Как нарисовать матрешку карандашом поэтапно для начинающих. Роспись матрешки: поэтапное описание работы, мастер класс

Тема: Рисование на тему «Матрешка»

Цель - развитие представлений на основе предварительного наблюдения объекта, восприятия графического образа и его словесного обозначения.

Задачи:

- Обучающие:

Научить расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях полхов - майдановских мастеров. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища. Расширить у детей запас знаний, о русской народной игрушке, научить навыкам русской росписи, улучшить мастерство ручных работ.

Воспитательные

Через матрёшку как произведение народного творчества дать учащимся возможность понять, что такие нравственные категории, как любовь, дружба, счастье человеческого общения бесценны и вечны везде и всегда. Прививать любовь к прекрасному, к родине – её искусству, идеям, песням.

а) отработать практические навыки подбора красок и форм для создания рисунка матрёшки;

б) углубить практические навыки работы кистью;

в) развивать умение учащихся мыслить и рассуждать на заданную тему, используя свой и чужой жизненный опыт;

г) формировать способность учащихся выражать свои мысли и чувства с помощью изобразительных средств.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация, игра «Расписная матрешка» (две матрешки, детали (глаза, губы, волосы, цветы, листики, ягоды для фартука), магниты), словарные слова «Полхов - майдан», букет успеха.

Музыкальный ряд: инструментальная музыка.

Материалы и оборудование :

Для воспитателя: интерактивная доска, ноутбук.

Для учащихся: матрешка – готовая форма, акварельные краски, кисти, баночки для воды, салфетки, простые карандаши, ластики, листы самооценки.

Ход урока.

    Подготовительная часть.

    Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых учебных принадлежностей).

    Создание благоприятного психологического настроя.

Встали ровно, успокоились. Начинаем наше занятие.

Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

Садитесь.

Условия урока.

Ребята, давайте, проверим, какие принадлежности вы приготовили к уроку. Все ли на месте? (Учащиеся перечисляют: акварельные краски , кисти, баночки для воды, салфетки, ластики, простые карандаши).

Сегодня мы продолжаем с вами увлекательное путешествие по стране под названием «Изобразительное искусство». Мультимедийная презентация. Слайд 1.

А для удачного путешествия с собой возьмем букет успеха: аккуратность, активность, наблюдательность, внимательность, взаимопомощь (слова на цветах)

Я желаю, чтобы все слова, написанные на красивых цветах, сопровождали вас весь урок, и тогда вас ждет успех.

Форма организации.

А также я хочу пожелать вам хорошего настроения сегодня на уроке, получить много положительных эмоций от работы. Тем более что вам предстоит работать в группах, а также выполнять задания самостоятельно.

Итак, в путь.

    Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности школьников).

Сегодня мы будем учиться рисовать с вами на заданную тему.

А вот, что будет являться темой урока, вы должны будете определить сами.

Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
Отгадайте. Что это такое?

(загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…. (матрешка)

Молодцы! Вы угадали.

Учитель демонстрирует матрёшки

- Тема урока : Рисование на тему «Матрешка». (Написание темы урока на доске).

- Сегодня мы научимся расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях полхов-майдановских мастеров,

Сообщение критериев оценки детских работ.

Критерии оценки:

Красный цветок – получите, если справитесь со всеми поставленными задачами: правильно нарисуете матрешку, украсите фартук, раскрасите рисунок аккуратно, подобрав яркие краски.

Зеленый листик – получите, если допустите 1 или 2 ошибки: неправильно нарисуете матрешку, рисунок раскрашен неаккуратно.

В конце занятия вы оцените свои работы самостоятельно с помощью листов самооценки.

    Основная часть.

    Актуализация знаний учащихся. Слайд 2

В Нижегорской области есть такое село под названием Полхов – Майдан. Селобольшое, около 700 дворов, и чуть ли не в каждом доме точат и красят «татарушки» - так мастера называют свои поделки. Занимается этим делом не одно поколение сельчан.

Слайд 3

Русская деревянная кукла – матрешка родилась в конце 19 века в Сергиевском посаде (ныне г. Загорск). Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом на руках. Матрешка сразу понравилась взрослым и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство.

