Какие художники жили в 19 веке. Русская живопись XIX века

Художник

В. Г. Перов

Художник Василий Григорьевич Перов – яркий представитель русского критического реализма в изобразительном искусстве 19 века. Он родился в декабре 1833 года в городе Тобольске в семье прокурора Г. К. Криденера. Родители обвенчались уже после его рождения, поэтому он не носил фамилию отца. Перовым его называл в детстве учитель грамоты, это прозвище и стало его фамилией.

В 1846-1849 годах В. Г. Перов учился в Арзамасской школе живописи под руководством А. В. Ступина. Самой значительной работой этого периода стала картина «Распятие». В 1853 году он поступил в Московское училище живописи , ваяния и зодчества. Наставниками В. Г. Перова в Москве были художники М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий и С. К. Зарянко. Вместе с ним учился будущий известный художник И. М. Прянишников. Большое влияние на художественный стиль В. Г. Перова оказали графические работы П. А. Федотова и английского художника У. Хогарта.
В годы ученичества В. Г. Перов много внимания уделяет социальной проблематике. Главными героями его картин становятся простые люди, главными сюжетами – обычная жизнь. Его ранние работы проникнуты сатирой, желанием показать окружающую действительность в реальном свете.Художнику это хорошо удается, его картины пользуются большой популярностью на выставках. В 1858 году картина «Приезд станового на следствие» была удостоена большой серебряной медали. За картины «Сын дьячка, произведенный в первый чин» и «Сцена на могиле», написанные в 1860 году, В. Г. Перов получил малую золотую медаль, за «Проповедь на селе», написанную в 1861 году, – большую золотую медаль и право на стажировку за границей.

Василий Григорьевич Перов известен, в первую очередь, как один из выдающихся художников 19 века, но мало кто знает, что его талант проявился и в области литературы. В 1875 году в газете «Пчела» было опубликовано несколько его рассказов о быте художников . В основу произведений легли воспоминания В. Г. Перова. В 1881-1882 годах «Художественный журнал» Н. Александрова опубликовал еще один цикл рассказов известного художника . В мае 1882 года художник В. Г. Перов умер от чахотки.

Живопись В. Г. Перова разнообразна в жанровом отношении: это и портреты, и религиозные сцены, и исторические сюжеты. Несомненно, главным достижением В. Г. Перова были картины социально-критической направленности, в которых художник изображал быт простых людей, их невежество и иллюзии.

Художник


И. И. Шишкин
Непревзойденный мастер пейзажа, член-основатель «Товарищества передвижных художественных выставок», художник Иван Иванович Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге. С детства мальчик проявлял интерес к природе, истории родного края, много читал, очень рано начал рисовать. Отец будущего художника не только не ограничивал увлечений сына, а способствовал развитию его талантов. В 1852 году И. И. Шишкин был зачислен в Московское училище живописи и ваяния. Его учителем и наставником стал академик Аполлон Мокрицкий.

В сложные 90-е годы, когда старшее поколение художников переживало творческий кризис, а молодое находилось в поисках новых путей развития живописи , И. И. Шишкин продолжал идти по выбранному много лет назад пути. Главной темой его творчества оставалась красота русской природы. В 1898 году он написал свою предпоследнюю картину – «Корабельная роща». Эта монументальная картина стала венцом всего творчества Ивана Ивановича Шишкина, непревзойденного мастера пейзажа. В марте 1898 года художника не стало. Он умер во время работы над очередной монументальной картиной «Лесное царство».

Художник

В. М. Васнецов

Творчество художника Виктора Михайловича Васнецова занимает особое место в русскойживописи 19 века. Вдохновение для написания картин он черпал в народной поэзии, русских сказках и былинах, в повседневной жизни простого народа. Благодаря этому все его картины очень поэтичны и близки по духу русским людям. В. М. Васнецов родился в 1848 году в вятском селе Лопьял в семье священника. Очень рано в нем пробудился интерес к народной культуре и, одновременно с этим, к живописи . По семейной традиции, мальчик должен был стать священником, но любовь к искусству заставила В. М. Васнецова сделать другой выбор.

В начале 1900-х годов в живописи В. М. Васнецова появляются религиозные темы, но и о сказочных сюжетах он тоже не забывает. В 1910 году он пишет картину «Баян», в 1913-1918 – «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем», в 1918 году заканчивает «Царевну-Лягушку», «Спящую царевну», в конце 10-х – начале 20-х годов 20 века пишет «Кащея Бессмертного» и «Царевну Несмеяну». В. М. Васнецов много работал до самого последнего дня своей жизни, создавая поэтичные образы всеми любимых сказочных героев. После революций 1905 и 1917 годов в этих образах появляются аллегорические черты, раздумья художника об общественно-политической ситуации в России, но это нисколько не умаляет художественных достоинств картин . В. М. Васнецов до конца жизни был верен принципам поэтического отражения мира, и всеми доступными средствами старался передать его красоту.


