Как рисовать портрет карандашом. Рисуем портрет карандашом поэтапно

  • Категория:
  • У записи: Комментарии к записи Как нарисовать портрет? отключены
  • Дата публикации: Июль 1, 2014

В одном из предыдущих уроков мы учились рисовать . Теперь я покажу вам, как нарисовать портрет мужчины карандашом. Рисовать будем харизматичного датчанина по имени Николай Костер-Вальдау. Всего скорее, этот актер знаком вам по роли Джейме Ланистера в знаменитой киноэпопее «Игра престолов», хотя он снимался и во многих других фильмах и сериалах. В первом сезоне актер предстает пред нами в образе злодея и крайне неприятного человека. Однако, в скором времени мы начинаем скорее симпатизировать Джейме, чем осуждать его деяния. Видимо такова задумка режиссера.

Итак, чем отличается мужской портрет от женского? Как правило, у мужчин более широкий подбородок. Нижняя челюсть мужчины имеет достаточно острые углы. Типично мужскими чертами лица являются выступающие скулы и бровные дуги. У женщин, напротив, линии подбородка и скул более сглаженные, округлые. Представим, что все мы скульптуры из глины. Какими приемами воспользовался бы мастер при работе с глиной, чтобы скульптуры мужчин без труда можно было отличить от изваяний женщин? Черты лица женщин он вылепил бы тонкими инструментами, более аккуратно проработал. А лица мужчин мастер обработал бы более грубо, «обрубовочно». Впрочем, из всех правил есть исключения.

В этом уроке мы рассматриваем тему, как нарисовать портрет человека. Однако, помните, что художникам очень полезно время от времени заниматься и скульптурой. Когда вы лепите руками объем головы – все выпуклости и впадины, будь то скулы, глазницы, – вам гораздо проще становится . Обязательно попробуйте создать скульптурный портрет человека, когда вам представится такая возможность. Не всё можно рассмотреть глазами, большую роль играют прикосновения.

Кроме этого, как можно чаще рекомендую рисовать с натуры, а не с фотографии. В чем разница? Когда мы видим перед собой объемные предметы (людей), а не картинки, мы имеем возможность обойти нашу натуру и выбрать тот ракурс, который кажется наиболее интересным. На фото такая возможность отсутствует. , мы зачастую сталкиваемся с трудностями, так как не всегда можем рассмотреть строение каких-либо элементов. В реальности можно подойти ближе к объекту и изучить его более детально.

Будьте готовы к тому, что идеальное сходство на портрете появится не сразу. Возможно, вам понадобится нарисовать 50-100 портретов, прежде чем вы увидите, что рисунок похож на портретируемого. Поэтому не ждите сразу же прекрасных результатов. Работа может разочаровать. Но ваши последующие рисунки будут все лучше и лучше. Упражняйтесь как можно чаще и, со временем, результаты обязательно вас порадуют.

Как нарисовать портрет мужчины поэтапно?

Давайте внимательно присмотримся к человеку, которого мы собираемся нарисовать. У Николая Костер-Вальдау типично мужские черты лица – массивная нижняя челюсть, широкие скулы, достаточно крупный нос (актер признался, что сломал его в детстве), мощная шея. Его лицо имеет форму почти правильного прямоугольника, который к низу сужается и образует резко очерченный подбородок.

Начнем рисовать портрет с овала лица. Не забудьте оставить достаточно места по краям листа для прически, шеи и плеч.

Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.

Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.

1. Пропорции лица

Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:

  • Отметьте средины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках.
  • Разделите нижнюю половину вертикальной линии на пять частей. Нижняя часть носа будет располагаться на второй отметине сверху, а линия, на которой смыкаются губы, расположится на одну точку ниже.
  • Разделите верхнюю половину вертикальной линии на четыре части. Линия роста волос будет располагаться на второй или третьей отметке, эта особенность варьируется. Уши находятся между верхним веком и кончиком носа, но это правило верно только когда лицо не опущено вниз или не поднято вверх.

Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.

Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.

Профиль

В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.

На черепе:

  • Ухо находится сразу за вертикальной линией. По размеру и местоположению оно все еще располагается между верхним веком и кончиком носа.
  • Глубина черепа варьируется в рамках, указанных на картинке ниже в пункте 4 пунктирными линиями.
  • Все располагается так, как было указано выше.
  • Корень носа совпадает с горизонтальной линией или находится немного выше
  • Самая выпуклая часть – это первая точка над горизонтальной линией, которая отмечает линию бровей.

