Женская доля в поэме кому на руси. Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему: Тема женской доли в поэме Н

«Жгучее беспокойство, которое испытывал Николай Алексеевич Некрасов, думая о судьбе крестьянской женщины, сказалось и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Всем известно, что образ русской женщины воспевается поэтом во многих произведениях. На судьбе Матрены Тимофеевны Некрасовым показана типичная биография крестьянки.
Жизни этой женщины посвящены многие отдельные эпизоды поэмы, а также в целом вся вторая часть произведения. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей «счастье в девках выпало»: у Матрены Тимофеевны была «хорошая, непьющая семья», но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годику», так как испытывали глубокую нужду. Тяжелый труд, однако, не сломил ее:
И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была… -
так говорит о себе героиня.
В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет труженицы-крестьянки:
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Тем не менее, счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она «попала с девичьей воли в ад». Начались постоянные издевательства мужниной родни, бесчисленные побои, непосильный каторжный труд, но самым большим несчастьем для героини произведения была смерть любимого ребенка. Очень рано Матрена Тимофеевна стала вдовой, поэтому постоянная нужда стала ощущаться еще острее. «Во мне, - говорит она, - нет косточки не ломаной, нет жилочки не тянутой… ». Вот так безрадостно сложилась жизнь этой прекрасной женщины. «Многокручинной», «многострадальной» женщине-крестьянке нет счастья на Руси – к такому выводу приходит Некрасов. Ор том же говорит странникам и сама Матрена Тимофеевна: «Не дело – между бабами счастливую искать».
Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не принизила характера крестьянки, не превратила ее в бессловесную, покорную рабыню. Бунтарский дух Савелия остался жить в ее сердце, недаром Матрена Тимофеевна жена внука этого свободолюбивого старца. Рассказ женщины о Савелии - свидетельство того, что она помнит его, сочувствует ему. Матрене Тимофеевне даже кажется, что памятник народному герою Ивану Сусанину напоминает Савелия:
Стоит из меди кованый,
Точь-в-точь Савелий дедушка,
Мужик на площади.
Итак, эта женщина верна бунтарскому духу. «Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!...» - говорит многострадальная мать. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни: «По мне обиды смертные прошли не отплаченные…». Это свидетельство того, что в душе крестьянки все более зреет протест, негодование. По мнению автора, святой гнев – залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства. Вот почему, как ни велика скорбь Некрасова, когда он думает о бесправной жизни придавленной горем русской крестьянки, он твердо верит в ее будущее.
Однако Некрасов до конца верен исторической правде. Несмотря на то, что гнев крестьянки копится, в ее сознание сохранилась и привычная вера в заступничество божьей матери, в силу молитвы. И все же мы видим, что спасает Матрену Тимофеевну ее собственная душевная сила, воля к жизни. Не зная, как добиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Героиня не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед которыми «крестьяне надрожалися». Несчастная мать говорит от лица всего народа:
В груди у них нет ни душеньки,
В глазах у них нет совести,
На шее – нет креста.
Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Надо отметить, что вторая часть поэмы – «Крестьянка» построена почти целиком на материале народного творчества. Лирические и свадебные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини. Почти без изменения вошли в поэму песни: «Мой постылый муж подымается», «Снится мне, младонькой, дремлется». Также на основе народных песен были созданы обращения девушки-невесты к жениху: «Ты стань-ка, добрый молодец, против меня прямехонько», и плач матери по выдаваемой замуж дочери: «Чужая-то сторонушка не сахаром посыпана, не медом полита». Особым трагизмом проникнут скорбный плач матери по умершему ребенку: «Ой, плотнички-работнички! Какой вы дом построили сыночку моему?» В этих песнях воплотились горе, муки и ненависть народа.
Рассказ о крестьянке Корчагиной приводит нас к мысли6 если и в женщине, самом обездоленном и забитом существен, зреет душевная гроза, значит, близки перемены. Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми:
В рабстве спасенное
Сердце свободное –
Золото, золото
Сердце народное!

Русская женщина в творчестве Н.А. Некрасова (по поэме "Кому на Руси жить хорошо")

Русская женщина появилась в творчестве Н.А. Некрасова давно и неслучайно. Поэт очень любил свою мать Елену Андреевну и видел, что ей приходилось терпеть от мужа. Эта замечательная русская женщина стала в глазах сына олицетворением духовного мужества, ласкового большого сердца, самоотверженности и стойкости.

И в своих произведениях поэт постоянно создавал такой образ русской женщины. И всегда она была несчастна, загружена непосильным трудом.

Тема женской доли начинает развиваться в творчестве Некрасова в 40-е годы. Образ загубленной бытом женщины мы находим и в "Тройке", и в "Еду ли ночью...", и в поэме "Мороз, Красный нос" в лице Дарьи.

И в самом монументальном своем произведении - поэме "Кому на Руси жить хорошо" - Некрасов опять разрабатывает эту тему. Нигде в поэме так ярко она не раскрыта, как в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно ей автор посвящает целую часть поэмы под названием "Крестьянка".

Впервые мы видим ее глазами мужиков-правдоискателей. Это

Осанистая женщина, широкая и плотная,

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Описание внешности, а потом и одежды создает перед нами образ простой русской женщины-крестьянки. Но она уже заслужила уважение всех крестьян из соседних деревень. Постепенно и нас она покоряет.

Когда мужики рассказали ей о цели своего прихода, она "закручинилась". А дело здесь в том, что ее беспокоит сама мысль о возможности оставить работу. Уже по этому можно охарактеризовать ее как женщину толковую, разумную и трудолюбивую. А вспомним, как долго ждали мужики, пока она с хозяйством управится. Вспомним и такую деталь: мужики расположились за домом, где "богатый огород" и "два стога здоровенные". Это еще раз доказывает нам, что Матрена - прекрасная хозяйка.

Но легко ли это дается женщине? Конечно же, нет. Порою даже не по силам. И постоянно в рассказе Матрены чувствуется весь пролитый ею за непрекращающейся работой пот. Но на это она никогда не жалуется, потому что воспитали ее в любви к труду. Все ее повествование о жизни в девичестве овеяно яркими, теплыми красками, каких, пожалуй, больше в дальнейшем рассказе о ее жизни не встретишь.

Матушка с батюшкой, хотя и берегли героиню, да не баловали; самое главное же - любили. Работа в родном доме была ей по душе, и весело она об этом вспоминает. Матрена знала по песням и от матери о нелегкой женской доле, а потому перед замужеством и говорила:

Я в подневолье с волюшки,

Бог видит, не пойду!

И плакала от понимания того, что убежать от этого невозможно. И женская судьба все же настигает Матрену: она выходит замуж. Нет больше рядом с ней ее родимых заступников.

Сколько натерпелась эта женщина от свекровушки и свекора, от золовушки и деверя. Хоть она мужа и называет заступничком, он только "молчать, терпеть советовал" да и побил ее однажды. Но на это она не жалуется, так как "не годилось бы жене побои мужнины считать". И вообще, мужем она довольна:

То правда, что и мужа-то

Такого, как Филиппушка,

Со свечкой поискать...

А потому и было горем для нее, когда его поймали за кражу и "полумертвого подкинули в сарай".

Казалось бы, в судьбе Матрены есть и просветления, счастливые моменты. Например, рожденье Демушки, который "весь гнев с души... согнал улыбкой ангельской". Но это всегда ненадолго, и горе опять перевешивает и затмевает все радостное, что было. Так и на этот раз.

Смерть Демушки была самым сильным потрясением в жизни Матрены. Что может быть ужаснее потери родного ребенка? Трагические краски нагнетаются символической картиной горения дерева с соловьиным потомством в гнезде. Такой соловушкой и становится Матрена. Не уберег Савелий дитятко, заели свиньи его. А убитая горем мать "клубышком каталася, червушком свивалася". Но даже погоревать добром по сыну и похоронить по-христиански не дали ей. Жестокие десятники и сотники, попы - "неправедные судьи" накинулись, как коршуны, на маленькое тельце. Как можно это вынести? И слезы, причитания и плачи, которыми наполнена речь, сосредоточена именно в этом эпизоде. Да тут еще судить взялись бедную мать.

Разве это не поругание над чувствами, разве это не унижение человека! И все она выдерживает, хотя сама не знает как. Выдерживает, но какой ценой.

Описание природы опять гармонирует с душевным состоянием героини. Картина черной грозовой ночи передает тревогу и скорбь Матрены Тимофеевны после смерти первенца. Долго не могла она простить Савелия, даже работа была ей не в радость.

И больше всего недоумевает Матрена, почему никто не вступится за нее и сына. И Савелий дает ей краткий, но более чем достаточный ответ: "Ты крепостная женщина!" Отсюда все ее беды и горести.

Но есть у нее еще родители, любимые ею и любящие ее. Они-то и возрождают ее к жизни:

У батюшки, у матушки

С Филиппом побывала я,

За дело принялась.

И все у нее идет своим чередом: работа, дом, дети. Им она и отдает всю себя без остатка. Не стала жизнь ее лучше, да все довольна она и покорна:

Поешь, когда останется

От старших да от деточек,

Уснешь - когда больна...

Но беды на этом не кончаются: кто-то рождается, а кто-то... Осталась Матрена до конца жизни сиротой на этом свете. Испытала она "горе лютое":

К кому оно привяжется,

До смерти не избыть!

Но при всем этом ее никогда не покидала человечность. Она забывает проступок дедушки Савелия, она умеет прощать, когда вокруг нее никто на это не способен.

Вообще, сила воли героини поражает, беды ее неисчерпаемы, и на этом не заканчиваются. Но она по-прежнему живет по законам совести и доброты. Горе не ломает Матрену, не переделывает, а только укрепляет.

И после смерти Савелия, который говорил: "Как вы не бейтесь, глупые, Что на роду написано, Того не миновать!"

Матрена, как его послушавшись, покоряется всем и живет только ради своих детушек. Ради них она готова на все. Так, она берет на себя побои, ограждая сына Федотушку от наказания за то, что он отдал уже мёртвую овцу голодной волчихе.

Сын унаследовал от матери гуманность и способность к жалости. А мать даже в такой унизительной ситуации сумела сохранить свое достоинство, не упав, как ей советовали, в ноги старосте. Теперь Матрена сознательно все берет на себя:

Коли терпеть, так матери,

Я перед богом грешница...

Кстати, так как Матрена глубоко религиозна, все свои беды она видит, как наказание Господа. И потому она смиренно их принимает, даже когда пришла бесхлебица: "Брат брату/не уламывал куска! Был страшный год..."

Но когда мужа забрали в рекруты, нельзя ей было так жить и детей мучить. Не видать бы Матрене его долго-долго да ходить по миру с голодными ребятками, если бы господь не научил ее пойти к губернатору с просьбой о заступничестве.

Дважды горела героиня, трижды "бог посетил сибирской язвою...". Всего не перечесть, что пришлось ей пережить.

Таким образом, все горести, выпадавшие на долю женщины-крестьянки, Матрена испытала. Но, несмотря на все, Матрена идет по жизни с песнями: даже во время тяжелого труда она поет. Эта песенная стихия неотделима от печалей многокручинной и многострадальной русской женщины.

Образ Матрены Тимофеевны стал почти символом. Ее смело можно поставить впереди всех русских женщин, когда-либо изображенных поэтом. Все в ней, в самом ее облике, повадке, речах полно особого значения: и ее девичья целомудренность, и открытость для добра, и ее нравственная чистота. Но не знает Матренушка путей к женскому счастью, ведь

Бабам на Руси

Три петли: шелку белого,

Вторая - шелку красного,

А третья - шелку черного,

Любую выбирай!..

В любую полезай...

Нет, наверное, в мировой литературе ни одного поэта, не писавшего о женщине. Традиционно образ женщины в мировой поэзии - это образ любимой, возлюбленной. Отсюда в лирике возникает любовная тема. Поэты воспевают любимую, ее красоту, свои чувства, страсть, описывают страдание от неразделенной или ушедшей любви, пишут об одиночестве, разочаровании, ревности.

Поэзия Некрасова, в своем обращении к женщине, впервые расширила тематические рамки. В его лирике кроме любовной появилась тема женской доли, представленная широко и разнообразно. Это во многом было связано с тем, что поэт коснулся другого социального слоя: не дворянства, а простого народа. Посвятив лиру «народу своему», поэт называет свою Музу родной сестрой избиваемой на площади кнутом молодой крестьянки.

Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины. Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. В стихотворении «Тройка» поэт предсказывает девушке тяжелую замужнюю жизнь.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник,

И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный.

Будешь нянчить, работать и есть.

И в стихотворении «Свадьба» опять зловещее предсказание:

Ждет тебя много попреков жестоких,

Дней трудовых, вечеров одиноких:

Будешь ребенка больного качать,

Буйного мужа домой поджидать.

Свое сочувствие женской доле поэт высказывает и в стихотворениях «Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», показывая трагедию огромного большинства крестьянок, убивающихся изо дня в день на непосильной работе:

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!

Тему тяжкой доли русской женщины поэт раскрывал и в своих знаменитых поэмах «Мороз, Красный нос», «Русские женщины». Страдальческая судьба русской женщины-крестьянки описана и в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где ей целиком посвящена вся вторая часть. Ее героиня - Матрена Тимофеевна слывет среди людей счастливою. Рассказывая мужикам, ищущим ответ на вопрос «Кому живется весело, вольготно на Руси?», о своей жизни, она признает, что ей «в девках счастье выпало»: у нее была «хорошая, непьющая семья», любящие, ласковые, оберегавшие ее родители. Но и в такой семье по «пятому годочку» ей пришлось начать трудиться, в семь - уже ходить за коровой, пасти гусей, собирать грибы и ягоды, ворошить сено, а после трудового дня и баньки - снова за работу, за прялку.

И такая полная нелегкого труда жизнь вспоминается Матрене Тимофеевне в ее тридцать восемь лет как счастье. Потому что все, что ждало ее после замужества, было сплошным страданием. Не зря мать причитала, когда приехали сватать ее дочь. После свадьбы «попала с девичьей холи в ад». Издевательства родни мужа, побои, каторжный труд, страшная гибель любимого первенца - то было лишь начало ее страшной, но, увы, такой обычной для русской крестьянки судьбы.

После гибели первенца что ни год рождались другие дети: «некогда ни думать, ни печалиться, дай бог с работой справиться да лоб перекрестить», умерли родители Матрены. Всему покорилась Тимофеевна: «первая с постели, последняя в постель», унижалась перед свекром со свекровью и только в одном стала непокорной: за детей стояла горой, не давала их обижать. Когда деревня учинила самосуд над Федотом, который, работая подпаском, не сумел отнять у волчицы овцу, мать легла за него под розги.

Выпал на долю Матрены голодный год, а потом и еще более страшное испытание: забрали вне очереди мужа в рекруты. И опять не покорилась Матрена Тимофеевна. Беременная женщина пошла пешком в город искать правды и заступничества у губернатора. Правды она добилась, получив заступничество губернаторши, которая еще и сама крестила родившееся до времени дитя. С тех пор Матрену Тимофеевну «ославили счастливицей, прозвали губернаторшей». Растит крестьянка пятерых сыновей. Одного уже забрали в рекруты, дважды погорела ее семья, погуляла она, «как мерин в борозде». И по ее мнению, не дело это - «между бабами счастливую искать». А другая героиня поэмы - богомолка, зашедшая в село, с горечью скажет, что «ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки, заброшены, потеряны у Бога самого».

Читая Некрасова, приходишь к выводу, какой делает в одном из своих стихотворений сам поэт, - «Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать». Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше. С нескрываемым сочувствием относится автор к тем, кто не мирится со своим голодным и бесправным существованием. Не кроткие и покорные близки поэту, а такие смелые, непокорные и свободолюбивые бунтари, как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, семь правдоискателей, Гриша Добросклонов. Лучшие из них сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Среди них и Матрена Тимофеевна.

Пожалуй, ни один писатель или поэт в своем творчестве не обошел вниманием женщину. Притягательные образы возлюбленной, матери, таинственной незнакомки украшают страницы отечественных и зарубежных авторов, являясь предметом восхищения, источником вдохновения, утешения, счастья… Но, наверное, ни один творец-мужчина, кроме Некрасова, не задумывался о том, каково оно – женское счастье, и в особенности – счастье простой крестьянки.

Великий и истинно народный русский поэт Н. А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” отобразил судьбу простого русского народа в период отмены крепостничества. Главные герои произведения ищут счастливых людей по всей Руси. Отчаявшись найти счастливца среди “мужиков”, начинают они допытываться у русских селянок, счастливы ли они. О том, каково оно – бабье счастье, поведала им Матрена Корчагина.

Что такое женское счастье и есть ли оно? Матрена вспоминает, что бывала счастливой в детстве и юности: Мне счастье в девках выпало… За батюшкой, за матушкой, Как у Христа за пазухой, Жила я.

Счастье юной Матрены было вовсе не

в том, чтобы подольше поспать да повкуснее поесть: с малых лет приучена она к труду и любит его:

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

На сердце становится тепло от описания немудреного счастья крестьянки: хорошо потрудиться, в баньке освежиться и сил набраться, с подругами песни попеть да на санях прокатиться… Честная, прямая, скромная, Матрена не строит глазки парням, а наоборот, сторонится их. Но все-таки, “на беду”, выискался жених ей из далекого Петербурга и добился-таки ее любви и руки. “Тогда и было счастьице” – вздыхает Матрена.

А потом – чужая семья, “большущая, сварливая”, где всем она глаза мозолит, всяк ее хочет унизить и оскорбить. Тяжкий труд и постоянные упреки мужниной родни, частые разлуки с любимым превратили ее жизнь в ад.

С рождением первенца Демушки жизнь Матрены озарилась божественным светом: с легкостью переносит она теперь любые невзгоды и лишения, терпит любые нападки родни… Но недолго продлившееся счастье оборвалось трагической смертью Демушки. И хоть после Матрена родила пятерых сыновей, первого своего до сих пор забыть не может.

Такое оно – бабье горькое счастье: трудись не покладая рук, терпи да помалкивай, расти детей – “На радость ли? (…) Уж взяли одного!” А так, со стороны посмотришь – вроде бы и жаловаться не на что: здоровая, крепкая, все при ней, и хозяйственная, и мужем не битая. Но Матрена говорит:

По мне – тиха, невидима –

Прошла гроза душевная,

Покажешь ли ее?

Образ Матрены – собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в нем всю материнскую любовь и боль, на которую способна глубокая и нежная женская душа. Матрена Корчагина – воплощение бесхитростной прямоты, добродушия, нравственной чистоты и супружеской верности. Этот образ берет за душу, несмотря на то, что селянка рассказывает о своей жизни просто, безыскусно, не рисуясь и не стараясь сгустить краски. И каждый читатель находит в ее рассказе что-то близкое.

Некрасов с почтением и восхищением описывает русскую женщину – любящую жену и мать, которая, одному Богу ведомо, откуда, берет душевные силы, чтобы дарить любимым людям тепло, ласку и счастье, – пусть даже от ее собственного счастья ключи потеряны.


Другие работы по этой теме:

  1. Когда другому сыну Матрены Корчагиной – Федо­ту – исполнилось восемь лет, он был отправлен в подпа­ски. С ним случилась история, рассказанная губернатор­шей и являющаяся как...
  2. Ключевым женским образом поэмы “Кому на Руси жить хорошо” является Матрена Тимофеевна Корча­гина по прозвищу губернаторша. По словам одного из жителей села Наготина, более подходящей...
  3. Во всех своих произведениях Н. А. Некрасов обращается к народу. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” не исключение. Некрасов писал о народе и для...
  4. Нет, наверное, в мировой литературе ни одного поэта, не писавшего о женщине. Традиционно образ женщины в мировой поэзии – это образ любимой, возлюбленной. Отсюда в...

Тема : Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Задачи:

- образовательные: раскрыть богатство, противоречивость мира русского крестьянства; сложность судьбы русской женщины в пореформенной России на примере поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”;

- развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умения давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развитие навыков выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса;

- воспитательные: формировать у учащихся систему нравственных отношений: умения сострадать и сопереживать; быть чуткими и гуманными, уважать женщину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 10 классе.

Тема урока : Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Цель урока : проанализировать, как автор раскрывает тему женской доли в поэме.

Задачи:

Образовательные: р аскрыть богатство, противоречивость мира русского крестьянства; сложность судьбы русской женщины в пореформенной России на примере поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”;

Развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умения давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развитие навыков выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса;

Воспитательные: формировать у учащихся систему нравственных отношений: умения сострадать и сопереживать; быть чуткими и гуманными, уважать женщину.

Тип урока : комбинированный..

Оборудование: текст поэмы «Кому на Руси жить хорошо», таблицы, презентация к уроку (в системе Power Point).

Эпиграф: Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Н. А. Некрасов

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Объявление темы и задач урока, целеполагание. Все ученики получают «Карту контроля знаний на уроке».

В соответствующей колонке необходимо поставить «+»

Знания по данной теме

Знаю

Сомневаюсь

Не знаю

в начале урока

в конце урока

в начале урока

Какова была жизнь Матрены Тимофеевны до замужества?

Как относились к героине родители мужа?

Как относился муж к Матрене Тимофеевне?

Как проявляются материнские чувства Матрены Тимофеевны?

Положение современных женщин в обществе?

III. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя. Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить…”, акцентируя внимания на судьбе русской женщины, русской крестьянки, в пореформенной России XIX века, постараемся ответить на вопросы: хорошо ли ей жилось на Руси? В чем для неё заключается счастье? Что она вкладывает в это понятие?

IV. Актуализация опорных знаний .

1. Литературоведческая разминка. Дайте определение литературоведческим терминам:

2. “Адресный вопрос”

“Адресный вопрос” как проверка домашнего задания (работа в парах).

V. Этап усвоения новых знаний.

1. Вступительное слово учителя (Подготовка учащихся к диалогу – обсуждению)

В каком году рассчитывай.
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.

Для чего? (Чтобы узнать:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси…)

2. Беседа на основе прочитанного .

Народ свободен, но счастлив ли он? В связи с чем возник этот вопрос во II-ой половине XIX века? (Историческая справка.)

Идут семь странников искать счастливого, убежденные в том, у кого есть “покой, богатство, честь”, тот и счастлив.

Кого они сразу же, еще в начале своего странствия, причисляют к счастливцам?

Помещик, чиновник, поп,
Купчина толстопузый,
Вельможный боярин,
Министр государев, царь…

Но оказывается трудно сыскать счастливого на Руси; не так спокойно и сладко живётся попу (гл. I “Поп”). И для помещика прошло завидное житье; а крестьянское счастье и того хуже.

Эгей, счастье мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями.

И мужики приходят к выводу:

Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину
Другим по мужику……

Но все же странники не оставляют надежду найти счастливого.

Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь –
Колом ее оттудова
Не выбьешь.

И они решают искать счастливого человека среди «баб». Им указывают на «счастливую» Матрену Тимофеевну Корчагину из села Клин, которая “губернаторша”.

3. Комментирование текста (часть третья “Крестьянка”)

Давайте послушаем, что же рассказала им о своей “счастливой” жизни сама Матрена Тимофеевна. (Выступление ученицы в народном костюме: чтение наизусть фрагментов 3-й части поэмы)

VI. Технология исследовательского обучения. Работа в группах.

Вопросы для первой группы.

Расскажите о жизни Матрены Тимофеевны до замужества.

1. Как относились к Матрене отец и мать? (Подтвердите свой ответ примером из текста).

2. Была ли с детских лет Матрена приучена к труду? Докажите.

3. Расскажите о взаимоотношениях Матрены с Филиппом Корчагиным до замужества.

Вопросы для второй группы.

Подготовьте рассказ о жизни Матрены Тимофеевны Корчагиной в семье мужа.

1. Как относились к Матрене свекор со свекровью?

2. Как вела себя Матрена со свекровью и свекром? Зачитайте.

3. Как относился к Матрене Тимофеевне муж? Сохраняла ли она ему верность? Подтвердите словами из текста.

4. После какого случая Матрену прозвали «губернаторшей»?

Вопросы для третьей группы.

Расскажите о материнстве Матрены.

1. Что вы знаете о судьбе первого сына Матрены, о Демушке?

2. На какие жертвы идет Матрена Тимофеевна ради Федотушки? (Обратитесь к тексту поэмы).

3. Случайно ли, что Матрена Тимофеевна предстает перед нами как мать? Какие стороны характера Матрены Тимофеевны раскрываются при этом?

Выступление первой группы.

До замужества Матрена жила замечательно. Родители очень любили:

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

За батюшкой, за матушкой,

Как у Христа за пазухой,

Жила я, молодцы.

Отец, поднявшись до свету,

Будил дочурку ласкою,

А брат веселой песенкой;

Покамест одевается,

Поет: "Вставай, сестра!..

По избам обряжаются,

В часовенках спасаются -

Пора, вставать пора!

Посадит хлебы в печь -

Идет родная матушка,

Не будит - пуще кутает:

"Спи, милая касатушка,

Спи, силу запасай!

С детства Матрена была приучена к труду:

В день Симеона батюшка

Сажал меня на бурушку

И вывел из младенчества

По пятому годку,

А на седьмом за бурушкой

Сама я в стадо бегала,

Отцу носила завтракать,

Утяточек пасла.

Потом грибы да ягоды,

Потом: "Бери-ка грабельки

Да сено вороши!"

Так к делу приобвыкла я...

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

День в поле проработаешь,

Грязна домой воротишься,

А банька-то на что?

Муж Филипп увидел Матрену и сделал ей предложение. Но она отказала ему, так как совсем не знала его. Филипп же все равно добивался ее руки и пообещал не обижать девушку.

Пока мы торговалися,

Филиппу я: "Уйди ты прочь!",

А он: "Иди со мной!"

Известно: "Ненаглядная,

Хорошая... пригожая..."

Ай!.."- вдруг рванулась я...

"Чего ты? Эка силища!"

Не удержи - не видеть бы

Вовек ему Матренушки,

Да удержал Филипп!

Пока мы торговалися,

Должно быть, так я думаю,

Тогда и было счастьице...

А больше вряд когда!

Мама отговаривала дочь, но та уже успела рассмотреть юношу. Он ей понравился.

Пригож-румян, широк-могуч,

Рус волосом, тих говором -

Пал на сердце Филипп!

Таким образом, Матрена в девичестве жила счастливо: родители ее любили и оберегали. Да и замуж вышла она по любви.

Выступление второй группы.

В семье мужа отнеслись к Матрене очень плохо. Ей пришлось на них работать.

Семья была большущая,

Сварливая... попала я

С девичьей холи в ад!

В работу муж отправился,

Молчать, терпеть советовал…

Осталась я с золовками,

Со свекром, со свекровушкой,

Любить-голубить некому,

А есть кому журить!

На старшую золовушку,

На Марфу богомольную,

Работай, как раба;

За свекором приглядывай,

Сплошаешь - у кабатчика

Пропажу выкупай.

И встань и сядь с приметою,

Не то свекровь обидится;

А где их все-то знать?

Матрена же ни с кем не спорила, была послушной, молчаливой.

Как велено, так сделано:

Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

Словечка никому.

Когда муж вернулся с заработков, они жили мирно. Матрена с Филиппом очень любили друг друга.

Зимой пришел Филиппушка,

Привез платочек шелковый

Да прокатил на саночках

В Екатеринин день,

И горя словно не было!

Запела, как певала я

В родительском дому.

Мы были однолеточки,

Не трогай нас - нам весело,

Всегда у нас лады.

То правда, что и мужа-то

Такого, как Филиппушка,

Со свечкой поискать..."

Однажды муж Матрены поднимает на нее руку, бьет ее. Это случается один раз в жизни. Матрена знает, что в народе бабы привыкли терпеть побои:

Уж будто не колачивал?..

Промолвила она...

Не годилось бы

Жене побои мужнины

Матрена не может забыть эту обиду мужа. Несмотря ни на что, Матрена считает своего мужа хорошим и оставалась верна мужу всегда.

Была Матрена Тимофеевна беременна Лиодорушкой, мужа ее Филлипушку забрали в солдаты. Не стало в их семье кормилица и заступника.

Не выдержала тогда Матрена Тимофеевна, не стала все терпеть, а решила сама за свое счастье бороться. Отправилась она к губернатору просить за Филлипушку. И около дома губернатора « Да, видно, надоумила Владычица! » бросилась Матрена Тимофеевна в ноги к губернаторше. Это и изменило ее жизнь, после этого случая Матрену Тимофеевну стали звать « Губернаторшей», и она сама добилась своего счастья. Помогло ей еще то, что губернаторша: « Добра была, умна была…».

Матрене Тимофеевне опять пришлось страдать, но теперь она боролась и смогла отстоять свое счастье. Оказалось, что даже крепостная женщина может чего-то добиться.

Выступление третьей группы.

После свадьбы у Матрены рождается первый ребенок - сын Демушка.

На Казанскую

Я сына родила.

Как писаный был Демушка!..

Весь гнев с души красавец мой

Согнал улыбкой ангельской...

Сын Демушка однажды остается без присмотра, его загрызают свиньи. Это происходит по вине деда Савелия.

Заснул старик на солнышке,

Скормил свиньям Демидушку

Придурковатый дед!..

Уйди! убил ты Демушку!..