Художник
И. Н. Крамской


Художник и основатель «Товарищества передвижных художественных выставок» Иван Николаевич Крамской родился 27 мая (8 июня) 1837 года в Острогожске (Воронежская губерния) в бедной мещанской семье. С детства он стремился стать художником . В 1852 году поступил учеником к иконописцу, со следующего года стал работать ретушером в фотомастерской. В Петербург И. Н. Крамской приехал в 1857 году, работал в фотоателье А. И. Деньера. Осенью 1857 года он поступил в Академию художеств .

Портреты, написанные И. Н. Крамским в 80-е годы, полны глубокого психологизма, они отражают сокровенную суть человека. Наиболее удачно ему удалось изобразить в портрете характеры И. И. Шишкина, В. Г. Перова, А. С. Суворина, С. С. Боткина, В. С. Соловьева. В 80-х годах И. Н. Крамской стал очень популярным портретистом, у него появилось много заказчиков, в том числе, члены императорской фамилии. Он работал по 10-12 часов в сутки, и это, конечно, плохо сказалось на его здоровье. Иван Николаевич Крамской умер 24 марта (5 апреля) 1887 года в Петербурге, не дожив до пятидесяти лет.
И. Н. Крамской многое сделал для развития русской живописи второй половины 19 века. Он был талантливым художником , отстаивавшим высокие нравственные принципы в искусстве, замечательным портретистом, создавшим целую галерею знаменитых деятелей русской культуры и искусства второй половины 19 века. Кроме того, он обладал замечательными организаторскими способностями, что позволило ему стать основателем «Артели художников » и идеологом «Товарищества передвижников».

Художник

Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский (Айвазян) родился 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. Древний город, разрушенный недавней войной, пришел в полный упадок из-за эпидемии чумы в 1812 году. На старинных рисунках мы видим на месте когда-то богатого города груды развалин с едва различимыми следами пустынных улиц да отдельные уцелевшие дома.

Наконец, в 1898 году художник Айвазовский написал картину «Среди волн», которая была вершиной его творчества. До последнего дня он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления. Творчество Айвазовского было глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств , а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран. Умер Айвазовский 19 апреля (2 мая) 1900 года, восьмидесяти двух лет от роду.

Художник
В.Э. Борисов-Мусатов

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов – создатель своеобразных элегий в живописи Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 14 апреля 1870 года в Саратове в семье железнодорожного служащего.

В Тарусе художник Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение – большую акварель «Реквием» (1905, Государственная Третьяковская галерея), посвященную памяти безвременно умершего друга, Н. Ю. Станюкович – жены известного писателя. «Реквием» звучит печально-торжественно, символически передавая радости и горести человеческой жизни. Волею судьбы, это был реквием и самому автору. В ночь на 26 октября 1905 года художник Борисов-Мусатов умер. Он похоронен в Тарусе на высоком берегу, над Окой.


Художник

Л.А. Бруни

Родословная Льва Бруни читается как захватывающий исторический роман. Фамилия его - итальянская. Род художников Бруни был известен в Северной Италии и Швейцарии с ренессансного шестнадцатого века. По материнской линии – тоже сплошные художники . Сам Лев Бруни в детстве был уверен: «Все люди – художники ».

Знаменитым академическим живописцем был прадед Льва Александровича по отцовской линии, Бруни Федор Антонович. Его картина «Медный змий» - некогда второе по популярности отечественное историческое полотно (первое место, естественно, принадлежало «Последнему дню Помпеи»). По материнской линии – тоже сплошные художники . Блестящему акварелисту Петру Федоровичу Соколову, другому прадеду, позировал сам Николай Первый с семейством...

В его работах не происходит ничего, а точнее, происходит самое главное: гнутся под тяжестью мокрого первого снега деревья, блестят только что омытые дождем крыши, солнечный свет пронизывает лесную чащу... Все едино, прекрасно-одушевленно и хрупко. Эта хрупкость и мимолетность просто требуют того, чтобы быть запечатленными. И художник откликается на это безмолвное требование.

Он работает непрерывно, жизнь и искусство для него оказываются перепутанными, переплетенными. Творчество самой высокой пробы становится частью его повседневного быта; должно быть, оттого он с какой-то моцартовской беспечностью относился к своим уже завершенным работам и их дальнейшей судьбе. Когда в середине 30-х видный художественный критик А. Чегодаев решил отобрать на выставку несколько его произведений. Лев Александрович выдвинул из-под дивана обшарпанный чемодан. Он был доверху набит акварелями - помятыми, с краями то загнутыми для того, чтобы поместить листы в чемодан, то изгрызанными кем-то, - как выяснилось, собакой. Один лист был съеден примерно на треть. Потрясенный увиденным, искусствовед обратился к реставраторам.

