Можно ли считать матрену тимофеевну корчагину счастливой. Анализ главы «Крестьянка

Удивительно реалистичен и ярок образ Матрены Тимофеевны, русской крестьянки. В нем автор соединил все качества и черты, свойственные русским женщинам - представительницам этого слоя населения. Во многом схожа судьба этой героини с судьбой других крестьянок на Руси.

Годы жизни в родной семье

Матрена Тимофеевна родилась в большой семье. По-настоящему счастливыми были первые годы ее жизни. Матрена потом часто будет вспоминать беззаботное время, когда она была окружена заботой и любовью родителей. Однако крестьянские дети очень быстро взрослеют. Как только подросла девочка, она начала помогать во всем своим родителям. Игры постепенно забывались, так как на них оставалось меньше времени, крестьянская нелегкая работа выходила на первое место. Но все равно молодость берет свое, и девушка находила даже после трудового дня время для отдыха.

Жизнь Матрены Тимофеевны в доме мужа

Вспоминает юность Матрена Тимофеевна. Эта героиня была трудолюбива, хороша собой, деятельна. Таков образ Матрены Тимофеевны в На эту крестьянку, что неудивительно, заглядывались многие парни. Но вот возник суженый, и родители девушки отдают за него замуж нашу героиню. Новое положение означает конец вольной и свободной жизни Матрены Тимофеевны. Она теперь будет проживать в чужой семье, в которой отношение к этой далеко не лучшим. Отдавая замуж свою дочь, мать переживает за ее судьбу, горюет о ней. Родительница понимает прекрасно все предстоящие тяготы жизни, которым суждено выпасть на долю ее любимой Матрены. Никто в чужой семье не проявит к девушке участия, сам муж тоже не будет никогда заступаться за жену.

Непростые отношения с мужем и его родственниками

Делится Матрена Тимофеевна горестными раздумьями. Совсем не желала он менять вольную жизнь в родном доме на незнакомую, чужую семью. Поняла эта героиня уже с первых дней проживания в новой обстановке, как тяжело придется ей теперь.

Очень непросто складывались отношения с золовками, свекровью и свекром. Матрене в новой семье приходилось усердно работать, при этом не слыша доброго слова в свой адрес. Но даже в этой нелегкой жизни у крестьянки находились простые, немудреные радости: муж подарил ей шелковый платок, прокатил на санях...

Вовсе не безоблачно складывались отношения между интересующей нас героиней и ее супругом. Муж в то время имел право избивать жену, если что-то в ее поведении не устраивает его. Никто при этом не встанет на сторону девушки, наоборот, в семье супруга все родственники будут лишь рады посмотреть на страдания Матрены Тимофеевны.

Рождение первенца

Нелегкой стала жизнь у этой крестьянки после замужества. Серые, однообразные, похожие друг на друга тянулись дни: ссоры, тяжелая работа, упреки родственников... Но ангельским терпением обладает крестьянская женщина. Она выносит все тяготы, не жалуясь. Событием, перевернувшим ее жизнь, является рождение ребенка. Через него ярче раскрывается образ Матрены Тимофеевны. Теперь эта женщина уже не столь озлоблена на поскольку радует и согревает ее любовь к малышу.

Смерть малыша

Не долгой была радость крестьянки от появления на свет сына. Очень много времени и сил отнимает работа в поле, а тут на руках еще грудной младенец. Сначала эта героиня брала его в поле с собой. Но затем свекровь стала упрекать ее, так как с ребенком трудиться с полной самоотдачей невозможно. И бедная женщина вынуждена была оставлять с дедом Савелием своего малыша. Однажды недоглядел этот старик - и погиб ребенок.

Трагические события после гибели младенца

Смерть его была для нашей героини страшной трагедией. Но приходится мириться крестьянам с тем, что дети их часто умирают. Для Матрены эта смерть оказалась тяжелым испытанием потому, что ребенок был первенцем. Ко всем бедам приезжает полиция, становой и лекарь в деревню, которые обвиняют крестьянку в том, что она погубила ребенка в сговоре с дедом Савелием, бывшим каторжником. Умоляет Матрена Тимофеевна не производить вкрытие, чтобы без поругания над телом похоронить ребенка. Но не слушает никто крестьянку. От случившегося она чуть не

Мать заступается за сына

Смерть ребенка и другие тяготы крестьянской жизни не в силах сломить эту женщину. Образ Матрены Тимофеевны - это пример стойкости и терпения. Время проходит, каждый год у нее рождаются дети. И крестьянка продолжает жить, выполнять свою тяжелую работу, растить детей. Самое главное, чем обладает крестьянская женщина - это любовь к детям. Матрена Тимофеевна, характеристика которой представлена в нашей статье, на все готова, только бы защитить своих чад. Свидетельствует об этом эпизод, когда Федота, ее сына, хотели наказать за провинность. Бросается в ноги к помещику, проезжавшему мимо, Матрена, чтобы он помог спасти мальчика от наказания. Тот повелевает отпустить Федота, а "бабу дерзкую" наказать.

