Конспект литер чтения пришвина ребята и утята. М.Пришвин помогал людям и природе
Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели: познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
Задачи:
Воспитывающие: бережное отношение к природе;
Развивающие: развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
Образовательные: познакомить с произведением М.М. Пришвина
Оборудование: учебник, презентация, портрет Пришвина.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
У: Ребята, урок начнём мы с вами с проверки домашнего задания. Итак, на дом вам было задано выразительное чтение стихотворения Берестова «Кошкин щенок».
Почему Берестов назвал своё стихотворение «Кошкин щенок»?
Д: Берестов назвал своё стихотворение «Кошкин щенок», потому что у кошки был приёмный сын – щенок.
Как кошка относилась к щенку?
Д: Кошка любила щенка, она о нём заботилась и мыла его язычком.
Какое отношение мы должны передать в интонации?
Д: Читая, мы должны передать чувства заботы взрослых о детях и нравоучения, воспитания.
(прочтение 2-3чел., оценка)
Изучение нового материала.
У: А сейчас мы с вами начнём изучение творчества – Пришвина Михаила Михайловича. (1 слайд)
Пришвин родился в Орловской губернии Елецкого уезда. Здесь он провел свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.(слайд 2)
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату».
(слайд 3)
После 1917 г. жил в Ельце, а в 1922 г. переехал в Талдом, уездный город Тверской губернии. В 1923 г. он начал автобиографический роман «Кащеева цепь» и окончил его в последние дни своей жизни.
В 1930-е гг. писатель ездил по всей стране, отыскивая сюжеты для своих книг. Он побывал на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, о чем и написал книги «Дорогие звери» (1931), «Корень жизни» (1933). Умер в 1954 г. в Москве.(слайд 4)
У: Пришвин писал книги не только для детей, но и взрослых. Вот небольшая выставка его произведений. Здесь представлены такие книги, как: «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца», «Вася Весёлкин», «Золотой луг», «Ребята и утята», «Медведь», «Лесная капель». Почти все произведения Пришвина, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка и ещё Пришвин очень любил писать об охоте.
Физкультминутка.
А теперь ребята встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Ознакомление с рассказом.
У: А сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с таким рассказом Пришвина, как «Ребята и утята». Но сначала проведём словарную работу. В тексте вам попадутся незнакомые слова, их значение я вам сейчас объясню:
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.(слайд 5)
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. (слайд 6)
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. (слайд 7)
Овсяное поле – поле, засеянное овсом. (слайд 8)
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 9)
Физкультминутка.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-за ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
Первичное чтение и проверка восприятия.
Прочтение рассказа учителем.
1) Ребята, а вам понравился рассказ? (выслушиваются ответы детей)
2) Как вы думаете, почему рассказ назван «Ребята и утята»?
Д: Этот рассказ так назван, потому что главными героями являются ребята и утята.
3) Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?
Д: Этот рассказ поучительный.
4) Хорошо, а чему тогда учит этот рассказ?
Д: Этот рассказ учит тому, что утят обижать нельзя, с ними надо быть вежливыми.
Вторичное чтение и анализ.
У: Итак, вы прослушали целый рассказ, а сейчас мы будем читать рассказ по частям.
Д: (прочтение 1 части)
У: Как можно озаглавить первую часть?
Д: Утка повела утят к озеру.
У: Хорошо. На что решилась уточка чирок-свистунок?
Д: Уточка решилась провести своих утят из леса в озеро на свободу.
У: Где находилось озеро, к которому утка хотела провести утят?
Д: Болото было далеко, на кочке, в болотном лесу.
У: Где шла мать утят?
Д: Мать шла позади.
У: Объясните, почему уточка шла позади?
Д: Уточка боялась потерять своих утят из виду и была встревожена в местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба.
У: Правильно, она боялась за жизнь своих утят, ведь они совсем маленькие ещё, а люди для них были большими и могли причинить им опасность. Какую бы картинку вы нарисовали к этой части?
У: А сейчас, давайте перейдём ко 2 части рассказа.
Д: (Прочтение 2 части)
У: Как вы озаглавили бы 2 часть рассказа?
Д: Ловля утят.
У: Кого утята встретили около кузницы?
Д: Около кузницы утята встретили ребят.
У: Что начали делать ребята?
Д: Ребята зашвыряли шапками.