2. Особенности

Глаза и брови

Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:

  • Внешний угол глаза может быть выше, чем внутренний, но не наоборот.
  • Если форма глаза миндальная, то округленная часть глаза будет ближе ко внутреннему уголку, а вытянутая – ко внешнему.

Детали глаза

  • Радужная оболочка частично спрятана под внешним веком. Она касается нижнего века, только если человек смотрит вниз, или если глаз построен так, что нижнее веко находится выше, чем обычно.
  • Ресницы растут изнутри наружу, а не наоборот, и это очень важно при рисовании, чтобы они выглядели натурально. Ресницы на нижнем веке короче.
  • Пытаясь прорисовать все мелочи (слезные протоки, нижнее веко и т.д.), помните, что детальная прорисовка не всегда означает, что результат будет красивым.

В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.

Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.

Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.

Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.

Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.

Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.

Губы

  • Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
  • Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
  • Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
  • Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
  • По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
  • Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.

Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.

Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:

  • Ободок, ранее имевший форму U, теперь является отдельной частью – как случается, если мы смотрим на тарелку сбоку и видим ее низ.
  • Мочка уха больше будет походить на каплю и будет выделяться.
  • То, насколько тонкой нужно рисовать линию уха, зависит от того, насколько плотно к голове расположены уши.

Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.

3. Ракурс

Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.

Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.

Взгляд вниз

  • Все детали закругляются вверх и уши также сдвигаются вверх.
  • Так как нос выступает вперед, он выдается из общей линии лица и его кончик оказывается ближе ко рту.
  • Кривая бровей становится более ровной. Чтобы она приняла обратный изгиб, нужно повернуть лицо каким-то особо необычным способом.
  • Верхнее веко становится виднее и покрывает большую часть глазного яблока.
  • Верхняя губа почти пропадает, а нижняя больше выпирает.
  • Заметьте, что так как рот следует общей кривой, кажется, будто на лице человека появилась улыбка.

Взгляд вверх

  • Все детали закругляются вниз и уши тоже сдвигаются вниз.
  • Верхняя губа становится видна полностью и рот кажется пухлее.
  • Линия бровей становится более закругленной, но нижнее веко закругляется вниз, придавая эффект острого взгляда.
  • Нижняя часть носа видна четко, ноздри также хорошо видны.

Поворот боком

Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.

Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.

Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.

Нарисовать портрет карандашом не очень сложно, как может показаться на первый взгляд. Напомним, что пока не появилась фотографии, то обязательно дисциплиной в школе было умение рисовать портреты. В это статье вам помогут этому обучиться.

Когда вы изображаете голову человека, нужно убедиться, что пропорции между ртом, носом, ушами и глазами обозначены точно и правильно. Уделите особое внимание структуре головы, оцените ее основные особенности, если вы этого не сделаете, вряд ли у вас получится действительно стоящий портрет.

Ниже приведены картинки с пропорциями среднестатистической головы. Но это всего лишь эталон. А ведь именно расхождения с эталоном придают человеку неповторимости и оригинальности. Стоит сравнить его с вашей моделью, в чем они отличаются и в чем сходятся.

Глаза являются наиболее выразительным элементом портрета, именно поэтому необходимо соблюдать точность формы и правильность положения. Наш сайт хочет отметить, что склеру (часть глазного яблока) не нужно делать белоснежной, она должна изменять цвет из-за отброшенной веком тени и эффекта собственной тени. Также необходимо обратить внимание на блики света в нижнем веке, во внутреннем уголке глаза и на радужке. Именно они и тени делают глаза более “живыми”.

На картинках снизу изображена сферическая структура глаза, как правильно показать веки на них и саму стадию рисования.

Чертите глаза с разных точек зрения и в разных положениях. У женских глаз в основном густые и длинные ресницы, а брови тонкие и хорошо обрисованы. У ребенка радужная оболочка выглядит большой по сравнению с веком. У стариков со временем появляются глубокие морщины, которые начинаются от уголков глаз, брови становятся густыми и разрастаются, а у нижних век мешковатый вид.

Ухо сформировано хрящевыми тканями. Оно может выглядеть в разных вариациях, но все уши напоминают морскую раковину, которая у женщин и мужчин практически не отличается. В портретах уши или частично, или полностью скрываются волосами, а выразительность зависит от того, как точно вы расположите их по бокам головы. Смотрите эскизу.