Матрена Тимофеевна спасает от рекрутчины своего мужа

За что же приходится терпеть наказание этой крестьянке? Лишь за любовь к детям, не ведающую границ, за готовность принести себя в жертву ради других. Проявляется эта готовность в том, как Матрена Тимофеевна бросается на защиту своего мужа, которого ожидает рекрутчина. Удается ей добраться до губернаторши и попросить у нее помощи. Та освобождает от рекрутчины Филиппа.

Еще молодая девушка - Матрена Тимофеевна, но ей пришлось пережить уже очень многое. Это и смерть сына, и побои, и попреки, и голодное время.

Можно ли назвать Матрену Тимофеевну счастливой?

Нельзя никак назвать счастливой крестьянскую женщину, которой была Матрена Тимофеевна. Характеристика этой героини всецело строится на борьбе с несчастьями. Все тяжелые испытания и трудности, выпадающие на ее долю, способны привести человека не только к духовной гибели, но и к физической, сломить его. Часто происходит именно так. Редко бывает долгой жизнь крестьянки. Часто умирают эти женщины в самом расцвете своих лет. Строки, рассказывающие о жизни этой героини, читать нелегко. Но в то же время нельзя не восхититься этой женщиной, ее душевной силой. Ведь эта героиня прошла через множество различных испытаний и при этом не оказалась сломлена, что показывает нам Некрасов.

Образ Матрены Тимофеевны удивительно гармоничен. Эта женщина одновременно предстает терпеливой, выносливой, сильной и заботливой, любящей, нежной. Она вынуждена справляться самостоятельно с бедами и трудностями, выпадающими на долю семьи, и не ждать помощи ни от кого.

Однако, невзирая на это, Матрена Тимофеевна находит в себе силы работать, жить, продолжать радоваться скромным радостям, которые иногда выпадают на долю этой женщины. И пусть она признается честно, что назвать ее счастливой никак нельзя, эта женщина не впадает ни на минуту в грех уныния. В борьбе за выживание ей удается выйти победительницей.

Образ Матрены Тимофеевны кратко был нами рассмотрен. Об этой женщине можно говорить очень долго. Она вызывает восхищение. Третья часть поэмы "Кому на Руси жить хорошо" посвящена этой женщине. Корчагина Матрена Тимофеевна, образ которой был представлен в нашей статье, описывается в произведении довольно подробно. Вы можете обратиться к поэме Некрасова и познакомиться поближе с этой крестьянкой.

Одним из изучаемых в российских школах произведений русской литературы является поэма Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - пожалуй, наиболее известная в творчестве писателя. Множество исследований посвящено анализу данной поэмы и ее главных героев. А между тем есть в ней и второстепенные персонажи, представляющие отнюдь не меньший интерес. Например, крестьянка Матрена Тимофеевна.

Николай Некрасов

Прежде чем говорить о поэме и ее героях, нужно хотя бы вкратце остановиться на личности самого писателя. Человек, известный многим в первую очередь как автор «Кому на Руси жить хорошо», за свою жизнь написал множество произведений, а творить начал с одиннадцати лет - с момента, как перешагнул гимназический порог. Учась в институте, он писал стихи на заказ - копил деньги на издание первого своего сборника стихотворений. Выйдя в свет, сборник потерпел неудачу, и Николай Алексеевич решил обратить свое внимание на прозу.

Он писал рассказы и повести, издавал несколько журналов (например «Современник» и «Отечественные записки»). В последнее десятилетие своей жизни сочинил такие сатирические произведения, как уже неоднократно упомянутая поэма «Кому на Руси жить хорошо», «Современники», «Русские женщины» и другие. Он не боялся обнажать страдания русского народа, которому глубоко сочувствовал, писал об их бедах и судьбах.

«Кому на Руси жить хорошо»: история создания

Достоверно неизвестно, когда именно Некрасов приступил к созданию поэмы, принесшей ему огромную известность. Считается, что произошло это примерно в начале шестидесятых годов девятнадцатого века, однако задолго до написания произведения писатель начал делать наброски - поэтому о времени замысла поэмы говорить не приходится. Несмотря на то, что в рукописи первой ее части указан 1865 год, часть исследователей склоняется к мнению, что это дата окончания работы, а не начала ее.

Как бы то ни было, пролог первой части был опубликован в «Современнике» в самом начале шестьдесят шестого года, а последующие четыре года с перерывами в журнале выходила и вся первая часть. Печаталась поэма трудно из-за споров с цензурой; впрочем, цензура «накладывала вето» и на многие другие издания Некрасова, и в целом на его деятельность.