Теперь эта спасенная акварель – одна из лучших работ Бруни среди тех, к сожалению, немногих, что хранятся в Третьяковской галерее. Розовая лягушка замерла между тонких травинок. Можно с долгим глубокомыслием рассуждать о том, что в визуальных искусствах аналогом звука выступает жест, движение, а пространство всегда – вместилище таинственной тишины и что в данной работе Льва Александровича именно пространство листа, превращаясь в пространство мира, имеет такое определяющее значение. Но, наверное, лучше просто остановиться посреди затягивающей жизненной суеты, чтобы посмотреть и увидеть. И с остротой, доступной обычно лишь детям да художникам , пережить удивление и восторг перед каждой каплей этого мира.


Художник
В.В.Верещагин

Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник , мастер батальной картины . Родился 14 (26) октября 1842 года в Череповце, в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду.

Вернувшись в Россию, Верещагин задумал новый цикл картин , теперь уже из отечественной истории, под общим названием «1812 год. Наполеон в России». Создавалась она на протяжении 1887 – 1904 годы и должна была представлять монументальную эпопею, посвященную народной войне. В картине «Не замай, дай подойти» показана партизанская засада в глухом заснеженном лесу. В произведении «На большой дороге. Отступление. Бегство» представлена разбитая армия Наполеона. Горстка измученных, замерзших французов и занесенные снегом орудия контрастируют с величием русской природы.

Однако материальные и творческие затруднения не позволили художнику до конца осуществить замысел. Остались ненаписанными картины , изображающие Кутузова и героизм русской армии. Последняя серия картин художника была посвящена испано-американской войне 1898 - 99 годы на Филиппинских островах и на Кубе. Всю свою жизнь Верещагин отдал благородной цели правдивого изображения войны, ее обличения. Художник -воин погиб на боевом посту в начале русско-японской войны, на взорванном японцами броненосце «Петропавловск».

Художник
М. Н. Воробьев

Воробьев Максим Никифорович (1787 – 1855) – художник-живописец , пейзажист, мастер городского пейзажа. Занимает значительное место в истории русской живописи как художник и как наставник целого поколения русских пейзажистов. Сын вахтера Академии художеств , Воробьев в десятилетнем возрасте поступил воспитанником в академию и оказал большие успехи в рисовании, перспективе, архитектуре (профессор Томас де-Томон) и пейзажной живописи ; наставниками его в последнем были Ф.Я. Алексеев и, вероятно, М.М. Иванов (пейзажист). Родживописи , избранный молодым художником или, вернее, назначенный ему академическим начальством, был архитектурно-пейзажный.

Самая оригинальная его художественная попытка, впрочем, более смелая, чем успешная, это – «Гроза» (удар молнии в дерево) с человеческой фигурой, скрывающейся от страшного явления, оптическая задача, почти невозможная для живописи . Техника картин Воробьева полна знания, обдумана и закончена, но при всем том свободна. Артистическая натура Воробьева выказалась еще в его занятиях музыкой: он прекрасно владел скрипкой. Материально Воробьев был главнейше поддерживаем заказами Государя и других высочайших особ, пожизненной пенсией за успешное выполнение палестинского поручения; кроме того, он писал картины для графа А.Х. Бенкендорфа, князя М.С. Воронцова, причем он нередко делал по их желанию повторения некоторых лучших своих картин . Однако под конец многие из его произведений не были никем приобретаемы, так что у художника составился целый музей его картин, которые разошлись по рукам лишь после его смерти, будучи разыграны в лотерею, не имевшую большого успеха. Главные картины Воробьева находятся во дворцах, в имении Фалл графа Бенкендорфа и в немногих частных собраниях. В Эрмитаже находится «Придел Голгофы». В настоящее время они не могут служить руководством и образцом; но в свое время Воробьев научил многому и многих не только пейзажистов, но даже жанристов и архитекторов.

Он, как и никто другой, не мог создать талантов, так что в длинном списке его учеников встречается больше тружеников (например, братья Чернецовы), чем талантов. Тем не менее в числе последних есть такие имена, как безвременно умерший Лебедев, Л. Лагорио и прекратившийхудожественную деятельность М.К. Клодт; А.П. Боголюбов, И.И. Шишкин, вначале были учениками Воробьева так же, как и братья Горавские и Гине, Дорогов.

Художник
Н. Н. Ге

Николай Николаевич Ге – знаменитый русский живописец . Родился 15 февраля 1831 году в Воронеже. Семья Ге родом из Франции, прадед Ге эмигрировал в Россию в конце восемнадцатого века и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком. Детство свое Николай Николаевич провел в деревне, 10 лет от роду был привезен в Киев и помещен в Первую киевскую гимназию, по окончании которой поступил на физико-математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского университета. В 1850 году. Ге бросил университет и поступил в АкадемиюХудожеств , где занимался под руководством П. Басина.

В последний период своей художественной деятельности Ге искал достижения иного идеала.Художнику , по его словам, талант дан для того, чтобы будить и открывать в человеке, что в нем есть дорогого, но что заслоняется пошлостью жизни. Главное в картине – мысль, главное значение Ге придавал сюжету и той религиозно-этической проблеме, которую он хотел разъяснить. Форма сделалась для него чем-то второстепенным и ненужным. Одно время, под влиянием Толстого, он даже бросил писать красками и иллюстрировал карандашом «Отче наш». Его дружба с Толстым осветила весь конец его жизни; они часто переписывались, делились своими планами, Ге постоянно советовался с Толстым относительно своих работ и всецело следовал совету последнего: «Картинами выскажите простое, понятное и нужное людям христианство».

Художник

М. К. Башкирцева

Мария Константиновна Башкирцева – русская художница . Родилась 11 ноября 1860 года близ Полтавы, в богатой дворянской семье. Первые годы Башкирцева провела в Харьковской области (в то время – губернии), в имении своей матери. В мае 1870 года Башкирцевы отправились за границу и, посетив Австрию, Германию и Швейцарию, поселились в Ницце. Здесь протекала ранняя юность будущей художницы , с детства проявлявшей многостороннюю даровитость и живую любознательность.

Работая над картиной «Скамья на загородном парижском бульваре», художница Башкирцева простудилась, и чахотка, медленно развивавшаяся у нее в течение нескольких лет, обострилась и унесла ее в могилу. Мария Константиновна Башкирцева умерла 31 октября 1884 года, около 24 лет от роду. После ее смерти «Французское общество женщин-художниц » устроило выставку всех произведений Башкирцевой, где публика могла убедиться в необыкновенном разнообразии и продуктивности ее таланта. Мария Константиновна оставила около 150 картин , эскизов и рисунков и, кроме того, несколько скульптурных этюдов, обнаруживающих в ней большой талант и в этом направлении. После этой выставки французская печать единодушно заговорила о Башкирцевой как о первоклассном таланте, как о художнице , обещавшей ряд гениальных произведений. Действительно, многие этюды художницы указывают на необычайную человечность и глубину ее энергичного, мужественного таланта.
Начатая картина «Святые жены после погребения Христа» как нельзя более подтверждает это мнение оригинальностью замысла, идущего вразрез с обычным академическим шаблоном. Лучшиекартины художницы Башкирцевой куплены французским правительством для национальных музеев. «Меeting» и пастельный «Портрет натурщицы» находятся в Люксембургском музее. В январе 1887 года состоялась выставка картин художницы Башкирцевой в Амстердаме – по инициативе и на средства общества амстердамских художников . Голландская художественная критика вполне подтвердила отзывы французской печати. В том же году вышел в печати у Charpentier «Дневник Башкирцевой». Это двухтомное издание представляет сокращение огромного рукописного материала, оставленного художницей . «Дневник» возбудил живой интерес публики и печати и в короткое время выдержал несколько изданий. Зимой 1890 года в «Nineteenth century» появилась посвященная «Дневнику» статья Гладстона, в которой знаменитый государственный деятель называет «Дневник» русской художницы одной из самых замечательных книг нашего столетия. На русском языке вышли очень небольшой книжкой только отдельные страницы «Дневника».

Александр Андреевич Иванов – знаменитый русский исторический живописец . Родился в Санкт-Петербурге, 16 июля 1806 года, одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую академию художеств и воспитывался в ней с поддержкой от общества поощрения художников , под главным руководством своего отца, профессора живописи А. И. Иванова.

Серьезное, вдумчивое отношение художника Иванова к предмету, полное отречение его от рутинных, академических взглядов и приемов, его приверженность к натуре, искание красоты не внешней и случайной, а обусловливаемой соответствием формы индивидуальному характеру и значению изображенных лиц, - все это завоевало творцу «Явления Мессии» горячее сочувствие преимущественно молодых художников , было для них настоящим откровением и оказала решительное влияние на многих из их числа. Однако Александру Иванову не суждено было увидеть плоды своего почтенного труда: еще продолжалась его выставка, и участь его картины еще не была решена, как он сошел в могилу, пораженный холерой, 3 июля 1858 года. После его кончины, "Явление Мессии" было приобретено императором Александром Вторым и пожаловано московскому публичному музею, в котором красуется и поныне. Кроме этой картины , составляющей один из драгоценных памятников русской живописи , крайне любопытны многочисленные наброски (пером, карандашом и акварелью) на темы Ветхого и Нового Заветов, которыми И. занимался в Риме, отрываясь по временам от своего главного труда. Они изданы в точных факсимиле Немецким археологическим институтом на счет капитала, завещанного ему с этой целью братом живописца , архитектором С. Ивановым.