Слайд 4

И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. В чем же секрет такого успеха и долгой жизни матрешки? Почему она нравится всем? Почему она стала русским сувениром за рубежом?

Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. «Лебедушка», «пава», «утушка», « голубка», - эпитеты, которыми издавна величали женщин в русской народной поэзии.

Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линии женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан. Суть русской матрешки во все времена остается прежней – дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как доброе воплощение этих чувств живет в наших современных квартирах, появляется в доме француза и американца.

Наша русская матрёшка

Не стареет сотню лет,

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.

Мультимедийная презентация. Слайд 5.

Молодцы. А сейчас ребята я предлагаю продолжить наше путешествие и отправиться на выставку матрешек . (Просмотр видеоролика «Матрешки»).

Понравилась выставка? (ответы детей).

Кого вы увидели на выставке? (ответы детей).

Какие матрешки вам понравились? (ответы детей).

Какие краски используют для раскрашивания матрешек? (ответы детей).

Скажите, пожалуйста, а где нам могут пригодиться знания о матрешках, умение их рисовать? (ответы детей). Можно сделать поделку в любой технике: слепить матрешку из глины, выполнить аппликацию с изображением матрешки, сделать матрешку из модулей. Все эти изделия могут стать отличным подарком, украшением вашей комнаты.

Мультимедийная презентация. Слайды 4,5.

    Определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности).

Определим последовательность выполнения работы.

Мультимедийная презентация. Слайды 6,7,8,9.

    Сначала. Нарисуем лицо. Волосы. И оформим платок

    Затем. Нарисуем глаза, брови, нос, губы

    После этого. На фартуке рисуем чудо- букет. На зеленой изгибистой ветке разноцветные цветы, бутоны, ягоды.

4.И наконец . Раскрасим матрешку на свое усмотрение. Запомните, матрешки - всегда очень яркие, цветастые куклы, поэтому не жалейте цвета для придания им того неповторимого колорита, который свойственен именно этой нашей русской кукле.

Повторим последовательность выполнения рисунка (ответы детей).

Я предлагаю поиграть в игру «Укрась матрешку».

Задание: Правильно украсить матрешку.

Какие качества помогут нам справиться с этим заданием? (ответы детей). Обращение внимания детей к «Букету успеха».

(Учащиеся делятся на две команды, выходят к доске и украшают своих матрешек).

- Молодцы! Давайте посмотрим, какая команда правильно справилась с заданием.

- На какой матрешке все детали расположены правильно? (ответы детей).

- Как работали ваши команды? (ответы детей)

- Итак, мы определили последовательность выполнения рисунка, посмотрели, как правильно располагать детали на фартуке матрешки.

    Указания к началу работы.

Для того чтобы движения пальцев рук были уверенными, а мышцы более крепкими выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

Прежде, чем нам рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор, Чтобы радовал он взор

Какие качества нам понадобятся во время самостоятельной работы? (ответы детей).

Итак, вы должны правильно нарисовать матрешку, украсить ее фартук, а также аккуратно раскрасить рисунок.

Приступаем к выполнению задания, а помогать нам будет красивая музыка.

    Самостоятельная работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.

Осуществление индивидуального, фронтального и дифференцированного руководства.

Индивидуальная работа.

Физкульминутка. Слайд 10.

Мы сейчас все дружно встанем (дети встают).

И немножко отдохнем (потягиваются).

Вправо, влево повернитесь (повороты),

Наклонитесь, поклонитесь! (наклоны)

Руки вверх и руки вбок, (движения руками)

И на месте прыг и скок (прыжки на месте)

А теперь бегом вприпрыжку (бег на месте)

Молодцы вы, ребятишки!

III . Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Рассматривание и анализ работ с точки зрения поставленных задач, самооценка, взаимооценка, оценка учителем.

Ребята, я предлагаю вам самостоятельно оценить выполненные работы с помощью листов самооценки. В первом столбике перечислены задачи, которые вам необходимо было выполнить. Во втором столбике пустое место для цветов и листиков. Если вы считаете, что справились с задачей, рисуете красный цветок, если с помощью учителя – зеленый листик, а если не справились – оставляете место пустым.