Николай Алексеевич, опираясь на собственный опыт и на опыт своих коллег-предшественников, замыслил создать огромный эпический труд о жизни и судьбах различных людей, относящихся к самым разнообразным слоям общества, показать их дифференцированность. При этом он обязательно хотел быть прочтенным, услышанным простым народом - этим и обуславливается язык поэмы и ее композиция - они понятны и доступны самым обыкновенным, самым низшим слоям населения.

По первоначальному замыслу автора, произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Путешественники, пройдя через всю свою губернию, должны были дойти до самого Петербурга, встретившись там (в порядке очередности) с чиновником, купцом, министром и царем. Данному замыслу не дано было осуществиться из-за болезни и смерти Некрасова. Однако еще три части писатель создать успел - в начале и середине семидесятых годов. После ухода Николая Алексеевича из жизни не осталось в его бумагах никаких указаний о том, как следует печатать написанное им, (хотя есть версия, что Чуковский нашел в документах Некрасова запись о том, что после «Последыша» идет «Пир на весь мир»). Последняя часть увидела свет только через три года после смерти автора - и то с цензурными помарками.

Все начинается с того, что «на столбовой дороженьке» встретились семь простых деревенских мужиков. Встретились - и завели меж собой разговор о своей жизни, радостях и горестях. Сошлись они в том, что обычному мужику живется отнюдь не весело, а вот кому весело - так и не решили. Высказав различные варианты (от помещика до царя), они решают разобраться в этом вопросе, пообщаться с каждым из озвученных людей и узнать-таки верный ответ. А до тех пор - домой ни шагу.

Отправившись в путь вместе с найденной скатертью-самобранкой, они встречают сначала барское семейство во главе с сошедшим с ума хозяином, а затем - в городе Клину - женщину-крестьянку по имени Матрена Корчагина. Про нее мужикам говорили, что она и добрая, и умная, и счастливая - что главное, но как раз в последнем Матрена Тимофеевна и разубеждает нежданных гостей.

Персонажи

Главные герои поэмы - обычные крестьянские мужики: Пров, Пахом, Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор. На своем пути они успели встретить как таких же крестьян, как и они сами (Матрена Тимофеевна Корчагина, Прошка, Сидор, Яков, Глеб, Влас и другие), так и помещиков (князь Утятин, Фогель, Оболт-Оболдуев и так далее). Матрена Тимофеевна является едва ли не единственным (и при этом очень важным) женским персонажем произведения.

Матрена Тимофеевна: характеристика героя

Прежде чем говорить о Матрене Корчагиной, нужно вспомнить, что Николая Алексеевича на протяжении всей его жизни волновала судьба русской женщины. Женщины вообще - а крестьянской и подавно, ведь она, мало того, что была бесправной крепостной, так еще и являлась рабой своему мужу и своим сыновьям. Именно к этой теме Некрасов стремился привлечь общественное внимание - так и появился образ Матрены Тимофеевны, в чьи уста писатель вложил главные слова: о том, что «ключи от женского счастья» давным-давно потерялись.

С Матреной Корчагиной читатели знакомятся в третьей части поэмы. Странствующих мужиков приводит к ней молва - дескать, именно эта женщина и является счастливой. Характеристика Матрены Тимофеевны проявляется сразу в ее приветливости к незнакомым людям, в добросердечии. Из ее последующего рассказа о своей жизни становится ясно, что человек она удивительно стойкий, терпеливо и мужественно сносящий удары судьбы. Образу Матрены Тимофеевны придается некоторая героичность - и немало способствуют этому ее дети, которых она любит всепоглощающей материнской любовью. Она, помимо прочего, трудолюбива, честна, терпелива.

Матрена Корчагина - верующий человек, она смиренна, но при этом решительна и отважна. Она готова пожертвовать собой ради других - и не просто пожертвовать, а даже, если понадобится, отдать жизнь. Благодаря своей смелости Матрена спасает мужа, забранного в солдаты, за что получает всеобщее уважение. Больше никто из женщин не осмеливается на подобные поступки.

Внешность

Внешность Матрены Тимофеевны описана в поэме следующим образом: ей приблизительно тридцать восемь лет, она высокая, «осанистая», плотного телосложения. Автор называет ее красивой: большие строгие глаза, густые ресницы, смуглая кожа, в волосах - уже рано появившаяся седина.

История Матрены

История Матрены Тимофеевны рассказана в поэме от первого лица. Она сама приоткрывает завесу своей души перед мужиками, так страстно желающими узнать, счастлива ли она и если да, то в чем ее счастье.