Высота уха взрослого человека приблизительно равна длине носа. У взрослых уши меньше относительно головы, чем у детей. У пожилых людей уши удлиняются из-за ослабления и истончения ткани хряща.

Нос правильно изобразить довольно трудно, потому что он впереди лица, и поэтому его форма меняется довольно сильно в зависимости от точки зрения. Попытайтесь определить области света и тени (обычно максимальное количество света присутствует на кончике носа и на переносице, при этом самая интенсивная тень находится в основании ноздрей), пытайтесь передать лишь этот контраст, дабы ваш рисунок был не перегружен (если нос – это не ключевая деталь лица).

После глаз рисуем рот . Он является вторым самым выразительным элементом в портрете. Розоватый оттенок губ – это следствие перехода между кожей и слизистой оболочкой. Когда будете изображать губы, стоит убедиться, что правильно определили границу перехода. Губы находятся на полуцилиндрической поверхности костей челюсти. Эскизы, представленные ниже, указывают на основные особенности губной морфологии. Наш сайт хочет отметить, что верхняя губа более тонкая.

На этих эскизах вам представлены варианты улыбок, которые обычно рисуют на портретах. Губы стариков тонкие и покрыты большим количеством вертикальных складок.

Видео уроки

В этом уроки показаны этапы рисования быстрого портрета-зарисовки. Чтоб нарисовать этот портрет, необходимо знание хотя бы самых азов штриховки.

Шаг 1. Сначала необходимо нарисовать эскиз, для этого рисуем контур головы шею, проводим вспомогательные линии, указывающие направление лица, расположение глаз, носа и губ у девушки. Размер изображения очень большой, так что нажимайте на картинку и рассматривайте детали.

Шаг 2. Примерно разбираемся с перспективой. В этом этапе рисуем глаза, брови, нос, губы и подбородок. Потом стираем все вспомогательные элементы.

Шаг 3. Я начинаю работать в объемах, поправляя конструктив по ходу. Прорисовываем глаза, наносим тени.

Шаг 4. Начинаем делать штриховку с темных мест плавно двигаясь к освещенным.

Шаг 5. Нанося штрих пытаюсь его не тушевать, потому что тушевка часто выглядит грязными пятнами. Добавляем темные тени и переходим к рисованию шеи.

Шаг 6. Объемами исправляю анатомию, делая ее более человечной. Дорисовываем шею, начинаем растушевывать плечо и кофту, потом переходим к волосам.

Шаг 7. В конце ставятся блики, проверяется еще раз перспектива, добавляются детали.


Если вы начинающий с нуля – полный ноль, как я , и захотели научиться рисовать карандашом – читайте хронику ленивого бесталанного художника. Последний раз рисовал ещё в школе. Рисовал как все, средне.

Как вы сможете рисовать карандашом после 50-ти часов практики , и как этому научиться. Я начал рисовать с нуля. Рисовал не регулярно, в среднем 15 минут в день, в течение полугода. А вы можете научиться и за пару месяцев, рисуя по 60 минут в день!

Рисование – навык копирования

Следующие рисунки я начал рисовать в уверенности, что я бездарный к рисованию. Но так как я знаю, что почти всё, что знаю о себе – не правда. Решил перепроверить себя: у меня действительно кривые руки или это в школе так пострадал.


Сфера

Основной элемент рисования. Рисуем тени и полутени сферы.

Указано время с учётом чтения учебника. Само рисование требует времени в два раза меньше.




Куб

Базовый строительный кирпич любого рисунка.



Модификации куба




Рисуем текстуру карандашом



Флаги и роза






Рисуем кубы – продвинутый уровень




Рисуем сферы – продвинутый уровень

С этого этапа вы обязаны купить растушёвку – бумажный карандаш. В предыдущих уроках я растушёвывал пальцем, затем растушёвкой #3.

Вся магия полутеней: объёма, мелких теней в уголках, при рисовании глаза и портрета – благодаря растушёвке. Ваша способность рисования словно умножится на три! Сами офигеете, когда сравните свои результаты.





Флаги, свитки





Цилиндры: вулкан, чашка


Рисуем живое дерево


Комната в перспективе

Улица в перспективе


Рисуем в центральной перспективе: замок, город



Надпись в перспективе


Учимся рисовать портрет

Учимся рисовать руку


Экзамен: первый портрет!

