Название музыкальных произведений о животных. Цикл занятий по слушанию музыки «Камиль Сен-Санс «Карнавал животных

Цель: систематизировать, закрепить и проверить знания учащихся через различные виды учебной деятельности.

  • воспитывающая : вызвать музыкально-эстетический отклик на произведения; чувство прекрасного через работу с красками, интерес и любовь к классической музыке;
  • развивающая : способствовать развитию слухового внимания, музыкальной памяти, воображения; развитие умения сравнивать музыкальные произведения, опираясь на различие выразительных средств; способствовать развитию ритмичности движений под музыку, эмоциональной отзывчивости в процессе игровой деятельности;
  • обучающая : обеспечить усвоение учащимися знаний о музыкальных произведениях, изображающих животных и птиц; отработать умения различать музыкальные произведения; предоставить возможность учащимся проявлять свои творческие способности в процессе практической деятельности.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядно-образный, практический, игровой.

Ресурсное обеспечение: СD-проигрыватель, фонотека, иллюстрации животных и птиц, фортепиано, нотный материал, листы бумаги, карандаши и фломастеры, школьная доска, мольберты, рисунки учащихся.

Ожидаемые результаты: учащиеся проявят музыкально-эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство прекрасного через работу с красками; активизируются слуховое внимание, музыкальная память, воображение; учащиеся проявят умение сравнивать музыкальные произведения, смогут ритмично двигаться под музыку; усвоят необходимые знания по теме, проявят свои творческие способности в практической деятельности.

План урока

Текущее время занятия Действия педагога Действия учащихся Используемые средства
5 минут
Организационный момент
Приветствует детей, объявляет тему урока, дает информацию об уроке. Входят в класс, приветствуют педагога, проходят к своим местам, прослушивают информацию об уроке.
10 минут
Актуализация знаний
Предлагает исполнить песню «Веселые путешественники»;

беседа о музыкальных и шумовых звуках, распределение рисунков по группам;

проводит игру «Звери».

Исполняют песню;

отвечают на вопросы;

играют в игру (отгадывают, кого изображает музыка, показывают движениями).

СD-проигрыватель, аудиозапись музыки;

школьная доска, иллюстрации животных и птиц; фортепиано, нотный материал.

25 минут
Закрепление изученного материала и знакомство с новым музыкальным материалом
Объясняет задания;

проводит игру «Цветик-семицветик»;

Беседа о новом музыкальном произведении с показом иллюстрации;

предлагает детям проявить свои творческие способности, раздает листы, карандаши и фломастеры;

Предлагает показать «Танец утят», передать в танцевальных движениях образные черты;

включает песню «Голубой вагон»;

задает вопросы по материалу урока.

Отгадывают знакомую музыку, находят нужного героя;

анализируют новый музыкальный материал (отвечают на вопросы), раскрашивают и дополняют предлагаемый рисунок, передают настроения и чувства, вызванные музыкой;

подпевают песню;

отвечают на вопросы.

СD-проигрыватель, аудиозапись музыки, мольберт с наглядным материалом;

иллюстрация, листы бумаги, карандаши и фломастеры; аудиозапись музыкальной пьесы;

СD-проигрыватель, аудиозапись музыки, песни;

2 минуты
Оценивание
Просит учащихся дать оценку уроку, раздает круги разного цвета;

оценивание деятельности учащихся.

Оценивают урок, выбирают определенный круг, учитывая свое отношение. Раздаточный материал.
3 минуты
Домашнее задание
Дает и объясняет задание на дом:

1. закончить рисунок;
2. найти стихотворение или рассказ о любом животном или птице;

Прощается с детьми.

Слушают задание, прощаются с педагогом, под музыку выходят из класса.

Ход урока

(дети входят в класс, рассаживаются)

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку и можно начинать наш урок. Сегодня он не совсем обычный. Мы отправимся в путешествие по удивительному миру музыки. Этот мир невозможно потрогать руками, или увидеть глазами, или ощутить на вкус, его можно воспринять только сердцем и душой. Тогда мир музыки подарит нам удивительные открытия.

