Исследовательская работа на тему: «Удивительные явления природы. Айсберг

Кто хочет полетать над Исландией (ледниковая лагуна Йокульсарлон. 360° Аэрофотопанорама) жмем на ссылку выше. А потом посмотрим фото красивых айсбергов и узнаем о них чтоб нибудь интересное.

"Корабль плыл в 270 метрах от шельфового ледника, когда от его края с громким треском отломилась огромная глыба весом примерно в миллион тонн Главная масса отломившейся ледяной горы то поднималась высоко из воды, то снова ныряла, скрываясь из виду Это повторялось много раз, причем от нее все время отламывались куски, и она становилась все меньше и меньше Когда грохот утих, посреди многочисленных белых обломков осталась прекрасная голубая гора, словно сердцевина цветка среди спавших лепестков". Так поэтично и в то же время документально точно описывает картину рождения айсберга знаменитый австралийский полярник, покоритель Южного магнитного полюса и самого южного вулкана Земли — Эребуса — Дуглас Моусон.

Грозные плавучие ледяные горы представляют собой огромные массивы льда, отколовшиеся от сползающих в море ледников или отломившиеся, как описывает Моусон, от краев гигантских ледяных щитов, покрывающих Антарктиду и Гренландию Момент откола айсберга — грандиозное и страшное зрелище, сопровождающееся жутким грохотом, напоминающим пушечную канонаду Вся поверхность моря приходит в это время в сильное волнение, а образующиеся волны так велики, что опрокидывают шлюпки и далеко отшвыривают небольшие рыболовные суда.

АЙСБЕРГИ, крупные глыбы пресного льда, отломившиеся от ледников, спускающихся в море или приледниковое озеро (обычные плавучие льдины и паковые льды образуются при замерзании поверхности моря). Основными источниками айсбергов служат фиордовые ледники Гренландии и шельфовые ледники Антарктиды. Длина антарктических айсбергов иногда достигает 80 км. Некоторые айсберги возвышаются над поверхностью воды более чем на 60 м. В зависимости от формы айсбергов их подводная часть в 7-9 раз больше надводной. Направление дрейфа айсбергов зависит главным образом от океанических течений, поэтому айсберги часто движутся против ветра.


Слово «айсберг» переводится на русский, как "ледяная гора" В этом нет преувеличения, так как айсберги действительно достигают огромных размеров. В океане встречались ледяные исполины длиной в десятки и даже сотни километров и высотой в сотни метров. Еще в 1854¬1864 годах ученые целых десять лет следили за движением айсберга-гиганта, который имел длину 120 километров и высоту 90 метров. А в 1927 году с норвежского китобойного судна заметили ледяной остров, достигавший длины в 170 километров. Но самый большой айсберг был обнаружен в антарктических водах в 1956 году. Его длина составляла 385, а ширина — 111 километров. По площади он был равен почти половине такой страны, как Словения, или трем Люксембургам!

А самый высокий айсберг был встречен в 1904 году у Фолклендских островов в Южной Атлантике. Высота пика этой ледяной горы составила 450 метров!

Из-за того, что лед легче воды, а также благодаря пузырькам воздуха, находящимся в ледяных кристаллах, айсберги имеют хорошую плавучесть. При этом на поверхности моря видно лишь одну восьмую часть ледяной горы, остальная ее масса находится под водой. Поэтому айсберги движутся силой морских течений, а не воздушных потоков, и часто плывут против ветра и даже сквозь ледяные поля толщиной до двух метров. Горе кораблю, вмерзшему в такое ледяное поле — айсберг раздавит его, как спичечную коробку!

Антарктические айсберги редко продвигаются далеко на север в Индийский океан и южную часть Тихого, где проходят основные судоходные пути, хотя их и встречали в 160 км к югу от Австралии. В Южной Атлантике айсберги дрейфуют с Фолклендским течением от мыса Горн к мысу Доброй Надежды. Северная часть Тихого океана отделена от Северного Ледовитого (за исключением узкого Берингова пролива) и свободна от айсбергов. 10-15 тыс. айсбергов ежегодно откалываются от западно-гренландских ледников, много их поступает из восточной Гренландии и с северо-восточного арктического побережья Канады. Лабрадорское течение переносит эти айсберги на юг, вдоль Ньюфаундленда, а затем Гольфстрим влечет их через Атлантику в северо-северо-восточном направлении. С апреля по август айсберги в изобилии встречаются на оживленных североатлантических судоходных линиях и круглый год могут наблюдаться в районах к северу от 43° с.ш. Иногда на юге они попадались вплоть до широты Азорских островов.


