Изобразительное и декоративно-прикладное искусство тропической и южной африки. Традиционное искусство африки

Орнамент - одно из первых проявлений творчества древних народов. В завитках, черточках, кругах, перекрестных линиях человек пытался отобразить окружающую его действительность. Нередко узорам отводилось таинственное и магическое значение.

Применение орнаментов

Традиция использовать орнаменты во многих странах Африки тянется до сих пор. В каждом из узоров отображается накопленная веками мудрость предков, мировосприятие и вера. Африканские орнаменты и узоры не создавались просто так, в них вкладывали особый смысл.

В зависимости от значения узоры применялись для разных ритуалов и церемоний. Их могли наносить на предметы быта и украшения, на вещи, которые отправлялись в могилу вместе с покойником, на предметы, которые использовали для ритуалов, на оружие.

Часто, африканский орнамент наносился на одежду. В Западной Африке для этого была придумана специальная техника. Орнамент выцарапывали на воске, который перед этим наносился на ткань. Затем ткань вываривали в кипящей краске. Воск таил под воздействием температуры, но рисунок отпечатывался на ткани. Ещё одним способом было нанесение орнамента деревянными штампами, которые смачивали в краске.

Другим материалом для нанесения узоров является кожа. Чтобы защититься от врагов или одержать победу на охоте, африканцы расписывают себя символами. Некоторые наносятся для определенных случаев и обрядов, другие можно носить постоянно.

Особенности стиля

Как и другие узоры в мире, африканский орнамент отображает действительность народа. Яркое солнце, экзотические животные, безусловно, нашли свое воплощение в народном искусстве. Узоры Африки отличает контрастные сочетания цветов, удивительное соединение и трансформации всевозможных геометрических форм. Использование холодных цветов и оттенков для африканцев не характерно.

Африканский орнамент, как правило, пропорционален. Узоры содержат множество элементов, а рисунки выполнены в манере примитивизма. В них не прорисовываются мелкие элементы, изображение скорее схематическое, чем точное. Для украшения домов жители Эфиопии чаще используют геометрические фигуры, полосы являются отличительной чертой Бенинцев. Флористические рисунки часто встречаются у жителей Кот-д’Ивуара.

Символика

Цвет играл не маловажную роль. В красный цвет одни племена вкладывали значение силы и здоровья, у других племен это был траурный цвет. Африканский орнамент белого цвет означал связь с предками и богами. В некоторых племенах мальчики могли носить желтый цвет только после наступления определенного возраста.

Нередко в значение узора закладывалось слово, а иногда и целая фраза или пословица. В орнаментах Африки можно увидеть ромбы, круги, спирали. Среди символом может быть и изображение крокодила, который означает приспособленность к различным условиям, а, например, пальма у племени ашанти означает богатство и самостоятельность. В качестве военных символов использовали изображения скрещенных мечей, острого рожка.

Орнаменты и символика африканского стиля

Африка – это континент контрастных сочетаний. волнителен и удивителен. Сочетание насыщенных цветов и разнообразных геометрических форм заполонили умы современных дизайнеров. породила такое направление, как афро-стиль, который можно воссоздать крючком из разноцветной пряжи.

Сущность африканских мотивов

Накопленная мудрость поколений и отдельных племен воплотилась в африканские узоры, которые являются отражением обыденной жизни ганцев.


Африка уникальна и многогранна, такими же являются и люди, живущие на материке

Орнаменты и узоры находили свое применение на:

  • Тканях. Символы наносились деревянными штампами. Умельцы западноафриканских племен могли расписать на ткани историю жизни поколения или перенести орнаменты, защищающие человека от болезни, несчастья, злого рока.

Ткани в африканском стиле — это настоящее буйство красок
  • Телах. Роспись использовалась для защиты воинов в бою и для защиты от злых духов. Также узоры показывали социальный статус и принадлежность к какому-либо племени. Орнаменты либо ежедневно подкрашивают, либо наносят лишь в праздничные дни.

Многие черты культуры африканских народов, как и особенности их исторического развития, определились природными условиями, в которых они жили
Восточная Африка один из самых колоритных регионов

Орнаменты Африки разделяют на три основных направления:

  1. Мавританский орнамент. Харакеризуется применением оттисков в виде анималистичных узоров, ритуальных масок, картин из быта племени. Также применим для Мавритании цветок.
  2. Нигерийский орнамент. Для него характерно использование образа ящерицы, обнесенной контрастным геометрическим узором.
  3. Орнаменты племен Конго. Их отличие в применении изображения Кую.

Мавританский орнамент

Поразительные орнаменты племен Конго

Орнаментам Африки присуща пропорциональность. Узоры отличаются неординарностью элементов и сюжетных линий.

Цвета Африки

Все узоры имели смысловую нагрузку не только по оттиску, но и по цвету. и узор белого цвета символизировали духовное единство с богами. Так же об африканском стиле можно почитать в .

Белый орнамент трактовали как цвет чистоты и дружелюбия

Красный цвет имел различное значение. Так, в племенах Бакуба и Ашанти это цвет траура. Для племен Центральной части он символизировал крепкое здоровье и долгую жизнь. Нанесение орнаментов красного цвета на тело больного стимулировало к выздоровлению.

Желтый цвет – это цвет юношей и использование его в росписи для мальчиков было под запретом. Детям до 8 лет были разрешены красный и белый цвета. За нарушение запрета следовало наказание.

Желтая африканская роспись по телу

Символика Африки


Искусство адинкра — это нанесение вручную символов на ткань

Адинкра – это символы, нанесенные на тканевую одежду, тело или предметы быта.