Анализ детских работ, самооценка, выставление отметок.

Учащиеся по очереди выходят к доске со своими работами и листами самооценки.

Какие трудности возникали во время работы?

Все ли ты правильно нарисовал?

Что у тебя получилось лучше всего?

Какие качества тебе помогали в работе?

Как бы ты оценил свою работу?

Как оценивают твою работу другие ребята?

Сейчас мы вместе с вами посмотрели, как вы справились с поставленными на уроке задачами, а также вместе оценили ваши работы.

Я думаю, наш букет успеха помог нам сегодня, и вы все справились с заданием. Вы согласны со мной? (ответы детей).

Наше путешествие по стране «Изобразительное искусство» подходит к концу. Но это только сегодня, уже на следующих занятиях мы продолжим учиться рисовать.

Чему мы учились сегодня на уроке? (ответы детей).

Сегодня на уроке мы учились рисовать матрешку, украшать ее фартук.

Используя опорные слова, продолжите фразу. Мультимедийная презентация. Слайды 12.

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я попробую…

Мне захотелось…

Ребята, а я хочу сказать вам, что сегодня все вы были молодцы! Мультимедийная презентация. Слайд 13.

Всем привет! Сегодняшний урок поэтапного рисования будет посвящён матрёшке!

Хотя матрёшка и считается традиционной русской игрушкой, мало кто знает, что на самом деле её прототипом является японская кукла милого старичка Фукурокудзю — бога из пантеона древних японцев. При создании именно этой куклы был применён принцип матрёшки, а в 90-х годах 19-го столетия первые деревянные фигурки с изображением румяных девушек в платках стали изготавливаться и в России.

Кстати говоря, самые первые матрёшки были очень дорогие — их расписывали вручную талантливые иконописцы, применяя приёмы работы с иконами. Поэтому первые матрёшки имеют такую тщательную прорисовку лиц и характерную цветовую гамму. Ну а мы нарисуем самую традиционную матрёшку без особо детализации, поэтому с нашим уроков сможет справиться художник любого уровня мастерства. Выглядеть она будет как , нарисованная на фигурке характерной формы. Давайте начинать!

Шаг 1

Сначала нарисуем очертания матрёшки. Обычно этот шаг мы называем «рисование стикмена», но здесь будет исключение, ведь «стик» переводиться как «палка», а фигура нашей матрёшки полностью округлая, в ней нет ни одного угла. Она должна быть полностью симметричной и немного напоминать силуэтом кеглю для боулинга.

Шаг 2

Разметим нашу матрёшку двумя линиями — в верхней и нижней части корпуса, а также нарисуем круг над верхней линией.

Шаг 3

Третьим шагом нанесём разметку на лицо матрёшки. Сначала нарисуем вертикальную линию лицевой симметрии, затем — горизонтальную линию глаз (обратите внимание — это единственная горизонтальная линия, проходящая через весь круг). Чуть выше неё рисуем линию, которая обозначит расположение бровей, а ниже линии глаз — наметки носа и рта. Кстати говоря, важный момент — расстояние между всеми горизонтальными линями примерно одинаковое.

Шаг 4

Теперь прорисуем черты лица по линиям, которые были намечены в предыдущем шаге. Глаза изобразите в виде кругов и здесь же закрасьте их, оставив по одному белому блику в каждом глазе. Обратите внимание — блики должны находиться в правых от нас частях глаз. Чуть выше глаз изобразите в виду коротких дуг брови, ресницы обозначьте парой ресниц, нарисуйте также по одной дуге под глазами.

Шаг 5

Этот шаг будет совсем коротким, здесь мы нарисуем узелок платка, который будет располагаться чуть ниже лица матрёшки. Узелок этот будет состоять из центра — обычного круга и боковых частей — двух фигур, похожих на листья. Также нарисуем волосы, выглядывающие из-под верхней части платка.

Кстати, если вы хотите попрактиковаться в уроках рисования подобной сложности, советуем заглянуть на страничку со статьёй о том, как нарисовать . Если же вам требуются более простые уроки, посмотрите руководство по .