Урок называется «Музыка изображает животных и птиц». Сегодня вы будете выполнять разные задания, а верными помощниками будут ваши знания, внимание, дисциплина, память, любознательность, организованность, воображение.

Итак, мы отправляемся в зоопарк. Представьте, что вы сели в волшебный поезд, Чтоб он смог куда-нибудь поехать, необходимо исполнить песню.

Торопится поезд, колеса стучат.
А в поезде этом ребята сидят.

(Дети исполняют песню «Веселые путешественники» на муз. М. Старокадамского, сл. С. Михалкова.)

Учитель (подходит к мольбертам, на которых нарисованы двери с замком) : Вот мы и на месте, но двери в зоопарк закрыты. Если вы правильно ответите на мои вопросы, они откроются. Вы готовы отвечать?

Все на свете дети знают, звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот, самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка, тихий шелест ветерка.
Это звуки …

Дети: Шумовые.

Учитель: Правильно. Но есть еще звуки другие. Какие?

Дети: Музыкальные.

Учитель: Сейчас я буду показывать вам изображения животных и птиц, а вы будете голосом изображать того, кто на рисунке и определять какой это звук: музыкальный или шумовой (проводится игра «Назови звуки», распределяются рисунки на доске в нужной части)

(Приложение 1 , Рисунки 1–13 )

Учитель (открывает нарисованные двери) : Добро пожаловать в зоопарк! (на мольберте рисунки детей)

Учитель: Давайте вспомним, какими бывают музыкальные звуки по высоте и длительности звучания (На инструменте показывает разные звуки).

Дети: Высокие, низкие, средние; короткие, длинные.

Учитель: Музыкальные звуки могут изобразить не только голос животных, но и движения: например, мягкую поступь лисы, неуклюжие движения медведя, как скачут зайцы или летает птичка. Теперь поиграем в игру.

(Проводится игра «Звери» – музыкальный материал: Д. Кабалевский «Маленькая полька», «Вроде вальса», «Маленькая арфистка», «Пьеса»; дети показывают движениями того, кого изображает музыка)

Учитель: Посмотрите, на нашем пути необычный цветок!

Чудо-цветик, диво цветик
Музыкальный семицветик.
Уж давно известно всем:
Лепестков в нем ровно семь!

Музыкальный семицветик
Хочет с вами поиграть.
Вам поможет семицветик
Животных и птиц угадать.

Учитель: Сейчас этот семицветик поможет мне проверить, как хорошо вы запомнили музыкальные произведения, которые мы уже прослушивали на уроках, а также, как вы внимательно умеете слушать новые музыкальные произведения.

(Звучит пьеса «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского)

Учитель: Как называется это музыкальное произведение?

Дети: «Балет невылупившихся птенцов».

(Звучит пьеса «Слон» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса)

Учитель: Кого изображает музыка?

Дети: Слона.

Учитель: Назовите, какие музыкальные средства выбрал композитор?

Дети: Низкие звуки, медленный темп.

Учитель: Какой танец танцует слон?

Дети: Вальс.

(Звучит «Танец маленьких лебедей» из балета П. Чайковского «Лебединое озеро»)

Учитель: Как называется этот музыкальный номер? Из какого балета?

Дети: «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».

Учитель: В каком мультфильме звучит эта музыка, какие герои танцуют?

Дети: «Ну, погоди!» Курицы-балерины и волк.

Учитель (педагог играет пьесу Д. Кабалевского «Ёжик») : Кого изобразил композитор в этой пьесе?

Дети: Ёжика.

Учитель: Какими звуками он изображается? На что они похожи?

Дети: Звуки короткие, отрывистые, «колючие» как иголки ёжика.

(Звучит пьеса «Лебедь» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса)

Учитель: Назовите музыкальное произведение?

Дети: «Лебедь».

Учитель: Вспомните, как называется сказка, в которой маленький некрасивый птенец превращается в прекрасного лебедя.

Дети: «Гадкий утенок».

Учитель: А как называется балетный номер на эту музыку?

Дети: «Умирающий лебедь».

(Звучит пьеса «Кенгуру» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса»)

Учитель: Как вы думаете, кого изобразил в этой пьесе композитор, как он назвал эту пьесу?