В некоторых случаях адинкра трактуется, как праздничная рубаха с вытесненными орнаментами народов Ганы.


Традиционная мужская рубаха народов западной Африки с орнаментом, сделанным техникой штампа

Несет в себе глубокий смысл связи поколений и зачастую обозначает целую фразу. Главным символом является ADINKRAHENE, что обозначает величие и лидерство. Это символ африканских королей и вождей.


Пальма является знаком богатства и долголетия. У народов Конго этот символ называется ABE DUA.


В военном обиходе применялось нанесение военного рожка (AKOBEN), как символа бдительности.


Символом героизма у народов Африки считается меч (AKOFENA). Скрещенные мечи также символизировали власть.

Символом дисциплины является орнамент AKOKO NAN, что переводится, как нога курицы. Помимо этого AKOKO NAN призывает к правильному воспитанию детей, а именно беречь и не развращать отпрысков.

В обыденности популярны следующие символы:

  • Сердце (AKOMA), как уравновешенность.
  • Объединение сердец (AKOMA NTOSO), как согласие.
  • Папоротник (AYA), как знак преодоления препятствий.
  • Игра (DAME) символизирует ум.
  • Крокодил (DENKYEM), как символ адаптации к изменчивым условиям.

Символы Адинкра, вырезанные из дерева

Адинкра – это уникальная техника письма, трактовка которой изучена не до конца. Народы Гана верили в чудодейственную силу символов и наделяли их способностью исцеления от болезней и усиления качеств человека.


Африка в наши дни

Модный сегодня африканский цветок покорил подиумы. Крючкомсоздаются целые полотна африканского узора, где шестиугольный цветок основа композиции.


Светские львицы могут дополнить свой образ экспрессивным клатчем, вывязанным крючком в африканском стиле.


Вязаный клатч из африканских цветов

Романтичные особы могут вывязать крючком нежные африканские мотивы для украшения сумки и одежды.


Сумка из африканских цветков

Пошаговая инструкция вывязывания афроцветка:

  1. Красной ниткой вывязать 5 в.п. и замкнуть кольцо.
  2. Далее провязываем 3 в.п. — подъем, 1 сн замкнуть в кольцо. Последовательность провязать 5 раз и дополнить 1 в.п. и соединительным столбиком, образовывающим верхнюю петлю подъема. Нить обрезать.
  3. Присоединить нитку контрастной пряжи. Набираем от арки из в.п. следующую последовательность: 3 вп, 1 сн, 1 вп, 2 сн в начальную арку. Потом вывязываем 2 сн — 1 вп — 2 сн с пятикратным повторением для арок из 1 вп. Не забыть соединения с крайней петлей подъема.
  4. Продолжаем 1 сс в арку из 1 вп, далее 3 вп подъем, 6 сн. Переходим от арки к арке провязывая 7 сн в каждой, объединяя соединительным столбиком. Обрезаем затянутую нить.
  5. Прикрепляем синюю нить к краю четвертого ряда. Начиная от воздушной петли, провязываем 7 сбн к предыдущему ряду и 1 сн в промежутке двумя рядами ниже. Повторить 6 раз. Соединение закрепить на первом сбн. Нить срезать.
  6. Белую нитку крепим в конце 5 ряда. Вяжем 3 вп — 3 сн — 1 вп — 1 сн. После повторяем 3сн — 1 вп — 4 сн — 1 вп — 1 сн. Заканчиваем узор 3 сн — 1 вп. Соединение в верхней петле. Мебель, декорированная африканскими цветками смотрится очень оригинально

    Крючком можно связать салфетки различного размера для стилизации повседневного приема пищи.


    Коврики для горячих кружек

    Цветок, как узор, может быть применен для создания детских игрушек в африканском стиле. Дети будут в восторге от такого мягкого друга.


    Детские мягкие игрушки из африканских цветков

    Африканские мотивы экспрессивны, колоритны и энергичны.

    Африканский шестиугольный цветок

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 26.03.2016 17:40 Просмотров: 2324

Искусство Тропической Африки стало известно европейцам только в конце XIX в. Но совершенство этого искусства было поразительным.

Самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части: в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго.
Конечно, искусство Африки очень разнообразно, можно выделить различные стили африканского искусства со своими особыми чертами. Но в пределах одной небольшой статьи нет возможности подробнее рассмотреть эту тему, поэтому мы даём только обобщенную характеристику всего искусства народов Тропической Африки.
Искусство и культура Африки до сих пор ещё не полностью изучено, в этом вопросе пока много загадок и пробелов. Хотя открытия делаются постоянно. Археологи уверены, что африканское искусство развивалось не только в Тропической Африке, но и во многих областях Южной и Северной Африки, и в том числе в горных массивах Сахары, которая 7-8 тысяч лет назад была населена народами, занимавшимися охотой, скотоводством и земледелием. В Сахаре найдены тысячи наскальных рисунков и росписей самого различного стиля и самых различных периодов. Древнейшие из них относятся к 5 тысячелетию до нашей эры, более поздние – к первым векам нашей эры

О существовании доисторических росписей в Сахаре знали давно, но только после экспедиции французского ученого А. Лота в 1957 г. о ней стало широко известно: он привез в Париж более 800 копий наскальных изображений из района горного массива Тассилин. А в настоящее время наскальные изображения обнаружены почти во всей Африке.