У: Правильно ли поступили ребята?
Д: Нет, ребята поступили не правильно. Они должны были пропустить утят дальше, а не обижать их.
У: Правильно. Так значит какой мы можем сделать вывод?
Д: Утят обижать нельзя, с ними надо быть вежливым, так как они маленькие и беззащитные.
У: Что делала мать, пока ребята ловили утят?
Д: Мать бегала с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны.
У: Какое же чувство испытывала мать, когда ловили её утят?
Д: Уточка испытывала чувство страха за своих детишек.
У: А какую бы картину вы нарисовали под эту часть рассказа?
Д: (выслушиваются ответы детей)
У: Верно. Читаем 3 часть.
Д: (Прочтение 3 части)
У: Как озаглавим 3 часть?
Д: Приказ взрослого.
У: Кто подошёл к ребятам?
Д: Он спросил, зачем ребята ловят утят и где мать-утка?
У: Что ответили ему ребята?
Д: Ребята сказали, что она сидит на холме.
У: Что он приказал сделать ребятам?
Д: Он приказал идти и возвратить всех утят матери.
У: Как ребята отреагировали на приказ взрослого? Найдите в тексте.
Д: Ребята обрадовались приказанию и побежали с утятами на холм.
У: Поменялось ли отношение ребят к утятам?
Д: Да, ребята стали вежливо обращаться с утятами, и отнесли детишек к матери.
У: Что начала делать мать, когда ушли ребята?
Д: Утка бросилась спасать своих сыновей и дочерей.
У: Какой рисунок вы бы нарисовали к этой части.
Д: (выслушиваются ответы детей)
У: Правильно. Перейдём к чтению последней части рассказа.
Д: (прочтение 4 части)
У: Как озаглавим эту часть рассказа?
Д: Утята продолжили своё путешествие.
У: Куда продолжила своё путешествие семья?
Д: По овсяному полю, в обход деревни.
Д: Он крикнул: «Счастливый путь, утята!»
У: Что приказал он ребятам?
Д: Он им сказал, чтобы ребята сняли шапки и тоже кричали «до свидания!».
У: Правильно.
У: Какую картину вы бы нарисовали к этой части?
Д: (выслушиваются ответы детей)
У: Хорошо. А что вы можете сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?
Д: Он поступил правильно. Он объяснил ребятам, что с утятами нужно быть вежливее, нельзя их обижать.
Д: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.
У: Верно. А сейчас откройте с.134 и прочитайте пословицы и попробуйте объяснить их значение и отнести их к нашему рассказу.
У: Что означает первая пословица?
Д: В первой пословице говорится о том, какой человек в действительности, такие и у него поступки. Так, в рассказе мальчики-хулиганы начали забрасывать утят шапками, а вот заступник заботился об уточке и её утятах.
У: Как вы понимаете вторую пословицу?
Д: Пословица говорит о том, что чем быстрее поможешь, тем больше поможешь кому-то. Так, Пришвин, остановив ребят, помог утятам продолжить путь к озеру.
У: А что вы скажите про третью пословицу?
Д: Здесь говорится о том, что за нужное дело нужно стоять смело. В рассказе Пришвин настоял на том, чтобы ребята отнесли утят к матери и счастливо их проводили, тем самым правильно.
Подведение итогов и домашнее задание.
У: С каким писателем вы сегодня познакомились на уроке?
Д: Сегодня мы познакомились с Михаилом Михайловичем Пришвиным.
У: С каким рассказом вы познакомились сегодня на уроке?
Д: Мы познакомились с таким рассказом, как «Ребята и утята».
У: Ребята, возьмите в руки кружочки и если ответ ваш будет «да» вы показываете зелёный кружок, если «нет», то жёлтый.
Вам понравился урок?
Вам было интересно на уроке?
Вы узнали что-нибудь новое для себя?
У: Откройте сейчас дневники и запишите домашнее задание: с.135, задание 6.
Ребята, сегодня на уроке вы работали хорошо, молодцы.
8.12.2016г.
Класс: 2 класс
Тема урока:
М.Пришвин «Ребята и утята»
Цель урока:
знакомство с творчеством и биографией М. Пришвина
Задачи урока:
Образовательная:
Познакомить с творчеством и биографией М. Пришвина
Развивающая:
Продолжить развивать навык выразительного, осознанного чтения, расширять и обогащать словарь, развивать речь и мышление учащихся.