Жизнь Матрены Тимофеевны можно было назвать сладкой лишь в девичестве. Родители любили ее, она росла «как у Бога за пазухой». Но крестьянок рано выдают замуж, вот и Матрене пришлось еще, по сути, подростком, уехать из отчего дома. А в семье мужа к ней отнеслись не слишком ласково: свекор и свекровь невзлюбили, да и сам супруг, обещавший не обижать ее, после свадьбы переменился - однажды даже поднял на нее руку. В описании этого эпизода лишний раз подчеркивается терпеливость образа Матрены Тимофеевны: она знает, что мужья бьют своих жен, и не жалуется, а смиренно принимает произошедшее. Впрочем, она уважает мужа, возможно, отчасти даже любит его - недаром же спасает от воинской службы.

Даже в нелегкой замужней жизни, где у нее множество обязанностей, а несправедливые упреки сыплются как из ведра, Матрена находит повод для радости - и об этом тоже рассказывает своим слушателям. Приехал ли муж, привез ли новый платочек, прокатил ли на санках - все вызывает у нее восторг, и обиды забываются. А когда рождается первый ребенок - истинное счастье приходит к героине. Образ Матрены Тимофеевны - это образ настоящей матери, безоглядно любящей своих детей, растворяющейся в них. Тем тяжелее пережить ей утрату, когда крошечный сын погибает по нелепой случайности.

Многое в жизни к своим тридцати восьми годам пришлось пережить этой крестьянской женщине. Однако Некрасов показывает ее не сдавшейся судьбе, сильной духом, выстоявшей наперекор всему. Душевные силы Матрены Корчагиной кажутся поистине невероятными. Она в одиночку справляется со всеми напастями, ведь ее некому пожалеть, ей некому помочь - родители мужа ее не любят, собственные родители живут далеко - а затем она теряет и их. Образ Матрены Тимофеевны (который, кстати, по некоторым источникам, списан с одной из знакомых автора) вызывает не только уважение, но и восхищение: она не поддается унынию, находя в себе силы не только жить дальше, но и радоваться жизни - хоть и редко.

В чем счастье героини

Сама Матрена не считает себя счастливой, прямо заявляя об этом своим гостям. По ее мнению, среди «баб» счастливиц не найти - слишком тяжелая у них жизнь, слишком много трудностей, горестей и обид им достается. Тем не менее людская молва говорит о Корчагиной именно как о счастливице. В чем счастье Матрены Тимофеевны? В ее силе духа и стойкости: она стойко перенесла все беды, выпавшие на ее долю, и не роптала, она жертвовала собой ради близких ей людей. Она воспитала пятерых сыновей, несмотря на постоянные унижения и нападки, она не озлобилась, не потеряла чувство собственного достоинства, сохранила в себе такие качества, как доброта и любовь. Она осталась сильным человеком, а слабый человек, вечно недовольный своей жизнью, не может быть счастлив по определению. К Матрене Тимофеевне это точно никак не относится.

Критика

Цензура воспринимала произведения Николая Алексеевича «в штыки», но коллеги отзывались о его трудах более чем благосклонно. Его называли человеком, близким к народу - а потому знающим, как и что об этом народе рассказать. Писали, что он «умеет творить чудеса», что его материал «искусен и богат». Поэму «Кому на Руси жить хорошо» называли новым и оригинальным явлением в литературе, а самого ее автора - единственным, кто имеет право именоваться поэтом.

  1. Николай Алексеевич плохо учился в школе.
  2. По наследству ему передались любовь к картам и охоте.
  3. Любил женщин, за всю жизнь имел немало увлечений.

Данная поэма является действительно уникальным произведением в русской литературе, а Матрена - синтезированным образом настоящей русской женщины широкой души, из тех, про кого говорят - «и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит».

Поэма А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была написана во второй половине ХIХ века. Произведение создано в период, совпадающий с отменой крепостного права в России.

В ней повествуется о мужиках-крестьянах, отправившихся в странствие. Семеро странников хотели отыскать человека, которому жилось счастливо. Ничего в поэме конкретно не указывало на место и время действия. Однако, несложно было догадаться, что всё происходило в России, сразу после отмены крепостничества. Каждый из странников имел своё мнение на этот счёт. В числе счастливых людей они считали помещиков, чиновников, попов, купцов, министров, бояр и самого царя-батюшку.

Наряду с главными героями поэмы созданы и второстепенные образы. Таким является персонаж Матрёна Тимофеевна Корчагина. В народе она прослыла счастливой. Странствующие искатели правды услышали о ней, будучи в селе Наготино. Вот и отправились семеро крестьян в Клин, где жила Матрёна. Не найдя счастливых людей среди мужиков, путешественники рассчитывали увидеть хотя бы счастливую женщину.

А что есть счастье для простой русской бабы? Непьющий, работящий муж, здоровые детки и мир в семье. А Матрёна Тимофеевна не считала себя счастливой. Только смолоду, в девичестве ей жилось хорошо. Молодая, здоровая и работящая, она родилась в хорошей семье. Замужество не принесло героине женского счастья. Налаженная жизнь стала рушиться. Гибель сына стала первой бедой, посетившей семью Матрёны. А скоро и мужа забрили в солдаты. Но череда несчастий на этом не прекратилась. Её и розгами секли, и пожар она дважды пережила. Не повезло и со здоровьем Матрёне Тимофеевне. Трижды болела сибирской язвой.