В ясную погоду благодаря своей блестящей поверхности айсберги видны издалека. Ночью буруны образуют предупредительную белую линию вокруг их основания. В тумане они плохо различимы на расстоянии свыше 90 м, и до изобретения радара обнаруживались с помощью корабельной сирены, звук которой отражался от их поверхности. Гибель первоклассного лайнера «Титаник» в 1912 была результатом неосторожности, и это явилось причиной действующих до сих пор очень строгих правил безопасности мореплавания. В безлунную ночь с 14 на 15 апреля судно продолжало двигаться со скоростью 22 узлов, несмотря на полученные по радио предупреждения о наличии в этом районе плавающих льдов. Оно столкнулось с айсбергом через 40 с после того, как тот был замечен, и затонуло через 2 ч 40 мин, унеся 1513 жизней.


"Родителями" айсбергов являются обширные ледники Гренландии, Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа и острова Канады. Оттуда ежегодно "стартуют" в плавание 18 тыс. айсбергов.

Процесс рождения айсберга неторопливый. Область ледника медленно сползает на воду, подгоняемая непогодой и подмываемая набегающими волнами. Затем отколовшаяся часть ледника с грохотом падает в воду. Находящиеся в айсберге пузырьки воздуха, а также из-за того, что лед легче воды айсберг имеет хорошую плавучесть.

Процесс рождения айсберга сопровождается очень интересными и непохожими ни на что другое звуками


На поверхности плоских айсбергов часто находят большие озера, иногда до двадцати километров в диаметре. На таких ледяных островах встречаются также реки и ручьи, стекающие в море красивыми водопадами. Одна из таких рек достигала в длину четырех километров, а в глубину — двенадцати метров.

Морская вода промывает в айсбергах глубокие туннели и пещеры. Иногда, впрочем, пещеры достаются ледяной горе "в наследство" от породившего ее ледника. Образовавшиеся при движении ледяных языков по горным склонам трещины могут затем смыкаться вверху, если ледник выходит на равнину, и тогда внутри него остаются длинные подледные полости, которые со временем приближаются к берегу и отправляются вместе с содержащей их ледяной глыбой в дальнее плавание.

Внутренность этих подледных, или, точнее, «внутриледовых», пещер представляет собой зрелище изумительной красоты. Вот что рассказывает об этом один из участников советской антарктической экспедиции 1965 года:

"Округлый коридор высотой примерно в три метра уходил в глубь ледяной горы. Волнистые стены были из гладкого, точно отполированного льда. Необычайный голубовато-синий свет проходил через весь ледяной массив, мягко струился, переливаясь в ледяных стенах. На сосульках играли отблески света, проникавшего во входное отверстие. Фантастический голубой цвет стен, игра света, пар, клубами вырывавшийся изо рта, настраивали на торжественный лад. Мы невольно говорили шепотом и медленно шли по коридору... Ветвящиеся во все стороны ходы пронизывали айсберг, и самым удивительным в них были огромные ледяные кристаллы, свисавшие с потолка и сплошь покрывавшие стены. Это был иней, сходный с тем, который можно увидеть на окнах в морозный день, но только увеличенный во много раз.

Ледяные иглы, как цветы самых причудливых форм, сверкали и искрились в голубом рассеянном свете. Страшно было не только двигаться, но и дышать среди этой необычайно хрупкой и неописуемой красоты. Мы зажгли спички, и они неожиданно вспыхнули ярко-красным пламенем. Конечно, огонь от зажженной спички казался таким ярким по контрасту с голубоватым освщением пещеры, но это не делало его менее красивым."

Однажды наши моряки встретили у берегов Антарктиды даже «поющий» айсберг. Вода промыла в нем сквозные отверстия, в которых ветер устраивал довольно мелодичные «концерты», словно играя на огромной флейте.

Порой айсберги напоминают очертаниями средневековые замки или сторожевые башни. Их называют пирамидальными. Но чаще встречаются плоские, так называемые столовые айсберги. Иногда попадаются и цветные плавучие острова: черные, зеленые или желтые. Предполагают, что причиной необычной окраски айсбергов является покрывающая их вулканическая пыль.


Интересно, что плавучие ледяные горы можно встретить не только в морях и океанах. На Тянь-Шане, у подножья величественного пика ХанТенгри, находится ледниковое озеро Мерцбахера. Когда в 1920-е годы к озеру впервые вышла научная экспедиция, ее члены с удивлением увидели, у берегов Гренландии что по озеру плавают большие айсберги, оторвавшиеся, очевидно, от образовавшего озеро ледника Иныльчек. Один из ученых экспедиции так описывал увиденную картину:

"Айсберги, искрясь в лучах южного солнца, плавали в воде. Ледяные башни и замки, опушенные снегом и горящие на солнце мириадами снежных кристаллов, полупрозрачные гроты на поверхности айсбергов, свисающие сосульки, играющие всеми цветами радуги, — все это создавало сказочное впечатление".