Воспитательная:
Воспитывать гуманное отношение к животным, к родной природе.
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Формы организаций урока: общеклассные, индивидуальные.
Оборудование: портрет писателя, карточки со словарными словами, выставка книг, иллюстрации к рассказу, учебник.
Ход урока:
I. Организация внимания
-проверка готовности к уроку.
-психологический настрой:
Учитель: Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
Дети: Тепло
Учитель: Всегда дарите друг другу улыбку и тепло! И вы будете нравиться людям!
Вводное слово учителя.
Учитель: -Мы живем на нашей планете и порой не замечаем, что нас окружает удивительный неповторимый мир природы. Мы живем в нем, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее-жизнь.
Сообщение темы и целей урока.
Умению видеть прекрасное, любоваться красотой природы мы будем у замечательного писателя, удивительного человека, М.М.Пришвина, познакомимся с его произведением, будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. Познакомимся поближе с писателем.
II. Основная часть:
Обращение к портрету.(сообщение ученика).
Михаил Пришвин родился в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей, Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Обращение к выставке книг
Вот уже несколько десятков лет Пришвина нет с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает мудрее, умнее и великодушнее. Вы можете увидеть следующее книги. (обращение к выставке книг).
Мы узнали о жизни и творчестве писателя. А сейчас мы познакомимся с произведением М.М.Пришвина, только сначала отгадайте ребус, отгадав его вы поймете о чем это произведение.
Ребус (на доске)
Сумка минус С, М=Т получается УТКА
- Как можно ласково назвать утку?
-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.
Учитель: Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).
Чирок – свистунок.
Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально. В Казахстане чирки-свистунки обитают к югу до Уральска, Атбасара, Юго-Западного Алтая и Зайсанской котловины.
- Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята».
Первичное чтение
1.– А сейчас приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова. (Читает учитель).
– Ребята, понравился вам рассказ?
- О ком этот рассказ?
- К какому жанру оно относится?
-Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему?(ответ детей)
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке.
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим
До лужайке добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
Выше руки, Шире плечи.
Раз, два, три! Дыши ровней
От зарядки станешь крепче
Станешь крепче и сильней.
2. - Вы отметили слова. Назовите их.
- давайте прочитаем это слово на доске (если оно есть, читаем с постановкой ударения).
- Как вы понимаете значение этого слова?
В ОБХОД ДЕРЕВНИ - обходя стороной, не заходя в деревню.
ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.
ВОДА СПАЛА – меньше стало воды
КУЗНИЦА – мастерская с горном для ручной ковки металла, для подковывания лошадей.
ЗАШВЫРЯЛИ – закидали
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.
МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.
Вторичное чтение
3.- Мы с вами будем читать рассказ и делить его на части. (Дети читают текст по очереди, учитель останавливает их в конце каждой части). Затем предлагаются вопросы по тексту.
1)Чтение 1 части:
- Куда решила перевести уточка своих утят?
- Какой был путь к озеру? Почему?
- Как можно озаглавить эту часть?
2)Чтение и нахождение 2 –ой части.
- Кто увидел утиную семью?
- Как они отнеслись к утятам?
- Как вела себя уточка, когда ребята ловили птенцов?
- Кто подошёл к ребятам?
- Как он отнёсся к поступку ребят?
- Что рассказчик потребовал от них?
- Что вы можете сказать о ребятах?
- Какие они?
- Как бы вы озаглавили эту часть?
-3) Переходим к последней части.
- Как ребята отнеслись к требованию автора?
- Чем рассказчик рассмешил ребят?
- Каким вы его представили?
- Как мы назовём эту часть?
Обобщающая беседа (по вопросам учителя)
– Ребята ловили утят. Хорошо это или плохо? Почему?
- Как бы вы поступили? (ответ детей)
4. – Рассмотрите рисунок к этому произведению.
- Выберите к этому рисунку подходящее название:
Встреча с ребятами.
Прощание с утятами.
Дорога к озеру.
- Расположите название каждой части по порядку
Обращение к пословице.(на доске)
«Чего себе не пожелаешь, того и другому не делай.»
- Подходит ли пословица к произведению? Что она обозначает?
- Как автор называет уточку с утятами? (семья)
-А утят? (дочки и сыновья)
-Как уточка ведет себя, когда ребята ловят её утят? Какая она мать?
-А вы задумывались о том, что у животных тоже есть семьи, есть мамы и папы.-Как у каждого человека есть мама, так и у каждого животного, будь то птенчик или зайчонок, есть мама. Мама всегда заботится, оберегает и конечно же, переживает за своих дочек и сыновей.
III. Заключитеельная часть:
-Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
- Кто написал этот рассказ?
- Чему учит это произведение?
Д/з: выразительное чтение рассказа
-Оценивание работы детей на уроке.
- На этом наш урок подошел к концу. Спасибо вам за урок!
НОМИНАЦИЯ «ПРЕДМЕТНЫЕ РАЗРАБОТКИ»
Предмет – начальные классы, литературное чтение
Уровень образования школьников – 2 класс.
Предназначение – для групповой и фронтальной работы.
Урок построен с применением технологии критического мышления и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.
Урок более углубленного анализа литературного произведения, он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на выработку умений и навыков анализировать произведение на языковом, идейном уровнях, анализировать свою деятельность, и деятельность одноклассников. Планируемый объём учебного материала, и сложность информации учтены с возрастными особенностями 8-летних школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.
ТЕМА: М.М.Пришвин «Ребята и утята»
Цели: знакомство с творчеством и биографией М. Пришвина
Задачи урока:
Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Формы организаций урока: общеклассные, индивидуальные.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте внимательны, активны на уроке.
Учитель.Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.
Как называется раздел, который сейчас познаем?
Учащиеся.
- «Мои самые близкие и дорогие или моя семья»
Учитель.
Кто для вас самые близкие люди на земле? Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.
Актуализация знаний.
Рассказ о М. Пришвине.
Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
Какого человека можно назвать неравнодушным?
Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек
(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)
М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей.
М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др.
Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.
Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина. А кто будет главные герои мы узнаем, отгадав загадку (слайд)
Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
Прочитайте его название «Ребята и утята».
– Кто видел маленьких утят?
– Где?
Ответы учащихся. Варианты ответов
В рассказе говорится о ребятах и утятах
Ребята и утята маленькие, им нужно подрасти.
Говорится о взаимоотношениях человека и животных.
Ребята поступили не правильно по отношению к утятам.
Ребята поняли, что маленьких нельзя обижать, о них надо заботиться.
Учитель.
А как проверить ваши предположения?
Учащиеся.
- Итак, какова основная цель нашего урока
Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?
(на доске – слова- помощники: узнать, познакомиться, определить)
* Узнать о жизни и творчестве писателя
* Познакомиться с новым произведением
* Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке
Работа с текстом до чтения
В тексте вам встречается незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
Холм – небольшой бугорок. Слайд 11
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (слайд 12)
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км. (слайд13)
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. (слайд 14)
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 15)
Кузнеца – помещение, где работают кузнецы. (слайд 16)
Б) читает учитель произведение
В) первичное восприятие текста
Учитель.
Какие чувства у вас возникли?
Какую ошибку совершили дети?
Исправили ли они свою ошибку?
Кто им помог её исправить?
Что вы можете сказать об этом человеке?
А как бы вы поступили на месте детей, когда увидели утку и утят за деревней?
Не захотелось ли бы вам поймать утят? Почему?
Ответы учащихся.
Физпауза
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш
И опять настала тишь.(Сели)
Чтение текста по частям до слов
1 остановка. Вот тут их увидела ребята….
Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
- На свободу.
Что значит для утят свобода?
Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
Докажите строчками из произведения.
Сколько надо было идти до озера?
- 3 версты
Сколько это километров?
- Чуть больше 3 километров.
Это много или мало для человек?
А для маленькой уточки?
Прочитай, как шла мать-уточка с утятами.
Почему уточка-мать шла позади утят?
Какие враги были у уток?
Докажите строчками из произведения.
Кто страшнее?
Почему?
Поработайте в парах и озаглавьте эту часть
2 остановка. – Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у ребята…
Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
Докажите строчками из произведения.
Зачем ребята это делали?
- Просто так, для забавы.
Как вела себя уточка, когда ловили ее утята?
Докажите строчками из произведения.
Могла ли утка кричать?
Докажите строчками из произведения.
Ее немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
А какое чувство пережили утята?
Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
А какое слово вы кричите, когда боитесь?
- Мама
А ваша мама переживает за вас?
Как она ведет себя при этом?
Как в рассказе чаще всего называют уточку?
- Мать.
А какая она мама?
- Заботливая.
Вам ее жалко?
Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, который испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
- Утята пойманы, что собираются делать ребята?
3 остановка…и побежали с утятами на холм.
Кто помешал мальчишкам?
Смогли ли они объяснить свой поступок?
Какое приказание дал им взрослый?
Докажите строчками из произведения.
Назовите слова, которые показывают строгость автора.
Что делали бы вы, оказавшись рядом?
- Что сделает уточка-мать, когда увидит, что ее детей отпустили?
4 остановка. Ребята надо мной засмеялись.
Что сделала уточка-мать, когда ее детей отпустили?
Докажите строчками из произведения.
Как шла уточка-мать в начале рассказа?
А почему сейчас она побежала вперед?
- Хотела быстрее увести детей от врагов.
Как Пришвин попрощался с утятами?
Что он сделал при этом?
Докажите строчками из произведения.
Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
- Знак уважения.
Перед кем этот знак уважения?
Почему?
Как мальчишки на это прореагировали?
Предложите, как поступит М.М. Пришвин дальше?
Чтение до конца.
Что можно сказать о ребятах?
Как их назвал рассказчик?
Как можно назвать их по-другому?
Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
Что пожелали люди уточке?
Нужно ли было пожелание людей уточке?
Почему?
Докажите строчками из произведения.
Слайд 18-19 ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Слайд 20. Подбор пословиц к произведению.
Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. Прочитайте их про себя.
Умел ошибиться, умей и…. исправиться.
Добрый пример лучше ста… слов.
Сначала думай – потом… делай.
Сей добро, посылай….., оделяй….
Дитя плачет, а у матери сердце…. болит.
К кому из действующих лиц подходят эти пословицы? Почему?
5.Закрепление.
Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение
Слайд 21. Работа по карточкам тестам
п/н
Вопрос
Ответ +/-
1.
Произведения «Ребята и утята» - это сказка
2.
Главными героями были дети и семья уточки
3.
При встречи с утятами ребята пропустили их вперед
4.
Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами
5.
Пришвин разговаривал с ребятами ласково
6.
Ребята смогли объяснить свой поступок
7.
Уточка бросила своих утят
8.
Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды
Слайд 22. ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ И НА СЛАЙДАХ
Определение главной мысли рассказа.
Почему?
Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь.
6. Итог урока
Слайд 24. В одном из своих рассказов М.М. Пришвин сказал: «Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни – от человека».
Напишите на ладошках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание. Другими словами человек испытывает такие же чувства, как и к своей семье.
- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 25)
Мои молодцы друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разных цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя
Так давайте к ней мы будем
Относится как друзья
И при всем честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе,
Но со знанием и умом!
О братьях наших меньших (12 ч.)
1.Сформировать систему знаний по теме братья наши меньшие в произведениях русских писателей.
2. Воспитывать бережному отношению к животным, братьям нашим меньшим.
3.Развивать умения речи обучающихся.
Пересказывать фрагменты с использованием слов из текста, кратко и подробно.
Определять основную мысль произведения.
Объяснять поведение героев.
Определять свое отношение к персонажам, обосновывать его.
Сравнивать героев произведений, главные мысли произведений.
Выделять из списка слова, близкие по смыслу.
Находить в словаре и в сносках значение незнакомых слов.
Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста. Читать по ролям , передавать интонацию говорящих.
Описывать внешний вид персонажа.
Сопоставлять персонажей разных произведений.
Делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план произведения.
Составлять план произведения.
Привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей.
Рассказывать о прочитанном, обосновывать свое отношение к произведению
Передавать в рисунке впечатление, произведенное литературным произведением.
Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию.
Оценивать свое отношение к учебе.
Объяснять значение устойчивых выражений.
Находить сходство и различие в значении однокоренных слов.
Выяснять значение слов в толковом словаре в конце учебника.
Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку.
Находить нужные книги в библиотеке.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КОНСПЕКТ УРОКА
Учитель: Мартынова Е.В
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Учебный предмет: литературное чтение
Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Литературное чтение: учебник для 2 класса в 2-х ч.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Рабочая тетрадь в 2-х ч
Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новогоматериала.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, толковый словарь И.С. Ожегова, выставка произведений М.М. Пришвина, картинка «утка с утятами»