Рисовать людей намного сложнее, чем розы или аниме. Лицо нельзя искажать – каждую ошибку сразу же заметно. Учиться рисовать людей нужно, когда почувствуете уверенность в том, что сможете узнаваемо нарисовать очертание и скетч лица.

Портреты нельзя рисовать быстро, требуется усердие и внимательность. Вот какой у меня получился портрет жены:

Учимся рисовать с нуля картины

Восемь картин рисовал суммарно сутки, половину времени. Карандашом практиковался тоже одни сутки. Научиться рисовать до таких же результатов, даже если «руки из жопы растут», можно за 50–150 часиков. В пересчёте на сериальчики – это 2–3 сезона Доктора Хауcа .

Первую картину акрилом «А ты мне нравишься» Васи Ложкина рисовал 6 часов. Что такое акрил и как с ним управиться – не знал. Кисть тоже держал впервые после школы.

Месить нужный оттенок нелегко. Всё бросить потому, что не получается – я рвался каждые полчаса. Нужен человек, который поддержит. Пошёл обучаться в арт-студию и рисовал под присмотром художника. Через год, пару раз брал уроки рисования онлайн у того же преподавателя.


Научился рисовать карандашом, а сноровка оказалась комплексной. Взял кисть впервые после школы и нарисовал. Долгих 6 часов, кривовато, но как же здорово! Теперь я могу сделать неординарный подарок – нарисовать картину другу, закладку в блокнот, карикатуру по работе. Даже делал небольшой мультик.

Первая картина: пастелью, акрилом, гуашью и маслом. Все техники с нуля, а повесить на стену – не стыдно.

Как правильно научиться рисовать – алгоритм

Обучение рисованию карандашом – это база : сносить углы, размеры линий, соблюдать пропорции. Просто научиться не боятся рисовать. Освойте начальный уровень, а дальше только веселее и проще.

Чем учиться рисовать

    Рисуем простым карандашом .

    Фундаментальный инструмент для рисования. Почти все иллюстрации, скетчи и картины рисуются сперва карандашом. Далее он затирается до еле видимых линий, либо поверху рисуем красками. Ошибки легко исправляются. №1 для начинающих.

    Рисуем гелевыми ручками .

    Простой инструмент для рисования в цвете. Техника рисования схожа с техникой рисования карандашом – всё-таки ручка, а не кисть. Исправить ошибки можно только в Фотошопе.



    Рисуем фломастерами . Аналоги: маркеры и профессиональные «копики».

    Больше разнообразия цветов, чем у гелевых ручек. Набор будет стоить дешевле. Через 1–2 года фломастеры засыхают и нужно покупать новый набор.



    Фломастеры немного пропитывают бумагу и она начинает раскисать, из-за этого мне не нравится ими рисовать. Можно наводить по 2–3 раза и линия становится более насыщенной, можно рисовать полутени.

    Рисуем акварелью .

    Дешёвые материалы, и знакомы со школы. Разбавляются водой, поэтому новый слой краски размывает предыдущий. Сложно освоить как она поведёт себя. С нуля, самостоятельно, не просто научиться рисовать детали. Преимущество – доступность.

  • Рисуем гуашью .

    Матовый окрас, более густой, чем акварель, тоже разбавляется водой. Отлично подходит для новичков: ею легче исправить неточности, чем акварелью. Дешёвый материал.


  • Рисуем акриловыми красками .

    Самый доступный профессиональный материал. Акрил быстро сохнет, 5–15 минут. Им легко нанести второй слой, исправить огрехи. Если качественный, то устойчив к воде.

    Акрилом рисуют на холсте. Также можно обрисовать что угодно: стену, табурет, чашку, шлем, пепельницу, футболку, рамки для фото. Рекомендую затем вскрывать работу лаком с баллончика.

  • Рисуем пастелью – сухой и масляной .

    Техника рисования пастелью необычна – рисовать нужно мелками, растирая их об бумагу.


    Техника рисования масляной пастелью похожа на рисование карандашами, но имеет свои особенности.


  • Рисуем маслом .

    Сложные профессиональные краски. Долговечные, но нельзя покупать дешёвые – трескаются.

    Долго сохнет, около 2–10 дней. Это плюс – всегда можно снять слой, дорисовать, растушевать. Но и минус, нужно очень осторожно наносить слой поверху, чтобы не испортить то что есть. Не рекомендую их использование для начинающих.

Вы способны научиться рисовать карандашом . Найдите «Зачем?», купите учебник и срисовывайте в удовольствие. Через месяц – удивитесь своим способностям.