Ландшафт Тассилин-Адджер
Огромное пустынное плато Тассилин-Адджер (площадь 72 тыс. км²) расположено в Центральной Сахаре, на юго-востоке Алжира. Поверхность Тассилин-Адджера пересекают каньоны, русла высохших древних рек. В скалах Тассили множество гротов и пещер, а также горячих вулканических источников.

Древние обитатели Тассилин-Адджера оставили свыше 15 тыс. наскальных рисунков и рельефов, датируемых от 7 тысячелетия до н. э. до VII в. н. э. Это один из крупнейших памятников наскального искусства Сахары, объект ЮНЕСКО. Рисунки относятся к различным временным периодам. Самые ранние – петроглифы, они выполнены в натуралистическом стиле и датируются 6000-2000 лет до н. э.

Сцена охоты
Это в основном сцены охоты и изображения животных «эфиопской» фауны: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, крокодилов, страусов, антилоп, вымершего вида буйвола и др.

Буйволы
Животные изображены очень реалистично. Есть некоторые рисунки, выполненные позднее – их стиль уже отличается. Люди, изображённые здесь, относятся к так называемому «бушменскому типу». Это люди в масках, с луками и стрелами. Анри Лот, изучавший рисунки в 1956-1957 гг., называл их «круглоголовые люди».
Более поздние рисунки конца 3000-1000 лет до н. э. выполнены красками и изображают домашних животных: овец, коз, крупный рогатый скот. Здесь встречаются также изображения лошадей, собак, муфлонов, слонов и жирафов. Рисунки выполнены более условно, чем предыдущая группа. Люди обычно в масках, с луками и стрелами, дротиками, топорами и кривыми палками. Мужчины одеты в короткие широкие плащи, женщины – в колоколообразных юбках.

Верблюды
Также были найдены изображения лошадей и повозок с колесами, относящиеся к середине 2 тысячелетия до н. э.- началу нашей эры.
Появление верблюда на рисунках (200-700 гг. н. э.) знаменует «период верблюда».
Среди скал также было найдено множество наконечников стрел, скребков, костей, зернотёрок, каменных ножей и др. орудий человека.
В эпоху неолита эта местность была богата водой и здесь произрастали различные породы лиственных и хвойных деревьев, олеандр, мирт, дуб, цитрусовые и оливковые деревья. В тех местах, где сейчас можно увидеть засыпанные песком долины, протекали полноводные реки. В них было много рыбы и крупных речных животных: бегемотов, крокодилов – об этом свидетельствуют сохранившиеся кости.

Петроглифы Феццана

Петроглифы Феццана считаются вершиной первобытного искусства. Местность, где находятся эти изображения, в настоящее время представляет собой безжизненную пустыню. На скалах ясно видны изображения слонов, бегемотов, носорогов, жирафов, быков, антилоп, страусов и других животных, а также фигуры лучников, охотников с дротиками и т. д. Размеры фигур достигают нескольких метров.

В IV тысячелетии до н. э. из наскальных изображений остаются жирафы, страусы, антилопы, но появляются изображения хищников и первые фигуры быков. Быки в разных позах и ракурсах, то с длинными, то короткими рогами, с рогами, загнутыми назад или изогнутыми в виде лиры, становятся основным объектом изображения.
Примерно в середине IV тысячелетия до н. э. в Тассилин обосновываются скотоводческие племена, поэтому появляются большие наскальные панно, изображающие перегон скота, сцены войны, охоты, собирания злаков.
Древние художники высекали свои произведения в скалах или писали их минеральными красками с преобладанием желтых, коричневых, голубых и красноватых тонов. Яичный белок использовался в качестве вяжущего материала. Краски наносились рукой, кистями и перьями.

Культура Нок

Область жизнедеятельности Нок

Древнейшая известная африканская культура была открыта в 1944 г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были найдены скульптурные портреты и детали фигур, выполненные почти в натуральную величину из обожженной глины. Эту культуру назвали культурой Нок. С тех пор удалось найти множество предметов этой культуры. Их датировали при помощи метода радиоактивного углерода. Цивилизация Нок возникла в Нигерии примерно за 900 лет до н. э. и загадочно исчезла в 200 году н. э. (конец неолита (каменного века) и начало Железного века). Считается, что цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать терракотовые статуэтки.

Статуэтка Женщины. Высота 48 см. Возраст: от 900 до 1500 лет

Терракотовая скульптура Нок
Цивилизация Нок также известна распространением металлургии железа в Африке южнее Сахары. Их культуре принадлежат и бронзовые скульптуры. Их изготовляли с помощью «метода потерянного воска». Грубую глиняную болванку обмазывали толстым слоем воска, из которого лепили модель. Затем её вновь покрывали глиной и заливали в специально оставленное отверстие расплавленный металл. Когда воск вытекал, модель сушили, внешний слой глины разбивали и полученную бронзовую фигурку тщательно шлифовали. Этот метод был известен ещё в Древнем Египте, но убедительных доказательств связи древнего Египта и Нок нет.
Совершенство лепки и обжига говорит о том, что культура Нок развивалась на протяжении длительного периода. Возможно, ей предшествовала какая-то другая, еще более древняя культура.