Шаг 6

Мы на финишной прямой! В этом этапе на самых краях корпуса нарисуем рукава и ладони матрёшки. Под ладонями проведём линии, слегка окантовывающие корпус.

Шаг 7

Теперь остаётся только нарисовать орнамент в центре корпуса нашей матрёшки. В принципе, вы можете выбрать узор по своему желанию, главное, чтобы он сохранял общую стилистику рисунка, то есть был похож на русскую народную роспись дерева. Мы решили остановиться на таком орнаменте:

Он выглядит довольно сложным, но, если разобраться, орнамент на самом деле простой. Чтобы изобразить такой, нарисуйте сначала в центре фигуру с тремя отростками, а затем окружите её двулистными лепестками. Нарисуйте ещё три листа снаружи, и наша матрёшка будет завершённой.

Теперь мы хотели бы предложить вам небольшой видео-ролик, посвящённый нашей сегодняшней героине.

Это был урок, посвящённый тому, , и его подготовили для вас работники редакции сайта Drawingforall. Пишите ваши пожелания относительно тем новых уроков поэтапного рисования в комментарии, всего вам доброго!

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
(Словарь русского языка. С.И.Ожегов)

Матрёшку вырезают из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций, прежде чем она станет готовой матрёшкой.
Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.

Русские матрешки очень разнообразны по форме и росписи в зависимости от своего места происхождения (региона России).

Сергиево-Посадские матрёшки

Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.
Роспись производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Семёновская матрёшка

Семеновская матрешка более стройная и вытянутая.
Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов.
Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо.
Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Ее верхняя часть, относительно тонкая, резко переходит в утолщённую нижнюю.
Семёновская матрёшка отличается от других матрешек тем, что она многоместная: состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.
Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.

Вятская матрешка

Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки мило и приветливо.
Матрёшку расписывали анилиновыми красителями и покрывали масляным лаком.







Матрёшка из Полховского Майдана

Своей формой полховская матрешка заметно отличается от сергиевских и семеновских матрешек: подчеркнуто вытянутые по вертикали фигурки с маленькой, жестко очерченной головкой. Также встречаются и примитивные одноместные фигурки–столбики, похожие на грибы.
Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. "Цветы с наводкой" – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, характерен пестрый декор – украшение при помощи отдельных мазков, "тычков" и точек.

Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором.

Гжель


















Хохломская росписью













Мезенская роспись






Дымковская


На сегодняшний день бренд "Матрешка" активно используется по всему миру. Дизайнеры разных стран предлагают различные стилистические решения, а также самые неожиданные варианты применения русской матрешке.












Мир заполонили множество исконно русских изделий. Наш человек может оставить след даже в вакууме, если поднатужится захочет. Об одном из таких следов поведаю Вам в этом уроке, вы узнаете как рисовать матрешку карандашом. Непосвященному человеку может показаться, будто это некая пародия на Киндер-сюрприз. Это девица пышной круглой формы, которая вмещает себе несколько уменьшенных копий самой себя. Традиция эта не пришла русскому просто так, а приехала прямиком с Японии в 19 столетии. Тогда из страны восходящего солнца была доставлена фигурка лысого мудреца Фукурума, которая разбиралась на несколько маленьких. Идея понравилась мастеру Василию Звёздочкину, и он решил повторить подвиг, лишь изменив пол игрушки.

Рассмотрим некоторые факты про это чудо:

  • Есть легенда, что если положить в матрешку бумажку с желанием – оно обязательно исполнится. И чем больше вложено уменьшенных копий в неё, тем желание будет мощнее и круче.
  • Имя Матрена игрушка получила не из русской культуры, а из индийской. Из древнеарийского слово матри, что означает мать.
  • Самая большая матрешка живет в невзрачном городке Семенове. Фигурка имеет 1 метр высоты и складывает в себе 56 особей поменьше. Наверное, за загадывание желаний в такой нужно уже платить американскими рублями.

Давайте нарисуем русское чудо.