Айсберги всегда представляли серьезную угрозу для морских судов. Особенно опасны в этом отношении гренландские айсберги, которые ветры и течения гонят на юг, к берегам Северной Америки, где пролегают оживленные судоходные трассы. Причем если в марте ледяные горы доходят лишь до острова Ньюфаундленд, после чего тают и исчезают, то в октябре они порой доплывают до широты Нью-Йорка, создавая опаснейшее препятствие на пути трансокеанских лайнеров, следующих из Европы в США и обратно.

Опасность усугубляется тем, что в этом районе холодное Лабрадорское течение встречается с теплыми водами Гольфстрима, отчего возникают густые и продолжительные туманы. Между тем айсберги высотой до 20-30 метров (а таких большинство в Северной Атлантике) даже в ясную ночь различимы лишь с расстояния в 500-600 метров, что не позволяет капитану, пусть и скомандовавшему "Полный назад!", избежать столкновения с роковым препятствием.

Величайшая морская катастрофа XX века вынудила морские державы принять меры для того, чтобы избежать подобных трагедий в будущем. В результате в 1913 году был создан Международный ледовый патруль в Северной Атлантике. Патрульные суда и самолеты следят за появлением айсбергов и предупреждают по радио проходящие суда. За год патруль выявляет до четырехсот опасных ледяных гор, на которых устанавливают специальные радиобуи или красят их поверхность яркой оранжевой краской.

Однако даже патрулирование не дает полной гарантии избежать столкновений. Так, уже в наши дни, в 1959 году, датское судно "Ханс Хедхоф" врезалось в тумане в айсберг и затонуло со всеми пассажирами и экипажем. Погибли 95 человек. Опасность представляет и подход на близкое расстояние к плавучей ледяной горе. Подтаивающие снизу айсберги постепенно теряют устойчивость и могут внезапно перевернуться, погубив при этом неосторожно приблизившееся судно.

Опрокидывание айсберга наблюдали с борта теплохода «Обь» в море Девиса, и очевидцы так описывают это событие:

"В тихую погоду раздался сильный грохот, сравнимый по силе с артиллерийским залпом. Находящиеся на палубе увидели на расстоянии не более одного километра медленно переворачивающийся пирамидальный айсберг высотой около сорока метров. От его надводной части отрывались огромные глыбы льда и с грохотом падали в воду. Когда надводная часть айсберга с шумом погрузилась в воду, от нее стала расходиться довольно крупная зыбь, вызывавшая качку судна. На поверхности моря среди обломков медленно покачивалась новая холмообразная и неровная вершина айсберга".

Многие крупные айсберги живут в море по нескольку лет. В Антарктике на них нередко поселяются большие колонии пингвинов и других морских птиц. Некоторые даже устраивают там гнезда. Долговечность айсбергов натолкнула людей на мысль попробовать применить их для снабжения пресной водой засушливых стран в Африке и Аравии. Так возник проект буксировки крупных айсбергов специальными судами к берегам Персидского залива, с тем чтобы использовать образующуюся при их таянии воду для водоснабжения и орошения полей. Подсчитано, что количество воды, образующееся при растоплении одного айсберга средних размеров, равно годовому стоку крупной реки. Время покажет, насколько реальным окажется осуществление такого проекта.

Во время бурной погоды корабли, плавающие у берегов Антарктиды, нередко используют айсберги для защиты от бушующих волн, укрываясь на их подветренной стороне от шторма. А летчики антарктических экспедиций иногда избирают их плоскую поверхность в качестве посадочной полосы. Конечно, при этом надо всегда помнить о коварном характере ледяных островов и быть начеку. Ведь поведение айсбергов непредсказуемо и в любой момент от него можно ждать сюрприза.


Вот как «пошутил» однажды айсберг с канадским пароходом «Поршиа». Это случилось в 1893 году. «Поршиа» совершал круиз с большой группой туристов на борту, как вдруг впереди по курсу показалась плавучая ледяная гора. Пассажиры попросили капитана подойти поближе — уж больно красив был айсберг, хотелось получше разглядеть его и сфотографировать крупным планом. Но только судно подплыло вплотную к айсбергу и туристы защелкали фотоаппаратами, как случилось что-то непонятное. Неведомая сила начала поднимать «Поршиа» из воды. Через несколько секунд судно уже оказалось над поверхностью моря на огромном ледяном уступе айсберга, который до того находился под водой. По-видимому, ледяная гора раскачивалась в воде, и когда пароход приблизился к ней, наклон позволил судну проплыть над подводным карнизом. Затем айсберг стал крениться в другую сторону и поднял пароход в воздух. К счастью, это длилось недолго. Когда айсберг вновь наклонился обратно, судно оказалось в воде, не получив даже легких повреждений. Полным ходом капитан направил пароход прочь, подальше от ледяной ловушки. О том, что могло случиться, если бы айсберг перевернулся, пассажирам не хотелось даже думать.