Художник

К. П. Брюллов

Карл Павлович Брюллов – известный русский художник исторической, портретной и жанровойживописи . Родился в Петербурге 12 декабря 1799 года. Отдаленные его предки были французы, но отец – немец с французской фамилией (Brulleau), который был скульптор-резчик и живописец миниатюр. Сын уже с малых лет выказывал особенные способности к рисованию и получил первые уроки в этом искусстве от отца.

Брюллов писал не только масляными красками, но был и отличным акварелистом. Сюжеты акварели были жанровые, тем не менее, художник иногда унижался и до грубо эротических произведений. Болезнь заставила Брюллова в 1849 году отправиться для лечения на остров Мадеру, где он был одновременно с герцогом М. Лейхтенбергским. Пребывание на этом острове восстановило было его силы, но с приездом в Италию он опять почувствовал себя худо и скончался 12 июня 1852 года в местечке Марчиано, близ Рима. Он похоронен на кладбище Монте-Тестаччио в Риме. Брюллов при жизни имел, конечно, обширнейшие знакомства, особенно в обществе служителей искусства, но особенно близок он был к писателю Н. Кукольнику, композитору М. Глинке и актеру В. Самойлову. В числе учеников Карла Павловича некоторые получили впоследствии большую или меньшую известность. Федотов – жанрист-сатирик, ничем не похожий на своего учителя, Петровский, умерший почти в начале своего художественного поприща, Моллер – автор картин «Поцелуй» и «Проповедь Иоанна на острове Патмосе», Михайлов («Девушка ставит свечу перед образом»), Капков («Вдовушка» и «Татьяна, читающая свое письмо к Онегину»), известный выразительностью своих головок, и Шевченко. Карл Брюллов, несмотря на силу своего таланта, не создал школы. Было упомянуто о портрете Брюллова, писанном им самим; в «Последнем дне Помпеи» он изобразил себя на втором плане в видехудожника ; в Академии художеств в Петербурге находится гипсовый снимок с бюста Брюллова, работы И. Витали

Художник
И. Е. Репин

Илья Ефимович Репин - великий русский живописец . Родился 24 июля (по другим данным августа) 1844 года в Чугуеве, ныне Харьковской области, скончался 29 сентября 1930 года в селении Репино Ленинградской области. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863 года) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской Академии художеств .

После 1917 года Репин, живший в усадьбе «Пенаты» в Куоккале (с 1899 года), оказался за рубежом. (Куоккала до 1940 года принадлежала Финляндии.) Живя в Финляндии, Репин не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. В «Пенатах», где он умер и похоронен, в 1940 году был открыт мемориальный музей. Мемориальный музей Репина есть также в Чугуеве. В 1958 году в Москве открыт памятник Репину (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин). художества y Ивана Соколова и Качалова, которые отметили против него в ведомости за этот год. В 1757 году он числился мастером ландкартного дела с жалованьем по 300 рублей. Перспективе Махаев обучался y живописца Валериани и под его надзором снял множество проспектов. Умер 30 марта 1770 года.

К работам Махаева относят также и 34 вида (рисунки) разных городов: Новгород; Бронницкая гора близ Новгорода; Тверь: «гр. Н. Саблин»; Владимир; Астрахань; Кокшайск; Пенза; Саранск; Казань; Зилантьев монастырь; Свияжск; Чебоксары; Симбирск; Сызрань; Верхотурье; Tapa; Тобольск; Пелым; Тюмень; Екатеринбург; Томск; Кяхта; Невианский завод; Красноярск. Мангазей; Кузнецк; Иркутск; Якутск; Удинский острог; Туринск; Селенгинск; Нерчинск; Илилик; Енисейск.

Художник
И. Н. Никитин

Иван Никитич Никитин – пенсионер Императора Петра Великого, портретный и историческийживописец при дворе Петра Первого, Екатерины Первой и Петра Второго. Родился около 1688 года в Москве, умер весной 1741 года. Отец его, Никита Дементьевич, был священником в Москве при церкви во имя Святого Димитрия Солунского, у Тверских ворот в Белом городе.

В Сибири Никитин пробыл до весны 1741 года. Принцесса Анна Леопольдовна, возвращая из Сибири многих заточенных, 29 декабря 1740 года указала представить себе дело о нем, и 22 апреля 1741 года приказала освободить Никитина. Указ об этом был немедленно послан в Тобольск, но достиг до этого города не раньше конца июня. Никитин был освобожден, должен был возвращаться из ссылки на свой собственный счет. По пути на родину он умер.

картин , Федотов все более и более убеждался, что ему недостает серьезной подготовки для того, чтобы передавать полотну свои идеи быстро и свободно, что в его возрасте для покорения себе художественной техники надо трудиться настойчиво, тратя бездну времени и пользуясь хоть некоторым достатком. На получаемые пенсию и пособие едва можно было иметь кров и прокармливаться, а между тем из них же следовало покупать художественные материалы, нанимать натуру и высылать в Москву пособие родным, впавшим, при всем попечении о них художника , в полную нищету. Приходилось, отложив в сторону новозатеянные композиции на неопределенный срок, добывать деньги менее серьезными работами – писанием дешевеньких портретов и копированием своих прежних произведений.

Каждая новая эпоха рождает и своих героев-кумиров в разных областях человеческой деятельности. Говоря об искусстве, в частности о живописи, нельзя оставить без внимания 19 век – век открытий и нововведений, ярчайшими представителями которого являются неподражаемый Винсент Ван Гог, гармонизирующий начала («Валуны и дуб», «Звёздная ночь», «Жёлтый дом»); Франциско Гойя – величавший мастер-гравёр, работавший в жанре романтизма («Семья короля Карла IV», «Графиня де Фернан Нуньес», «Портрет Исабель Порсель», «Аллегория промышленности», «Точильный камень»); экспрессионист, итальянец Амедео Модильяни («Невеста и жених», «Алиса»). В первой половине века в работах зарубежных художников всё ещё преобладает импрессионизм: Поль Гоген – «Шьющая женщина», «Жёлтый Христос», «Женщина с цветком», «Забава злого духа»; Эдгар Дега – «Скаковые лошади перед трибунами», «Голубые танцовщицы», «Мытьё»; – «Камилла в японском кимоно», «Водные лилии», «Женщины в саду», «Сорока».

19 век для русской культуры – это пора свежих идей, в основе которых «воспевание» национальной красоты, края и свободы слова, мысли, личности. И хотя по-прежнему в культурном обществе ценился и признавался классицизм, черты реализма и романтизма были более свойственны настрою художников 19 века .

В историю русской живописи вошли многие талантливые художники, чьи имена до сих пор на устах, забыть кого-то из них – значит потерять частичку прошлого. Поэтому выделю лишь тех, кто внёс особый вклад в сокровищницу искусства и стоял у истоков зарождения новых жанров.

Прежде всего, хочется отметить Ивана Крамского («Христос в пустыне», «Неизвестная», «Д. И. Менделеев») – основоположника передвижничества, в состав которого входили: Илья Репин – живописец-портретист («Иван Грозный убивает своего сына», «Бурлаки на Волге», «Портрет Льва Толстого», «Стрекоза» – Веры Репиной, дочери художника, «Император Николай II»). Василий , знаковыми картинами которого являются: «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове». Алексей Саврасов («Грачи прилетели», «Лесная дорога в Сокольниках», «Радуга», «К концу лета, на Волге», «Плоты», «Распутица»). Иван Шишкин – великий пейзажист («Утро в сосновом бору», «Дубовая роща», «Берёзовая роща», «Сосна на песке», «Полесье», «Дождь в дубовом лесу»). Пейзажист Исаак Левитан «Над вечным покоем», «Владимирка», «Мостик. Саввинская слобода», «Весна – большая вода», «Осенний день. Сокольники». Виктор Васнецов – художник-«сказочник» («Алёнушка», «Багатыри», «Ковёр-самолёт», «Иван-царевич на сером волке», «Снегурочка», «Илья Муромец»). И, наконец, Валентин Серов – один из выдающихся мастеров портрета, к кисти которого принадлежат: «Девочка с персиками», «Дети», «Девушка, освещённая солнцем».

Не менее важный вклад в живопись внесли художники 19 века – Карл Брюллов, самая известнейшая картина которого – «Последний день Помпеи», не менее значимая «Всадница» и ряд уникальных по мастерству портретов: «Портрет М. А. Бек», «Портрет писателя А. Н. Струговщикова», «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией», «Портрет баснописца И. А. Крылова». Иван Айвазовский и его удивительное видение красоты неизведанного: «Девятый вал», «Радуга», «Чёрное море», «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами», «Лунная ночь на Босфоре», завораживающее творение – «Прощание Пушкина с морем» (картина написана совместно с И. Е. Репиным).

XIX век оставил неизгладимые отпечатки на всех видах искусства. Это время смены социальных норм и требований, колоссального прогресса в архитектуре, строительстве и промышленности. В Европе активно проводятся реформы и революции, создаются банковские и правительственные организации, и все эти изменения прямым образом сказывались на деятелях искусства. Зарубежные художники XIX века перевели живопись на новый более современный уровень, постепенно вводя такие направления, как импрессионизм и романтизм, которым пришлось пройти немало испытаний, прежде чем стать признанными обществом. Художники прошлых веков не спешили наделять своих персонажей бурными эмоциями, а изображали их более или менее сдержанными. Но импрессионизм имел в своих чертах необузданный и смелый фантастический мир, который ярко сочетался с романтичной загадочностью. В XIX веке художники стали думать нестандартно, напрочь отвергая принятые шаблоны, и эта сила духа передается в настроении их произведений. В этот период творило множество художников, имена которых мы по сей день считаем великими, а их произведения - неподражаемыми.

Франция

  • Пьер Огюст Ренуар. Успеха и признания Ренуар добился великим упорством и трудом, которым другие художники могли бы позавидовать. Он создавал новые шедевры вплоть до самой своей смерти, несмотря на то, что был очень болен, и каждый взмах кисти приносил ему страдание. За его работами по сей день гоняются коллекционеры и музейные представители, так как творчество этого великого художника является бесценным даром человечеству.

  • Поль Сезанн. Являясь человеком неординарным и своеобразным, Поль Сезанн прошел адские испытания. Но среди гонения и жестоких насмешек он неустанно трудился, развивая свой талант. Его великолепные работы имеют несколько жанров – портреты, пейзажи, натюрморты, которые смело можно считать основополагающими источниками начального развития постимпрессионизма.

  • Эжен Делакруа. Смелые поиски нового, горячий интерес к современности были свойственны работам великого художника. Он, в основном, любил изображать битвы и сражения, но даже в портретах сочетается несочетаемое - красота и борьба. Романтизм Делакруа берет начало из его такой же неординарной личности, которая одновременно сражается за свободу и блещет душевной красотой.

  • Испания

    Пиренейский полуостров также подарил нам немало известных имен, среди которых:

    Нидерланды

    Винсент Ван Гог – один из самых выдающихся голландцев. Как всем известно, Ван Гог страдал сильным психическим расстройством, но это никак не повлияло на его внутренний гений. Выполненные в необычной технике, его картины стали популярны только после смерти художника. Самые известные: «Звездная ночь», «Ирисы», «Подсолнухи» входят в список самых дорогих произведений искусства во всем мире, хотя Ван Гог не имел никакого специального художественного образования.

    Норвегия

    Эдвард Мунк – уроженец Норвегии, прославившийся своей живописью. Творчество Эдварда Мунка резко отличается меланхоличностью и неким безрассудством. Смерть матери и родной сестры еще в детстве и неблагополучные отношения с дамами очень повлияли на манеру живописи художника. Например, всем известная работа «Крик» и не менее популярная - «Больная девочка» несут в себе боль, страдание и угнетение.

    США

    Кент Рокуэлл – один из знаменитых американских пейзажистов. Его работы сочетают в себе реализм и романтизм, что очень точно передает настроение изображаемого. На его пейзажи можно смотреть часами и каждый раз трактовать символы по-разному. Немногим художникам удавалось изобразить зимнюю природу так, чтобы смотрящие на нее люди по-настоящему испытывали холод. Насыщенность цветов и контрастность – это узнаваемый почерк Рокуэлла.

    XIX век богат яркими творцами, которые внесли огромный вклад в искусство. Зарубежные художники XIX века открыли двери нескольким новым направлениям, таким как постимпрессионизм и романтизм, что, на самом деле, оказалось непростой задачей. Большинство из них неустанно доказывали обществу, что их творчество имеет право на существование, но многим это удалось, к сожалению, только после смерти. Их необузданный характер, смелость и готовность к борьбе сочетаются с исключительным талантом и легкостью восприятия, что дает им полное право занимать существенную и значимую ячейку .


    На странице представлены наиболее известные картины русских художников 19 века с названиями и описанием

    Многообразная живопись русских художников начиная с начала 19 века привлекает своей оригинальностью и многогранностью в отечественном изобразительном искусстве. Мастера от живописи того времени не переставали удивлять своим неповторимым подходом к сюжету и трепетным отношением к чувствам людей, к родной природе. В 19 веке довольно часто писали портретные композиции с удивительным сочетанием эмоционального образа и эпически спокойного мотива.

    Картины русских художников это Великолепные по мастерству и во истину красивые по восприятию, поразительно точно отразили дыхание своего времени, уникальный характер народа и его стремление к прекрасному.

    Полотна русских живописцев, которые являются наиболее популярными: Александр Иванов - яркий представитель живописного библейского направления, в красках рассказывающим нам о эпизодах жизни Иисуса Христа.

    Карл Брюллов - популярный в свое время живописец, его направление историческая живопись, портретная тематика, романтические работы.

    Маринист Иван Айвазовский, его картины великолепно и можно сказать просто непревзойденно отражают красоту моря с прозрачными накатывающимися волнами, морскими закатами и парусниками.

    Отличительной разносторонностью выделяются работы знаменитого Ильи Репина, создававшего жанровые и монументальные произведения, отражающие жизнь народа.

    Очень живописные и масштабные картины у художника Василия Сурикова, описание русской истории - это его направление, в котором художник в красках подчеркнул эпизоды жизненного пути русского народа.

    Каждый художник неповторим, например уникальный в своем стиле живописный мастер сказок и былин Виктор Васнецов - это всегда сочные и яркие, романтичные полотна, героями которых являются всем нам известные герои народных сказок.