Дети: «Кенгуру», композитор изображает её прыжки.

Учитель: У семицветика остался один лепесток (переворачивается лепесток, дети читают надпись)

Дети: «Аквариум».

Учитель: Это – новое произведение, которое я предлагаю вам прослушать сегодня. Композитор «музыкальными красками» изображает обитателей аквариума. А что бывает в аквариуме?

Дети: Вода, растения (водоросли), камни, ракушки, песок, улитки, разноцветные рыбки …

(Рисунок 14, см. Приложение 1 )

Учитель: Композитор создал лёгкую, прозрачную музыку, которая словно искрится и переливается всеми цветами радуги (раздаются листы бумаги с изображением пустого аквариума – водоросли, камни, ракушки и др., карандаши и фломастеры)

(Рисунок 15 , см. Приложение 1 )

Перед вами аквариум, пока звучит музыка заполните его разноцветными рыбками.

(Звучит пьеса «Аквариум» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса – 2 раза)

Учитель: Конечно, за такое короткое время невозможно создать красивый аквариум. Поэтому, вы возьмете их домой и дорисуете. А сейчас прошу вас выйти из-за парт, встать парами. Мы будем танцевать. Я буду мамой-уткой, а вы моими утятами

(Исполняется «Танец утят», дети в танцевальных движениях передают образные черты утят, по окончании танца усаживаются за парты)

Учитель: Итак, наше путешествие подошло к концу. Вспомните, с какими новыми музыкальными произведениями вы познакомились.

Дети: «Слон», «Ёжик», «Кенгуру», «Аквариум».

Учитель: Что узнали, слушая эти пьесы?

Дети: В пьесе «Слон» композитор использует низкие звуки, слон медленно и тяжело танцует вальс. В пьесе «Ёжик» звуки короткие, «колючие», как иголки у ёжика. В пьесе «Кенгуру» композитор изображает прыжки. В пьесе «Аквариум» изображены разные обитатели аквариума, музыка очень красивая, красочная.

Учитель: Мы еще встретимся на уроках с музыкой, которая изображает животных и птиц. Наш урок завершается, я хочу узнать, понравился он вам или нет, с каким настроением вы уходите. Я раздам вам кружки двух цветов: желтый – урок понравился, зеленый – не понравился. Покажите тот кружок, как вы оцениваете урок

(Дети дают оценку уроку)

Спасибо вам за активную работу на уроке, внимание и доброе отношение. Было приятно сегодня с вами работать. Сегодня вы все получаете «5».

Вашим домашним заданием будет: дорисовать рисунок, подготовить и рассказать стихотворение или маленький рассказ о животном или птице.

Я желаю вам новых интересных встреч с музыкой. Урок окончен. До свидания!

(Дети прощаются, выходят из класса)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Животные и музыка: влияние музыки на животных, животные с музыкальным слухом.

Первое исследование. Первым, кто проводил изыскания насчет музыки и животных можно назвать Николая Непомнящего. По исследованию этого учёного было точно выяснено, что животные хорошо схватывают ритм, например цирковые лошади безошибочно попадают в такт, когда звучит оркестр. Также хорошо схватывают ритм собаки (в цирке они танцуют, а домашние собаки иногда могут подвывать полюбившейся мелодии). Непомнящий пришел и к такому выводу: животные прекрасно чувствуют музыкальный ритм.

ЖИВОТНЫЕ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СЛУХОМ. Ученые провели ряд экспериментов с попугаями жако и установили, что эти птицы любят что-то ритмическое, вроде регги, и успокаиваются, как это ни удивительно, под драматические токкаты Баха. Что примечательно – попугаи обладают индивидуальностью: у разных птиц (жако) отличались музыкальные вкусы: одни слушали регги, другие больше любили классические композиции. Также случайно было установлено, что попугаи не любят электронную музыку. Было установлено, что крысы любят Моцарта (во время экспериментов им ставили записи опер Моцарта), но немногие из них все же предпочитают классике современную музыку.