Народ сао

До наших дней дошли легенды о загадочном народе сао, жившем в районе озера Чад. Эта археологическая культура существовала в X-XIX вв. н. э. в области нижних течений рек Шари и Логоне (территория современной Республики Чад). По преданию, народ сао пришёл в район озера Чад из оазиса Бильма в Сахаре. Население занималось охотой, рыболовством и земледелием, знало металлургию железа, меди и бронзы; были развиты различные ремёсла. Раскопками, произведёнными в середине 20-х гг. XX в. исследованы остатки многочисленных поселений. Открыты руины городских стен и глинобитных домов, множество изделий из глины (скульптура, погребальные урны, детские игрушки, украшения, большие сосуды для хранения зерна), металлов, кости, рога, перламутра. Наиболее интересные произведения глиняной скульптуры (главным образом X в.) – головы и статуи, поражающие гротескной деформацией черт лица.

Скульптура сао
Существует легенда о народе сао – это были гиганты, одной рукой перегораживавшие реки, делавшие луки из стволов пальм и легко переносившие на плечах слонов и гиппопотамов. Находки археологов подтвердили, что действительно в X-XVI вв. здесь жил народ, создавший самобытную культуру.
Сао строили большие города, обнесенные глинобитными стенами 10-метровой высоты, создавали скульптуры из глины и бронзы, в которых обычно сочетались черты человека и животного.
Кроме скульптурных произведений до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.

Наскальная живопись (Южная Родезия)
Памятники древнего искусства Африки были обнаружены и в Южной Африке. В 20-х гг. XIX в. в горах Матопо были найдены наскальные изображения мифологического содержания. Среди этих изображений встречаются сцены земледельческих обрядов, вызывания дождя, убиения царя, оплакивания, восхождения на небо.

Рельеф (Южная Родезия)

Деревянная скульптура

Самым распространенным видом искусства Тропической Африки была народная скульптура из дерева. Ее создавали почти все народы от Сахары до Южной Африки, кроме восточных районов, где был распространен ислам. Хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не превышает 150-200 лет, считают, что деревянная скульптура существовала в Тропической Африке издавна, но во влажном тропическом климате дерево очень быстро разрушается.

Народная скульптура составляет две большие группы: собственно скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой (изображения различных духов, предков), а маски использовались во время обрядов посвящения юношей и девушек в члены общины, а также во время различных церемоний, праздников, маскарадов и т. д.

У каждого африканского народа был свой оригинальный стиль скульптуры, но в ней много общих черт. Её обычно вырезали из свежего, непросушенного дерева мягких пород, раскрашивали тремя красками – белой, черной и красно-коричневой, иногда зелёной и синей. Африканские мастера сильно преувеличивали размеры головы, а остальные части фигуры оставались непропорционально маленькими. В масках часто соединялись черты человека и животного.

Богатые самобытные художественные традиции сохранились на территории процветавшего в XVI-XVIII вв. в глубине экваториальных лесов государства Бушонго (в верховьях реки Кассай, притока Конго).
Во многих районах Тропической Африки искусство деревянной скульптуры существует и сейчас.

Искусство средневековой Африки

Культура Ифе

И́фе – город на юго-западе Нигерии. Это один из важнейших очагов древней цивилизации в Западной Африке. В XII-XIX вв. Ифе был городом-государством народа йоруба. В Ифе найдены терракотовые головы, монументальные бронзовые головы богов и властителей, выразительные, покрытые орнаментальными украшениями бронзовые полуфигуры (скорее всего, это были цари Ифе).
Бронзовая скульптура Ифе оказала большое влияние на развитие художественной культуры Бенина – государства, существовавшего до конца XIX в. на территории Нигерии. Йоруба до настоящего времени считают Ифе своей прародиной.
Когда в результате экспедиций 1910 и 1938 гг. были найдены здесь бронзовые и терракотовые скульптуры, которые не уступали лучшим образцам античного искусства, то эти находки поразили Европу. Трудно установить время исполнения этих фигур, но ориентировочно это XII-XIV вв.

Портретные скульптуры из Ифе исполнены почти в натуральную величину. Они отличаются пропорциональностью и гармонией – воплощённый идеал человеческой красоты того времени. К тому же бронзовая отливка этих фигур была так же совершенна, как и формы.
Согласно легенде, искусство бронзового литья было в XIII в. занесено из Ифе в город-государство Бенин. Здесь, как и в Ифе, оно служило царям – оба. Мастера-литейщики жили в специальном квартале города, а особые чиновники строго следили за сохранением секрета бронзового литья.
Город был уничтожен во время английской карательной экспедиции 1897 г., и многие произведения искусства погибли в огне.

Бронзовые рельефы Ифе
Кроме скульптурных произведений, до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.
В некоторых скульптурных головах культуры Ифе можно заметить черты передачи сходства.

Бронзовая фигура царя
К XV в. государство Бенин стало господствовать над народом йоруба. Оживлённую торговлю с Бенином вели португальцы (XVII-XVIII вв.), поэтому существует описание этого государства, его великолепных дворцов. Французский путешественник Ландольф даже сравнивал Бенин с крупными французскими городами того времени. О былом великолепии его дворцов рассказывают нам бронзовые рельефы, головы и резные слоновые бивни, хранящиеся теперь в музеях Европы и Америки.

Бенинская бронза
Большие бронзовые головы изображают в основном царей Бенина. До сих пор в каждом доме в Бенине находится алтарь, где приносят жертвы предкам, и прежде всего покойному отцу. На алтарях обычно ставятся резные деревянные головы, по возможности точно передающие портретное сходство с умершим.
По преданию, в середине XIII в. (правление царя Огула) из города Ифе в Бенин прислали мастера-литейщика Игве-Ига, он выучил других мастеров, которые жили в особом квартале вблизи царского дворца. Искусство бронзового литья держали в секрете.

Бронзовые рельефы украшали залы дворцов и галерей. На них изображали различные сцены из жизни, а также царей, придворных и т.д.
Культура Ифе и Бенина оказала влияние на культуры почти всех народов Гвинейского побережья.
Например, литейщики Ганы изготавливали миниатюрные бронзовые отливки гирек для взвешивания золота. Очень распространено было литьё из золота у народов бауле. Их золотые масочки отличаются изяществом. Их носили на шее или у пояса. Возможно, они изображали головы убитых врагов. Маски бауле разнообразны, но имеют и общие черты: овальное лицо, миндалевидные закрытые глаза, длинный тонкий нос, волосы в виде скрученных пучков и др.

Маска бауле
Искусство древних и средневековых государств Тропической Африки говорит о том, что народы Африки достигли высокого уровня и создали самобытную высокохудожественную культуру.

Традиции и древние царства

Искусство Тропической Африки состоит из множества само­стоятельных художественных куль­тур племен и общин. Как правило, племена и народы Африки не пере­секались друг с другом, а потому их культуры развивались обособ­ленно. В силу географических, кли­матических и исторических усло­вий в сравнении, к примеру, со стремительно развивавшимся ан­тичным искусством Греции и Рима, творчество африканских племен оставалось архаичным. Европейцы познакомились с искусством Тро­пической Африки сравнительно поздно, в конце XIX в. Многие от­крытия были сделаны лишь за по­следние годы. Однако и сейчас не­возможно полностью воссоздать историю африканского искусства: в пей слишком много пробелов и загадок.

Исследователи Африки и раньше знали о существовании доисториче­ских росписей в Сахаре, но широкую известность они получили только после экспедиции французского уче­ного А. Лота, который в 1957 г. при­вез в Париж свыше 800 цветных ко­пий, выполненных с подлинных дои­сторических фресок, находящихся и одном из горных массивов Цен­тральной Сахары - Тассилин-Аджере. В настоящее время наскальные изображения обнаружены почти во всей Африке.

Первые большие африканские го­рода возникли в Западной Африке. Царства Гана, Мали, Сонгай и Бенин торговали золотом с мусульма­нами, завоевавшими Северную Аф­рику. Восточнее находилось царст­во Мэроэ (ныне Судан), южнее вы­сились мощные каменные стены крепости Большого Зимбабве. Ле­гендарные царства, отделенные от остального мира огромной и бес­плодной пустыней Сахара, возника­ли и исчезали, оставляя после себя уникальные памятники культуры. В ходе многочисленных археологи­ческих исследований стало ясно, что корни африканского искусства уходят далеко в глубь тысячелетий. Особого упоминания заслуживает открытие культуры нок (Нигерия), известной своими терракотовыми статуэтками, бронзовой цивилиза­ции народа сао в районе озера Чад.

Исключительное значение имело открытие на территории, населен­ной народностью йоруба культуры ифе , восходящей к XI1-XIV вв. и создавшей необычайно высокое по своему уровню искусство, а также исследование удивительного искус­ства лесного царства Бенин.

АРАБСКИЕ КУПЦЫ И ИСЛАМ

Привлеченные несметными богатст­вами - золотом, медью, слоновой ко­стью - арабские купцы установили торговые связи с Восточной Афри­кой, способствуя процветанию горо­дов, располагавшихся на современ­ном побережье Кении и Танзании. Арабы принесли с собой ислам, ко­торый был воспринят племенами, говорящими на языке банту. Слияние двух культур породило третью - суахили.

Ислам пользовался большим влиянием и на территории современных Судана и Нигерии. Правители Мали, империи сложившейся примерно в VIII в. в верховьях рек Сенегал и Нигер, объявили его государственно религией. Большая мечеть в Дженне, главном городе Мали, свидетельствует об авторитете новой религии. Построенная из глины, она мало напоминает мечети Каира и Багдада. Это подтверждает тот факт, что заимствованные формы культуры изменялись под влиянием местных традиций.

ЕВРОПЕЙЦЫ В АФРИКЕ

В XV в. португальцы открыли западное побережье Африки и установилиторговые связи с племенами Нигерии и Гвинеи. Путешествие Васко да Гамы, обогнувшего Мыс Доброй На­дежды в поисках пути на Восток, расширило представление европей­це» об Африканском континенте. Но так же как арабские купцы, купцы Старого Света вели торговлю лишь с прибрежными городами. Только в XIX в., когда Промышленная рево­люция кардинально изменила мир и Европа нуждалась в сырье, евро­пейцы стали осваивать внутренние районы Африки. К 1914 г. весь кон­тинент, кроме Либерии и Эфиопии, был под контролем Европы.

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ КУЛЬТУР

Обычно изучение регионального аф­риканского искусства ограничивалось произведениями, завезенными в Европу колонизаторами или тор­говцами и отвечавшими эстетиче­ским вкусам западного зрителя. До недавнего времени не возникало ин­тереса к историческим, культурным, эстетическим особенностям этих произведений: они воспринимались скорее как экзотические диковинки, чем как образцы художественной культуры. Европейцы долго не цени­ли основное качество африканского искусства - его приверженность тра­диции. Настенная живопись или росписи по дереву, рисунки на тка­нях, вышивки, изготовление поясов как особый вид художественного промысла, всякого рода орнаменты - разные по форме и назначению, объединены использованием одних и тех же материалов: дерева, слоновой кости, глины, бронзы, золота и орга­нических волокон.

