Матрица описание. Награды и номинации

Первая часть кинотрилогии «Матрица» увидела мир в 1999 г. Буквально с первых же дней творение братьев Вачовски окрестили «культовым». Успех научно-фантастического боевика был обусловлен не только сногсшибательными для того времени спецэффектами, но и интересными диалогами с неоднозначным подтекстом. Так в чём же смысл фильма «Матрица»? И как сюжет картины перекликается с последними научными открытиями и тенденциями в современной философии?

Творчество братьев Вачовски до и после «Матрицы»

Трилогия «Матрица» была выпущена загадочными братьями Вачовски (при рождении Лоуренс и Эндрю). Дуэт стал для мира кинематографа открытием, поскольку ранее о братьях никто ничего не слышал. Лишь позже выяснилось, что под этим псевдонимом скрываются две сестры - Лана и Лилли. Обе сестры являются открытыми трансгендерными женщинами.

Лана и Лилли с юношеских лет испытывали тягу к театру и кино, но соответствующего образования так и не получили. Вместо этого сёстры Вачовски долгое время занимались строительным бизнесом, а в свободное время сочиняли комиксы.

Как раз в такой непростой период жизни в их головах родился сюжет будущей культовой картины. Постепенно сформировался и тот самый неуловимый смысл фильма «Матрица».

До сих пор остаётся загадкой, как из строительного бизнеса Вачовски удалось попасть в мир большого кинематографа. Но тем не менее в 1996 г. они выпускают свой дебютный фильм «Связь», а ещё через три года - «Матрицу». На данный момент в арсенале дуэта без малого 13 кинопроектов и статус общепризнанных культовых режиссёров.

Краткий сюжет трилогии «Матрица»

В чём смысл фильма «Матрица», невозможно понять, если пропустить основные вехи развития сюжета.

Начинается трилогия со знакомства с главным героем - Томасом Андерсеном (Киану Ривз). Жизнь Томаса протекает обычно, так живут миллионы жителей мегаполисов по всему миру: утром он уходит на работу, весь день кое-как выполняет свои обязанности в офисе. Зато вечером Андерсен увлечён любимым делом: хакерит в интернете под псевдонимом Нео.

Однажды на Нео выходит девушка-хакер Тринити. Он встречается с ней в ночном баре, затем разговаривает с её другом Морфеусом и получает подтверждение своим догадкам: есть где-то иная жизнь, не похожая на ту, которой он сейчас живёт.

Нео принимает красную капсулу в знак того, что согласен узнать правду. В ответ Морфеус показывает Андерсену истинную реальность. И она, к сожалению, ужасающа. Миром давно уже правят машины. Они поработили людей, заперли их в своеобразные капсулы и подключили к компьютерной матрице, чтобы получать энергию. Машины питаются этой энергией, они существуют за счет неё. А «нормальная» жизнь, которую Томас созерцал каждый день, - всего лишь иллюзия, часть программы.

Нео освободился из-под гнёта машин и присоединился к повстанцам, которые воюют против них и в реальном мире, и в матрице. Молодому человеку пришлось потерять многих друзей и отдать свою жизнь ради того, чтобы в финале Главный компьютер предоставил всем желающим людям возможность покинуть Матрицу.

Исполнители главных ролей

Киану Ривз - неизменный исполнитель главной роли во всех частях трилогии, включая картину «Матрица-3». Смысл фильма был неоднозначен, а главный герой настолько самоотвержен и трогателен, что Ривз вмиг превратился в самую интригующую голливудскую звезду.

Напарницу и возлюбленную Нео сыграла Кэрри-Энн Мосс. Для канадской актрисы участие в «Матрице» до сих пор является лучшей работой в кино.

И особенно колоритно на экранах смотрелся Лоуренс Фишборн, сыгравший наставника Нео - загадочного Морфеуса.

Интересные факты, сокрытые в сюжетной канве

Итак, какой смысл фильма «Матрица», сокрытый за многозначительными диалогами, пытаются найти зрители и кинокритики вот уже более 15 лет?

В поисках подтекстов люди анализировали каждый кадр и каждую составляющую сюжета Вот какие интересные факты удалось заметить.

  1. Номер квартиры Томаса Андерсена - 101. В книге «1984» Джорджа Оруэлла под таким номером числилась камера пыток, в которой людей мучили с помощью искусственно созданных страхов.
  2. На книжной полке у Нео лежит издание «Симулякры и симуляция» Жана Бодрийяра. Это философский труд, развивающий теорию иллюзорности видимого и осязаемого мира.
  3. Название компании, в которой Андерсен трудился программистом, дословно с латинского переводится как «выходящий за пределы мозга».
  4. Морфеус в древней мифологии - бог сна. Герой Лоуренса Фишборна, по сути, таковым и является, поскольку научился быть хозяином своей судьбы в матрице - царстве людей со «спящим» сознанием.
  5. Главная неразрешённая тайна фильма кроется в 18-й минуте фильма: в кадре чётко отображается личное дело Нео, в котором срок окончания действия паспорта обозначен 11 сентября 2001 г. Весь мир знает эту злополучную дату, когда в Нью-Йорке рухнули башни-близнецы. Однако «Матрица» вышла на экраны за три года до обозначенных событий.

Настоящий смысл фильма «Матрица»

Было предпринято невероятное количество попыток обозначить истинный смысл трилогии «Матрица». Выдвигались самые невероятные идеи. Например, что за братьями Вачовски на самом деле стоят внеземные цивилизации, и это они нашептали режиссёрам сценарий на ухо. Зачем? Чтобы оставить землянам тайное послание!

Или существует версия, что к созданию кинотрилогии приложили руку масоны.

Но даже если не копать так глубоко, не приплетать к созданию фильма масонов и инопланетян, стоит обратить внимание на диалоги героев, в которых они озвучивают довольно интересные мысли.

Морфеус, объясняя Нео законы Матрицы, постоянно делает упор на то, что все ограничения существуют только у человека в голове. Если Томас снимет эти ограничения, то любое действие - взлететь до небес, перепрыгнуть пропасть, разнести одним ударом каменную стену - перестанет быть проблемой.

Вся вселенная, созданная сёстрами Вачовски в фильме, является доказательством того, что способ мышления полностью определяет реальность человека. Пожалуй, это главное, что нужно усвоить, просматривая трилогию.

Интерпретация «Матрицы» от КОБ

Можно ли ещё отыскать какой-либо скрытый смысл фильма «Матрица»? КОБ (общественное движение под кодовым названием «Концепция общественной безопасности») даёт свою расшифровку идеи фильма.

КОБ проводит параллели между устройством вселенной в кинотрилогии и положением дел в реальном мире, в котором мы все живём. КОБ сравнивает суперкомпьютеры, порабощающие человеческое население в Матрице, с людьми, наделёнными в нашем мире неограниченной властью: речь идёт о корпорациях, политических организациях и прочих структурах, диктующих негласные законы, по которым живёт общество. Подобная трактовка очень разветвлённая, и в двух словах её не опишешь. Но по основным признакам она тяготеет к популярным нынче теориям

Религиозная трактовка фильма

Нашлись и такие критики, которые считают, что сюжет «Матрицы» сёстры Вачовски написали на основе всем известных библейских историй.

В 2004 г. выходит литературный бестселлер «Трансёрфинг реальности», созданный питерским писателем объясняет картину мира примерно так же, как это сделано в фильме: сила мысли определяет то, какой будет реальность человека, над людьми есть некие надстройки-маятники, которые питаются человеческой энергией. Вполне похоже на замаскированный аллегорией, скрытый смысл фильма «Матрица».

Через два года после того как «Трансёрфинг реальности» был переведён на 20 языков, в США появляются похожие эзотерические учения. В частности, большой популярностью в 2006 г. пользовался фильм «Секрет», который в точности повторяет теорию Вадима Зеланда о строении мира.

Трилогия «Матрица» повлияла не только на развитие эзотерической философии, но и ввела определенную моду на фильмы, похожие на «Матрицу» по смыслу. «Обливион» (2013), «Суррогаты» (2009), «Эквилибриум» (2002) - все эти картины повествуют о будущем, в котором люди подвергаются массовому порабощению и ждут спасения от некоего «Избранного». Намного чаще стал использовать в кинематографе приём, когда реальность оказалась не такой, как её представляли: «Ванильное небо» (2001), «Остров» (2005), «Таинственный лес» (2004) и т. д.

Заключение

Скрытый смысл фильма «Матрица» не даёт покоя людям и по сей день. Новые теории по поводу истинного значения культовой картины появляются с завидной периодичностью. Возможно, ни одна из озвученных трактовок не имеет отношения к реальности. Или, наоборот, доля правды есть в каждом предположении. Но это никак не повлияет на то, что трилогия сестёр Вачовски уже превратилась в классику и оказала огромное влияние на кинематограф.