ЖИВОТНЫЕ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СЛУХОМ. Известный своими энигма -вариациями сер Эдуард Уильям Элгар подружился с псом Дэном, хозяин которого один лондонский органист. На репетициях хора было замечено, что собака рычит на фальшивящих хористов, от чего снискала уважение у сэра Эдуарда, который даже посвятил четвероногому другу одну из своих энигма -вариаций. У слонов есть музыкальная память и слух, они способны запоминать мелодии из трех нот, и больше любят скрипку и басовые звуки низких медных инструментов, чем пронзительную флейту. Японские ученые установили, что даже золотые рыбки (в отличие от некоторых людей) реагируют на классическую музыку и умеют делать различия в композициях.

ЖИВОТНЫЕ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ Как было замечено уже выше – собаки имеют свойство подвывать протяжным композициям и голосам, но они не пытаются подстроиться под тон, а наоборот стараются держать свой голос так, чтобы он заглушал соседние; эта животная традиция берет свое начало от волков. Но, не смотря на свои музыкальные особенности, собаки иногда участвуют и в серьёзных музыкальных проектах. Например, в Карнеги Холл три собаки и двадцать вокалистов исполнили композицию Кирка Нурока “ Howl ”; через три года этот композитор, вдохновленный результатом, напишет сонату для фортепиано и собаки. Есть еще другие музыкальные коллективы, в которых участвуют животные. Так есть «тяжёлая» группа Insect Grinder , где в роли вокалиста выступает сверчок; а в группе Hatebeak вокалист – попугай; в коллективе Caninus «поют» два питбуля.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта Тема Калейдоскоп, увиденных животных и птиц. Часть 1 Домашние животные

Проект подготовили учащиеся 1 класса (с тяжелыми нарушениями речи, ЗПР, имплантированные) совместно с учителем....

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Яна Иванова
Тематическое занятие «Музыка рассказывает о животных и птицах» (старшая группа)

Форма занятия : встреча в музыкальной гостиной .

Цель занятия . Закрепить представление детей о богатстве и разнообразии музыкального языка .

Задачи :

1. Углублять восприятие детьми музыки изобразительного характера. Учить детей чувствовать характер музыки , высказываться об эмоционально-образном содержании. Учить передавать в танцевальных движениях характерные черты образов персонажей.

2. Развивать звуковысотный слух, творческие способности в д/игре «На птичьем дворе» , развивать певческие навыки : петь выразительно, непринужденно. Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.

3. Воспитывать музыкальный вкус на произведениях классиков, любовь к животным .

Предварительная работа : Прослушивание произведений К. Сен-Санса «Куры и петухи» , «Слон» ; беседа о произведениях, о балете, разучивание танца «Цыплята» , распевки «На птичьем дворе» И. Рыбкной, песни «Бычок» И. Бодраченко.

Словарная работа : неуклюжий, неповоротливый, грузно, переполох.

Оборудование : мультимедиа-установка, презентация по теме, магнитофон, а/записи, магнитная доска, металлофон, д/игра «На птичьем дворе» , костюмы цыплят.

М. р. Ребята, мы сегодня вновь встречаемся с вами в нашей музыкальной гостиной , а это значит, что мы вновь попадем в удивительный мир музыкальных звуков . Ребята, вы знаете, что музыка всегда передает какие-то настроения, она может изобразить портрет человека, может рассказать о душевных переживаниях, нарисовать красоту природы. А сегодня я хочу вам показать, что музыка может передать и образы животных , птиц , их повадки.

Сейчас я загадаю вам музыкальные загадки , если вы их отгадаете правильно, то ответ появится на экране.

/Звучит фрагмент пьесы «Слон» К. Сен-Санса/

Дети. Эта пьеса называется «Слон» .

М. р. А почему вы так решили?

Ребенок. Слон большой, тяжелый, неуклюжий, и музыка , изображающая его, звучит низко, тяжело, неповоротливо.

М. р. Правильно, ребята. /На большом экране появляется картинка «Слон» / Как вы думаете, в этой пьесе музыка рассказывает нам о слоне , который спокойно стоит, или он шагает, или быть может, он пытается танцевать?

Дети. Слон танцует вальс. Наш слон очень старается танцевать красиво , но он большой и неповоротливый, двигается медленно, грузно. Мелодия звучит низко.

М. р. Молодцы, ребята. А теперь слушаем следующий фрагмент. Вам опять нужно отгадать название и рассказать о знакомой пьесе .

/Звучит отрывок из пьесы «Куры и петухи» К. Сен-Санса/

Дети. Эта пьеса называется «Куры и петухи» . Музыка изображает настоящий переполох в курятнике : громкое кудахтанье кур и кукареканье петуха. /На большом экране изображение курятника/

М. р. Вы опять справились с заданием.

М. р. А теперь назовите имя композитора, который сочинил эти замечательные пьесы.

Дети. Это Камиль Сен-Санс. /На экране появляется портрет Сен-Санса. /

М. р. Сегодня я хочу вас познакомить еще с одной пьесой. Она называется . Написал её композитор Модест Петрович Мусоргский/На экране портрет Мусоргского. / А кто знает, что такое балет?

Дети. Балет – это музыкальный спектакль , в котором артисты на сцене только танцуют.

М. р. Правильно. В пьесе «Балет невылупившихся птенцов» музыка рассказывает , как птенцы появляются на свет. Они вылупляются из яиц, разламывают своими клювиками и крылышками скорлупу и выкарабкиваются из неё. Забавные, смешные, они делают неловкие движения, толкаются. Птенчики такие маленькие, беззащитные, слабенькие, но очень любопытные. Им хочется поскорее выбраться на свет из скор-лупки и осмотреться. И сейчас я предлагаю вам посмотреть мультипликационный фильм, созданный на музыку М . П. Мусоргского. /Дети смотрят мультфильм «Картинки с выставки» / /

М. р. Ребята, а давайте тоже превратимся в маленьких цыплят и станцуем весёлый танец. /Дети надевают шапочки цыплят и танцуют «Польку цыплят» /.

М. р. А теперь шапочки снимаем, и снова становимся ребятами. /На фоне – заставка – птичий двор/.

Ребята, посмотрите, перед нами двор бабушки Натальи. А кто живет в её дворе?

Дети. Гуси, куры, утки.

М. р. У бабушки Натальи много домашней птицы . Наступило утро и все вышли на птичий двор. Уточки плескались в лужице, гуси важно прогуливались, чистили свои перышки, а куры хлопотливо суетились в поисках еды. Надоело гусям ходить просто так и они решили сочинить мелодию, чтобы всем стало веселей. Для себя гуси выбрали нижнюю линеечку и важно уселись на нее, уточкам предложили сесть на среднюю линейку, а курочкам – на высокую. Давайте все вместе сочиним для них ме-лодию.

/Проводится д/игра «На птичьем дворе» . Дети выкладывают мелодию, затем проигрывают её на металлофоне. /

М. р. Давайте с вами вспомним распевку «На птичьем дворе» . Распеваться будем «Эхом» . /Ребенок начинает, остальные повторяют/.

/Исп. распевка «На птичьем дворе» /

М. р. Ребята, у бабушки Натальи живут не только домашние птицы , но и животные . Послушайте вступление к песне и угадайте, кто же сейчас появится на птичьем дворе?

/М. р. играет вступление к песне «Бычок» , дети отгадывают, бычок появляется на экране/

М. р. Давайте споем про него нашу любимую песенку.

/Дети исп. песню «Бычок» /

М. р. Дело шло к вечеру, все уже стали расходиться по своим домам, как вдруг раздался странный звук, похожий на шорох и фырканье. Все животные и птицы испуганно насторожились и вдруг… кого же они увидели?

Дети. Это ёжик!

М. р. Совершенно верно. Ёж долго стеснялся, не решался зайти на птичий двор. А теперь он нашел здесь себе много новых друзей.

М. р. Ребята, давайте сядем на места и посмотрим, что же принес нам ежик. /Звучит песенка «Ежик» с показом на экране/

М. р. Вам, ребята, он подарил не только свою чудесную песню, которую мы с вами обязательно разучим, но и передал гостинцы – вкусные яблоки. Ёжик сам собирал их в осеннем саду. Ребята, о чем же музыка нам сегодня рассказала ?

Дети. Сегодня музыка рассказала нам о животных , птицах .

М. р. О каких животных ?

Дети. (ответы детей) .

М. р. На этом наша встреча в музыкальной гостиной закончена . До новых встреч.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Образы животных, птиц, рыб в музыке Презентацию подготовила преподаватель теоретических дисциплин МБОУДО ДШИ с. Восток Гольдштейн Анна Анатольевна

2 слайд

Описание слайда:

Несколько слов о музыке… В жизни человека музыка бывает и другом, и утешительницей, и мечтой. Но некоторые люди (часто по незнанию) отводят ей второстепенную роль, даже не подозревая о том, что она – богиня, способная возвысить человеческую душу, затронуть в ней добрые, благородные струны. Наш великий соотечественник писатель Михаил Афанасьевич Булгаков высказал о музыке важную мысль: «Музыку нельзя не любить. Где музыка, там нет злого». Даже слушая незнакомую музыку, вы вдруг понимаете, что в ней выражены именно ваши чувства, настроения: то грусть, то бурная радость, то такой оттенок настроения, какой и словами не определить... Оказывается, что все эти эмоции также пережил другой человек – композитор, а затем сумел выразить в звуках музыки огромное разнообразие взволновавших его чувств и настроений. И неважно, в каком веке жил композитор – в XVIII или ХХ, для музыки не существует границ: она переходит от сердца к сердцу. Вот в этом свойстве музыки – выразительности – кроется её главная сила. Феномен музыки состоит в том, что не имея кистей и красок она может нарисовать любой образ: будь то чувства, переживания, картины природы или образы животных, птиц, рыб и т.д.

3 слайд

Описание слайда:

В творчестве многих композиторов зарубежной и русской музыки встречаются образы, характеризующих животных, насекомых. Примером тому могут служить следующие музыкальные произведения: К. Сен-Санс. Персонажи из симфонической сюиты «Карнавал животных»; С.С. Прокофьев. Кошка, Волк из симфонической сюиты «Петя и Волк»; Ю. Левитин. Персонажи из симфонической сюиты «На лесной тропинке»; А. Онеггер. «Крыса и смерть» из «Сказания об играх мира»; М. Красев. Детская опера «Муха-цокотуха»; Д.Б. Кабалевский. «Ёжик», «Танец молодого бегемота»; Н.А. Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; В. Ребиков. «Лягушка»; Э. Григ. «Бабочка»; В. Гаврилин. «Медведь» и др. Образы животных, насекомых

4 слайд

Описание слайда:

Образы птиц особенно любимы композиторами разных эпох и стран. Примером тому могут служить следующие музыкальные произведения: К. Сен-Санс. Персонажи из симфонической сюиты «Карнавал животных»; С.С. Прокофьев. Птичка, Утка из симфонической сюиты «Петя и Волк»; Н.А. Римский-Корсаков. «Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка»; М. П. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро»; А. Лядов. «Сорока», «Петушок»; В. Ребиков. «Воробушек»; Р. Шуман. «Совёнок»; Э. Григ «Птичка» и др. Образы птиц

5 слайд

Описание слайда:

Образы рыб, морской стихии Образы рыб в творчестве композиторов отражено не так широко, как образы птиц или животных, но образы вод ной стихии представлены в полном объеме. Примерами тому могут служить такие музыкальные произведения: Н.А. Римский-Корсаков. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Садко» (вступление к опере, пляска золотых рыбок); П.И.Чайковский. «Баркарола» из фортепианного цикла «Времена года», Балет "Лебединое озеро" ; К. Дебюсси. Симфоническая сюита «Море» («От зари до полудня на море», «Игры волн», «Диалог ветра и моря»), «Отражения в воде», «Затонувший собор» и др.; К. Сен-Санс. Персонажи из симфонической сюиты «Карнавал животных»; И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае»; М.Равель «Игра воды», «Лодка в океане» ; А. Глазунов. Симфоническая фантазия «Море»; А. Гендель. "Музыка на воде" А.Даргомыжский. Опера «Русалка»; М.К.Чюрлёнис. «Море»; А.Г.Рубинштейн. Симфония №2 «Океан» и др.

6 слайд

Описание слайда: