Мажор, минор и ещё восемь ладов. Лирические характеристики минора
Сегодня будет важная тема, разберём, что такое лад и как строятся два основных лада: мажорный и минорный. Это будет основой для понимания тональностей, которые будут в следующий раз.
Лад — это система взаимосвязей звуков на основе тяготения одних звуков в другие. Те звуки мелодии, к которым тянутся другие, называются устойчивыми , а те, которые тянутся, — неустойчивыми . Как это понять? Посмотрим, например, на такую мелодию
Последняя нота до здесь самая устойчивая, дальше мелодию можно не продолжать. Эта нота называется тоникой . Можно закончить мелодию на ми в последнем такте или на соль в четвёртом — это относительно устойчивые звуки. А если вы оборвёте её на другой ноте, например, на ля, фа или ре, то появится ощущение незаконченности. Кажется, что должна быть ещё одна нота, соль, ми или до.
Тоника и относительно устойчивые звуки лада образуют тоническое трезвучие . Если это трезвучие получилось мажорное, то и лад мажорный, а если минорное — то лад минорный. Сыграем эту же мелодию на терцию ниже и устойчивыми будут другие звуки: ля, до и ми.
Звуки лада, расположенные по порядку, образуют гамму . Гамма до-мажор выглядит так:
Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами. “Формула” этой гаммы такая: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. По этой же формуле можно построить гамму от другой ноты, например, от ре:
Здесь перед нотами фа и до появляются диезы, чтобы интервалы соответствовали формуле.
Ступени гаммы имеют свои названия: I — это тоника , V — доминанта , IV — субдоминанта . II и VII ступени — это вводные звуки, II — нисходящий , VII — восходящий. III и VI ступени называются медиантами . На ступенях гаммы можно построить трезвучия. Трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты называются главными , а остальные — побочными .
Формула минорной гаммы: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон, выглядит она вот так:
Тяготение звуков в гамме такое: II ступень тяготеет к I или III, IV — к III или V, VI — к V и VII — к I. То есть неустойчивые звуки тяготеют к соседним устойчивым.
То, что мы сейчас разобрали, – это натуральный вид гаммы. Кроме натурального есть ещё гармонический и мелодический виды.
Гармонический вид придаёт гамме некий восточный колорит за счёт появляющегося интервала увеличенной секунды. В гармоническом мажоре для этого понижается шестая ступень, а в миноре повышается седьмая ступень. Вот так выглядят гармонический до-мажор и до-минор.
Обратите внимание, что перед си в миноре пишется бекар. Это означает, в натуральном миноре здесь был бы си-бемоль, но мы его повышаем и получаем не просто си, а си-бекар. В следующий раз мы будем разбирать тональности, и все основные знаки гаммы уйдут к ключу. А бекар будет встречным знаком и более наглядным.
Ещё есть мелодический вид гаммы. Мелодический вид приближает мажор к минору, а минор к мажору. Для этого в мажоре понижаются шестая и седьмая ступени, а в миноре повышаются шестая и седьмая. Так запишутся мелодические виды до-мажора и до-минора.
Как видим, в мелодическом мажоре верхние четыре ноты, или верхний тетрахорд, совпадают с верхними четырьмя нотами натурального минора. Аналогично верхний тетрахорд мелодического минора звучит как верхний тетрахорд натурального мажора.
Часто мелодическую гамму минора играют так: вверх как мелодическую, вниз как натуральную. Так логичнее, потому что когда движемся вверх, повышать легче, а когда движемся вниз, то проще не повышать.
Попробуйте спеть эту гамму и увидите, что это действительно так 🙂 Вообще, если вы не занимались раньше сольфеджио, то попробуйте петь гаммы в удобном для себя диапазоне, это очень полезно.
Задания
Постройте все виды мажора и минора от ноты соль, все виды мажора от ноты си и все виды минора от фа-диез. Попробуйте спеть эти гаммы вместе с инструментом.
Натуральный соль-мажор и соль-минор:
Гармонический соль-мажор и соль-минор:
Мелодический соль-мажор и соль-минор:
Все виды мажора от ноты си:
Все виды минора от ноты фа-диез.
Если говорить о самых распространенных ладах, то с точки зрения теории музыки, минор - это лад, обладающий неким грустным оттенком. Такую окраску ему придает сочетание малой терции и чистой квинты в построении трезвучий и арпеджио. При этом малая терция строится от тонической ноты, а затем к интервалу присоединяется большая терция. В итоге между тоникой и доминантой получается чистая квинта.
Минор и его значение
Значение слова «минор» неразрывно связано с его трактовкой с точки зрения латинского языка. Ведь пришло оно именно оттуда. Минор - это слово, образованное от латинского «molls», что дословно можно перевести как «мягкий» или «грустный». Неудивительно, что обозначение минорных тональностей производится с помощью прибавления к тонике слова «moll». Например, C-moll (до-минор).
Разновидности минора
Имеют три основные разновидности: натуральный, гармонический и мелодический минор. Построение гаммы в каждом случае отличается вне зависимости от того, какие ключевые знаки использует тональность.
В натуральном миноре исполнение гаммы задействует только знаки в ключе. Гармонический минор - это гамма с повышенной седьмой ступенью, а мелодический минор имеет повышение сразу двух ступеней (шестой и седьмой) и играется в разных последовательностях вверх и вниз. То есть, при игре по восходящей указанные ступени повышаются. В обратной последовательности для них применяется знак «бекар», и ноты звучат в чистом виде. Это стандартное правило касается всех диезных или бемольных тональностей, а также единственной минорной тональности, не содержащей ключевых знаков «Ля-минор» (A-moll).
Кстати сказать, для упрощения обозначения зачастую полное название минора не используется, а к основной тонической ноте в латинском варианте просто прибавляется маленькая буква «m». Если привести самый простой пример на основе такой аббревиатуры, то тот же «ми-минор» будет выглядеть как «Em». Это очень просто и удобно. Само собой разумеется, что для обозначения тональностей типа «до-диез минор» можно использовать обозначения типа «C#m» или «Cis-moll». Вторая категория обозначений применяется крайне редко. Достаточно и самой простой аббревиатуры.
Наиболее распространенные минорные гаммы
Самыми распространенными и наиболее часто используемыми можно назвать минорные тональности с тониками на нотах «ля» и «ми». В данном случае минор - это гамма содержащая минимум ключевых знаков. В минорной гамме «ля» в ключе их нет вообще. В «ми-миноре» присутствует только «фа-диез». Именно благодаря простоте исполнения гаммы и построения основных трезвучий, эти миноры получили наибольшее распространение среди пианистов и гитаристов.
Для обоих инструментов аккордовая техника является самой простой и входит в начальный курс обучения музыке. Для гитары можно выделить еще и «ре-минор», аккорд которого является базовым для исполнения всего тремя пальцами, как и «ля-минор». «Ми-минор» использует всего два пальца, которыми прижимаются четвертая и пятая струна на втором ладу.
Лирические характеристики минора
Минорные тональности отличаются тем, что придают музыкальному произведению скорбную окраску или даже некоторые лирические нотки. В сочетании с основными ступенями гаммы и параллельными мажорами они могут вызвать бурю эмоций, которую просто невозможно передать словами. Если разобраться, большинство музыкальных баллад или медленных композиций представлено именно в минорных тональностях. Это и понятно, ведь глубокое чувство передается только таким способом. Стоит только услышать начальные аккорды, как душу тут же повергает в трепет.
Конечно же, только сочетанием стандартных гармоний и аккордов дело не ограничивается. К примеру, использование группой Pink Floyd увеличенных и уменьшенных трезвучий добавляет в композиции просто непередаваемый эффект психоделического стиля. Для любого музыканта использование минорных тональностей дает широкое поле для творчества, несмотря на семь стандартных нот гаммы.
Значение слова МИНОР в Словаре музыкальных терминов
МИНОР
(итал. minore , от лат. minor - меньший) - лад, устойчивые звуки которого (1, 3, 5 ступени) образуют малое (минорное) трезвучие. минорное трезвучие вместе с мажорным является основой гармонии. эти трезвучия равноценны в консонантном и ладовом отношении, т. к. состоят из одних и тех же консонирующих интервалов (но в обратном сочетании) и в качестве тоник соответствующего лада имеют равное значение.
Словарь музыкальных терминов. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МИНОР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- МИНОР в 1000 биографий знаменитых людей:
старый эсер, один из основателей эсеровской партии. В дни керенщины Минор примыкал к группе Чернова, метавшейся между коалицией и чисто-социалистическим … - МИНОР в Большом энциклопедическом словаре:
(итал. minore от лат. minor - меньший; также moll, от лат. mollis - мягкий), в музыке - лад, устоем которого … - МИНОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(moll, мягкий) - минорное наклонение тональности, в которой третья ступень диатонической гаммы отстоит от первой на малую терцию. М. или … - МИНОР в Современном энциклопедическом словаре:
- МИНОР
(итальянское minore, от латинского minor - меньший) (музыкальное), лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, придающее ему специфическую "сумрачную" … - МИНОР в Энциклопедическом словарике:
а, мн. нет, м. 1. муз. Лад, устойчивые звуки которого (I, III и V ступени) образуют малое трезвучие, имеющее груст-ную, … - МИНОР в Энциклопедическом словаре:
, -а, м. 1. Музыкальный лад грустной, скорбной окраски, аккорд к-рого строится на малой терции (спец.). 2. перен. Грустное, подавленное … - МИНОР
МИН́ОР, определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или … - МИНОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
МИН́ОР (итал. minore, от лат. minor - меньший; также moll, от лат. mollis - мягкий) (муз.), лад, устоем к-рого является … - МИНОР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
мино"р, мино"ры, мино"ра, мино"ров, мино"ру, мино"рам, мино"р, мино"ры, мино"ром, мино"рами, мино"ре, … - МИНОР в словаре Анаграмм.
- МИНОР в Словаре великорусского языка делового общения:
миноритарный … - МИНОР в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
-а, только ед. , м. 1) Музыкальный лад, аккорд которого строится на малой терции; имеет грустную, скорбную звуковую окраску. Гамма … - МИНОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Печальный … - МИНОР в Новом словаре иностранных слов:
(фр. mineur, ит. minore лат. minor меньший) 1) иначе моль - муз. лад, устойчивые звуки которого (I, III в … - МИНОР в Словаре иностранных выражений:
[фр. mineur, ит. minore 1. иначе моль - муз. лад, устойчивые звуки которого (i, iii в v ступени) образуют малое … - МИНОР в словаре Синонимов русского языка:
имение, лад, настроение, … - МИНОР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
м. 1) Музыкальный лад, в основе которого лежит трезвучие с малой терцией и чистой квинтой, придающее ему лирическое, грустное звучание. … - МИНОР в Словаре русского языка Лопатина:
мин`ор, … - МИНОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
минор, … - МИНОР в Орфографическом словаре:
мин`ор, … - МИНОР в Словаре русского языка Ожегова:
музыкальный лад грустной, скорбной окраски, аккорд которого строится на малой терции Spec минор грустное, подавленное настроение Быть в … - МИНОР в Словаре Даля:
муж. , муз. тон или лад, моль, томный, мягкий, противоп. мажор, дур … - МИНОР в Современном толковом словаре, БСЭ:
определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или определителя. - (итал. …
Лад организовывает музыкальные звуки вокруг главной ноты - тоники. Известно большое разнообразие ладов, но мажор и минор самые популярные и распространённые. При прослушивании композиций, написанных в них, можно заметить, что мажор, в сравнении с минором, звучит более радостно. Несмотря на это, множество весёлых композиций выполнено в миноре.
Мажор - это семиступенный лад, устойчивые звуки которого составляют большое трезвучие. Основной признак: третья ступень отстоит от первой на большую терцию.
Минор - это семиступенный лад, устойчивые звуки которого составляют малое трезвучие. Его отличие - третья ступень отстоит от первой на малую терцию.
Ступени музыкального лада
Мажор и минор имеют по семь ступеней, и у каждой из них есть собственное название и отдельная функция:
- Тоника.
- Нисходящий вводный звук.
- Медианта.
- Субдоминанта.
- Доминанта.
- Субмедианта.
- Восходящий вводный звук.
Первую, четвёртую и пятую из них называют главными, другие считаются побочными.
Виды
Известно три вида мажора и минора:
- натуральный;
- гармонический (шестая ступень понижается на полутон);
- мелодический (понижаются шестая и седьмая ступени).
- натуральный;
- мелодический (повышаются шестая и седьмая ступени).
- гармонический (седьмая ступень повышается на 0,5);
Мелодические лады распространены не так сильно, как натуральные и гармонические разновидности.
Строение
Для тонового строения этих двух ладов характерно:
- натуральный мажор: 2 тона - полутон - 3 тона - полутон (до - ре - ми - фа - соль - ля - си - до);
- минор: тон - полутон -2 тона - полутон - 2 тона (ля - си - до - ре - ми - фа - соль - ля).
Лады с таким строением наиболее часто употребимы в европейской музыкальной культуре.
Как определить ладовое наклонение
Многих начинающих музыкантов интересует, как отличить мажор от минора. Заметное различие заключается в общей окраске их звучания и атмосфере. Нужно слушать произведение очень внимательно, обычно мажорное исполнение воспринимается человеческим слухом как «светлое», «весёлое», а минорное - «лирическое» или даже «грустное».
Письменно первый обозначается словом dur, а второй - moll. При записи тональности это слово прибавляется к названию тоники (C-dur, e-moll).
Стоит также уделить внимание ключевым обозначениям. Кроме того, важно упражняться в различении наклонений на слух, выделять трезвучия. Помогает в этом и игра на музыкальном инструменте: необходимо сыграть ту ноту, которая на большую терцию выше, чем тоника. Если этот звук соответствует общему мотиву песни, есть вероятность, что композиция написана в мажорном ладу.
Для скорейшего запоминания разработано немало специальных упражнений. Они помогают одновременно с изучением теории, тренировкой мастерства игры на инструменте и вокальными навыками.
С незапамятных времён люди знают о том, что разные мелодии создают разные настроения. В западной классической музыке, пережившей цензуру веков, ярко выделяются два основных настроения:
- мажорный лад - веселье, бодрость, весна, яркие краски, энтузиазм;
-минорный лад - меланхолия, задумчивость, осень, вечерние тона, пассивность.
Секрет музыкального настроения кроется в наборе звуков музыкального лада. Можно сказать, что разные компании звуков по-разному «ладят» друг с другом.
Любая мелодия «опирается» на свою гамму - неповторимую, в своём настроении «ладящую» между собой компанию звуков. Самый устойчивый звук любой мелодии - первая ступень гаммы (тоника в европейской терминологии, а в индийской гамме СА-РЕ-ГА-МА-ПА-ДхА-НИ - обязательно нота СА).
Компания нот для мажорного настроения, отсчитывая от первой ступени, подбирается по формуле: «2 тона - полутон - 3 тона - полутон».
Минорная компания, считая с первой ступени: «тон - полутон - два тона - полутон - два тона».
Чтобы наиболее наглядно увидеть разницу между мажорной и минорной компаниями нот, используем лесенки. Полная музыкальная октава содержит 12 нот - 7 чистых и 5 повышенных или пониженных. В мажорной компании, если за тонику брать ноту ДО - все чистые ноты, 7 из 12. В минорной же компании тоже 7 нот, но 3 из них - пониженные. Таким образом, глядя на лесенки ладов, мы видим, что и у мажорной, и у минорной гамм-компаний в лесенках убраны по 5 - разных ступенек. Это исключение лишних в каждой компании нот и даёт формулы последовательности интервалов (ТОН-полутон) мажорного и минорного ладов. Итак, мажор: ТТпТТТп; минор: ТпТТпТТ.
В жизни, как мы знаем, есть не только белый и чёрный цвета. Цветов - множество. Музыкальных настроений - тоже. В классической музыке Индии существуют не только мажорный и минорный лады. Если в европейской музыкальной классике доминируют два лада - «весёлый» и «грустный», то в североиндийской традиции Хиндустани таких ладов 10 - и каждый обладает своим настроением. На севере полуострова Индостан слову «лад» соответствует термин «тхат». И конечно же каждому тхату свойственна своя компания нот.
На рисунке мы можем увидеть лесенки всех десяти тхатов классической музыки северной Индии. Кстати, тхат Билавал соответствует мажорному ладу, тхат Асавари - минорному, остальные 8 выходят за рамки европейской классики. Надо ли говорить о том, что оттенков настроений в индийской классической музыке гораздо больше, чем в европейской? Это совсем не значит, что музыка Востока «лучше». Просто европейская музыка - именно в рамках двух ладов - получила более глубокое развитие. Например, ансамблевые и оркестровые формы исполнения музыкальных произведений в Индии до XX века практически отсутствовали. К тому же, в народной музыке Запада присутствовали в прошлом не только минорный и мажорный лады, но это уже другая тема.
Справедливости ради стоит сказать, что система 10 тхатов является упрощённым вариантом возможного музыкального разнообразия. Так, в южноиндийском стиле Карнатика используется 72 мела (от «мел», возможно, произошло слово «мелодия»). Для того, чтобы не заблудиться в таком разнообразии музыкальных настроений, сохранившихся на юге Индостана и на Шри Ланке, там используют мелакарту, включающую 72 основные раги классической южноиндийской музыки. Интересна и нотная запись стиля Карнатика, в которой используется по 3 ноты РЕ, ГА, ДхА и НИ.
Добавим, что первая классификация индийских раг (музыкальных произведений) появилась много веков назад и была основана на настроениях, преобладающих в различные времена года. Временам года, как мы знаем, посвящали свою музыку такие композиторы, как Вивальди, Чайковский, Гендель и другие.