Надо сказать, что, несмотря на вполне заслуженную мрачную славу, айсберги производят на впервые видящего их путешественника поразительное впечатление своей какой-то неземной, сказочно-романтической красотой. Формы их могут быть самыми причудливыми и необычными: то это гигантский снежно-белый лебедь или холмистый островок с широкими долинами, в которых не хватает только уютной деревеньки, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами и отвесными скалами, образующими красивые, живописные бухты. Встречаются айсберги, похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на колонну на красивом пьедестале, на пирамиду, на старинный город со стенами, башенками и подъемными, мостами...

И тот, кому довелось увидеть на темной глади моря их фантастические очертания, напоминающие плавающие очарованные замки, белоголубые, сине-зеленые или розовые на закате, уже никогда не забудет этого величественного и прекрасного зрелища.


Даже относительно небольшая ледяная гора толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной полкилометра содержит в себе почти 150 млн. т пресной воды, причем совершенно чистой, лишенной примесей и загрязняющих веществ.

Конечно, осуществить эти проекты нелегко.Нужны мощные буксиры и надежные тросы.Важно проложить наиболее выгодный путь айсберга в океане, чтобы использовать попутные течения и ветры, и сделать так, чтобы айсберг таял медленнее.





Айсберг - одно из тех географических понятий, которое в той или иной мере знакомо большинству людей. Все знают об огромных кусках льда, плавающих в океанах и создающих опасность для кораблей. Особенно «популярными» стали айсберги после выхода на мировые экраны культового американского фильма «Титаник». Кто не слышал о том, что шикарный лайнер затонул после столкновения с огромным айсбергом! Но как образуются айсберги - с точностью знают не многие люди.

Где возникают айсберги

Если взять точный перевод с немецкого языка, то «айсберг» - это «ледяная гора». Действительно, многие айсберги напоминают своими очертаниями горы: высокие, крутые склоны, отвесные стены, острые пики. Впрочем, некоторые из айсбергов выглядят совсем по-другому: они напоминают исполинские столы, или даже ледовые поля. Поэтому всё же правильнее будет считать, что айсберги - не ледяные горы, а просто огромные куски льда, самой разной конфигурации.

Почти все айсберги мира образуются в двух районах: у берегов Антарктиды и возле самого крупного острова планеты - Гренландии. Соответственно, первую группу называют Южными, а вторую - Северными. Посчитать количество айсбергов в океане не представляется возможным, ведь эта цифра непрерывно меняется, но учёные (гидрологи и гляциологи) уверены: в любой момент времени в Мировом океане находится, как минимум, 40 тысяч айсбергов!

Как айсберги попадают в океан

Механизм образования айсбергов совершенно незатейлив и прост. Огромные ледовые поля, которыми покрыты Антарктида и Гренландия, постепенно стекают к океану, как реки текут в моря. Только скорость этого течения в тысячи раз медленнее. Тем не менее, рано или поздно, ледовый панцирь достигает береговой линии и кусками откалывается в воду.

Понятно, что Антарктида, являясь материком и обладая многокилометровым слоем льда, рождает айсберги значительно крупнее, чем Гренландия. К примеру, в 2000 году от этого материка откололся айсберг, площадью в 11 тыс. км²! На такой «льдинке» могло бы уместиться четыре мегаполиса, подобных Москве!

Не стоит думать, что айсберги Гренландии - безобидные малыши. Они тоже порой достигают в периметре нескольких сотен метров, возвышаясь над водой на десятки метров. Именно айсберг из Гренландии погубил «Титаник» в 1912 году.

Дальнейшая судьба айсбергов

Отколовшись от родных берегов, айсберг начинает своё долгое плавание в водах Мирового океана. Морские течения уносят их на сотни, а то и тысячи километров от «места старта». Оказавшись в воде, ледяной исполин начинает интенсивно таять, и, в любом случае, его судьба предопределена. Тем не менее, крупные айсберги способны оставаться в воде долгие месяцы, а иногда и годы! Например, айсберг, о котором мы упоминали выше, наблюдался около 10 лет. Но это, конечно, совсем редкие, крайние случаи.

Плывущий айсберг до сих пор очень опасен для кораблей, находящихся в океане. Заметить ледяную глыбу непросто, тем более, что айсберги часто окружены слоем густого тумана, возникающего из-за разницы температур в окружающей его воде. Опасность состоит ещё и в том, что видимая, надводная часть айсберга - это только примерно десятая часть всей ледовой массы. Большая часть её «тела» спрятана под водой, ведь лёд легче воды, и плавает на поверхности подобно куску дерева.

Учитывая это, капитаны суден не подплывают близко к айсбергам, ведь их подводные уступы могут простираться в стороны на сотни метров. К тому же тёплая морская вода неравномерно «подгрызает» основание айсберга. Бывали случаи, когда, в результате подобного подтаивания, айсберг внезапно «кувыркался», ложась на бок или даже переворачиваясь вверх ногами. Конечно, такое может произойти только с «крошками», имеющими периметр не более сотни метров.