Как нарисовать матрешку карандашом поэтапно

Шаг первый. Мотя будет состоять из пяти особей, и начнем мы с того, что для каждой выделим прямоугольное место на бумаге. Шаг второй. В каждой геометрической фигуре рисуем формы статуэтки. Каждая следующая должна быть уменьшенной копией предыдущей. Шаг третий. Кружечками выделим места для лиц, нарисуем руки, сплетенные вместе. Шаг четвертый. Линиями определяем расположение глаз, носа и рта так. Шаг пятый. Теперь можно нарисовать симметрические и аккуратные лица. Кроме этого, сделаем начальные наброски для букетов в руках. Шаг шестой. Добавим букеты и набросаем цветков на сами куклы, сделаем их более красочными. Шаг седьмой. Уберем прямоугольники ластиком аккуратно, не задевая сам рисунок.Штриховкой сделаем густые прямые волосы, и просто обведем контуры более жирной линией.
На DayFun Вы всегда найдете уроки рисования на самые различные темы. А если не нашли, то напишите мне на этой странице, и я постараюсь сделать такой урок для Вас.

Рисование - это не просто времяпрепровождение. Изображение на бумаге показывает отношение ребёнка к окружающему его миру, передаёт переполняющие его в данный момент чувства. Оно помогает родителям лучше познать внутренний мир малыша. Искусству передавать своё видение окружающего на бумаге надо учить. Тому, как нарисовать (поэтапно) один из любимейших детьми персонажей - матрёшку - карандашом, посвящена эта статья.

Как нарисовать матрешку поэтапно карандашом

Бытует мнение, что если природа не наделила малыша талантом к изобразительному искусству, нет необходимости и тратить на это время. Оно в корне неправильно хотя бы потому, что рисование развивает у малыша такие качества, как:

  • хороший вкус;
  • способность увидеть красоту мира, который его окружает;
  • пространственное и абстрактное мышление.

Кроме того, занятие рисованием способствует физическому и умственному развитию ребёнка, прививает много качеств, которые сослужат ему в дальнейшем хорошую службу. Вот некоторые положительные моменты занятий изобразительным искусством:

  • развивается мелкая моторика;
  • тренируется память;
  • укрепляется рука, что так необходимо для успешного овладения в будущем навыками письма;
  • воспитывается собранность и усидчивость.

К четырём годам малыш уже умеет обводить контуры, рисовать кружки и шестигранники. Он знает основные цвета, умеет выполнять инструкции, разбирать и собирать любимую матрёшку. Наверное, пора в этом возрасте попробовать нарисовать её карандашом. Вот пошаговая инструкция получения одного из вариантов рисунка. Сначала надо приготовить всё необходимое для этого:

  • лист из альбома для рисования;
  • хорошо заточенный простой карандаш;
  • несколько круглых предметов, имеющих различный диаметр (крышки, чашки, маленькие блюдца из игрушечного столового набора);
  • ластик.
Если вы хотите, чтобы ребёнок раскрасил полученный рисунок, приготовьте ещё и фломастеры или акварельные краски.

Кладём на лист бумаги, расположенный вертикально, приготовленные круглые предметы таким образом, чтобы сверху получился меньший, а снизу - больший кружок. Предметы кладутся встык.
Обводим оба предмета карандашом. Получаем голову и туловище будущего рисунка матрёшки, которые соединяем между собой с обеих сторон скоцией (наклонной линией). Чтобы игрушка была устойчивой, пририсовываем внизу основание.
Лицо куклы получаем с помощью предмета меньшего, чем голова, диаметра. Следующий шаг - рисуем волосы, концы и узелок косынки. Далее следуют рукава с манжетами, кисти рук, «вкладываем» в одну из них цветочек.
Рисуем на лице три маленьких кружочка, которые будут играть роль рта и глаз. Опору матрёшки, подол её сарафана, окантовываем волнистой линией.
Обозначаем зрачок глаз, щёки, дорисовываем брови, губы. Рисунок готов. Если вы считаете, что ваш малыш в состоянии раскрасить свой рисунок, предложите ему это сделать фломастерами или акварельными красками. Здесь уже дайте ребёнку применить всю буйность его фантазии.
Для раскрашивания лица и рук в телесный цвет необходимо смешать охру и белую краску, можно добавить чуточку оранжевого кадмия.