Так почему же люди считали её счастливой? В чём заключалось её счастье? А всё до банальности просто. Сильная духом русская женщина боролась за свою жизнь и своё счастье, не опуская рук. Защищая сына, спасла его от наказания плетьми. Своего мужа уберегла от 25-летней службы в армии. С великим достоинством эта простая русская баба перенесла все выпавшие не её долю испытания. Она не просто выстояла под тяжестью бремени. Эта женщина сумела сохранить семью. Все свои душевные и физические силы она употребила на это.

А.Н. Некрасов был убеждён, что счастливым может быть только свободный человек. И только в свободном обществе возможна положительная динамика развития. Поэтому с такой любовью описывает он простых людей, сопротивляющихся рабскому положению. Его уважение вызывают люди, которые, несмотря на все жизненные перипетии, сумели выстоять и быть по-своему счастливы.

Сочинение В чем счастье в понимании Матрены Тимофеевны

Изображение судеб русских женщин, в особенности крестьянок, прослеживаются во всем творчестве поэта, поскольку он всегда стремился привлечь к этой проблематике общественное мнение.

Образ Матрены Тимофеевны является одним из центральных и на его примере автор раскрывает понятие простого женского счастья.

Средних лет женщина, сохранившая юношескую красоту, статность, с большими строгими глазами и проседью в волосах не считает сама себя счастливицей, но людская молва относит именно ее к разряду тех, кому довелось познать бабье счастье.

Детство Матрены прошло в атмосфере родительской любви в заботливом отчим доме, но выйдя замуж молодая женщина испытала на себе все тяготы и невзгоды замужней жизни. Семья мужа не принимает Матрену и ей приходится терпеть унижения, обиды от свекра и свекрови. Молодой муж в это время пропадает на заработках, возвращаясь домой лишь на зиму. Женщина вынуждена со смирением, терпением переносить нелегкую жизнь, включая не только несправедливость со стороны родителей мужа, но и его гнев, и находить глоток радости даже в мелочах, будь то привезенный в подарок мужем платок, либо редкие катания с горки.

Отрадой для Матрены становится рождение ее первенца, сын, но в раннем возрасте мальчик нелепо погибает и женщина, тяжело переживая гибель ребенка, вынуждена продолжать жить дальше.

Спустя некоторое время в семье появляются другие дети и Матрена растворяется в образе безоглядно любящей своих малышей матери.

Но жизненные испытания крестьянки на этом не заканчиваются, и судьба готовит ей новые удары. Матрене приходится пройти всего за десяток лет серьезные болезни (три раза она излечивается от сибирской язвы), пережить несколько пожаров, похоронить родителей, а также познать голод из-за потери урожая и безысходность от невозможности хорошо накормить своих детей.

Будучи глубоко верующим человеком, Матрена несмотря на обстоятельства обладает решительным и отважным характером, готовая на самопожертвование ради близких.

В один из жизненных моментов она берет на себя вину старшего сына за погибший скот и принимает на себя боль от ударов розог. А когда мужа ее собираются отправить на военную службу, Матрена осознает, что не сможет одна вырастить детей, смело бросается к местному начальству и спасает мужа от рекрутской повинности, вызывая неприкрытое уважение среди односельчан.

По мнению Матрены, у русских женщин не может быть счастья, поскольку на их бабскую долю выпадает слишком много бед и несчастий, а ключик для счастья женщины, со слов Матрены, давным-давно потерялся. Но женщина не ропщет, не жалуется на судьбу, а просто стойко воспринимает все тяготы своего жизненного пути.

Однако народ уверен в счастливой судьбе Матрены Тимофеевны, которая заключается в ее силе воли, стойком характере, мужестве, чувстве собственного достоинства и присуще только женщинам качествах, заключающихся в безмерной всепоглощающей материнской любви, глубоком уважении к мужу, добросердечии и приветливости к окружающим.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Моя любимая сказка Пушкина 5 класс
  • Сочинение по картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка (описание)

    Сказочную иллюстрацию, к хорошо знакомой нам всем сказке Иван-царевич и царевна-лягушка, нарисовал Иван Яковлевич Билибин (3 класс)

  • История создания рассказа Антоновские яблоки Бунина и прототипы героев

    Написание произведения происходит под воздействием ощущений писателя, гостившего ранней осенью в деревенском доме родного брата, в котором каждое утро просыпается от ароматов антоновских яблонь, наблюдая холодный и серый восход осеннего солнца.

  • Образ и характеристика Бэлы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    В романе М. Ю. Лермонтова содержится несколько повестей, одна из них – «Бэла». В этой повести Лермонтов раскрывает образ девушки-горянки, юной красавицы-княжны.

  • Образ и характеристика Платонова в рассказе Яма Куприна сочинение

    Одним из ключевых персонажей произведения является Сергей Иванович Платонов, представленный писателем в образе завсегдатая дома терпимости, принадлежащего Анне Марковне Шайбес.

Произведение:

Кому на Руси жить хорошо

Матрена Тимофеевна Корчагина – крестьянка. Этой героине посвящена третья часть поэмы.

М.Т. – «Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет 38-ми. Красива; волос с проседью, Глаза большие строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла».

Среди народа о М.Т. идет слава счастливицы. Пришедшим к ней странникам она рассказывает о своей жизни. Ее повествование ведется в форме народных плачей и песен. Тем самым подчеркивается типичность судьбы М.Т. для всех русских крестьянок: «Не дело – между бабами Счастливую искать».

В родительском доме М.Т. жилось хорошо: у нее была дружная непьющая семья. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала «с девичьей воли в ад». Младшая в семье мужа, она работала на всех, как раба. Муж любил М.Т., но часто уходил на заработки и не мог защитить жену. У героини оставался один заступник – дедушка Савелий, дед мужа. М.Т. повидала на своем веку много горя: терпела приставания управляющего, пережила смерть первенца Демушки, которого, по недосмотру Савелия, загрызли свиньи. М.Т. не удалось вытребовать тело сына и его отправили на вскрытие. Позже другому сыну героини, 8-милетнему Федоту, грозило страшное наказание за то, что он скормил чужую овцу голодной волчице. Мать, не раздумывая, легла под розги вместо сына. Но в неурожайный год М.Т., беременная и с детьми, сама уподобляется голодной волчице. Кроме того, у ее семьи забирают последнего кормильца - мужа вне очереди забривают в солдаты. В отчаянии М.Т. бежит в город и бросается в ноги губернаторше. Та помогает героине и даже становится крестной матерью родившегося сына М.Т. – Лиодора. Но злая судьба продолжала преследовать героиню: одного из сыновей забрали в солдаты, «дважды погорели…Бог сибирской язвою…трижды посетил». В «Бабьей притче» М.Т. подводит итог своей печальной повести: «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!»

Образ Матрены Тимофеевны (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Образ простой русской крестьянки Матрены Тимофеевны удивительно ярок и реалистичен. В этом образе Некрасов соединил все черты и качества, свойственные русским крестьянским женщинам. И судьба Матрены Тимофеевны во многом схожа с судьбой других женщин.

Родилась Матрена Тимофеевна в большой крестьянской семье. Самые первые годы жизни были по-настоящему счастливыми. Всю жизнь Матрена Тимофеевна вспоминает эту беззаботную пору, когда она была окружена любовью и заботой родителей. Но крестьянские дети взрослеют очень быстро. Поэтому, как только девочка подросла, она стала во всем помогать своим родителям Постепенно игры забывались, на них оставалось все меньше и меньше времени, на первое место встала нелегкая крестьянская работа. Но молодость все равно берет свое, и даже после тяжелого трудового дня девушка находила время для отдыха.

Матрена Тимофеевна вспоминает свою юность. Она была хороша собой, трудолюбива, деятельна. Неудивительно, что на нее заглядывались парни. И вот появился суженый, за которого родители отдают замуж Матрену Тимофеевну. Замужество означает, что теперь свободная и вольная жизнь девушки закончилась. Теперь она будет жить в чужой семье, где к ней будут относиться далеко не лучшим образом. Когда мать отдает свою дочь замуж, она горюет о ней, переживает за ее судьбу:

Родительница плакала:

“... Как рыбка в море синее

Юркнешь ты! как соловушка

Из гнездышка порхнешь!

Чужая-то сторонушка

Не сахаром посыпана,

Не медом полита!

Там холодно, там голодно,

Там холеную доченьку

Обвеют ветры буйные,

Облают псы косматые,

И люди засмеют!”

В этих строках ясно читается печаль матери, которая прекрасно понимает все тяготы жизни, которые выпадут на долю ее замужней дочери. В чужой семье никто не проявит к ней участия, да и сам муж никогда не будет заступаться за жену.

Матрена Тимофеевна делится своими горестными раздумьями. Ей совсем не хотелось менять свою вольную жизнь в родительском доме на жизнь в чужой, незнакомой семье.

Уже с самых первых дней в доме мужа поняла Матрена Тимофеевна, как тяжело ей теперь придется:

Семья была большущая,

Сварливая... попала я

С девичьей холи в ад!

Отношения со свекром, свекровью и золовками складывались очень непросто, в новой семье Матрене приходилось много работать, и при этом никто слова доброго ей не говорил. Однако даже в такой нелегкой жизни, которая была у крестьянки, находились свои немудреные и простые радости:

Зимой пришел Филиппушка,

Привез платочек шелковый

Да прокатил на саночках

В Екатеринин день,

И горя словно не было!