Типы айсбергов

Учёные различают несколько типов айсбергов, ориентируясь на место их возникновения и форму:

  • Шельфовые айсберги . Рождаются в Антарктиде, характеризуются огромными размерами и относительно плоской поверхностью.

  • . Наблюдаются как на севере, так и на юге планеты. Форма поверхности может быть самой разной: плоской, односкатной, гористой.

  • . Поверхность довольно ровная, но наклонена в одну сторону. Преобладают возле Антарктиды, но встречаются и в окрестностях Гренландии.

На некоторых крупных айсбергах, живущих годами, могут образовываться собственные внутренние озёра, огромные пещеры или даже небольшие реки. Человек не только опасается айсбергов, но и научился использовать их в своих целях. К примеру, в окрестностях Антарктиды вслед за айсбергами на некотором расстоянии иногда следуют суда, используя их в качестве огромного ледокола.

Отмечается, что в последние десятилетия айсбергов образовывается намного больше, чем это наблюдалось раньше, к тому же они становятся всё крупнее и крупнее. В этом проявляется глобальное потепление на планете, сокращение ледников.

Можно много рассказывать об айсбергах, их природе, можно перечислять их «рекорды». Но в этой статье мы узнали, как образуются айсберги, эти удивительные и немного опасные, морские исполины, молчаливые странники океанов.

Нашу Землю называют голубой планетой. И не случайно. Ведь 70% земной поверхности составляет вода. Вода существует не только в жидком, но и в твердом состоянии (при отрицательных температурах). Твердая вода – это лед, ледники, составляющие ледовый панцирь Земли. Ледники – это многолетние массы льда, образованные за счет собирания и преобразования снега, которые движутся под действием силы тяжести и принимают форму потоков, выпуклых щитов или плавучих плит (шельфовых ледников). Полярные ледники почти всегда выходят к океанам и морям и активно с ними взаимодействуют, поэтому их называют «морскими». Ледники могут вторгаться в холодные мелководные моря, выдвигаясь на материковый шельф. Лед погружается в воду, что приводит к образованию шельфовых ледников – плавучих плит, состоящих из фирна (спрессованного пористого снега) и льда. От них периодически откалываются айсберги. На контакте с морем ускоряется движение ледяных потоков, их концы всплывают, образуя плавучие языки, которые тоже становятся источником огромного количества айсбергов.

«Айс» по-немецки - лед, «берг» - гора. Айсберги - это крупные обломки ледников, спускающихся с суши к морю. Их далеко уносят морские течения. И удивительное дело - иногда ледяные горы плывут как будто бы против течения. Происходит так потому, что над поверхностью воды возвышается только восьмая или девятая часть всего айсберга, остальная погружена глубоко в воду, где течение порой противоположно тому, что на поверхности.

В переводе на русский язык слово «айсберг» значит «ледяная гора». Это действительно плавающие горы изо льда, рожденные сползающими в море ледниками. Конец ледника на какое-то время повисает над морем. Его подтачивают приливы, морские течения, ветры. Наконец он обламывается и с грохотом падает в воду. Ежегодно ледяные потоки образуют десятки кубокилометров льда в год. Все ледники Гренландии ежегодно выбрасывают в океан более 300 км3 льда, ледяные потоки и шельфовые ледники Антарктиды – не менее 2 тысяч км3.

Гренландские айсберги — часто настоящие ледяные горы куполовидной или пирамидальной формы. Они могут возвышаться над водой на 70 – 100 м, что составляет не более чем 20-30% их объема, остальные 70-80% скрыты под водой. С Восточно-Гренландским и Лабрадорским течениями массы айсбергов выносятся до 40-500 северной широты, в отдельных случаях даже южнее.

Встреча с айсбергами в океане опасна. Ведь его подводную часть не видно. В 1912 году большой пассажирский пароход «Титаник» плыл из Америки в Европу, столкнулся в тумане с айсбергом и затонул. Но случилось, что в антарктических водах айсберги сослужили добрую службу китобойной флотилии «Юрий Долгорукий». Сильнейшие штормы мешали морякам перегрузить готовую продукцию на рефрижератор и взять топливо с танкера. И тут моряки увидели два айсберга рядом. Вокруг ходили высокие волны, а между ними была лишь легкая зыбь. Моряки рискнули стать между айсбергами и под их защитой произвести необходимую перегрузку. Кажется, это единственный случай, когда айсберги помогли морякам. Но айсберги не только величественное явление природы. Они могут служить источником пресной воды, которой все более остро не достает людям. Уже разрабатываются проекты «отлова» и буксировки айсбергов в безводные районы, такие как Саудовская Аравия, Юго-Западная Африка.