БОЛЬШОЙ ЗИМБАБВЕ

Примерно в IX в. народы, жившие на широком плато между реками Замбези и Лимпопо и занимавшиеся земледелием и скотоводством, на­учились добывать золото в рудни­ках. Они начали продавать его ближайшим соседям, а к XIII в. стали вывозить золото и медь через Ин­дийский океан в Азию в обмен на разные товары. Правители, разбога­тевшие на торговле, создали процве­тающее сильное государство. В 1100-е гг. они стали возводить огороженные каменные комплексы. Около 1450 г. Большой Зимбабве достиг вершины могущества. В это время вокруг главного поселения были построены мощные стены, ко­торые наводят на мысль о фортифи­кационном характере этого комплек­са. Однако ряд деталей, особенно две глухие конические башни внутри ог­рады, фигуры птиц из мыльного камня на высоких пьедесталах, каменные монолиты, стоявшие на сте­нах, и, наконец, вся планировка по­зволяют думать о ритуальном назначении этого сооружения. Позднее люди покинули этот город, возмож­но, из-за истощения земли, которая не могла прокормить его жителей.

КУЛЬТУРА НОК

Древнейшая из известных африкан­ских культур была открыта в 1944 г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были случайно найдены скульптурные портреты и фрагмен­ты фигур из обожженной глины, выполненные почти в натуральную величину. С тех пор удалось найти множество предметов культуры нок, как ее вскоре назвали. Их возраст довольно точно определили с помо­щью метода радиоуглеродного дати­рования: 1-е тысячелетие до н. э. - II в. н. э. Культура нок возникла в оседлом, земледельческом обществе. Высокий уровень художественного мастерства и техника обжига «на от­крытом огне», традиционная для создания изделий больших разме­ров, позволяют строить предположе­ния о существовании предшествующих этапом развития этой культуры, до сих пор, к сожалению, неизвестных.

Терракоты нок отличаются удиви­тельным богатством и разнообрази­ем художественных приемов, кото­рыми пользуется скульптор для при­дания максимальной выразительно­сти своему произведению. Но если звери - слоны, обезьяны, змеи - изо­бражались художниками нок в сугу­бо реалистической манере, то чело­веческие лица, возможно, из суеве­рия, были стилизованы под основ­ные геометрические фигуры (шар, цилиндр, конус). У некоторых, терракотовых голов сложные прически, что, вероятно, отражало социальную принадлежность персонажей, и глаза с глубоко высверленными зрачками. Любопытно, что уши часто расположены на затылке. Представители культуры нок были также искусны в изготовлении браслетов, ожерелий и поясов из растительных волокон с вплетением осколков кварца. По­добные изделия, вместе с инстру­ментами для их обработки, были найдены в больших количествах. Культура нок дала толчок последую­щим культурам, в том числе ифе (1100-1897), культуре бенин (1400-1897), дзоэде (1200-1300) и йоруба (1700-1900), отчасти связанным между собой, тогда как другие, такие как сао, развивались изолированно.

МАСКА. Ритуальные африканские маски - не простое про­изведение искусства. Они воплощают духов, героев или умерших предков и являются частью магического обряда с плясками и заклинаниями. Существуют мас­ки - обереги, сохраняющие силы и здоровье. В маске художник передает суть и внутреннюю энер­гию изображенного персонажа, в которого, по пове­рью, с помощью магии перевоплощается тот, кто на­девает маску. Показательно, что после выполнения своей функции, маски, многие из которых изготавли­вались долго и тщательно, безжалостно уничтожа­ются. Формы африканских ритуальных масок разнооб­разны - от крайне натуралистичных до фантастиче­ских, зооантропоморфных с гипертрофированными деталями. Оригинальны устрашающие маски с встав­ными зубами, рогами, обтянутые кожей животных и с длинными волосами. Отдельные маски необычай­но выразительны из-за гротескных пропорций и пре­увеличенных деталей - огромные глаза, длинные но­сы или уши. Нередко маски украшены загадочными орнаментами. Для культуры нок характерно сочета­ние предельно геометризованных объемов масок с натурализмом отдельных деталей. Ритуальные маски изготовляются из однородных материалов - дерева, кости, металлов - или их ком­бинаций с добавлением кожи, волос, шерсти, перьев, растительных волокон, зубов, рогов, раковин, бус. Большую роль играет раскраска, чаще всего полихромная. Начало XX в. ознаменовалось внезапным и все воз­растающим интересом к африканской культуре. Ху­дожники авангарда часто обращались к образу афри­канской маски.

КУЛЬТУРА САО

До наших дней дошли легенды о за­гадочном народе сао, жившем в районе озера Чад, - гигантах, одной рукой перегораживавших реки, делав­ших луки из стволов пальм и легко переносивших на плечах слонов и гиппопотамов. Находки археологов подтвердили, что действительно в X-XVI вв. здесь жил народ, создавший самобытную культуру. И хотя археологические находки свидетельствуют, что сао обрабаты­вали и металл и глину, среди многих тысяч предметов, которые были найдены в развалинах средневеко­вых городов сао, обнаруженных в середине XX в., первое место зани­мают изделия из обожженной гли­ны. Они представлены в таком изо­билии и многообразии, что культуру сао справедливо называют «глиня­ной культурой». В городах сао из глины сооружались зернохранили­ща, строились печи, изготовлялась кухонная утварь, делались катушки и веретена для пряжи, грузила для рыбной ловли, детские игрушки и украшения. Даже мертвых хоронили в огромных глиняных урнах, самых больших из известных ныне сосудов. Бесконечно многообразная скульптура сао не поддается строгой систематизации. Все, что можно сде­лать, - это разделить ее на две груп­пы: человеческие изображения и изображения животных. Однако ли­шь такое деление не будет достаточ­но четким, так как большая часть скульптуры - это либо зооморфные человеческие изображения, либо ан­тропоморфные изображения животных. Есть и такие, в которых черты животного и человека образуют столь монолитный сплав, что их не­возможно отделить друг от друга. Кроме того, независимо от характе­ра изображения вся скульптура де­лится на головы и статуэтки, кото­рые, вероятно, почитались как изо­бражения обожествленных предков.

ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО ИФЕ

В начале XX в. немецкий археолог и этнограф Лео Фробениус обнаружил близ города Ифе на западе Нигерии, следы высокой материальной куль­туры многомиллионного народа йоруба. Найденные здесь бронзовые и терракотовые скульптуры не усту­пали лучшим образцам античного искусства. Время их исполнения до сих пор точно не установлено, одна ко предполагают, что расцвет искус­ства ифе относится к ХП-XIV вв. На следующем этапе, который про­должался до XVIII в., усилился от­ход от классических образцов искус­ства ифе. На смену им пришли абст­рактные формы, типичные для со­временных скульптур йоруба.

Согласно преданиям йоруба, город-государство Ифе возник на том месте, где боги спустились с небес, дабы создать землю и населить ее. Один из них, Одудува, бог моря и благополучия, был первым они (царем), и его дети создали дина­стию царей-жрецов, которые и сего­дня считаются полубогами.

Портретные скульптуры из Ифе, исполненные почти в натуральную величину, отличаются необычайном

пропорциональностью и гармонией. В них воплотился идеал человече­ской красоты, существовавший в то время. Совершенство скульптурных форм и тонкость бронзовой отливки были настолько высоки, что долгое время ученые приписывали искусст­во ифе то португальцам, то финикийцам, то этрускам, отказываясь признать его местное происхожде­ние, что позже было неоспоримо до­казано. В скульптуре ифе очень ред­ко встречается изображение челове­ка в полный рост. По большей части среди находок были головы из терракоты или металлических сплавов. К голове приставляли деревянное тело, прикрепляли бороду и усы из настоящих человеческих волос, о чем свидетельствуют специалисты проделанные отверстия вокруг губ и на подбородке. Изображение они и его приближенных было одной из самых распространенных тем в ис­кусстве ифе. Но встречаются также изображения жертвенных животных, баранов, леопардов, слонов (симво­лов власти), часто украшенных цар­ской символикой.

БРОНЗЫ ДЗОЭДЕ

Так называется группа из девяти статуэток, которые хронологически вписываются между художествен­ной традицией ифе и более поздней культурой Бенина. Они были найде­ны в двух деревнях - Джебба и Тада, но о месте их происхождения строи­лись всевозможные догадки. По ле­генде, беглый раб Дзоэде из Идаха, будто бы поднялся по течению Ни­гера, чтобы основать новое царство. Он нес с собой эти статуэтки и знаки царской власти. В Таде было найде­но семь статуэток, и среди них уди­вительная медная фигурка сидящего человека, приближающаяся по сти­листике к произведениям классиче­ского периода ифе, - вероятно, са­мая реалистическая статуэтка из всех, найденных до сих пор в Тропи­ческой Африке. Остальные скульп­туры, включая и те две, что были найдены в Джеббе, изображают вои­нов, лучников и персонажей, относи­тельно которых существуют самые различные толкования. Выполнены они в ином стиле, но совершенно очевидна их связь с характерными особенностями скульптур йоруба.

БЕНИН

Согласно легенде, искусство бронзо­вого литья было в XIII в. занесено из Ифе в город-государство Бенин. Здесь, как и в Ифе, оно служило ца­рям - оба. Искусство Бенина было придворным в полном смысле этого слова. Художники обслуживали только царский двор, мастера-литей­щики жили в специальном квартале города, а особые чиновники строго следили за сохранением секрета бронзового литья. Во время англий­ской карательной экспедиции 1897 г. город был уничтожен и многие про­изведения искусства погибли в огне. Но и то, что сохранилось, дает яркое представление о замечательном ис­кусстве Бенина. Однако как кажет­ся, культура ифе не имела влияния на культуру Бенина, где к 15-му сто­летию сложилась своя традиция обработки дерева, глины и слоновой кости. Скорее обе культуры развива­лись параллельно и прошли схожие этапы, пока не слились воедино в на­ше время, создав традицию абст­рактной скульптуры йоруба. Кроме многочисленных скульптурных про­изведений в виде голов царей и при­торных в высоких воротниках сохранились также бронзовые релье­фы, украшавшие некогда столбы и стены дворцовых галерей. Здесь можно встретить самые разнообраз­ные сюжеты и образы - придворных в церемониальных одеждах, воору­женных воинов, сцены охоты, изо­бражения португальцев в европей­ских костюмах. Кроме бронзовой скульптуры бенинские мастера соз­давали также произведения из сло­новой кости и дерева: маски-подвес­ки, жезлы, солонки и т. д.

Культуру Бенина принято делить на три больших периода: начальный с XIV по XVI в., средний, с XVI по XVII в., и поздний, с 18-го столетия до 1897 г., когда оба был смещен анг­личанами. Эти периоды вмещают историю политического развития и упадка целой империи. Идеализиро­ванные изображения оба и царицы-матери характерны для начального периода. Для следующего периода характерны бронзовые статуэтки воинов, животных, а также металли­ческие барельефные украшения цар­ского дворца. Третий период - упадка - отмечен тенденцией к декоративности и небрежностью в испол­нении.

В целом по сравнению с искусст­вом культуры ифе искусство Бенина отличается большей условностью и меньшим мастерством пластики. Очень высок и сам ремесленный уровень обработки металла, литья, резьбы и т. д. В какой-то мере искус­ство Бенина схематичностью объе­мов, условностью пропорций, обили­ем орнамента напоминает по своему типу памятники раннего Средневе­ковья Западной Европы, в то время как произведения мастеров ифе вы­зывают скорее ассоциации с памят­никами ранней античности.

Наряду с изготовлением изделий из бронзы во всех районах Тропиче­ской Африки процветала резьба по дереву. По-видимому, деревянная скульптура существовала в Тропиче­ской Африке издавна, хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не более 150 - 200 лет (во влажном тропическом климате дерево быстро разрушается).

Деревянная скульптура может быть разделена на две большие груп­пы: скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой - это изображения различных духов, предков, иногда вождей. На домашних алтарях знатных и простых лю­дей устанавливали поминальные го­ловы предков, вырезанные из дерева. Сохранились также деревянные скульптуры, изображающие тотеми­стических предков - покровителей рода. Маски использовали во время обрядов посвящения юношей и де­вушек в члены общины, а также во время различных церемоний, празд­ников, маскарадов и т. д. У каждого африканского народа был свой ори­гинальный стиль скульптуры. Стре­мясь выделить главное, африканские мастера сильно преувеличивали раз­меры головы, в то время как осталь­ные части фигуры оставались непро­порционально маленькими. В масках нередко самым неожиданным обра­зом соединялись черты человека и животного. Во многих районах кон­тинентальной Африки искусство де­ревянной скульптуры существует и сейчас, хотя по своим художествен­ным достоинствам современная скульптура уступает работам, соз­данным в XVIII - XIX вв.

Искусство Африки внесло неоце­нимый вклад в историю мирового искусства. Отголоски культуры Черной Африки можно обнаружить в творчестве таких крупных художников XX в., как Матисс и П. Пикассо. Последнему удалось сочетать двух­мерную перспективу, принятую в западной живописи, с третьим измерением, представленным в формах африканской скульптуры. Именно это сочетание привело к кубизму.

Новый год прошел, а зима все не кончается. Устали? Тогда давайте перенесемся на самый жаркий континент - в Африку, и немного окунемся в ее историю.

Традиционное искусство занимает очень важное место в африканской культуре. Большинство праздников и ритуалов, наряду с танцами, пением и рассказами, не обходится без ярких визуальных образов. Предметы искусства могут являться оружием или знаками отличия, престижа, а также иметь религиозное значение. Искусство народов Африки разнообразно: это и скульптуры, и картины, «фетиши», маски, фигурки и украшения.

Центральное место все же принадлежит скульптуре, которая является, бесспорно, величайшим достижением африканского народа. Подавляющее большинство скульптур выполнено из дерева, но встречаются произведения из металла, камня, терракоты, слоновой кости, а также совсем экзотические творения из бусин и бисера, и даже слепленные из простой земли! Археологами обнаружены древние скульптуры на всей территории африканского континента, но наибольшее их скопление находится в центральной и западной его частях.

Наскальная живопись, напротив, наиболее распространена на юге и востоке. Считается, что авторство большинства этих рисунков принадлежит бушменам («людям степи»). Рисунки бушменов создавались шаманами и служили частью религиозных ритуалов.

Цветастые маски и фетиши - предметы, призванные отпугивать злых духов, ведьм и призраков. Использовались они также как талисманы, приносящие удачу и ограждающие от несчастий.

Основные черты

Искусству Африки присущи весьма характерные признаки, по которым его всегда можно отличить от искусства других континентов. Во-первых, в центре изображения практически всегда находится человеческая фигура. Во-вторых, африканские мастера редко стремятся к реалистичности, чаще они прибегают к упрощению форм и абстракции. В третьих, нередко используется искаженные, гипертрофированные пропорции, призванные подчеркнуть движение, динамику.

Темы африканского искусства

Все искусство народов Африки можно разделить на три обширные темы. Первая из них - это своеобразный симбиоз Леса и Поселения. Члены племен носят специальные маски и наряды, отдавая дань этой двойственности: например, мужское начало преподносится в образе слона, сильнейшего животного, а женское - напротив, в ухоженном, максимально удаленном от «естественного» образе, представляющем цивилизацию и контрастирующим с диким, необузданным мужским.

Вторая тема - это отношения между полами. Занятие искусством в Африке нередко использовалось (и используется), как своеобразная «терапия», позволяющая семейным проблемам рассасываться и испаряться.

Третья большая тема - это проблема контроля над естественными и сверхъестественными силами, дабы достичь желаемого.

Каждому региону континента присущ свой стиль в искусстве. В западном регионе принято отдавать дань великим предкам и приносить символические жертвоприношения, что очень заметно влияет на общую картину местных предметов искусства. В Центральной же Африке искусство более прикладное, и здесь распространена оригинальная земляная архитектура, вышивка, ювелирные и кожаные изделия, замысловатые прически. Но что бы ни создавали африканские умельцы, их творчество всегда ярко и жизнерадостно, ведь оно призвано воспевать жизнь!

В наше время африканские мотивы очень популярны во всем мире. Многие сувенирные лавки могут предложить товары в «африканском» стиле, которые люди с удовольствием покупают в свои дома и украшают ими интерьеры. А у вас дома есть что-то африканское?