Запела, как певала я

В родительском дому.

Мы были однолеточки,

Не трогай нас - нам весело,

Всегда у нас лады.

Отношения между Матреной Тимофеевной и ее мужем далеко не всегда складывались безоблачно. Муж имеет право бить свою жену, если его что-то не устраивает в ее поведении. И никто не встанет на защиту бедняжки, наоборот, все родственники в семье мужа только будут рады посмотреть на ее страдания.

Такой стала жизнь Матрены Тимофеевны после замужества. Дни тянулись однообразные, серые, удивительно похожие друг на друга: тяжелая работа, ссоры и попреки родственников. Но крестьянская женщина обладает поистине ангельским терпением, поэтому, не жалуясь, выносит все тяготы, выпавшие на ее долю. Рождение ребенка является тем событием, которое переворачивает всю ее жизнь. Теперь уже женщина не так озлоблена на весь белый свет, любовь к малышу согревает и радует ее.

Филипп на Благовещенье

Ушел, а на Казанскую

Я сына родила.

Как писаный был Демушка

Краса взята у солнышка,

У снегу белизна,

У маку губы алые,

Бровь черная у соболя,

У соболя сибирского,

У сокола глаза!

Весь гнев с души красавец мой

Согнал улыбкой ангельской,

Как солнышко весеннее

Сгоняет снег с полей...

Не стала я тревожиться,

Что ни велят - работаю,

Как ни бранят - молчу.

Радость крестьянки от рождения сына не была долгой. Работа в поле требует очень много сил и времени, а тут еще грудной младенец на руках. Сначала Матрена Тимофеевна брала с собой ребенка в поле. Но потом свекровь начала ее упрекать, ведь с ребенком невозможно работать с полной самоотдачей. И бедной Матрене пришлось оставлять малыша с дедом Савелием. Однажды старик недоглядел - и ребенок погиб.

Смерть ребенка - это ужасная трагедия. Но крестьянам приходится мириться с тем, что очень часто их дети умирают. Однако у Матрены это первый ребенок, поэтому его смерть оказалась для нее слишком тяжелым испытанием. А тут еще дополнительная беда - в деревню приезжает полиция, лекарь и становой обвиняют Матрену в том, что она в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием погубила ребенка. Матрена Тимофеевна умоляет не делать вскрытие, чтобы похоронить ребенка без поругания над телом Но никто не слушает крестьянку. Она едва не сходит с ума от всего случившегося.

Все тяготы тяжелой крестьянской жизни, смерть ребенка все же не могут сломить Матрену Тимофеевну. Проходит время, у нее каждый год рождаются дети. И она продолжает жить, растить своих детей, выполнять тяжелую работу. Любовь к детям - это самое главное, что есть у крестьянской женщины, поэтому Матрена Тимофеевна готова на все, лишь бы защитить своих ненаглядных чад. Об этом свидетельствует эпизод, когда за провинность хотели наказать ее сына Федота.

Матрена бросается в ноги к проезжавшему мимо помещику, чтобы тот помог спасти мальчишку от наказания. И помещик велел:

“Подпаска малолетнего

По младости, по глупости

Простить... а бабу дерзкую

Примерно наказать!”

За что вытерпела наказание Матрена Тимофеевна? За свою безграничную любовь к своим детям, за готовность пожертвовать собой ради других. Готовность к самопожертвованию проявляется и в том, как Матрена бросается искать спасения для своего мужа от рекрутчины. Ей удается добраться до места и попросить помощи у губернаторши, которая действительно помогает Филиппу освободиться от рекрутчины.

Матрена Тимофеевна еще молода, но ей пришлось вынести уже очень и очень много. Ей пришлось пережить смерть ребенка, голодное время, попреки и побои. Она сама говорит о том, что ей рассказала святая странница:

“Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!”

Действительно, крестьянскую женщину никак нельзя назвать счастливой. Все трудности и тяжелые испытания, которые выпадают на ее долю, могут сломить и привести человека к гибели не только духовной, но и физической. Очень часто именно так и происходит. Жизнь простой крестьянки редко бывает долгой, очень часто женщины умирают в самом расцвете лет. Нелегко читать строки, повествующие о жизни Матрены Тимофеевны. Но тем не менее нельзя не восхищаться душевной силой этой женщины, которая вынесла столько испытаний и не оказалась сломлена.

Образ Матрены Тимофеевны удивительно гармоничен. Женщина предстает одновременно сильной, выносливой, терпеливой и нежной, любящей, заботливой. Ей приходится самостоятельно справляться с трудностями и бедами, которые выпадают на долю ее семьи, ни от кого не видит Матрена Тимофеевна помощи.