Любое творение природы уникально и неповторимо. Ледяные горы в океане – незабываемо красивая и величественная картина. Они имеют самые причудливые формы и удивительно окрашены. Они напоминают гигантские кристаллы драгоценных камней: ярко-зеленые, темно-синие, бирюзового цвета. Так преломляются солнечные лучи в идеально чистых и насыщенных пузырьками воздуха полярных льдинах. По причине этих пузырьков, которые значительно легче воды, айсберги погружены в воду только на пять шестых своего объема.

Истинные размеры айсбергов намного превосходят воображение. В Арктике эти горы льда возвышаются над уровнем моря в среднем на 70 м, достигая иногда высоты 190 м, а длина некоторых из них доходит до нескольких километров. На таких ледяных островах вели свою работу дрейфующая станция «Северный полюс – 6» и первые американские арктические станции в Северном Ледовитом океане. Плосковерхие же громады антарктических айсбергов имеют среднюю высоту надводной части 100 м, а некоторые из них поднимаются над водой на 500 м и имеют длину 100 км и более.

Морские течения и ветры подхватывают айсберги и выносят их из полярных морей на океанский простор. В Южном полушарии крупные антарктические айсберги особенно далеко проникают в Атлантический океан, здесь они доходят до 260 южной широты, т.е. до широты Рио-де-Жанейро, в Тихом и Индийском океанах айсберги не заплывают севернее 50-400 южной широты.

В Северном полушарии особенно много арктических айсбергов выносится Восточно-Гренладским и Лабрадорским течениями в Атлантический океан, где они достигают широты Англии. И здесь, на путях оживленного трансатлантического судоходства, они представляют серьезную угрозу для кораблей. Но современные корабли оснащены совершенными приборами, которые на большом расстоянии предупреждают о приближении любого препятствия, в том числе и айсбергов.

С помощью айсбергов, как мы уже говорили, можно было бы решить проблемы снабжения засушливых районов Земли пресной водой. Известному американскому океанологу и инженеру Джону Айзексу пришла в голову заманчивая идея – прибуксировать крупный айсберг к берегам страдающей от безводья Калифорнии, а воду, образующуюся при таянии айсберга, использовать для орошения засушливых земель. Можно предполагать, что колоссальная масса льда, которая даже в жарком калифорнийском климате будет таять очень медленно, может вызвать усиленную конденсацию атмосферной влаги и выпадение дополнительных осадков. Это приведет к увеличению запасов воды в водохранилище и некоторому уменьшению сухости климата на прилегающем к айсберге участке побережья. Это может быть использовано и в других засушливых областях земного шара, и, прежде всего в Австралии.

Самые крупные айсберги рождаются гигантскими ледниками Антарктиды. Время от времени в леднике образуются глубокие трещины, и он раскалывается на отдельные блоки. Рождение айсберга - эффектное зрелище. Огромная масса льда с грохотом, напоминающим чудовищной силы взрыв, обрушивается в воду. Оказавшись в воде, айсберг отправляется в плавание. Течения рано или поздно выносят его в более теплые широты, где его омывают теплые воды и он медленно тает под лучами солнца. Но особенно крупные айсберги успевают продвинуться далеко на юг, если это арктические айсберги, или далеко на север, если - антарктические. Всего за год от ледяного покрова Арктики отрывается около 26 тыс. айсбергов. Крупнейший айсберг был зарегистрирован в море Росса в октябре 1987 г. Он откололся от ледяного панциря Антарктиды. Площадь великана - 153 на 36 км.

В течение года примерно 370 айсбергов создают угрозу для навигации. Поэтому в открытом океане за ними ведется неусыпное наблюдение специальной службы. Над поверхностью моря айсберги могут достигать высоты 100м, но большая часть их находится под водой. Плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотным туманом - это водяной пар более теплого воздуха сгущается над ее холодной поверхностью. В 1912 г. в густом тумане столкнулся с айсбергом большой пассажирский пароход «Титаник», пересекавший Атлантический океан. Пароход, на котором плыли в Америку две тысячи двести пассажиров, затонул. Погибло полторы тысячи человек. Много лет спустя, в 1959 г., такая же участь постигла датский корабль «Хедтоф». Он тоже затонул в Северной Атлантике. Айсберг представляет собой своеобразное хранилище пресной воды.

Даже относительно небольшая ледяная гора, толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной полкилометра, содержит в себе почти 150 млн. тонн пресной воды , причем очень высокого качества. Этого количества воды хватило бы на целый месяц такому гигантскому городу, как Москва, с многомиллионным населением. В США разрабатываются проекты транспортировки айсбергов к многомиллионному городу Лос-Анджелес, к портовым городам Южной Америки, Африки, Австралии. Трудностей встает, конечно, немало. Нужны очень мощные буксиры, надо научиться надежно закреплять айсберг тросами, а доставив в порт, позаботиться о том, чтобы он не слишком быстро таял. Важно проложить наиболее выгодный путь айсберга в океане, чтобы использовать попутные течения и ветры.