    Каждый художник неповторим, например уникальный в своем стиле живописный мастер сказок и былин Виктор Васнецов - это всегда сочные и яркие, романтичные полотна, героями которых являются всем нам известные герои народных сказок. Очень живописные и масштабные картины у художника Василия Сурикова, описание русской истории - это его направление, в котором художник в красках подчеркнул эпизоды жизненного пути русского народа.

    В русской живописи 19 века проявилось и такое течение, как критический реализм, подчеркивающий в сюжетах высмеивание, сатиру и юмор. Конечно это было новое течение не каждый художник мог себе это позволить. В этом направлении определились такие художники, как, Павел Федотов и Василий Перов

    Свою нишу заняли и художники пейзажисты того времени, среди них Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Архип Куинджи, Василий Поленов, молодой художник Федор Васильев, живописный мастер леса, лесных полян с соснами и березами с грибами Иван Шишкин. Все они красочно и романтично отразили красоту русской природы, многообразие форм и образов которой связано с колоссальным потенциалом окружающего мира.

    По словам Левитана, в каждой нотке русской природы существует неповторимая красочная палитра, отсюда и возникает огромное раздолье для творчества. Может быть, в этом и состоит загадка, что полотна, созданные на бескрайних просторах России, выделяются некоторой изысканной суровостью, но, в то же время, притягивают неброской красотой, от которой трудно отвести взгляд. Или совсем не затейливый и довольно таки не броский сюжет картина Левитана Одуванчики, как бы призывает зрителя задуматься и увидеть прекрасное в простом.

    Направления в живописи 19 века достаточно тесно перекликаются с направлениями века предшествующего. В начале столетия ведущим направлением во многих странах был . Зародившийся в 18 веке, этот стиль продолжал развиваться, при том в разных странах его развитие имело индивидуальные особенности.

    Классицизм

    Художники, работавшие в этом направлении, вновь обращаются к образам античности. Однако через классические сюжеты они пытаются выразить революционные настроения - стремление к свободе, патриотизм, гармонию между человеком и общество. Ярким представителем революционного классицизма был художник Луи Давид. Правда, со временем классицизм перерос в консервативное направление, которое поддерживалось государством, а значит, стало безликим, прилизанным цензурой.

    Особенно яркий расцвет живописи в 19 веке наблюдался в России. В это время здесь образовалось множество новых стилей и направлений. Аналогом классицизма в России являлся академизм. Этот стиль обладал чертами классического европейского стиля - обращение к образам античности, возвышенная тематика, идеализация образов.

    Романтизм

    В начале 30-х годов 19 века в противовес классицизму появился романтизм. В обществе того времени происходило множество переломных моментов. Художники стремились абстрагироваться от неприглядной реальности, создавая свой, идеальный мир. Тем не менее, романтизм считается прогрессивным течением своего времени, потому что стремлением художников романтиков было донесение идей гуманизма и духовности.

    Это емкое направление, отразившееся в искусстве многих стран. Смысл его - возвеличивание революционной борьбы, создание новых канонов красоты, написание картин не только кистью, но и сердцем. Эмоциональность здесь ставится во главу угла. Для романтизма характерно введение во вполне реальный сюжет аллегорических образов, искусная игра светотени. Представителями этого направления были Франциско Гойя, Эжен Делакруа, Руссо. В России к романтизму относят работы Карла Брюллова.

    Реализм

    Задачей этого направления стало изображение жизни такой, как он есть. Художники реалисты обращались к образам простого народа, основные черты их произведений - критичность и максимум правдивости. Они изображали в деталях лохмотья и дыры одежды простых людей, искаженные страданием лица простого народа и толстые телеса буржуа.

    Интересным явлением 19 века стала Барбизонская школа художников. Этот термин объединял нескольких французских мастеров , которые выработали свой собственный, непохожий стиль. Если в направлениях классицизма и романтизма природа разными способами идеализировались, то барбизонцы стремились изображать пейзажи с натуры. На их картинах - образы родной природы, и простые люди на этом фоне. Самые известные художники Барбизонцы - это Теодор Руссо, Жюль Депре, Вержиль ля Пенья, Жан-Франсуа Милле, Шарль Добиньи.


    Жан-Франсуа Милле

    Творчество барбизонцев повлияло на дальнейшее развитие живописи 19 века. Во-первых, у художников этого направления появились последователи в ряде стран, в том числе и в России. Во-вторых, барбизонцы дали толчок для возникновения импрессионизма. Они первыми стали писать картины на пленере. В дальнейшем традиции изображения реальных пейзажей подхватили импрессионисты.

    Стала завершающим этапом в живописи 19 века, и пришлась на последнюю треть столетия. Художники импрессионисты подошли к изображению реальности еще более революционно. Они стремились передать не саму природу, и не образы в деталях, а то впечатление, которое производит то или иное явление.

    Импрессионизм был прорывом в истории живописи. Этот период подарил миру множество новых техник и уникальные произведения искусства.