На вторую половину девяностых пришёлся настоящий бум фильмов об иллюзиях и реальности - «Шоу Трумана», «Тёмный город», «Открой глаза», «Экзистенция», «Тринадцатый этаж». Почти все они стали классикой, некоторые собрали хорошую кассу. Но одному фильму было суждено затмить все остальные.

«Матрица», вышедшая в прокат семнадцать лет назад, 31 марта 1999 года, произвела настоящий фурор. Её обожали, ей подражали и завидовали, её обвиняли в плагиате и называли новым Евангелием. Кажется, даже сами братья Вачовски до конца не разобрались в причинах такого успеха. Это видно по тому, какие они в итоге сняли сиквелы. Чтобы понять феномен «Матрицы», давайте взглянем, как начиналась её история.

Будь у вас такой же выбор, как у Нео, какую таблетку бы вы выбрали?
- Синюю.
Из чата братьев Вачовски с фанатами, 1999 год

«Ты знаешь, куда ведёт этот путь»

Ларри и Энди Вачовски с детства обожали кино. Родители (отец был бизнесменом, мать медсестрой) регулярно брали детей в кинотеатр, устраивая двойные, а то и тройные сеансы. Разбуженную фильмами фантазию юноши выплёскивали, играя в Dungeons & Dragons и рисуя комиксы. Как они позже признавались, ролевые игры во многом схожи с созданием фильма - приходится напрягать воображение, продумывать действия героев и строить целые миры у себя в голове.

Ни один из Вачовски так и не смог закончить колледж - они оба решили оставить образование ради заработков. Но при этом братья не забывали про детское увлечение комиксами, которое через некоторое время стало приносить доход. В начале девяностых Ларри переехал из Чикаго в Нью-Йорк, где заполучил для себя и для брата работу в издательстве Marvel.

Однажды при работе над очередным комиксом Вачовски обсуждали свои вымышленные миры, и кого-то из них посетила мысль: а что, если бы наш собственный мир оказался лишь компьютерной программой? Эта идея, одновременно пугающая и впечатляющая, как нельзя лучше подходила для сценария большого научно-фантастического кино. А давняя любовь братьев к аниме и фильмам про восточные единоборства уже тогда определила стиль будущей ленты.

Вачовски рассматривали идею сделать людей не батарейками, а частью нейронной вычислительной сети. Но решили, что это слишком сложно для зрителей.

«Матрица» была далеко не первым сценарием, за который взялись Вачовски. Ещё в колледже Ларри сочинил адаптацию романа «Принцесса-невеста» Уильяма Голдмана и связывался с самим Голдманом, чтобы обсудить покупку прав на экранизацию, но писатель просто бросил трубку. С тех пор Вачовски набрались опыта и сумели продать несколько сценариев: первой их работой стал триллер о каннибалах «Плотоядный», второй - экранизация комикса «Пластиковый человек». Но подлинный успех пришёл к братьям в 1994 году со сценарием лихого криминального боевика «Наёмные убийцы», который понравился продюсеру студии Warner Bros. Лоренцо Ди Бонавентуре. Воспользовавшись моментом, Вачовски подсунули ему и остальные свои идеи, включая синопсис «Матрицы».

Ди Бонавентура и его коллега Джоэл Сильвер, который вскоре стал курировать братьев, не сразу осознали, что у них в руках - будущий культурный феномен. Сильверу понравилась общая концепция, но материал казался ему слишком сложным для широкой публики. Он потребовал вставить побольше поясняющих диалогов. Трудностей добавлял и размах проекта, требовавший сложных визуальных эффектов, многие из которых ещё не были изобретены. Продюсеры согласились дать сценаристам шанс, если их менее амбициозные проекты понравятся публике, и заключили с ними предварительный контракт на три фильма.

Чтобы впечатлить продюсеров, Вачовки заказали художникам Джеффу Дэроу и Стиву Скроусу сделать подробные раскадровки будущего фильма на основе их сценария.

Однако уже съёмки первого из них, «Наёмных убийц», стали для Вачовски холодным душем. Первоначально ставить фильм планировал Мел Гибсон, но съёмки его исторического эпоса «Храброе сердце» непредвиденно затянулись, и он передал картину своему другу Ричарду Доннеру. А тот сразу же нанял нового сценариста Брайана Хелгеланда, который переписал сценарий, убрал из него большую часть насилия, а главного героя сделал пресным и «правильным». Вачовски были в ярости и даже требовали убрать свои имена из титров. Голливуд есть Голливуд - если ты продал свою работу, надо быть готовым к тому, что с ней могут делать всё что угодно, не спросив твоего мнения.

Эта история послужила братьям уроком. Если Вачовски хотели, чтобы их замысел воплотился на экране в неизменном виде, они должны были сами стать режиссёрами. Проблема в том, что такой масштабный и амбициозный проект, как «Матрица», требовал денег. Разумеется, никто не хотел отдавать восьмизначные суммы в руки дебютантов, у которых в активе не было даже ни одной короткометражки. И снова Лоренцо Ди Бонавентура и Джоэл Сильвер помогли Вачовски. Хотите сами поставить «Матрицу»? Хорошо, мы дадим вам эту возможность, если докажете, что умеете снимать.

Вачовски приняли вызов. Их «выпускным экзаменом» стал неонуарный детектив «Связь». Фильм имел весьма небольшой бюджет, но зато Вачовски получили полный творческий контроль над картиной.

Ещё до выхода «Матрицы» Нил Гейман написал по её мотивам рассказ «Голиаф», основанный на версии сценария с нейронной сетью.

Параллельно со съёмками дебюта они дорабатывали сценарий «Матрицы» и завершили его за пять месяцев до выхода «Связи» на экраны. Этот вариант довольно близок к итоговому, если не считать некоторых мелочей. Например, знаменитая сцена, где Нео и Тринити штурмуют небоскрёб, выглядела куда проще: герои бесшумно убивали нескольких охранников с помощью пистолетов с глушителями и метательных звёздочек. Или, скажем, в финале воскресший Нео не творил чудеса, а просто показывал агенту Смиту средний палец, снимал трубку телефона и покидал Матрицу.

По этим отличиям видно, что на тот момент Вачовски ещё сдерживали свою фантазию. Братья прекрасно понимали, что им могут не выделить бюджет на постановку чрезмерно масштабных сцен.

Что я прочитал?

Многие из тех, кто впервые читал сценарий «Матрицы», совершенно не могли понять, о чём там идёт речь. Братьям пришлось прибегать к аналогиям. Например, чтобы объяснить свой замысел Джоэлю Силверу, Вачовски показали ему аниме «Призрак в доспехах» - дескать, хотим снять то же самое, только вживую. Помимо этого, братья советовали всем, кто собирался читать сценарий, ознакомиться с такими философскими книгами, как «Симулякры и симуляция» Жана Бодрийяра и «Вне контроля: новая биология машин» Кевина Келли.

В книге «Симулякры и симуляция» у Нео был тайник. Вачовски намекали на источник вдохновения.

«Что вам понадобится, помимо чуда?»

Осенью 1996 года «Связь» впервые показали на Венецианском кинофестивале. Фильм не вышел в широкий прокат и не окупил свой и без того небольшой бюджет, зато критики были в восторге. Вачовски удостоились комплиментов за крепкую режиссуру и отменное чувство стиля, их называли новыми братьями Коэн. Экзамен был сдан. Лоренцо Ди Бонавентура ещё испытывал сомнения насчёт проекта, но всё же дал «Матрице» зелёный свет.

Согласие продюсеров не решило всех проблем. Братья требовали восьмидесятимиллионный бюджет, а студия не готова была рисковать такими деньгами. Вачовски, в свою очередь, не хотели жертвовать зрелищностью. Джоэл Сильвер в конце концов нашёл выход из положения - фильм решили снимать в Австралии, где аренда съёмочной площадки была значительно дешевле, чем в США. Итоговый бюджет составил 63 миллиона долларов - не так уж много по меркам нынешнего Голливуда, но по тем временам сумма внушительная.

В изначальном сценарии «Матрицы» было больше крепких выражений. Перед выстрелом вместо «Попробуй увернись» Тринити должна была сказать агенту «Попробуй увернись, motherfucker!»

Чтобы окончательно убедить Ди Бонавентуру в успехе будущей картины, Вачовски нужен был для главной роли актёр с громким именем. Жёстких требований к внешности Нео сценарий не предъявлял, главный герой в нём описывался скупо: «молодой человек, который знает о жизни внутри компьютера больше, чем о жизни за его пределами». Поэтому на роль Нео рассматривались все возможные и невозможные кандидатуры. Мистера Андерсона могли сыграть Том Круз, Вэл Килмер, Брэд Питт, Эван Макгрегор или Леонардо Ди Каприо. Забавно, что последний отказался от переговоров, потому что боялся потеряться на фоне спецэффектов. Мог ли он тогда представить, что через десять лет сыграет аналогичную роль в «Начале»!