(Visited 62 times, 1 visits today)

После знаменитого блокбастера «Титаник» никому не надо растолковывать, что представляет собой айсберг. Ясное дело, огромная ледяная гора, плавающая в открытом море-океане.

Но на самом деле, многое в этом природном явлении остаётся неизвестным широкой публике. Вот, например, вы знаете…

Почему айсберг плавает?

Точнее, почему плавает по воде лёд? Если расплавить сахар и бросить в него кусочек рафинада, он утонет. Твёрдый воск тонет в собственном расплаве. Точно также ведут себя тысячи других веществ. А вот вода ведёт себя иначе.

В отличие от множества прочих жидкостей, её молекулы плавают в стакане или реке не сами по себе, а каждая соединена с четырьмя-пятью другими. А когда замерзает, то превращается в кристаллы, где «упаковка» молекул уже не такая плотная. То есть, лёд имеет меньшую плотность, чем вода, поэтому и всплывает. Вас ведь не удивит, если на воде плавает кусочек древесины или подсолнечное масло? У них тоже плотность ниже, чем у воды. А ведь замерзая, лед ещё и захватывает воздушные пузырьки. Как же ему не плавать!

«Ледяной горою айсберг из тумана вырастает…»

Айсберг может выплыть из тумана, из темноты, из-за угла. Но откуда вообще берутся такие горы льда? Даже если море будет замерзать, появятся плоские льдины, пусть толстые, но не такие бесформенные громадины, как айсберги.

На самом деле море тут и не при чём. Потому что айсберги рождаются… на суше, в приполярном Севере и Антарктиде. Вечные снега, покрывающие и северные горы, например, Гренландии, спрессовываются и превращаются в ледниковый щит толщиной свыше километра.

Под собственным весом ледники медленно сползают и их края нависают над океаном. От них с грохотом откалываются гигантские обломки. Иногда ещё на склоне поперёк ледового языка проходит трещина и его многотонный «кончик» сползает в воду. А дальше судьбу айсберга решают ветры и течения.

Пока он движется по мелководью, его острые подводные края могут глубоко пахать морское дно. Попав в открытые воды, он дрейфует. Подводная часть постепенно обрастает растительными организмами, к ней прикрепляются мелкие рачки. Сверху на айсбергах путешествуют птицы.


Самое впечатляющее в айсберге – его громадность. При том, что никто никогда не видел айсберга целиком сверху донизу: ведь свыше 90% его массы скрывается под водой. 75 метровая надводная высота и масса в 200 000 тонн в мире айсбергов – не редкость. Самый большой из зарегистрированных в Северной Атлантике имел видимую высоту 55-этажного здания. В 1956 году на юге Тихого Океана странствовал айсберг, который даже нельзя назвать горой – это был настоящий остров размером с Ирландию и побольше Бельгии. В 2000 году близ Антарктиды плавал айсберг массой свыше 3 000 000 000 000 (три триллиона!) тонн.

«И растает этот айсберг…»

Айсберг не обречён растаять. Он может надолго вмёрзнуть в толстый лёд, покрывающий море. Потом оттаять, поплавать и снова вмёрзнуть. Внутри-то ледяной горы температура держится на уровне –15…–20°С. Однако наружные слои постепенно истаивают, особенно, если айсберг окажется в тёплых широтах.

При таянии внутри айсберга образуются огромные пещеры, от ледяного монолита с шумов откалываются глыбы. Кстати, при таянии айсберг издаёт короткие шипящие звуки. Это вмёрзшие пузырьки сжатого воздуха освобождаются и лопаются, выскочив на поверхность океана. В конце концов, все миллионы тонн замёрзшей пресной воды превращаются жидкость и разбавляют океан. Живут айсберги в среднем года два.

Начиная с 1950-х годов, специалисты фиксируют общее уменьшение ледового покрова Антарктики. Его фрагменты айсбергами уходят в океан и, понятно, не возвращаются. Конечно, вместо них нарастает новый лёд, но общая устойчивость ледового щита уменьшается. Учёные опасаются, что к воде поползут огромные ледники и к чему это приведёт – никто не знает.

Гляди в оба!

Понятно, что даже не очень большие айсберги опасны для судоходства. Ныне крупные суда оснащены радиолокаторами, которые предупреждают экипаж о возможных неприятных сюрпризах.


С начала XX века налаживается международная система обнаружения айсбергов и слежения за ними. Сейчас эти задачи круглосуточно, независимо от земной погоды, выполняют космические аппараты. Каждый «новорождённый» айсберг получает своё кодовое имя (типа: D-16), судьбу ледовой горы отслеживают. Раскололась – «мониторят» за каждым крупным обломком. Похоже судьба полутора тысяч погибших на «Титанике» чему-то научила человечество.

Арктика и Антарктика – природные “предприятия” по производству уникальной экологически чистой продукции – айсбергов. Антарктические айсберги намного больше своих арктических собратьев. Это огромные массивы льда, порой их площадь достигает нескольких тысяч квадратных километров! Некоторые айсберги по размерам сравнимы с Крымским полуостровом.

Опасность айсбергов

В пустынных водах Антарктики айсберги не представляют особой опасности. Если они и интересуют еще кого-то, кроме капитанов нечасто подходящих к Белому континенту кораблей, то разве что ученых-гляциологов. Каждый крупный антарктический айсберг получает при “рождении” имя и за ним до последнего дня ведется наблюдение с самолетов и космических спутников. Куда большая проблема – арктические айсберги. Они дрейфуют по судоходным путям Северной Атлантики. Некогда морякам приходилось надеяться только на зоркость впередсмотрящего.

В начале XX века стали применять корабельные сирены. Их звук отражался от поверхности высоких айсбергов, предупреждая об опасности. А если навстречу попадался низкий экземпляр, то тут приходилось уповать исключительно на удачу. После трагической гибели “Титаника” в результате столкновения с огромной ледяной глыбой в 1914 году был создан Международный ледовый патруль. 13 стран договорились о патрулировании бассейна Северной Атлантики. До 1940-х годов дозор в регионе несли корабли. После окончания второй мировой войны наблюдения ведутся в основном с воздуха. Обнаружив айсберг, патруль определяет его точное местоположение, прогнозирует дрейф и потом дважды в сутки передает радиосводки находящимся поблизости судам.

Образование айсбергов

Облегчают жизнь моряков и радары, установленные на кораблях. Но полной гарантии безопасности не могут дать и эти современные средства. На первый взгляд ледники кажутся неподвижными. В действительности они очень пластичны и по консистенции напоминают густой мед. Под давлением собственного веса ледяная шапка расползается в разные стороны со средней скоростью 10-1000 метров в год. Когда края ледника выдвигаются в море, они становятся неустойчивыми и отламываются. Так образуются айсберги.


В крупных массивах льда с воздуха можно увидеть так называемые ледяные реки, когда льдины прокладывают себе русло и “текут” к открытой океанской воде. Достигнув края ледника и отломившись, они образуют плоские и ровные – столообразные – айсберги. А отличающиеся причудливыми формами глыбы, которые откололись непосредственно от ледников, гляциологи называют ледяными горами. Момент, когда возникнет айсберг, спрогнозировать сложно. В 1986 году в Антарктиде неожиданно откололся кусок ледника, на котором незадолго до этого обосновалась советская полевая экспедиционная база “Дружная-1”. Людей эвакуировали, а постройки базы так и дрейфовали с айсбергом на протяжении десяти лет.

Ежегодно от Антарктиды откалывается до 3,5 тысяч кубических километров льда . Шестой континент поставляет более 90% айсбергов планеты. Раз в 20-25 лет климатические колебания вызывают резкое увеличение числа образовавшихся антарктических глыб. В последний раз это явление было зафиксировано в 1986 году. Значит в скором времени можно ожидать очередного “урожайного года”. Дрейфующие со скоростью океанского течения ледяные глыбы быстро тают, приобретая самые фантастические формы на поверхности и под водой. А ветер, задувая в дыры и расселины айсберга, заставляет его таинственно гудеть.

Но формы айсбергов причудливее, и потому репертуар намного богаче. Приближаться к айсбергам опасно. Из-за таяния центр тяжести между его надводной и подводной частями все время смещается, и глыба может перевернуться в считанные секунды. В лучшем случае корабль заденет поднявшейся волной.

За время своего путешествия айсберги переворачиваются не один раз . Но это не останавливает любителей острых ощущений. Покорение айсбергов стало одним из видов экстремального спорта. Рискуют подходить к этим неустойчивым горам льда не только экстремалы.

Акватория айсберга – отличное место для рыболовства и охоты. Попав в теплые широты, айсберг начинает подтаивать, и вокруг него скапливается криль – планктонные морские рачки. Их привлекает прохладная вода. Следом сюда устремляются питающиеся крилем рыбы, а за ними – птицы, тюлени и медведи. Последними приходят охотники и рыбаки.

Экологически чистую воду айсбергов в прибрежных странах Северной Атлантики используют в пищевой промышленности, в частности для производства эксклюзивных алкогольных напитков. Особенно преуспели в этом канадцы, которые начали “промысел” айсбергов в 1971 году, отбуксировав первую ледяную глыбу в порт. Буксировка айсбергов в засушливые районы могла бы решить проблему питьевой воды, от нехватки которой на Земле страдают 2 миллиарда человек . Чистая прохладная вода айсбергов могла бы спасти погибающие рифы.

В России о получении пресной воды из ледяных глыб всерьез подумывают городские власти Владивостока. Сейчас в районы дрейфа айсбергов все чаще организуют туристические круизы, но моряки предпочитают оставаться на почтительном расстоянии. Благо, в ясную погоду сияющие на солнце “бродяги морей” видны издалека.