Но, невзирая на все трагическое, что приходится вынести женщине, Матрена Тимофеевна вызывает неподдельное восхищение. Ведь она находит в себе силы жить, работать, продолжает радоваться тем скромным радостям, которые время от времени выпадают на ее долю. И пусть она честно признается, что счастливой ее назвать никак нельзя, она ни на минуту не впадает в грех уныния, продолжает жить.

Жизнь Матрены Тимофеевны - это постоянная борьба за выживание, и ей удается выйти победительницей из этой борьбы.

«Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – это поэма-эпопея, ведь в центре ее изображения вся пореформенная Россия. Поэма необычайно широко охватывает всю народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в своем произведении все социальные слои от крестьянина до царя, однако, главным предметом повествования остается все же жизнь народная. С самого начала поэмы определяется и главный ее герой – человек из народа. И все же не была бы так ярка картина крестьянской жизни, если бы не повествовала нам о доле простой русской женщины. Рассуждая на эту тему, нельзя не обратиться к главному женскому образу поэмы.

Особое и очень большое место в поэме занимает образ крестьянки Матрены Тимофеевны. В исключительном женском образе Матрены Тимофеевны Некрасов показал всю тяжесть «долюшки женской». Эта тема прослеживается во всем творчестве Некрасова, однако нигде образ русской крестьянки не был описан с такой нежностью и участием, так правдиво и тонко. И именно эта героиня ответит в поэме на вечный вопрос о женской доле, отчего «ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого»…

Матрена Тимофеевна Корчагина – умная, самоотверженная женщина, носительница «гневного» сердца, помнящая о «неоплаченных» обидах. Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской крестьянки: после замужества она попала «с девичьей холи в ад», на нее одно за другим обрушились разные горести. В итоге, Матрена вынуждена взять на себя непосильный мужской труд, чтобы прокормить свою многодетную семью.

Будучи «губернаторшей», Матрена остается все же человеком трудовой крестьянской массы. Ей, умной и сильной, поэт доверил самой рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть в поэме Некрасова, вся написанная от первого лица. Однако это рассказ не только о Матрениной женской доле. Голос ее – это голос самого народа. Потому-то Матрена Тимофеевна чаще поет, причем «Крестьянка» - глава, пронизанная фольклорными мотивами, почти сплошь построенная на народно-поэтических образах. Судьба некрасовской героини все время расширяется до пределов общерусских. Некрасов сумел совместить личную судьбу героини с массовой жизнью, не отождествляя их. Потому что в отличие от большинства крестьянских женщин, чье замужество определялось волей родителей, Матрена Тимофеевна выходит замуж за любимого человека.

Далее перед нами разворачивается картина традиционной семейной жизни в крестьянской среде, весь простонародный быт. Как только Матрена вошла в семью мужа, тут же на ее плечи взвалились все обязанности по дому. Как и всякая другая русская крестьянка, Матрена Тимофеевна воспитывалась в уважении к старшему поколению, поэтому в новой семье она беспрекословно «подчинялася» воле мужа и его родителей. Кажущийся невыносимым труд в суровом крестьянском быту становится ее будничным делом, причем делом женским.

Как известно, побои в крестьянской семье также были довольно обычны, однако, героиня пьесы отнюдь не забитая рабыня. На всю жизнь ей в память врезается единственный случай избиения ее мужем. В то же время в уста героини при рассказе об этом вложена такая песня, которая, не искажая индивидуальной биографии героини, придает явлению широкую типичность.

Вспомним также страшную трагедию потери ребенка, которую пережила Матрена Тимофеевна. Тяжело переживала смерть своего ребенка Матрена, вопреки невежественным барским убеждениям в том, что не больно крестьяне пекутся о своих детях, потому что в каждой семье их не меньше десятка. Однако простому русскому сердцу Матрены, как и любой другой женщине, дороги все ее дети, каждому из них она желает лучшей доли, о каждом заботится одинаково.

Некрасов постоянно в своей поэме подчеркивает истинно христианское смирение простой русской женщины, на долю которой выпадают порой страшные, невыносимые испытания. Однако во всем уповает на волю божью Матрена Тимофеевна, как и тысячи других женщин с тяжелыми судьбами. Героиня принимает как должное свою жизнь, вот почему она с глубокой житейской мудростью произносит ответ на вопрос о женской доле: « ключи от счастья женского… потеряны у Бога самого». Так, перед нами собирательный образ большинства русских женщин, всем сердцем преданных своей семье, мужественно несущих на своих плечах огромный груз заботы о родных и близких, и несут они свою ношу с невероятной покорностью судьбе, уповая лишь на Бога да на самих себя. Такова женская доля русской крестьянки, воплощенная в лице Матрены Корчагиной.

Задачи и тесты по теме "Почему Матрена Тимофеевна утверждает, что «ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого»? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)"

  • Орфоэпия

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку