время становления личности писателя - это период увлечении и разочарований. Сначала он собирался принять постриг, но по настоянию родителей начинает учиться в моск. Императорском училище путей сообщения, потом в петербургском Лесном ин-те. В Петербурге участвует в работе рев. кружка, за что в 1899 исключен из ин-та. Встреча с Л. Н. Толстым, происшедшая в 1898 по просьбе Н., резко меняет его жизнь: он понимает, что необходимо подлинное, а не книжное знание жизни, и становится сельским учителем. Преподавание сочетает с активной рев. агитацией в эсеровском духе (в партию эсеров Н. вступил в 1900), состоит под гласным надзором полиции. Тогда же пробует себя в лит-ре: его корреспонденции появляются в газ. «Саратовский дневник», «Пермский край». В 1902 после привлечения к полицейскому дознанию по поводу принадлежности к рев. организации вынужден скрываться. Он ищет прибежища в Крыму, где работает грузчиком, гувернером, рыбаком. Однако его арестовывают и помещают в Севастопольскую тюрьму. Устные рассказы Н. слышит находящийся здесь же писатель А. Грин, который советует ему всерьез заняться лит-рой.

Первое худож. произв. Н. появилось на страницах газ. «Крымский вестник» в 1902. Начинающего автора заметили критики и писатели, оценили его наблюдательность, юмор, меткость языка. В Нижнем Новгороде, куда Н. был сослан в 1903, он познакомился с М.Горьким. Лит. атмосфера Нижнего Новгорода тех лет отражена в его автобиогр. нов. «По волчьему билету» (Радуга. 1989. No 9). По возвращении в Севастополь в 1905 он знакомится с А. И. Куприным, первыми словами которого при встрече были: «Прелестно пишете!» и который тотчас же предложил сотрудничество в ж. «Мир Божий». В Крыму Н. не оставляет и своей рев. деятельности, становится инструктором «Боевой дружины» эсеров, разрабатывает план убийства главнокомандующего Черноморским флотом адмирала Г. П. Чухнина, после осуществления которого матросом Акимовым вынужден перейти на нелегальное положение, жить по подложным паспортам, менять места жительства и работу. (Позже, в сов. время, он мечтал воссоздать свою биографию, но негативное отношение к деятельности эсеров со стороны властей, страх репрессий не позволили этому желанию осуществиться.) Следующая ссылка в Архангельскую губ. дала материал для рассказа «Бывший студент» (1909). В 1910 Н. эмигрировал, жил в Швейцарии, Италии, Франции. Зарабатывая на жизнь физическим трудом, он продолжает писать. Его произв. «Горячая» (1911), «Ротмистр Закатаев» (1912), «Во всем дворе первая» (1912), «Во время затишья» (1914) публ. ведущие периодические изд. в России - «Заветы», «Совр. мир», «Современник». В 1914 Н. возвращается на родину уже признанным литератором, которого ценят за умение великолепно рисовать психологию детей [образы Митьки и Саньки из «Берегового ветра» (1909), учеников из «Искусства» (1914) и др.], воссоздавать реалии рус. быта. Его творчество пропагандирует Горький, помещая в «Летописи» произв. «Лес», «На Часовенной улице» (1916), но вскоре по идейным и бытовым соображениям (из-за склонности Н. к вину) порывает с ним.

Ранние рассказы писателя составили два сб-ка - «Береговой ветер» (1915) и «Лес» (1917), в которых определилась сфера интересов писателя - быт, масса, толпа с владеющими ею инстинктами. Н. особенно удается воспроизведение процесса нивелирования личностного начала в человеке, он умеет показать механизм воздействия на толпу, способы манипулирования ею: «Бунт», «Больные» (оба - 1906). Это особенно ярко проявилось в зарисовках «Катаклизма», «Все подробности» (обе - 1917), написанных после Февр. революции. В худож. плане мн. его произв. далеки от совершенства, что объяснялось и отсутствием условий для планомерной работы, и недовольством членов партии эсеров таким «легкомысленным» занятием своего товарища, и отсутствием постоянного рабочего настроя у писателя.

Годы революции Н. провел в Крыму, переживая страшные лишения и голод. Тяжелейшая судьба рус. писателей, оказавшихся там в то время, нашла отражение в его, может быть, лучших произв.: «Диктатор Пётр» и «Профессор Серебряков» (оба - 1923). В 1922 Н. переезжает в Москву, продолжает активно печататься: «Рынок любви» (1924), «Всем утешение», «Любовь Ксении Дмитриевны», «Скотина» (все - 1925), «Путь к женщине» (1927) и др. Эти произв. свидетельствовали, что Н. окончательно сформировался как писатель сатирического направления. Его новые публ. не вызывают восторга у критиков, усматривающих в них клевету на новый строй. Утверждается мнение, что Н. ограничивает человеческую сущность физиологией, смакует мелкое, низменное, отталкивающее. Постепенно тучи над его головой сгущаются. Писателю начинают приписывать «политически вредную установку», «чисто левацкие извращения», презрение к рабочему классу, один из его очерков (1932) относят к «троцкистской пропаганде». Н. спасается от расправы, уехав на Север корреспондентом газ. «Голос рыбака», «За пищевую индустрию«; становится едва ли не лучшим маринистом сов. лит-ры (»Красная рыба», 1930; «Кочевники моря», 1934). Однако и новые произв. писателя не удовлетворяют критику, которая настаивала на том, что автор забывает о «классовой борьбе» в тех «ее особенных формах», какие она приобретает на море (Лит. критик. 1934. No10). И хотя писателю еще удается поместить сатирическую аллегорию «Зеленые лягушки», высмеивающую большевистское бахвальство, нелепые трудовые почины, заставляющие людей изворачиваться и лгать, в кн. «Морские просторы» (1935), дальнейшее сопротивление официозу становится бесполезным. Н. сам впоследствии поставит правильный диагноз: «Меня губят, если не сказать погубили, юмор, сатира» (РГАЛИ. Ф. 1452. Оп. 1 Ед. хр. 154), «под таким углом зрения показ действительности они (»литхозяева» и «литприжимщики», по его определению,М. М.) не приемлют» (РГАЛИ. Ф. 2569. Оп. 1. Ед. хр. 284).

В 30-е гг. Н. исчез с лит. горизонта. Он скрывается в Крыму (ненадолго возвращаясь в Москву во время войны), почти совершенно забрасывает лит. работу. Неудачи преследуют его: богатейший архив с письмами крупнейших рус. писателей сжигается немцами во время оккупации Севастополя. Однако с кон. 40-х гг. его произв. (гл. обр. дорев.) постепенно начинают переиздавать. Последняя попытка выйти к читателю - пов. «Чудо морское» (1952). Однако уже во время ее написания становится ясным, что произв. о керченских рыбаках, «давно брошенных на произвол судьбы и живущих звериной жизнью» (РГАЛИ. Ф. 1730. Оп. 1. Ед. хр. 266), не суждено появиться в печати. «Как писать в такой атмосфере, в таких условиях: врать, как все!?» (Там же) - задавался вопросом писатель и ответил затянувшимся молчанием.

Кончил Н. свою жизнь одиноким, почти нищим стариком в комнате на Арбате, вся мебель которой состояла из ящиков, заменяющих стол, стулья, кровать...

Никандров

Никандров

НИКАНДРОВ Николай Никандрович (1883-) - современный писатель. Сын почтового служащего. Образование получил среднее. Начал печататься с 1903. Первый сборник рассказов «Береговой ветер» вышел в 1915. Основной массив произведений Н. относится к послеоктябрьскому времени.
Сб. «Береговой ветер» отличается революционными устремлениями. В период подготовки пролетарской революции Н. формировался как писатель-реалист, отражавший жизнь рабочей семьи, быт политических ссыльных. В своих рассказах Н. дал психологическую характеристику персонажей, показал давящие условия царской России.
После Октября основной темой Н. стала жизнь мещанства в пореволюционной действительности. Имея первоначально целью изобличение мещанской стихии, Н. на деле гипертрофирует силы мещанства, выпуская из поля своего зрения подлинно новые явления революционной действительности. Мещанство представлено писателем непобедимой силой. В качестве носителя мещанской морали у Н. выступает гл. обр. женщина, интересующаяся лишь вещами и любовными перипетиями, независимо от своей классовой принадлежности. Влияние женщин-самок, хозяек на мужей, по Н., всегда сильнее влияния общественной среды. Если раньше Н. давал сложный социально-психологический облик персонажей, то теперь он характеризует человека лишь со стороны биологической. Обращаясь к изображению капиталистической России (сборник «Весельчаки»), Никандров сумел раскрыть убожество буржуазной морали. Но критикуя последнюю, он не опровергает ее художественным показом новых отношений и представлений людей, а, наоборот, доказывает в своих произведениях якобы активную, действенную силу этой морали и при новых условиях. Подчеркивание биологического начала в человеке проводится Н. и в цикле морских рассказов и повестей («Морской атаман» и др.). Реалистическое изображение действительности в ранних произведениях Н. сменяется в дальнейшем авантюрно-приключенческим и натуралистическим. Ряд произведений Н. (см. напр. «Рынок любви») - образчик бульварной беллетристики. Изобразитель мещанства, Н. является и выразителем его.Библиография:

I. Береговой ветер, Рассказы, Кн-во писателей, М., 1915; Диктатор Петр, Рассказ, альманах «Недра», кн. II (М., 1923); Всем утешение, там же, кн. VI (М., 1925); Любовь Ксении Дмитриевны, там же, кн. VII (M., 1925); Собр. сочин., 5 тт., изд. «Моск. т-ва писателей», М., 1928-1929 (т. I - Весельчаки, Рассказы, изд. 4-е; т. II - Все подробности, Рассказы, изд. 7-е; т. III - Рынок любви, Повесть, изд. 4-е; т. IV - Скотина, Повести, изд. 2-е; т. V - Путь к женщине, Роман, изд. 2-е); Морской атаман, изд. «Молодая гвардия», М., 1930; Мирные жители, изд. «Моск. т-ва писателей», М., 1931, и др.

II. Полонский В., «Летопись», 1916, III; Журов П., «Красная новь», 1923, IV; «Бюллетень книги», 1923, IV (о «Береговом ветре»); Рашковская, «Русский современник», 1924, III; О. К., «Новый мир», 1925, II (о «Рынке любви»); Правдухин В., «Красная новь», 1925, III; Л., «Новый мир», 1925, VI; Лиров М., «Печать и революция», 1925, V (о «Всем утешение»); Зорич А., «Правда», 1925, № 221; Войтоловский Л., «Новый мир», 1926, III (о «Любви Ксении Дмитриевны»); Н. Н., «На литературном посту», 1927, XIII; Фиш Г., «Звезда», 1927, X; Красильников В., «Октябрь», 1927, № 8 (о «Пути к женщине»); Дукор И., «На литературном посту», 1927, № 19; Тиц Н., «Красная новь», 1927, № 10 (о «Весельчаках»),

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. - Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I, Гиз, Москва - Ленинград, 1928.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .


Смотреть что такое "Никандров" в других словарях:

    Никандров русская фамилия. Известные носители Никандров, Александр Михайлович (1912 2003) участник Великой Отечественной войны, разведчик, Герой Советского Союза. Никандров, Василий Николаевич (1869 1944) первый исполнитель роли… … Википедия

    НИКАНОРОВ НИКАШИН НИКОДИМОВ НИКОМЕДОВ НИКУШИН НИКУШКИН НИКОНОРОВ НИКОНОРОВ Существует целое гнездо крестильных имен, начинающихся на Ник, греческого происхождения и объединенные словом победа. Одни из были распространены широко (Николаев),… … Русские фамилии

    Николай Дмитриевич (род. 1936), педагог, академик (1993) и президент (с 1997) РАО. Труды по теории образования, сравнительной педагогике, проблемам высшей школы. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Соврем. беллетр. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    НИКАНДРОВ - Николай Дмитриевич (р. 20.10.1936, Ленинград), педагог, организатор пед. науки, акад. РАО (1992; акад. АПН СССР с 1990), дер пед. наук (1974), проф. (1976). Вице през. РАО (с 1993). През РАО с 1997. Окончил Ленингр. ун т (1959), преподавал в ср.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Никандров Н. Д. - НИКÁНДРОВ Николай Дмитриевич (р. 1936), педагог, акад. (1993) и през. (с 1997) РАО. Тр. по теории образования, сравнит. педагогике, проблемам высш. школы … Биографический словарь

    Актер. Непрофессиональный актер, рабочий. Первый исполнитель роли Ленина в игровом кино. 1927 МОСКВА В ОКТЯБРЕ («Борьба и победа») 1927 ОКТЯБРЬ («Десять дней, которые потрясли мир») … Энциклопедия кино

    Николай Дмитриевич Никандров … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Никандров. Александр Михайлович Никандров Дата рождения 12 (25) декабря 1912(1912 12 25) Место рождения деревня Устье, Белозерский район, Вологодская область Дата смер … Википедия

    Александр Михайлович Никандров Герой Советского Союза Дата рождения: Декабрь 1912 года Место рождения: Деревня Устье Белозерского района Вологодской области Место смерти: Город Омск Александр Михайлович Никандров (… Википедия