Матрена Тимофеевна смогла его простить. А это дано не каждой женщине, ведь в большинстве случаев мало кто из матерей способна простить «убийцу» своего ребенка. Также неудивительно, что первой реакцией матери было послание проклятия на бедного старика. Тот же прекрасно осознавал свой грех, потому на гнев и буйство женщины отвечал абсолютно спокойно, рассуждал, что только «Бог знает, что творит». Чувствуя вину и пытаясь искупить свой грех, Савелий ушел в монастырь, проведя там последние годы жизни. После Демушки у Матрены рождается еще пятеро сыновей. Судя по всему, вместе с погибшим Демушкой у Матрены рождается шестеро детей.

Пять сыновей!..

Три года

Что год, то дети: некогда

Ни думать, ни печалиться...

Следом после Демушки у Матрены рождается сын Федотушка, затем - сын Лиодорушка. Имена других детей не уточняются в поэме.

Матрена Тимофеевна очень любит своих детей. Всю свою любовь она отдает им.

Лишь деточек не трогайте!

За них горой стояла я...

Всю в деточек любовь!..

Семья мужа плохо относится не только к самой Матрене, но и к ее детям. Злые родственники бьют ее детей.

Неласково

Глядит на них семья…

И стали их пощипывать,

В головку поколачивать…

С появлением Федотушки вновь пришлось страдать невинной женщине за счастье ребенка. За провинность глупенького мальчика мать приняла на себя боль и жестокость назначенного сыну наказания. Даже ради безжалостного мужа Матрена была готова на все. Она не побоялась встретиться с губернаторшей. В этот момент Матрена родила мальчика. Узнав о несчастье женщины, губернаторша ей помогла. «Филиппушку спасли».

Слово учителя. Это последнее тяжелейшее испытание, о котором рассказывает нам сама героиня, и оно дает понять читателю о том, что женщина в поэме Некрасова – сильная личность, сумевшая отстоять свое человеческое достоинство в условиях производства и рабства. Своим существованием Матрена Тимофеевна объяснила, какая несокрушимая духовно-моральная сила скрыта в материнской душе. Поэтому не зря автор описывает весь жизненный путь героини, показывая, что она – святой человек, готовый погибнуть не за себя, а за других.

VII. Использование кейс-технологий.

Кейс-вопрос:

Вами прочитана глава «Крестьянка» из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Как вы думаете, что послужило материалом для написания данной части поэмы? Что вы знаете о судьбе матери Н.А. Некрасова? (Мать Некрасова, Елена Андреевна, в девичестве Закревская, жила в доме мужа как чужая. «Это мечтательная голубоглазая женщина читала французские и польские книжки, играла на рояле, хорошо пела и, конечно, не могла быть счастлива в супружестве с уездным дикарем. Муж оскорблял ее на каждом шагу. Однажды он ввел к себе в дом крепостную любовницу и потребовал, чтобы Елена Андреевна угощала ее. Та отказалась. Он побил ее в присутствии сына).

VIII. Подведение итогов.

1. Анализ работы класса.

2. Объявление оценок.

Составьте словесный портрет Матрены Тимофеевны.

Красивая, статная, умная, величественная, трудолюбивая, волевая, решительная женщина, талантливая, одаренная, с большим добрым сердцем, умеющим прощать, гордая, терпеливая. С чувством собственного достоинства, способная на самопожертвование, преодолевает все житейские беды, невзгоды, лишения, которые тяжелым грузом ложатся на ее плечи, тем самым заслуживает уважение окружающих и со стороны кажется счастливой. Главная героиня олицетворяет весь народ в целом. Сознание этой нравственности, «силы народной», предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником той радостной.

Значит, какой можно сделать вывод из сказанного о жизни и судьбе русской крестьянки в пореформенной России.

Образ Матрены Тимофеевны – это типичный образ русской женщины, русской крестьянки в пореформенной России XIX в.

Её судьба – это типичная судьба русской женщины, многострадальная, терпеливая, полная забот, тревог, а порой горя и слез.

IX. Технология исследовательского обучения. Работа в группах.

1 группа заполняет первую колонку.

2 группа – вторую.

Сравнительный анализ положения русской женщины в поэме и сегодня.

X. Рефлексия.

Давайте вернемся к «Карте контроля знаний на уроке» и заполним ее полностью. Какие выводы можно сделать?

XI. Объявление домашнего задания:

1. Составить цитатную характеристику образа Матрены Тимофеевны.

2. Сравнить образ Матрены (из поэмы «Кому на Руси жить хорошо») и Дарьи (из поэмы «Мороз, Красный Нос»).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: