Изабелла аркадьевна гриневская.

Не менее загадочная Изабелла Аркадьевна Гриневская December 7th, 2013

Пока по Википедии.
Изабелла Аркадьевна Гриневская (3(15) мая 1864, Гродно — 1942, Ленинград) — русский драматург, прозаик, поэтесса, переводчица, критик.

Дочь востоковеда Авраама Фридберга (1838, Гродно — 1902, Варшава) .
Фридберг в Гродно в ортодоксальной семье. Потеряв отца, он 13 лет от роду поступил к часовых дел мастеру в учение. Получил традиционное еврейское религиозное образование. В период с 1854 по 1858 жил некоторое время в Брест-Литовске и Кишинёве. В 1858 вернулся в свой родной город, занимался преподаванием древне-еврейского языка для богатых семей. В 1883—1886 в Санкт-Петербурге печатался и редактировал газету «Хамелиц». В 1886 поселился в Варшаве, где принимал близкое участие в изданиях Н.Соколова «Ха-Цефира» и «Хa-Асиф». В 1888 стал редактором еврейской энциклопедии «Хa-Эшкол», вскоре прекратившейся; в том же году он был назначен цензором еврейских книг (занимал этот пост до 1891).
Первая книга Фридберга на древне-еврейском языке — переработка романа итал. писательницы Г.Агилар «Кедровая долина, или Мученик» (1876). Автор фельетонов, которые подписывал «Гар Шалом». Работал в издательстве «Ахиасаф», в котором вышла его книга «Толдот ха-иегудим бэ Сфарад» («История евреев в Испании», 1893). Сотрудничал в ежегоднике Н.Соколова «Сефер ха-Шана».

Окончив гимназию, в конце 1880-х гг. Гриневская приехала в Петербург, где обучалась на Высших женских (Бестужевских) курсах. Сотрудничала в «Энциклопедическом словаре» Ефрона. Владела многими европейскими языками, в начале своей деятельности писала, помимо русского, по-польски. Литературную деятельность начала переводами, впоследствии печатала стихи, пьесы, рассказы, статьи, выпустила ряд книг, её одноактные пьесы ставились на столичных и провинциальных сценах. Сама играла на сцене (под псевдонимом Тамарина), преподавала сценическое искусство и декламацию.

Написала и опубликовала большое число произведений в различных жанрах, однако наибольшую известность принесли ей её пьесы «Баб» (СПб, 1903, 1916; поставлена в театре Литературно-художественного общества в Петербурге в 1904 г.) и «Беха-Улла» (СПб., 1912), посвящённые основателям новейших религиозных учений современности — бабизма и бахаизма — Бабу и Бахаулле .

Начав работу над пьесой «Баб» как над исторической драмой, Гриневская сама оказалась привлечена Его учением и впоследствии стала последовательницей учения бахаи (возможно, первой в России ) . Настроения накануне революции 1905 года в России были благоприятны для восприятия демократического социального учения Баба, что, помимо литературного качества пьесы, определило успех пьесы и постановки.

Но все мы, все тираны,
Ничтожнейший из нас
Над жертвою своею
Глумится в каждый час.
… Родятся люди в каждый час,
И каждый час тиранов зарождает, -
На тронах, в хижинах, в лачугах и дворцах,
И если захотим мы с мщением в сердцах
Тиранов всех низринуть,
Придется без конца потоки крови лить,
Пока останется один, что меч покинет.

«Ах, бросьте же мечи… Мечи свои вы спрячьте.»

В письме к Гриневской от 22 октября 1903 о пьесе «Баб» одобрительно отозвался Л. Н. Толстой (LXXIV, 207—08), сам глубоко интересовавшийся историей и учением Баба и Бахауллы. В процессе работы над пьесой Гриневская изучала труды историков и востоковедов (в качестве своих источников она называет А. Казембека, М. А. Гамазова и А. Г. Туманского ). Тем не менее исторические реалии оказываются у неё сознательно искажёнными : Баб растёт в доме отца Гуррат-уль-Айн оказывается её молочным братом, между ними развивается роман, Баб проповедует в Ширазе на базаре и т. д. Того обстоятельства, что, согласно установлениям бахаи, Явители религий вообще не могут изображаться на сцене (не только Баб и Бахаулла, но и, например, Будда или Иисус), Гриневская в период работы над пьесой «Баб», очевидно, не могла знать. Когда несколько лет спустя Абдул-Баха познакомился с текстами пьес Гриневской, он сделал для неё беспрецедентное исключение.

Акценты в пьесе «Беха-Улла» развивают идеи ненасильственного, духовного преобразования общества , начатые в первой из пьес. Бахаулла объявляет себя тем посланцем Бога, о котором пророчествовал Баб:

…Я слышу зов Аллаха.
Идите все за мной, возстанем мы из праха.
Я смерти не боюсь! Пойдём, друзья, за Ним!
Аллах зовёт — я с Ним, друзья, непобедим!
Вот тучи пронеслись. Прошло, прошло затменье -
Там солнце пурпуром и золотом горит.
Я с Ним непобедим. Смотрите же: терпенье -
Оно мой щит,
Прощенье -
Моё копье. Любовь — мой меч, вот все
Моё вооруженье!

В 1910 году Гриневская в качестве паломника бахаи удостаивается встречи с Абдул-Баха, который находился тогда в окрестностях Александрии в Египте. Абдул-Баха высказал одобрение литературной деятельностью Гриневской и спросил её о её желаниях. Гриневская ответила, что желала бы видеть её пьесы «Баб» и «Беха-Улла» переведёнными на немецкий и французский языки. Абдул-Баха сказал, что её желания сбудутся. Перевод пьесы «Баб» на немецкий пера Фридриха Фидлера действительно существовал, но неизвестно, сохранился ли. Велась работа и над французским переводом (переводчица Гальперина), относительно судьбы которого ничего не известно. По сообщению Марты Рут, Абдул-Баха предсказал Гриневской также, что эти пьесы будут однажды поставлены и в Тегеране.

Примерно до 1915 г. Гриневская работала над рукописью «Путешествие в страну солнца» о Вере Бахаи. Этот манускрипт, общим объёмом более 500 страниц, никогда не был опубликован . Мало что известно из жизни Изабеллы Гриневской после революции 1917 года. Единственная ее книжка за все послереволюционное время - сборник стихов " Павловск ", датирована 1922 годом. Несмотря на запрет деятельности групп бахаи в Советской России уже начиная с конца 1920-х годов, ленинградский домашний адрес Гриневской продолжает открыто публиковаться в качестве контактного во всех выпусках Bahá"í World в тридцатых и сороковых годах, вплоть до кончины Гриневской в 1942 году. Умерла от голода в блокаду .

Литература:
Гриневская, Изабелла. Баб. Драматическая поэма из истории Персии. В 5 действиях и 6 картинах. Издание 2-е. Петроград, 1916.
На сервере электронной библиотеки ImWerden
:
И. Ш. Отзывы печати о драматической поэме «Баб» (из персидской жизни) Изабеллы Гриневской. СПб, 1916
Root, Martha. Russia’s Cultural Contribution to the Bahá"í Faith. The Bahá"í World, 1934—1936, vol. VI, p. 707—712.
Momen, Moojan. The Bábí and Bahá"í Religions, 1844—1944. Some Contemporary Western Accounts. George Ronald: Oxford, 1981. ISBN 0-85398-102-7, p. 50-51.
Гриневская, Изабелла Аркадьевна. Павловск / И. А. Гриневская. - Пг. : Изд. Павловского отд. Общества изучения, популяризации и художественной охраны Старого Петербурга и его окрестностей, 1922. - 32 с.

И.Е.Репин в гостях у профессора С.О.Грузенберга на даче в Сестрорецке, среди присутствующих - Изабелла Гриневская и режиссер Н.Евреинов. Дата съемки 1913г.. Авторы съемки Булла Карл Карлович

) - русский и еврейский драматург, прозаик, поэтесса, переводчица, публицист.

Публиковала художественную прозу на идише , стихи, пьесы, переводы и публицистику на русском языке .

Биография

Написала и опубликовала большое число произведений в различных жанрах, однако наибольшую известность принесли ей пьесы «Баб» (СПб, 1903, 1916; поставлена в театре Литературно-художественного общества в Петербурге в 1904 г.) и «Беха-Улла » (СПб., 1912), посвящённые основателям новейших религиозных учений современности - бабизма и бахаизма - Бабу и Бахаулле .

Начав работу над пьесой «Баб» как над исторической драмой, Гриневская сама оказалась привлечена его учением и впоследствии стала последовательницей учения бахаи (возможно, первой в России). Настроения накануне революции 1905 года в России были благоприятны для восприятия демократического социального учения Баба, что, помимо литературного качества пьесы, определило успех пьесы и постановки.

Но все мы, все тираны,
Ничтожнейший из нас
Над жертвою своею
Глумится в каждый час.
… Родятся люди в каждый час,
И каждый час тиранов зарождает, -
На тронах, в хижинах, в лачугах и дворцах,
И если захотим мы с мщением в сердцах
Тиранов всех низринуть,
Придется без конца потоки крови лить,
Пока останется один, что меч покинет.

«Ах, бросьте же мечи… Мечи свои вы спрячьте.»

В письме к Гриневской от 22 октября 1903 о пьесе «Баб» одобрительно отозвался Л. Н. Толстой (LXXIV, 207-08), сам глубоко интересовавшийся историей и учением Баба и Бахауллы.

В процессе работы над пьесой Гриневская изучала труды историков и востоковедов (в качестве своих источников она называет А. Казембека , М. А. Гамазова и А. Г. Туманского). Тем не менее исторические реалии оказываются у неё сознательно искажёнными: Баб растёт в доме отца Гуррат-уль-Айн, оказывается её молочным братом, между ними развивается роман, Баб проповедует в Ширазе на базаре и т. д. Того обстоятельства, что, согласно установлениям бахаи, Явители религий вообще не могут изображаться на сцене (не только Баб и Бахаулла, но и, например, Будда или Иисус), Гриневская в период работы над пьесой «Баб», очевидно, не могла знать. Когда несколько лет спустя Абдул-Баха познакомился с текстами пьес Гриневской, он сделал для неё беспрецедентное исключение.

Акценты в пьесе «Беха-Улла» развивают идеи ненасильственного, духовного преобразования общества, начатые в первой из пьес. Бахаулла объявляет себя тем посланцем Бога, о котором пророчествовал Баб:

…Я слышу зов Аллаха.
Идите все за мной, возстанем мы из праха.
Я смерти не боюсь! Пойдём, друзья, за Ним!
Аллах зовёт - я с Ним, друзья, непобедим!
Вот тучи пронеслись. Прошло, прошло затменье -
Там солнце пурпуром и золотом горит.
Я с Ним непобедим. Смотрите же: терпенье -
Оно мой щит,
Прощенье -
Моё копье. Любовь - мой меч, вот все
Моё вооруженье!

В 1910 году Гриневская в качестве паломника бахаи отправилась в долгое путешествие в страны Ближнего Востока и в окрестностях Александрии ей удалось встретится и говорить с Абдул-Баха . Абдул-Баха высказал одобрение литературной деятельностью Гриневской и спросил её о её желаниях. Гриневская ответила, что желала бы видеть её пьесы «Баб» и «Беха-Улла» переведёнными на немецкий и французский языки . Абдул-Баха сказал, что её желания сбудутся. Перевод пьесы «Баб» на немецкий пера Фридриха Фидлера действительно существовал, но неизвестно, сохранился ли. Велась работа и над французским переводом (переводчица Гальперина), относительно судьбы которого ничего не известно. По сообщению Марты Рут, Абдул-Баха предсказал Гриневской также, что эти пьесы будут однажды поставлены и в Тегеране.

Путешествуя по Востоку, писательница вела путевой дневник, отрывки из которого периодически появлялись в петербургских и одесских газетах. Этот очерк, общим объёмом более 500 страниц, названный «Путешествие в Края Солнца», был закончен в 1914 году, но так и не был полностью опубликован .

Несмотря на запрет деятельности групп бахаи в Советской России уже начиная с конца 1920-х годов, ленинградский домашний адрес Гриневской продолжает открыто публиковаться в качестве контактного во всех выпусках Bahá"í World в тридцатых и сороковых годах, вплоть до кончины Гриневской в 1944 году.

В 1915 году выступала с собственной антрепризой . В 1916 году по сценарию И. А. Гриневской снимался фильм «Игра случая».

Мало что известно из жизни Изабеллы Гриневской после революции 1917 года. Единственная её книжка за всё послереволюционное время - сборник стихов «Павловск», датирована 1922 годом.

В начале июня, в июле и в августе 1937 года обращалась с ходатайствами к Е. П. Пешковой с просьбой о помощи в облегчении участи арестованных Екатерины Сергеевны и Дмитрия Николаевича Веселовских . По этому же поводу написала письмо начальнику Севостоклага.

Умерла И. А. Гриневская в 1944 году после снятия блокады Ленинграда . Её блокадные записи были опубликованы посмертно (Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома, 2014).

Адрес в Санкт-Петербурге

  • 1894-1944 год - Проспект Нахимсона , дом № 10, квартира № 32

Литература

  • Гриневская, Изабелла. Баб. Драматическая поэма из истории Персии. В 5 действиях и 6 картинах. Издание 2-е. Петроград, 1916.
  • И. Ш. Отзывы печати о драматической поэме «Баб» (из персидской жизни) Изабеллы Гриневской. СПб, 1916
  • Root, Martha. Russia’s Cultural Contribution to the Bahá"í Faith. The Bahá"í World, 1934-1936, vol. VI, p. 707-712.
  • Momen, Moojan. The Bábí and Bahá"í Religions, 1844-1944. Some Contemporary Western Accounts. George Ronald: Oxford, 1981. ISBN 0-85398-102-7 , p. 50-51.
  • Гриневская, Изабелла Аркадьевна. Павловск / И. А. Гриневская. - Пг. : Изд. Павловского отд. Общества изучения, популяризации и художественной охраны Старого Петербурга и его окрестностей, 1922. - 32 с.

Примечания

  1. Yiddish Leksikon
  2. The Jewish Encyclopedia, p. 159
  3. Leo Wiener «The History of Yiddish Literature in the Nineteenth Century»
  4. Изабелла Аркадьевна Гриневская: Блокадная повседневность
  5. В некоторых источниках упоминается девичья фамилия Фрейдберг и её родство с братьями Самуилом, Борисом и Давидом Фрейдбергами, казнёнными в 1915 году по

Изабелла Гриневская

Изабелла Аркадьевна Гриневская (3(15) мая , Гродно - 1942, Ленинград) - русский драматург, прозаик, поэтесса, переводчица, критик. Дочь востоковеда Авраама Фридберга (1838, Гродно - 1902, Варшава). Окончив гимназию, в конце 1880-х гг. приехала в Петербург, где обучалась на Высших женских (Бестужевских) курсах. Сотрудничала в «Энциклопедическом словаре» Ефрона. Владела многими европейскими языками, в начале своей деятельности писала, помимо русского, по-польски. Литературную деятельность начала переводами, впоследствии печатала стихи, пьесы, рассказы, статьи, выпустила ряд книг, её одноактные пьесы ставились на столичных и провинциальных сценах. Сама играла на сцене (под псевдонимом Тамарина), преподавала сценическое искусство и декламацию.

Написала и опубликовала большое число произведений в различных жанрах, однако наибольшую известность принесли ей её пьесы «Баб » (СПб, 1903, 1916; поставлена в театре Литературно-художественного общества в Петербурге в 1904 г.) и «Беха-Улла » (СПб., 1912), посвящённые основателям новейших религиозных учений современности - бабизма и бахаизма - Бабу и Бахаулле .

Начав работу над пьесой «Баб» как над исторической драмой, Гриневская сама оказалась привлечена Его учением и впоследствии стала последовательницей учения бахаи (возможно, первой в России). Настроения накануне революции 1905 года в России были благоприятны для восприятия демократического социального учения Баба, что, помимо литературного качества пьесы, определило успех пьесы и постановки.

Но все мы, все тираны,
Ничтожнейший из нас
Над жертвою своею
Глумится в каждый час.
… Родятся люди в каждый час,
И каждый час тиранов зарождает, -
На тронах, в хижинах, в лачугах и дворцах,
И если захотим мы с мщением в сердцах
Тиранов всех низринуть,
Придется без конца потоки крови лить,
Пока останется один, что меч покинет. «Ах, бросьте же мечи… Мечи свои вы спрячьте.»

В письме к Гриневской от 22 октября 1903 о пьесе «Баб» одобрительно отозвался Л. Н. Толстой (LXXIV, 207-08), сам глубоко интересовавшийся историей и учением Баба и Бахауллы. В процессе работы над пьесой Гриневская изучала труды историков и востоковедов (в качестве своих источников она называет А. Казембека , М. А. Гамазова и А. Г. Туманского). Тем не менее исторические реалии оказываются у неё сознательно искажёнными: Баб растёт в доме отца Гуррат-уль-Айн оказывается её молочным братом, между ними развивается роман, Баб проповедует в Ширазе на базаре и т. д. Того обстоятельства, что, согласно установлениям бахаи, Явители религий вообще не могут изображаться на сцене (не только Баб и Бахаулла, но и, например, Будда или Иисус), Гриневская в период работы над пьесой «Баб», очевидно, не могла знать. Когда несколько лет спустя Абдул-Баха познакомился с текстами пьес Гриневской, он сделал для неё беспрецедентное исключение.

Акценты в пьесе «Беха-Улла» развивают идеи ненасильственного, духовного преобразования общества, начатые в первой из пьес. Бахаулла объявляет себя тем посланцем Бога, о котором пророчествовал Баб:

…Я слышу зов Аллаха.
Идите все за мной, возстанем мы из праха.
Я смерти не боюсь! Пойдём, друзья, за Ним!
Аллах зовёт - я с Ним, друзья, непобедим!
Вот тучи пронеслись. Прошло, прошло затменье -
Там солнце пурпуром и золотом горит.
Я с Ним непобедим. Смотрите же: терпенье -
Оно мой щит,
Прощенье -
Моё копье. Любовь - мой меч, вот все
Моё вооруженье!

В 1910 году Гриневская в качестве паломника бахаи удостаивается встречи с Абдул-Баха , который находился тогда в окрестностях Александрии в Египте. Абдул-Баха высказал одобрение литературной деятельностью Гриневской и спросил её о её желаниях. Гриневская ответила, что желала бы видеть её пьесы «Баб» и «Беха-Улла» переведёнными на немецкий и французский языки . Абдул-Баха сказал, что её желания сбудутся. Перевод пьесы «Баб» на немецкий пера Фридриха Фидлера действительно существовал, но неизвестно, сохранился ли. Велась работа и над французским переводом (переводчица Гальперина), относительно судьбы которого ничего не известно. По сообщению Марты Рут, Абдул-Баха предсказал Гриневской также, что эти пьесы будут однажды поставлены и в Тегеране.

Примерно до 1915 г. Гриневская работала над рукописью «Путешествие в страну солнца» о Вере Бахаи. Этот манускрипт, общим объёмом более 500 страниц, никогда не был опубликован.

Несмотря на запрет деятельности групп бахаи в Советской России уже начиная с конца 1920-х годов, ленинградский домашний адрес Гриневской продолжает открыто публиковаться в качестве контактного во всех выпусках Bahá"í World в тридцатых и сороковых годах, вплоть до кончины Гриневской в 1942 году.

Источники

  • Гриневская, Изабелла. Баб. Драматическая поэма из истории Персии. В 5 действиях и 6 картинах. Издание 2-е. Петроград, 1916. Скачать :
    • На сервере электронной библиотеки ImWerden :
  • И. Ш. Отзывы печати о драматической поэме «Баб» (из персидской жизни) Изабеллы Гриневской. СПб, 1916
  • Root, Martha. Russia’s Cultural Contribution to the Bahá"í Faith. The Bahá"í World, 1934-1936, vol. VI, p. 707-712.
  • Momen, Moojan. The Bábí and Bahá"í Religions, 1844-1944. Some Contemporary Western Accounts. George Ronald: Oxford, 1981. ISBN 0-85398-102-7, p. 50-51.

Внешние ссылки

  • РУССКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Изабелла Аркадьевна Гриневская" в других словарях:

    Изабелла Гриневская Изабелла Аркадьевна Гриневская (3(15) мая 1854, Гродно 1942, Ленинград) русский драматург, прозаик, поэтесса, переводчица, критик. Дочь востокове … Википедия

    Писательница. Родилась в 1854 г. Литературную деятельность начала переводами с французского, польского и итальянского. В 1895 г. напечатала во Всемирной Иллюстрации пьесу Первая гроза, вслед за которой написала ряд одноактных пьес. Из них… … Биографический словарь

    Писательница. Литературную деятельность начала переводами с французского, польского и итальянского. В 1895 г. напечатала во "Всемирной Иллюстрации" пьесу "Первая Гроза", вслед за которой написала ряд других одноактных пьес. Из … Большая биографическая энциклопедия

    Писательница. Литературную деятельность начала переводами с французского, польского и итальянского. В 1895 г. напечатала во Всемирной Иллюстрации пьесу Первая Гроза, вслед за которой написала ряд других одноактных пьес. Из них Трудовой день,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Гриневская, Изабелла Аркадьевна Изабелла Гриневская Изабелла Аркадьевна Гриневская (3(15) мая 1854, Гродно 1942, Ленинград) русский драматург, прозаик, поэтесса, переводчица, критик. Дочь востоковеда Авраама Фридберга (1838, Гродно 1902, Варшава) … Википедия

    Изабелла Гриневская Изабелла Аркадьевна Гриневская (3(15) мая 1854, Гродно 1942, Ленинград) русский драматург, прозаик, поэтесса, переводчица, критик. Дочь востоковеда Авраама Фридберга (1838, Гродно 1902, Варшава). Окончив гимназию, в конце 1880 … Википедия

    Изабелла Гриневская Изабелла Аркадьевна Гриневская (3(15) мая 1854, Гродно 1942, Ленинград) русский драматург, прозаик, поэтесса, переводчица, критик. Дочь востоковеда Авраама Фридберга (1838, Гродно 1902, Варшава). Окончив гимназию, в конце 1880 … Википедия

    Изабелла Аркадьевна Гриневская (3(15) мая 1854, Гродно 1942, Ленинград) русский драматург, прозаик, поэтесса, переводчица, критик. Дочь востоковеда Авраама Фридберга (1838, Гродно 1902, Варшава). Окончив гимназию, в конце 1880 х гг. приехала в… … Википедия

    Изабелла Гриневская Изабелла Аркадьевна Гриневская (3(15) мая 1854, Гродно 1942, Ленинград) русский драматург, прозаик, поэтесса, переводчица, критик. Дочь востоковеда Авраама Фридберга (1838, Гродно 1902, Варшава). Окончив гимназию, в конце 1880 … Википедия

Гродно – 1942, Ленинград.

Драматург, прозаик, поэтесса, переводчица, критик. Дочь русского востоковеда Авраама Фридберга (1838, Гродно – 1902, Варшава). Окончив гимназию, в конце 1880-х гг. приехала в Петербург, где обучалась на Высших женских (Бестужевских) курсах. Сотрудничала в «Энциклопедическом словаре» Ефрона. Владела многими европейскими языками, в начале своей деятельности писала, помимо русского, по-польски. Литературную деятельность начала переводами, впоследствии печатала стихи, пьесы, рассказы, статьи, выпустила ряд книг, ее одноактные пьесы ставились на столичных и провинциальных сценах. Сама играла на сцене (под псевдонимом Тамарина), преподавала сценическое искусство и декламацию.

Написала и опубликовала большое число произведений в различных жанрах, однако наибольшую известность принесли ей ее пьесы "Баб " (СПб, 1903, 1916; поставлена в театре Литературно-художественного обшества в Петербурге в 1904 г.) и "Беха-Улла " (СПб., 1912), посвященные основателям новейших религиозных учений современности – бабизма и бахаизма – Бабу и Бахаулле .

Начав работу над пьесой "Баб" как над исторической драмой, Гриневская сама оказалась привлечена Его учением и впоследствии стала последовательницей учения бахаи (возможно, первой в России). Настроения накануне революции 1905 года в России были благоприятны для восприятия демократического социального учения Баба, что, помимо литературного качества пьесы, определило успех пьесы и постановки.

Но все мы, все тираны,
Ничтожнейший из нас
Над жертвою своею
Глумится в каждый час.
... Родятся люди в каждый час,
И каждый час тиранов зарождает, -
На тронах, в хижинах, в лачугах и дворцах,
И если захотим мы с мщением в сердцах
Тиранов всех низринуть,
Придется без конца потоки крови лить,
Пока останется один, что меч покинет.
"Ах, бросьте же мечи... Мечи свои вы спрячьте."

В письме к Гриневской от 22 октября 1903 о пьесе "Баб" одобрительно отозвался Л. Н. Толстой (LXXIV, 207-08), сам глубоко интересовавшийся историей и учением Баба и Бахауллы. В процессе работы над пьесой Гриневская изучала труды историков и востоковедов (в качестве своих источников она называет А. Казембека , М.А. Гамазова и А.Г. Туманского). Тем не менее исторические реалии оказываются у нее сознательно искаженными: Баб растет в доме отца Гуррат-уль-Айн оказывается ее молочным братом, между ними развивается роман, Баб проповедует в Ширазе на базаре и т.д. Того обстоятельства, что, согласно установлениям бахаи, Явители религий вообще не могут изображаться на сцене (не только Баб и Бахаулла, но и, например, Будда или Иисус), Гриневская в период работы над пьесой "Баб", очевидно, не могла знать. Когда несколько лет спустя Абдул-Баха познакомился с текстами пьес Гриневской, он сделал для нее беспрецедентное исключение.

Акценты в пьесе "Беха-Улла" развивают идеи ненасильственного, духовного преобразования общества, начатые в первой из пьес. Бахаулла объявляет себя тем посланцем Бога, о котором пророчествовал Баб:

...Я слышу зов Аллаха.
Идите все за мной, возстанем мы из праха.
Я смерти не боюсь! Пойдем, друзья, за Ним!
Аллах зовет – я с Ним, друзья, непобедим!
Вот тучи пронеслись. Прошло, прошло затменье -
Там солнце пурпуром и золотом горит.
Я с Ним непобедим. Смотрите же: терпенье -
Оно мой щит,
Прощенье -
Мое копье. Любовь – мой меч, вот все
Мое вооруженье!

В 1910 году Гриневская в качестве паломника бахаи удостаивается встречи с Абдул-Баха , который находился тогда в окрестностях Александрии в Египте. Абдул-Баха высказал одобрение литературной деятельностью Гриневской и спросил ее о ее желаниях. Гриневская ответила, что желала бы видеть ее пьесы "Баб" и "Беха-Улла" переведенными на немецкий и французский языки. Абдул-Баха сказал, что ее желания сбудутся. Перевод пьесы "Баб" на немецкий пера Фридриха Фидлера действительно существовал, но неизвестно, сохранился ли. Велась работа и над французским переводом (переводчица Гальперина), относительно судьбы которого ничего не известно. По сообщению Марты Рут, Абдул-Баха предсказал Гриневской также, что эти пьесы будут однажды поставлены и в Тегеране.

Примерно до 1915 г. Гриневская работала над рукописью "Путешествие в страну солнца" о Вере Бахаи. Этот манускрипт, общим объёмом более 500 страниц никогда не был опубликован.

Несмотря на запрет деятельности групп бахаи в Советской России уже начиная с конца 1920-х годов, ленинградский домашний адрес Гриневской продолжает открыто публиковаться в качестве контактного во всех выпусках Bahá"í World в тридцатых и сороковых годах, вплоть до кончины Гриневской в 1942 году.

Источники

  • Гриневская, Изабелла. Баб. Драматическая поэма из истории Персии. В 5 действиях и 6 картинах. Издание 2-е. Петроград, 1916.
  • И.Ш. Отзывы печати о драматической поэме "Баб" (из персидской жизни) Изабеллы Гриневской. СПб, 1916
  • Root, Martha. Russia"s Cultural Contribution to the Bahá"í Faith. The Bahá"í World, 1934-1936, vol. VI, p. 707-712.
  • Momen, Moojan. The Bábí and Bahá"í Religions, 1844-1944. Some Contemporary Western Accounts. George Ronald: Oxford, 1981.

Значение ГРИНЕВСКАЯ ИЗАБЕЛЛА АРКАДЬЕВНА в Краткой биографической энциклопедии

ГРИНЕВСКАЯ ИЗАБЕЛЛА АРКАДЬЕВНА

Гриневская Изабелла Аркадьевна - писательница. Родилась в 1854 г. Литературную деятельность начала переводами с французского, польского и итальянского. В 1895 г. напечатала во "Всемирной Иллюстрации" пьесу "Первая гроза", вслед за которой написала ряд одноактных пьес. Из них "Трудовой день", "Пьеса для разъезда", "Пожар", "Урок танцев", "Письмо" с успехом идут на Императорских и других сценах. Из переводных пьес Гриневской более известны "Друзья" Роветты, "Мертвый город" д"Аннунцио, "Ренессанс". Часть пьес, а также небольшие, большей частью юмористические рассказы собраны Гриневской в книжке "Огоньки" (Санкт-Петербург, 1900). В 1907 г. вышел "Сборник пьес и монологов" Гриневской. Написанные в условном стиле, но грациозные, стихотворения Гриневской вышли отдельной книгой в 1904 г. (Санкт-Петербург); многие из них положены на музыку. Из критических статей Гриневской ("Мишель Монтень", "Гергард Гауптман", "О риеме", "О ремарке" и др.) заслуживает внимания парадоксальный, но интересно проведенный этюд "Кого любит Софья Павловна Фамусова". По мнению Гриневской, Софья гораздо выше своей репутации: она девушка с высшими стремлениями и если увлеклась скрывшим свое настоящее обличье Молчалиным, то только потому, что утратила надежду на любовь Чацкого. В 1907 г. напечатала "Право книги" (о критиках). Наибольшее внимание из произведений Гриневской возбудила стихотворная "драматическая поэма" в 5 действиях "Баб" (Санкт-Петербург, 1903). Она посвящена истории возникновения и распространения персидской социально-религиозной секты бабидов. Пьеса страдает длиннотами, но широко и интересно задумана. В тех местах, где пламенный реформатор излагает свое благородное учение, в пьесе чувствуется настоящий подъем. Пьеса шла в Санкт-Петербурге с шумным успехом. Из истории бабизма взять сюжет и другой стихотворной "поэмы-трагедии" Гриневской - "Беха-Улла" (1912). К временам Пугачевщины относится "драматическая поэма" в стихах "Суровые дни" (1909).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГРИНЕВСКАЯ ИЗАБЕЛЛА АРКАДЬЕВНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГРИНЕВСКАЯ ИЗАБЕЛЛА АРКАДЬЕВНА
    писательница. Литературную деятельность начала переводами с французского, польского и итальянского. В 1895 г. напечатала во "Всемирной Иллюстрации" пьесу "Первая Гроза", …
  • ГРИНЕВСКАЯ
    (Изабелла Аркадьевна) ? писательница. Литературную деятельность начала переводами с французского, польского и итальянского. В 1895 г. напечатала во "Всемирной Иллюстрации" …
  • ИЗАБЕЛЛА в Словаре виноградаря:
    Американский сорт позднего периода созревания, получившийся в результате естественной гибридизации между видами Лабруска и Винифера. Завезен в Европу в числе …
  • ИЗАБЕЛЛА
    (Isabel) (1451-1504) королева Кастилии с 1474. Брак Изабеллы в 1469 с Фердинандом, королем Арагона с 1479, привел к династической унии …
  • ИЗАБЕЛЛА ЖЕНА ЭДУАРДА II АНГЛИЙСКОГО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    или Елизавета (1292-1357) — жена английского короля Эдуарда II, дочь франц. короля Филиппа IV Красивого. Старания ее ослабить влияние на …
  • ИЗАБЕЛЛА ЕЛИЗАВЕТА БАВАРСКАЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Елизавета Баварская, у французов Isabeau, 1371-1435) — франц. королева, дочь герц. Стефана II Ингольштадтского, в 1385 г. была помолвлена с …
  • ИЗАБЕЛЛА в Энциклопедическом словарике:
    , ы, мн. нет, ж. Сорт винограда с черными ягодами, а также вино из этих …
  • ИЗАБЕЛЛА
    ИЗАБ́ЕЛЛА, сорт винограда амер. происхождения. Ягоды чёрные, со слизистой мякотью и характерным ароматом. Сырьё для десертных …
  • ИЗАБЕЛЛА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИЗАБ́ЕЛЛА II (1830-1904), исп. королева в 1833-68, из династии Бурбонов. Дочь Фердинанда VII. До совершеннолетия (1843) страной правили регенты, с …
  • ИЗАБЕЛЛА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИЗАБ́ЕЛЛА (Isabel) (1451-1504), королева Кастилии с 1474. Брак И. в 1469 с Фердинандом, королём Арагона с 1479, привёл к династич. …
  • ИЗАБЕЛЛА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    изабе"лла, изабе"ллы, изабе"ллы, изабе"лл, изабе"лле, изабе"ллам, изабе"ллу, изабе"ллы, изабе"ллой, изабе"ллою, изабе"ллами, изабе"лле, …
  • ИЗАБЕЛЛА в словаре Синонимов русского языка:
    вино, виноград, …
  • ИЗАБЕЛЛА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Сорт винограда с черными ароматными ягодами. 2) Сорт вина из винограда такого сорта. 3) Вино такого …
  • ИЗАБЕЛЛА в Словаре русского языка Лопатина:
    изаб`елла, -ы (сорт …
  • ИЗАБЕЛЛА в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ИЗАБЕЛЛА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    изабелла, -ы (сорт …
  • ИЗАБЕЛЛА в Орфографическом словаре:
    изаб`елла, -ы (сорт …
  • ИЗАБЕЛЛА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Isabel) (1451-1504) , королева Кастилии с 1474. Брак Изабеллы в 1469 с Фердинандом, королем Арагона с 1479, привел к династической …
  • ИЗАБЕЛЛА в Толковом словаре Ефремовой:
    изабелла ж. 1) Сорт винограда с черными ароматными ягодами. 2) Сорт вина из винограда такого сорта. 3) Вино такого …
  • ИЗАБЕЛЛА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ИЗАБЕЛЛА
    ж. 1. Сорт винограда с черными ароматными ягодами. 2. Сорт вина из винограда такого сорта. 3. Вино такого …
  • ИЗАБЕЛЛА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. Женское …
  • ИЗАБЕЛЛА II
    Королева Испании из династии Бурбонов, правившая в 1833-1868 гг. Дочь Фердинанда VII и Марии Христины Сицилийской. Замужем с 1846 г. …
  • ИЗАБЕЛЛА I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • ИЗАБЕЛЛА II в биографиях Монархов:
    Королева Испании из династии Бурбонов, правившая в 1833—1868 гг. Дочь Фердинанда VII и Марии Христины Сицилийской. Замужем с 1846 г. …
  • ИЗАБЕЛЛА I в биографиях Монархов:
    Королева Кастилии (Испания), правившая в 1474—1504 гг. Дочь Хуана II и Изабеллы Бежа. Замужем с 1469 г. за королем Арагона …
  • в Большом энциклопедическом словаре:
    (1866-1948) российская актриса, народная артистка СССР (1939). С 1886 в Александринском театре (ныне Санкт-Петербургский театр драмы им. Пушкина). Роли: Ренева …
  • МИЧУРИНА-САМОЙЛОВА ВЕРА АРКАДЬЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Вера Аркадьевна , русская советская актриса, народная артистка СССР (1939). Принадлежит к известной актёрской семье Самойловых …
  • ШАРРЬЕР, ИЗАБЕЛЛА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Изабелла-Гиацинта-Агнесса де Сент-Гиацент de Charri?re, 1741-1806) - французская писательница. По происхождению голландка, принадлежала к родовитой гаагской знати. До 1776 г. …
  • ДАВЫДОВА АЛЕКСАНДРА АРКАДЬЕВНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (урожд. Горожанская, 1848—1902) — основательница и издательница журнала "Мир Божий"; была замужем за виолончелистом К. Ю. Давыдовым (см. соотв. статью). …
  • ДАВЫДОВА, АЛЕКСАНДРА АРКАДЬЕВНА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (урожденная Горожанская, 1848?1902) ? основательница и издательница журнала "Мир Божий"; была замужем за виолончелистом К. Ю. Давыдовым (см.). В 1896 …
  • ИЗАБЕЛЛА I в Словаре Кольера:
    (Isabel I la Catlica) (1451-1504), королева Кастилии, единственная дочь и второй ребенок Хуана II и Изабеллы, родилась в Мадригал-де-лас-Альтас-Торрес (55 …