Наконец продюсеры сделали официальное предложение. И его удостоился… Николас Кейдж. Возможно, дело в том, что в 1997 году актёр ещё находился на пике своей карьеры. Возможно, таким образом студия извинялась перед Кейджем за сорванные съёмки фильма «Супермен жив», где он должен был играть самого Кларка Кента. В любом случае выбор кажется неудачным: Кейдж, которого мы привыкли видеть в ролях безумцев, бандитов и уставших от жизни детективов, в образе киберпанк-гуру выглядел бы как минимум странно. К счастью, Николас не захотел уезжать от семьи в Австралию и отказался от роли.

Долгое время претендентом на роль Нео оставался Уилл Смит. Но и он в итоге сказал «нет», сделав выбор в пользу фильма «Дикий, дикий Запад», - и допустил крупную ошибку. Эта стимпанковская комедия в итоге оказалась одним из самых громких провалов 1999 года и собрала богатый урожай «Золотых малин». Впрочем, Смит не сильно жалеет, что не сыграл Нео.

«Матрица» - очень сложный проект, и я его тогда не смог понять. Нечасто я в подобном признаюсь, но я бы запорол «Матрицу». В то время я был ещё недостаточно башковитым актёром и не сумел бы вытянуть этот фильм - а Киану это удалось.

Уилл Смит

Чудеса Фотошопа: у Нео могло быть лицо Деппа, Смита, Кейджа или Ди Каприо, а Шон Коннери мог сыграть Морфеуса или Архитектора.

В конце концов список кандидатур на роль Нео сократился до двух актёров - Джонни Деппа и Киану Ривза. Сами Вачовски предпочитали Деппа, и это понятно: как актёр он куда сильнее и многограннее Ривза. В карьере Киану до «Матрицы» не было ни одной роли с репликами длиннее, чем пять предложений подряд.

Однако продюсеры настояли на Ривзе - и их тоже можно понять. В это трудно поверить, но в те годы Депп ещё не считался звездой, способной привлечь зрителей в кинотеатры. На счету Ривза между тем уже было несколько боевиков, в том числе и одна картина в жанре киберпанка - «Джонни Мнемоник». А главное, сам Киану, прочитав сценарий, очень заинтересовался проектом и был согласен незамедлительно подписать контракт.

Сейчас, по прошествии пятнадцати лет, трудно представить, как бы сложилась дальнейшая карьера Деппа, стань он в 1999 году звездой боевиков. В одном можно быть уверенным: «Пираты Карибского моря» в этой альтернативной реальности вышли бы совсем иными. А вот стала бы «Матрица» другим фильмом? Вряд ли. Её успех сложился из многих факторов, и определяющими были всё же сюжет и визуальные эффекты, а не актёрская игра. Возможно, общий настрой и акценты в некоторых сценах были бы чуть другими, но эффект от фильма остался бы примерно таким же.

Зато разница могла проявиться в сиквелах, которые ругали как раз за слабую актёрскую игру. Вполне вероятно, что Депп лучше сумел бы показать развитие характера Нео, который был вынужден жить с бременем избранности, а затем узнал, что всё это было частью плана машин.



Из-за недостатка тренировок Киану Ривзу было трудно выполнять трюки с использованием тросов.

На роль Морфеуса рассматривался Гэри Олдман, а роль агента Смита была предложена Жану Рено. Если бы актёры согласились, фильм стал бы воссоединением звёзд «Леона», только теперь уже Олдман играл бы героя, а Рено злодея. Когда Олдман отказался, сыграть Морфеуса предложили Сэмюелю Л. Джексону и лишь затем - привычному нам Лоуренсу Фишберну.

Что касается Рено, он предпочёл роль в «Годзилле» Роланда Эммериха, и, при всём уважении к французскому актёру, «Матрице» это пошло на пользу. Потому что занявший его место Хьюго Уивинг стал одной из самых удачных находок Вачовски и их постоянным партнёром на долгие годы. Помимо «Матрицы» и её сиквелов, они потом вместе работали ещё над двумя фантастическими картинами - «V - значит вендетта» и «Облачным атласом».

Тёмный город

Сюжет «Матрицы» во многом похож на сюжет фильма «Тёмный город», вышедшего годом ранее. Сами Вачовски утверждают, что картина Алекса Пройаса на них никак не повлияла, - и действительно, на момент её выхода съёмки «Матрицы» были уже в разгаре. Но по забавному совпадению часть декораций (например, крыши и винтовая лестница с мозаичным полом) досталась «Матрице» по наследству именно от «Тёмного города», который тоже снимался в Австралии.


«Я знаю кунг-фу!»

Как давние фанаты гонконгских фильмов про единоборства, Вачовски мечтали нанять Юйэня Воо-пина, постановщика трюков, много лет работавшего с Джеки Чаном. Юйэнь не очень-то рвался заниматься непонятной голливудской фантастикой, поэтому выдвинул, как ему казалось, неприемлемые требования: огромный гонорар, полный контроль над съёмкой боевых сцен и столько времени на тренировку актёров, сколько понадобится, чтобы они набрали подходящую форму. К его немалому удивлению, Вачовски немедленно согласились на все условия.

В итоге подготовительный курс для актёров растянулся на целых четыре месяца. При этом на тренировке Киану Ривз заработал смещение шейных позвонков, и ему потребовалась срочная операция. Он пропустил первые два месяца тренировок, а оставшиеся проходил с бандажом на шее. Даже к началу съёмок Ривз ещё полностью не оправился. Поэтому первыми снимались сцены, которые не требовали большого физического напряжения.

Травмы преследовали и других актёров. В первый же день съёмок у Хьюго Уивинга на ноге обнаружился полип, который пришлось удалять хирургическим путём. Встал вопрос о замене актёра, но Вачовски выкрутились - перенесли съёмку его сцен на более позднее время. Кэрри Энн-Мосс на съёмках вывихнула лодыжку, но, испугавшись, что её уволят, решила никому об этом не рассказывать и мужественно терпела боль.

А больше всего съёмочная группа намучилась, снимая схватку Нео и Смита в метро. Работа затянулась на десять дней дольше запланированного, потому что целых два каскадёра получили травмы: один на съёмках сцены, где Смит бросал Нео в телефонную будку, а другой в эпизоде, где Нео подпрыгивал, впечатывая Смита в потолок.

Сниматься в «Матрице» - опасная работа!

Трудности не ограничивались одними увечьями. Фильм потребовал разработки сложных спецэффектов, самым известным из которых стал bullet-time - облёт «движущейся» камерой неподвижного объекта (скажем, уклоняющегося от пуль Нео). Первоначально мастер по спецэффектам Джон Гаэта хотел обойтись манекенами, тросами и всего одной камерой, установленной на тележку. Вокруг места съёмок проложили рельсы - предполагалось, что тележка будет двигаться по ним с огромной скоростью. Однако после нескольких разбитых манекенов и сломанных тележек стало ясно, что это тупиковый путь.

Создатели устроили мозговой штурм, выдвигая самые безумные идеи вплоть до использования миниатюрной камеры с приделанным к ней ракетным ускорителем. Но в итоге был сделан исторический выбор - использовать bullet-time.

Словосочетание bullet-time с 2005 года зарегистрировано студией Warner Bros. как торговая марка. Снимать как Вачовски можно, а вот называть спецэффект так же - нельзя.

Сама технология была известна и до «Матрицы», но именно Вачовски познакомили с ней массового зрителя и показали весь её потенциал. Вначале место действия снималось на обычные камеры. Полученная анимация сканировалась и редактировалась на компьютере, после чего её можно было использовать в качестве фона. Затем наступал черёд 120 специальных фотокамер, который расставлялись вокруг съёмочной площадки. Каждая камера делала по фотографии актёра, висящего на тросах на фоне зелёного экрана.

Дальше фотографии вводились в компьютер, тросы стирались, а отснятый заранее фон подставлялся вместо зелёного экрана. Из фотографий, выстроенных в ряд, получалась последовательность кадров, а специальная программа заполняла промежутки между кадрами, добиваясь более плавных переходов между ними. В результате создавалась иллюзия, будто камера летит вокруг «замершего» объекта, причём движение можно было ускорять или замедлять по желанию режиссёра. После этого оставалось только дорисовать на компьютере медленно летящие пули - и получить заслуженный «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.

«Вау!»

В начале 1999-го все критики ожидали, что главным кинособытием года станет первый эпизод «Звёздных войн». «Матрица» считалась «тёмной лошадкой», но с лёгкостью затмила картину Лукаса. Критики были в восторге, как и зрители - картина в итоге собрала свыше 450 миллионов долларов в мировом прокате.

Однако главным достижением «Матрицы» стало влияние на кинематограф. С выходом фильма Вачовски на экраны кинопроизводители поняли, что появился новый эталон зрелищности и постановки экшен-сцен. Фирменные приёмы «Матрицы» - слоу-мо, облёт камерой неподвижных объектов, стремительные боевые сцены - cтали копировать все подряд, от Курта Уиммера в «Эквилибриуме» и «Ультрафиолете» до Тимура Бекмамбетова в «Дозорах» и создателей игры Max Payne.

Успех «Матрицы» не мог не привести к появлению «непризнанных гениев», утверждающих, что братья украли их идею и беспардонно на этом нажились. Одна женщина даже заявила, что с написанного ею сценария «содрали» не только «Матрицу», но и «Терминатора», а Нео и Джон Коннор - один и тот же персонаж. А совсем недавно, в 2013 году, один гаваец, впервые в жизни увидевший «Матрицу» (по его словам, раньше врачи запрещали ему смотреть фильмы, содержащие сцены насилия), тут же подал в суд, решив, что создатели сплагиатили написанный им в 1992 году сценарий. Теперь Вачовски в очередной раз предстоит доказывать, что они не украли дело всей своей жизни.

К настоящим источникам вдохновения Вачовски делали отсылки. Например, к рассказу Харлана Эллисона «У меня нет рта, а я должен кричать»

Конечно, если детально рассматривать все элементы Матрицы, можно сказать, что практически каждый из них уже где-то был. Люди, которые живут в виртуальной реальности, не подозревая об этом? Рассказы Станислава Лема или комикс Гранта Моррисона «Невидимки». Таблетка, помогающая вырваться из мира иллюзий? Фильм «Вспомнить всё». Программы, обладающие личностью, и виртуальная тирания? Фильм «Трон». Сам термин «Матрица» в значении киберпространства? «Нейромант» Уильяма Гибсона. Образ Тринити? Отчасти Молли из того же «Нейроманта».

Можно долго прикидывать, откуда Вачовски взяли ту или иную идею. Но надо понимать, что невозможно жить и творить в обществе и не соприкасаться с его культурой, идеями, концепциями. Другое дело, что если просто насобирать кусков из удачных произведений, то шедевр сам собой не сложится. Важно всей душой полюбить материал, обработать его и использовать как строительные кирпичики для своего творения. Вачовски сделали именно так - на основе уже существующих идей создали новое. Потому-то их имена и вошли в историю кинематографа.

«Мистер Андерсон, с возвращением!»

Вачовски изначально задумывали «Матрицу» как трилогию. Но студия дала зелёный свет продолжениям лишь после того, как осознала весь масштаб свалившегося на фильм успеха. «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция» вышли через четыре года после первого фильма. С финансовой точки зрения они были успешны - на пару картины собрали 1,2 миллиарда долларов при затратах примерно в 300 миллионов. Но как произведения киноискусства сиквелы и близко не могли сравниться с первой «Матрицей».

Главная беда сиквелов в том, что интересные задумки из оригинала так и остались не развиты. Финал первой части намекал на грандиозные перемены, связанные с приходом Избранного. В сиквелах же мы видим, что в сущности ничего не изменилось. Многие до сих пор не верят в Нео, а сам спаситель хотя и летает, но всё так же дерётся с агентами на кулаках. В конце первой части он научился уничтожать программы и изменять Матрицу силой мысли, однако об этой его способности создатели почти не вспоминали.

Ошибкой стало и решение снимать продолжения одновременно и выпускать с перерывом в полгода. В результате «Перезагрузка» получилась не самодостаточной лентой, а лишь мостиком между первой и третьей частями. Все ключевые события - битва за Зион, вторжение Смита в реальный мир - были перенесены в «Революцию», что не лучшим образом сказалось на сюжетной динамике обоих сиквелов.

Да, масштаб событий заметно вырос, спецэффекты стали ещё лучше, но ощущение свежести пропало. За годы, прошедшие между первым и вторым фильмами, Голливуд уже освоил находки Вачовски. Например, начальный прыжок Тринити был скопирован и спародирован бесчисленное множество раз. Однако создатели не нашли ничего лучше, чем начать «Перезагрузку» тем же самым прыжком. Да и позже регулярно цитировали лучшие моменты первой части, вместо того чтобы показать публике нечто новое.

Что ещё хуже, из фильмов напрочь пропала острота, чувство опасности. В первой «Матрице» каждый из боёв что-то решал - герои постоянно были на волосок от гибели. В сиквелах, особенно в «Перезагрузке», этого остро не хватает. Возьмите хотя бы начальную драку Нео с агентами, которая по сюжету ни на что не влияет, и сравните её с напряжённейшей погоней из начала первой «Матрицы». Или, скажем, поединок с сотней Смитов. Как демонстрация спецэффектов он, безусловно, хорош. Однако можно ли его сравнить по драматичности с коротким и эффектным эпизодом на крыше, где Нео пытается выйти за пределы своих возможностей? Разумеется, нет.

Из-за всего этого «Перезагрузка» и «Революция» оказались слабее оригинала. Но не стоит забывать и о такой причине разочарования, как эффект завышенных ожиданий. Многие фанаты ждали от продолжений каких-то философских откровений, забыв, что при всей своей эффектности «Матрица» всего лишь приключенческий блокбастер, пускай и один из лучших. Да, в ней много интересных идей, но философию ведь не изучают по голливудским фильмам. Возможно, таким фанатам стоило воспользоваться советом Вачовски: взять и самим прочитать те книги, которые послужили для братьев источником вдохновения.

Первоначально роль Архитектора предлагали Шону Коннери. Он отказался, потому что ничего не понял в сценарии - и, надо признать, был в этом не одинок.

Мы верим, этот мир реален!

Шведский философ Ник Бостром, вдохновившись «Матрицей», в 2003 году написал научную работу. В ней он пришёл к оптимистичному выводу, что с вероятностью всего-то в 20% мы с вами живём в компьютерной симуляции.

«Что такое матрица?»

И всё же почему из всех картин о виртуальной реальности именно «Матрица» затмила всех? Почему, например, «Тёмный город», фильм с похожим сюжетом, провалился в прокате и обрёл признание лишь после выхода на видео, а картина Вачовски сразу оказалась хитом? Думается, этому есть целый ряд объяснений.

Во-первых, Вачовски написали действительно отличный сценарий, скроенный по лучшим канонам жанра. В нём была интрига, которая заставляла сюжет двигаться. Вместе с Нео мы искали ответ на вопрос, что такое Матрица. Едва мы раскрывали эту загадку, нам подкидывали другую: правда ли, что Нео Избранный? Действие ускорялось, ситуация становилась всё напряжённей. Нео и Тринити должны успеть спасти Морфеуса, пока он не сломался. Они должны успеть покинуть Матрицу, пока их не нашли агенты. Нео в одиночку должен сразиться со Смитом и успеть поднять трубку, пока Навуходоносор не уничтожили машины из реального мира. И, наконец, финал, в котором ровно столько неопределённости, сколько нужно, - он оставлял простор для сиквелов, но позволял обойтись и без них.

Вторая причина - визуальное совершенство, потрясающие воображение экшен-сцены, каждая из которых была точно выверена и надолго запоминалась. «Матрица» предоставляла зрителям уникальное, невиданное зрелище. Не стоит забывать и о том, что «Матрица» была безумно стильным фильмом. Хотелось говорить фразами из неё, носить такие же очки и плащи, как и у её героев.

Кроме того, «Матрица» вышла удивительно вовремя. К 1999 году персональный компьютер уже вошёл в обиход западного человека, но всё ещё воспринимался как нечто новое. Выросло первое поколение геймеров, покоривших бесчисленное количество виртуальных миров. Планета замерла в предвкушении нового тысячелетия - одни всерьёз ожидали чудес и знамений, другие, наоборот, готовились к худшему. Свою лепту вносили и СМИ, регулярно стращавшие публику грядущей «Проблемой-2000» и глобальным компьютерным апокалипсисом. Пожалуй, лучшего времени для выхода «Матрицы» на экраны просто не могло быть.

Победу «Матрицы» над всеми конкурентами предопределила и её глобальность. В таких картинах, как «Открой глаза», «Экзистенция», «Шоу Трумана», искусственная реальность была создана, чтобы обмануть одного человека или группу людей, не более того. С самим миром, как правило, всё было в порядке. Во вселенной же «Матрицы» абсолютно всё человечество живёт в виртуальной реальности, играя роль батарейки, и это, откровенно говоря, пугает. Каждый зритель после просмотра мог задаться вопросом: а откуда я знаю, что сам не живу в Матрице? Как проверить, что мой мир не иллюзия?

Неудивительно, что «Матрица» стала предметом почти религиозного культа. Ведь она буквально напичкана религиозными символами - начиная от имён персонажей и заканчивая структурой истории. В основе своей она повторяет тот миф, на котором уже две тысячи лет держится вся западная культура. Миф о человеке, которому предначертано спасти мир. Он борется, совершает чудеса, его предаёт близкий человек, и герой гибнет, принося себя в жертву, чтобы затем чудесным образом воскреснуть и воспарить на небеса.

* * *

Все эти факторы сложились воедино и подарили нам действительно великий фильм. Недаром в 2012 году году «Матрица» была признана национальным достоянием и включена в Библиотеку американского Конгресса. И пускай Вачовски не удалось второй раз войти в ту же реку - стоит сказать им большое спасибо за то, что в 1999 году они показали нам, как глубока кроличья нора.

Лана (при рождении Лоуренс) и Лилли (при рождении Эндрю) Вачовски приобрели мировую известность в качестве авторов таких признанных киношедевров, как «Наемные убийцы», «Связь» и, конечно же, трилогия «Матрица».

Но, пожалуй, не меньшую, если не большую славу принес им тот факт, что они относятся к числу первых трансгендерных людей среди голливудских знаменитостей.

История, которая произошла с братьями Вачовски, напоминает один из написанных ими причудливых сценариев, в которых жизненная правда кажется вымыслом, а вымысел настолько правдоподобен, что не слишком удивляет.

Ларри и Энди родились в Чикаго, в американо-польской семье. Ларри в 1965 году, его брат – два года спустя. Их отец – бизнесмен и убежденный атеист. Мать – медицинская сестра, католичка, которая впоследствии перешла в … шаманизм. Надо думать, что такая гремучая смесь идеологий и религий, которая витала в их доме, не смогла не оставить отпечатка на психике братьев.

Театром парни увлеклись еще в школе, они принимали участие во всех постановках. Однако, уже тогда не стремились к актерскому творчеству, оставаясь за сценой в качестве постановщиков, помощников постановщика, авторов текста и так далее. Сочинять невероятные истории и придумывать странные миры братья начали уже в эту пору.

Потом оба, как водится, поступили в колледж, однако, учебу ни один из них так и не окончил.

Некоторое время братья работали плотниками в Чикаго, потом занялись строительным бизнесом, причем, направление их деятельности отличалось своеобразием: будучи талантливыми художниками, парни разрисовывали фасады зданий, перенося на них свои фантастические миры и иллюзорных персонажей. Вскоре они стали рисовать комиксы. А потом написали свой первый киносценарий – «Наемные убийцы». Сценарий сразу же принес им успех и некоторую известность, ведь в фильме снялись такие звезды, как Сильвестр Сталлоне и Антонио Бандерас. А через четыре года после этого, в 1999 году появилась «Матрица». Она сделала своих создателей знаменитыми и богатыми.

К этому моменту братья Вачовски производили впечатление вполне брутальных парней. В недалеком прошлом – строители и плотники из Чикаго, оба они были женаты, и совсем не походили на манерных смазливых мальчиков.

Гром грянул в 2000 году, и совершенно неожиданно: однажды старший Вачовски, Ларри, явился на съемки «Матрица: Перезагрузка» в женском платье. Дальше – больше. В 2003 году на Каннском фестивале Ларри выглядел уже не мужчиной в женском платье, а самой настоящей дамой: на лице косметика, тщательно уложенные волосы, женственные манеры, продуманные украшения. На красной дорожке он появился под руку со своей новой пассией Ильзой Стрикс. Затем в «желтой прессе» стало появляться все больше фотографий, на которых Ларри был застигнут папарацци в женском обличии. Стали говорить о том, что Ларри перенес операцию по смене пола. Однако, официальных подтверждений этому не было до самого 2012 года, когда Ларри Вачовски публично заявил прессе, что он теперь – Лана.

Собственно, для семьи Ларри уже давно стал Ланой. Выступая на одном из благотворительных мероприятий. Лана Вачовски рассказала, что ненависть к собственному мужскому телу мучала ее уже давно, она пережила сильнейшую депрессию и даже подумывала о суициде, и только поддержка близких людей помогла ей пережить этот кризис и решиться на публичное признание своей трансгендерности.

Оставался Эндрю, младший брат, здоровяк, склонный к грубоватому юмору. Уж этот точно останется мужиком, решили таблоиды. И ошиблись. В 2014 году Эндрю сделал сенсационное заявление для прессы, поведав, что он теперь – Лилли!

Возможно, это признание случилось бы несколько позднее и при других обстоятельствах, однако, вездесущие журналисты пронюхали, что младший Вачовски тоже подумывает о смене пола и даже начал принимать гормональные препараты. Под угрозой разглашения своей трансгендерности в таблоидах, Эндрю и собрал пресс-конференцию.

Однако, если с Ланой Вачовски все прошло довольно гладко, то Эндрю-Лилли многие журналисты, да и не только они, обвиняют в неискренности. Все-таки, здоровяк и весельчак Эндрю, проживший в браке не один десяток лет, совсем не производил впечатления человека, ненавидящего свою мужественность. Да и маловероятно, чтобы в одной семье родилось сразу два брата, имеющих такое необычное мировоззрение. В общем, поведение Лилли Вачовски считали едва ли не данью моде.

Тем не менее, Эндрю Вачовски исчез, а на его месте появилась Лилли – крупная дама с рыжеватыми волосами и, возможно, несколько чересчур мускулистая, однако, обладающая вполне округлыми формами.

Ответить на вопрос, почему произошла такая неординарная история, вряд ли можно совершенно однозначно. Проще всего обвинить обоих братьев-сестер в неискренности и желании заработать себе дополнительную славу (и деньги, само собой) таким скандальным образом. Два брата пишут сценарии, по которым потом сами же и снимают отличные фильмы – это скучно. А вот если эти два брата стали вдруг двумя сестрами – вау, как это круто!

Но все же, сводить все к желанию славы и денег было бы не верно. Все-таки, братья не просто рядятся в женские платья, они перенесли операции, после которых их жизнь уже никогда не будет прежней, а решиться на такое непросто.

Думается, искать истоки странного решения двух вполне с виду благополучных парней следует в раннем детстве, прошедшем в атмосфере метаний от отрицания Бога к католицизму, а затем, и к странноватому культу – шаманизму. Этот самый шаманизм, кстати говоря, предполагает путешествие душ по иным мирам и внедрение их в другие тела. Кто знает, не внушила ли мамочка своим детям какую-нибудь странную идею о том, что их души внедрились в тела чужих им мужчин? Очень вероятно, что мать имела на братьев нешуточное влияние, недаром они так тяготели к женскому началу. Не стоит забывать и том, что старшая из теперь уже сестер Вачовски, Лана, отказавшись от своего мужского естества, спутником жизни избрала отнюдь не мужчину, как логично было бы предположить, а женщину, да какую! Содержательницу элитного клуба, где собираются практикующие садомазохизм.

Некоторые фильмы забываются с годами, а некоторые то и дело всплывают в памяти зрителя, оставив после просмотра яркие впечатления. В 1999 году первый фильм из серии «Матрица » просто взорвал общественность, опережая свое время во многих аспектах. Несмотря на фантастический жанр, запутанную сюжетную линию, эта лента большее, чем просто сюжет, над которым люди ломали голову и восхищались. Довольно большую часть внимания привлекали закулисные моменты, элементы создания интригующих сцен и те моменты, связанные с выпуском его на большой экран. Одновременно на экранах появилось несколько фильмов, привлекших общее внимание и пользовавшихся тогда популярностью. Фантастический боевик «Матрица » не только привлек колоссальное число зрителей, но и стал вдохновителем для создания некоторых потрясающих фильмов.

15. Замена Оракула из-за смерти


Глория Фостер была актрисой, игравшей таинственного Оракула, в первом фильме. Она появляется в " в той же роли, но уже имея проблемы со здоровьем из-за сахарного диабета. Фостер в конечном счете умерла от болезни во время съемок. А на роль Оракула пришлось искать другую актрису для остальных фильмов. В "Матрица: Революция " зрители увидели уже Мэри Элис вместо Глории.

Многие фанаты не обращали особого внимания на присутствие двух разных актрис, играющих одну и ту же роль. Такое довольно часто случается в многобюджетных фильмах. На деле казалось, что такой ход не случаен, а даже запланирован сценаристами. Ведь в последующих фильмах образ Оракула приобрел более серьезный характер. И это было основной отличительной чертой от прежнего персонажа первых двух фильмов.

14. На роль Нео могли взять Уилла Смита


В Голливуде многие фильмы могли быть совершенно другими, если бы ведущую роль отдали первому кандидату на нее. К примеру в "Красотке " главную роль могла взять себе Молли Рингвальд вместо Джулии Робертс, и образ Форреста Гампа вместо Тома Хэнкса, мог принадлежать Джону Траволте. Очевидно, что актеры не могут точно спрогнозировать вероятность успеха фильма.

Уилл Смит был первым актером, которого рассматривали на ведущую роль Нео в трилогии "Матрица ", но он отказался. Вероятно, это была одна из величайших ошибок в его карьере. Тем более, что образ Нео стал культовым, продолжая раскрываться в следующих фильмах, ставших кассовыми хитами. Тем не менее, Киану Ривз оказался идеально подходящим для этой роли.

13. Дата трагедии 11.09 зафиксирована в "Матрице"


В мире кино существует ряд теорий заговора, которые соотносятся с событиями реального мира. Это особенно чувствуется в фильмах о будущем, самым ярким примером которого является "Назад в Будущее ". Мир впадает в безумие и хаос от единственного действия: ставки на бейсбольную игру.

В «Матрице » есть запись в паспорте Нео, срок действия которого до 11 сентября 2001 года. Фильм был выпущен в 1999 году и никто не мог сопоставить это совпадение с настоящим терактом 11 сентября. Но после него теоретики обратили внимание на это таинственное обстоятельство, хотя фактически никто из съёмочной группы не мог быть соучастником.

12. Морфеус мог выглядеть совершенно по-другому


При подготовке к съёмке первого фильма "Матрица " было еще много персонажей, на роль которых еще не утвердили актеров. Образ Морфеуса не сразу отдали Лоуренсу Фишберну. Фактически, эту роль приписали Расселу Кроу. Но это было до того, как Кроу взялся за съёмки "Гладиатора ", где его персонаж стал культовым. Так что даже хорошо, что тогда он отказался от предложения в "Матрице ".

В роли Морфиуса Расселу пришлось бы постоянно быть связанным с фильмом. И, вероятно, он никогда бы не смог взять некоторые из своих самый известных ролей. Шон Коннери и Чоу Юн Фат также отказались от роли Морфея. Но Фишберн прекрасно сыграл персонажа, так что нет смысла жалеть о чем-то.

11. Сравнение с Греческой мифологией


Хотя сам фильм имеет футуристическую направленность, есть некоторые особенности относящиеся к древнегреческой культуре. В мифологии Морфеус - Бог Снов, что даже уместно, так как он является неотъемлемой частью пробуждения людей из сна в Матрице. У древних греков Персефону насильно выдали замуж за Аида, бога подземного царства.

Можно провести параллель с характером Персефоны в "". Она, казалось, находится в ловушке с ее мужем Меровингом. Персефона помогает мятежникам, что очень похоже на то, как бы могла древнегреческая героиня заступаться за смертных в подземном мире.

10. Многочисленные киноляпы во всех фильмах о "Матрице"


Есть ряд фильмов и телевизионных шоу, которые славятся своими противоречиями. Фактически, поиски несоответствий стали любопытным объектом охоты для фанов, штудирующих фрагменты. К примеру актеры, держащие совершенно разные виды пищи в связанных между собой эпизодах, или же персонажи во внезапно другой одежде, когда камера возвращается к ним. Существует много тонкостей, которые часто попадаются на глаза пристально следящим фанатам.

В трилогии "Матрица " есть множество киноляпов, которые забавно обнаруживать, пересматривая фильм. В эпизоде, где Морфеус изменяет реальность, его очки меняются с черных на матовые. Другой кадр с Оракулом, где она держит тарелку с печеньем то одного, то другого количества. Есть даже полка, которая перемещается в одной из сцен.

9. Представители ролей второго плана, угрожающие съёмочной группе


Некоторое актеры своими словами или действиями наносят вред собственной карьере. Голливуд наполнен многообещающими лицами, которые быстро исчезают из киноиндустрии. А у фанов быстро пропадает интерес к их пропаже из вида. Случай с Маркусом Чонгом яркий пример того, чего не следует делать при ведении переговоров. Он сыграл роль Танка в первом фильме "Матрица " и, как сообщалось, должен был появиться в двух последующих частях.

Однако, в октябре 2000 года появилась информация о том, что Чонг агрессивно вел переговоры со студией, требуя больше денег по контракту за роль. В итоге его отстранили от съёмок и на его место взяли другого актера.

8. Роль дочери Марвина Гайе в "Матрице"


По мере того, как съёмки трилогии "Матрица " продолжались, стали открываться двери для нескольких новых персонажей. Это было просто колоссальной возможностью для актеров, желающих присоединиться к нашумевшему фильму. Фанатам уже были известны лица Танка и Дозера, но в последующих фильмах появилась необходимость внедрения таких персонажей, как сестра Зи, жена нового оператора на корабле Навуходоносор.

Кинорежиссеры в конечном счете отдали роль Нонне Гейе, дочери легендарного соул-певца Марвина Гайе. У нее была небольшая, но важная роль, ставшая неотъемлемой частью битвы на Сионе . Не будучи профессиональной актрисой, Нонне прекрасно справилась с созданием романтической сюжетной линии. Действия ее персонажа при обороне во время битвы за Сион и помощь в открытии Врат в Доках были важной частью сюжетной линии.

7. Сценаристы "Матрицы" - сестры-трансгендеры


При поиске средств для съёмки первого фильма "Матрица " студии опасались доверять десятки миллионов долларов двум братьям, тогда еще не таких опытных в создании фильмов. Тем не менее Вачовски удалось добиться желаемого, имея все шансы на победу. И хотя их имена стали известными за достижения в киноиндустрии, все же большее внимание прессы привлекала их личная жизнь.

Два брата стали постепенно появляться публично в виде женщин, без стеснения демонстрируя свою трансгендерность. Сейчас они живут, как женщины Лили Вачовски и Лана Вачовски. В заявлении, которое было опубликовано, Лилли Вачовски написала: "ШОКИРУЮЩАЯ СМЕНА ПОЛА - БРАТЬЯ ВАЧОВСКИ ОТНЫНЕ СЕСТРЫ!!!"

6. Секреты бюджета "Матрицы"


Первый фильм "Матрица " имел бюджет в $63 млн. Значительная разница с теми $10 млн, которые первоначально предлагались студией. С такими деньгами предполагалось, что все будет сделано просто идеально. Тем не менее, сложно было предположить возможную популярность боевика с присутствием компьютерной графики. Для сокращения расходов в ходе съёмок были приняты некоторые меры.

К примеру, костюмы героев были сделаны из дешевых материалов. Художник по костюмам, Кям Барретт, заявил, что костюм Тринити был фактически сделан из ПВХ. Плащ Нео также был сделан из недорогой ткани. Были определенные сцены боя, которые должны были снять за один дубль из-за ограниченных ресурсов.

5. Места из фильма в реальном мире


Зачастую, телешоу и фильмам приходится изменять названия мест, чтобы зрители не сразу догадывались об этом. Чрезвычайно сложно было это сделать в фильме «Матрица ». Предполагалось, что место действия будет в футуристической среде и фиктивном городе внутри Матрицы. Хотя в названиях улиц и терминологии есть ряд ссылок на Чикаго, большая часть фильма была снята в Австралии.

Клуб, в котором Нео встречается с Тринити, совпадает с настоящим клубом "S & M " в Сиднее, называющимся "The Hellfire Club ". Сцена, в которой Нео отвлекается на женщину в красном платье, показывает круговой фонтан в деловом районе Сиднея. На самом деле, этот фонтан является популярной достопримечательностью, которую много раз показывали в кино.

4. Труд настоящих каскадеров


В "Матрице " использовалось грандиозное по масштабу сочетание цифровой обработки и протезирования. С ее помощью имитировалась каскадера, в реализации крупномасштабных сцен, где уже вступали в действие актеры. Вачовски были непреклонны и требовали должной физической подготовки актеров для съёмок всех трюков. Подготовка к первая битва с участием Тринити, которую сыграла Кэрри-Энн Мосс, заняла у актрисы около шести месяцев тренировок.

Легендарный хореограф боя Юэн Ву-пинг тренировал актеров в течение нескольких месяцев подряд. Он стремился обучить их действовать так, чтобы у зрителей сложилось впечатление о многолетней практике боев. Сцена, где Нео зовет к себе пальцем во время боя, аналогична сцене с Брюсом Ли, который известен больше всего своими приемами. Но на самом деле, это чистая импровизация Киану Ривза во время сцены битвы.

3. Реалистичный вид из-за реальных съёмок


В последние годы мир спецэффектов развился стремительными темпами. Можно своими глазами увидеть кардинальные отличия компьютерной графики в фильмах 90-х годов и сейчас. Имея для работы прекрасные графические спецэффекты, создатели "Матрицы " знали, что нет ничего лучше реальных съёмок, внедрения искусственности в кадр по возможности избегали. В сцене, где тело Нео прокалывают иголками для возобновления работы мышц, был использован манекен.

Но вот когда дело дошло до головы актера, настоящий специалист занялся втыканием иголок в кожу Ривза. Момент в зале правления, когда Нео и Тринити пошли спасать Морфеуса, был отснят практически без спецэффектов - на реальных трюках актеров, взрывах и стрельбе. Компьютерной графикой не пользовались. Вертолеты были закреплены на тросах, а вода вливающаяся в здание - натуральной.

2. Отсылки к философии в фильме


Воплотить романтическую идею на экране довольно несложно. Чего не скажешь о запутанной сюжетной линии "Матрицы ". Вачовски потребовали, чтобы актеры прочитали ряд философских книг, чтобы подготовиться к своей роли. К примеру "Введение в эволюционную психологию " Дилана Эванса и "Из-под контроля " Кевина Келли - были обязательными из списка.

Одна из таких книг - Симулякры и Симуляция Жана Бодрийяра - была фактически использована в фильме. Нео хранил свои незаконные программы именно в тайнике, замаскированном под книгу. Так же строками из нее Морфиус объяснял суть матрицы: "Добро пожаловать в пустыню настоящего ".

1. Переработка материалов с площадки


Одна из вещей, о которых не любят упоминать, да и частенько забывают - количество отходов после съёмок фильма. В "" весь участок для эпизода с автострадой был специально создан с нуля. После конца съемочного процесса макет разобрали. Материалы переработали и повторно использовали уже в ином ракурсе.

Тонны пиломатериалов были отправлены в Мексику, где строились дома для семей с низкими доходами. Даже полистирольные блоки отправились для повторного использования в изоляции. А сам участок автострады разобрали, чтобы сделать его основой для настоящей дороги. Таким образом после фильма не осталось мусора, засоряющего пространство.

Очередная порция интересных фактов о культовом фильме "Матрица", которые раскрывают всю подноготную того, как создавались спецэффекты и кого хотели взять на роль других героев франшизы.

Оказывается втянут в повстанческую борьбу против машин, в которую также вовлечены другие люди, освободившиеся из «мира снов» и выбравшиеся в реальность.

Картина вызвала значительный резонанс в сфере философской мысли, обсуждению её аллегорического смысла посвящены многочисленные статьи. Наиболее полное соответствие идее «Матрицы» находят в платоновском мифе о Пещере ; кроме того, в фильме содержится целый ряд философских , религиозных и художественных реминисценций . Среди возможных источников вдохновения для создания фильма также называются гностицизм , киберпанк и хакерская субкультура, «Алиса в Стране чудес », повесть Айзека Азимова «Профессия », роман Артура Кларка «Город и звёзды », гонконгские боевики и аниме .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Сцена драки, где Нео останавливает пули. Фильм "Матрица: Перезагрузка". 2003 год

    ✪ Матрица. Тренировочный бой.

    ✪ Нео-Избранный. Финал. Матрица (1999)

    ✪ НЕО НЕ ИЗБРАННЫЙ *ТЕОРИЯ О МАТРИЦЕ

    ✪ Драка с охранниками клуба | Матрица: Революция

    Субтитры

Сюжет

Молодой человек по имени Томас Андерсон ведёт двойную жизнь. Днём он программист в крупной компании, ночью - хакер Нео (англ. Neo ). Однажды на его персональный компьютер приходит странное сообщение: «Ты увяз в Матрице» (The Matrix has you… ). Неизвестный даёт ему указание «следовать за белым кроликом» . Нео встречает девушку с татуировкой в виде белого кролика. Следуя за ней, он приходит в ночной клуб. Там он знакомится с девушкой-хакером по имени Тринити (англ. Trinity - Троица), которая обещает раскрыть Томасу тайну Матрицы. Для этого Нео должен встретиться с тем, кто его давно ищет, - Морфеусом , которого власти считают опаснейшим террористом.

У Нео не остается времени для колебаний, потому что его компьютерными преступлениями уже заинтересовались так называемые «агенты», своеобразные «охранники» Матрицы. Арестовав Нео на работе, агенты допрашивают его и предлагают сотрудничество. Нео отказывается, и агенты вживляют ему жучка. Морфеус предлагает молодому человеку увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две капсулы - синюю, приняв которую, Нео проснётся в своей постели и будет считать, что ему всё приснилось, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. Нео выбирает красную капсулу.

Нео попадает в жуткий разрушенный мир, который оказывается настоящим реальным миром. Он узнаёт, что привычный ему мир является иллюзией, порождённой искусственным интеллектом суперкомпьютера. Планета погружена в вечный сумрак, города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными машинами, чтобы производить энергию, необходимую машинам для выживания. Те немногие, кто смог сохранить сознание, прячутся в катакомбах и ведут партизанскую войну против машин, научившись самостоятельно входить и выходить из Матрицы.

Последним городом человечества является расположенный глубоко под землёй Зион (Zion - Сион), из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы для спасения подключённых к ней людей. Один из таких кораблей носит название «Навуходоносор », и его капитаном является Морфеус. Он верит, что Нео - Избранный, который уже рождался, когда только Матрица была создана, с редкой возможностью изменять всё вокруг и подстраивать Матрицу под себя, именно он и спас первых людей из движения сопротивления машинам, раскрыл им правду и сможет навсегда спасти человечество от власти роботов. В разум Нео загружают все виды боевых искусств, чтобы он мог противостоять агентам. Морфеус проверяет Нео в бою, в котором он сначала легко одолевает его, но потом Нео удаётся одолеть Морфеуса. Далее он учит Нео совершать огромные прыжки, но у Нео это не получается с первого раза, как и у всех. Команда удивляется этому, так как если он Избранный, то законы матрицы должны быть ему по силам.

Однако в экипаже «Навуходоносора» появился предатель Сайфер (Cypher ), готовый променять жизнь своих друзей и свободу разума на иллюзию счастья, предлагаемую Системой. Сайфер выдаёт своих бывших друзей агентам - охранным программам Матрицы, которые жаждут получить коды доступа к Зиону, когда вся команда направляется к Оракулу Пифии , чтобы Нео смог узнать, избранный он или нет. Оракул предсказывает, что Нео должен будет сделать выбор между своей жизнью и жизнью Морфеуса. Морфеус попадает в плен к агентам, спасая Нео. Сайфер убивает половину команды, но Тэнку, оператору, удается его убить с помощью винтовки Теслы. Нео и Тринити ценой сверхчеловеческих усилий спасают своего капитана и когда они почти выходят из Матрицы, агент Смит успевает прострелить телефонную трубку и Нео не успевает выйти. Нео решает вступить в схватку с агентом, так как Пифия сказала, что каждый решает для себя сам, кем ему быть. В тяжёлой схватке Нео с трудом удается обезвредить одного агента и бежать от остальных. Когда он уже заходит в комнату с телефоном, Смит убивает его. Однако Нео, ощутив в себе силу, оживает (так как на самом деле он и есть Избранный). Он с лёгкостью уничтожает Смита, разрушив его программный код.

В конце фильма Нео звонит по телефону: он обещает, что покажет людям, запертым в Матрице, что они на самом деле живут в мире, где нет правил и границ - в мире, где «возможно всё», после чего взмывает в небо.

В ролях

Персонаж Актёр Роли дублировали
Нео / Томас Андерсон Киану Ривз Всеволод Кузнецов
Морфеус Фишборн, Лоуренс Владимир Вихров
Тринити Керри-Энн Мосс Елена Соловьёва
Агент Смит Хьюго Уивинг Владимир Антоник
Пифия Глория Фостер Светлана Старикова
Сайфер Джо Пантолиано Леонид Белозорович
Тэнк Маркус Чонг Андрей Бархударов
Агент Браун Пол Годдард Никита Прозоровский
Агент Джонс Роберт Тэйлор Андрей Градов
Эпок Джулиэн Араханга Борис Шувалов
Маус Мэтт Доран Андрей Казанцев
Свитч Белинда МакКлори Марианна Шульц
Дозер Энтони Рэй Паркер Алексей Мясников
Слепец Стив Додд

На роль Морфеуса также пробовались Гэри Олдмен и Сэмюэл Л. Джексон .

Съёмочная группа

Перед началом съемок ведущие актеры тренировались целых четыре месяца, изучая основы восточных единоборств. Длилось это обучение с октября 1997 года по март 1998 года. Актеры не ожидали таких нагрузок и были полностью уверены, что для получения практических навыков хватит и нескольких недель. Несмотря на обучение, некоторые съёмки поединков не обошлись без инцидентов: во время съёмок боя между Морфеусом и Смитом Хьюго Уивинг, блокируя удар Лоуренса Фишбёрна, чуть не сломал тому руку; сам же Киану Ривз перед съёмками перенёс операцию на шее и поэтому не дрался так много в фильме, как планировалось.

Дизайн

«Код Матрицы» в фильме изображается бегущими вниз зелёными символами. Эти символы есть не что иное, как совокупность зеркально отображённых букв латиницы, цифр и слогов японского алфавита - катаканы. На код Матрицы похожи также дождь, стекающий по окну машины (в сцене под мостом), и струи воды мойщика окон (в сцене в офисе). Цветовая гамма в мире Матрицы отчётливо зелёного цвета, а в реальном мире больший акцент ставится на синем.

Подобные «текущие символы» встречаются в аниме-фильме «Призрак в доспехах », только там они бегут горизонтально. Вачовски сами признаются, что были вдохновлены этим аниме, также выполненным в стиле киберпанк . Такие же горизонтальные символы видны на мониторах пришельцев в фильме «День независимости », что вышел «всего» на 3 года раньше.

Визуальные эффекты

Музыка

Композитором фильма стал Дон Дэвис. Он заметил, что эффект отражения очень часто используется в фильме: отражения красной и синей таблеток в очках Морфеуса; Тринити наблюдает, как агенты сажают Нео в свою машину, через зеркало заднего вида на мотоцикле; отражения в гнущейся ложке; отражение вертолёта в окнах небоскрёба. Дэвис сфокусировался на теме отражений, когда начал писать музыку, сменяя оркестровые темы на контрапунктические идеи.

Саундтрек

Выпуск

«Матрица» впервые вышла в США 31 марта 1999 года, за два месяца до ожидаемого фантастического фильма «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза ». Фильм собрал 171 млн долл. в США и 460 млн во всём мире и позже вышел на DVD , разойдясь более чем 3-миллионным тиражом только в США.

Отзывы

Награды

В 2000 году фильм получил четыре премии «Оскар » в номинациях :

  • Награда: «лучший звук » (Джон Т. Рейц, Грегг Рудлофф, Дэвид А. Кэмпбелл, Дэвид Ли);
  • Награда: «лучший монтаж звуковых эффектов » (Дэйн А. Дэвис);
  • Награда: «лучший монтаж » (Зак Станберг);
  • Награда: «лучшие визуальные эффекты » (Джон Гаета, Джанек Сиррс, Стив Кортли, Джон Тум).

Кроме «Оскаров», фильм также получил 28 премий и 36 номинаций :

  • 1999 - премия «BMI Film Music Award» (Дон Дэвис)
  • 1999 - премия «Bogey Award in Gold»
  • 1999 - премия «Золотой экран» (Golden Screen)
  • 1999 - премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучшее действие»
  • 1999 - премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучшее художественное оформление и продажа»
  • 1999 - премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучший монтаж»
  • 1999 - премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучшее шоу»
  • 1999 - премия «Выбор рецензентов» (Reader’s Choice Award) в категории «лучший иноязычный фильм» (братья Вачовски)
  • 2000 - премия «Сатурн » (Saturn Award) в категории «лучший режиссёр » (братья Вачовски)
  • 2000 - премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший научно-фантастический фильм»
  • лучший актёр » (Киану Ривз)
  • 2000 - номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие костюмы» (Ким Баррет)
  • 2000 - номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший грим» (Никки Гули, Боб Маккэррон, Уэнди Сайнсбари)
  • 2000 - номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие спецэффекты» (Джон Гаета, Янек Сиррс, Стив Кортли, Джон Там)
  • 2000 - номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший актёр второго плана » (Лоренс Фишберн)
  • 2000 - номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший сценарий » (братья Вачовски)
  • 2000 - номинация на премию «Аманда » (Amanda, Норвегия) в категории «лучший иностранный фильм» (братья Вачовски)
  • 2000 - премия «Эдди» (Eddie) в категории «лучший монтаж художественного фильма» (Зак Стейнберг)
  • 2000 - номинация на премию «Excellence in Production Design Award» в категории «художественный фильм» (Оуэн Патерсон, Мишель Макгэй, Хью Бэйтап)
  • 2000 - номинация на премию Японской киноакадеми в категории «лучший иностранный фильм»
  • 2000 - премия «BAFTA» в категории «лучшее достижение в визуальных эффектах» (Джон Гаета, Янек Сиррс, Стив Кортли, Джон Там)
  • 2000 - премия «BAFTA» в категории «лучший звук» (Джон Т. Рейц, Грегг Радлофф, Дэвид Э. Кэмпбелл, Дэвид Ли, Дэйн Э. Дэвис)
  • 2000 - номинация на премию «BAFTA» в категории «лучший оператор » (Билл Поуп)
  • 2000 - премия «BAFTA» в категории «лучший монтаж » (Зак Стейнберг)
  • 2000 - премия «BAFTA» в категории «лучший дизайн» (Оуэн Патерсон)
  • 2000 - номинация на премию «Чёрная бобина» (Black Reel) в категории «лучший актёр» (Лоренс Фишберн)
  • 2000 - премия «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимый актёр» (Киану Ривз)
  • 2000 - премия «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимый актёр второго плана» (Лоренс Фишберн)
  • 2000 - номинация на премию «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимая актриса» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 - номинация на премию «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимый злодей» (Хьюго Уивинг)
  • 2000 - номинация на премию «Brit » в категории «лучший саундтрек»
  • 2000 - премия «CAS Award» в категории «лучшее исполнение звукового микширования в художественном фильме» (Джон Т. Рейц, Грегг Радлофф, Дэвид Э. Кэмпбелл, Дэвид Ли)
  • 2000 - номинация на премию «CDG Award» в категории «высокое качество дизайна одежды для фильма» (Ким Баррет)
  • 2000 - премия «Golden Slate» в категории «лучший актёр в ведущей роли» (Киану Ривз)
  • 2000 - премия «Golden Slate» в категории «лучшая актриса в ведущей роли» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 - премия «Golden Slate» в категории «лучшие визуальные эффекты»
  • 2000 - премия «Империя » в категории «лучший дебют» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 - премия «Империя» в категории «лучший фильм»
  • 2000 - номинация на премию «Золотой спутник» (Golden Satellite Award) в категории «лучшие визуальные эффекты» (Джон Гаета, Стив Кортли, Брайан Кокс)
  • 2000 - номинация на премию «Грэмми » (Grammy) в категории «лучший альбом саундтреков»
  • 2000 - номинация на премию «Хьюго » (Hugo) в категории «лучшая постановка »
  • 2000 - номинация на премию «Image Award» в категории «выдающийся актёр в кинофильме» (Лоренс Фишберн)
  • 2000 - номинация на премию «Image Award» в категории «выдающийся кинофильм»
  • 2000 - премия «Ключевое искусство» (Key Art Award) в категории «лучшее аудиовизуальное шоу»
  • 2000 - премия «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучшие визуальные эффекты» (Джон Гаета)
  • 2000 - номинация на премию «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучший монтаж» (Зак Стейнберг)
  • 2000 - премия «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучший дизайн» (Оуэн Патерсон)
  • 2000 - премия «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучший сценарий» (братья Вачовски)
  • 2000 - премия «MTV Movie Award » в категории «лучший поединок» (Киану Ривз, Лоренс Фишберн)
  • 2000 - премия «MTV Movie Award» в категории «лучшее исполнение роли мужчины» (Киану Ривз)
  • 2000 - премия «MTV Movie Award» в категории «лучший фильм»
  • 2000 - номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «лучшее ведение боя» (Киану Ривз, Лоренс Фишберн)
  • 2000 - номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «лучший экранный дуэт» (Киану Ривз, Лоренс Фишберн)
  • 2000 - номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «крупное достижение в женской роли» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 - премия «Золотая плёнка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звук - эффекты» (Дэйн Э. Дэвис, Том Бреннан, Джулия Эвершад, Эрик Линдерманн, Дэвид Гримальди, Сьюзан Дудик, Валери Дэвидсон, Нэнси Бэйкер, Дэвид Макрилл, Барбара Делпич, Фрэнк Лонг, Ноэл Макинтош, Джон Ройсч, Хильда Ходжес, Джон Т. Рейц, Грегг Радлофф, Дэвид Э. Кэмпбелл, Кевин Э. Карпентер, Мэри Джо Ланг, Кэролин Тапп)
  • 2000 - номинация на премию «Золотая плёнка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звук - диалоги» (Дэйн Э. Дэвис, Чарльз У. Риттер, Джулия Эвершад, Сьюзан Дудик)
  • 2000 - номинация на премию «Золотая плёнка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звук - музыка» (Лори Л. Эшлер, Зигмунд Грон, Джордан Корнголд)
  • 2000 - номинация на премию «Небьюла » (Nebula Award) в категории «лучший сценарий» (братья Вачовски)
  • 2003 - премия «Artistic Achievement Award» (для DVD-релиза)
  • 2005 - номинация на премию «Golden Satellite Award» в категории «лучший киносериал»

Последователи «Матрицы»

Коммерческий успех «Матрицы» дал «зелёный свет» для создания продолжений (сюжетные намётки трилогии задумывались авторами изначально, однако студия требовала определиться с результатами проката первого фильма). В результате в кинотеатрах скоро появилась вторая часть «Матрица: Перезагрузка », а спустя всего 5 месяцев - и «Матрица: Революция ». Новые фильмы содержали ещё более впечатляющие спецэффекты. История теперь концентрируется на предстоящей атаке Машин на город людей - Зион. Нео представляет свои новые умения и также узнает об истории Матрицы, своей роли Избранного и пророчества об окончании войны.

Также независимо был выпущен сборник из девяти анимационных короткометражных фильмов «Аниматрица ». Большинство из фильмов создано в стиле аниме , который очень сильно повлиял на трилогию. Братья Вачовски одобрили «Аниматрицу»; наметили сюжетные ходы эпизодов, однако во всех случаях, кроме первого эпизода, доверили аниматорам самостоятельное написание сценариев и их режиссуру.